Как называется камень на валааме

Камни Валаама

Как называется камень на валааме. Смотреть фото Как называется камень на валааме. Смотреть картинку Как называется камень на валааме. Картинка про Как называется камень на валааме. Фото Как называется камень на валааме Как называется камень на валааме. Смотреть фото Как называется камень на валааме. Смотреть картинку Как называется камень на валааме. Картинка про Как называется камень на валааме. Фото Как называется камень на валааме Как называется камень на валааме. Смотреть фото Как называется камень на валааме. Смотреть картинку Как называется камень на валааме. Картинка про Как называется камень на валааме. Фото Как называется камень на валааме

Далеко за пределами обжитых территорий очень редко, но иногда везёт встретить удивительные находки. И было непонятно, то ли этот камень обработала природа, то ли это дело рук древнего человека, который использовал Валаам, как культовое место своих языческих обрядов

Сегодня почти не осталось достоверных свидетельств о языческом прошлом Валаама. Но, есть косвенные данные, позволяющие полагать, что Валаам, до основания монастыря был культовым местом поклонения древних карел-язычников.

Освоение острова православными монахами началось не только с выдворения коренных корел с Валаама, но и уничтожения следов их языческих обрядов.

Результаты археологических экспедиций говорят о том, что человек пришёл сюда примерно в те же годы, когда и появился город Старая Ладога.

Об этом свидетельствуют найденные в отложениях Игуменского озеро следы сельскохозяйственной деятельности.

В период Новгородской Республики также найдены свидетельство постоянного проживания здесь людей. Но, если говорить о о первобытном строе времён корел-кочевников, то реальных данных у науки не существует.

Именно потому наиболее интересные артефакты можно найти только на самых удаленных от монастырской обители островах, в глухих местах, куда просто не возникло надобности добраться.

Эти места никогда не увидит простой турист. Только тем, кто рискнет на самостоятельный многодневный поход, Валаам немного приоткроет свои настоящие тайны.

Источник

Валаам. Чем интересна и необычна природа острова?

Люди, приезжающие на остров Валаам в качестве туристов или паломников, получают массу разнообразных впечатлений и информации: тут история, архитектура, светская и монастырская жизнь. Все это, складываясь и переплетаясь, являет собой сложную мозаику сюжетов, интересных для рассмотрения.

Как называется камень на валааме. Смотреть фото Как называется камень на валааме. Смотреть картинку Как называется камень на валааме. Картинка про Как называется камень на валааме. Фото Как называется камень на валааме

Валаам — особое явление природы. Это не только остров, это целый архипелаг: три четверти общей площади архипелага приходится на остров Валаам. Все острова архипелага имеют вулканическое происхождение. Основу островов составляют габбро-диабаз и сиенит-диориты.

Габбро-диабаз — по составу близкая к базальту порода. А в качестве ее характеристики выделяют зернистость. Цвет описывают как темно-серый или зеленовато-черный. У валаамского габбро-диабаза есть своя особенность, в основании он имеет красноватые вкрапления.

Еще одна особенность состоит в том, что геологическая основа островов отличается от Карельского перешейка, то есть они не связаны в основании с материковой частью. Это граница Русской платформы и Балтийского кристаллического щита. Зона до сих пор определяется как активная в плане тектонических процессов. С этим связан один из загадочных феноменов местности — бранкиды, глухой, но достаточно сильный гул, раздающийся время от времени на острове.

Геологическая история

Возраст вулканических пород, лежащих в основе Валаамского архипелага, специалисты относят к древнейшей эпохе истории Земли, к архейскому периоду. По их оценкам это примерно 2,5 миллиарда лет.

Впадина, которая потом стала Ладожским озером, появилась в результате отхода ледника. 14 тысяч лет назад впадина заполнилась водой. В водах Ладоги сохранились два реликтовых животных: рогатка, или четырехрогий бычок, и ладожская нерпа.

Напоминание о леднике — это существование «кучерявых скал», групп скал и скалистых выступов, сильно отшлифованных движением ледника. Их называют «бараньи лбы».

Всего две тысячи лет назад произошло еще одно важное событие — прорвалась Нева, возникла изолированность от Белого моря. Уровень воды понизился, появились острова. Сейчас уровень воды колеблется в пределах 2 м.

Почва и климат

Сложный рельеф Валаама влияет на его климат. Так на южном склоне все процессы идут активнее, все растет гораздо быстрее. Еще одна черта — это эрозия, сильное разрушение габро-диабазов. Габро-диабаз недолговечен, в отличие от гранита, происходит выветривание более 1−2 мм.

А вот дальше начинается интересное. При эрозии образуются элювиальные отложения. Но элювий является как раз благоприятным фактором для формирования почвы. Продукты выветривания содержат железо, что дает охристую окраску валаамской почве. Также почва богата фосфором, кальцием, магнием в сильной концентрации. Тип почв: буроземы, подбуры, что характерно и для Приладожья.

Озеро, 208 м³ воды, очень сильно влияет на климат. Оно сглаживает и аккумулирует процессы, происходящие на ландшафте. Если выстроить розу ветров, то видно, что преобладает юго-восточный ветер.
Как называется камень на валааме. Смотреть фото Как называется камень на валааме. Смотреть картинку Как называется камень на валааме. Картинка про Как называется камень на валааме. Фото Как называется камень на валааме Скалы на острове Валаам
Фото: Aleksander Kaasik, ru.wikipedia.org

В течение года выпадает много осадков, до 30 мм в сутки. Дни с высокой влажностью, до 87%, в подавляющем большинстве. Среднегодовая температура +3,6°C. Это выше, чем на материке, если сравнивать с ближайшим материковым городом Сортавала, то там — +3°C. Но количество солнечных дней больше на 30 дней.

Первый заморозок происходит около 22 ноября, а на материке — 26 октября. Зима запаздывает на 2 недели, но так же запаздывает и весна.

Удивительно, что разные части острова имеют разный климат. Специалисты говорят, что причина этому — наличие сложного ландшафта в окружении огромного количества воды. Возникают особого рода вихревые потоки. Принято считать, что лето начинается, когда зацветает сирень. Так вот, в разных частях острова и на разных островах сирень может одновременно и зацветать, и отцветать.

На Валааме до сих пор сохранились черты девственных лесов. Абсолютное преобладание хвойных деревьев. Для сравнения, в краю лесов, в Карелии, девственных лесов менее 20%. И в последнее время это количество снижается. Валаам свой лес сохранил. Монахи Валаама никогда не рубили лес, он завозился с материка. Источником топлива был валежник. Как называется камень на валааме. Смотреть фото Как называется камень на валааме. Смотреть картинку Как называется камень на валааме. Картинка про Как называется камень на валааме. Фото Как называется камень на валааме Ф. А. Васильев, «На острове Валааме», 1869 г.
Фото: artchive.ru

В какое-то время на Валааме появился финский гарнизон, и часть леса была вырублена. Но позже были произведены искусственные посадки.

Сажают интродуценты, что издавна практиковалось на Валааме. Посадки ограничены, не более 40 видов деревьев и кустарников. Большинсво интродуцентов имеют возраст, приблизительно равный окружающему лесу.

Валаамским соснам наносят большой вред лоси. Их численность увеличилась с конца 40-х годов прошлого века. Порою на острове находится до 100 животных. Кормовая база же обеспечивает пищей от 2−4 до 6 особей на весь архипелаг.

По Валааму проходит древний путь миграции северных оленей. Этим фактом ученые объясняют заходы лосей на остров. Иногда рогатые пришельцы проникают на остров со стороны шхер, приходят зимой, спасаясь от волков. Как называется камень на валааме. Смотреть фото Как называется камень на валааме. Смотреть картинку Как называется камень на валааме. Картинка про Как называется камень на валааме. Фото Как называется камень на валааме Фото: Depositphotos

Активно идет процесс подрастания елей. Сейчас всех беспокоит то, что очень разрастается нижний ярус леса, а это может вызвать заболачивание.

Флора и фауна

На Валааме можно встретить около 495 видов всех цветковых растений Карелии. Один вид занесен в Красную книгу — это вудсия альпийская. Из 160 редких видов Карелии — 64 растут на Валааме. Как называется камень на валааме. Смотреть фото Как называется камень на валааме. Смотреть картинку Как называется камень на валааме. Картинка про Как называется камень на валааме. Фото Как называется камень на валааме Вудсия альпийская. Ботаническая иллюстрация из книги Flora von Deutschland, Österreich und der Schweiz, 1885 г.
Фото: ru.wikipedia.org

Островное расположение, Ладога, сложный рельеф стали причиной тому, что фауна Валаама беднее, чем на материке. Нет медведей, волков. Есть лоси, лисы, зайцы, белки, ондатра. Бурозубка — мышь. На острове нет охоты. Практикуется санитарный отстрел с целью регуляции популяции лосей. В конце августа, начале сентября лоси очень опасны — это период гона.

Была неудавшаяся попытка завоза и акклиматизации европейской норки. На Валаам завезли около 15 норок. Но на острове, оказывается, жила собака, которая была натаскана на норку.

В районе Коневских озер встречается ондатра. Есть бобры, хотя они не характерны для Валаама. Видели рысь, самку, она приносит котят. Когда-то северный олень был обычным явлением, но с отмиранием лишайников исчез.

Птиц на Валааме много, около 170 видов. Есть редкие виды: орлан-белохвост, сова-неясыть, пустельга, кобчик. Встречается желтоголовый королек, самая маленькая птица России, вес которого 5 г. Есть также крапивник, черный и певчий дрозды, мухоловка.

А вот такой птицы, как сорока, на Валааме нет. Причина в том, что это плохо летающая птица. Из водоплавающих на острове обитает гагара. Гагары здесь вьют гнезда, так как на острове есть холодная и чистая вода. С другой стороны, водная среда меняется — озера мелеют, протоки зарастают, что сократило численность некоторых видов водоплавающих, а некоторые, такие как лебеди, покинули остров.

Гости, посещающие Валаам, очень часто встречают змей и ящериц. На острове водятся гадюки, ужи. Есть ящерица живородящая, медянок нет.

Из насекомых есть бабочки — крапивница черная, павлиний глаз; жуки-усачи, усы которых доходят до 5 мм. Есть клещи, но их очень мало, энцефалитных клещей нет.

Во внутренних озерах на Валааме водятся щука, окунь, плотва, линь, красноперка. В одно из озер иногда заходит ряпушка. На монастырской ферме Валаама построен рыбный питомник, где разводят сигов и налимов.

И в заключение хочу рассказать об озёрах Валаама. Само по себе это словосочетание уже удивительно, так как Валаам — это остров в Ладожском озере, у которого, в свою очередь, есть внутренние озёра.

Как появились эти озера? Несколько озер возникли в результате давления ледника, они неглубокие — от 3 до 8,5 м. Есть озеро-разлом — Сисяярве, 18 м глубиной. 9 малых озер наполняются атмосферными осадками. У озер Сисяярве и Лещевого уровень воды совпадет с уровнем Ладожского озера. Водообмен внутренних озер совершается за год, тогда как для обновления воды в Ладожском озере требуется 11 лет. Как называется камень на валааме. Смотреть фото Как называется камень на валааме. Смотреть картинку Как называется камень на валааме. Картинка про Как называется камень на валааме. Фото Как называется камень на валааме Озеро Сисяярви
Фото: palmernw.ru

Я думаю, что читатели согласятся со мной в том, что природа острова Валаам уникальна. Желаю вам иметь возможность не только прочитать о ней, но и увидеть ее во время ваших летних путешествий.

Источник

Высокая земля, или Кому на Валааме делать нечего

Как называется камень на валааме. Смотреть фото Как называется камень на валааме. Смотреть картинку Как называется камень на валааме. Картинка про Как называется камень на валааме. Фото Как называется камень на валааме

Валаам удивителен и запределен. Само название архипелага возводит ввысь и оставляет ощущение некоторой тайны. Финно-угорское слово «валамо» означает «высокая земля», а славянский вариант произношения напоминает об одноименном библейском пророке. Случайно ли пророческое имя запечатлелось в топонимике островов русского Севера или здесь есть определенный духовный смысл, трудно судить. Но Валаам, едва только становится виден с палубы теплохода, сразу возносит мысли далеко от земли и сообщает сердцу невыразимое чувство особой близости Бога.

Есть понятие духовного поиска и обретения человеком истины. Это процесс невидимый, происходящий в душе и духе. Но бывает, что подобные переживания имеют географическую проекцию. Ты приезжаешь куда-то и понимаешь: я нашел. Садишься на землю, и никуда уже не хочется идти. Именно такое чувство возникло, когда ноги паломников нашей группы впервые ступили на святую валаамскую землю. Суровая северная природа обступила нас, грозно оглядела со всех сторон и вдруг сказала неожиданное: вы дома. Валаам не обманул – за все дни странствий по Северному Афону пронзительное ощущение духовного родства не покидало нас. О том, что уезжать придется, думать не хотелось, хотя ноги уже гудели от постоянной ходьбы и голова кипела от избытка впечатлений.

Как называется камень на валааме. Смотреть фото Как называется камень на валааме. Смотреть картинку Как называется камень на валааме. Картинка про Как называется камень на валааме. Фото Как называется камень на валааме

Валаамский архипелаг состоит из каменных островов, покрытых тончайшим слоем земли. Обилие камня и создает вид холодности и неприступности. Часто деревья растут прямо на камне. Габбро-диабаз, валаамский камень, насыщен железом и долго сохраняет тепло. Деревья цепляются за него корнями, как младенец обнимает мать, и несокрушимо возвышаются над волшебным ландшафтом дикой природы Ладоги.

Каменное царство наводит мысль на библейские темы, связанные с образом камня. Камень – вера в Сына Божьего, исповеданная Петром. Сам Христос есть «камень, который отвергли строители» и который «сделался главою угла» (Мф. 21:42), «камень претыкания и камень соблазна» (1 Пет. 2:7). «Кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит» (Мф. 21:44). Из камня Моисей источает воду, на белом камне Господь обещает написать новое имя всем, победившим в духовной брани (см. Числ. 20:11; Откр. 2:17).

Библейский образ камня всегда связан с силой веры. И действительно: без веры на Валааме делать нечего. В это царство камня приходят для того, чтоб или самому стать камнем, или же уйти. В большинстве случаев так и получается. Из двадцати послушников в монастыре остается лишь один – такова сегодняшняя статистика Валаама.

Как называется камень на валааме. Смотреть фото Как называется камень на валааме. Смотреть картинку Как называется камень на валааме. Картинка про Как называется камень на валааме. Фото Как называется камень на валааме

Хоть Валаам и называют Северным Афоном, но все же солнечный Афон кажется курортом по сравнению с суровостью валаамского климата и трудностью здешней жизни. Навигация открыта с мая по сентябрь, в остальное время паломникам вход не благословляется. Осенью наступает время холодов, дождей, бурь. Непредсказуемое Ладожское озеро может взволноваться и поднять свои тяжелые волны в любой момент, поэтому водные путешествия становятся небезопасными. А затем зима, снежная вьюга, короткие северные дни, одиночество. Солнца не бывает месяцами. Прибавим еще строгий монастырский устав и скудное питание.

Пришедший сюда только из-за природных красот, или по причине неустроенности в миру, или по капризу непоседливого характера рано или поздно соберет свои вещи и сбежит. Остаются лишь те, кто из самого сердца готов сказать: «Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни» (Ин. 6:68). Те, кто способны стать новым камнем, новым Петром.

Как называется камень на валааме. Смотреть фото Как называется камень на валааме. Смотреть картинку Как называется камень на валааме. Картинка про Как называется камень на валааме. Фото Как называется камень на валааме

Валаамский архипелаг находится в самом глубоком месте Ладожского озера, где красноватые от обилия железа воды простираются вниз на двести пятьдесят метров. Такое расположение острова тоже не оставляет ум без пищи. На Валаам приходят только те бесстрашные пловцы, которые готовы нырять на самую глубину духовной жизни, где их ждет бесценный жемчуг богопознания. Северная природа сама по себе вынуждает к продолжительной молитве, к глубоким размышлениям – иногда своей суровостью, иногда необычайной красотой. Ветер, гуляющий среди скал архипелага, отрясает всякую безмятежность и легкомысленность. В этих местах, как нигде больше, приходит понимание суетности и краткости земной жизни.

Как называется камень на валааме. Смотреть фото Как называется камень на валааме. Смотреть картинку Как называется камень на валааме. Картинка про Как называется камень на валааме. Фото Как называется камень на валааме

Главный собор обители и сам монастырь названы в честь праздника Преображения. Люди, пришедшие сюда, своими трудами преображают дикую природу острова, а остров преображает их души. Человек способен к внутреннему преображению лишь только через «жестокое житие». Без подвига нет спасения, говорили отцы. Валаамские насельники являют нам, мирянам, очень редкий сегодня свет аскетического подвига. Своими трудами они напоминают древнюю святоотеческую истину: даждь кровь и прими дух. Мы ведь очень многое способны придумать, чтобы только не понуждать себя и дать волю плоти. Прикрываемся евангельским учением о любви, «богословствуем» о всепрощении Божием. Современный человек не любит подвига и старается отправить его в музей, отнести к «делам давно минувших дней».

Очень тонко подметил преподобный Анатолий Оптинский (Зерцалов) в одном из писем: «Практика, т. е. слово Божие, говорит: “Даждь кровь и приими духаˮ, а наша ученость хитрит: нельзя ли уловить “духаˮ так, чтобы не портить крови». Истинно так! На некоторых современных православных сайтах уже открыто пишут о том, что аскеза – выдумка монахов, не имеющая основания в Евангелии. И – сыпят словами о любви, конечно же. Как был прав прп. Анатолий! Действительно, пытаемся «уловить “духаˮ так, чтоб не портить крови». Слава Богу, есть еще те, кто самим фактом своего жития стоит на страже святоотеческого понимания духовной жизни. И Валаам – в авангарде этой армии.

Как называется камень на валааме. Смотреть фото Как называется камень на валааме. Смотреть картинку Как называется камень на валааме. Картинка про Как называется камень на валааме. Фото Как называется камень на валааме

Александро-Свирский скит на Святом острове. Пещера, в которой многие годы молился святой Александр. На коленях вползаю в узкое отверстие скалы. Очень влажно, даже мокро. Брюки на коленках вбирают воду. Нет, не верится. В этой мокрой клетке провести годы? «Отче Александре, не твои ли слезы впитал камень? Как молился ты здесь столько времени, в этой узкой и темной пещере? Тебе мало бегства от родителей на Валаам, тебе мало было уединенного острова, тебе мало было и могилы, вырытой собственными руками на этом острове? Тебе понадобилась еще и эта пещера, чтобы больше утеснить себя. Утесненная плоть дала крылья духу, и дух поднялся к самому небу». Тут уже мысль останавливается, и влага течет уже не только по стенам пещеры, но и по моим щекам. «Преподобне отче Александре, моли Триединого Бога о нас».

Природа Святого острова особенно строга и необычайно красива. Все здесь мистично, таинственно. В звенящей тишине слышится только голос экскурсовода, который рассказывает, что на Валаамском архипелаге и сегодня есть закрытые скиты и уединенные отшельники. Паломникам там нечего делать. Такие места – духовные легкие планеты. Там звучит молитва о всех людях, там избранные сосуды Божии изливают слезы за наши беззакония и молят Христа о помиловании. Там осуществляется тайна продления жизни мира.

Как называется камень на валааме. Смотреть фото Как называется камень на валааме. Смотреть картинку Как называется камень на валааме. Картинка про Как называется камень на валааме. Фото Как называется камень на валааме

Бродя по лесу, удивляешься разнообразию грибов и ягод и роскоши здешней природы. Кажется, остров пытается отдать в краткие дни северного лета все, на что только способна валаамская земля. Пахучий можжевельник, иван-чай в человеческий рост, черемуха, калина, красная смородина, малина, жимолость, сирень… Частично это дары валаамской флоры, но во многом и плоды трудов предыдущих поколений монахов, вырастивших на острове многие неизвестные для Севера растения. Впрочем, райская картинка летней растительности неминуемо компенсируется длительностью и тяжестью местной зимы. К зиме иноки как раз и готовятся все лето. К Валааму как нельзя более подходит пословица «Готовь сани летом, а телегу зимой».

Лето на архипелаге зовет к труду внешнему, а долгая зима – к внутреннему. Скроется солнце, завоет ветер, уедет последний паломник, остров опустеет и словно спрячет свою летнюю броскую красоту. Тогда молитва станет для валаамского монаха и теплом, и пищей, и общением, и утешением, и направит его внутренние глаза на обустройство красоты собственной души. «Видишь образ рая? – как бы спрашивает остров, показывая живописные сокровища валаамского лета. – Насади его в твоем сердце, храни и возделывай. Трудись, ибо ты за этим сюда пришел».

Как называется камень на валааме. Смотреть фото Как называется камень на валааме. Смотреть картинку Как называется камень на валааме. Картинка про Как называется камень на валааме. Фото Как называется камень на валааме

Валаам удивителен и запределен, и это именно русская запредельность. В любом хвойном лесу – березка, щемящая сердце; родное церковнославянское богослужение в храме, древнерусский знаменный распев; русские лица монахов и паломников. Русь, как ты велика, когда хранишь православие. Православие, как ты красиво, когда у тебя есть Русь. Православие родило Русь, чтобы Русь хранила православие. Может быть, это чувство (или эта мысль) и есть главное, что легло на сердце за несколько дней пребывания на Валааме. Спасибо, Валаам. Слава Тебе, Господи. Я увидел краткое лето, чтобы снова вернуться к долгой зиме. Но от всего увиденного и пережитого зима уже не будет казаться такой долгой.

Источник

Валаам и его святыни

Записки паломника

В начале мая 2018 года я побывал в составе небольшой паломнической группы в удивительном месте – на Валаамском архипелаге, где расположен знаменитый православный монастырь. Находится архипелаг в Карелии, в северной части Ладожского озера, в 22 км от материка, и насчитывает около 50 островов общей площадью 36 кв. км.

Дорога туда непростая и проходит по воздуху (если лететь до Санкт-Петербурга на самолете), суше и воде. Мы прибыли в Северную столицу вечером 4 мая, а уже в 4:30 утра следующего дня выехали на автобусе в небольшой город Приозерск, что на берегу Ладожского озера. Оттуда в 9:00 мы отправились на теплоходе к монастырю. Плыли 3,5 часа (в летнее время из Приозерска ходят «Метеоры», которые довозят пассажиров менее чем за 1,5 часа). На материке ближе всего к Валааму город Сортавала, однако туда неудобно добираться из Москвы.

Тут настоящая таежная природа, обладающая завораживающей холодной красотой

Ладожское озеро – холодное, темное и негостеприимное. Там часто бушуют шторма. Нам же повезло: водная гладь была безмятежной. Правда, несмотря на теплую погоду, дул ледяной пронизывающий ветер. Паломникам и туристам, посещающим Валаам весной, я бы рекомендовал обязательно брать шапки, теплую одежду и обувь. В тамошних местах настоящая таежная природа, обладающая завораживающей холодной красотой.

Название «Валаам» восходит к финно-угорскому топониму Valamo, где valo – это «свет», «клятва» (по другой гипотезе – «высокая земля»), или к финскому слову valаа – «отливать из металла». Даты рождения монастыря также указываются разные: одни исследователи называют конец X века, другие – XIV век.

Доподлинно известно, что святую обитель основали преподобные Сергий и Герман. В Валаамском монастыре подвизался преподобный Герман Аляскинский, которому предстояло стать первым православным миссионером в Америке. Северный Афон, как часто называют Валаам, был местом паломничества русских царей и членов их семей, вдохновлял блестящих представителей русской культуры и науки: И.И. Шишкина, А.И. Куинджи, Н.С. Лескова, Ф.И. Тютчева, П.И. Чайковского, Н.Н. Миклухо-Маклая, Д.И. Менделеева и многих других.

Валааму довелось побывать в составе Швеции (XVIII в.) и Финляндии (1917–1940 гг.). Наивысшего расцвета монастырь достиг к середине XIX столетия, в годы 42-летнего настоятельства игумена Дамаскина (Кононова). А самый трагический период его истории пришелся на 40–80-е годы прошлого века, когда в монастырских стенах разместилась сначала школа боцманов и юнг, а затем дом инвалидов. Также на Валааме действовал рыбпромкомбинат.

Монашеская жизнь возродилась в 1989 году, с 1991 года монастырь имеет статус ставропигиального (то есть подчиняется непосредственно Патриарху, от имени которого текущими делами занимается игумен обители – епископ Троицкий Панкратий). Сегодня здесь насчитывается около 200 насельников. В обители сложился полноценный приход, действует культурно-просветительский центр и воскресная школа.

Совместно с коллективом Ассоциации специалистов по культурным маршрутам «Святыни неразделенного христианства» я веду работу над проектом одноименного культурного маршрута, поддержанного Министерством культуры России, Федеральным агентством по туризму и получившего грант Президента Российской Федерации в области культуры и искусства. Маршрут включает в себя наиболее значимые храмы, часовни и монастыри России и европейских стран, которые названы в честь святых Церкви I тысячелетия и в которых хранятся мощи этих святых, а также другие культурные памятники, имеющие отношение к общехристианским святым.

Культурный туризм, под которым понимают знакомство с культурой и культурной средой места посещения, приобретает все большую популярность. По разным данным, на него приходится от 35 до 60% мирового туристического потока (и это логично, ведь люди пресытились сугубо развлекательным досугом и стремятся даже на отдыхе узнавать что-то новое). Как отмечают теоретики туристического дела, этот вид туризма призван выполнять культурно-познавательную, образовательную, культуроохранную, консервационную, коммуникационную и миротворческую функции.

В ходе нашего трехдневного пребывания на Северном Афоне сложился, с моей точки зрения, весьма примечательный маршрут, который я рекомендовал бы не только паломникам, но и всем любителям культурного туризма. Святыни, расположенные в местах со столь богатой историей и природой (на Валааме насчитывается около 480 видов растений), старинной и изящной (вместе с тем отнюдь не помпезной) архитектурой, прекрасной инфраструктурой и приятной атмосферой, важно и полезно знать всем.

Гора Фавор

Как называется камень на валааме. Смотреть фото Как называется камень на валааме. Смотреть картинку Как называется камень на валааме. Картинка про Как называется камень на валааме. Фото Как называется камень на валааме

Чтобы попасть в монастырь, необходимо приложить усилия – подняться наверх

Фавор – гора высотой 588 метров в восточной части Изреельской долины, в Нижней Галилее, в 9 километрах к юго-востоку от Назарета. На ней произошло Преображение Господне: «Взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лицо Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф. 17: 1–2).

Гость, высадившийся с теплохода на причале в Монастырской бухте Валаама, оказывается у подножия одноименной горы. Валаамский Фавор поднимается на 30 метров над уровнем Ладожского озера. Таким образом, дабы попасть в монастырь, необходимо приложить усилия – подняться наверх. И многие монастырские скиты построены так, чтобы к ним нужно было идти, затрачивая физические силы.

Фавор на Валааме с трех сторон окружен великолепными садами, которые веками возделывают монахи.

Знаменская часовня

С этой стоящей напротив входа в монастырь часовни, где в центре расположена икона Божией Матери «Знамение», обычно начинается знакомство с Валаамской обителью. Часовня воздвигнута в 1862 году в память о посещении монастыря Александром II и членами императорской семьи, о чем свидетельствует высеченная надпись в медальоне, поэтому часовню еще называют Царской. Она построена из карельского полосчатого мрамора, цоколь – из серого сердобольского гранита, и являет собой каменную арку с треугольным фронтоном, куда встроен каменный медальон.

Памятник апостолу Андрею Первозванному

Андрей Первозванный – один из двенадцати апостолов. Как следует из Евангелия от Иоанна, он первым был призван Иисусом Христом, поэтому именуется Первозванным. Когда ученики Спасителя разделили между собой страны, в которых предстояло вести проповедь христианства, апостолу Андрею достались восточноевропейские земли. Он был известен и почитаем на Руси. В начале XII века великий князь Владимир Мономах приказал внести в очередную редакцию «Повести временных лет» фрагмент о посещении апостолом Андреем Руси. Согласно возникшей легенде, он предпринял путешествие из Крыма в Рим через Ладогу и ступал на острова Валаамского архипелага. Попутно ученик Христа побывал на холмах, где впоследствии будет построен Киев, и благословил их.

В 2003 году на Валаам из Греции были принесены мощи апостола Андрея. Памятник Андрею Первозванному недалеко от Святых врат монастыря освятил в 2014 году Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Спасо-Преображенский собор

Нижний храм был освящен в 1892 году во имя преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев. Он построен в греческом стиле, поскольку зачинатели монастыря пришли на Русь из Византии. Это иноческий храм, своим интерьером настраивающий на погружение в себя и покаянную молитву. В настоящее время от дореволюционного собора ничего не осталось. К счастью, по сохранившимся фотографиям к 1996 году удалось воссоздать в общих чертах первозданный облик церкви.

В год десятилетия возобновления на Валааме монашеской жизни икона мироточила

Под спудом нижнего храма Спасо-Преображенского собора покоятся мощи преподобных Сергия и Германа. Над ракой установлен образ «Господь-Вседержитель с предстоящими». На этой иконе, уцелевшей чудесным образом, изображены преподобные Сергий и Герман, коленопреклоненно молящиеся за Валаамскую обитель. В год десятилетия возобновления монашеской жизни на Валааме эта икона мироточила.

Поблизости находится список Валаамской иконы Божией Матери. Богородица одета в темно-вишневый плащ и предстает будто огненный столп, соединяющий небо и землю, в середине которого, точно на престоле, восседает Младенец Иисус. Его правая ручка благословляет, а в левой находится держава, увенчанная крестом, – символ царской власти. По преданию, этот святой образ восходит к византийской чудотворной иконе «Никопея» («Победотворная»), написанной евангелистом Лукой. После разграбления крестоносцами Константинополя икона попала в Венецию, хранилась в закрытом киоте в базилике святого Марка и только с 70-х годах XX века доступна для обозрения. Вероятно, преподобный Сергий и Герман принесли список иконы «Никопея» на Валаам. Дерзну сказать, что самой своей историей эта икона стала общей для восточных и западных христиан святыней.

Со временем Валаамский образ Божией Матери был утерян, но его воссоздал в 1878 году Алексей Константинов, который позднее принял монашеский постриг с именем Алипий и возглавил Валаамскую иконописную мастерскую. Удивительно, что на момент написания иконы иеромонаху Алипию было всего 26 лет.

С приходом советской власти на Валаам в 1940 году братия монастыря покинула обитель и перебралась в Финляндию, основав Ново-Валаамский монастырь. Туда были перевезены многие предметы утвари, библиотека, архив и, конечно же, особо значимые иконы, в том числе Валаамская Божия Матерь. На Старом Валааме хранится точная копия иконы, выполненная в 1900 году отцом Алипием или его ближайшими учениками. Рядом с этой иконой находится ее уменьшенная копия, написанная в 2005 году специально для беспрецедентной миссии: с 8 сентября по 11 октября она более тысячи раз облетела Землю на борту космического корабля «Союз». По молитвам у Валаамского образа Божией Матери сотни больных получили исцеление.

Из нижней церкви, ступая по гранитной лестнице, вдоль которой на стенах изображены все русские святые, мы попадаем в верхний храм Преображения Господня. Он более светлый, торжественный и просторный (вмещает 3000 человек). Сооружен храм в 1896 году в русском стиле. На строительство пошло 3,5 миллиона кирпичей (каждый весом по 7 кг), изготавливавшихся прямо на острове из местной глины. Над иконами для иконостаса трудились иеромонах Алипий и его ученики. Росписью стен руководил другой одаренный мастер – монах Лука (Богданов), начальник Валаамской школы живописи. В советские годы заброшенный собор медленно разрушался. Реставрация началась в 1980-х годах, спасти получилось только часть росписей.

19 августа 2005 года в престольный праздник обители – день Преображения Господня – Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, глубоко любивший Валаам, совершил великое освящение монастырского собора.

Надвратная церковь святых апостолов Петра и Павла

Петропавловская церковь над Святыми вратами – главным входом в монастырь – построена на заре XIX века в стиле русского классицизма XVIII века. Этот храм разделил печальную участь других монастырских зданий: в 1940 году курсанты школы боцманов и юнг разорили и осквернили его; например, золоченые колонны, украшавшие иконостас, были сняты и использовались как сценические декорации в клубе, устроенном в нижнем храме Спасо-Преображенского собора.

Храм реставрируется, богослужения совершаются один раз в год – на праздник святых апостолов Петра и Павла. Убранство храма строгое.

Храм святой Живоначальной Троицы и иконы «Живоносный Источник»

На противоположной стороне от Петропавловского храма находится церковь в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Она была сооружена в 1814 году. В 1837 году по инициативе благотворителей храм надстроили, освятив новую верхнюю церковь во имя святой Живоначальной Троицы.

Архитектурный облик храма такой же простой, как и у Петропавловской церкви, хотя внешне храм значительно массивнее и тяжелее. Украшали его карнизы сложного профиля и иконы в медальонах.

В годы советско-финской войны (1939–1940) он наиболее сильно пострадал от бомбежек. Сейчас церковь возрождена.

Исторически храм святой Живоначальной Троицы и иконы «Живоносный Источник» был больничным. К нему примыкали монастырская больница и аптека.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы

Храм Успения Пресвятой Богородицы освящен в 1785 году в качестве трапезной церкви. В православных монастырях трапезная нередко соединена с храмом, ибо совместное вкушение пищи считается неотъемлемым продолжением богослужения. Обед завершает Литургию, а ужин (по-славянски «вечеря») – вечерню с повечерием и монашеским правилом.

Свой современный вид церковь приобрела в результате многочисленных перестроек конца XVIII столетия и 60-х годов XIХ века. Она напоминает псковско-новгородские храмы XV века: простое квадратное здание, стены которого прорезаны лопатками, увенчанное небольшой луковичной главкой на тонком глухом барабане.

В советский период здание Успенской церкви занимал поселковый магазин, тем не менее в этом храме сохранились на своих местах одиннадцать икон, написанных на рубеже XVIII–XIX веков специально для его иконостаса. Эти росписи обнаружили реставраторы под слоем масляной краски.

В 1994 году Успенский храм был освящен Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.

Никольский скит

Никольский храм когда-то служил маяком: в его окне всегда горел мощный фонарь

Этот скит встречает гостей Валаама при входе в Монастырскую бухту. Назван он в честь самого почитаемого христианского святого – святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца. В Никольском скиту хранится частица мощей святителя Николая.

Чтобы попасть из центральной усадьбы монастыря в скит, нужно пройти около двух километров, в том числе по множеству деревянных мостиков. Перед скитом заканчивается остров Валаам и начинается остров Никольский, который прежде назывался Крестовым.

Выстроенный в 1833 году в традициях русского зодчества XVII века Никольский храм когда-то служил маяком (в одном из его больших окон всегда горел мощный фонарь). Рядом с церковью монахами разбиты огород и фруктовый сад, защищенные от холодных ветров с одной стороны каменной стеной, с другой – сосновым бором. С площадки у храма открывается прекрасный вид на Ладогу.

Храм Николая Чудотворца был излюбленным местом на Валааме для писателя Александра Дюма-отца, посетившего монастырь в 1858 году, и для Патриарха Алексия II.

Свято-Владимирский скит

Скит, посвященный Крестителю Руси – равноапостольному князю Владимиру, – был первым на Валааме скитом, возведенным в новейшее время. Строительство, стартовавшее в 2002 году, курировал известный церковный архитектор А.А. Анисимов. Скитский комплекс построен в псковско-новгородской манере.

В сентябре 2008 года Патриарх Алексий II освятил Владимирский храм с белокаменным резным иконостасом, имеющим мозаичные вставки, и белокаменным же алтарем. Это последний храм, освящение которого совершил предыдущий Предстоятель Русской Православной Церкви, скончавшийся 5 декабря 2008 года.

В храме есть придел во имя мученицы Людмилы Чешской. Родившаяся около 860 года, она вышла замуж за чешского князя Борживоя. Супруги приняли крещение из рук святителя Мефодия, архиепископа Моравского, просветителя славян. Людмила и Борживой потрудились для христианского просвещения своего народа, строили храмы. Князь умер молодым; на престол вступил его сын Вратислав, которому, в свою очередь, наследовал внук Людмилы и Борживоя Вячеслав. Вдова Вратислава Драгомира, пользуясь юностью и неопытностью сына, пыталась насаждать в стране язычество. Людмила воспротивилась этому, за что была убита по велению Драгомиры. Спустя четыре года, в 925 году, Вячеслав перенес останки бабушки в базилику святого великомученика Георгия Победоносца на Пражском Граде. А ее глава вместе с главой князя Вячеслава покоится в соборе святого Вита там же, в историческом центре Праги.

Людмила и Вячеслав – первые чешские святые, небесные покровители Чехии. Мученицу Людмилу чтут как молитвенницу за бабушек, матерей и христианских учителей. В Москве единственным местом, где можно поклониться мощам этой святой, является храм святителя Николая Чудотворца в Котельниках – Патриаршее подворье и представительство Православной Церкви Чешских земель и Словакии при Патриархе Московском и всея Руси.

Воскресенский скит

Воскресенский скит входит в число точек на карте Валаама, воспроизводящих Святую Землю, вместе с упоминавшейся горой Фавор, горой Елеон с Вознесенской часовней, Гефсиманским скитом, Мертвым морем (Лещевским озером) и рекой Иордан (протокой, соединяющей два озера). «Русский Иерусалим» задумал создать на Валааме в начале XX века игумен Макарий (Баранов), хотя Воскресенский скит возник несколькими годами ранее. Скит стоит в Большой Никоновской бухте, куда могут заходить габаритные суда. Порой отсюда начинается осмотр Валаама, ведь именно здесь, как повествует легенда, Андрей Первозванный воздвиг крест.

Скит также известен как Новоиерусалимский и Красный (все его постройки выполнены из красного кирпича). Он был заложен в 1901 году; в 1906 году состоялось освящение верхнего (в честь Воскресения Христова) и нижнего (во имя Андрея Первозванного) храмов, сочетающих русский и византийский стили.

Святая святых Воскресенского скита – копия Кувуклии. Тут хранится частица Гроба Спасителя

Когда Валаам принадлежал Финляндии, на территории скита находилась монастырская школа. В советские годы одну церковь преобразовали в танцплощадку, а другую – в прачечную. С 2000-х годов комплекс возрождается. В наши дни там размещаются паломническая служба монастыря, жилье для экскурсоводов и трапезная.

Святая святых Воскресенского скита – копия Кувуклии, купольной часовенки в иерусалимском храме Воскресения Христова, более известном как храм Гроба Господня. Тут хранится частица Гроба Иисуса, привезенная со Святой Земли. Над репликой лавицы (пещерного камня, на котором лежало тело Христа) возжены семь лампад; одна из них неугасаемая. Валаамская Кувуклия помещена в Андреевском храме – тусклом, лишенном росписей, с низкими потолками, призванном напоминать о страданиях и смерти Спасителя на Голгофе. В противоположность ему верхняя Воскресенская церковь – светлая, открытая, украшенная фарфоровым иконостасом с изумрудной отделкой. Своим убранством она выражает дух «Праздника праздников и Торжества из торжеств» – Пасхи Христовой, прославляющей победу жизни над смертью и добра над злом.

Ильинский скит

Этот скит назван в память великого ветхозаветного пророка Илии, жившего в IX веке до Рождества Христова. С юных лет он посвятил себя проповеди Единого Бога, подвизался в пустыне, непрестанно молился и соблюдал строгий пост. Тогда в Израиле правил царь-идолопоклонник Ахав. Чтобы доказать истинность Единого Бога, Илия однажды собрал на горе Кармель народ и жрецов языческого божества Ваала и предложил принести жертвы Богу и Ваалу на двух разных жертвенниках, но не поджигать их. Если Ваал воспламенит свою жертву огнем с неба, то он и есть подлинный Бог, если же Господь – Бог Он. Жертва Вааала осталась нетронутой, а Бог воспламенил жертву, дрова, каменный жертвенник и даже окружавший его ров с водой. Потрясенные израильтяне покаялись и восславили Бога.

Ильинский скит находится в 10 километрах от Валаама, на острове Лембос (на карельском – «Чертов»). Второе название острова – Ильинский. Еще в XVIII веке там стояла часовня. В 1868 году на Лембосе был построен храм, освященный во имя пророка Божия Илии. В советское время в келейных корпусах Ильинского скита жили рыбаки. В 1967 году храм и братские корпуса сгорели (возможно, их подожги намеренно, чтобы стереть скит с лица земли). К концу XX века от комплекса почти ничего не осталось.

Вдруг над горой закружил белый голубь – и сел там, где когда-то возвышался алтарь

Скит поднимают из руин с 2003 года. Примечательно, что, когда конюх Николай перевозил на тяжеловозе бревна от причала к месту возведения храма, на горе он увидел белого голубя (хотя на Валаамском архипелаге голуби не водятся), который покружил и сел там, где когда-то возвышался алтарь. Николай вместе с братией поймали голубя и по колечку-«паспорту» на лапке узнали, что это финская почтовая птица, прилетевшая из той точки, куда в 1940 году эвакуировались валаамские монахи. Это было воспринято как благословение прежних поколений братии на восстановление скита пророка Илии. Уже через три года Ильинский храм был построен и освящен.

До Ильинского скита мы плыли минут сорок. По пути нам встретилось несколько ладожских нерп – млекопитающих, похожих на тюленей (они занесены в Красную книгу России). На причале паломников ожидал улыбчивый послушник Павел. Он повел нас по лестнице к деревянному храму, сооруженному в стиле Русского Севера XVII–XVIII веков, и первым делом предложил угоститься чистейшей водой из скитского колодца. Павел показал нам храм и провел по берегу острова. Остановившись на площадке возле отвесной скалы, он поведал трогательный случай: в один из приездов на Валаам, взирая отсюда на Ладогу, Патриарх Алексий II сказал, что хотел бы умереть в этом месте. Потом мне рассказали, что наш провожатый – бывший артист цирка из Нижнего Новгорода. Пару лет назад Павел бросил успешную карьеру и поступил послушником в Валаамский монастырь.

На Северном Афоне вообще немало насельников с необычными судьбами. Так, в Смоленском скиту мы познакомились с монахом Феофилом, который в светской жизни был диджеем, ныне же занимается кулинарным делом и фотографией (в интернете выложены его работы). Сопровождал нас в дни пребывания на Валааме инок Герман, раньше учившийся в Дипломатической академии Министерства иностранных дел России и трудившийся в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата.

Все они молоды, образованны, полны энергии и могли бы реализоваться в мирской среде. Это веское свидетельство в пользу того, что в монашество люди уходят отнюдь не от несчастий и безысходности (как многие считают), а по зову Божиему, против которого бессильны любые материальные блага, профессиональные достижения и житейские радости.

В настоящем очерке я коснулся лишь малой толики достопримечательностей Валаамской обители – тех, которые посетил сам и которые предполагаю включить в маршрут «Святыни неразделенного христианства». Здесь можно приложиться к мощам праведной Анны (матери Пресвятой Богородицы), пророка и крестителя Иоанна Предтечи, евангелиста Матфея, апостола Павла, апостола Андрея Первозванного и других.

В заключение поделюсь такой историей. Надгробная плита одной могилы на старом братском кладбище Валаама содержит надпись:

«На сем месте тело погребено,
В 1371 году земле оно предано,
Магнуса, шведского короля,
Который, святое крещение восприя,
При крещении Григорием наречен…»

Далее рассказывается история короля Швеции и Норвегии Магнуса II Эрикссона по прозвищу Смек («Ласковый»), который дважды воевал против Руси, дал клятву более не нападать на соседа, нарушил ее, потерял войско в кораблекрушении на Ладожском озере, три дня и три ночи носился по волнам на корабельной доске, пока не был спасен валаамскими монахами. Он перешел в Православие, затем принял монашеский постриг. Прожив на Валааме всего три дня, скандинавский король скончался.

Споры о том, где окончил свои дни могущественный король Швеции – на русском Валааме в 1371 году или в Норвегии в 1374-м, – не утихают до сих пор. Однако одно можно сказать точно: Валаам – тот уголок планеты, где любой человек найдет что-то близкое, родное и сокровенное. Как, возможно, нашел это католический правитель, который под действием Божественной благодати и в знак благодарности за проявленные к нему заботу и любовь обратился в веру своих недавних врагов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *