Как называется индейский головной убор
Еще в далекие времена у воинов из ряда индейских племен, живших в Северной Америке, было принято носить особый головной убор, который был изготовлен из перьев крупных хищных птиц. Он назывался «роуч» или «солнечный головной убор» и обладал особой духовной и целительной силой.
В каждом племени этот священный венец из перьев имел свои индивидуальные особенности. К примеру, роуч индейцев из племени «черноногие» представлял собой высокий головной убор, в котором перья располагались под прямым углом. А для воинов из племени « сиу » он изготавливался из орлиных перьев разной длины, расположенных в порядке возрастания в один или в два ряда. Зачастую при плетении роуча применялось оперение молодых беркутов, имеющего черно-белую окраску. Два этих контрастных цвета из покон веков ассоциировались у индейцев с Нижним (земля) и Верхним (небо) мирами. Именно поэтому черные шаманы, для которых земля являлась священным символом, носили головные уборы из черных перьев.
Носить роуч являлось настоящей честью для индейца, и удостаивались ее далеко не все мужчины из племени. Этот священный головной убор считался настоящей регалией. Его могли иметь только вожди и воины, отличившиеся на поле битвы. Женщинам такой венец не разрешалось надевать не при каких обстоятельствах. Даже если они участвовали в военных действиях или были вождями.
Чаще всего роучи носили на всевозможных торжественных мероприятиях или брали с собой в военные походы. Считалось, что этот священный венец оберегал воина от пуль и стрел. Но непосредственно во время боя их надевали далеко не всегда. Ведь такой головной убор очень объемный и сражаться в нем было не совсем удобно.
Изготавливались роучи, как правило, вручную. В большинстве случаев в качестве основного материала для этого головного убора использовались хвостовые перья беркута, ястреба или орла. Иногда они окрашивались в различные цвета, что имело свой особый сакральный смысл. Даже нити, которые применялись для крепления перьев к основе, были вымочены в крови убитой птицы или противника, которого воин победил в процессе сражения.
Для индейцев роучи обладали огромным символизмом. Причем каждый воин использовал для своего венца перья собственноручно поверженной птицы. Только после совершения этого своеобразного обряда мужчина имел право отнести перья старейшине племени и получить его одобрение или запрет на изготовление роуча.
Количество перьев, которые могли быть использованы для создания роуча также играло огромное значение. Зачастую каждое перо, добавленное на головной убор индейца, означало какой-либо подвиг или важное событие в его судьбе. И любому желающему, который бы поинтересовался что означает конкретное перо на голове у индейца, тот был обязан рассказать историю из собственной жизни.
В настоящее время роучи стали скорее одним из элементов традиционного индейского наряда. Часто они используются в качестве оригинальных подарков для людей, увлекающихся культурой индейских племен, или как основной атрибут на тематических вечеринках или фотосессиях.
© 2021 ИП «Захаров О.В.» Все данные, представленные на сайте, носят сугубо информационный характер и не являются исчерпывающими. Для более подробной информации следует обращаться к менеджерам компании по указанным на сайте телефонам. Вся представленная на сайте информация, касающаяся комплектации, технических характеристик, цветовых сочетаний, а так же стоимости продукции носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, определяемой положениями пункта 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации. Указанные цены являются рекомендованными и могут отличаться от действительных цен. Мы получаем и обрабатываем персональные данные посетителей нашего сайта в соответствии с официальной политикой обработки персональных данных.Если вы не даете согласия на обработку своих персональных данных, вам необходимо покинуть наш сайт.
Индейский головной убор из перьев: часть I
I. Историческая справка
За прошедшие сотни лет, а особенно с 1887г. благодаря шоу Баффоло Била (Buffalo Bill‘s Wild West Show) с участием индейцев Сиу, Арапахо и Пауни, которое за несколько десятков лет объездило полмира, изображение воина в головном уборе из орлиных перьев (на Лакотском — Wambli Wapaha) стало главным символом Североамериканских индейцев.
В стародавние времена Wambli Wapaha — головной убор из орлиных перьев (т.н. «солнечный головной убор» по терминологии русских индеанистов: термин достаточно странный, поскольку никто в мире его так не называет) был наделен богатым символизмом: мельчайшая его деталь имела глубокий смысл, а право носить такие головные уборы имели только вожди и выдающиеся воины. Каждое перо в таком головном уборе обозначало тот или иной подвиг или великое деяние, совершенное на войне или на охоте, т.е. выполняло ту же самую функцию, что у нас медаль или орден. Индейцы считали, что человеку, который носит военный головной убор из перьев орла, не страшны ни пули, ни стрелы и надевали такие головные уборы не для того, чтобы круто выглядеть, а чтобы обрести магическую защиту орла. Поэтому чаще всего воин, идя в военный поход, брал с собой головной убор, а если позволяли обстоятельства, надевал его на время сражения. Воин принимал решение о том надевать или не надевать свой убор, исходя из индивидуальной манеры ведения боя и наличия времени на переодевание. От Шайенского вождя Деревянная Нога мы знаем, что: «Если приближалась битва, воины первым делом сбрасывали свою обычную одежду. Идея, что для битвы необходимо особое облачение, появилась не от уверенности, что это прибавит ловкости в бою. Это были приготовления к смерти. Каждый индеец хотел видеть себя в лучшем виде, идя на встречу с Великим Духом, а потому надевал этот наряд и перед боем и в мирное время — при опасной болезни. Некоторые племена не заботились о таких вещах и рисковали жизнью либо полуодетыми, либо в потёртом платье. Но Шайенны и Сиу относились к этой процедуре с должным вниманием».
Для хранения и транспортировки использовался цилиндрический короб (парфлеш) из сыромяти, разрисованный различными символами. Одной из особенностей, связанных с головным убором, является то, что почти никогда воин не изготавливал свой убор сам: чаще всего он или покупал или выменивал его у других, или же только предоставлял другим членам племени (например, воинам, состоящим с ним в одном военном сообществе) материал для его изготовления.
В период с 1740 по 1810, а особенно в последующие 20 лет до 1830 года, головные уборы были значительно усовершенствованы: во-первых, это уже была не просто налобная повязка с перьями, но шапочка из мягкой кожи, на которую крепились перья; во-вторых, в отличие от повязки, на которую перья жестко фиксировались («втыкались»), новая конструкция делала перья достаточно подвижными. К этому времени также стало обычным делом использовать подвески из шкурок и перьев, а также легкие распиленные и отполированные рога бизона.
Ф. Кларк отмечает, что по мнению некоторых племен головной убор в том виде, в каком мы привыкли видеть, (т.е. с расширяющейся короной или flaring style headdress, в отличие от более древнего головного убора со стоящей вертикально короной или straight-up style headdress) придумали Кроу.
Одной из лучших иллюстраций того как выглядел такой головной убор (т.е. flaring style headdress) в начале 19 века является картина Кэтлина (см. фото; Catlin 1841, vol. I:101).
Есть также скетч и картина Кэтлина, сделанные им в 1832 г., (Catlin 1841, vol.II: opp.p. 190) изображающие Лакотского воина по имени Спящий Ветер в характерном для Сиу головном уборе с расширяющейся короной.
В настоящее время изображенный на картине головной убор Кроу хранится в Смитсонианском институте (Музее Американских Индейцев в Вашингтоне). Как видно на картине и музейных образцах в Вашингтоне и Берлине (где хранится почти такой же образец головного убора, но принадлежащий Хидатса), головные уборы в том замечательном стиле, который чуть позже разовьется в стиль Лакота (Сиу) и станет символом «индейскости», уже существовал к началу 19 века и был популярен среди Равнинных племен Верхнего Миссури (т.е. в районе т.н. Центральных равнин): Арикара, Дакота, Хидатса, Мандан, Кроу, Равнинные Кри, Омаха.
По информации Гриннелла перьевые уборы, внешне напоминающие типичные Лакотские уборы с расширяющиеся короной, были также распространены и среди Шайенов. Однако изучение ранних полевых фотографий (т.е. сделанных не в фотостудии, где обычно индейцев наряжали в принадлежащий фотографу реквизит, а в реальных условиях) и почти полное отсутствие в музеях экземпляров ранних шайенских уборов, скорее всего говорят о том, что это суждение по большей части справедливо только в отношении северных Шайенов.
Коме того, начиная с 1870-х годов, у Шайенов были популярны головные уборы комбинированного типа, сочетающие Лакотский стиль с бизоньими рогами (см. фото).
Кто и зачем среди индейцев имел право носить венец из перьев
Пожалуй, каждый из нас при упоминании индейцев возникает ассоциация в виде смуглого мужчины на коне с томагавком или луком в руках и перьями на голове. Причем чаще всего в последнем случае речь идет о большом венце с огромным количеством перышек, чаще всего орлиных. Однако в реальности далеко не каждый индеец имел право носить подобный головной убор, да и выглядеть он мог по-разному. Да и чтобы надеть этот венец, требовался особый повод.
Венец из перьев является особым головным убором для коренных американцев. Историки считают, что первооткрывателями в вопросе появления этого ныне незаменимого атрибута образа индейца являются представители племени сиу.
Собирался венец следующим образом: брали кожаную или тканевую ленту, затем к ней с помощью кожаных нитей или сухожилий прикреплялись перья. Когда головной убор был готов, его внешний вид могли разбавить различными украшениями: вышивкой, бисером, рогами, ленточками из натуральной кожи или косичками.
Представитель племени сиу в аутентичной одежде с венцом из перьев на голове. /Фото: irinatraveling.com
На самом деле, орлиные или другие перья были не единственными материалами, из которых составляли головные уборы коренные жители американского континента.
Причем довольно часто выбор сырья был индивидуален для каждого племени либо же схож у тех, что жили рядом. Зависел он и от территориального расположения его авторов. Однако практически всегда у головного убора было четко определенное значение, круг тех, кто может его носить, а также случаи, по которым они надевались.
Разнообразие головных уборов у индейцев на самом деле впечатляет. /Фото: vlast.kz
Так, например, существовал необычный головной убор под названием роуч. Он представлял собой нечто похожее на ирокез, который состоял из щетинок дикобраза или лосиной шерсти. Роуч был традиционным головным убором племен, которые проживали восточнее Скалистых гор, такие как понка или омаха.
Зачастую подобные шапки имели право носить только юноши, которые готовились к обряду инициации и были в шаге от звания воина или уже успели как-то себя проявить. При этом у разных племен правила получения и ношения таких головных уборов за различные заслуги нередко варьировались.
Традиционный роуч. /Фото: wikipedia.org
Другим довольно популярным типом головного убора у ряда племен равнинных индейцев были рогатые шапки из шерсти буйвола. Они также не были доступны первому встречному. Чаще всего право носить такие шапки имели только мужчины-воины, которые уже прошли боевое крещение и отличились во время войны.
Рогатые шапки у индейцев тоже встречались нередко. /Фото: blogspot.com
Для изготовления особых головных уборов индейские племена использовали также шерсть выдр или бобров. По виду они напоминают тюрбаны и, как и вышеупомянутые виды, имели четко очерченную функциональность.
Так, они были частью мужского церемониального одеяния, то есть, имели ограничения по ношению. Распространены такие головные уборы были у некоторых племен, проживающих на южных равнинах, к примеру, потаватоми, пауни и осейджи.
Примерно так выглядели бобровые шапки индейцев. /Фото: pinterest.at
На самом деле, существует немало других типов головных уборов, которые бытовали практически у всех племён. Они имели свои особенности дизайна и набором украшений. Однако все эти варианты объединены одной общей характерной чертой: носить их могли лишь те, кто заслужил это право и получил определенный статус, равно как и владельцами их могли стати лишь некоторые.
Носить головные уборы у индейцев могли далеко не все. /Фото: diletant.media
Головные уборы носили особый смысл для индейцев, ведь ими могли владеть исключительно самые могущественные и уважаемые представители племени, причем в подавляющем большинстве случаев это были мужчины. Справедливости ради, следует уточнить, что женщины также имели право носить головные уборы или украшения, однако только те, которые представляют собой повязки из бисера или венцы с несколькими перьями.
Чаще всего женщины носили именно такие головные повязки. /Фото: diletant.media, livejournal.com
Интересно, что перьевой венец индейский мужчина получает не сразу большой и полностью укопмлектованный, а собирает его постепенно: за каждый подвиг или другой особый поступок он получает перо. А самое первое, еще будучи юношей, он должен заработать как доказательство того, что он перестал быть ребенком и вырос в настоящего мужчину.
Показателем такой инициации может быть совершенный подвиг: акт мужества и чести, к примеру, во время охоты. Также первое перо можно получить ка дар, за хорошо выполненную работу или за служение во благо своего народа.
Все это великолепие в каждом случае собиралось годами и десятками доблестных поступков. /Фото: liveinternet.ru
Кроме того, такое перо, согласно верованиям коренного американского населения, обладает мистическими, даже волшебными свойствами, силой природы и духов леса. По сути, они считались не только показателями доблести и исключительных качеств, но и мощными талисманами для их владельца.
Орлиные перья ценились больше всего. /Фото: wikiрedia.org
Еще один случай, когда оно дарилось жителю племени, относится к действиям, направленным на спасение жизни своих соотечественников или на их выживание.
Интересно, что, даже при наличии достаточного количества перьев, не было гарантии, что из них будет сделан большой венец, или что его будут носить.
Часто индейцы обходились без создания венца. /Фото: zzeal.co
Именно там можно было увидеть наиболее массивные головные уборы, ведь они выполняли роль исключительно церемониальных украшений. А во время боя в качестве талисмана использовались венцы поменьше или несколько отдельных перьев. Считалось, что духи и силы природы будут оберегать доблестного воина из числа коренного американского населения от смерти и вражеских посягательств.
Материалы по теме
А вот ещё:
Золото Колчака: исчезновение золотого запаса России
В 1918 г. белогвардейцы захватили большую часть Золотого запаса России. Судьбу этих денег выясняли почти столетие.
Каких только слухов не ходило о том золоте — то ли часть его украли союзники (Чехословацкий корпус), то ли белые перевели сотни миллионов на зарубежные счета и потом присвоили, то ли закопали в глухой сибирской тайге; а может, «золотой» поезд потерпел крушение на берегу Байкала, и слитки теперь ждут кладоискателей на дне величественного озера…
Все эти версии кажутся очень притягательными, но историки, тщательно изучившие документы российских и заграничных архивов, проследили историю «колчаковских денег» и пришли к гораздо менее романтичным выводам. Но обо всём по порядку.
Покупки белой армии
Российская империя обладала огромным золотым запасом. К перевороту 25 октября 1917 г. Государственный банк хранил золотых слитков и монет на 1101 млн рублей. Больше было только у США и Франции. Сохранить его в полном объёме большевики не сумели. В конце лета 1918 г. белогвардейцы под командованием полковника В.О. Каппеля при поддержке чехов (чешских пленных, взбунтовавшихся против советской власти) выбили красных из Казани, где захватили 496, 873 тонны золота — 651 532 117 рублей 86 копеек. Колоссальная сумма! Большевики успели эвакуировать только сотню ящиков (на 6 млн рублей), которые вскоре бесследно пропали.
Остальное золото белые доставили в Самару, а оттуда — в Омск. По некоторым данным, не вполне надёжным, ещё около 6 млн рублей по пути украли чехи. Но так или иначе, теперь золото оказалась в руках противников большевиков.
18 ноября 1918 г. к власти в Омске пришёл адмирал А.В. Колчак. Какое-то время он отказывался от идеи использовать Золотой запас для борьбы с большевизмом: Верховный правитель полагал, что не имеет на это права, что деньги принадлежат всему народу и распоряжаться ими должно всероссийское правительство после Гражданской войны. Но тратить золото всё же пришлось. Советская власть получила военные заводы и богатые военные склады царской России, белым же досталась периферия со слабой промышленностью. Вооружение и обмундирование можно было либо реквизировать у населения (что малоэффективно), либо добывать в бою, либо покупать заграницей.
» height=»701″ src=»https://diletant.media/upload/medialibrary/223/223345f54b4947c1912b23ea814577fa.webp» title=»Адмирал Колчак. (rg.ru)» width=»600″ />
Адмирал Колчак. Источник: rg.ru
» height=»418″ src=»https://diletant.media/upload/medialibrary/86a/86ae3702fafec3dc90f94197e2f8aeb8.webp» title=»Золотой запас в казанском Госбанке, 1918 г. (lifeboss.ru)» width=»600″ />
Золотой запас в казанском Госбанке, 1918 г. Источник: lifeboss.ru
И правительство Колчака начало продавать золото и закупать на валюту винтовки (в 1919 г. только США купили более 450 тыс. и 50 тыс. у Японии), пулемёты, обмундирование, рельсы, паровозы, подъёмные краны, кожу для изготовления обуви и т. д. К несчастью для белых, толком воспользоваться деньгами они так и не успели — когда наладились объёмные поставки, дела на фронте уже шли плохо. Значительное количество уже оплаченных военных грузов осталось на складах США, когда Колчак потерпел крах.
Отчасти ответственность за это лежит на самом Колчаке (который затянул с решением тратить Золотой запас), отчасти — на обстоятельствах; зарубежные банки далеко не сразу решились покупать русское золото у непризнанного белого правительства.
За 1918 — 1919 гг. Колчак продал союзникам золота на 190 899 652 руб. 50 коп. «Золотые поезда» шли во Владивосток, откуда слитки и монеты через океан доставлялись в Китай, Японию, США и Европу. Из этой суммы около 60 млн золотых рублей потратить правительство Колчака не успело, и они осели в различных банках за границей; к тому, что с ними стало, мы ещё вернёмся. Гораздо интереснее, что случилось с остальным золотом.
Путешествие «золотого эшелона»
Осенью 1919 г. стало ясно, что армии Колчака придётся оставить Омск — красные перешли в наступление, белые испытывали проблемы со снабжением и дисциплиной в войсках и в тылу. 10 ноября правительство выехало в Иркутск, куда прибыло 18 ноября. 12 ноября в Иркутск отправился Колчак, с ним следовали его штаб и конвой (600 человек), а также «золотой эшелон» — поезд с Золотым запасом. Уже накануне эвакуации золота союзники ясно дали понять, что неравнодушны к русским богатствами — чехи предлагали везти золото во Владивосток под их охраной. Колчак отказал в грубой форме и прямо заявил, что не доверяет им и лучше просто отдаст золото большевикам, лишь бы оно осталось в России.
Это путешествие по Транссибу стало самым трагическим эпизодом биографии Колчака. Ехали поезда очень медленно; белых задерживали чехи, которые контролировали железную дорогу и торопились прежде всего эвакуировать во Владивосток свои поезда с солдатами и награбленным добром — а там и покинуть страну. Чтобы поскорее добраться до Иркутска, после 6 дней простоя в Красноярске Колчак сократил свой состав до 3 поездов и разделился с армией — войска под командованием В. О. Каппеля должны были добираться до Иркутска после Верховного правителя.
Однако это не помогло адмиралу добраться до цели быстрее. Вокруг Транссиба действовали повстанцы — эсеры и большевики, которые требовали выдачи Колчака и остановки «золотого эшелона». 24 декабря начался мятеж под Иркутском, который вскоре перекинулся и на город. В этих обстоятельствах 25 декабря союзники остановили поезд Колчака в Нижнеудинске, где взяли его вместе с золотом под охрану, пока не прояснится положение.
» height=»301″ src=»https://diletant.media/upload/medialibrary/cdf/cdfe9c0754aee28561baf855f4bea3e0.webp» width=»600″ />
Омск, филиал Государственного банка, начало ХХ в. Источник: vfl.ru
» height=»386″ src=»https://diletant.media/upload/medialibrary/441/44114300fd0158f273a77334f6b8dc6f.webp» title=»Чешские войска. (zen.yandex.ru)» width=»600″ />
Чешские войска. Источник: zen.yandex.ru
Через 10 дней ситуация стала отчаянной. 5 января 1920 г. власть в Иркутске взял эсеровский «Политцентр». Правительство Колчака арестовали. Адмирал предложил остаться с ним только тем, кто желает этого (чтобы можно было твёрдо полагаться на оставшихся), в результате из 600 человек его конвоя 540 солдат разошлись — кто подался к эсерам, кто решил пробираться домой или заграницу. Теперь Колчаку ничего не оставалось, кроме как пересесть в вагон чешского поезда и ехать дальше под флагами союзников (Великобритании, США, Франции, Японии и Чехословакии), иначе его поезд повстанцы остановили бы на ближайшей же станции. Под защитой чехов следовал в Иркутск и поезд с золотом.
15 января они прибыли в Иркутск, где командующий войсками союзников генерал М. Жанен предал Колчака и выдал его эсерам. Жизнь адмирала и русское золото стали предметом торга — как и предчувствовал адмирал, когда говорил: «Продадут меня эти союзнички». Интервенты обменяли его на возможность проехать во Владивосток; в противном случае повстанцы грозили перестать снабжать их углём для паровозов. Около 23 часов 55 минут Колчака арестовали.
А пока «золотой эшелон» по соглашению «Политцентра» и союзников оставался в Иркутске под охраной 2-й пулемётной роты 10-го полка Чехословацкого корпуса, смешанного по составу: русские (колчаковцы), чехи, румыны, сербы и японцы. Вскоре «Политцентр» сдал власть большевистскому военно-революционному комитету, власть в Иркутске перешла к красным. 7 февраля 1920 г. Колчака расстреляли (белые войска спешили ему на помощь, но были остановлены на подступах к Иркутску). В тот же день председатель Реввоенсовета 5-й армии и Сибревкома И. Н. Смирнов заключил с чехами соглашение: чехов и дальше пропускают на восток и дают им уголь, но золото остаётся в Иркутске.
» height=»446″ src=»https://diletant.media/upload/medialibrary/03e/03e8f7f52c646bb1a51c57ffab8722c9.webp» title=»М. Жанен, «генерал без чести». (ru.wikipedia.org)» width=»600″ />
М. Жанен, «генерал без чести». Источник: ru.wikipedia.org
» height=»834″ src=»https://diletant.media/upload/medialibrary/b4b/b4bd7a32aecfbce39e088545be0edd7e.webp» title=»А.В. Колчак, фото после ареста. (rg.ru)» width=»600″ />
А. В. Колчак, фото после ареста. Источник: rg.ru
Пока последний состав с чехами не ушёл на Владивосток, золото вместе охраняли красные (частью — перебежчики белых) и чехи. Большевики приняли меры предосторожности, небезосновательно полагая, что интервенты хотят украсть и вывезти Золотой запас. Чтобы этого не случилось, поезд поставили в тупик, опутали проволокой и сигнализацией. Позади путей поставили паровоз под парами — в случае необходимости он двинулся бы навстречу поезду и не дал ему уйти из тупика. Солдаты получили приказ пустить эшелон под откос, если тот поедет. Наконец, стрелку на пути к тупику разобрали, вынули подшипники из колёс вагонов и дали чехам понять, что за золото готовы биться насмерть.
Бывший помощник командующего повстанческой Восточно-Сибирской Советской Армией А. Г. Нестеров вспоминал: «Наша артиллерия по тревоге немедленно открыла бы массированный беглый огонь по станционным путям и, особенно по восточному выходному пути; были бы взорваны не охраняемые чехами мелкие мосты и водопроводные трубы. Мы начали бы бой, а это было весьма нежелательно для белочехов. Они рвались домой».
Когда последние чешские эшелоны покинули Иркутск, золотом полностью завладели красные. Затем его доставили в Казань, а оттуда — в Москву. В Иркутске большевики приняли золота на 409 626 103 руб. Очень скоро, в 1920—1921 гг., Советская Россия потратила большую его часть на закупки различных товаров и поддержку коммунистических движений и заграницей; около 8 млн досталось и кемалевский Турции, которая первой признала РСФСР.
Украденное золото
Ясно, что полученные большевиками 409,6 млн рублей — далеко не всё, что оставалось у Колчака после продажи золота на 190,8 млн рублей. Остальное было украдено. Самое крупное хищение совершил атаман Г. М. Семёнов, который формально подчинялся Колчаку, но и прежде похищал его грузы, так как контролировал часть Транссибирской магистрали. Во время эвакуации части золота во Владивосток он перехватил в Чите один поезд со слитками и монетами на 43 млн 577 тыс. 744 рубля 06 копеек. Большую часть этих денег Семёнов потратил на содержание своей армии и правительства, ещё часть перевёл в японские банки; как минимум 22 ящика на 1,2 млн рублей японцы ему так и не вернули.
Под присмотром людей Колчака золота украли гораздо меньше. 2 декабря 1919 г. в Иркутске похитили ящик с серебряными монетами часовые — Э. Грузит и унтер-офицер Красовский; они сумели уйти с ящиком весом в 2,5 пуда. Ещё один мешок с золотом украли в Омске (примерно на 60 тыс. рублей). Наконец, в период с 4 по 12 января (скорее всего, ночью на 12 января) между станциями Зима и Тыреть пропали 13 ящиков с золотом на 780 тыс. рублей.
На часах в ту ночь стояли русские, но, возможно, золото украли и раньше, а искусно вскрытая пломба на дверях вагона не позволила вовремя обнаружить кражу. Понятно, что вынести 13 ящиков без сговора часовых было невозможно, но преступников установить так и не удалось. Историк О. В. Будницкий, основательно исследовавший «колчаковское» золото, приходит к неутешительному выводу: «Похоже, что тайна этого преступления уже никогда не будет раскрыта».
» height=»463″ src=»https://diletant.media/upload/medialibrary/d96/d9684dff75cfc12398a9dd1948278100.webp» title=»Отступление белых в Сибири. (artpoisk.info)» width=»600″ />
Отступление белых в Сибири. Источник: artpoisk.info
» height=»450″ src=»https://diletant.media/upload/medialibrary/94c/94c4bca2ba3bd4a68ced4b915e3eab01.webp» width=»600″ />
Союзники на улицах Владивостока. Источник: periskop.su
Таким образом, самая крупная пропажа казанской части Золотого запаса России произошла ещё в 1918 г., когда красные эвакуировали 100 ящиков золота, и ящики испарились; в 1920-е их пытались найти, но безуспешно. Судьба остальных денег, не считая относительно мелкие кражи зимой 1919/20 гг., известна, нет никаких оснований полагать, что сколько-нибудь значительные суммы сумели вывезти чехи или затопили на дне Байкала белые (хотя публикации с подобными версиями до сих пор появляются на просторах интернета).
Осталось только вкратце рассказать о деньгах, оставшихся на счетах колчаковских финансовых агентов за рубежом. После краха Колчака заботу об этих 60 млн взяли на себя российские дипломаты в изгнании, когда-то представлявшие царскую Россию или Временное правительство. Меньше долю денег западные банки продержали нетронутой до 1980−90-х гг., пока по соглашению с СССР и Российской Федерацией эти деньги не получили иностранные компании и потомки частных инвесторов, потерявших свои вклады и имущество в России из-за революции 1917 г. и последовавшей национализации; это несколько компенсировало их инвестиции в экономику Российской империи и позволило закрыть вопрос о царских долгах.
А основной частью «колчаковских» денег распоряжался российской Совет послов и финансовых агентов заграницей. Русское золото досталось русским людям. Десятки миллионов золотых рублей расходовались до второй половины 1950-х гг. на нужды эмиграции — расселение армии генерала П. Н. Врангеля на Балканах, поддержка Земгора и русского Красного Креста, помощь инвалидам, ветеранам, вдовам и детям.