Как называется факторы неживой природы
Основные абиотические факторы среды – примеры и их влияние на живые организмы
Неживая природа косвенно либо напрямую влияет на все живые организмы. Существенное изменение температуры, света, влажности и прочих абиотических факторов может оказаться для живого существа критическим и даже привести к его гибели. Узнаем подробнее о факторах неживой природы и их влиянии на живой мир.
Виды абиотических факторов
Все факторы неживой природы принято делить на 6 групп:
Наиболее значимые абиотические факторы
К самым важным факторам неживого мира, оказывающим воздействие на живые организмы относятся:
Характеристика основных факторов неживой природы
Температура – тепловой режим, главным источником которого является солнечное излучение. В разных географических широтах уровень нагрева земной поверхности будет отличаться, поскольку он зависит от угла падения солнечных лучей. Также данный фактор характеризуется суточными и сезонными изменениями. Температура влияет на скорость протекания различных процессов в организмах, а также на географическое расселение живых существ.
Влажность воздуха – показатель содержания водяного пара в атмосфере. Вода является структурным компонентом любого живого существа. Ее потеря во время испарения или при выведении конечных продуктов обмена веществ оказывает существенное воздействие на организмы, из-за чего они вынуждены приспосабливаться к добыванию и сохранению влаги. Степень увлажненности наземных экосистем зависит от географической широты местности, сезона, времени суток и т. д.
Солнечная радиация является главным источником энергии в атмосфере и на поверхности планеты. Количество поступающего на Землю излучения неодинаково и зависит от нескольких условий: времени года, высоты солнца, прозрачности атмосферы и прочих.
Свет – видимое солнечное излучение. Освещение различной интенсивности и продолжительности влияет на важные процессы в организмах. Под воздействием света происходит фотосинтез, транспирация, фотоморфогенез, фотопериодизм и др. Благодаря свету дневные животные с помощью зрения ориентируются в пространстве.
Воздух – важнейший фактор, от которого зависит жизнь организмов. Он представляет собой смесь газов, необходимую для дыхания и водообмена живых существ. Состав воздуха может меняться как под воздействием естественных природных явлений (пожары, извержения вулканов), так и в результате антропогенного воздействия (выбросы предприятий, выхлопные газы).
Экологические факторы окружающей среды – схема, виды, примеры и адаптация организмов
Экологические факторы — совокупность всех признаков среды (температура, влажность, свет, давление воздуха, свойства почвы, состав воздуха, рельеф, живые организмы и др.), оказывающих воздействие на организм или экологическую систему в целом. Не все факторы одинаковые по своему значению, влияние некоторых из них является незначительным.
Классификация экологических факторов
Все известные экологические признаки среды в зависимости от их происхождения и характера влияния делят на три основные группы:
К абиотическим относятся факторы неорганической и неживой природы, к биотическим — воздействие живой природы (в том числе и человека), к антропогенным — влияние человека на природу как умышленное, так и неосознанное или неконтролируемое. Это разделение является условным, поскольку каждый фактор существует и проявляет себя как результат общего воздействия среды.
Давайте рассмотрим каждый вид экологических факторов среды более подробно.
Абиотические факторы (влияние неживой природы)
Неживая природа оказывает косвенное или прямое воздействие на всех живых существ. Значительные изменения условий окружающей среды (температура, свет, влажность, свойства почв, состав воздуха и т. п.) могут стать для живого организма критическими и даже привести к его гибели. К абиотическим факторам среды относятся:
Биотические факторы (влияние живой природы)
Живые организмы находятся в постоянном взаимодействии друг с другом, выстраивая различные типы внутривидовых и межвидовых отношений. В зависимости от того, к какому царству относиться живой организм, классификация биотических факторов осуществляется следующим образом:
Антропогенные факторы (влияние человека)
Антропогенные факторы — изменения в природе, которые происходят в результате деятельности человека. Осваивая природу и адаптируя ее к своим потребностям, люди воздействуют на флору и фауну преобразовывая среду обитания. Влияние может быть косвенное, прямое или условное.
Адаптация живых организмов к окружающей среде
Чтобы выжить и размножаться, все живые существа должны приспосабливаться к условиям, предоставляемым им средой обитания. Окружающая среда организма включает в себя все, что на него воздействует, а также все, на что воздействует сам организм. Соответствие между живым организмом и окружающей средой в биологии называют адаптацией.
Растения и животные адаптировались к окружающей среде генетически и посредством физиологической, поведенческой или эволюционной гибкости, включая как инстинктивное поведение, так и обучение. Адаптация имеет много измерений в том смысле, что большинство организмов должны одновременно приспосабливаться к многочисленным различным факторам окружающей среды. Адаптация включает в себя совладание не только с физической абиотической средой (свет, темнота, температура, вода, ветер), но и со сложной биотической средой (другие организмы, такие как конкуренты, паразиты, хищники и т.п.). Противоречивые требования этих различных компонентов экосистемы часто требуют, чтобы организм находил компромисс в своих адаптациях для каждого из них.
Соответствие любому заданному измерению требует определенного количества энергии, которая затем больше не будет доступна для остальных адаптаций. Присутствие хищников, например, может потребовать от животного осторожности, что, в свою очередь, снизит его эффективность кормления и, следовательно, его конкурентоспособность.
Организмы могут сравнительно легко приспособиться к хорошо предсказуемой среде и справляться с ней, даже если она регулярно меняется, при условии, что изменения не слишком экстремальные. Адаптация к непредсказуемой среде обычно труднее; адаптация к чрезвычайно неустойчивой среде может даже оказаться невозможной. Многие организмы развили в стадии покоя, которые позволяют им пережить неблагоприятные периоды, как предсказуемые, так и непредсказуемые. Креветки в пустынях и однолетние растения повсюду являются хорошими примерами. Яйца морских креветок годами сохраняются в соленой корке сухих пустынных озер. Когда редкий пустынный дождь заполняет одно из этих озер, из яиц вылупляются креветки, быстро вырастают и откладывают много новых яиц. Некоторые семена растений, которым уже много десятилетий, все еще жизнеспособны и способны прорасти.
Небольшие изменения в физической среде иногда могут улучшить адаптации организма к окружающей среде, но большие изменения почти всегда негативны. Изменения в экосистеме, снижающие общую адаптацию, в совокупности называются «деградацией окружающей среды». Такие изменения вызывают направленный отбор, приводящий к приспособлению к новой среде, или адаптации. Изменения в биотической среде (например, охотничья эффективность хищника) обычно направлены и, как правило, снижают уровень адаптации.
Экологические факторы среды
Содержание
В любой среде на ее обитателей действуют различные условия. Эти условия могут быть как благоприятными, то есть оказывать положительное влияние на организм, так и неблагоприятными, то есть оказывать отрицательное влияние.
Эти условия, или экологические факторы, делятся на две большие группы. Именно их нам и предстоит рассмотреть и выяснить, как и какие экологические факторы влияют на жизнь организмов в природе.
Факторы неживой природы
К факторам неживой природы относят:
Эти факторы могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на организмы.
Например, глубокий снег в лесу очень положительно действует на растения и их корни. Под толстым, рыхлым, снежным одеялом почва промерзает очень слабо. Этот же фактор — высокие сугробы — опасен для кабанов и лосей. Он мешает животным передвигаться и затрудняет поиски пищи.
Еще один пример: очень высокая влажность плохо влияет на корни растений — они начинают загнивать. Но зато она нравится комарам — именно дождливая погода необходима им для размножения.
Если высокая температура воздуха держится очень долгое время, то может наступить засуха, а это губительно для растений.
Животные, которые обитают в соленой воде совершенно не переносят пресные водоемы, и наоборот — жители рек и озер не смогут выжить в морях и океанах.
Факторы живой природы
Факторы живой природы более разнообразны, ведь они зависят от живых организмов.
Обитатели любой среды постоянно влияют друг на друга или на места проживания. И эти влияния также могут быть положительными или отрицательными.
Например, дятел в поисках пищи выдалбливает дупло в стволе дерева. И со временем дупло становится домом для лесных птиц.
Пчелы и цветы помогают друг другу: цветущие растения обеспечивают этих насекомых пищей (нектаром), а пчелы опыляют растения, то есть обеспечивают им процесс размножения.
Но не только положительное влияние друг на друга оказывают организмы.
Например, отношения паразит — хозяин хороши только для паразита, ведь он питается соками своего хозяина. А организм хозяина оказывается в угнетенном состоянии. Так ведут себя паразитические черви: поселяются в кишечнике животного и поглощают его питательные вещества. Это приводит к истощению организма животного — хозяина, и возможно к гибели.
Или отношения хищник — жертва. В этих отношения “в плюсе” остается хищник, который полакомился более мелким и слабым организмом. Жертва естественно погибает.
Такие отношения складываются между волками и зайцами, тиграми и зебрами, пауками и мухами, акулами и более мелкими морскими обитателями.
Антропогенные факторы
Разновидностью факторов живой природы являются антропогенные факторы — разнообразные воздействия человека на природу.
Они также могут быть как положительными, так и отрицательными.
Почему антропогенный фактор часто считают фактором угрозы для природы? Попробуем разобраться.
Человек вырубает леса, распахивает степи, возводит плотины на реках, строит большие города, сооружает огромные свалки отходов. Все эти действия направлены на улучшение жизни самого человека. Но не природы!
Антропогенный фактор изменяет среду, которая окружает человека. Некоторые животные и растения приспособились выживать в этой измененной среде и количество их постоянно растет. Это крысы, тараканы, сорные растения, некоторые птицы.
Конечно, человек не только губит живую природу, он пытается исправлять собственные ошибки: берет под охрану редкие и исчезающие виды животных и растений, создает в море плантации устриц и водорослей, сажает лес.
Как вы понимаете выражение «разумная деятельность людей в природе»?
Человек не может жить изолированно от природы — слишком сильно от неё зависит. Но использовать природные ценности нужно разумно.
Получая что-то в дар от природы, необходимо возмещать ее утраты: восстанавливать вырубленные леса, уменьшать количество отходов (научиться их перерабатывать), охранять и приумножать исчезающие виды живых организмов, не загрязнять окружающую среду.
В первую очередь нужно позаботиться о сохранении природы своей малой родины, и тогда на всей планете наступит порядок.
Биология. 11 класс
Конспект урока
Урок 13. «Организм и окружающая среда. Экологические факторы»
1. Перечень вопросов, рассматриваемых в теме;
Урок теме «Организм и окружающая среда. Экологические факторы» позволит учащимся расширить представления об экологии как науке, углубить знания о среде обитания, экологических факторах и закономерностях влияния их на организмы и окружающую среду, сформировать у школьников экологическое сознание, понимание роли человека в окружающей среде.
2. Глоссарий по теме (перечень терминов и понятий, введенных на данном уроке);
Среды обитания, экологические факторы среды обитания: абиотические, биотические, антропогенные; экологическая ниша
Экология – это наука о взаимоотношениях живых организмов и среды их обитания.
Лимитирующий фактор – это фактор, сдерживающий развитие организмов из-за недостатка или их избытка по сравнению с потребностями.
Закон Минимума— успешную жизнедеятельность организма ограничивает экологический фактор количество и качество которого близки к минимуму, необходимому организму.
Условия существования — совокупность жизненно необходимых факторов среды, без которых живые организмы не могут существовать (свет, тепло, влага, воздух, почва).
Почвенная среда – рыхлый поверхностный слой литосферы, переработанный деятельностью живых существ и климатических факторов.
Симбиоз – сожительство, форма взаимоотношений, при которой оба партнера или один из них извлекает пользу от другого.
3. Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц);
1. А.Ю. Ионцева. «Весь школьный курс в схемах и таблицах» – М.: Эксмо, 2014.: С. 294-304
3. А.А. Кириленко, С.И. Колесников., «Биология тематические тесты. (подготовка к ЕГЭ)» Учебно- методическое пособие.- Ростов н/Д: Легион, 2009г. С 103-107.
5. Г.И. Лернер «БИОЛОГИЯ : Полный справочник для подготовки к ЕГЭ »: АСТ, Астрель; Москва; 2010г (раздел VII)
4. Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии);
https://bio-ege.sdamgia.ru/?redir=1тема 1, 2
5. Теоретический материал для самостоятельного изучения;
Экология — наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и со средой их обитания.
Среда обитания — это часть природы, окружающая живые организмы и оказывающая на них определённое воздействие. На нашей планете живые организмы освоили 4 среды обитания: водную, наземно-воздушную, почвенную и организменную.
Отдельные элементы среды, которые воздействуют на организмы, называются экологическими факторами. Выделяют следующие экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Абиотические факторы — компоненты неживой природы. Биотические факторы — воздействие живых организмов друг на друга (взаимодействие между особями в популяциях и между популяциями в сообществах). Антропогенные факторы — деятельность человека, приводящая либо к прямому воздействию на живые организмы, либо к изменению среды их обитания (охота, промысел, сведение лесов, загрязнение, эрозия почв и др.).
В процессе эволюции у организмов выработались различные приспособления к среде обитания — адаптации. Существует три основных пути приспособления организмов к условиям окружающей среды: активный путь, пассивный путь и избегание неблагоприятных воздействий. Адаптации можно разделить на биохимические, морфологические, физиологические, этологические и др.
Факторы среды имеют количественное выражение. По отношению к каждому фактору можно выделить зону оптимума (зону нормальной жизнедеятельности), зону пессимума (зону угнетения) и пределы выносливости организма. Оптимум — такое количество экологического фактора, при котором интенсивность жизнедеятельности организмов максимальна. В зоне пессимума жизнедеятельность организмов угнетена. За пределами выносливости существование организма невозможно. Различают нижний и верхний предел выносливости.
Способность живых организмов переносить количественные колебания действия экологического фактора в той или иной степени называется экологической валентностью (толерантностью, устойчивостью, пластичностью). Интервал значений экологического фактора между верхним и нижним пределами выносливости называется зоной толерантности. Виды с широкой зоной толерантности называются эврибионтными, с узкой — стенобионтными.
Экологический фактор, количественное значение которого выходит за пределы выносливости вида, называется лимитирующим (ограничивающим) фактором. Такой фактор будет ограничивать распространение вида даже в том случае, если все остальные факторы будут благоприятными. Лимитирующие факторы определяют географический ареал вида.
6. Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля (не менее 2 заданий).
Тип вариантов ответов: Выберите элемент (Текстовые, Графические, Комбинированные)
Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):
Неправильный вариант/варианты (или комбинации):
Подсказка: повторите термины
Найдите слова, соответствующие теме, обозначьте цветом.
Тип вариантов ответов: Выберите элемент (Текстовые, Графические, Комбинированные)
Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):
Окружающий мир так разнообразен и интересен, что каждый день делаются новые и новые открытия по его изучению.
Чтобы рассказать детям на уроке о живой и неживой природе, лучше всего использовать картинки и фото. Дошкольники могут поучаствовать в веселой викторине на тему «Кто есть кто».
3 класс готов к изучению явлений природы, школьников можно вывести на открытый урок в парк. Для 4 класса не будет лишним проведение элементарных опытов с использованием лупы, микроскопа, дневника наблюдений за погодой и т. п.
Мир живой природы
Мир живой природы представлен живыми организмами. Живая оболочка Земли имеет определение биосфера.
Она является средой обитания всех живых организмов.
Классификация живых организмов в природе:
Объекты и явления неживой природы
К объектам неживой природы относят:
Среди физических явлений различаются:
Чем живая природа отличается от неживой
Например, камень не будет меняться под воздействием солнца и воды, а цветок будет.
Каждое живое существо имеет жизненный цикл. Оно рождается на свет, питается за счет воздуха, воды и веществ (органических или неорганических), размножается (цветы опыляют пчелы) и умирает (цветы увядают).
Неживые объекты не имеют жизненного цикла.
Законы природы заставляют неживую природу меняться:
Признаки живой и неживой природы
Свойства живых организмов:
Все перечисленные факторы (живой природы) называются биологическими явлениями. Через питание и дыхание осуществляется связь организмов с окружающей средой. Она выражается в обмене веществ между организмами и средой обитания.
«Все умирает на земле и море,
Но человек суровей осужден:
Он должен знать о смертном приговоре,
Подписанном, когда он был рожден» (С. Я. Маршак).
Признаки неживой природы заключаются в ее законах, изученных человеком. Планеты, горы, облака не рождаются и не стареют, а появляются и исчезают под воздействий физических условий. Они могут быть уничтожены или изменены.
Связь между живой и неживой природой
Связь между живой и неживой природой такова, что живая не существует без неживой. К примеру, все живое погибает без солнца, воды и воздуха.
Растения растут на земле, при содействии влаги и солнечного света и сами служат пищей для животных.
Связи проявляются в следующих видах:
Общее между живой и неживой природой то, что все эти объекты составляют единый мир, в котором живем мы с вами.