Как называется деревня в дагестане
Районы и села Дагестана,список
1. Ногайский
2. Южно-Сухокумск
3. Тарумовский
4. Кизлярский
5. Кизляр
6. Бабаюртовский
7. Хасавюртовский
8. Хасавюрт
9. Новолакский
10. Казбековский
11. Кизилюрт
12. Кизилюртовский
13. Махачкала
14. Каспийск
15. Ботлихский
16. Гумбетовский
17. Буйнакский
18. Буйнакск
19. Цумадинский
20. Ахвахский
21. Хунзахский
22. Унцукульский
23. Гергебильский
24. Левашинский
25. Карабудахкентский
26. Избербаш
27. Сергокалинский
28. Каякентский
29. Советский
30. Гунибский
31. Цунтинский
32. Тляратинский
33. Чародинский р.
34. Лакский
35. Кулинский
36. Акушинский
37. Дахадаевский
38. Кайтагский
39. Дербетский
40. Дербент
41. Дагестанские огни
42. Рутульский
43. Агульский
44. Табасаранский
45. Хивский
46. Сулейман-Стальский
47. Магарамкентский
48. Курахский
49. Ахтынский
Районы и села Дагестана.
В Дагестане 41 сельский район, не считая городских. Названия большинства районов совпадают с названиями районных центров:
Акушинский район — центр аул Акуша
Ахтынский район — Ахты
Бабаюртовский район — Бабаюрт
Ботлихский район — Ботлих
Буйнакский район — Буйнакск
Гергебильский район — Гергебиль
Гунибский район — Гуниб
Дербентский район — Дербент
Карабудахкентский район — Карабудахкент
Кизлярский район — Кизляр
Курахский район — Курах
Левашннский район — Леваши
Магарамкентский район — Магарамкент
Новолакский район — Новолак
Рутульский район — Рутул,
Сергокалинский район — Сергокала,
Тарумовский район — Тарумовка,
Тляратинский район — Тлярата,
Унцукульскяй район — Унцукуль,
Хасавюртовский район — Хасавюрт,
Хивский район — Хив,
Хунзахский район — Хунзах.
Название некоторых районов Дагестана, которые не совпадают с названиями своих центров:
Агульский район — центр аул Тпиг,
По количеству жителей самые большие селения Дагестана — это Бабаюрт, Карабудахкент, Касумкент.
Самым высокогорным в Дагестане является аул Куруш. Он находится на высоте 2465 метров над уровнем моря.
Из этого аула вышли первый руководитель Советского Дагестана Нажмудин Самурский, первый герой Республики Калмыкия» прославленный овцевод Ханбуба Мирземетов.
Своими искусными мастерами особо известны аулы Кубачи, Унцукуль, Бал-хар и Гоцатль.
Родиной народных поэтов Дагестана Гамзата Цадасы в Расула Гамзатова является аул Цада.
Ковровые фабрики находятся в аулах Куруш, Микрах» Дыдым» Батлаич, Кабир, Хив, Карата и Орта-Стал.
Ашага-Стал широко известен как родина народного, поэта Сулеймана Стальского* Аул Аксай —. аул виноградарей* Отсюда родом писатель-просветитель Нухай Батырмурзаев, его сын революционер, поэт и драматург Зайналабид, поэт и этнограф Манай Алибеков, Алим-Паша Салаватов, Багаутдин Астемиров, Абдулвагаб Сулейманов.
Аул Гимры — родина имамов Гази-Мухаммада и Шамиля» боровшихся за национальную независимость и свободу народов Дагестана и Чечни.
Прославленными учеными и врачами известны в Дагестане аулы Ахты, Чох, Ванашимахи, Бадшшкент, Кумух и многие другие. Кумух — родина первого космонавта из дагестанцев — Мусы Мана-рова. Из Кумуха вышли около 100 докторов и кандидатов наук.
Как выглядят обычные дагестанские села без «купюр»?
Продолжаю делиться наблюдениями о том, как выглядит сельская жизнь в разных районах на Кавказе. В одном из прошлых репортажей я рассказывал уже начал рассказывать про азербайджанские деревни.
Теперь расскажу про один из самых моих любимых регионов на Кавказе — республике Дагестан. Он отличается от остальных регионов Кавказа очень высокой плотностью населения и одновременно контрастными и самобытными селами и интересной застройкой.
Если вы один раз побываете в гористой сельской местности Дагестана, то поймете о чем я говорю — такой специфичной застройки и архитектуры я не встречал нигде, разве только в некоторых селах Чечни и Азербайджана, где проживают преимущественно народы Дагестана.
Непростой рельеф на бОльшей территории республики, которая делится на равнинную, предгорную, горную и высокогорную часть, накладывает свою специфику при строительстве домов.
Горная и высокогорная часть даже в наше время очень сложна для застройки — высокие скалы, узкие ущелья, крутые склоны. Но за многие века, народы Дагестана уже приноровились строить дома даже в таких условиях.
В гористой местности, часто крыша одного дома, одновременно является полом для другого, также как и стены домов прилегают вплотную друг к другу. Нижние этажи таких построек используются под загоны для скоты, а живут на верхних этажах.
Именно поэтому дагестанские дома в селах имеют легко узнаваемый внешний вид. Обязательным атрибутом таких домов являются крытые и вытянутые веранды во всю длину дома.
И самое главное, не стоит судить об уровне благосостояния людей живущих в таких домах — это все обманчиво.
Многие дома являются родовыми и передавались по наследству от отца к сыну уже не одно поколение. Но во многих селах Дагестана среди старой застройки встречаются и более современные каменные дома очень органично интегрированные в сельскую застройку.
И еще один важный момент, который отличает горные села Дагестана от других республик — отсутствие глухих и высоких заборов. Очень непривычно и бросается в глаза.
И не обращайте внимание на повсеместно узкие, разбитые и грязные улочки. Это всё та же горная специфика и особенности ведения хозяйства.
Частые дожди, ползущий грунт, большое количество скота — всё это неотъемлемые спутники сел в республике. Здесь легко можно утонуть по колено в грязи на центральной улице села.
Избытки сельской жизни, все как в любой русской деревне. Асфальт выживает только на дорогах между селами.
И еще один интересный момент. При строительстве домов в ход идут любые подручные материалы. Нашли лист железа, можно закрыть им дыру, нашли дверь — тоже сойдет для сарая и так далее.
Большинство домов здесь двух и трехэтажные и это также особенности горной застройки.
И главное, не стоит сравнивать дагестанские села с соседней Чечней, где почти все населенные пункты были полностью отстроены после первых и вторых Чеченских войн, длившихся без малого десяток лет.
В Дагестане многие села были отстроены несколько веков назад, а большинство домов в сельской местности еще строили, когда здесь не было даже автомобильных дорог.
Но, кроме традиционных дагестанских домов, встречаются и более шикарные современные замки, как например большой дом Героя РФ — Магомеда Толбоева в Гунибском районе. Но это уже другая история…
Как называется деревня в дагестане
Секреты амузгинской стали, сочетавшей алмазную твердость режущего лезвия с мягкостью и пластичностью гибкого клинка, гасящего последствия любого удара, в разные столетия привлекали сюда чужаков, жаждущих разгадать его тайну. Правда, ни один из них в своих поисках не преуспел — секреты оружейников передавались только членам семей мастеров в процессе совместной работы у горна. Причем, передавались устно — бумага и пергамент могли быть украдены, и доверять им родовые секреты, благодаря которым амузгинцы выживали на протяжении тысячелетий, оружейники не решались.
Из глубины дагестанских гор амузгинские клинки разлетались по всему миру, украшая сокровищницы древних правителей и полководцев. Жители соседних сел, хотя и уважали амузгинцев, особо их не любили, считая гордецами, ставящими свое искусство выше всех остальных ремесел на земле. Даже на своих коллег по оружейному делу — кубачинцев, веками оправляющих амузгинскую сталь в золото и серебро, здесь посматривали свысока: кому нужны их замысловатые узоры без клинков? «Кончится Амузги, — посмеивались мастера, — и кубачинцам придется заняться пустяками — изготовлением женских побрякушек и посуды».
УНИКАЛЬНЫЕ СЕЛА ДАГЕСТАНА — БАЛХАР
Балхар – лакское селение, расположенное в Акушинском районе Дагестана. Оно известно прежде всего своей керамикой. Балхарское керамическое искусство насчитывает несколько сотен лет. Сосуды балхарских мастериц (а изготовлением посуды в Балхаре, начиная с добычи глины и кончая обжигом изделий, занимались только женщины) отличает изумительная орнаментальная графика, неразрывно связанная с формой сосуда. Каждое изделие поражает особой стройностью, грациозностью и плавностью линий, импровизационностью, орнаментальных линий и композиций, основанных на многовековом традиционном опыте.
Появление искусства расписной керамики в Балхаре исследователи относят к рубежу ХIII-ХIV вв. Древнее ремесло, возникшее как элементарное средство удовлетворения нужд каждого горского дома, с веками превратилось в высокое искусство, известное далеко за пределами края. По сообщению А.С. Пиралова, «балхарская посуда отличается чрезвычайной тонкостью стен, и вообще по технике считается наилучшею на Кавказе» (А.С.Пиралов. Указ.соч. С.223).
Ассортимент балхарских керамических изделий был традиционно широк и разнообразен. Это большие водоносные кувшины, маслобойки, емкости для хранения зерна и муки, горшки для цельного и кислого молока, кувшины различных форм и назначения, тарелки (в том числе и декоративные), пиалы, миски и др. Все балхарские изделия покрывались белой и желтой глиной, причем желтая после обжига приобретала красный цвет. Орнамент росписи отличают приверженность к традиционной культуре, богатство элементов, утонченность линий, завитков, спиралей, плавная округленность контуров, мелкие детали, варьирующие основной узор, отсутствие строгой симметрии. Главный рисунок располагался на верхней половине сосуда, подчеркивая выпуклую его форму. Некоторые мастерицы предпочитали геометрический орнамент, характеризовавшийся строгостью и лаконичностью элементов: солярные знаки, широкая кайма, ромбы и другие элементы, но множество сосудов носили орнамент «арабески» (растительный) со множеством традиционных деталей.
Много легенд и притчей сложено о балхарцах. Население близлежащих аулов считает балхарцев слишком умиротворенными, спокойными, неторопливыми и даже полусонными. У них немного отличный от других горцев образ жизни. Хотя и встречают их в торговых городах с уважением, но все равно мягких подтруниваний несуетливым балхарцам не избежать.
Вот как описывает характер балхарцев, одна из притч.
Один балхарец нагрузил своего коня горшками и кувшинами и отправился торговать. В аварском ауле, мимо которого пролегал его путь, был в этот день праздник скачек. Горячие джигиты съехались сюда из многих аулов покрасоваться на своих скакунах. Джигиты были стройны и красивы, а от коней любому горцу трудно было оторвать взор. Глаза у джигитов горели отвагой и азартом. Коней приходилось сдерживать, так они были нетерпеливы.
Наездники начали выстраиваться в ряд, как вдруг на площадь въехал балхарец на своем коне, который походил на клячу рядом с прославленными скакунами. Вид у балхарца был полусонный, а его лошадь, казалось, совсем засыпает на ходу. Молодые джигиты подняли его на смех.
— Эй, горшечник, присоединяйся к нам!
— Давай мы и твою клячу запишем в скакуны.
— Кто из вас старше ты или твоя лошадь?
— Скачи вместе с нами, будешь подбирать за нами подковы.
В ответ на насмешки балхарец молча стал сгружать со своей лошади, приготовленную на продажу, посуду. Не спеша сложил товар в кучу, спокойно сел верхом на коня и занял место в ряду джигитов.
Кони у джигитов рыли копытами землю, вставали на дыбы, перебирая в воздухе передними ногами, а лошадь балхарца дремала, понурив голову.
Начались скачки. Как вихрь, понеслись горячие кони. Поднялось облако пыли, и в этом облаке последней побежала лошаденка балхарца. Закончился один круг, потом другой, третий. Кони стали уставать, на них появилась испарина, потом пена, которая хлопьями падала на дорогу. Ноги у скакунов как будто немели, бег замедлялся.
УНИКАЛЬНЫЕ СЕЛА ДАГЕСТАНА — ГАМСУТЛЬ
На территории всего современного Дагестана насчитывается свыше сорока пяти сёл-призраков. Все они когда-то были огромными населёнными пунктами с широкой инфраструктурой. Сейчас же, жизнь в подобных сёлах поддерживают несколько старожилов, которые душой и телом остаются верны своим родовым землям.
Высоко в горах Дагестана расположилось село под названием Гамсутль. Считается, что селение Гамсутль, третье по древности среди населённых пунктов Дагестана.
Ещё несколько десятков лет назад село Гамсутль было очень оживлённым местом. Как для горного поселения, здесь было достаточно большое население. Сейчас же, на этих территориях проживает всего лишь четыре старожила, которые так и не смогли променять родные земли на шумные города или более современные сёла.
С усовершенствованием уровня жизни в Дагестане, всё больше людей стали переселяться из родного села Гамсутль в близлежащие деревни или большие города. По словам местных жителей, большим семьям становилось всё сложнее жить в маленьких, чаще всего, однокомнатных, домишках. Плодородные земли берегли под сенокосы, а возводить новые жилища на скалах никто не хотел. Так и опустело некогда весёлое, жизнерадостное и дружное село.
Ранее, к селу Гамсутль вела железная дорога, мимо проезжало множество людей, в том числе, туристов. Сюда приезжали попить воды из родника, расположенного на одном из склонов горы. Этот родник — настоящая гордость села, из него ключом бьёт чистейшая и полезная горная вода. На другом склоне горы есть ещё один родник, но такой популярностью он не обладает, поскольку вода в нём не настолько полезна для здоровья и не обладает лечебными свойствами. К тому же, в окрестностях Гамсутль растут великолепные плодовые деревья и полезные травы. Местные жители регулярно собирают урожай, выросший под звуки нетронутой природы.
В настоящее время в этом горном селении есть электричество. Единичное население предпочитает «современному» телевизору старое, более привычное радио — с ним работается веселее. Пожалуй, наибольшей проблемой для жителей села Гамсутль является доставка продуктов к жилищам. Люди жалуются, что дороги, ведущие к селу, давно не ремонтировались и подвезти продукты на машине невозможно. Старожилам приходится доставлять всё необходимое на ослах или нести в руках. Немногочисленное население села-призрака продолжает разводить домашний скот и заниматься земледелием. Старики своими силами укрепляют свои жилища, поддерживают плодородие почв и следят за порядком. Власти предпочитаю не тратить средства на благоустройство села. Только дети и внуки помогают своим родственникам, живущим в Гамсутле поддерживать достойный уровень жизни в Богом забытом селении.
УНИКАЛЬНЫЕ СЕЛА ДАГЕСТАНА — ГОЦАТЛЬ
Одним из крупных центров декоративного искусства Дагестана является село Гоцатль Хунзахского района. Здесь издавна получили развитие такие виды народных ремесел, имеющие свои глубокие самобытные традиции, как изготовление медночеканных изделий, ювелирное дело и оружейное производство, резьба по кости, а также выделка ковров.
Это небольшое горное селение прославило себя далеко за пределами республики своими искусными мастерами-серебряниками. Хотя гоцатлинское ювелирное искусство на полтора века моложе кубачинского, по сложности и технике исполнения ничуть ему не уступает.
Расцвет гоцатлинского промысла пришелся на 70-80 годы прошлого века, тогда на комбинате работали 250 мастеров, которые изготавливали из серебра и мельхиора разнообразную посуду: винные сервизы, вазы, тарелки, подносы, кувшины; женские украшения: броши, кулоны, кольца, перстни, браслеты.
УНИКАЛЬНЫЕ СЕЛА ДАГЕСТАНА — УНЦУКУЛЬ
Селение Унцукуль известен как центр художественной насечки металлом по дереву. Это очень редкая разновидность художественного ремесла Истоки её уходят в далекое прошлое – в XVII-XVIII века. Пока до сих пор не выяснено происхождение местного мастерства. Е.М. Шиллинг считал, что насечка металлом по дереву ведет свое происхождение от инкрустации по металлу, и что при этом имелся промежуточный этап инкрустации деревом по камню, что делалось с архитектурными целями. Для раннего периода творчества унцукульских мастеров характерно изготовление предметов быта из кизилового дерева, украшенных художественной насечкой. Позднее мастера стали украшать орнаментальной насечкой металлом декоративные трости, начали появляться художественные трубки, табакерки, шкатулки, трости, палки, чернильные наборы. Если до конца XIX века рынком сбыта продукции были такие центры как Кавказские Минеральные воды, Ростов, Царицын, Астрахань, то уже в начале XX века унцукульские изделия с насечкой экспортируют за границу. В те далекие годы унцукулец Магомед Юсупов открыл свою мастерскую даже в Вашингтоне. Предметы, изготовленные им, имели небывалый успех. Изделия 15-ти унцукульских мастеров приобрели на Всемирной выставке в 1900 году в Париже такую популярность, что во Франции и Англии в то время были открыты специальные мастерские. Новые нетрадиционные вещи в Унцукуле стали делать с 1921 г., когда в подарок В.И.Ленину от всего Дагестана два мастера Н. Ханбудаев и М. Кебедов изготовили письменный прибор, на котором орнамент был подобран с большим вкусом. Поиски нового привели к появлению оригинальных по форме и очень красочных по орнаментации ступок, ваз, ковшей, даже телефонного аппарата, деревянных плакеток с изображением фантастических птиц и животных. В 1929 году в Унцукуле была создана промысловая артель, которая в 1958 году была преобразована в фабрику художественных изделий. Свою продукцию унцукульцы неоднократно показывали на выставках во Франции, США, Бельгии, в частности в 1937 году работы унцукульских мастеров экспонировались на Всемирной выставке в Париже и получили золотую медаль и диплом первой степени.
В основе унцукульского орнаментального рисунка лежит четко фиксированная, стойкая композиционная структура, получившая название «ишан» (узор, знак). Характерной особенностью орнамента является адресная принадлежность тех или иных композиционных мотивов мастерам этого промысла. Нередко на унцукульском изделии присутствует древний символ — солярный знак. Сверкающие серебром на темной поверхности полированного, с великолепной текстурой, дерева традиционные узоры геометрического и растительного орнамента придают изделиям неповторимую красоту, уникальность, царственную роскошь и благородство. По красоте, изысканности и в то же время простоте и лаконичности декоративных средств, а также остроумной смелости и незатейливости технических приемов унцукульская насечка является единственным в своем роде явлением в декоративном искусстве.
УНИКАЛЬНЫЕ СЕЛА ДАГЕСТАНА — ГООР
Старинное селение Гоор с его богатой и самобытной культурой издавна привлекало к себе внимание известных ученых и путешественников. В своих работах они образно называют его «Страной башен».
Это высокогорное село, в котором обнаружены надмогильные стелы с высеченными на них эмблемами шамхальского стиля. Старый Гоор является «Страной башен». Они являются обычной деталью окружающего живописного пейзажа. Поражает оригинальность архитектуры и необычайное мастерство средневековых строителей в этом труднодоступном горном уголке. Здесь буквально каждый камень является немым свидетелем истории. В старину селение Гоор входило в состав Гидатлинского общества. Об этом свидетельствуют гидатлинские адаты, красивая и яркая традиционная одежда женщин и дошедшие до нас предания. Периодически село выходило из состава Гидатлинского общества и являлось независимым. Имеются сведения, что в какое-то время Гоор находился в союзнических отношениях с Телетлем.
В Гидатле наблюдается удивительная военная организованность и сплоченность против внешних недругов. Гидатль временами успешно борется с такой масштабной организацией, как Авария, для которой запирает проход в Грузию, входит в коалиции с койсубулинцами и ведет наступательные действия против соседей – баголалов. История Гидатля дополняется картиной развалин укрепления и башен, с первого взгляда останавливающих на себе изумленное и недоуменное внимание.
УНИКАЛЬНЫЕ СЕЛА ДАГЕСТАНА —ТАБАСАРАН
Почти каждый табасаранский аул славится неповторимыми по красоте и рисунку коврами ручной работы.
Искусство ковроделия в Дагестане, как традиционный промысел, уходит своими корнями в глубину столетий. Секреты мастерства передаются из поколения в поколение, от матери к дочке, оттачиваются и совершенствуются узоры и композиции. Ковроделие в Дагестане является самым распространённым видом кустарного промысла.
Она получила благоприятную почву для своего развития в 20-30-х годах прошлого столетия, когда на базе объединения мастериц-одиночек были созданы более десяти артелей. Дагестанские ковры ручной работы носят национальный характер и высоко ценятся, как семейные реликвии. Они отличаются высокой прочностью, долговечностью (средний срок эксплуатации ковров – около 250-300 лет), возможностью изначального выбора цветовой гаммы, плотности, высоты ворса, неповторимостью цветовой гаммы и композиционных решений, многообразием рисунков и размеров.
Ковры, как произведения нестареющего и вечно молодого самобытного искусства, сохранили традиции и технологию выработки от далекого прошлого до наших дней. Они находят широкое применение для украшения интерьера жилья и общественных помещений, хорошо гармонируют с любой мебелью, придают помещению обжитой вид.
Основу узора дагестанских ковров составляет геометрический орнамент, изображающий символические силуэты животных, птиц и растительности из окружаюшей природы и быта.
В настоящее время изготавливаются ковры с изображением всевозможных рисунков, портретов, пейзажей, памятников архитектуры, исторических личностей и возможностью переноса практически любого изображения с фотографии на ковер, изготавливаются безворсовые ковры и ковры с рельефными изображениями. Им присуще контрастное сочетание теплых и холодных тонов, обведённых контурным цветом, что придает узору четкую выразительность и изысканность.
Табасаранские ковры можно встретить в музеях Нью-Йорка, Парижа, Монреаля, Осаки, Лейпцига, Милана, Токио и других городов. По своему качеству табасаранские ковры не уступают лучшим мировым образцам. Они являются постоянными экспонатами на международных и отечественных ярмарках и выставках, где удостоены почетных дипломов и золотых медалей: в Брюсселе (Бельгия, 1958г.) и Лейпцигской выставке-ярмарке (ГДР, 1967г.). Ковры вошли в мировой каталог под названиями «Табасаран», «Дербент», «Ахты», «Микрах».
Своей красотой и великолепием табасаранские ковры ручной работы потрясли россиян на российском фестивале экономического и культурного сотрудничества «Москва и регионы России 2000», который проходил в ВВЦ в конце августа 2000 года. На этом фестивале дагестанские ковры получили золотую медаль в номинации «Народные промыслы и художественные изделия» в конкурсе «Лучшие товары России 2000».
В 2000 г. дагестанские ковры выиграли в номинации “Ковры и ковровые изделия ручной выработки
” на всероссийской Программе-конкурсе “100 лучших товаров России”, организованной Госстандартом России, Академией проблем качества и редакционно-информационным агентством “Стандарты и качество”.
В старину проверка качества ковров проходила в три этапа: 1 – по только что вытканному ковру пропускали табун лошадей; 2 – после этого несколько дней держали изделие под палящими лучами солнца; 3 – последний этап заключался в том, что ковры опускали в воду и оставляли там на некоторое время. Если после всех этих «испытаний» ковровое изделие не теряло свих свойств, то считалось, что мастер поработал на славу.