Как называется человек который все нюхает
Профессиональный нюхач
Те, кого природа одарила такими удивительными способностями, являются желанной добычей парфюмерных компаний, которые постоянно конкурируют друг с другом за право нанять такого специалиста. Иметь профессионального нюхача в штате очень важно, это крупный и серьезный бизнес: специалисты по запахам помогают выполнять заказы олигархов, знаменитостей и политиков и создавать уникальные ароматы для каждого.
Рабочий день нюхача начинается в шесть утра и длится всего около трех часов, но на самом деле это очень много времени для такой работы. Ведь, как известно, нос перестает различать запахи уже через несколько минут постоянных «упражнений в обонянии». Но у профессионалов органы обоняния способны полноценно воспринимать ароматы два-три часа. А потом все же запахи начинают накладываться друг на друга и мешать распознавать новые.
Нюхачам нужно очень внимательно следить за своим здоровьем. Простуда, грипп, насморк категорически противопоказаны при такой работе. Также плохо сказываются на восприятии запахов стрессы, эмоциональные и физические перегрузки, депрессии.
Стать профессиональным нюхачом не просто даже для тех, кому повезло обладать уникальным носом. Нужно еще получить соответствующее образование, причем учиться придется более десяти лет. Высшее образование в парфюмерии можно получить во Франции, в Международном институте косметики, парфюмерии и ароматных веществ, который расположен в Версале. Чтобы поступить туда, нужно уже иметь диплом химика и пройти сложный конкурс. Программа включает в себя знания химики, ботаники, биологии, медицины, физики. Также после окончания института выпускники должны знать на память около четырех тысяч запахов. И это только начало – к концу карьеры хорошие нюхачи запоминают около десяти тысяч ароматов. Опытные парфюмеры способны представить и даже почувствовать запах духов, если просто увидят их формулу.
Но далеко не все выпускники института становятся «мсье Носами», как их называют во Франции. Самые талантливые устраиваются работать в престижные парфюмерные компании, но остальные тоже находят для себя места – например, придумывают запахи для стиральных порошков и моющих средств.
В России профессии парфюмера можно обучиться на курсах «Парфюм симфонии», которые длятся пять недель и стоят пятьсот евро, или на фабрике «Новая Заря», где расположена Академия парфюмерного искусства. Там обучение займет только две недели и стоит всего три тысячи рублей.
Нюхач создает новый запах несколько месяцев, смешивая множество ароматов между собой. Его рабочий стол называется парфюмерным органом, и создание духов напоминает написание музыкальной композиции. Но если музыкальных нот всего семь, то в одном аромате содержится несколько сотен веществ. Все начинается с идеи аромата – либо ее определяет заказчик, либо парфюмера посещает озарение. Потом нюхач создает формулу духов. А после идет многомесячная работа над созданием нужного аромата, во время которой используется не только отточенная техника, но и воображение, интуиция. Смешиваются различные эфирные масла, экстракты, настойки, порошки – формула изменяется, обогащается, духи становятся все ароматнее, более стойкими и крепкими, пока не будет найден тот самый, нужный букет. Чтобы освоить это нелегкое дело, нужно несколько лет проработать на производстве. Зато опытный парфюмер может получать около трех тысяч евро в месяц. Вот только даже самых талантливых специалистов не ждет всемирная слава: например, все знают о знаменитой Коко Шанель и ее духах Chanel № 5, но мало кто знает, что этот аромат был создан русским парфюмером Эрнестом Бо. Духи выходят под именем, которое ему дает торговая марка.
Профессии для тех, кто любит запахи и вкусы
Если природа одарила вас острым обонянием или вкусом, то почему бы не использовать это преимущество при выборе работы? Мы подготовили список интересных профессий, так или иначе связанных со запахами и вкусами. Возможно, в какой-то из них вы найдете свое призвание!
Шеф-повар
Зарплата: 80 000 руб.
Необходимое образование: среднее или высшее профессиональное.
Распространенность профессии: высокая.
Со вкусами в первую очередь ассоциируются профессии кулинарного толка, поэтому с них и начнем. Рассмотрим одну из самых популярных – профессию шеф-повара – хотя никто не помешает вам стать кондитером, шоколатье, бариста, виноделом, пекарем, пиццайоло и т.п.
Шеф-повар – это кулинар, который возглавляет процесс приготовления всех блюд на кухне заведения. Он придумывает новые рецепты и составляет меню, следит за работой каждого сотрудника, проверяет блюда перед их подачей клиентам, отвечает за порядок на кухне, заказывает поставки заканчивающихся продуктов и выполняет множество других обязанностей.
Эту должность занимает специалист, который отработал в качестве повара на протяжении нескольких лет и накопил достаточно опыта, чтобы стать во главе всего процесса. От него нужен не только хороший вкус, обоняние, способности к кулинарии, но и умение руководить людьми.
Запаховед
Зарплата: 70 000 руб.
Необходимое образование: высшее профессиональное.
Распространенность профессии: редкая.
Запаховед, или флейворист – это немного заумные названия профессии, представителя которой чаще называют «нюхач» или просто «нос». Профессиональный нюхач может различать до 10000 оттенков запахов, причем около 4000 из них он помнит наизусть. Это редкая должность, которая требует не только глубоких знаний из области биологии, химии, ботаники, физики, но и уникально острого обоняния. По сути, умение различать тончайшие нотки запахов – это талант.
Наиболее востребованы запаховеды во Франции, известной на весь мир своими старинными парфюмерными домами. Там же организовано и узкоспециализированное обучение этой профессии, для которого нужно уже быть дипломированным химиком. А после того, как «нюхач» наберется достаточно опыта из роли дегустатора запахов, он может и сам стать парфюмером.
В нашей стране запаховеды чаще всего работают в компаниях, которые производят дезодоранты, кондиционеры для белья и другую бытовую химию.
Дегустатор
Зарплата: 50 000 руб.
Необходимое образование: среднее или высшее профессиональная.
Распространенность профессии: средняя.
Если «нюхач» специализируется только на запахах, то дегустатор – и на запахах, и на вкусах. Точнее, в первую очередь он оценивает вкус продуктов или блюд. Но его восприятие сенсорными системами человека неразрывно связано с восприятием аромата, который исходит от пищи.
Как правило, дегустатор специализируется на каком-то одном виде продуктов. Например, это может быть дегустатор чая, кофе, вина, сыра, кондитерских изделий, блюд высокой кухни. Он должен иметь развитое чувство вкуса и обоняние, и даже хорошее зрение, потому что оценивает еще и внешний вид продуктов. В обязанности дегустатора может входить также определение и анализ технологии производства продукта, ингредиентов, времени и места его изготовления. Другими словами, такой специалист должен хорошо разбираться во всех тонкостях производства той продукции, которую он дегустирует.
Профессия востребована в ресторанном бизнесе, пищевой промышленности, специализированных магазинах по продаже чая, кофе, алкогольных напитков.
Как называется человек,который все нюхает
Большое эволюционное значение имеют мутации.
Разрушение витаминов бывает при тепловой обработке.
Возникновение водохранилища на реке нарушает веками сложившиеся условия жизни и размножения рыб. В связи с этим меняется и само рыбное население.
Среди так называемых «жилых» рыб, т. е. живущих более или менее оседло, в водохранилищах, образованных на равнинных реках, исчезают типичные реофилы: елец, жерех, голавль, подуст. Это утрата впрочем мало чувствительна для рыбного хозяйства, так как перечисленные виды — объекты не массового лова. Взамен их возрастает численность леща, судака, окуня, плотвы, ерша, густеры, чехони, синца и других рыб. Среди них крупное промысловое значение приобретают прежде всего такие ценные рыбы, как лещ и судак.
Более серьезно плотины осложняют жизнь проходных рыб. Подавляющее большинство их размножается и проводит первый период своей жизни в реках. Здесь молодь этих рыб живет от нескольких месяцев до нескольких лет, а затем «скатывается» в море или озеро и остается там до наступления половозрелости. Выросшие и ставшие способными к размножению, эти рыбы вновь входят в реки, в которых они некогда выклюнулись из икры, чтобы в свою очередь дать жизнь новому поколению.
Путь к месту нереста проходных рыб нередко бывает весьма длинным и продолжительным. Нерестилища некоторых видов расположены в верховьях рек, далеко от устья. К числу наших рыб, идущих на нерест из моря в реки, относятся: обыкновенный лосось, называемый на севере семгой, близкая к нему кумжа; дальневосточные лососи — кета, горбуша, нерка и др., белорыбица, некоторые сиги; осетровые — осетр, белуга, севрюга; некоторые сельди — черноспинка, известная в торговле под названием «залом», волжская сельдь, черноморская сельдь; некоторые карповые, например, сырть или рыбец и др.
Миноги, которых, как известно, выделяют из рыб и относят к классу круглоротых, тоже идут на размножение в реки. Угорь также предпринимает нерестовые миграции, но, в противоположность вышеперечисленным видам, живя в реках, он размножается в море. Нерестовые миграции предпринимают и другие рыбы. Проводя зиму обычно в низовьях реки, в более глубоких ее участках (и по этой причине называемые иногда «ямными»), они для размножения тоже поднимаются по реке, хотя и не так далеко от мест зимовки, как проходные. После нереста они спускаются в предустьевые районы моря. Таких рыб называют полупроходными. В эту группу входят многие карповые рыбы бассейнов Черного и Каспийского морей, например, лещ, сазан, жерех, сом, судак, вобла, тарань и др.
Плотины гидроэлектростанций создают непреодолимые препятствия на пути проходных и отчасти полупроходных рыб.
Так, плотина первенца советского гидростроительства — Волховской ГЭС преградила путь сырти, а также волховскому сигу, который ранее шел на нерест из Ладожского озера по р. Волхову в оз. Ильмень, а оттуда в реки Мету, Ловать и Шелонь. Созданное препятствие резко отразилось на численности и на промысле волховского сига. Если до постройки плотины (1925 г.) ежегодно вылавливалось 325—350 тыс. штук этой рыбы, то в настоящее время ее ловят у плотины не более, чем по 500—600 штук в год.
Свирская ГЭС у Лодейного Поля в 1933 г. нарушила нерестовые миграции лосося и сигов, а кроме того, подъемом воды вызвала затопление и заболачивание самих нерестилищ. Сходным образом препятствуют ходу на нерест многим проходным рыбам и другие плотины гидростанций.
Огромнейшие по протяженности и высоте плотины величайших волжских электростанций у Куйбышева и Сталинграда, перегородив нашу великую реку и образовав обширные водохранилища, преграждают путь к местам размножения белорыбице и белуге, лишают большинства нерестилищ осетра, многих производителей севрюги и некоторых других проходных рыб.
Подобным образом сказывается на проходных и полупроходных рыбах р. Днепра вторая на этой реке плотина Каховской ГЭС.
Плотины не только преграждают проходным рыбам путь к местам нереста. Они воздействуют и на сами нерестилища. Осетры, например, откладывают икру в местах быстрого течения на каменистое или галечное дно, к которому она приклеивается.
Обширные волжские водохранилища поглощают большинство таких мест, заиливают их и выводят из строя как нерестилища.
Нарушаются водохранилищами и условия размножение проходных сельдей, в особенности сельди-черноспинки, идущей далеко вверх по р. Волге. Выметанная икра этой сельди свободно плавает и, сносимая течением, развивается в глубоких струях реки около дна. Оказавшись в водохранилище, икра и выклюнувшиеся из нее личинки неизбежно заиливались бы и погибали.
Лососи и проходные сиги откладывают икру на галечном или чистом песчаном дне реки. При подпоре рек происходит заиливание грунта, и нерестилища при таких условиях также теряют свое значение
Как называется человек который все нюхает
Гость в студии – Анна Агурина, дипломированный химик, человек, посвятивший себя парфюмерии. Зачастую таких людей в простонародье называют «нюхачами», хотя парфюмерам это определение не очень нравится. Но, так или иначе, «нюхач» – одна из самых редких, но востребованных и высокооплачиваемых профессий.
Программу «За кадром» ведёт Николай Мамулашвили.
Представители самых разных профессий, порой редких, порой экстремальных, но чаще самых обычных – гости в нашей студии. Испытатели, врачи, водолазы, пожарные, дипломаты, лётчики, автогонщики, альпинисты, журналисты и спасатели. Этим профессионалам есть, что рассказать об изнанке своей работы, о том, чего мы не знаем, о том, что обычно остаётся за кадром. Их всех объединяет одно: любовь к своему делу. Это люди с характером, они никогда не отступают. Каждый из них обрёл своё настоящее признание и находится на своём месте.
Гость в студии – Анна Агурина, дипломированный химик, человек, посвятивший себя парфюмерии. Она уже давно стала человеком мира, успев поработав в известных европейских домах моды. Сегодня она является официальным «носом» одного старейшего парфюмерного дома. Она парфюмер, человек, составляющий ароматы духов. Зачастую таких людей в простонародье называют «нюхачами», хотя парфюмерам это определение не очень нравится. Но, так или иначе, «нюхач» – одна из самых редких, но востребованных и высокооплачиваемых профессий.
Знаю, что вы не любите, когда вас называют «нюхачом». А как правильно называть представителя вашей профессии?
А. Агурина: Парфюмером. Просто в русском языке слово «нюхать» звучит не очень красиво, как и слово «запах». Например, во французском слово «нюхать» – это «сантир» («sentir»), то же самое, что «чувствовать». А в русском языке слово «нюхать», скорее, связано больше в кухней, едой, с животными, с какими-то низшими материями. Поэтому в парфюмерии мы используем немного другой лексикон. Человек, который создаёт духи, называется «парфюмером», а сам глагол: «что ты делаешь с духами?», ты их «слушаешь», как в музыке.
Как вы пришли в профессию?
А. Агурина: Я очень хотела бы рассказать историю, как я с детства собирала цветы, из них делала какие-то венки и ещё что-то этакое. Но такого не было. На мой взгляд, человеку достаточно сложно прийти в эту профессию. И то, что происходит обычно в нашем обществе, когда ты должен выбрать себе высшее образование в 15 лет, это, на мой взгляд, очень такой сложный выбор. И я его делала абсолютно наугад. То есть, мне однозначно нравилось делать что-то руками. То есть, я хотела получить образование, с которым я могла производить что-то, что я бы увидела глазами и что несло бы пользу. Например, не быть экономистом, который работает с программой Excel, финансистом, который тоже работает с таблицами. Мне хотелось делать что-то материальное.
И вот тогда я решила, что буду делать какие-нибудь лекарства, и стала химиком. Но это было полуосознанно, наугад. И когда я закончила, то поняла, что то, что я точно не хочу делать в жизни, – это химия. Это точно не моё.
Могу объяснить почему? Очень скучно. Потому что ты не выходишь за пределы лаборатории, ты сидишь в ней, у тебя нет общения. И бесконечное количество повторений. Для этого нужно очень большое терпение. И второе, что интересно, – в нашей науке так всё устроено, что то, что ты ищешь, ты то и находишь. То есть, изначально идея найти что-то уже ставилась мною под вопрос.
Соответственно, после этого я стала работать в компании, где я делала лекарства, но я уже делала их не руками, а их придумывала. То есть, делала на бумаге, разрабатывала составы.
И так я проработала достаточно долго, пока совершенно случайно не попала в одну известную испанскую парфюмерную компанию, которая предложила мне работу в маркетинге с духами. То есть, вот такая была кардинальная смена. Что было интересно, так это то, что если в химии и в фармацевтике всегда, когда ты что-то делаешь, у тебя есть какой-то видимый результат, есть, например, формула, которая помогает людям выздороветь, есть что-то такое, что несёт какую-то пользу, то в духах ни пользы, ни видимого, вообще ничего нет.
Но там есть что-то другое. Может быть, даже более важное?
А. Агурина: Именно есть другое. И вот это прочувствовать на самом деле так сходу нельзя. Проработав несколько лет, я поняла, что именно это мне интересно. Но я работала с марками, которые уже существуют, которые сделали другие парфюмеры, разработали их и продают по всему миру, в том числе и в России, знаете, это все равно что работать в детском саду, когда у тебя нет своих детей. Ты как бы их любишь, но если был бы свой, ты по-другому всё бы делал.
И здесь мне захотелось создавать духи самостоятельно. На тот момент (это было давно, в 2010 году) я не могла найти ни одного места в Москве, где этому можно было бы научиться. Поэтому я стала смотреть, где это можно сделать за границей. И оказалось, что в принципе на парфюмеров учат в Италии и во Франции. Также есть крупные компании, которые занимаются не производством духов, а ингредиентов к ним, и они учат своих сотрудников, например, в США, Швейцарии и т.д. Соответственно, я решила, что мне надо поступать во Франции.
Это был непростой путь, потому что сама идея – делать духи – была очень навязчивой. Работать в корпорации, продолжать заниматься маркетингом – это уже как бы пройденный этап, но ты ещё не перешёл туда, находишься в положении ни туда, ни сюда.
В принципе людей, которые это делали до меня, нет. То есть, из России была только одна девушка, которая училась в той школе, в которой училась и я, она тоже химик, но она уже много лет жила во Франции и в Россию никогда не возвращалась. То есть, она уже, по сути, перестала быть нашей, подданной Российского государства.
И вот с того момента я решила, что буду готовиться туда поступать. Мне очень помогло, что я работала в парфюмерной компании, потому что, чтобы поступить, ты уже должен знать ингредиенты. А как их выучить, если они нигде не доступны? У нас на работе были ингредиенты, которые входили в наши духи по которым мы учили консультантов. И, забрав с работы «трейнинг кит» (набор для обучения), я тренировалась по нему. Надо было туда ещё сдавать математику (очень неприятно), надо было писать эссе и рисунок, и всё это на английском. Ну вот как-то так я пошла туда учиться. То есть, это был мой такой вход, моя инициация в эту профессию.
Говорят, что на планете существует не более 100 дипломированных специалистов, которых называют «мастерами-парфюмерами» или просто «носами». Они работают в разных странах на всемирно известные компании, занимающиеся производством парфюмерии. Многие фирмы постоянно ищут новых специалистов, так как их не хватает. Считается, что профессионал может различать несколько тысяч запахов. Такая способность часто передаётся по наследству, поэтому есть целые династии «нюхачей». Те, кого природа одарила такими удивительными способностями, являются желанной «добычей» парфюмерных компаний, которые постоянно конкурируют друг с другом за право нанять такого специалиста. Иметь профессионального парфюмера-нюхача в штате очень важно. Это крупный и серьёзный бизнес. Специалисты по запахам помогают выполнять заказы крупных бизнесменов, знаменитостей и политиков. Они создают уникальные ароматы для каждого. Говорят, что «нюхачам» нужно внимательно следить за своим здоровьем. Простуда и насморк категорически противопоказаны при такой работе. Также плохо сказываются на восприятии запахов стрессы, эмоциональные и физические перегрузки, депрессии. Стать профессиональным «нюхачом» не просто, даже для тех, кому повезло обладать уникальным носом. Нужно ещё получить и соответствующее образование.
Кстати, а как проходит обучение парфюмера? И как долго оно длится?
А. Агурина: Обучение на парфюмера в том месте, где я училась, длится один год. И оно является дополнительным профессиональным образованием к образованию химика. То есть, нужно уже быть либо химиком, либо фармацевтом, либо биологом, либо врачом. Обучение длится около 12 месяцев. Там есть два месяца перерыва летом, когда ты занимаешься практикой, то есть, работаешь в компании.
Выстроено обучение очень любопытно. Это маленькая группа, где-то 10 человек, и люди, которые учатся там, приезжают со всего мира. То есть, у них есть квота, сколько людей они могут взять из Европы и из не Европы. Они так это называют. Пять человек идут из Европы. Это могут быть разные страны, в том числе Франция, Италия, они все конкурируют. И не Европа. То есть, если ты конкурируешь за место вне Европы среди оставшихся пяти человек, то это будут азиаты, индусы, американцы, японцы. Соответственно, группа у нас была абсолютно интернациональной. Мы все говорили на английском, обучение проводилось тоже на английском. Но под конец обучения ты уже говоришь на французском постепенно.
Обучение стоится по следующему принципу: ты первые четыре месяца должен изучить все ингредиенты. Ты должен знать их наизусть.
Их, наверное, огромное количество?
А. Агурина: К тому моменту нужно было где-то 250 ингредиентов выучить. Дальше потом, всю жизнь, ты занимаешься их изучением, потому что ингредиенты для парфюмера – это как палитра для художника. По сути, это инструмент, с помощью которого ты реализуешь задуманное. И чем лучше ты знаешь свой инструмент, его качества и особенности, тем лучше ты можешь воспроизводить свои идеи. Поэтому первые четыре месяца – это изучение именно этого.
Дальше, всё последующее время, это составление разного рода аккордов (опять же слово из музыки), потому что комбинация ингредиентов называется «аккордом», в котором есть какая-то определённая идея. Например, запах розы или аромат жасмина. Вот это и есть аккорд, но это ещё не духи.
Потому что духи обладают уже стабильностью, шлейфом, верхними нотами и т.п. В них помимо основного запаха есть ещё всякие разные подуровни и оттенки. И в конце ты уже создаешь духи.
Плюс тебя должны научить делать все вещи для функциональной химии. Потому что, если взять весь рынок парфюмерии, то часть с духами занимает на нём меньше 30 процентов. И гораздо большую долю занимают ароматизированные стиральные порошки, средства для чистки пола, шампуни, гели для душа. Это огромные тонны. И большинство парфюмеров работают именно в этой области, то есть, в функциональной парфюмерии, создавая отдушки не для кожи. Ароматы для дома там же находятся, всякие саше, свечи.
Я вдруг вспомнил, что в парфюмерии очень часто используют для создания прекрасных запахов и ароматов такие неприглядные ингредиенты как всякие вытяжки животного происхождения. Вот это обязательно? Нельзя без этого обойтись? В них есть какие-то особенности? Наверное, это вопрос к вам, скорее, как к химику.
А. Агурина: Мне тоже раньше это было непонятно. Но после того, как я пожила во Франции, это стало очевидным. Это все равно, как вы что-то готовите и вам нужно добавить кайенский перец. Сам по себе кайенский перец не съедобный, не приятный и вообще не вкусный. Но вы его добавляете чуть-чуть, чтобы он дал определённый оттенок. Вся французская кухня, по сути, основана на контрасте. То есть, есть что-то такое в блюде, что не нужно, но что создаёт определённый тонкий и аромат, и вкус. Потому что, когда мы едим, у нас вкуса всего четыре. А все остальные вкусовые ощущения и нашу любовь к еде создаёт запах еды. Поэтому специи, пряности, всякие другие штуки, собственно, и есть основной вклад в блюдо.
То же самое в парфюмерии. Всякие неприятные ноты, они очень часто фекальные, получаются из животных. Например, есть бобровая струя. Это, кстати, ингредиент, который из России приходит. В России очень мало, ингредиентов парфюмерных. Всего четыре, и один из них – бобёр.
Вытяжку из струи кабарги, кажется, используют в медицине. Может быть, и в парфюмерии тоже?
А. Агурина: Этого бедного оленя ещё в XIX веке перебили как раз из-за этого, потому что из него получали мускус. Теперь этот олень находится в Красной книге, его больше нельзя убивать. Поэтому тот мускус, что продаётся сейчас, всегда синтетический. Натуральный мускус им заменён, чтобы оленей больше не убивали. И он более эффективный.
Потом есть ещё «цибет», по-русски так лучше сказать. Я много ингредиентов учила на французском и не знаю, как они по-русски произносятся. Думаю, что «цибет». Его получают от котов (циветов) вроде рыси, которые водятся в аравийской пустыне Арабских Эмиратов. Циветов содержат в клетках и пугают. Когда цивет пугается, он выделяет секрецию. Эти выделения собирают, они очень неприятные, похожие на ноту кошачьей мочи, но которую добавляют в «цветы». Иногда, когда идёшь ночью и чувствуешь, как пахнет чубушник или жасмин. Такой пронзительный, сильный запах, который ты чувствуешь на расстоянии и который тебя притягивает. И в нём есть что-то такое – одновременно отвратительное. Вот это вот и есть те самые фекальные ноты, которые добавляются в «цветы», чтобы создать это упоение.
Вёл программу Николай Мамулашвили. Режиссёр выпуска Юлия Дунце.