Как называется человек который пишет романы
Книголюбы-книгочеи — все немного чародеи: 10 крутых профессий для любителей почитать
Есть целая категория людей, которые с удовольствием проводят часы за чтением книг в удобном кресле. И лучшей работой для них будет деятельность, связанная с текстами. Хорошая новость в том, что вакансии, подходящие для любителей книг, существуют.
Рецензент
Тем, кому важно больше времени проводить в пижаме за чтением различных книг, эта специальность подойдет идеально.
Но для входа в профессию нужно приложить определенные усилия. Помимо любви к чтению, необходимо отточить навыки работы с текстом, то есть научиться интересно и содержательно писать.
Чтобы получать деньги за написание рецензий, нужно привлечь к себе внимание. Для этого лучше всего подойдет собственный литературный блог. В нем можно публиковать свои рецензии.
Такой ресурс сможет привлекать пользователей, что позволит заработать на рекламе. Но также он будет выполнять роль портфолио для заказчиков. В роли последних могут выступать различные издания и редакторы.
Чтобы о блоге узнало как можно больше людей, ссылки на статьи можно размещать в своих соцсетях и популярных группах, с подходящей целевой аудиторией. Если статьи окажутся интересными, читатели начнут ими делиться, и популярность блога будет расти.
Книжный скаут
Суть профессии сводится к поиску рукописей, продающихся или публикующихся на одном рынке, с целью последующей их продажи на другом.
Например, рукопись, которая привлекла внимание американских издательских компаний, может быть передана книжным разведчиком представителям азиатского рынка.
Для такой работы нужно владеть английским языком и уметь качественно мониторить многочисленные предложения в сети.
Искать желательно не только рукописи, но и романы, которые могут быть успешно экранизированы. Если выбор книжного скаута будет одобрен, то он получит свою комиссию.
Библиотекарь
Несмотря на популярность гаджетов, библиотеки не утратили своей актуальности. И в них кому-то нужно работать.
Если возникли проблемы с вакансиями, можно посетить различные учебные заведения. У вузов тоже есть свои библиотеки, и не исключено, что у них присутствует недобор кадров.
Такой формат работы подойдет тем, кто любит находиться в тишине, видеть рядом много книг и не тратить много времени на общение.
Литературный переводчик
Чтобы реализоваться в рамках этой профессии, помимо любви к чтению, потребуется знание как минимум английского языка. Владение французским, немецким или испанским языком значительно расширит возможности для работы.
В большинстве случаев литературных переводчиков нанимают международные издательства для работы с различными иностранными бестселлерами. Словом, здесь можно зарабатывать деньги.
Стоит отметить, что в рамках этой профессии требуется творческий подход к переводу, поскольку некоторые устойчивые выражения имеют свой особый смысл и его нужно уметь передать.
Корректор
Даже самые талантливые авторы допускают ошибки, в том числе и стилистические. Таким людям нужен специалист, который сумеет все исправить.
Корректоры проверяют и правят самые разные тексты – книги, сценарии, информационные статьи и т. д. Процесс работы не будет выглядеть механическим, поскольку придется включать творческую составляющую.
Суть в том, что, корректируя текст, необходимо сохранить общую стилистику и подачу материала. Это правило особенно актуально, когда речь идет о книге или сценарии.
Литературный агент
Деятельность литературных агентов связана с отбором и последующим продвижением начинающих авторов.
Эта специальность требует хорошего вкуса и понимания современных тенденций. Литературный агент должен выбирать те работы, которые будут читать.
Если хороший автор найден, то с ним нужно пройти весь путь, вплоть до публикации его книги. А после этого необходимо организовать эффективную рекламу.
Помимо любви к книгам, в рамках данной профессии потребуются знания в сфере маркетинга.
Редактор
На эту профессию стоит обратить внимание тем, кто постоянно пишет заметки на полях книг и продумывает альтернативные сюжетные линии.
Для начала потребуется проверить свое знание русского языка, поскольку нужно замечать все промахи авторов.
Но самая главная трудовая нагрузка редактора – это работа со смыслами. Нужно превращать полученный текст с хорошим потенциалом в тот вариант, который полностью соответствует требованиям конкретного издания.
Дизайнер обложек книг
Хотя в книге важным является содержание, обложка также имеет не последнее значение.
Любовь к чтению позволит предельно точно передать через обложку суть книги или как минимум намекнуть на нее. Дизайнеры, которые испытывают слабость к литературе, всегда могут поставить себя на место читателя, что отразится на качестве работы.
«Упаковщик» книг
Речь идет о людях, которые внимательно изучают работу автора и после могут продолжить конкретную серию без него.
Такие специалисты способны провести всю работу, связанную с изданием книги, предоставляя целый пакет услуг. Они могут поработать, скажем, над книгой по садоводству: сделать более приятной и легкой стилистику автора и довести книгу до издания.
Если нужно, «упаковщики» грамотно подберут другого автора, который продолжит писать книги по садоводству. В итоге популярная серия будет дальше издаваться без изменения стилистики и качества информации.
Арихивариус
В этом случае основная работа ведется с архивом.
В обязанности такого специалиста входит проверка и защита важных документов самых разных жанров. Это могут быть оригинальные древние свитки или первые копии современных книг, ставших бестселлерами.
Иногда услугами архивариусов пользуются для подтверждения подлинности некоторых документов, претендующих на статус исторических. Такие люди могут получать работу в музеях и аукционных домах.
Ваши любимые книги написаны литературными неграми: откровения писателя без имени
Рассказ человека, который пишет под именами известных писателей, о современном издательском конвейере в России.
Литературные негры, книггеры, писатели-призраки (гострайтеры) — так называют людей, которые пишут книги за известных авторов. Наработав читателей, многие популярные писатели ограничивают свою деятельность походами на светские приемы и больше писать не берутся, предоставляя работу выходцам из филологических факультетов.
О рынке литературы на продажу телеканалу «360» рассказал один из гострайтеров с 20-летним стажем. Ее зовут Анастасия, она написала более 80 книг, которые были изданы под известными именами. По ее словам, популярные детективы она пишет за неделю, после чего они попадают на полки книжных магазинов в раздел «бестселлеры». На исторические книги уходит около месяца. А фантастику для известных популярных писателей придумывает отдельный круг литературных негров-фантастов.
Как устроен рынок, как на него попасть, сколько платят и почему молодые писатели не издаются под собственными именами? С разных сторон о современном издательском бизнесе телеканалу «360» рассказали литературный негр Анастасия и критик Эдвард Чесноков.
Фото: Public domain
«Три мушкетера» написал не Дюма — история литературного рабства
Отцом-основателем гострайтинга считается Александр Дюма-отец. Идут споры о том, что существенная часть его романов была написана при участии другого человека, Огюста Маке.
«Маке писал сюжетную основу, а Дюма добавлял диалоги. По такой системе они работали и над книгой «Три мушкетера», и «Граф Монте Кристо». Они затем судились между собой, Маке просил признать свое авторство, но в итоге проиграл суд», — рассказывает Чесноков.
Фото: Public domain
Первое время к услугам таких авторов прибегали известные люди, которые хотели издать автобиографии, но «не дружили с пером». Затем наем писателей, отказывавшихся от авторства, стал обыденностью, как того требовала индустрия.
Для издательства имя писателя — это проект, проще создать пиар для одного человека и радовать читателей его новыми произведениями раз в два месяца, чем раскручивать 10 молодых авторов, которые выпускают одну-две книги в год, утверждает критик. Нередко, видя успех своих произведений, изданных под чужим именем, молодые авторы пытаются судиться.
«Здесь невозможно судиться, потому что все авторские права соблюдены, и они закреплены на другом авторе. Договор составлен так, что ничего не получится, если ты передумал», — делится Анастасия.
Фото: Public domain
Кто из современников пользуется литературными неграми
Чужое авторство практически не доказуемо. Авторов специально подбирают по слогу, кроме того, они намеренно копируют стиль писателя, говорит Анастасия.
«Если это неизвестный автор, и ничего не писал — это довольно тяжело, ведь нужно изучить его биографию. Мы просматриваем социальные сети, мы должны понимать психотип человека и то, что он может выдать», — описывает механизм своей работы автор Анастасия.
Кто пишет сам, а кто пользуется чужими услугами — можно судить лишь по слухам.
«Есть негласное правило, если человек пишет более двух крупных книг в год, то стоит задуматься — а он ли автор. Особенно, если не прослеживается оригинальный литературный стиль», — считает критик.
Не раз в интернете пытались уличить в найме «книггеров» и Александру Маринину, и Дарью Донцову, и Виктора Пелевина. Также под сомнения критиков попадали труды Андрея Воронина, Татьяны Поляковой, Марины Серовой, Полины Дашковой и Стивена Кинга.
Фото: Public domain
Доказано было лишь то, что автор детективов Марина Серова — литературная маска. Впрочем, интригу здесь раскрыл сам издатель, когда число книг Серовой перевалило за пять сотен. И несуществующую «выпускницу юрфака МГУ, сотрудницу одной из спецслужб, участвовавшую в боевых операциях» стало невозможно скрывать. Кстати, среди известных писателей есть и те, кто сам писал за автора. В свое время за других писали книги Александр Куприн, Илья Ильф и Евгений Петров.
Как становятся литературными неграми
Среди гострайтеров большое количество выходцев с журфаков и филологических факультетов. В конвейер все попадают разными путями, в основном по рекомендациям.
«Я начала довольно рано, школу закончила в 14 экстерном и поступила на исторический факультет, а со второго курса начала одновременно учиться на журфаке МГУ. Тогда различные СМИ обязаны были брать студентов на стажировку, а многие СМИ принадлежат издательствам. Во время одной из таких стажировок мне и предложили работу, как вы говорите,»негром». Она оказалась более высокооплачиваемой, чем журналистская деятельность, и я в этом бизнесе уже более 20 лет», — рассказывает свою историю Анастасия.
Фото: Public domain
«Этот рынок крайне закрыт и узок, и если издательство будет размещать напрямую в интернете сообщение о найме „литературных негров“ — это будет скандал, поэтому все в основном по знакомству», — подтверждает Чесноков.
Однако сейчас можно найти вакансии от издательств, которые ищут авторов, пишущих в определенных жанрах. И речь в них, скорее всего, именно о работе «на заказ». Ведь в каждой редакции и так лежат множество неизданных книг, которые каждый день присылают молодые писатели в надежде на публикацию.
Фото: Public domain
Фото: Public domain
Сколько платят авторам и как попасть в бизнес
«Мы все состоим в базе литературного агентства, выбор делает будущий „писатель“. Если наш слог подходит, то неважно, что ты написал, какое у тебя имя, какой стаж работы. Успехом у заказчиков часто пользуются совсем молоденькие ребята, у которых нет никакого резюме, в большинстве своем каждый из нас имеет высшее образование, и часто не одно», — рассказывает о внутреннем устройстве бизнеса Анастасия.
Гострайтеры редко работают напрямую с авторами, от лица которых будет издано произведение. Чаще всего они трудятся на условиях фриланса в одном из издательств, которым заказывают книгу, или числятся в штате крупных СМИ. Работа удаленная, из дома.
«Конечно, прекрасно пишется на берегу океана, но у меня четверо детей, поэтому мои писательские будни проходят в одной из серых московских квартир», — говорит Анастасия.
«Зачастую наемные авторы работают бригадами, это поточное производство, — сообщает литературный критик, — один отвечает за сюжетную линию, второй за диалоги, третий пишет сцены в прокуратуре, четвертый — эротические сцены, пятый сводит все эти куски воедино. Таким образом, книга создается за пару месяцев, каждый из участников „бригады“ получает от 35 до 50 тысяч рублей за один авторский лист».
Один авторский лист, их называют «алками», — это 40 тысяч знаков, или около 24 страниц стандартного текста 12 размера шрифта. Анастасия свой гонорар называть отказалась из этических соображений: «Все зависит от автора и от загруженности, все получают по-разному. Но мне этой зарплаты хватает на то, чтобы безбедно жить и не думать о том, чье имя стоит на моей книге».
Как «литературные негры» работают над книгой
Иногда авторам присылают синопсис — краткое изложение содержания и сюжетных поворотов, а иногда пишут c нуля. Если имя писателя, для которого пишут, уже известное, райтеры стараются копировать стиль письма. Если это автобиография известной личности, то сначала тщательно изучают человека и его страницы в интернете и прикидывают, о чем он мог бы написать и в какой форме, утверждает Анастасия.
Иногда авторы обрабатывают наговоренный на диктофон материал.
«Мы пишем сначала несколько глав, посылаем их на утверждение, если все устраивает, то следующая стадия — уже готовая книга. Деньги получаем только за полностью готовый материал постфактум, — рассказывает Анастасия. — У меня не было такого, чтобы книги не принимали. И мы не несем никакой ответственности за „провал“ книги в продаже, это отдельно прописано в договоре».
Договор о неразглашении
Все авторы подписывают договор о неразглашении сроком на три года, но, как правило, и дальше они молчат о своем авторстве, предпочитая не терять заказчиков.
«На первых порах, я, конечно, рассказывала родственникам, они читали написанные мной, но изданные под чужим именем книги. Но сейчас все относятся к этому просто как к работе, тем более никто в моей семье не любит детективы, которые я пишу довольно часто», — рассказывает Анастасия.
Истории разоблачений случаются не часто, как правило, из-за нарушений соглашения. Например, телеведущего Валерия Комиссарова заложил один из его авторов, с которым заказчик не расплатился, и сделал это еще до выхода книги. В итоге дебют телеведущего в качестве писателя был сорван, правда, он выиграл иск против настоящего взбунтовавшегося автора.
Почему они не начинают самостоятельную карьеру
«Просто у меня нет таких писательских амбиций. Когда это рассматриваешь как работу, то лавровый лист за твою книгу на чужой голове не обиден. Ну, а если, конечно, размышлять о жизни, покуривая на балконе, то иногда может быть и появляется чувство несправедливости. Все люди в большинстве своем работают на имидж какого-то дяди, например, пиар-менеджер создает репутацию фирме, а популярность достается владельцу, но никому в голову не приходит обижаться, в данном случае я к этому также отношусь. Хотя есть много авторов с амбициями, и некоторые действительно очень талантливые и недооцененные», — отвечает на вопрос Анастасия.
Для издателей имя автора — это бренд. Раскручивать много брендов экономически невыгодно — кто знает, какой из них завоюет любовь читателя. Большие риски из-за творческих кризисов тоже никто не отменял.
«Стать самостоятельным автором, чье имя красуется на обложке, всегда было сложно. Любой успешный писатель — это пиар-проект. И вы не поверите, сколько миллионов рукописей лежат во всех издательствах. Там все коридоры завалены коробками, и когда их становится слишком много, рукописи отправляют на утилизацию. В основном это, конечно, произведения графоманов. Так что, по сути, у писателей лишь два пути: либо писать в стол, либо заводить знакомства и хвалить других авторов, чтобы те хвалили писателя. И таким образом пробивать себе дорогу», — считает критик Эдвард Чесноков.
Дарья Дементьева, Светлана Чудина, Олег Городничий
Как называют человека, который пишет рассказы?
Что может заканчиваться словами: «И я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало».
А | B | С | D |
стихотворение | рассказ | сказка | загадка |
3. Из какого стихотворения эти строки:
Аист, вам пора в поход!
Бык весь день мычит и ест.
Белка держит хвост, как шест.
А | B | С | D |
«Живая азбука» | «Автобус №26» | «Загадочные буквы» | «Разговор с пчелой» |
Кто первым поселился в домике в сказке «Теремок»?
А | B | С | D |
мышка | лягушка | мурашка | зайчонок |
Какой герой сказок самый неуклюжий?
А | B | С | D |
волк | заяц | медведь | лиса |
Как называли лягушку в сказке «Рукавичка»?
А | B | С | D |
лягушка-квакушка | лягушка-попрыгушка | лягушка-хохотушка | лягушка-зеленушка |
Стоит копна,
Спереди – вилы,
Сзади – метла.
А | B | С | D |
загадка | потешка | песня | небылица |
8. Сказка, у которой есть автор называется:
А | B | С | D |
народная сказка | интересная сказка | рассказ | литературная сказка |
Какого князя посадили в бочку и бросили в море в «Сказке о царе Салтане»?
А | B | С | D |
Салтана | Пушкина | Гвидона | Царевна Лебедь |
Какого чуда не было в «Сказке о царе Салтане»?
А | B | С | D |
белка, которая грызет золотые орешки | мёртвая царевна в хрустальном гробу | тридцать три богатыря, выходящие из моря | все чудеса были |
11. В каких произведениях нет рифмы:
А | B | С | D |
в стихах | в рассказах | в потешках | в песнях |
12. Найди слово, которое рифмуется со словом «дочка»:
А | B | С | D |
мама | сыночек | бочка | красавица |
13. Какое слово потерялось в стихотворении:
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
А | B | С | D |
малыш | ребёнок | плакса | дитя |
14. Какая птица воровала «… пшеницу, которая в тёмном чулане хранится, в доме, который построил Джек.»
А | B | С | D |
ворона | синица | воробей | не знаю |
Как называют человека, который пишет рассказы?
А | B | С | D |
писатель | выдумщик | поэт | сказочник |
Саша Чёрный «Живая азбука»
4. Стоит в поле теремок.
Бежит мимо мышка-норушка.
Увидела теремок, остановилась и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живёт?
Никто не отзывается.
Вошла мышка в теремок и стала в нём жить.
8. Сказка литературная — эпический жанр: ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от нее, принадлежащее конкретному автору.
9. «Царь велит своим боярам,
Времени не тратя даром,
И царицу и приплод
Тайно бросить в бездну вод».
Объявили царску волю —
Ей и сыну злую долю,
Прочитали вслух указ,
И царицу в тот же час
В бочку с сыном посадили,
Засмолили, покатили
И пустили в Окиян —
Так велел-де царь Салтан…
К ним народ навстречу валит,
Хор церковный бога хвалит;
В колымагах золотых
Пышный двор встречает их;
Все их громко величают,
И царевича венчают
Княжей шапкой, и главой
Возглашают над собой;
И среди своей столицы,
С разрешения царицы,
В тот же день стал княжить он
И нарекся: князь Гвидон.
11. Рассказ –прозаическое произведение небольшого объема, в котором, как правило, изображаются одно или несколько событий жизни героя. Прозаический – это значит, написанный прозою, т.е. обычной формой устной и письменной речи. Рифма же присутствует в стихотворных произведениях.
12. Рифмой в литературе называют созвучные слова (а иногда окончания слов) в конце строчек стихотворения. Обычно при рифме совпадает звучание окончаний слов, а также ударение. Окончание и ударение совпадает только в словах дочка – бочка.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
14. Вот дом.
Который построил Джек.
А это пшеница.
Которая в тёмном чулане хранится
В доме,
Который построил Джек.
А это весёлая птица-синица,
Которая ловко ворует пшеницу,
Которая в тёмном чулане хранится
В доме,
Который построил Джек.
«Дом, который построил Джек» перевод Самуила Маршака.
15. Писа́тель (реже литератор) — человек, который занимается созданием словесных произведений (рассказов, романов, новелл).
Профессия писатель: призвание или способ заработать
Всем привет! На связи Елена Никитина, и сегодня речь пойдет о наболевшем: стоит ли в наш век хранить верность призванию. А именно: существует ли профессия писатель, как стать писателем и можно ли на таланте заработать. Наш разговор не случаен, ведь, по сути, труженик пера – это первый в мире фрилансер.
Кто такой писатель
Согласно толковым словарям, это тот, кто пишет литературные произведения. Таковыми называются общественно значимые труды. Но критерии значимости могут быть различными. Время решает, кому стать классиком.
Попасть в классики дано не всем, да и стремится туда не каждый. Сегодня немало популярных персон, создающих коммерческие, не имеющие художественной ценности произведения. Их тоже называют писателями.
В этой статье мы будем понимать “писательство” в широком смысле. Писатель – это человек, который зарабатывает литературным трудом.
Какими качествами должен обладать писатель
Не важно, собираетесь вы творить только для души или нацелены на заработок. Для работы нужны следующие качества:
К данной природой личным качествам необходимо добавить профессиональные:
Кстати, из числа авторов на порталах Проза.ру и Стихи.ру отбираются претенденты на различные литературные премии. Их перечень смотрите на обоих сайтах в правом нижнем углу.
Отдельные премии учреждаются для авторов, печатающихся в журналах.
Обнаружили у себя нужные задатки? Поговорим, что с ними делать дальше.
Нужно ли писателю специальное образование
Ответ на вопрос не будет однозначным. С одной стороны, профессиональное образование в этом деле не помешает. Мест, где учиться, достаточно. Самый “официальный” вуз – это, конечно, московский Литературный институт им. А. М. Горького.
Филфаки педагогических и гуманитарных университетов рады растолковать своим студентам премудрости словесного творчества. И замечательно, если властителями дум станут люди, разбирающиеся в законах жанра. Но вот совсем не обязательно выпускники вышеназванных вузов ими станут.
С другой стороны, в большой литературе велик процент “самоучек”. У А. П. Чехова было медицинское образование, Г. Г. Маркес по настоянию родителей учился на юриста, И. А. Гончаров окончил коммерческое училище. И ничто не помешало подлинным талантам пробиться в большую литературу.
Поэтому молодой человек, ступающий на литературную стезю, должен четко осознавать, что здесь, как нигде, получение специальности не гарантирует ни практического ее применения, ни творческого успеха. И на случай “утраченных иллюзий” не помешает запасная профессия.
Трудности профессии
Как начинающий, так и состоявшийся писатель в своей работе сталкивается с различными тяготами:
Если вы пока не востребованы в литературе, разберемся, как еще можно заработать на творчестве.
Как заработать на литературном таланте
Далеко не все писатели имеют дело с художественной прозой. Сегодня на книжном рынке можно встретить и публицистические очерки, и культурологические, этнографические и исторические исследования, и различные модные ноу-хау (“Как построить купольный дом” или “Лучшие стрижки для вашего пуделя”).
И даже этим не исчерпывается сфера применения литературных способностей.
Давайте рассмотрим подробнее все варианты:
Как издать книгу
Есть два пути к вожделенной книге:
Второй путь часто выбирают люди, для которых литературное творчество – не основное занятие, например путешественник Вадим Назаренко.
Он выпустил несколько книг о своем опыте автостопа и теперь распространяет их на встречах путешественников, в интернете, пересылает по почте.
Нет средств на самостоятельную печать? Хотите попытать счастья в издательстве? Читайте следующий пункт.
Где принимают рукописи
Как же все-таки “устроиться писателем”, чтобы работать за гонорар?
Вот небольшой перечень издательств, которые приглашают молодых авторов к сотрудничеству:
Список не исчерпывающий. Удачи вам в дальнейших поисках!
Писать для души или ради прибыли
В заголовке статьи я затронула вопрос, мучающий многих начинающих авторов: что важнее – призвание или доход? Если творить только по вдохновению, можно никогда не стать известным и умереть в нищете? Плодить коммерчески успешные книги — значит наступить на горло собственному призванию?
На самом деле, вопрос стоит немного не так.
Во-первых, с какой бы целью вы ни писали, нужно работать качественно. Опус, сверстанный за ночь на коленке, пусть на самую беспроигрышную тему, в топ-10 не попадет.
Во-вторых, произведение, написанное “для себя”, может понравиться многим читателям и принести автору прибыль. Так произошло с книгой архимандрита Тихона (Шевкунова) “Несвятые святые” и другие рассказы”. Воспоминания о близких автору людях были изданы в 2011 году, а в 2017 – общий тираж книги составил 2 500 000 экземпляров.
Профессия писателя непредсказуема.
Плюсы и минусы профессии
Рассмотрим положительные и отрицательные стороны писательского ремесла.
У кого есть дополнения, не стесняйтесь, комментируйте!
Прощаюсь и желаю творческих успехов. А ниже рассказ о прелестях и тяготах творческого пути от нижегородского писателя Андрея Кузечкина.
Елена: Как давно Вы начали писать?
Андрей: Всю жизнь пишу. Моей первой публикацией была статья о школьной жизни в газете «Борская правда» (я тогда учился в 5-м классе). Потом стал писать юмористические и фантастические рассказы, публиковаться с ними в местечковых газетах. В 17 лет попытался написать роман.
Е.: Сколько книг Вы издали? Когда вышла первая книга? Часто ли Вы публикуетесь?
А.: На данный момент – три книги: «Менделеев-рок» (2007, переведена на английский в 2011), «Не стану взрослой» (2012), «Свинг странного человека» (2017). Есть публикации в сборниках и классических литературных журналах – «Октябрь», «Урал», «Дружба народов».
Как можно заметить, промежутки времени между книгами получались довольно большими, но только потому, что каждая новая книга выходила по счастливому стечению обстоятельств и каждый раз приходилось ждать несколько лет.
Эта печальная тенденция нарушилась, когда в 2015 году я стал клиентом литературного агентства ФТМ, благодаря чему начал издаваться в крупнейшем российском издательстве «ЭКСМО». Следующая книга должна выйти в конце января 2018-го, а там потихоньку издадут и остальные мои десять повестей и романов.
Е.: Как Вы издаете свои книги? У Вас договор с издательством, или Вы печатаетесь самостоятельно, а потом сами продаете книги? В последнем случае удается ли их окупить и в какой срок?
А.: Никогда в жизни не платил за то, чтобы меня издали, и никому не советую. Мой путь в большую литературу начался с того, что в 2004 году я попал с повестью «Менделеев-рок» в Лонг-лист всероссийской литературной премии «Дебют». Первого места не занял, но организаторы меня заметили и пообещали издать. Пришлось ждать три года, пока они найдут спонсора, в итоге книга вышла в московском издательстве АСТ и продавалась по всей стране, я даже получил мизерный гонорар. На этом всё застопорилось. Издавать меня на регулярной основе никто не собирался.
Я было приуныл, но в 2011 году те же организаторы премии «Дебют» переиздали мою книгу на английском языке и оплатили мне поездку в Лондон и Нью-Йорк на книжные ярмарки: по 10 дней на город. Только ради этого вообще стоило заняться литературой!
В Лондоне познакомился с человеком, который издал мне вторую книгу в небольшом издательстве, но и это принесло мне одно лишь моральное удовлетворение и чуть-чуть денег. Профессиональным писателем я вновь не стал.
Затем я попал в агентство ФТМ – меня пригласили туда люди, опять-таки знавшие меня по премии «Дебют» (всего я попадал в Лонг-лист этой премии 6 раз, с разными произведениями). Сейчас я один из авторов «ЭКСМО», за каждую книгу мне платят аванс и проценты с продаж.
Е.: Написание книг – Ваш основной источник дохода?
А.: Увы, нет. Когда издадут всё, что я написал, – десять романов и повестей, плюс сейчас я пишу ещё – возможно, что-то изменится. Но по своему опыту общения с писателями знаю, что одной лишь литературой жить, конечно, можно, но жизнь получится скромная.
Современный писатель – этакий многостаночник: он пишет не только книги, но и киносценарии, ведёт колонку в журнале, либо у него есть авторская программа на телевидении, либо – музыкальный проект. У меня, кстати, тоже есть музыкальный проект, idi.band, где я играю на губной гармошке, но больших денег мне это пока не приносит.
Всю жизнь мечтал получать деньги за то, что сижу дома и пишу. Мне это удалось, но основной доход мне приносит литературная подёнщина. Я пишу рецензии на книги для трёх источников, плюс редактирую чужие книги. Просто для примера: буквально сегодня я завершил редактуру книги об особенностях рекламного бизнеса в России, написанной владельцем известного рекламного агентства. 10 тысяч рублей за четыре дня работы – на данном этапе меня это устраивает. Но я мечтаю о том дне, когда смогу зарабатывать исключительно творчеством.
Е.: Что самое сложное и самое приятное в профессии писателя?
А.: Самое сложное в профессии писателя – сделать писательство профессией, то есть получать за это стабильный доход. Кстати, нет ничего зазорного в желании зарабатывать на творчестве. Но вообще, не советую пишущим людям называть себя писателями. Например, я официально являюсь сотрудником библиотеки – так и представляюсь. А писателем меня называют другие люди.
А самое приятное – это сам процесс создания книги. У меня это происходит так: я сажусь, пишу две страницы – а потом мне кто-то словно диктует на ухо, что будет дальше. Пишу ещё две страницы – опять кто-то диктует. И мне безумно интересно узнать, что там будет дальше!
Е.: Ваши пожелания новичкам?
А.: Во-первых, чтобы быть хорошим писателем – надо сперва стать хорошим читателем. Читайте больше, не забывайте о классике, но знайте и современную литературу. Не надо думать, что в XIX веке писали лучше, чем в XXI – самое интересное всегда происходит здесь и сейчас.
Во-вторых, пишите как можно больше. Ни один современный издатель не станет с вами работать, если вы написали всего один роман, даже очень хороший.
В-третьих, участвуйте во всех литературных конкурсах, благо найти их легко – в интернете есть специальные сайты. При этом не пишите ничего нарочно – рассылайте уже готовые произведения на подходящие конкурсы.
И помните: нет ничего невозможного! Банально – но факт.