Как называется часть костюма балерины
От пачки до шопенки – азбука балетной одежды
Помните Керри Брэдшоу в заставке к сериалу «Секс в большом городе»? Розовое боди и тюлевая юбка, как у балерины? Это самое известное, но далеко не единственное признание важнейшей роли балета в современной моде.
Начало этого влияния приписывают, и совершенно заслуженно, антрепризной труппе «Русские сезоны» Сергея Дягилева, с которой началось повальное увлечение Европы русской культурой. Влияние художников, оформлявших спектакли, уже 100 лет чувствуется в коллекциях домов моды.
Именно дягилевский балет переодел всех в насыщенные цвета, люрекс и перья, во многом подтолкнул корсеты из женский шкафов и изгнал излишнюю строгость – из мужских. Со временем эволюционировали костюмы. Эстетика танца требовала большего обнажения тела, и если вначале сценические костюмы мало отличались от одежды зрителей, то постепенно персонажи дворцовых сказок стали переодеваться в трико и короткие пачки.
Классический костюм балерины из «балетов наследия» состоит из трико, пачки, головного убора, пуантов, иногда рукавчиков. Нередко на сцене требуется максимальное обнажение, и тогда в ход идут бесшовные боди или маечка и трусы телесных оттенков, которые не сильно видны из зрительного зала.
Пачка
Тюлевая юбка, посаженная на кольца, которые держат ее горизонтально над полом и открывают ноги балерины, и пришитый к юбке лиф. Он застегивается сзади на крючки, расположенные в разные стороны, чтобы, наклоняясь назад и вперед, балерина не оголилась.
Пуанты
Знаменитые твердые туфли, в которых балерина может танцевать на кончиках пальцев. Кстати, у них есть рабочее название «пальцы», или по-ленинградски – «каски». Они обтянуты шелком, каждая балерина самостоятельно обшивает пятачки исходя из своего удобства, а также ленты и резинки, чтобы туфельки сидели на ножке плотно.
Трико
Плотные белые или розовые колготки со специальным отверстием на ступне, сделанным для удобства надевания на стопу вкладышей, защищающих ноги от мозолей. У мужчин также есть трико, оно больше напоминает лосины, под них надевают бандаж, чтобы все мужские прелести были собраны и не мешали выполнять прыжки и пируэты.
Комбинезон и юбка, все Dior. Прическа: Евгений Трефилов для Redken. Макияж: Кирилл Шабалин/YSL Beauty
Балетки
В народе их зовут чешками, но все-таки этот термин ближе к гимнастической обуви. В балетных мягких туфельках балерины отрабатывают свои па у станка и на середине зала, а также исполняют современную хореографию.
Шопенка
Такое название закрепилось за трехслойной объемной юбкой длиной до щиколотки после появления романтического балета «Шопениана». Балерины в таких юбках предстают невесомыми созданиями, летящими, как пух от уст Эола. В шопенках танцуют разные балеты, в том числе «Жизель».
Хитон
Свободное платье, которое бывает разной длины и фасона, в нем может танцевать кордебалет или главная героиня.
Туфли
На устойчивом пятисантиметровом каблуке туфли с ремешком используются на репетициях и в спектаклях, где есть совмещенные с классической хореографией характерные или народные танцы.
Гетры и лосины
Еще гетры называют шерстянками. Их надевают только в репетиционном зале вместе со штанами «сауна», в которых танцовщицы разогреваются.
Только с недавнего времени спортивные лосины активно используются балеринами в работе, а бренды спортивной одежды стали предлагать более тонкие и облегающие модели. Комбинезоны для йоги очень удобны для репетиций с партнером, поэтому спортивная мода пользуется все большей популярностью у танцовщиков.
Комментируя мои фотографии перед выступлениями, подписчики в инстаграме часто спрашивают, что за сапожки у меня на ногах. Их называют чунями. Балерина в пуантах обувает иногда чуни, как валенки, чтобы в любой момент их снять или передвигаться по театру босиком, для отдыха ног.
Купальник
Кстати, боди балерины называют купальником. Некоторые танцовщицы стали сами создавать целые коллекции купальников, юбочек, одежды для разогрева, которые пользуются успехом у коллег.
Собираясь на репетицию, я всегда беру с собой спортивную футболку или термоводолазку, толстовку без капюшона (он мешает при вращениях), жилет, спортивные штаны-«сауна», длинные и короткие гетры, купальник и лосины, а также чуни и целую сумку всяких аксессуаров и мелочей, необходимых для подготовки к встрече с публикой.
Как 200 лет назад появилась балетная пачка, и Какие трансформации с ней происходили
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Громоздкие сценические костюмы танцовщиц вплоть до середины XIX доставляли, должно быть, массу неудобств. Эти платья мало отличались от тех, в которых сидели зрительницы, разве что были чуть короче. Корсет, множество юбок и туфли на каблуках – таким был образ балерины в старину. Учитывая, что в театре в те времена для представлений зажигали множество свечей, танцы получались жаркими в прямом смысле слова. Немного легче было выступать в балетах на модную тогда тему античности – примы наряжались в легкие туники, но их длина все равно оставалась в рамках приличий, что очень мешало развивающейся балетной технике.
12 марта 1839 года Мария Тальоне на премьере «Сильфиды» впервые появилась в легкой и воздушной юбочке. Такой революционный костюм придумал для своей дочери Филиппо Тальони – сам в прошлом танцовщик, который остался в истории как педагог и один из крупнейших хореографов эпохи романтизма. Злые языки поговаривали, что причиной создания такого костюма стала нескладная фигура Марии, новый наряд ее прекрасно маскировал, подчеркивая достоинства и создавал ощущение воздушности и грациозности. Разразившийся скандал послужил в данном случае только на пользу, удобная и легкая юбка быстро прижилась среди балерин и стала уже через несколько десятилетий основным балетным костюмом. Кроме того, Мария впервые заменила туфли на каблуках на особенные – с укрепленным носком, так что именно эта балерина впервые встала на пуанты.
Сегодня трудно судить о достоинствах фигуры Марии Тальоне, но сохранилась одна легенда: когда знаменитая балерина проезжала границу с Россией, таможенники спросили, не везет ли она драгоценности. В ответ прима приподняла юбки и продемонстрировала на радость всем присутствующим изящные ножки. Сегодня, когда звезды спорта и шоу-бизнеса страхуют свои особенно ценные части тела на круглые суммы, подобный ответ вовсе не кажется смешным.
В нашей стране французская новинка прижилась не сразу, так как нравы отличались большей строгостью. Только через пятьдесят лет мода на балетную пачку дошла до России. Зато наши балерины видоизменили ее, приведя к более современному облику. На этот счет тоже существует легенда. Якобы, прима Большого театра Аделина Джури в начале 1900-х годов рассердилась на слишком длинную юбку и просто отхватила лишнее ножницами. Произошло это перед очередной фотосессией, поэтому новшество сразу заметили. Хотя историки моды считают, что длина балетных пачек уменьшалась в результате развития техники танца.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Из истории балетной пачки
Из истории балетной пачки
Балерина в сознании любого человека представляется непременно в пачке.Этот сценический костюм стал неотъемлемой частью классического балета.
Пачка (уст. «тюники») — женский балетный костюм, состоящий из корсажа, застёгивающегося сзади на крючки и пришитой к нему многослойной юбки из жёсткого тюля, посаженной на трусики, обшитые полосками присборенного тюля. У современной «стоящей» пачки слои неравномерной длины — их диаметр постепенно увеличивается, начиная от нижнего слоя к верхнему. Для того, чтобы пачка держала свою горизонтальную форму, в середину по диаметру вшивают проволоку, т. н. «стальку». Ранее юбки шились из марли — такая пачка требовала подкрахмаливания перед каждым выступлением.
Как правило, пачки используются в классических балетах академического периода, характерных для творчества Мариуса Петипа (1818—1910). Пачка с ниспадающей юбкой, какие используют в романтических балетах, называется «шопенкой» — по названию балета «Шопениана» (1907), в котором балетмейстер Михаил Фокин пытался восстановить атмосферу балета 1830-х — 1840-х годов. Юбка от пачки, не посаженная на корсаж, называется «полупачкой» — как правило, она используется для репетиций, при этом её надевают на купальник.
Пачки хранятся либо разложенными в плоском виде, либо подвешенными за трусики, тогда как «шопенки», как и обычные платья, подвешивают за бретели.
Однако так было не всегда. Современный образ балерины, прежде чем сформироваться окончательно, претерпел массу изменений и прошел долгий путь.
Многие, возможно, удивятся, но до второй половины XIX века балерины выступали на сцене просто в нарядных платьях, которые мало отличались от тех, в которых приходили зрительницы.
Это было платье с корсетом, чуть короче обычного, довольно громоздкое. Выступали балерины обязательно на каблуках. Долю балерин немного облегчила новая мода на античность. Кстати, в балете стали использовать мифологические сюжеты, например, «Амур и Психея».
Мария Тильони в балете “Сильфида”. Вот так выглядела первая пачка, теперь она называется “шопенка”
Дамы начали носить воздушные, полупрозрачные платья с завышенной талией. Их даже чуть-чуть мочили, чтобы ткань лучше облегала тело. Под платья надевали трико, а на ноги – сандалии.Но с течением времени техника балерин усложнялась и потребовалась более легкая одежда для сцены. Сначала примы отказались от корсетов, потом укоротили юбки, а само платье стало облегать как вторая кожа.
Мария Тильони в балете «Зефир и Флора». На балерине первая в мире балетная пачка.
Эволюция балетного костюма, в том числе и женского сценического платья, находилась в зависимости от моды своего времени. Прообраз балетной пачки — пышная лёгкая юбка-«колокол» на корсаже, подчёркивающем узкую талию и пышное декольте — появляется в самом начале 1830-х годов, как только на смену естественного силуэта ампира пришла викторианская мода с её всё более и более пышными юбками, а талия закрепилась на своём действительном месте.
Появление знаковой для балета лаконичной белоснежной пачки связывается с именем балерины Марии Тальони и балетом «Сильфида» (1832), костюмы к которому были выполнены по эскизам художника Эжена Лами. Хотя за год до этого Тальони уже танцевала в похожем платье в возобновлении балета Шарля Дидло «Зефир и Флора», именно «Сильфида», верно уловившая тенденции времени и впервые противопоставившая на сцене реальный и фантастический мир, стала своеобразным символом романтизма, предопределив развитие балета на следующие десятилетия.
Впервые в балетной пачке перед зрителями предстала Мария Тальоне 12 марта 1839 года. В этот день была премьера «Сильфиды», Для такой роли потребовался соответствующий наряд. Его придумал для дочери Филиппо Тальони.По одной из версий, толчком к созданию ставшей впоследствии классической балетной одежды стала нескладная фигура Марии. Чтобы скрыть недостатки, Тальони придумал такое платье, которое придавало всему облику героини воздушность и грациозность.Создавалось платье по эскизам Эжена Лами. Тогда юбку шили из фатина. Правда, в те времена балетная пачка была вовсе не такой короткой, как сейчас.
Эмма Ливри в балете «Сильфида», 1862
Став особенно пышной в 1850-х годах, с приходом моды на кринолины, пачка длиной до середины икры остаётся неизменной на протяжении нескольких следующих десятилетий.
Пьерина Ленияни в балете «Жемчужина», 1890-е
В конце XIX века резко уменьшается её длина — пачки 1880-х годов едва прикрывают коленную чашечку, тогда как пачки 1890-х годов уже полностью открывают колени и ноги до середины бедра. Укорачивание костюма связано с развитием женской балетной техники — такая юбка уже не мешала делать многочисленные пируэты, фуэте и другие виртуозные движения.
В XX веке стиль и форма юбки продолжали видоизменяться: в 1920-е годы, когда в моду вошла заниженная талия, пачка также спускается с талии вниз, на бёдра — чтобы закрепиться там окончательно. В 1930-х годах короткая пачка небольшого диаметра уже не ниспадает плавной линией вниз, а топорщится в стороны, чтобы после войны сделаться практически горизонтальной, полностью открыв всю линию ног. В 1950-х годах пачки становятся менее пышными, приплюснутыми — эта тенденция к минимализму закрепляется в 1960-е годы, когда юбочки превращаются в плоскую «тарелку».
В 2000-х годах, с появлением моды на реконструкции старинных постановок, начиная со «Спящей красавицы» в Мариинском театре (1999), в крупнейших балетных театрах в моду вновь входит более женственный силуэт с пышной, ниспадающий до середины бедра юбкой по образцу конца XIX века.
Очередное «превращение» пачки случилось несколько позже. Но даже такое скромное одеяние балетный мир поначалу воспринял в штыки.Особенно не по вкусу пачка пришлась балеринам с не очень красивыми ногами. Но восторга зрителей и искусствоведов, восхищавшихся воздушностью танцовщиц, не было предела. Не последнюю роль в этом сыграла пачка. Так этот костюм прижился, а потом стал классикой.
Кстати, есть легенда о Марии Тальони. Когда она проезжала границу с Россией, таможенники спросили, не везет ли она драгоценности. Тогда балерина приподняла юбку и показала ноги. Мария была первой, кто встал на пуанты.
Матильда Кшесинская в балете «Талисман», ок. 1910
Царская Россия отличалась консервативностью и не сразу приняла новинку. Это произошло только спустя полвека. Но именно в нашей стране пачка снова видоизменилась.
Новатором стала прима Большого театра Аделина Джури в начале 1900-х годов. Капризной особе не понравилась длинная юбка, в которой ей предстояло позировать перед фотографами. Балерина просто взяла ножницы и отхватила приличный кусок подола. С тех пор пошла мода на короткие пачки.
Bailarinas Pedro Weingärtner
Хотя с начала XX века балетная пачка приобрела ту форму и вид, которые мы знаем и поныне, экспериментировали с ней всегда. В постановках, например Мариуса Петипа, балерина могла переодеваться в костюмы разных стилей.
В одних сценах она появлялась в обычном «штатском» платье, а для сольных партий надевала пачку, чтобы продемонстрировать все свои умения и талант. Анна Павлова выступала в длинной и широкой юбке.
В 30-40-х годах на сцену вернулась балетная пачка времен XIX века. Только называлась она теперь по-другому – «шопенка». А все потому, что так одел танцовщиц Михаил Фокин в своей «Шопениане». Другие постановщики в это же время использовали короткую и пышную пачку.
Анна Павлова в балетной пачке
А с 60-х годов она превратилась просто в плоский круг. Чем только ни украшают пачку: стразами, стеклярусом, перьями, драгоценными камнями.
Алисия Алонсо в балете «Лебединое озеро», 1955
Балетные пачки шьют из легкой полупрозрачной ткани – фатина. Сначала дизайнеры создают эскиз. Конечно, учитываются особенности фигуры каждой балерины, а потому и эскиз платья для каждой танцовщицы свой.
Галина Уланова в роли Джульетты
От роста балерины зависит ширина пачки. В среднем ее радиус – 48 см.
Далее к делу приступают швеи. Это кропотливый труд, ведь мастерицам нужно закладывать складки ткани определенным образом.На одну пачку уходит больше 11 метров фатина. Изготовление одной пачки занимает около двух недель. При всем многообразии моделей, есть строгие правила пошива.
Adeline Genée, 1906. Photo, Ellis and Walery.
Например, на пачки никогда не пришивают ни молнии, ни пуговицы, которые могут оторваться во время выступления. В качестве застежек используют только крючки, но в строгой последовательности, а точнее, в шахматном порядке. А иногда, если постановка особо сложная, пачки зашивают вручную на танцовщице перед выходом на сцену.У пачки есть много названий. Так что, если вы услышите где-нибудь слова «тюника» или «tutu», знайте: они обозначают все ту же пачку. Разберемся теперь, какие бывают разновидности пачек.
Александр Радунский и Майя Плисецкая в балете Р. Щедрина “Конек-горбунок”
Классическая пачка представляет собой юбку в виде блина. Кстати, солистки принимают непосредственное участие в создании своего костюма. Они могут выбрать форму пачки, которые могут быть параллельны полу или с чуть опущенной юбкой.
«Шопенку», длинную юбку, тоже шью из фатина. Такая форма юбки очень хороша для создания мифических персонажей или неживых существ.
Светлана Лунькина в балете «Лебединое озеро», 2011
Плюс такого наряда в том, что он скрывает недостаточно подтянутые колени и прочие недостатки, зато привлекает внимание к стопам.
Еще один вид платья, которое не выходит из балетного обихода, – хитон. Его юбка однослойная, шьют ее чаще из шифона. В таком платье исполняется роль Джульетты.
Для репетиций балетных постановок пачки шьют отдельно. Их проще надевать и снимать, чем те, в которых балерины выходят на сцену.
Пачка так прочно укрепилась, что ее используют не только на балетной сцене. Правда, вне ее пачка служит для шуточных номеров эстрадных артистов и даже в цирке.
От длинной юбки до «облачка из газа»: история балетной пачки
08.11.2016 Оставьте комментарий Просмотры: 2 372
Балерина в сознании любого человека представляется непременно в пачке.
Этот сценический костюм стал неотъемлемой частью классического балета.
Однако так было не всегда. Современный образ балерины, прежде чем сформироваться окончательно, претерпел массу изменений и прошел долгий путь.
Многие, возможно, удивятся, но до второй половины XIX века балерины выступали на сцене просто в нарядных платьях, которые мало отличались от тех, в которых приходили зрительницы.
Это было платье с корсетом, чуть короче обычного, довольно громоздкое. Выступали балерины обязательно на каблуках. Долю балерин немного облегчила новая мода на античность. Кстати, в балете стали использовать мифологические сюжеты, например, «Амур и Психея».
Мария Тильони в балете “Зефир и Флора”. Вот так выглядела первая пачка, теперь она называется “шопенка”
Дамы начали носить воздушные, полупрозрачные платья с завышенной талией. Их даже чуть-чуть мочили, чтобы ткань лучше облегала тело. Под платья надевали трико, а на ноги – сандалии.
Но с течением времени техника балерин усложнялась и потребовалась более легкая одежда для сцены. Сначала примы отказались от корсетов, потом укоротили юбки, а само платье стало облегать как вторая кожа.
Кто придумал пачку
Впервые в балетной пачке перед зрителями предстала Мария Тальоне 12 марта 1839 года. В этот день была премьера «Сильфиды», в которой балерина исполняла главную партию сказочной феи.
Для такой роли потребовался соответствующий наряд. Его придумал для дочери Филиппо Тальони.
По одной из версий, толчком к созданию ставшей впоследствии классической балетной одежды стала нескладная фигура Марии. Чтобы скрыть недостатки, Тальони придумал такое платье, которое придавало всему облику героини воздушность и грациозность.
Создавалось платье по эскизам Эжена Лами. Тогда юбку шили из фатина. Правда, в те времена балетная пачка была вовсе не такой короткой, как сейчас.
Очередное «превращение» пачки случилось несколько позже. Но даже такое скромное одеяние балетный мир поначалу воспринял в штыки.
Особенно не по вкусу пачка пришлась балеринам с не очень красивыми ногами. Но восторга зрителей и искусствоведов, восхищавшихся воздушностью танцовщиц, не было предела. Не последнюю роль в этом сыграла пачка. Так этот костюм прижился, а потом стал классикой.
Кстати, есть легенда о Марии Тальони. Когда она проезжала границу с Россией, таможенники спросили, не везет ли она драгоценности. Тогда балерина приподняла юбку и показала ноги. Мария была первой, кто встал на пуанты.
Как пачка прижилась в России
Царская Россия отличалась консервативностью и не сразу приняла новинку. Это произошло только спустя полвека. Но именно в нашей стране пачка снова видоизменилась.
Новатором стала прима Большого театра Аделина Джури в начале 1900-х годов. Капризной особе не понравилась длинная юбка, в которой ей предстояло позировать перед фотографами. Балерина просто взяла ножницы и отхватила приличный кусок подола. С тех пор пошла мода на короткие пачки.
Как еще видоизменялась пачка
Хотя с начала XX века балетная пачка приобрела ту форму и вид, которые мы знаем и поныне, экспериментировали с ней всегда. В постановках, например Мариуса Петипа, балерина могла переодеваться в костюмы разных стилей.
В одних сценах она появлялась в обычном «штатском» платье, а для сольных партий надевала пачку, чтобы продемонстрировать все свои умения и талант. Анна Павлова выступала в длинной и широкой юбке.
В 30-40-х годах на сцену вернулась балетная пачка времен XIX века. Только называлась она теперь по-другому – «шопенка». А все потому, что так одел танцовщиц Михаил Фокин в своей «Шопениане». Другие постановщики в это же время использовали короткую и пышную пачку.
А с 60-х годов она превратилась просто в плоский круг. Чем только ни украшают пачку: стразами, стеклярусом, перьями, драгоценными камнями.
Из чего делают пачки
Балетные пачки шьют из легкой полупрозрачной ткани – фатина. Сначала дизайнеры создают эскиз. Конечно, учитываются особенности фигуры каждой балерины, а потому и эскиз платья для каждой танцовщицы свой.
Галина Уланова в роли Джульетты
От роста балерины зависит ширина пачки. В среднем ее радиус – 48 см.
Далее к делу приступают швеи. Это кропотливый труд, ведь мастерицам нужно закладывать складки ткани определенным образом.
На одну пачку уходит больше 11 метров фатина. Изготовление одной пачки занимает около двух недель. При всем многообразии моделей, есть строгие правила пошива.
Например, на пачки никогда не пришивают ни молнии, ни пуговицы, которые могут оторваться во время выступления. В качестве застежек используют только крючки, но в строгой последовательности, а точнее, в шахматном порядке. А иногда, если постановка особо сложная, пачки зашивают вручную на танцовщице перед выходом на сцену.
Какие бывают пачки
У пачки есть много названий. Так что, если вы услышите где-нибудь слова «тюника» или «tutu», знайте: они обозначают все ту же пачку. Разберемся теперь, какие бывают разновидности пачек.
Александр Радунский и Майя Плисецкая в балете Р. Щедрина “Конек-горбунок”
Классическая пачка представляет собой юбку в виде блина. Кстати, солистки принимают непосредственное участие в создании своего костюма. Они могут выбрать форму пачки, которые могут быть параллельны полу или с чуть опущенной юбкой.
«Шопенку», длинную юбку, тоже шью из фатина. Такая форма юбки очень хороша для создания мифических персонажей или неживых существ.
Плюс такого наряда в том, что он скрывает недостаточно подтянутые колени и прочие недостатки, зато привлекает внимание к стопам.
Еще один вид платья, которое не выходит из балетного обихода, – хитон. Его юбка однослойная, шьют ее чаще из шифона. В таком платье исполняется роль Джульетты.
Зачем нужны пачки во время репетиций
Для репетиций балетных постановок пачки шьют отдельно. Их проще надевать и снимать, чем те, в которых балерины выходят на сцену.
Светлана Захарова и Владислав Лантратов
Так, все части сценического костюма могут быть сшиты между собой, тогда как для репетиций лиф не нужен, а используют только юбку с трусиками. К тому же у репетиционных пачек не делают так много слоев.
Пачка на репетиции просто необходима. Ведь танцовщики должны сразу видеть, где пачка будет мешать, где она может задраться или ее может задеть партнер. А постановщик сможет формировать рисунок танца.
Пачка так прочно укрепилась, что ее используют не только на балетной сцене. Правда, вне ее пачка служит для шуточных номеров эстрадных артистов и даже в цирке.