Как называется чаепитие в школе
Управление образования администрации города Шахтерска
МОУ «ШАХТЁРСКАЯ СШ ПОСЁЛКА САДОВОЕ»
«Наше чаепитие – веселое событие!»
для обучающихся 5 класса
кл.руководитель 5 класса
2019 – 20 учебный год
Классные посиделки « Наше чаепитие – весёлое событие»
для обучающихся 5 класса
познакомить обучающихся с историей появления чая;
формировать интерес к историческому прошлому;
расширять и обогащать знания учащихся о традициях русского гостеприимства и чаепития;
способствовать сплочению классного коллектива.
Кл.рук. Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по страницам устного журнала… А вот о чем этот журнал вы узнаете, отгадав загадку.
С молоком, лимоном, медом,
С тортом или бутербродом
Иди скорей друзей встречай,
Наливай всем вкусный. (ЧАЙ)
Совершенно верно, это чай. Как вы думаете, какова тема нашего занятия? Какова цель?
Сегодня мы с вами будем путешествовать по страницам устного журнала и узнаем о том, как и где появился чай, о традициях чаепития, вспомним пословицы и частушки о чае, а так же поиграем в игры. А журнал назовем: «Наше чаепитие – весёлое событие».
О происхождении чая большинство семей не имеют сведений, ____думают, что родина чая – Китай, ____ – Япония.
Большинство семей употребляют черный чай, ___ – зеленый, ___ –фруктовый, ___ – красный (каркаде), ___ – травяной.
Химический состав чая известен почти всем, многие написали даже составляющие, знают в Ваших семьях и правила заваривания чая.
А известные пословицы и частушки мы сегодня услышим немного позже.
Первая страница нашего журнала называется «Рождение чая»
Происхождение чая овеяно легендами:
1.Первыми стали употреблять настой листьев пастухи на юге Китая, обратив внимание на животных, которые щиплют листочки с кустов и делаются бодрее.
2.В Китае в 2700 г. до н. э. в одной китайской рукописи упоминается о чае. В 1737 г. до н. э. китайский император кипятил воду в своём саду, вдруг с куста прямо в кипящую воду слетело несколько листьев. Он попробовал воду и пришёл в восторг от приятного вкуса и нежного запаха.
3.Японская легенда гласит, что священник отрезал свои смыкающиеся веки и бросил их на землю. Там где упали его веки, выросли два чайных куста, листья которых были способны отогнать сон.
А знаете ли вы, что собирают чай только женщины. Считалось, что аромат женских рук не портит запах чая. Для китайского императора чай собирали только девушки в возрасте до 16 лет.
Итак, родина чая, который мы привыкли с вами пить, Китай.
Листаем журнал дальше – страница 2 «Пословицы и поговорки о чае»
Чаепитие очень давно стало традицией русского гостеприимства. Изменялись формы гостевания, посуда, но не изменялись заповеди гостеприимства: всегда, во все времена гостей встречали хлебом-солью и добрым отношением. Сейчас, мы проверим, насколько хорошо вы знаете пословицы и поговорки о гостеприимстве и о чае.
У вас на столах лежат конверты с пословицей, но слова в ней перепутаны. Ваша задача – восстановить текст пословицы. Работаем в парах.
Выпей чайку – забудешь тоску.
Коль чаем угощают, значит уважают.
Чай не пьешь – откуда силу возьмешь?
Гость в дом – радость в дом.
Пей чай – удовольствие получай!
Чай пить – долго жить!
Чай пьешь – до ста лет проживеш ь!
Все справились с этим заданим! Молодцы!
Открываем 3 страницу журнала – «Традиции чаепития у разных народов»
1 ученик: В США, штат Южная Дакота, находится город под названием Теа (Чай). Все жители – поклонники этого напитка. Городской праздник – День Чайника, проходит с карнавалами, парадами. В этот день среди взрослых жителей города выбирают Маму и Папу Заварного Чайника, а среди детей – Мисс Чайник и Мистера Блюдце.
2 ученик: В Японии есть чайные домики для чаепития. Входя в домик, человек оставляет заботы за его стенами и остаётся только с добрыми мыслями. Во время чаепития не разговаривают – размышляют о смысле жизни. Человеку, побывавшему в чайном домике, кажется, что он побывал в другом мире.
— Молодцы, ребята, очень приятного было вас слушать. А в России, ребята, за чаем общаются, поют песни и частушки, читают стихи, а так же проводят игры.
Слова этой игры сопровождаемые движениями рук:
Чайничек – ладони параллельно друг другу.
Крышечка – ладошка правой руки – крышечкой.
Дырочка – пальцы кольцом (знак ОК).
Пар идет – указательным пальцем делаются круги по возрастающей.
Чайничек с крышечкой.
Крышечка с шишечкой.
Шишечка с дырочкой…
В дырочке – пар идет.
Пар идет в дырочку,
Шишечка в крышечке,
Крышечка с чайничком.
Каждый из ребят вешает на нос чайную ложку и по очереди рассказывает какое-нибудь стихотворение или отрывок из него. Кто выразительней всех сможет рассказать стих, и ложка при этом не упадёт с носа, тот получит приз.
А мы продолжаем наше путешествие по страницам устного журнала и открываем 4 страницу – «О пользе чая»
Чай не только вкусный напиток, но ещё и очень полезный.
Я хочу открыть секрет,
И полезный дать совет:
Если хворь с кем приключится,
Чаем можете лечиться.
Чай всех снадобий полезней,
Помогает от болезней,
Чай в жару нас освежает,
А в морозы согревает,
И сонливость переборет,
И с усталостью поспорит,
Сокрушит любой недуг,
Чай здоровью – лучший друг!
Как вы думаете, в каких недугах может помочь нам чай? (ответы детей)
Был листок зеленым –
Черным стал, томленым,
Был листочек зубчатым –
Стал листочек трубчатым.
Стал он в магазине (Чай)
Всем на загляденье…
Ну и объеденье (Бублик)
Там и пропал (Сахар)
Руки в боки, как начальник,
Раньше всех на стол встает,
Сам себе плита, и чайник –
Сам заварит, сам нальет (Самовар )
Четыре брата стоят (Стол)
Четыре ноги, два уха,
Один нос да брюхо (Самовар)
Стоит толстячок, подбоченивши бочок,
Шипит и кипит, всем чай пить велит (Самовар)
Так румяны и вкусны,
Белый камешек растает –
Чай мой сладким сразу станет (Сахар)
Смесь из листьев и цветов
Заварил, и он готов! (Чай )
Закипит – исходит паром,
И свистит, и пышет жаром,
Крышкой брякает, стучит.
– Эй, сними меня! – кричит (Чайник)
Жаль рука всего одна.
Кто ни делает глоток,
Хвать её под локоток (Чашка)
Черный с белым, оба братцы
В животе её хранятся (Хлебница)
Пузатый, носатый на плите сопел.
Потом вдруг песню запел (Чайник)
На столе у нас пирог, пышки и ватрушки,
Так споём же под чаёк чайные частушки.
Подавай мне чашку чая, ведь люблю я русский чай.
В чае я души не чаю, наливай горячий чай.
Самовар поёт, гудит, только с виду он сердит.
К потолку пускает пар наш красавец самовар.
Самовар блестит, кипя, чай в нём так и пенится!
Погляди-ка на себя – ну и отраженьице!
В пляске не жалей ботинки! Предлагай-ка чай друзьям!
Если в чае есть чаинки, значит письма пишут вам!
Лучше доктора любого лечит скуку и тоску
Чашка вкусного, крутого самоварного чайку!
Самовар пыхтит, искрится щедрый, круглый, золотой.
Озаряет наши лица он своею добротой.
Чай грузинский, чай индийский, чай цейлонский – всё для вас.
Угощайтесь, гости наши, станет жарко вам сейчас.
Мы пропели вам частушки и хотим вам пожелать:
В чае сила и здоровье, – кто не знал, тот будет знать!
Открываем 5-ю страницу журнала «Чайная церемония в России»
В каких случаях пьют чай? (Когда приходят гости, когда собирается вся семья, когда просто встречаются друзья. Иногда на чай приглашают гостей)
Как накрывают стол? (Стол накрывают скатертью, ставят чайные приборы)
Ребята, какой атрибут русского чаепития существовал очень давно? (Необходимым атрибутом русского чаепития был самовар). Для русского человека самовар был и есть нечто большее, чем просто предмет домашней утвари. Самовар – символ семейного очага, уюта, дружеского общения – занимал почетное место в каждом жилище, будь то купеческий дом или крестьянская изба. И отношение к нему было особое. Недаром говорили в народе – «печка – матушка, да самовар-батюшка».
Что подают к чаю? (К чаю подаются пряники, баранки, печенье, лимон, варенье, мёд и разные сладости)
ИГРА «Сладости по алфавиту»
Участники чаепития по очереди называют блюдо или продукт, который они обычно употребляют с чаем, по алфавиту. Например, арахисовая паста, бананы в шоколаде, ватрушка, грильяж, драже, ежевичное варенье и т.д. Побеждает тот, кто предложит их больше.
Ребята, наш класс – это школьная семья. А как вы помните, в каждой семье есть традиции. Одна из традиций – чаепитие. Сегодня у нашей большой семьи тоже будет чаепитие. Но перед трапезой давайте вспомним основные правила поведения за столом.
Нужно:
• Перед едой тщательно вымыть руки
• Кушать не спеша
• Жевать с закрытым ртом
• Быть аккуратным и внимательным за столом
• Класть на тарелку столько еды, сколько сможешь съесть
• Пользоваться салфеткой во время еды
• Сидеть на стуле прямо, кушать над тарелкой
• Убрать за собой посуду или предложить свою помощь
• Поблагодарить за обед волшебным словом «Спасибо!»
Нельзя:
• Разговаривать во время еды, не прожевав (можно подавиться)
• Бросаться едой, размазывать еду по тарелке, играть едой
• Откусывать большие куски и набивать полный рот едой
• Класть на стол локти
• Кричать, размахивать руками, качаться на стуле, баловаться
• Брать чужие приборы и еду с чужих тарелок
• Чавкать, вытирать рот руками, рукавом или скатертью
Присаживайтесь поудобнее! И наслаждайтесь прекрасным и полезным напитком!
Праздник в классе: «Безумное чаепитие» на четырех столах
Я часто общаюсь с учителями и родителями, которые ищут идеи для школьных мероприятий. На какие-то праздники родительский комитет выделяет деньги, и тогда за дело берутся опытные организаторы. Чаще всего развлекать детей приходится своими силами.
Это сценарий праздника (набросок универсальных идей) для одного класса, который можно провести прямо в классе. Постараюсь давать разные варианты активностей, чтобы вы могли выбрать самые подходящие. Так можно отметить Новый год или конец учебного года, объединить 8 марта и 23 февраля. В качестве ведущего может быть учитель или кто-то из родителей.
Коротко суть праздника
Это будет безумное (креативное, веселое) чаепитие. Можно не цепляться за антураж и сюжет произведения Льюиса Кэрролла, так как нам важна только сама организационная форма — чаепитие. Безумное.
В классе обычно 20-30 детей. Делимся на 4 команды (5-7 детей) и организуем в разных углах класса 4 зоны.
За выполнение каждого задания команда получает от 1 до 4 очков. Это совершенно разные активности, в которых могут принимать участие все участники команды или отдельные представители.
В итоге считаем очки. Победитель получает право первым выбрать коробку или непрозрачный мешок с подарками (заранее раскладываем на 4 стульях такие коробки или мешки). Проигрывать в таком соревновании совершенно не обидно, так как победитель случайно может выбрать шуточный сюрприз, а проигравшие получат что-то по-настоящему интересное. Короче говоря, моральная победа никак не связана с материальным вознаграждением )). Естественно, ребят предупреждаем о правилах заранее.
Для 4-х столов я еще написала бесплатный сценарий квеста «Тайна старого компаса» (4-6 класс). Провести можно тоже в классе, все необходимые материалы готовы к печати.
Организационные моменты
Деление на команды за неделю до праздника
Поделить класс на 4 команды можно по-разному. «Кто с кем хочет» не всегда работает, так как могут остаться дети, с которыми никто не хочет. Предлагаем тянуть жребий из «шляпы» (полоски бумаги четырех цветов, записки с номером команды). Можно просто разделить список фамилий на 4 равные части. Конверт с заданиями даем ответственному представителю команды, пусть собирает всех остальных и начинает подготовку.
Угощения
Сладости передают родители. Тут озвучиваем одно условие: все угощения должны хорошо делиться на 4 части, чтобы на каждом столе все было одинаковое. Тут никакого соревнования нам не нужно: особо помпезные яства на одном столе могут вызвать негативную реакцию на другом. Фруктовая тарелка, конфеты, печенье, выпечка — необходимый минимум. Все делим поровну.
Подарки-шутки
Тут все зависит от бюджета, выделенного на подарки, поэтому я просто набросаю идеи. Суть в том, чтобы дети не могли догадаться по упаковке, что там лежит. На дно огромной огромной подарочной коробки положите, например, билеты в кино. Другая команда может подумать, что в большом мешке ничего большого лежать не может, а вы набейте его пачками кукурузных палочек. Еще делают многослойную упаковку или много коробок (одна в другой).
Идеально, когда на каждую команду выделяется одинаковая сумма денег. Просто кому-то попадаются кружки, кому-то билеты, кому-то по несколько пакетов кукурузных палочек, кому-то прикольные канцтовары или плитки шоколада.
Команда-победитель имеет право выбора первой. Сами указывают на упаковку, которая кажется наиболее «везучей».
Подготовка
Команды получают конверты с заданиями заранее. Минимум — за неделю. Без подготовки тоже можно провести безумное чаепитие, но азарт и вовлеченность детей гораздо выше, если есть возможность подготовиться. Да и на ведущего в таком случае нагрузка будет минимальная.
В списке с заданиями может быть продумывание концепции для оформления стола для безумного чаепития, съемка небольшого клипа, вайна или поста видеоблогера, дизайн костюма для безумного дефиле, подготовка вокального номера или стендап шоу, сочинение рэпа на заданную тему, публикация креативных фото с каким-то хэшетегом в группе «Безумное чаепитие» и т.д.
Подготовку к празднику обязательно держите под контролем и помогите в назначении ответственных за задания внутри команды (кто за декор, кто за видео, кто за фото и т.д.). В противном случае могут оказаться неподготовленные команды, и суть безумного чаепития пропадает.
Проверьте работу компьютера, проектора и колонок. Все это понадобится для демонстрации подготовленных материалов.
Соберите заранее плейлист с той музыкой, которая нравится вашим детям. Не пытайтесь угадать, каждый год появляются новые Монеточки, нам не угнаться. Композиции для плейлиста могут собрать фанаты современной музыки, которые есть в каждом классе. Любимые песни пусть звучат фоном, детям так легче настроиться на праздничную волну.
Расчертите таблицу с названиями команд по горизонтали и перечнем конкурсов по вертикали. Напоминаю, за каждое задание команда получает 1, 2, 3 или 4 очка, в конце суммируем. Оценивать детей может один учитель или группа родителей. На баллы не скупитесь, у нас все шуточное. Можно какой-то раз всем по 4 очка присвоить.
Идеи для заданий
Соберите сценарий из подходящих блоков. Не нужно использовать все, так как это будет слишком долго. Выбирайте те задания, которые больше подходят для детей именно вашего класса по возрасту, интересам и внутренней активности.
Когда раздадите командам задания в конвертах, дайте пояснения к каждому пункту, чтобы ребята придерживались единого формата, иначе в видео-блоке кто-то снимет длинный нудный фильм, кто-то видео на 30 секунд.
Ко всем заданиями дети готовятся заранее, поэтому должно получиться интересно. Подросткам сложно участвовать в спонтанных конкурсах, которые обычно проводит ведущий, не будем экспериментировать. Пусть дети делают только то, в чем они чувствуют уверенность.
Название команды
Все придумывается заранее, просто нужен хоровой ответ по команде.
Вы: — Вас приветствует команда номер один …
Дети: — Хайп! (это я для примера, у ребят фантазия круче)
Декор (первые итоги)
Для каждой команды нужно организовать зону для чаепития и обсуждения заданий (4 зоны в разных частях класса, а «сцена» будет в центре. В 4-6 классах помощь родителей обязательна, 7-11 классы справятся самостоятельно. Первым делом предлагаю оценить старания и раздать очки за украшение стола.
Могу поделиться опытом. Мы закупали одноразовые скатерти, яркие картонные тарелки с рисунком, пластиковые кружки для горячих напитков и большие белые картонные стаканы (на 400 мл) для сока и воды. Так вот на стаканах нужно было сделать рисунки фломастерами или красками по теме праздника (новогодние поздравления, стаканы-валентинки к 14 февраля, пожелания друг другу перед началом летних каникул, картинки-шутки, комиксы и т.д.)
Чем еще украсить стол? У детей бездонная фантазия. Настольные композиции из бумаги, веточек-елочек, изделия из пластиковых бутылок, оригами. Команда мальчишек лаконично поставила на стол огромную маску Дарта Вейдера. Кто-то сделал центром композиции ананас с глазками и ротиком. Самые ленивые креативщики украшают стол высоким комнатным растением с ближайшего подоконника. Вспомнился еще LEGO-стол, на котором было много фигурок из Лего.
На Новый год у всех, естественно, еловые веточки-шарики-гирлянды. Свечи можно, но только со светодиодным пламенем. Некоторые успевали привесить к потолку бумажные помпоны и звезды. Можно все!
Не забываем быстро подводить итоги в табличке с баллами.
Интеллектуальный блок
Не берите больше 10 вопросов. Для того, чтобы команды могли отвечать одновременно, раздайте бланки для ответов (10 строк). Попросите написать название команды, на обсуждение — 30 секунд. Вопросы возьмите вот из такой викторины с ответами. Старшеклассникам лучше из этой викторины взять задания.
Соберите бланки, потом зачитайте правильные ответы. Этот момент вызывает много эмоций, будет шумно. Сразу итоги не подводите, чтобы не затягивать время, сделаете это во время дискотеки, например. Та команда, которая дала больше правильных ответов, получает 4 очка.
Блок с видео-заданиями
За неделю до праздника вы просили подготовиться. Снимать дети будут на смартфон, попросите, чтобы все делали горизонтальный кадр.
Еще нужны одинаковые требования. Например:
• это вайны (или это пародия на видеоблогера, шуточный музыкальный клип, реклама, «шпионская съемка», пародия на компьютерную игру или горе-игроков в компьютерные игры и т.д.)
• длительность — до 2-3 минут
• участвовать должны все участники команды
• видео нужно загрузить на облачный сервис и дать ссылку не позднее такого-то числа (или записать на флэшку, как удобнее)
В каждом классе есть дети, которые виртуозно монтируют и вставляют спецэффекты прямо с смартфоне. Уверяю, они вас удивят.
Если съемки видео кажутся слишком сложными, остановитесь на конкурсе командных селфи. Побеждает самая креативная команда. На фото должны поместиться все. При этом можно выбрать одинаковую одежду, надеть какие-то аксессуары на голову, сделать похожие прически или сфотографироваться в карнавальных париках (ушках, очках). Подобрать всем смешную гримасу, сделать аква-грим и т.д.
Арт-блок
Это создание командного арт-объекта. Нужно заранее сделать заготовки для сборки, а соединить воедино — на самом празднике за 10 минут. Что это может быть?
• арт-коллаж (сборка интересной картины с сюжетом из картинок и заголовков, вырезанных из журналов)
• мобили из оригами (картинки ниже)
• комикс с фотографиями участников команды (фото лица + рисунок туловища и интерьера + реплики в «облачках») или просто рисунки, как на картинке ниже
• общая картина из фрагментов (Очень интересная идея, но в этом случае подготовиться нужно учителю. Кладете рядом 4 листа формата А3 так, чтобы получился один большой лист. На нем делаете разметку замкнутыми контурами (можно воспользоваться схемами простых витражей) и назначаете цвет каждой области. Получится раскраска по номерам. Раздаете листы детям, они совместно раскрашивают свои части картины, а в финале просто соединяете магнитами на доске то, что получилось)
Вот несколько картинок, Арт-коллаж я выбрала очень сложный, но суть ясна. Это картина из нарезанных кусочков газет и журналов, подобранных по цвету. Можно вырезать и крупные детали — пальмы, флаконы духов, сумки, лица моделей, предметы гардероба, буквы разного размера и т.д.
Картина из фрагментов хороша тем, что до последней минуты бывает сложно понять, что именно получится при соединении четырех частей.
Ну и добрый комикс. Короткий сюжет (может даже из одного кадра), впечатляющая подпись. Все!
При создании мобилей из оригами командная работа особенно заметна! Все делают по 1-2 фигурки, которые потом украшают помещение в одном арт-объекте.
Творческий блок
В каждой команде найдутся таланты, ваше дело предложить, что можно представить в этом блоке:
• вокальный номер (поет один, остальные — бэк-вокал или в подтанцовке)
• рэп (команда может создавать спецэффекты: дуть феном на полоски бумаги, создавать подвижный фон отрезом ткани, изображать фанатов с фонариками-смартфонами и т.д.)
• мини-театр (сказка в современной обработке)
• фокусы
• выступление стендап-комика
• шуточная хореография
• пародия на звезд шоу-бизнеса
• пародия на поп-группу и т.д.
Дефиле «Мы с тобой одной крови»
Задание не требует подготовки — просто баловство под музыку. Снова нужно тянуть жребий, только это будет распределение ролей. Одинаковая роль достанется сразу нескольким детям (на одном листочке пусть будет роль для мальчика и девочки сразу, чтобы не тянуть жребий по отдельности).
Включаем музыку, выводим всех в центр класса потанцевать-размяться. Становимся в круг. Сначала просто танцуют все на месте, а по команде: «Цари и Царицы» («Кикиморы и Лешие», «Зайчики и Снежинки», «Кинг-Конги и Годзилы», «Старики и Старушки», «Колобки и Ватрушки», «Малыши, которые только научились ходить», «Водяные и Русалки», «Гены и Чебурашки», «Лисы Алисы и Коты Базилио» и т.д.) выходят те, кому попались по жребию эти роли. Получается, что в центре танцующего круга оказываются дети из разных команд. Весело!
В финале, само-собой, танцуют все!
Меняемся!
Это тоже без подготовки. Пусть все сядут на свои места, поедят сладости, попьют чай. Зачитайте список из нескольких фамилий и задайте вопрос: «Что общего между этими одноклассниками?». Первому, кто даст правильный ответ, сразу вручите приятный приз.
Так что же общего? Создайте временные команды из тех, кто родился летом, зимой, весной и осенью. Снова получится 4 команды, но совсем другие. Детям такая идея всегда нравится, они вдруг начинают обниматься как близкие родственники)).
Для этих временных команд можно придумать простое задание: вспомните 3 песни про ваше время года (ну или где есть слово «лето», «осень» и т.д). Кстати, узнаете много нового — у этого поколения свои пристрастия. Первый круг — все называют по одной песне. Потом второй, третий круг. Очки за это задание не присуждаем или одинаково всем раздаем по 4 балла.
Диско-блок
К дискотеке готовиться надо. Каждая команда заранее подбирает по одной модной композиции этого года и по одному проверенному временем хиту. Музыкальные подборки собирайте в один плей-лист, чтобы на поиск не уходило много времени. Ну так вот. Танцевать на дискотеке будут все, но под «свою» музыку солирует одна команда (показывает движения в центре круга). Получится классная дискотека из 8 композиций (новая песня + старый хит).
В финале хорошо бы всех осыпать конфетти из безопасных пружинных хлопушек.
Есть идеи?
Прошу учителей, родителей и детей писать в комментариях интересные идеи для безумного чаепития, о которых я сегодня забыла. Все мои бесплатные подборки конкурсов и сценарии квестов можно найти здесь.
Ирина Панасьян, автор проекта «Снова Праздник»
Спасибо автору замечательных идей! Впервые на вашем сайте, думаю задержаться надолго. Творческих всем успехов и желания создавать для детей незабываемый праздник!
Спасибо огромное! Столько интересных, свежих и веселых идей…. Большущая благодарность за то, что делитесь своими наработками с «простыми смертными»)))
Наталья, УЧИТЕЛЯ — не простые смертные! Это герои нашего времени! В Вашем лице всем учителям — низкий поклон.
Спасибо за вашу фантазию!
спасибо огромное за идеи! ваш сайт просто кладезь по проведению праздника в любом коллективе.