Как назвать учебник по географии
Какое название можно было бы дать учебнику по географии кроме Полярная звезда?
Какое название можно было бы дать учебнику по географии кроме Полярная звезда?
Экватор, белая медведица, северный полюс, медиана.
Помогите с домашним заданием по географии?
Помогите с домашним заданием по географии!
Представьте что вы оказались на северном полюсе часы показывают время 22 часа а над головой у вас полярная звезда где будет находиться эта звезда через 6 часов?
География 6 класс помогите прошу?
География 6 класс помогите прошу.
Учебник Полярная звезда.
Как найти на небе полярную звезду?
Как найти на небе полярную звезду?
На какую сторону горизонта она указывает?
В каком созвездии находится полярная звезда?
В каком созвездии находится полярная звезда.
В какое созвездие входит полярная звезда?
В какое созвездие входит полярная звезда?
Какую планету, кроме Венеры, тоже можно назвать «Утренней звездой»?
Какую планету, кроме Венеры, тоже можно назвать «Утренней звездой»?
Помогите плиз придумать другое название плиз?
Помогите плиз придумать другое название плиз!
Учебник ориентирует вас в географии.
Хотели бы вы выбрать другое название?
Какие ещё науки кроме географии изучает землю?
Какие ещё науки кроме географии изучает землю.
В каком направлении двигалась группа туристов, если Полярную звезду они видела справа от себя?
В каком направлении двигалась группа туристов, если Полярную звезду они видела справа от себя?
Назовите дату начала полярной ночи в Южном полушарии.
Олимпиада, Блиц тур, нужные краткие ответы.
Как ориентироваться по полярной звезде?
Как ориентироваться по полярной звезде?
Краткая характеристика звезды.
12 : 00 + 2 : 22 = 14 : 22 как то так.
Каждая литосферная плита, движется в разном направлении.
В океане намного холоднее чем на суше потому что в океан вподают различные моря.
С 12 государствами США япония Россия.
Большой Арктический. Арктического климата в Китае нет.
Расстояние между Африкой и Австралией по 20 градусов ю. Ш по карте примерно 87 гр. (величина дуги 1 градус по экватору 111, 3 км) (величина дуги 1 градус по 20 гр. Ю. ш. = 111, 3 * cos20 = 104. 6км) Тогда искомое расстояние = 104, 6 * 87 = 9100к..
О современных линиях учебников географии
«Учебная книга не роман, и если
дурно составлена, то делает вреда
не меньше чумы и холеры».
Предыстория вопроса: пять поколений школьных учебников.
В советское время созданию теории школьного учебника придавалось большое значение. Благодаря усилиям прежде всего Академии педагогических наук (затем Российской академии образования) была создана общая теория школьного учебника. Она исходила из того, что учебник является своего рода сценарием учебного процесса и должен выполнять две главные функции – источника знаний и источника навыков самостоятельной работы учащихся. Эти положения были развиты во многих работах ведущих ученых АПН-РАО, в монографии директора издательства «Просвещение» Д.Д.Зуева «Школьный учебник»[1] и в 20-томной серии того же издательства «Проблемы школьного учебника». На этой основе специалистами разных профессий были созданы частные теории школьных учебников по отдельным предметам, и в том числе по географии. Имена этих ученых-географов и методистов всем хорошо известны. В реальной действительности становление теоретических и эмпирических основ учебника географии заняло несколько десятилетий, пройдя при этом через целый ряд этапов. Понимая некоторую условность этого предположения, хотел бы выделить пять поколений школьных учебников географии, советского и постсоветского периодов, каждое из которых имело и имеет свои отличительные особенности.
Начало первому поколению учебников географии было положено известным постановлением СНК и ЦК ВКП(б) от 15 мая 1934г. «О преподавании географии в начальной и средней школе», после которого школа стала работать по учебникам А.С.Баркова, А.А.Половинкина, С.В.Чефракова, Н.Н.Баранского, И.А.Виитвера и некоторых других широко известных авторов. Особо следует отметить, что учебники И.А.Витвера и Н.Н.Баранского в начале 50-х гг. первым из школьных учебников были отмечены Государственной (Сталинской) премией СССР. По учебникам этого поколения в предвоенные годы познавали географию все граждане нашей страны, литература о них поистине огромна. К сожалению, в конце 50-х – начале 60-х гг. это поколение учебников несколько переродилось, вступив на путь излишнего фактологизма и отдаления от географической науки. Это дало повод Д.Л.Арманду, известному ученому-географу, написать о «поразительном застое школьной географии, плетущейся за современной географической наукой с отставанием на полвека».
Второе поколение учебников географии было создано после начала школьной реформы 1966г., ознаменовавшей переход к десятилетнему всеобучу. Отныне учителя и учащиеся стали работать по учебникам Н.А.Максимова, П.Н.Счастнева, В.А.Коринской, А.И.Соловьева, И.С.Матрусова, К.Ф.Строева, М.К.Ковалевской, В.Я.Рома, В.П.Максаковского, возглавившего авторский коллектив кафедры экономической географии МГПИ. Все эти учебники оставались на вооружении нашей школы почти два десятилетия и, можно сказать, тоже выдержали проверку временем. К тому же они относились к категории «стабильных», по которым училась вся страна, и издавались огромными тиражами. Тем не менее и в учебниках этого поколения было немало недостатков. Стремление к «онаучиванию» учебного материала привело к тому, что в основу учебника 8 кл. «Экономическая география СССР» была положена малодоступная для учащихся концепция энергопроизводственных циклов (ЭПЦ) Н.Н.Колосовского. Учебник по экономической географии зарубежных стран был буквально напичкан мировоззренческими идеями эпохи «холодной войны». Витверовский принцип географической смежности был нарушен, в разделе «Социалистические страны» изучались вырванные из своего естественного контекста Монголия, Вьетнам, КНДР и Куба.
Третье поколение учебников географии было вызвано к жизни реформой 1984г., в соответствии с которой в 1986-1987 гг. был объявлен всесоюзный конкурс на школьные учебники по всем предметам, включая географию. Можно утверждать, что на этом этапе была создана в значительной мере новая научно-методическая концепция школьной географии, которая ставила своей задачей ликвидацию того морального износа, который со временем возник во втором поколении учебников по этому предмету. Речь шла о более глубоком раскрытии закономерностей географической науки, идей географического синтеза, лучшем показе конструктивной, прикладной направленности современной географии, об улучшении отбора и генерализации учебного материала. Немалое значение имела и впервые предпринятая глубокая разработка принципиального вопроса о географической культуре[2]. Все эти новшества в той или иной мере нашли отражение в учебниках Т.П.Герасимовой, Г.Ю.Грюнберга и Н.П.Неклюковой, В.А.Коринской, И.В.Душиной и В.А.Щенева, В.П.Сухова, А.В.Даринского, В.П.Дронова, В.Я.Рома, В.П.Максаковского, Ю.Н.Гладкого и С.Б.Лаврова. Важно отметить, что на этом этапе начался, хотя и очень робкий, переход к плюрализму школьных учебников географии. Но некоторые традиционные недостатки всех поколений учебников советского времени сохранялись и в этом поколении. Например, преобладание такой («советской») модели учебника, для которой было характерно основное внимание к тексту в ущерб внетекстовым компонентам учебной книги. Или недооценка формы изложения материала, что заметно снижало интерес учащихся к предмету. Например, в экономической географии слишком догматическое восприятие знаменитой «схемы Баранского» при забвении его же рекомендации о том, что «апелляция к мозгам обязательно должна быть дополнена апелляцией к эмоциям» [3, с.25]
Четвертое поколение учебников географии приходится уже на 90-е годы XXв., т.е. на первый постсоветский период с его памятным до сих пор безденежьем, кризисом в политике, экономике и социальной сфере. Несмотря на все эти трудности, с помощью Фонда Сороса и других благотворительных источников новое поколение учебников все же удалось создать, в первую очередь при содействии Национального фонда подготовки кадров (НФПК), который объявлял конкурсы на эти учебники. Общий их обзор в свое время уже дала Г.П.Аксакалова [4], охарактерезовавшая несколько программ, по которым создавались учебники этого поколения, да и сами учебники, написанные Т.П.Герасимовой и Н.П.Неклюковой, В.П.Суховым, О.В.Крыловой, Д.П.Финаровым, Н.Н.Петровой, Э.М.Раковской, И.И.Бариновой, В.Я.Ромом, В.П.Дроновым, А.И.Алексеевым, В.В.Николиной, В.П.Максаковским, А.П.Кузнецовым. Нет никакого сомнения в том, что все перечисленные авторы вели серьезный научно-методический поиск, стараясь учесть положительный опыт предыдущих поколений учебников географии, привнести в них как можно больше нового и прогрессивного. Но решить едва ли не важнейший организационный вопрос на этом этапе так и не удалось. По-прежнему научно-методическая концепция каждого учебника географии разрабатывалась его автором или авторским коллективом часто без достаточной сопряженности с соседними курсами. Получалось прямо по Булату Окуджаве: «Каждый пишет как он слышит…» И к тому же при сравнении параллельных учебников неизбежно возникает «проблема гоголевской Агафьи Тихоновны»: «Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, да взять сколько-нибудь развязности, какая у Балтазара Балтазаровича…»
Что же касается пятого поколения учебников географии, то из всего сказанного вытекает, что оно было создано уже в 2000-е гг., т.е. в последнее десятилетие. Совсем недавно мне уже довелось анализировать ситуацию в современной школьной географии, включая ее содержательные, структурные и методические новшества [5]. В этой статье были затронуты и некоторые аспекты, непосредственно касающиеся школьных учебников. Например, о плюрализме учебников географии и его разумных пределах. Или о долгожданном переходе к комплексному изучению географии России, который первым осуществили А.В.Даринский, В.П.Дронов, В.Я.Ром, И.И.Баринова и А.А.Лобжанидзе. В этой статье говорится и еще об одном безусловно положительном заимствовании зарубежного опыта. Я занимался пропагандой этого опыта еще много лет назад, когда обратил свое внимание на то, что на Западе школьные учебники обычно издаются сериями – либо для всех классов, либо для отдельных ступеней, которые обычно имеют единую редколлегию во главе с главным редактором, что способствует достижению единства серии в содержании и форме. Это не исключает существенных различий между европейской и американской моделями учебников географии, которые тоже были мною подробно описаны уже десять лет назад [6]. И вот свершилось! Учебники географии пятого поколения все издательства стали выпускать не иначе как линиями. Но этот вопрос совсем не так прост как может показаться на первый взгляд, и в нем хотелось бы разобраться.
Современные линии учебников для неполной средней школы.
Такие линии выпускаются уже многими издательствами, создавая настоящую рыночную конкуренцию между ними. Начнем, пожалуй, с издательства «Дрофа», которое взяло на себя инициативу в выпуске трех самостоятельных линий учебников.
Первая из них выходит под названием Линия классических учебников. Что ж, идею продлить жизнь некоторых учебников, скажем, третьего поколения вполне можно одобрить. Ведь настоящий учебник складывается не годами, а десятилетиями. Классические учебники математики советских времен – Киселева, Рыбкина, учебник физики Перышкина, учебник географии Витвера становились итогом жизненного пути их авторов, а последующие учебники часто оказывались хуже.
В эту серию издательство включило четыре учебника: «Начальный курс географии» для 6 кл. Т.П.Герасимовой и Н.П.Неклюковой, курс «География материков и океанов» для 7 кл. В.А.Коринской, И.В.Душиной и В.А.Щенева, курс «География России. Природа» для 8 кл. И.И.Бариновой и курс В.П.Дронова и В.Я.Рома для 9 кл. «География России. Население и хозяйство». Каждый учебник сопровождается также небольшим УМК – методическим пособием для учителей, рабочими тетрадями для учащихся и учителей, рекомендациями к планированию уроков. Что можно сказать по этому поводу?
Учебники для 6 и 7 классов не вызывают особых сомнений. Еще в конце 80-х – начале 90-х гг. оба они выходили в издательстве «Просвещение» и действительно с одобрением были восприняты учителями. В «Дрофе», не разрушая их основных концепций, эти учебники несколько обновили, значительно улучшив дизайн и художественное оформление. Хотя методический аппарат и в том и в другом учебнике остался в основном на традиционном уровне вопросов и заданий, кое-что было добавлено и здесь. Оба учебника компактны по объему и, будем надеяться, еще сослужат свою службу. Что же касается учебников 8 и 9 кл., то тут возникают некоторые вопросы и сомнения. Оригинальный учебник для 8 кл. сам по себе каких-то возражений не вызывает. Однако, теперь когда природа России изучается уже в качестве раздела в общем курсе географии России, весь его богатый материал учитель явно использовать уже не сможет. Будем считать, что И.И.Бариновой очень повезло, в отличие от Э.М.Раковской, учебник которой под таким же названием издательство «Просвещение» уже не выпускает. Что же касается учебника для 9 кл, созданного хорошо известным авторским тандемом Дронов-Ром, то когда он появился еще в 1995г., то, можно сказать, выручил учителей географии, к тому же познакомив их с проблемным обучением. Но за прошедшие с тех пор полтора десятилетия этот учебник изрядно морально устарел, в особенности со своими 94 текстовыми таблицами и многими сильно усложненными рисунками. По своему очень большому объему (383 стр.), он также несколько выпадает из этой линии. Так что светлых перспектив для него я, например, не вижу. В результате и вся линия выглядит довольно эклектично.
Вторая линия учебников «Дрофы» афишируется как написанная в соответствии с Концепцией модернизации географического образования и федеральным компонентом стандарта. Отмечается также, что она реализует принцип личностно-ориентированного деятельностного подхода к усвоению учебного материала. Эта линия выходит под редакцией А.А.Климановой и А.И.Алексеева. И в данном случае речь идет фактически не только об учебнике, но и о целом учебно-методическом комплексе для каждого из четырех классов. С помощью этих УМК в первую очередь и решается задача личностно-ориентированного обучения.
Рассмотрим сначала два первых учебника этой линии, выходящие под редакцией А.А.Климановой. Их новизна нашла отражение уже в самих названиях: на обложке учебника 6 кл. написано: «Землеведение», а 7 кл. – «Страноведение». Такой подход действительно был предусмотрен одной из концепций развития нашей школьной географии.
Прежде всего, необходимо отметить, что и по содержанию, и по структуре эти учебники довольно сильно отличаются от учебников классической серии. Например, в учебнике для 6 кл. гораздо подробнее и интереснее изложена тема «История открытия и освоения Земли». То же можно сказать и о разделе, посвященном географической оболочке как среде жизни людей. В учебнике для 7 кл. вообще отсутствует общеземлдеведческий раздел, во многом повторяющий, курс 6 класса, но главный сюрприз ожидает учителей во втором разделе учебника – о материках, океанах и странах. Он начинается с общей характеристики Евразии, за которой следуют Европа и Азия, а затем – Африка, Америка, Австралия и Океания и Полярные области Земли. Наверное, учителя-традиционалисты не отступятся от своей давней привычки начинать изучение с более простых южных материков, а затем уже переходить к более сложным северным. Но нет сомнения и в том, что многие захотят перейти на новую схему, предложенную А.А.Климановой. А заодно на несколько иной отбор стран и субрегионов.
На методическом направлении авторы обоих учебников продвинулись вперед еще более далеко, намного превзойдя классическую линию. Здесь и такое новшество как уроки-практикумы, задача которых – сформировать у учащихся важнейшие географические умения. Например, в 6 кл. это составление плана своей местности, работа с картой, работа с климатическими картами др. Заготовки сформулированы в виде познавательных вопросов. Вопросы и задания после каждого параграфа подразделяются на три уровня (с выделением цветовым фоном): 1) проверяющие знания учащихся, 2) требующие применения этих знаний на практике, 3) рассчитанные на высказывание своего мнения. После каждой темы кратко формулируются выводы, даются вопросы и задания для обобщения знаний. В разработке всей этой методики участвовали заслуженные учителя РФ Э.В.Ким и Г.Я.Лисенкова.
Похвалы заслуживает и справочный аппарат учебников, в конце первого из которых даются планы характеристик карты, описания форм рельефа, моря, реки, природной зоны, а второго – географического положения материка, океана, страны, географической характеристики форм рельефа, климата и др. Нельзя не отметить также современный художественный стиль оформления учебников, хороший подбор рисунков, которых в учебнике для 6 кл. 165, а для 7 кл. – 249.
Но одновременно возникают и некоторые вопросы. В частности, о том как уместить объем материала 6 кл. в случае, если на весь курс будут отводить 35 часов, а параграфов в учебнике 52? Зачем в Приложении к учебнику 7 кл. потребовалось два словаря, первый из которых включает простейшие географические термины (бархан, тропа, оазис, пустошь, ураган и т.п.) – прямо-таки по образцу учебников США, которые обычно этим уровнем и ограничиваются. А второй, терминологический указатель лишь частично совпадает с «ключевыми словами и выражениями», которые выделяются после каждого урока. Не слишком ли в целом в 7 кл. социальное преобладает над природным? Мне показалось, что в некоторых случаях авторы охотятся уже на угодьях 10 класса…
В 8 и 9 классах эту линию продолжают два учебника по курсу «География России», вышедшие под редакцией А.И.Алексеева. Первый из них включает три раздела: «Пространства России», «Природа и человек», «Население России», а второй – два раздела: «Хозяйство России» и «Регионы России». По всем этим разделам они дают большой и разнообразный материал, хорошо продуманный и доступный для учащихся данного возраста, но в то же время обеспечивающий научные основы этого важнейшего курса географии. В нем учащиеся найдут выделенные шрифтом определения таких важнейших понятий как географическое положение, природные условия и ресурсы, экономическое районирование, природно-территориальный комплекс, культурный ландшафт, воспроизводство населения, межотраслевой комплекс и т.п. Отчетливо выражен и типологический подход, нашедший отражение в типах климатов, горных систем, миграций населения, этносов, типах расселения и хозяйственной деятельности. Заслуживают одобрения и некоторые структурные «ходы» авторов. Например, характеристика природы России в 8 кл. по природным зонам почти исключает какое-либо прямое дублирование с описанием природных условий и ресурсов отдельных районов страны. В 9 кл. Вполне можно одобрить и такие структурные новинки как характеристика хозяйства в порядке сначала первичных, затем вторичных и далее третичных отраслей (замечу попутно, что именно такой порядок давно уже принят в зарубежных учебниках географии), и начало характеристики районов Европейской части с Центрального, и включенные в районную часть разделов сведения об объектах Всемирного культурного и природного наследия.
Тема 2 о климате: «Власть климата сильнее всех властей» — согласны ли вы с этим утверждением французского просветителя Ш.Монтескьё?
Тема 4 о почвах: «Позволяют ли российские почвы обеспечивать страну собственным продовольствием?»
Тема 9 о населении: «Какой, на ваш взгляд, должна быть численность населения такой страны, как наша?»
В учебнике 9 кл. таких вопросов еще больше, причем стоят они преимущественно перед параграфами. Во-вторых, эти учебники написаны как бы в двух планах. Наряду с основным текстом, напечатанным обычным шрифтом, есть и текст, набранный петитом. Он содержит интересные факты, описания и предназначен для самостоятельного и дополнительного изучения. В учебнике 8 кл. таких дополнительных текстов 28, в учебнике 9 кл. – 47. В-третьих, в них еще больше утвердилась практика разбивки текста каждого параграфа на несколько частей со своими подзаголовками в виде вопросов. Думается, что это будет способствовать лучшему усвоению материала. Такой же похвалы заслуживают генерализованные и легко читаемые карты, удачный подбор фотографий. Естественно, что оба учебника имеют небольшие табличные Приложения.
К числу замечаний – пожеланий по учебникам 8 и 9 классов я бы отнес очень уж скромную персоналию: в 8 кл. специальными врезками с портретами выделены только С.П.Крашенинников, В.И.Докучаев и П.П.Семенов-Тяншанский, а в 9 кл. Н.Н.Баранский и В.Н.Татищев. В дополнительном тексте (петите) недостает ярких образов, ссылок на художественную литературу. Не очень мне понравился и последний небольшой раздел учебника 9 кл. «Россия в мире» написанный в историко-географическом ключе.
Третья линия учебников «Дрофы» в каталоге этого издательства заявляется как линия, отражающая гуманизацию образования и написанная в соответствии с Концепцией модернизации географического образования и федеральным компонентом стандарта. Боюсь, что это своего рода дымовая завеса издательства, которую должен был сознавать и редактор этой линии В.П.Дронов. Потому что найти в ней принципиальные отличия от линии под редакцией А.А.Климановой и А.И.Алексеева довольно трудно. Тем более, что и создавались они фактически одновременно. Возьмем для примера учебник 6 кл. «Землеведение», написанный В.П.Дроновым и Л.Е.Савельевой. Нет сомнения в том, что они вложили в него большой авторский труд. Но так уж получилось, что по основной структуре он полностью повторяет «Землеведение» О.А.Климановой. Единственное серьезное отличие в том, что у Дронова и Савельевой вообще нет раздела об истории открытия и освоения Земли, а это как раз вряд ли можно записать им в актив. Конечно, есть и, можно сказать, отличия второго порядка. Так, раздел «Гидросфера» Дронов и Савельева начинают с Мирового океана, тогда как Климанова – с вод суши. Далее, они заканчивают каждый раздел о геосфере параграфом «Человек и земная кора», «Человек и гидросфера», «Человек в биосфере», что мне представляется более интересным, чем короткая тема 12 у Климановой «Природа и человек». У Дронова и Савельевой в тексте жирным шрифтом выделены 80 ведущих терминов и понятий, которые в конце учебника перечислены в списке, и это очень хорошо. Но в целом методический аппарат учебников мало различается. Они примерно равны и по объему, и по количеству рисунков (180 и 165). Интересно, что в качестве редакторов обоих учебников выступили одни и те же лица – О.А.Панасенкова и Т.А.Карташова, а в качестве оформителя – С.И.Кравцова. Стоит ли удивляться тому, что они получились такими «параллельными»? И учителю будет трудно отдать предпочтение одному из них.
Учебники для 8 и 9 кл. по «Географии России», написанные авторским коллективом в составе В.П.Дронова, И.И.Бариновой, В.Я.Рома и А.А.Лобжанидзе хорошо известны учителям географии, поскольку выпускаются с самого начала 2000-х гг. В учебник 8 кл. входят четыре части: 1) «Россия на карте мира», 2) «Природа России», 3) «Население России», 4) «Хозяйство России», в учебник 9 кл. две части: 1) «Хозяйство России» (продолжение) и 2) «География крупных регионов России». В этих учебниках формирование географической культуры учащихся происходит на основе удачного применения нескольких подходов. Во-первых, территориального, который рассматривается на разных уровнях – региональном, субрегиональном, локальном, но в отдельных случаях, когда необходим, так сказать, качественный фон – и глобальном (тектонические структуры мира, природные зоны мира, средняя продолжительность жизни в других странах). Во-вторых, исторического, который широко применяется и в учебнике 8 кл. (формирование государственной территории России, этапы географического изучения ее территории), и в учебнике 9 кл. (при характеристике Севера, Центральной России, Поволжья, Урала и др.). В-третьих, типологического, акцентирующего внимание на типах ЭГП, границ, природных ресурсов, климатов, воспроизводства населения, электростанций, транспортных узлов и т.д. К сожалению, проблемный, экологический и конструктивный подходы нашли в учебниках несколько более слабое отражение. Но зато авторов нельзя упрекнуть в сокрытии некоторых, можно сказать, неприятных фактов. Они хотят, чтобы старшие школьники понимали проблемы, возникающие в связи с северностью положения России, загрязнением окружающей среды, убылью ее населения и деформацией возрастно-половой структуры, наличием безработицы. Они приводят карту депортации народов в СССР (8кл., рис.64), говорят о былом кризисе в Чечне. Особое внимание они уделяют «очеловечиванию» своего курса, о чем свидетельствуют и названия параграфов: «Человек и литосфера», «Климат и человек», «Водные ресурсы и человек». Не могу не отметить также что в районной части курса 9 кл. авторы, рассматривая природу, население и хозяйство, вплотную подходят к решению одной из самых трудных задач – комплексному районированию.
Что касается единого методического аппарата линии, то в целом он просматривается и в учебниках 8 и 9 кл. Хорошо, что среди заданий на желтом фоне многие относятся не только к рисункам самого учебника, но и к картам атласов, входящим в УМК линии, который тоже был создан «Дрофой». Подавляющее большинство рисунков в учебниках 8 и 9 классов также генерализованы и отражают самое главное, что нужно знать учащимся. Но встречаются среди них и усложненные (в 8 кл. рис.38, 65, в 9 кл. 22, 40, 62). Пожалуй, особо усложнен рис.2 в учебнике 8 кл. и соответствующий ему текст, рассматривающий восемь (!) аспектов географического положения России; ничего подобного нет и в вузовских учебниках по этому курсу. Могу покритиковать и применение полужирного шрифта для выделения важнейших понятий. Наиболее четко эта система отработана в 6 классе (69 понятий). В 8 кл. она выглядит более слабой (географическое положение, государственная территория, рельеф, водные ресурсы и др.), в 9 кл – еще более слабой (топливно-энергетический баланс, транспортная система, технополис и др.). А вот к применению текстов второго плана, текстовых таблиц и Приложений замечаний нет. Кстати, наличие статистических таблиц в тексте и в Приложениях не должно позволять издательству штамповать год за годом стереотипные издания.
Есть вопросы и по поводу тиражной политики «Дрофы». Наибольшими тиражами она издает учебники классической линии – от 50 до 150 тыс. экз. ежегодно, потому что «учителя к ним привыкли». А значительно более новые и современные линии издаются меньшими тиражами: линия под редакцией О.А.Климановой и А.А.Алексеева – 10, 20, 40, 60 тыс. экз., линия под редакцией В.П.Дронова – 10, 10, 30, 40 тыс. экз. Разве такая практика, которую вполне можно назвать консервативной, не замедляет внедрение инноваций в наше школьное образование?
Перейдем теперь к издательству «Просвещение», которое выпускает две новые линии школьных учебников географии: «Полярная звезда» и «Сферы». Обе эти линии имеют очень высокую статусность – выходят под грифом Российской академии наук, Российской академии образования и издательства «Просвещение», да еще с титулом «Академический школьный учебник», чего в советской и российской практике не бывало. Достаточно сказать, что руководителями проектов обеих линий считаются вице-президент РАН В.В.Козлов, президент РАО Н.Д.Никандров и генеральный директор «Просвещения» А.М.Кондаков, а в качестве научных редакторов выступают вице-президент РАО А.А.Кузнецов, акад. РАО М.В.Рыжаков и доктор экономических наук С.В.Сидоренко. Тем не менее нет никаких сомнений в том, что главный труд по созданию этих линий пришелся на долю их редакторов – уже упоминавшихся выше А.И.Алексеева («Полярная звезда»), и В.П.Дронова и А.М.Кондакова («Сферы»). Обе эти линии заслуживают внимательного рассмотрения.
Начнем с «Полярной звезды», авторский коллектив которой насчитывает шесть человек. Название своей линии они выбрали чисто символическое – по названию самого известного на Земле ориентира, «звезды надежды». В этой линии действительно много нового и интересного. Отмечу хотя бы ее не совсем обычную модель. Учебники «Полярной звезды» имеют необычно большой для наших школьных учебников формат, который позволяет лучше варьировать их жизненным пространством, подбирать дизайн, подыскивать лучшие варианты размещения текстового и иллюстративного материала. В конце каждого учебника – небольшой набор самых необходимых карт, а в 6, 8 и 9 кл. – и статистических таблиц. Видимо, оправдано и то, что учебник 6 кл. содержит 32 параграфа, а учебники 7, 8 и 9 кл. – соответственно 58, 53 и 54 параграфа.
Структура учебников этой линии в целом довольно обычная. По общепринятой схеме излагается материал в 6 классе. В 7 классе материки изучаются в обычном порядке, можно согласится и с отбором девяти отдельно рассматриваемых стран. В 9 кл. изучение районов нашей страны начинается с Центральной России. Содержание всей линии явно отличается стремлением к большему «очеловечиванию» учебного материала, это в первую очередь относится к разделам о населении, видах человеческой деятельности, объектах Всемирного культурного и природного наследия и др. А вот в поисках наиболее доступного стиля изложения авторы проявили больше выдумки. Для примера можно привести учебник 7 кл., в котором значительная часть материала представлена в виде своего рода виртуальных путешествий, на которые отведено по два урока для каждого материка. Если взять Африку, то учащиеся совершают путешествие от Касабланки до Триполи, по Сахаре, от Тимбукту до Лагоса, от Лагоса до Великих озер, от Великих озер до Индийского океана и из Танзании до мыса Доброй надежды. К сожалению, учебник 8 кл, на мой взгляд, написан суше и скучнее.
Мне кажется, что особого внимания заслуживает методический аппарат этой линии, о котором уже было специально написано [7]. Вот основные методические рубрики этой линии: «Стоп-кадр» — изучаем проблему, «Шаг за шагом» — учимся как делать, «Запомните» — ключевые слова картографии, «Легкий экзамен» — самое главное в параграфе, «Это я знаю» — проверка себя, «Это я могу» — применение знаний на практике, «Это мне интересно» — обсуждаем и творим, «Откройте атлас» — работа с номенклатурой. И это не говоря уже о хорошо продуманной системе вопросов и заданий. И о том, что все названия параграфов и подпараграфов сформулированы в виде вопросов к учащимся.
Еще одна интересная новинка линии – уроки под названием «Учимся с «Полярной звездой», которые внедряют в практику уже полузабытый метод проектов. Эти уроки начинаются в 7 кл., где их 5. В 8 кл. таких уроков 3, а в 9 кл. – 14. В качестве примеров такого рода приведу следующие:
— Изучение изображения Земли из космоса;
— Как обеспечить экологическую безопасность России?;
— О будущем Москвы (дискуссия);
— Развитие расселения на Северном Кавказе (проект);
— Экологические проблемы Поволжья (дискуссия);
— Путешествие по Транссибирской железной дороге (проект);
— Развитие Дальнего Востока в первой половине XXI века (проект);
— Подготовка реферата по одной из 10 тем.
При общей высокой оценке этой линии не могу не отметить, что в ней встречаются излишне сложный материал (например, рассказ о циклах Н.Д.Кондратьева в §31 учебника 8 кл.), усложненные карты (например, по ТЭКу в том же учебнике), устаревшие цифровые данные, например о населении Китая и Москвы (6 кл.), о Токийской агломерации (7 кл.), о месте России в мире по размерам ВВП (8 кл.). В том же классе обойден важный вопрос о перспективах развития атомной энергетики в России, а в 9 кл. – вопрос об этнополитических проблемах Северного Кавказа.
При всех несомненных достоинствах линии «Полярная звезда», линия «Сферы» отличается еще большей новизной. Прежде всего нельзя не отметить то обстоятельство, что оба ее редактора одновременно выступали в качестве руководителей составления новых Федеральных государственных стандартов по географии (ФГОС-2), которые были утверждены в 2009 г. И вся эта линия готовилась именно под ФГОС-2, а не под какие-либо другие, уже устаревшие концепции и варианты стандартов. В научном плане ее главная задача заключается в определении и сохранении фундаментального ядра географического образования [8], а в воспитательно-методическом плане – в развитии личностных, социальных, общекультурных и коммуникативных компетенций. Обе эти задачи нашли отражение в «Примерной программе основного общего образования по географии» [9]. Сами авторы во Введении называют свои учебники «необычными», и они имеют на это право.
Во-первых, необычна вся методическая канва каждого из них. Главы учебников открываются рубрикой «Самое… Самое…», которая содержит наиболее яркие фразы, касающиеся содержания главы. А последняя страница каждой главы содержит рубрики: «Подводим итоги», «Вопросы для обсуждения» и «Подробнее…». В первой выделены самые важные идеи и выводы темы, которые нужно знать почти наизусть. «Вопросы для обсуждения» носят, как правило, проблемный характер. Свое методическое оформление имеет и каждый параграф. Каждый из них начинается с вводных рубрик «Вы узнаете…», «Вспомните» и вступительного текста, содержащего его главную идею. Рубрика «Вы узнаете» должна познакомить учащихся с основными вопросами, которые им предстоит изучать. Рубрика «Вспомните» ориентирует на повторение предыдущих уроков и восстановление в памяти материала необходимого для изучения нового. Кроме того, основной текст параграфа сопровождают «географические блокноты», которые содержат интересные факты и другую дополнительную информацию, «Имена в географии» — рубрика, кратко знакомящая с учеными географами и исследователями и, наконец, рубрика «Мои географические исследования», которая имеет целью научить работать с разными источниками знаний. В основном тексте параграфов часто встречается рубрика «Геофокус», иллюстрирующая основной текст конкретными примерами. Кроме того, рядом с основным текстом встречаются стрелки с буквой А, показывающие, что при изучении данного материала учащимся потребуется географический атлас. А завершают каждый параграф «Вопросы и задания». Перечни литературы и сайтов в Интернете показывают где можно получить дополнительную информацию для углубления знаний и развития навыков самостоятельной работы.
Во-вторых, много необычного можно найти и в УМК, сопровождающем все четыре учебника этой линии. В самом деле, помимо таких общепринятых составных частей комплекта как географический атлас, набор контурных карт и методическое пособие для учителя, в него включены и совершенно новые части. Например, тетрадь-тренажер, где по каждой теме учебника имеются разделы «Решаем тесты», «Смотрим и думаем», «Работаем с картой», «Считаем и сравниваем», тетрадь-экзаменатор с проверочными работами по каждой теме и тетрадь-практикум, а также CD-ROM. С другой стороны, наверное, не каждый учитель захочет взять на себя труд освоения всех этих инноваций.
Учебник для 6 кл. «Планета Земля» написал А.А.Лобжанидзе. Написал четко, ясно, доступно для шестиклассников и, главное, интересно для них. В общем учебник написан по обычной схеме, но некоторые пропорции в нем все же изменены. Например, очень хорошо, что Тема II «Развитие географических знаний о Земле» имеет 5 параграфов и включает 14 фамилий путешественников разных времен. Важно и то, что и в последующих темах знакомство с географической персоналией продолжается и школьники узнают о научных заслугах Н.Коперника, А.Чижевского, А.Мохоровича, А.Вегенера, Ю.Шокальского, А.Федченко, А.Воейкова, В.Вернадского, К.Тимирязева, Н.Миклухо-Маклая, В.Докучаева. Красной нитью через весь текст проходит линия на «очеловечивание» учебного материала. Достаточно привести названия параграфов, завершающих некоторые темы учебника: «Влияние климата на Землю и жизнь людей», «Человек и мир камня», «Человек и гидросфера», «Человек и атмосфера», «Человек – часть биосферы».
Учебник для 7 кл. «Земля и люди» написали А.П.Кузнецов, Л.Е.Савельева и В.П.Дронов. Написали также четко, ясно и доступно, снабдив удачно генерализованными картами. Структура учебника, что называется, типовая. Его первая тема называется «Природа Земли: главные закономерности», вторая «Человек на планете Земля» и третья «Многоликая планета», в которой сначала изучаются океаны Земли, а затем – в обычном порядке – материки. И в учебнике 7 кл. весь материал «очеловечен», о чем свидетельствуют хотя бы названия следующих параграфов: «Человек африканском пространстве», «Человек на южноамериканском пространстве», «Человек в Австралии и Океании», «Человек на евразийском пространстве». Хорошо что этот учебник продолжает ряд географической персоналии: А.Веспуччи, Х.Колумб, Л.Берг, Д.Ливингстон, А.Гумбольдт, Р.Амундсен. С другой стороны, хотел бы упрекнуть авторов в недостаточно строгом, на мой взгляд, отборе отдельных стран, которых в учебнике 23. И в том, что в некоторых вопросах, они иногда увлекаются и «перехватывают» материал старшей школы. То же относится и к атласу для 7 класса.
Учебники для 8 и 9 классов линии «Сферы», как и тех линий которые уже были рассмотрены, фактически представляют собой единый двухгодичный курс, поэтому и оценивать их лучше вместе. Этот курс называется «Россия: природа, население, хозяйство», а в качестве его авторов выступает уже хорошо известный всем тандем в составе В.П.Дронова и Л.Е.Савельевой. На этот раз конструкция курса немного иная. Учебник 8 кл. содержит три части: 1) «Географическое пространство России», 2) «Природа России», 3) «Население России», а учебник 9 кл. тоже три части: 4) «Хозяйство России», 5) «Районы России», 6) «Россия в мире». По сравнению с уже охарактеризованной линией «Дрофы» под редакцией того же В.П.Дронова структурных изменений в новом курсе, возможно и не так много. Например, природа в учебнике 8 кл. рассматривается по тем же ее компонентам, а в 9 кл. оставлен тот же порядок рассмотрения районов страны. Но все же структурные новинки («старинки?») имеются. Достаточно сказать, что отрасли хозяйства снова рассматриваются, начиная с промышленности. Для характеристики всех районов принята единая унифицированная четырехчленная схема: 1) географическое положение, 2) особенности природы, 3) население, 4) хозяйство, облегчающая их сравнение.
Но главное принципиальное новшество этого курса в другом – в совершенно иной подаче учебного материала. Параграфы, на которые он разбит, обычно небольшие – в один или два разворота страницы. Текст очень краткий, но обильно насыщенный картами и графиками, его дополняющими и разъясняющими. Например, в теме о природе России (8 кл.) учащиеся с помощью графиков должны определить виды природных ресурсов, основные черты климата России, моря омывающие ее территорию, «самые самые» реки страны, а в теме о население России – языковые семьи, людность городов, функции городов, виды миграций. В учебнике 9 кл. в теме о хозяйстве из таких же источников они получают представление об отраслевой структуре хозяйства, о факторах и условиях размещения промышленности, о доле районов России в добыче нефти, доле угольных бассейнов в добыче угля и т.п. При таком подходе цифр в самом тексте практически нет и он не может восприниматься, используя выражение Н.Н.Баранского, как «каша с гвоздями». И оба учебника приобретают характер своего рода симбиоза учебника и рабочей тетради. В результате в учебниках линии «Сферы» впервые во всей советской и российской практике доля учебного текста в общем объеме не превышает 50% (в зарубежных учебниках это достигнуто уже давно). Да и объем каждого из учебников составляет всего 16 учетно-издательских листов.
Оба учебника представляют интерес и в содержательном плане. В них отчетливо прослеживаются такие сквозные направления современной географии как гуманизация, социологизация, экологизация. Учащиеся узнают о таких важных новостройках как газопроводы «Северный поток» и «Южный поток», как нефтепровод Восточная Сибирь – Тихий океан и др. Они получат общее представление о прогнозах развития страны до 2020г., а при изучении районов обратят внимание на заключительную рубрику «Основные направления развития». Очень хорошо также, что авторы не пошли по пути приукрашивания ситуации в заключительной теме учебника 9 кл. «Россия на мировом фоне». Пусть девятиклассники узнают, что доля России в валовом мировом продукте составляет всего 3%, что урожайность пшеницы у нас составляет только 20 ц/га, о том, как мы пока отстаем по показателям выпуска высокотехнологичной продукции, густоты автодорожной и железнодорожной сети и т.п.
Если говорить о недостатках учебников по географии России, то, откровенно говоря, меня больше всего беспокоит то самое фундаментальное ядро, которое во ФГОС-2 нам обещали. В учебниках недостаточно прослеживается четкое шрифтовое выделение общих понятий курса, а терминологических словарей в них тоже нет. Фактически не обозначено это ядро и в уже изданной примерной программе по географии [9].
Не очень понятно и то, почему «Просвещение» решило издавать эту инновационную линию тиражом всего 15-20 тыс. экземпляров. Ведь при таких темпах процесс обновления нашего школьного географического образования грозит растянуться на долгие годы. Необходимо также, чтобы некоторые дополнения вносились в учебники «Сфер» ежегодно. Только в этом случае учащиеся смогут узнать о точном числе субъектов федерации, о новом федеральном округе, об изменении климатических поясов страны, о «Сколково» и других подобных новациях.
Помимо двух крупнейших издательств выпуском линий учебников по географии озаботились и некоторые другие издательства, например, «Вентана-Граф», «Русское слово», «Мнемозина».
В написании линии учебников для издательства «Вентана-Граф» инициативу проявили сотрудники кафедры методики преподавания географии МПГУ И.В.Душина, А.А.Летягин, В.Б.Пятунин, Е.А.Таможняя. они подготовили и еще в 2008г. опубликовали в том же издательстве программу задуманной или линии, и к настоящему времени, все учебники уже вышли.
В целом этой линии можно дать достаточно высокую оценку. Некоторые принципиальные положения авторов проходят через нее, что называется, красной нитью. Во-первых, это краеведческий подход, который нашел яркое отражение не только в «Начальном курсе географии» (6 кл.), но и в курсе «География России», который в 8 кл. включает 6, а в 9 кл. 5 краеведческих работ. Во-вторых, это комплексный подход, интегрирующий физико- и экономико-географические знания, проявляющийся прежде всего в учебнике 7 кл. «Материки, океаны, народы и страны» и в разделе «Регионы России» в учебнике 9 кл. В-третьих, это усиление гуманистической, культурологической направленности всего содержания линии, стремление интерпретировать процессы и явления «через человека». Она отчетливо проявляется уже в 6 кл. («Человек и океан», «Человек и Гидросфера», «Человек и атмосфера», «Человек – часть босферы»), в еще большей степени пронизывает все содержание в 7 кл, находит отражение и в 8 и 9 кл. В-четвертых, это высокий научный уровень, стремление к фундаментальности содержания, которое проявляется и во внимании к географической персоналии (в 6 кл. – 7, в 7 кл. – 9, в 9 кл. – 31 фамилия). Методический аппарат линии в целом тоже заслуживает одобрения. Он включает рубрики: «Практические работы», «Подведем итоги (выводы)», разумеется «Вопросы и задания». В учебниках 8 и 9 кл. после каждой темы или раздела даются вопросы и задания для обобщения и повторения. В тексте используются первый и второй планы. Картографическое и иллюстративное оформление линии тоже во многом оригинальное. Достаточно сказать, что число рисунков во всех четырех учебниках достигает 860.
Таков, на мой взгляд, актив этой линии. Но и без пассива не обошлось. К нему можно отнести излишнюю усложненность всего текста, в котором мы снова встречаем и циклы Н.Д.Кондратьева, и семь видов географического положения России и недостаточно строгий отбор понятий и терминов, которых только в учебниках 6, 7 и 8 классов насчитывается 420 (!). Слишком либерально был проведен и отбор стран для отдельного изучения: их только в Европе более 30, а всего более 50; похоже, что мы снова возвращаемся к стародавним учебникам И.А.Витвера и И.И.Мамаева, хотя они предназначались отнюдь не для 7 класса. Далее, чувствуется, что у линии не было единого редактора. Иначе изображение Ойкумены Эратосфена не могло бы оказатся в учебниках и 6 и 7 кл., ссылки на Интернет – только в 6, а на рекомендованную литературу – только в 7 кл. Стиль изложения тоже излишне суховатый, содержащий мало образов, крылатых фраз, ярких цитат; в особенности это относится к учебнику 9 кл. Не буду акцентировать внимание на том, что разработанная авторским коллективом самодеятельная программа линии теперь по многим показаниям не согласуется с Примерной программой по географии, созданной в связи с переходом на Стандарты второго поколения. Мне кажется, что на линию «Вентана-Граф» могут ориентироваться только учителя, имеющие более сильных учеников.
Свои достоинства и недостатки есть и у еще одной новой линии учебников, которую начало выпускать издательство «Русское слово». Одна из особенностей этой линии заключается в том, что ее создали только два автора: учитель географии Е.М.Домогацких и профессор МГУ Н.И.Алексеевский (для написания учебника 9 кл. был привлечен также Н.Н.Клюев).
К достоинствам этой линии можно отнести почти предельную краткость изложения учебного материала, позволившую сократить объем учебников практически до минимума. Далее, похвалы заслуживают стиль изложения. Еще во Введении к учебнику 6 кл. авторы заявили о том, что им хотелось бы рассказать о географии «занимательно и по возможности нескучно». В наибольшей мере это им удалось в учебнике для 7 кл., где учащиеся встретят ссылки на произведения Даниэля Дефо, Фенимора Купера, Артура Конан-Дойля (в наименьшей – в учебнике для 8 кл.). Привлекательно и оформление линии, в пяти книгах который (учебник 7 кл. состоит из двух частей) насчитывается более 1 тыс. рисунков; в результате на разворот страницы обычно приходится по 2-3 рисунка и даже более. Довольно тщательно продуман и методический аппарат. После каждого параграфа мы находим рубрики: 1) Повторим главное, 2) Ключевые термины и имена, 3) Проверим знания, 4) А теперь более сложные вопросы, 5) И, наконец, тесты. Иногда к этому добавляются еще проблемные и творческие задания, а после каждой темы учащихся ждут итоговые вопросы и задания. Кроме того, каждый учебник заканчивается словарем терминов или терминов и понятий, за которыми следуют ответы на тесты, набор таблиц а также список литературы и сайтов в Интернете. Хорошо используются разные виды шрифтов и выделений, которые безусловно облегчат восприятие учебного материала.
Наряду с этим в линии «Русского слова» есть как структурные, так и содержательные особенности, которые могут не встретить поддержки в учительской среде. Например, в учебнике 7 кл. в пределах материков рассматриваются только регионы, без отдельных стран. В учебник 9 кл. включен раздел о странах ближнего зарубежья, что само по себе можно было бы одобрить, если бы этот курс не назывался «География России». Комплексный подход к территории тоже не очень получился: в 8 кл. мы по-существу сталкиваемся с «чистой» физической, а в 9 кл. – с такой же экономической географией. Так что расстыковка с Примерной программой по географии ФГОС-2 выглядит довольно значительной. Хотя, судя по титульному листу, эта линия в 2007 г. прошла экспертизу РАН и РАО. Видимо, ею в первую очередь заинтересуются те школы, где контингент учащихся слабее обычного.
Упомяну еще линию учебников географии издательства «Мнемозина», в создании которой главную роль сыграла Н.Н.Петрова. На первый взгляд все четыре учебника этой линии написаны по общепринятому канону, но при более внимательном рассмотрении можно обнаружить и разного рода авторские новации. Например, учебник 6 кл. назван «Природа Земли и человек», а 7 кл. «Материки и страны». Например, в методическом аппарате большое внимание уделяется практикумам, предусматривающим работу с атласом, введен раздел «для любознательных». С другой стороны, очень трудно объяснить почему в 7 кл. не рассматривается ни одна страна Западной Европы, а из стран Азии фигурируют Япония (§ 44), Индия (§ 45), Сингапур (§ 46), Саудовская Аравия (§ 47), но нет Китая! Невероятно сложной представляется и предусмотренная в этом же классе сравнительная характеристика Северной Америки и Евразии.
Одна из особенностей трех последних линий учебников географии – их небольшие тиражи (обычно 3-5 тыс. экз). Это объясняется тем, что ко времени их недавнего появления (да еще в условиях сокращения числа учащихся) потребности рынка в основном были удовлетворены гораздо более многотиражной продукцией «Дрофы» и «Просвещения». Но «Вентана-Граф», «Русское слово» и «Мнемозина», которым не по душе роль аутсайдеров, вступили в активную борьбу за место под солнцем, всячески проталкивая на рынок свою продукцию. Но большинство учителей, давно работающих по другим учебникам, не изъявляют желания переучиваться.
Учебники по географии для среднего (полного) общего образования (10-11 классы). Несмотря на то, что ФГОС-2 для полной средней школы находится еще в стадии разработки, учебники для нее выпускаются уже многими издательствами. Некоторые из них входят в уже охарактеризованные линии, некоторые – не входят. Одни предназначены для базового уровня, другие – для профильного.
К настоящему времени учебники для базового уровня выпущены издательствами «Просвещение», «Дрофа», «Вентана-Граф», «Русское слово». К числу «учебников – долгожителей» среди них принадлежит только учебник В.П.Максаковского «Экономическая и социальная география мира», существующий уже два десятилетия и хорошо известный учителям географии. После его выхода в свет во всех рецензиях он был признан учебником нового поколения. Не скрою, это было мне приятно, потому что только над его концепцией, стремясь обобщить весь мировой опыт, я работал более десяти лет. Наряду с этим, я отлично понимаю, что, несмотря на доработку и обновление, элементы морального износа в нем уже появились и радуюсь тому, что век монополизма сменился веком плюрализма. Долгое время параллельно с ним «Просвещение» выпускало под таким же названием учебник Ю.Н Гладкого и С.Б.Лаврова. Но с 2008 г. его сменил учебник Ю.Н.Гладкого и В.В.Николиной «География. Современный мир» для 10-11 кл., завершающий серию «Полярная звезда». Это безусловно оригинальный учебник, результат большого труда его авторов. В качестве примеров его оригинальной структуры можно привести размещение главы о политической карте мира после глав о ресурсах Земли и о ее населении, начало изучения регионов и стран с Америки, объединение в один регион Юго-Западной Азии и Северной Африки. О разнообразии содержания учебника свидетельствует то, что в нем затрагиваются вопросы о ресурсообеспеченности стран мира, о теории демографического перехода, о современных цивилизациях, их ареалах и «разломах», о критериях типологии государств, об основных формах мирохозяйственных связей, о культурно-исторических регионах мира, о глобальных проблемах человечества и т.п. О методических приемах и находках всей линии «Полярная звезда» уже было сказано.
Издательство «Дрофа» в 2009 г. для базового уровня полной средней школы (10 кл.) выпустило новый учебник Э.В.Ким и А.П.Кузнецова. В этом учебнике три больших раздела: 1) «Географическая картина мира», 2) «Многоликая планета» и 3) «Насущные проблемы человечества». В структурном плане он, возможно, несколько более традиционен, но в содержательном соответствует самым высоким критериям. Авторы ведут с учащимися серьезный разговор об основных географических проблемах современного мира, ориентируя их на усвоение фундаментальных знаний. Каждый из 60 параграфов учебника подразделен на несколько частей с соответствующими заголовками в виде вопросов, что безусловно поможет лучше усвоить его материал. Такому усвоению будут способствовать также продуманный методический аппарат и тщательно подобранное художественное оформление (272 рисунка + 79 таблиц). Конечно, по этому учебнику у меня есть и ряд замечаний, но они носят более частный характер, так что останавливаться на них нет необходимости.
Упоминавшиеся линии учебников «Вентана-Граф» и «Русское слово» также заканчиваются учебниками для 10 кл. Но ситуация здесь иная.
Нет сомнения в том, что учебник О.А.Бахчиевой «Экономическая и социальная география мира», выпущенный издательством «Вентана-Граф» потребовал от автора долгой и напряженной работы при желании написать его как можно лучше. Но это такой сложный курс, что опыта и знаний, видимо, не хватило. По своей структуре этот учебник мало чем отличается от предшествующих учебников для 10 кл. Такое структурное новшество О.А.Бахчиевой как включение глобальной экологической проблемы в раздел о природных ресурсах, а демографической проблемы – в раздел о населении мира вполне можно одобрить. Хотя включение в раздел о населении глобальной проблемы сохранения мира вряд ли выглядит как рационализаторское предложение. Равно как и объединенная характеристика США и Канады или выбор только двух европейских стран – Франции и Польши. Еще больше вопросов возникает с отбором содержания, которое получилось чрезмерно усложненным, начиненным многими сведениями, которые для уровня 10 кл. совершенно излишни. Так, усложнен § 1 о месте экономической и социальной географии в системе географических наук с рассказом о концепции «полюсов роста» Ф.Перру. Замечу попутно, что В.М.Гохман, С.Б.Лавров, В.В.Вольский и Я.Г.Машбиц никогда не занимались вопросами экономической географии зарубежных социалистических стран (стр. 7) Зачем школьникам сведения о динамике численности населения в Суринаме? О коэффициенте прироста населения в восьми странах Центральной Америки? И таких примеров можно привести множество. Обилие статистических таблиц в тексте можно было бы приветствовать, но, к сожалению, большинство из них заканчиваются данными 2002-2004 гг., которые не могут дать адекватного представления, скажем, не только о Китае, но и о России. То же относится и к таблицам Приложения. Методический аппарат учебника ограничивается банальными вопросами и заданиями после каждого параграфа и выделением текстов второго плана. К недосмотру редактора следует отнести и наличие грубых опечаток – например, о площади Польши, равной 551 тыс. км 2 (стр. 214).
Учебник «Экономическая и социальная география мира», написанный Е.М.Домогацких и Н.И.Алексеевским и выпущенный в 2007г. издательством «Русское слово» состоит из двух частей. Первая из них имеет название «Общая характеристика мира», а вторая – «Региональная характеристика мира». Учебник О.А.Бахчиевой он напоминает тем, что содержит немало «перепевов» предшествующих учебников для 10 кл., изложенных примерно в том же порядке, но другими словами. Разумеется, с привлечением и вузовских учебников. А отличается от него прежде всего более упрощенным подходом, что и должны учесть учителя географии. Конечно, по этому учебнику тоже возникает немало вопросов: почему ВВП дается по курсу валют, а не по ППС, как обычно принято (рис. 6)? Почему в табл. 21 фигурирует 2003г, когда Китай по производству автомобилей занимал 8 место в мире, тогда как теперь он претендует на первое? Так ли уж необходимо было при рассмотрении Африки выделять для отдельного изучения Кению? Зачем в кн. II потребовался заключительный раздел «Россия в современном мире», который ничего не добавляет к учебнику 9 кл.?
Мне кажется, что уже пришло время подумать и о том, что далеко не каждому кандидату наук или относительно опытному учителю можно предоставить право писать школьный учебник. Автор учебника, должен, во-первых, иметь огромный запас научных знаний, во-вторых, накопить огромный опыт методической работы и, в-третьих, в совершенстве владеть даром научной популяризации. А сочетание этих трех качеств, в одном лице или даже в двух-трех лицах, прямо скажем, большая редкость.
Выпуском учебников для профильного уровня в наибольшей степени озаботилось издательство «Дрофа». При этом особого внимания заслуживает инновационный учебно-методический комплект, подготовленный В.Н.Холиной, который включает учебники и рабочие тетради для 10 и 11 кл., книгу для учителя и мультимедийное приложение к УМК. Этот комплект, победивший на конкурсе НФПК, действительно обладает многими достоинствами, о которых мне уже доводилось писать [10]. В дальнейшем о концепции своего УМК подробно написала сама В.Н.Холина [11], а Л.В.Смирнягин отозвался о нем весьма похвальной рецензией [12]. Кроме того, в активе у «Дрофы» целый ряд элективных курсов, рассчитанных на 1 час в неделю и предназначенных для 10 и 11 классов. Это «Геология» Н.В.Короновского, «Геоэкология» и «Введение в общую географию» Л.Л.Розанова, «Глобальная география» Ю.Н.Гладкого и С.Б.Лаврова, «Природопользование» Н.Ф.Винокуровой, Г.С.Камериловой, В.В.Николиной и др., «Экология города» Г.С.Камериловой, «География производства в условиях рыночной экономики» А.Л.Миллера, «Общественная география мира» В.А.Горбанева, «География внеземных территорий» В.П.Савиных, Л.Е.Смирнова, К.Б.Шингарева. Некоторые из этих элективных курсов уже нашли применение в старших классах.
Еще раз о концепции школьного учебника нового поколения.
Понимание того, что не каждый новый (по времени выпуска) школьный учебник является учебником нового поколения возникло уже давно. Свою трактовку концепции учебника географии нового поколения я кратко изложил еще в 1993 г. [13]. Если исходить из нее, то учебник нового поколения должен (в сокращенном изложении):
Во-первых, обеспечивать формирование географической культуры учащихся; во-вторых, нарисовать яркую и запоминающуюся географическую картину мира; в-третьих, ориентировать учащихся прежде всего на приобретение фундаментальных знаний; в-четвертых, способствовать внедрению в учебный процесс проблемного обучения; в-пятых, ориентировать учащихся на самостоятельное добывание знаний; в-шестых, усиливать ориентацию учащихся на практическое применение полученных географических знаний и умений; в-седьмых, способствовать оптимизации учебного процесса и ориентации его на современные формы урока и другие виды учебных занятий; в-восьмых, обеспечивать дифференцированный подход к учащимся; в-девятых, обеспечивать единство формы и содержания; и, наконец, в-десятых, учебник должен иметь современную модель и прежде всего оптимальное соотношение между текстом и внетекстовыми компонентами. Представляется, что все эти десять заповедей сохраняют свое значение и в наши дни. Хотя и нуждаются в некоторых дополнениях, прежде всего по части компетентности и применения электронных средств информации.
Сначала я предполагал подвести конкретный итог данной статьи, определив какие учебники каких охарактеризованных выше линий подходят под понятие новых по времени выпуска, а какие – под понятие учебников нового поколения. Но потом решил: пусть это сделают сами читатели журнала.
10.Максаковский В.П. Инновационный учебник по социально-экономической географии мира. // «География в школе» — 2009, № 5.
13.Максаковский В.П. Концепция учебника географии нового поколения. // «География в школе» — 1993, № 4
Статья опубликована: Журнал «География в школе», 2010, NN 9,10