Как назвать кружок по аппликации
Как можно назвать кружок, для занятий рукоделия?
Открыла кружок, какое придумать симпатичное название?
Всевозможные клубы рукоделия сейчас очень популярны. Яркое название поможет привлечь внимание. Оно может как описывать суть кружка, так и просто быть привлекательной вывеской, шокирующей обывателя. Для кружка, где упор делается на домоводство подойдут названия: «Дама-Хозяйка», «Белошвейка», «Пришивака», «Швейк», «Мод-Да», «Шелковица», «Скво».
Если речь идет о создании сувенирных поделок, которые не имеют практического назначения, то лучше назвать кружок: «Грезы хипушки», «Амулет», «Презентабельность», «Макраме-до».
Хочется чего-то оригинального, назовите кружок «Ба-Ба», «Бумажный бронекатер», «Бисер перед. «, «Антискук», «Антилень», «Чем-Себя-Занять».
Ну, и логотип/картинку соответствующую подберите.
Спицы (волшебные спицы, золотые спицы)
Мастера и мастерицы
Всё! Фантазия иссякла. Жаль, что подробностей нет, чему именно Вы планируете учить деток. Успехов Вам!
Мои ответы могут показаться не совсем оригинальными, но все же.
«Красота своими руками»
«Марья- искусница», «Волшебный клубок», «Волшебная мастерская», «Рукотворная краса». Если Вы там будете заниматься разнообразной деятельностью, работать с разными материалами, то можно разнообразить название- «Жар-птица», «Радуга», «Семицветик».
Очень важно придумать хорошеепозитивное название кружку, чтобы оно привлекало внимание и вызывало желание узнать поподробнее, чем вы занимаетесь и какие условия для посещения кружка.
Предлагаю некоторые названия, возможно, вам подойдет одно из них:
Рукодельницы и рукодельники;
Клубочек и ниточка;
Какое хорошее дело вы сделали, сколько радости человек получает, посещая такие кружки.
А назвать можно кружок, например:
Название для таких кружков должно отражать не только суть самой организации, но и ее направленность (что именно вы делаете на занятиях) и учитывать возраст аудитории, которая будет ее посещать.
«Время рукоделия». «Волшебный кружок».
Я так поняла, что вас интересуют именно варианты названия для такого кружка. Так вот я могу предложить следующие варианты:
4) Мамины помощницы;
7) Создадим красоту.
Назвать кружок данного рода направленности можно следующим образом:
Кружок по рукоделию можно назвать так:
«Корзинка с нитками».
На самом деле, таких подходящих названий для кружка по рукоделию можно придумать не мало. Приведу примеры таких названий:
Умелые спицы, волшебные спицы, золотые руки, очумелые ручки, волшебные ручки, всё могу сам, самым очумелый.
Обычно такие занятия в садике проходят в игровой форме. Если это интересно ребенку и он получает позитивные эмоции, то, конечно, стоит ребенка отдавать на такое обучение. Но ни в коем случае не надо ждать, а тем более требовать от ребенка каких-то знаний. Ребенок просто в этом возрасте не способен пока еще это освоить. Только в том случае, когда родители принимают такое решение для общего развития малыша, чтоб ребенок постепенно нарабатывал навыки произнесения звуков другого языка, знакомился с другой культурой, это даст плоды в последующие годы.
Лучше, конечно, заготавливать солому самостоятельно. В этом раскладе можно абстрагироваться от тонкостей стеблевого приклада к пашенице класса А (Durum)и, выходя на ближайшее поле, руководствоваться исключительно:
-максимальной длиной стеблевого колена;
-отсутствием прелостей (не сталинские чай времена, снимаем солому вместе с колосом, но без фанатизма);
-следим за «параллельностью» тонов снимаемой соломы и сразу отшелушиваем лишние покровы.
В зонах высокорискового земледелия и\или при готовности вываривать соломенные стебли перед роспуском трубки и раскаткой, испоьзуют солому ржаную.
Что, ясень, пень ясень, исключает заготовительный формат в плане крымского (иного другого) вояжа.
Исследовательская работа по русскому языку в 5 классе, скорей всего, будет направлена на изучение происхождения русских слов.Пытливым детским умам интересно, есть ли что-то общее между такими словами, как, например, лопух, лопата и лопасть или перстень и перчатка? Этимологический анализ всегда привлекателен (до определенного уровня,если не углубляться в серьезные филологические изыскания).
Поэтому предлагаю назвать кружок, например, так:
Слововед
Грамотей-ка
Исток (имеется в виду этимология, истоки слова)
Отчасти повлияли. Занималась я много чем: художка, каратэ, гитара, плавание.
Из всего этого мне в жизни пригодилась только художка, и, может, плавание.
Но быть спортсменом мне не хотелось никогда, нет во мне этого азарта и командного духа, да и как профессия это очень сомнительно, ведь чтобы выступать на всяких мировых чемпионатах нужно быть не просто кем-то и не просто хорошо плавать, а быть лучшим из лучших, я же жила в маленьком городе, где таких чемпионов даже и не готовили, а рядовой пловец никому особо не нужен.
После художки я не рисовала( вообще, даже рисунки на полях в тетрадях)год или полтора, настолько мне отбили желание. Конечно, к этому времени я уже училась совсем не на художника. Потом начала по чуть-чуть действовать. Рисовала как нравится мне, сама всему училась, узнала, что у моего стиля было конкретное название, занялась компьютерной графикой, масляной и акриловой живописью, работой с разными материалами и техниками, о которых я раньше знала, но которым меня не учили. Но, те кто это видят разочарованно тянут «ну конеееечно, ты же в художке училась», хотя самообразование дало мне гораздо больше.
И теперь я стремлюсь к той своей мечте, работаю все еще в офисе, но рисую и хочу заниматься только этим. Сейчас буду поступать еще и на дизайнера, это не художник, но тоже интересно для меня. Так почему же я считаю, что художка помогла мне? Ну, во-первых, принцип «без бумажки ты букашка» у нас все еще в действии. Не важно какая там бумажка, лишь бы была. Во-вторых, какие-то знания у меня оттуда все равно есть и этого не отнять. В-третьих, нравилась я преподавателям или нет, но я поняла что это то, чем я могу заниматься постоянно и в любом настроении, а это очень важный фактор, ведь многие сталкиваются с такой ситуацией, что даже, казалось бы, любимое дело не может стать их работой, потому что они не в силах делать его всегда.
Образовательная программа кружка по нетрадиционной технике аппликации «Умелые ручки»
Степанова Июлияна Гаврильевна
Образовательная программа кружка по нетрадиционной технике аппликации «Умелые ручки»
Пояснительная записка
В настоящее время педагоги настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому что вся дальнейшая жизнь ребенка потребуют использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости весьма актуальна, так как способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в аппликации – ножницы и кисть).
В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально – практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, и наоборот: способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.
Аппликация – один из самых любимых детьми видов изобразительной деятельности. Специфика этого вида деятельности дает детям возможность активней усваивать знания о цвете, строении предметов, их величине, о плоскостной форме и композиции. В аппликации есть возможность передвигать вырезанные формы, сравнивать накладывая одну форму на другую. Это позволяет быстрее приобрести композиционные знания и умения. Обучая дошкольников различным методам аппликации из разнообразных материалов, можно создать основу для творческого самовыражения ребенка.
Творчество – очень важный момент в развитии ребенка. Хорошо когда ребенок видит красоту и разнообразие окружающего мира. Но еще лучше, если он не только замечает эту красоту, но и творит ее. Полученный результат эмоционально привлекателен для ребенка, поскольку ту или иную вещицу он сделал сам. После того, как ребенок своими руками начнет создавать красоту, он непременно начнет с любовью и заботой относиться к окружающему миру.
Задачи:
• Формирование комплекса художественных знаний, умений, навыков;
• Познакомить дошкольников с нетрадиционными техниками аппликации;
• Освоение приемов и методов практической работы с различными материалами;
• Изготовление художественных изделий самостоятельно и с помощью воспитателя;
• Усвоение правил безопасности при работе с ножницами.
• Воспитание интереса дошкольников к художественному творчеству;
• Воспитание у дошкольников таких качеств как сопереживание и уважение к другим людям через коллективную деятельность на занятиях;
• Воспитание эстетических чувств при восприятии действительности
• Развитие у детей навыков работы с различными материалами и средствами;
• Развитие творческой деятельности, эстетических чувств, воображения, самостоятельности, трудолюбия, умения работать в коллективе;
• Развитие внимания, памяти, логического и пространственного воображения; развитие познавательной активности и познавательных интересов
Методы и приемы: наглядный, практический, словесный, метод сотворчества поисковых, игровых и творческих ситуаций.
Средства: бумага и бросовый материал, ножницы, кисточка, клей, салфетки, технические средства, ИКТ.
Аппликация — один из видов изобразительной деятельности, основанный на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон наиболее простой и доступный способ создания художественных работ.
Виды аппликации как изобразительной деятельности
1. Предметная аппликация – это изображения отдельных предметов
2. Сюжетная аппликация отображает совокупность событий, явлений, состоит из нескольких разных фигур
3. Декоративная аппликация – это преподавание орнаментальных композиций на основном материале
Нетрадиционные техники аппликации
Обрывная аппликация
Эта техника один из видов многогранной техники аппликация. Этот способ хорош для передачи фактуры образа (пушистый цыпленок, кудрявое облачко). В этом случае мы разрываем бумагу на кусочки и составляем из них изображение. Дети 5-7 лет могут усложнить технику: не просто рвать бумажки, как получится, а выщипывать или обрывать контурный рисунок. Обрывная аппликация очень полезна для развития мелкой моторики рук и творческого мышления.
Накладная аппликация
Эта техника позволяет получить многоцветное изображение. Задумываем образ и последовательно создаем его, накладывая и наклеивая детали слоями так, чтобы каждая следующая деталь была меньше предыдущей по размеру.
Модульная аппликация (мозаика)
При такой технике образ получается путем наклеивания множества одинаковых форм. В качестве основы для модульной аппликации могут использоваться вырезанные кружки, квадратики, треугольники, либо просто рваные бумажки.
Симметричная аппликация
Для симметричных изображений заготовку — квадрат или прямоугольник из бумаги нужного размера — складываем пополам, держим за сгиб, вырезаем половину изображения.
Ленточная аппликация
Этот способ позволяет получить не одно или два, а много одинаковых изображений, разрозненных или связанных между собой. Для изготовления ленточной аппликации необходимо взять широкий лист бумаги, сложить его гармошкой и вырезать изображение.
Силуэтная аппликация
Этот способ доступен детям, хорошо владеющим ножницами. Они смогут вырезать сложные силуэты по нарисованному или воображаемому контуру.
Квиллинг
Квилинг (англ. quilling — от слова quill (птичье перо, также бумагокручение, — искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.
Коллаж
Коллаж (от фр. collage — приклеивание) —это техника, при которой из разных кусочков, вырезанных из журналов, фотографий, цветной бумаги и других предметов составляются композиции, картины, открытки.
Оригами
Оригами (от яп. сложенная бумага) — вид декоративно-прикладного искусства; древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Классическое оригами складывается из квадратного листа бумаги и предписывает использование одного листа бумаги без применения клея и ножниц. Из полученных фигурок можно делать самые различные аппликации. Данный вид творчества развивает мелкую моторику, укрепляет мышцы пальцев руки, развивает логическое мышление.
Аппликация из салфеток
Салфетки — очень интересный материал для детского творчества. Из них можно делать разные поделки. Такой вид творчества имеет ряд плюсов:
• возможность создавать шедевры без ножниц;
• развитие мелкой моторики маленьких ручек;
• развитие тактильного восприятия, используя бумагу различной фактуры;
• широкие возможности для проявления креатива.
Гофрированная бумага
Гофрированная бумага — один из видов так называемой поделочной бумаги. По сравнению с бумагой обычной, появилась она сравнительно недавно. Она очень мягкая, нежная и приятная на ощупь. Великолепные цвета очень нравятся детям, и они с удовольствием работают с ней на занятиях творчеством. Это отличный декоративный и поделочный материал, позволяющий создавать декорации, красочные игрушки, оригинальные гирлянды и великолепные букеты, костюмы, которые могут стать отличным подарком к празднику.
Аппликация из крупы
Для самых маленьких детей полезно развивать мелкую моторику. Перебирать предметы пальчиками, учиться совершать щипковые движения, конечно, важно. Но деткам, в возрасте старше года, интересно видеть результат своего труда сразу. Аппликация из крупы становится для них наиболее привлекательной в этом плане. С крупой можно создавать разные поделки с малышами. Для этого манку, рис, пшено раскрашивают в различные цвета с помощью гуаши и воды.
Аппликация из засушенных растений
В настоящие время широкую популярность приобрела аппликация из цветов, травы, листьев — так называемая флористика. Работа с природным материалом вполне доступна учащимся и детям дошкольного возраста. Увлекательно, интересно и полезно общение с природой. Оно развивает творчество, мышление, наблюдательность, трудолюбие. Занятия с природным материалом способствует воспитанию у детей любви к родной природе, бережного к ней отношения. Полезны они еще и потому, что сбор и заготовка природного материала происходит на воздухе.
Этапы изготовления аппликации
Процесс аппликации осуществляется в 2 этапа:
1. Первый – вырезаются отдельные фигурки.
2. Второй – прикрепление деталей к подходящему фону.
Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой и другими материалами даёт им возможность проявить терпение, упорство, фантазию и вкус. Детям приятно украшать групповую комнату своими работами, дарить их родителям и друзьям.
В реализации данной дополнительной образовательной программы, рассчитанной на 1 год, участвуют дети 4 – 5 лет. Образовательная деятельность проводится 1 раз в неделю, с октября по май, по 15 минут.
Общее количество образовательной деятельности в год:
Количество занятий в неделю:1
Длительность :25 минут
Форма организации: групповая и индивидуальная
Принципы построения и реализации программы:
• Принцип систематичности и последовательности: постановка или корректировка задач «от простого к сложному», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»;
• Принцип развивающего характера;
• Принцип сезонности: построение или корректировка познавательного содержания программы с учетом природных особенностей, а данный момент времени;
Программой рекомендуется использование информационных компьютерных технологий (ИКТ). Применение их необходимо для разработки презентаций, наглядного и раздаточного материала, различных схем. Именно наглядно – образное мышление является отличительной чертой детей дошкольного возраста, в связи с этим, очень действенно использование презентаций, наглядности, которые позволят педагогу, опираясь на знание особенностей детского мышления, привлечь их внимание к объяснению новой, достаточно сложной информации, внести в занятие сюрпризный момент.
Предполагаемый результат:
• Занятия в кружке будут способствовать развитию психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления, восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации, а также творческих способностей.
• Дети научатся планировать свою работу и доводить его до конца.
• Занимаясь у ребенка разовьется умелость рук, движения обеих рук станут более согласованными, а движения пальцев дифференцируются.
• В ходе творческой работы дошкольник научится наблюдать, размышлять, сравнивать, анализировать и делать выводы.
• В интересной игровой форме обогащается словарь. Ребенок знакомится с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми.
• Появляются первые элементарные математические представления о счете, размере, величине.
• Дети осваивают нетрадиционную технику в изобразительной деятельности;
• Формируется устойчивый интерес у детей к аппликации на занятиях и в самостоятельной деятельности.
• Развивается мелкая моторика пальцев.
Перспективный план работы кружка «Умелые ручки»:
Цель:Познакомить детей с нетрадиционными техниками аппликации; с различными материалами; со свойствами бумаги: мнется, рвется, складывается и т. д. ; показать что можно сделать из бумаги, крупы, ватных дисков, салфеток, засушенных растений и т. д. Рассказать детям о технике безопасности при работе с ножницами и клеем.
2. Мозаичная аппликация «Грибочки».
Цель:познакомить детей с новой техникой: мозаичная аппликация. Учить детей разрезать полоску бумаги на квадраты. Развивать композиционные умения, восприятие цвета. Закреплять умение аккуратно наклеивать детали.
3. Мозаичная аппликация «Осенний ковер».
Цель:закреплять умение разрезать полоску бумаги по прямой, учить подбирать цвета, правильно располагать части аппликации, аккуратно наклеивать. Развивать композиции, творческие способности, воображение, самостоятельность.
4. Мозаичная аппликация «Цветы».
Цель:продолжать закреплять умение разрезать бумагу. Учить формировать из частей целое. Правильно наносить клей, аккуратно наклеивать детали.
5. Аппликация из осенних листьев «Осенние картинки».
Цель:учить создавать сюжетные композиции из засушенных листьев. Закреплять умение аккуратно наклеивать детали.
6. Мозаичная аппликация «Наш огород» (коллективная работа).
Цель:формирование положительного эмоционального отношения к созданным работам. Учить работать в коллективе, уметь договариваться.
7. Обрывная аппликация «Барашек».
Цель:познакомить детей с новой техникой. Научить отрывать от целого листа кусочек. Развивать мелкую моторику, усидчивость и внимание.
8. Обрывная аппликация «Ежик».
Цель:закреплять умение детей отрывать кусочки бумаги и аккуратно наклеивать на фон. Формировать положительное отношение к работе.
9. Аппликация из ватных дисков «Веселый снеговик».
Цель:познакомить детей с новой техникой-ватными дисками. Научить детей создавать объемные поделки. Развивать мелкую моторику и тактильные ощущения.
Цель:закреплять умение детей работать с ватными дисками. Научить раскрашивать их красками, составлять целое из частей. Закреплять приемы наклеивания.
Цель:формирование положительного эмоционального отношения к созданным работам. Учить работать в коллективе, уметь договариваться.
12. Аппликация из манной крупы «Зимний пейзаж».
Цель:познакомить детей с новой техникой аппликации из круп. Воспитывать аккуратность в работе с крупой и клеем. Развивать мелкую моторику рук.
13. Аппликация из ниток «Новогодняя елочка».
Цель:учить детей аппликации из шерстяных ниток разрезанной на мелкие части; развивать фантазию, воображение. Закреплять приемы наклеивания.
14. Объемная аппликация «Волшебные снежинки».
Цель:учить детей делать объемную аппликацию; развивать чувство композиции. Воспитывать усидчивость, аккуратность и самостоятельность.
15. Аппликация в технике квиллинг «Зимний лес».
Цель:познакомить детей с новой техникой работы с бумагой – квиллинг. Показать основные приемы. Научить детей накручивать узкую длинную полоску на карандаш или палочку и использовать для аппликации.
16. Аппликация в технике квиллинг «Золотая рыбка».
Цель:продолжать учить детей накручивать на палочку длинную полоску с основной формой «таблетка». Учить плотно накручивать, аккуратно наносить клей, прижимать.
Цель:учить детей из ваты скатывать шарики одинаковой величины и последовательно располагать их на трафарете зайчика. Воспитывать усидчивость и терпение.
18. Коллаж «Валентинка».
Цель:учить детей делать коллаж из разных кусочков вырезанных из журналов, фотографий, подарочных пакетов и других предметов составлять поздравительную валентинку. Воспитывать желание делать приятное близким.
19. Модульная аппликация «Открытка папе».
Цель:на фоне ракеты наклеиваем множества одинаково вырезанных кружков. Продолжать учить аккуратному обращению с ножницами. Воспитывать патриотизм, гордость и любовь к своей Родине.
20. Аппликация из ватных дисков «Лев – царь зверей».
Цель:закреплять умение детей работать с ватными дисками. Научить раскрашивать их красками, составлять целое из частей. Закреплять приемы наклеивания.
21. Аппликация из ватных дисков и ватных палочек «Открытка маме. Каллы».
Цель:продолжать учить детей работать с ватными дисками, скручивать их и аккуратно приклеивать на картон, ватные палочки закрасить и приклеить посередине цветка. Воспитывать желание делать приятное маме и бабушке.
22. Аппликация из крупы национальная якутская посуда “Чороон”.
Цель:закреплять умение работать с крупой, аккуратно наклеивать на трафарет. Вызвать интерес к национальной культуре и к традиционной якутской посуде. Формирование чувства сопричастности к культуре своего народа.
23. Аппликация из крупы «Цыпленок с пшеном».
Цель:закреплять умение работать с прямоугольникии крупы.
24. Симметричная аппликация национального музыкального инструмента «Хомус».
Цель:для симметричных изображений заготовку хомуса – прямоугольник из бумаги нужного размера-складываем пополам, держим за сгиб, вырезаем половину изображения. Вызвать интерес к национальному музыкальному инструменту.
25. Аппликация силуэтная «цветные ладошки».
Цель:познакомить с возможностью создания образов, символов и эмблем на основе одинаковых элементов.
26. Аппликация из гофрированной бумаги «Воздушные шарики».
Цель:познакомить с новым материалом, учить аккуратно вырезать и наклеивать на фон.
Цель:продолжать учить выполнять поделку на основе базовой формы-треугольник. Учить проговаривать свои действия и знакомить детей с условными знаками оригами.
28. Оригами «Лягушонок».
Цель:продолжать учить технике оригами, учить детей аккуратно сгибать квадрат по диагонали и в определенной последовательности, четко следуя основному правилу: точно совмещать углы и стороны.
29. Оригами «Тюльпаны».
Цель:учить выполнять поделку на основе базовой формы-треугольник, учить аккуратно сгибать квадрат, четко следуя основному правилу: точно совмещать углы и стороны.
30. Накладная аппликация «Мать и мачеха».
Цель:учить аккуратно вырезать детали и наклеивать слоями так, чтобы каждая следующая деталь была меньше предыдущей по размеру.
Дополнительная образовательная программа «Умелые ручки» для детей 4–7 лет Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №21» Рассмотрено на педагогическом совете №1 МДОУ «Детский сад №» 31.08.
Фотоотчет о работе кружка «Умелые ручки». Изготовление осеннего дерева техникой аппликации Фотоотчет кружка «Умелые ручки» в средней группе. В году есть четыре времени года. У каждого времени есть своя прелесть. Именно сейчас.
Рисование нитью в рамках кружка «Умелые ручки» Рисование нитками помогает детям развивать образное мышление, иметь творческий подход к каким-то нетрадиционным ситуациям. Такое искусство.
Рабочая программа кружка «Умелые ручки» Рабочая программа Кружок «Умелые ручки» Пояснительная записка Природный материал – кладовая для развития детского творчества. Работа с.
Перспективное планирование кружка «Умелые ручки» Перспективное планирование кружка «Умелые ручки» подготовительная группа 2017-2018учебный год Александрова С. Е. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Перспективный план кружка «Умелые ручки» в средней группе Перспективный план кружка «Умелые ручки» в средней группе. Содержание программы кружка «Умелые ручки»: 1. Пояснительная записка.
План работы кружка «Умелые ручки» на 2018–2019 год План работы на 2018 – 2019 учебный год Для дополнительной образовательной программы «УМЕЛЫЕ РУЧКИ» Для детей от 4 до 7 лет Автор.
Программа кружка «Умелые ручки» для детей младшего дошкольного возраста Пояснительная записка. Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением.
Рабочая программа кружка «Умелые ручки» (художественно-эстетической направленности) на 2019–2020 учебный год Рабочая программа кружка «Умелые ручки» (художественно-эстетической направленности) На 2019 – 2020 учебный год. Составитель: воспитатель.