Как назначить врио председателя снт
Можно ли выбрать Временно исполняющего обязанности Председателя СНТ? Председатель взял самоотвод.
Можно ли выбрать Временно исполняющего обязанности Председателя СНТ? Председатель взял самоотвод.
Ответы на вопрос:
Да, это допускается, однако в любом случае нужно проводить собрание и назначать нового председателя, ВРИО может назначить правление.
Похожие вопросы
Наше СНТ хочет остранить председателя от занимаемой должности, а тот кого мы хотим выбрать может только через 2 месяца, можно ли выбрать кого то из членов СНТ, временно исполнять обязанности?
Председатель СНТ единолично снял с себя полномочия, не оформив это документально. Кто на время избрания нового председателя вправе временно исполнять обязанности председателя СНТ?
Умер председатель СНТ. Имеет ли право казначей-член правления исполнять обязанности председателя правления? Спасибо.
Председатель СНТ выбирается общим собранием, председатель нарушил закон, можно ли временно возложить обязанности председателя на другого члена правления.
Действующий председатель ТСЖ уходит в декретный отпуск. Кто может исполнять обязанности председателя или необходимо общим собранием выбирать нового председателя?
В СНТ суд отменил решение общего собрания, где был избран председатель, из-за недостаточного кворума. Решение суда обжаловано, собираемся до решения суда провести новое собрание и повторно выбрать председателя. Законно это будет или нет? Кто до собрания должен исполнять обязанности председателя? Может ли член СНТ внести данные свои в ЕГРЮЛ? Спасибо.
Председатель СНТ избран на собрании, на котором не было кворума. Начались необоснованные поборы. Недовольство дачников достигло накала. Хотят на собрании, которое состоится по итогам ее работы за полгода, выразить ей недоверие, если она сама уйдет, кто может временно исполнять обязанности председателя СНТ?
Как продолжить работу СНТ, если Председатель Правления скоропостижно скончался?
В нашем СНТ скоропостижно скончался Председатель Правления.
1. Нужно ли Правлению назначать исполняющего обязанности Председателя? Имеет ли такое назначение юридическую силу?
2. Как организовать срочное собрание коллектива для выборов нового председателя?
3. Как организовать прием-передачу дел ИО Председателя или вновь избранному Председателю?
Ответы на вопрос:
Для того чтобы организовать работу нужно избрать нового председателя.
Если по Вашим вопросам конкретнее, то:
1. Должность ИО никакого значения не имеет. Она просто не предусмотрена действующим законодательством. Поэтому не вижу в назначении ИО совершенно никакого смысла.
2. Собрание организовывается в установленном порядке. Как внеочередное. СОгласно уставу Вашего СНТ.
3. Прием передача может быть путем подписания акта. Передаются как правило не дела. А документы.
Федеральный закон от 29.07.2017 N 217-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». ст. 18, 19 и др.
1. Вам необходимо созвать общее собрание членов СНТ.
На общем собрании вы принимаете решение о прекращении полномочий предыдущего Председателя в связи с его смертью и выбираете нового Председателя.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»,
1. К исключительной компетенции общего собрания членов товарищества относятся:
2) избрание органов товарищества (председателя товарищества, членов правления товарищества), ревизионной комиссии (ревизора), досрочное прекращение их полномочий;
Порядок проведения собрания и голосования должен быть прописан в Уставе Вашего СНТ.
2. Необходимо созвать Внеочередное собрание, в соответствии с Вашим Уставом СНТ. Для того, чтобы точно ответить на ваш вопрос, необходимо изучить Устав.
Посмотрите, какие требования указаны в Уставе для созыва внеочередного собрания.
Требование о проведении внеочередного общего собрания членов товарищества должно содержать перечень вопросов, подлежащих включению в повестку внеочередного общего собрания членов товарищества, а также может содержать предлагаемые решения по каждому из них.
3. Как только проведете собрание и примете решение о назначении Председателя нового, необходимо передать документы СНТ по акту-приема передачи.
Акт приема-передачи документов имеет юридическое значение, поэтому при возникновении каких-либо спорных ситуаций и разногласий между подписавшими его сторонами он имеет доказательную силу и может быть использован в суде
1.При смене руководителя достаточно подачи в налоговую заверенной нотариусом заявления Р 14001. Протокол избрания подавать не обязательно. Согласно п.п. 4, 4.1 ст. 9 Закона № 129-ФЗ от 08 августа 2001 г., регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов, кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом, при этом регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов.
2.направлять данные документы от имени физических лиц (членов правления хотя бы) тогда или каждому вручать наручно. Вас всё равно надо через собрание проводить выборы. Иного закон не содержит. Пусть правление созовет собрание и проведет. Ст. 17 ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 29.07.2017 N 217-ФЗ 7. Внеочередное общее собрание членов товарищества должно проводиться по требованию: 1) правления товарищества;
3. По акту приемо передачи осуществить передачу документов и иных мат. ценностей.
Вам нужно переизбрать председателя
Не и.о., а именно самого председателя согласно устава СНТ
Внеочередное собрание СНТ
проводится в случае необходимости срочного решения по переизбранию председателя Товарищества, которое относится
к исключительной компетенции общего собрания садоводов (см. закон 217-ФЗ статья 17)
Передача документов от прежнего председателя к новому происходит с момента переизбрания председателя по акту приема согласно принятому решению общего собрания с внесением в протокол в срответствии со ст.17
Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Статья 17. Компетенция общего собрания членов товарищества
1. К исключительной компетенции общего собрания членов товарищества относятся:
1) изменение устава товарищества;
2) избрание органов товарищества (председателя товарищества, членов правления товарищества), ревизионной комиссии (ревизора), досрочное прекращение их полномочий;
3) определение условий, на которых осуществляется оплата труда председателя товарищества, членов правления товарищества, членов ревизионной комиссии (ревизора), а также иных лиц, с которыми товариществом заключены трудовые договоры;
4) принятие решения о приобретении товариществом земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, о совершении необходимых действий для приобретения указанных земельных участков;
5) принятие решения о создании (строительстве, реконструкции) или приобретении имущества общего пользования, в том числе земельных участков общего назначения, и о порядке его использования;
6) принятие решения о передаче недвижимого имущества общего пользования в общую долевую собственность собственников земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, в государственную собственность субъекта Российской Федерации или в собственность муниципального образования, в границах которых расположена территория садоводства или огородничества;
6.1) принятие решения об обращении с заявлением о государственной регистрации прав на объекты недвижимости, расположенные в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд и являющиеся имуществом общего пользования, и (или) заявлением о государственном кадастровом учете таких объектов недвижимости;
(п. 6.1 введен Федеральным законом от 25.05.2020 N 162-ФЗ)
7) прием граждан в члены товарищества, исключение граждан из числа членов товарищества, определение порядка рассмотрения заявлений граждан о приеме в члены товарищества;
8) принятие решения об открытии или о закрытии банковских счетов товарищества;
9) одобрение проекта планировки территории и (или) проекта межевания территории, подготовленных в отношении территории садоводства или огородничества;
10) распределение образованных на основании утвержденной документации по планировке территории садовых или огородных земельных участков между членами товарищества с указанием условных номеров земельных участков согласно утвержденному проекту межевания территории для их последующего предоставления в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации;
11) утверждение отчетов ревизионной комиссии (ревизора);
12) утверждение положения об оплате труда работников и членов органов товарищества, членов ревизионной комиссии (ревизора), заключивших трудовые договоры с товариществом;
13) принятие решений о создании ассоциаций (союзов) товариществ, вступлении в них или выходе из них;
14) заключение договора с аудиторской организацией или индивидуальным аудитором товарищества;
15) утверждение порядка ведения общего собрания членов товарищества, деятельности председателя и правления товарищества, деятельности ревизионной комиссии (ревизора) товарищества;
16) рассмотрение жалоб членов товарищества на решения и действия (бездействие) членов правления, председателя, членов ревизионной комиссии (ревизора) товарищества;
17) утверждение приходно-расходной сметы товарищества и принятие решения о ее исполнении;
18) утверждение отчетов правления товарищества, отчетов председателя товарищества;
19) определение порядка рассмотрения органами товарищества заявлений (обращений, жалоб) членов товарищества;
20) принятие решения об избрании председательствующего на общем собрании членов товарищества;
21) определение размера и срока внесения взносов, порядка расходования целевых взносов, а также размера и срока внесения платы, предусмотренной частью 3 статьи 5 настоящего Федерального закона;
22) утверждение финансово-экономического обоснования размера взносов, финансово-экономического обоснования размера платы, предусмотренной частью 3 статьи 5 настоящего Федерального закона;
23) принятие решений о реорганизации и ликвидации товарищества, о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и об утверждении промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса.
4. По иным вопросам, указанным в части 1 настоящей статьи, решения общего собрания членов товарищества принимаются большинством голосов от общего числа присутствующих на общем собрании членов товарищества.
5. Общее собрание членов товарищества может быть очередным или внеочередным.
6. Очередное общее собрание членов товарищества созывается правлением товарищества по мере необходимости, но не реже чем один раз в год.
7. Внеочередное общее собрание членов товарищества должно проводиться по требованию:
1) правления товарищества;
2) ревизионной комиссии (ревизора);
3) членов товарищества в количестве более чем одна пятая членов товарищества.
8. Внеочередное общее собрание членов товарищества может быть проведено также по требованию органа местного самоуправления по месту нахождения территории садоводства или огородничества.
9. В случаях, предусмотренных пунктами 2, 3 части 7 и частью 8 настоящей статьи, требование о проведении внеочередного общего собрания членов товарищества вручается лично председателю товарищества либо направляется заказным письмом с уведомлением о вручении председателю товарищества или в правление товарищества по месту нахождения товарищества.
10. Требование о проведении внеочередного общего собрания членов товарищества должно содержать перечень вопросов, подлежащих включению в повестку внеочередного общего собрания членов товарищества, а также может содержать предлагаемые решения по каждому из них.
В законе временно исполняющий обязанности председателя не значится. Поэтому для начала нужно посмотреть устав вашего СНТ. В нем может быть прописана норма, позволяющая назначить или избрать заместителя председателя или временно исполняющего обязанности. В этом случае нужно действовать так, как сказано в уставе. Сказано – назначить, значит, собирается правление и назначает, председатель оформляет приказ о назначении, в котором прописывается передаваемый объем полномочий.
Как правило избирают Нового Председателя, либо на Общем собрании СНТ, либо из числа Правления, которое избирается на Общем (внеочередном) собрании СНТ.
В обязательном порядке составляется протокол общего собрания. В протоколе должны быть отражены: наименование юридического лица, дата и место проведения собрания, повестка дня, наличие кворума для принятия решений, количество проголосовавших «за», «против», «воздержалось». При расшифровке в протоколе вопроса о смене председателя правления указываются полные ФИО и полные паспортные данные человека, вновь избранного на должность председателя правления, а также срок, на который избирается человек. Протокол подписывается председателем и секретарем собрания. Обязательными приложениями к протоколу являются: список всех членов объединения (вне зависимости от того, присутствовали ли они на собрании или нет), список граждан (членов) принимающих участие в собрании и голосовании, бюллетени для голосования, листы регистрации. А также в Протоколе можно отразить о передаче всех ОРИГИНАЛОВ Уставных документов юридического лица вновь избранному председателю правления, для его регистрации в налоговом органе и внесении соответствующей записи в ЕГРЮЛ.
Федеральный закон от 29.07.2017 N 217-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Статья 19. Председатель товарищества.
Берегите себя и всего Вам хорошего!
Продолжить работу можно зарегестрировав сразу нового председателя, без избрания ИО. Подготовка к регистрации вновь избранного председателя СНТ начинается с общего собрания его членов, а именно с проведения собрания и ведения Протокола, это официальный юридически значимый документ. Несмотря на то, что единого бланка для этого документа нет, заполнен он должен быть в соответствии с требованиями Федерального закона № 217. Требования к собранию стандартные:
1. Присутствовать должны 50% от общего числа членов СНТ;
2. Решение по переизбранию председателя принимается на основании согласия большинства проголосовавших.
После проведения собрания все необходимые бумаги для дальнейшей работы вручаете вновь избранному председателю под роспись, факт передачи можно также отразить в протоколе. Список Уставных документов СНТ, которые понадобятся для регистрации нового председателя в ФНС, утвержден в статье 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Среди них: Устав СНТ и Свидетельство о постановке на учет в ФНС (ОГРН, ИНН, КПП). Важно получить на руки оригиналы!
Далее необходимо получить Выписку из ЕГРЮЛ. Этот документ выдается территориальной налоговой и действует 30 дней.
Ну и заключительный этап подготовки документов, надо заполнить заявление о внесение изменений в ЕГРЮЛ. Бланк заявления утвержден законодательно — это форма № Р 14001. Шаблон на сайте ФНС состоит из 51 страницы. Но не все из них нужно заполнять. Информация вписывается туда, где произошли изменения. Незаполненные листы в налоговую не сдаются.
А, и ещё, подпись председателя СНТ необходимо заверить нотариально. Также нотариус вносит данные в раздел, который должен заполнить сам.
Неопытному заявителю самостоятельно и быстро разобраться в тонкостях заполнения сложно. По этому совет — нужно скачать бланк заранее и вместе с бухгалтером СНТ (желательно опытным) заполнить и перепроверить вносимые данные. На всякий случай иметь при себе чистые бланки. В случае ошибки, которая может обнаружиться в налоговой, придется повторно заверять у нотариуса новое заявление.
Если Вы соберете все документы и заполните без ошибок заявление, то через 5 рабочих дней Лист записи ЕГРЮЛ будет готов и можно продолжать работу СНТ с уже новым председателем абсолютно законно. Удачи Вам.
Как организовать? Просто!
На основании ч.7 ст.17 Компетенция общего собрания членов товарищества Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» созывается внеочередное общее собрание членов СНТ с двумя вопросом повестки, предусмотренным ч.2 этой статьи дня «досрочное прекращение их полномочий председателя товарищества в связи со смертью и избрание председателя товарищества»
Собрание можно провести в очно-заочном или заочном формате не позднее 30 дней со дня получения правлением требования о созыве такого собрания
11. Правление товарищества не позднее тридцати дней со дня получения требования, указанного в частях 7 и 8 настоящей статьи, обязано обеспечить проведение внеочередного общего собрания членов товарищества.
После избрания нового председателя:
1. Создается комиссия, включающая в себя членов правления, членов ревизионной комиссии и рядовых собственников. По опыту рекомендую включить в нее и представителя органа местного самоуправления.
2. Все имеющиеся документы актируются и передаются новому председателю под роспись
3. Протокол общего собрания направляется также в ИФНС и банк, где у товарищества находится расчетный счет для отмены подписи бывшего председателя.
Должность председателя СНТ, не имеющего земельного участка
Председатель СНТ оформляет дарственную на близкого родственника (мать) на свой земельный участок в данном СНТ. В дальнейшем мать оформляет нотариально заверенное завещание и доверенность на все действия с земельным участком кроме продажи на сына (председателя). Может ли председатель в дальнейшем исполнять свои полномочия в этом СНТ? Если нет, то как можно узаконить его пребывание в должности председателя?
Правовой статус и полномочия председателя СНТ урегулированы Федеральным законом от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 217-ФЗ).
Согласно ст. 16 данного закона председатель СНТ избирается из числа членов товарищества на общем собрании членов.
Членами СНТ, в свою очередь, могут стать граждане, земельный участок которых расположен в границах территории садоводства. При этом указанный земельный участок должен принадлежать гражданину на праве собственности. Если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, стать членами СНТ могут также граждане, которым садовый или огородный земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, принадлежит на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо предоставлен в аренду (п. 8 ст. 3, ч. 1 ст. 4, ч. 1, 3, 11 ст. 12 Закона № 217-ФЗ).
Отсутствие права собственности на земельный участок либо права пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования или аренды на земельный участок государственной или муниципальной собственности, расположенный в пределах территории СНТ, является безусловным основанием для отказа в приобретении членства товарищества (п. 2 ч. 9 ст. 12 Закона № 217-ФЗ), а также для прекращения членства в товариществе (ч. 1 ст. 13 Закона № 217-ФЗ). При этом в случае прекращения у члена товарищества прав на садовый или огородный земельный участок членство в товариществе прекращается в день наступления соответствующего события и дополнительное решение общего собрания членов товарищества в связи с указанным обстоятельством не принимается (ч. 9 ст. 13 Закона № 217-ФЗ).
Таким образом, в случае отчуждения председателем СНТ принадлежащего ему земельного участка в пользу иного лица, в том числе посредством заключения договора дарения с матерью, председатель СНТ с момента заключения сделки об отчуждении земельного участка автоматически утрачивает членство в товариществе, а вместе с ним и возможность быть избранным в председатели СНТ.
Вместе с тем в силу прямого указания ч. 6 ст. 16 Закона № 217-ФЗ лица, избранные в исполнительные органы товарищества, продолжают осуществлять свои полномочия до избрания новых исполнительных органов товарищества.
Дальнейшее пребывание в должности председателя СНТ (после формирования нового состава исполнительных органов общим собранием) возможно в случае приобретения в собственность гражданином (действующим председателем СНТ) другого земельного участка в этом СНТ (с учетом отсутствия возможности вернуть подаренный земельный участок).
Также в качестве варианта «узаконивания» пребывания в должности председателя СНТ, принимая во внимание составленную на сына (председателя) доверенность на осуществление любых действий с земельным участком кроме продажи, возможно его отчуждение матерью в государственную или муниципальную собственность и последующее предоставление этого же земельного участка сыну (председателю) уже государством, на основании права пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо права аренды. В этом случае для приобретения гражданином членства в товариществе принятие каких-либо решений органов государственной власти или органов местного самоуправления не требуется (ч. 11 ст. 12 Закона № 217-ФЗ). Чтобы отказаться от права собственности на земельный участок, необходимо подать соответствующее заявление в орган регистрации прав. С даты соответствующей государственной регистрации право частной собственности прекратится и собственником «отказного» земельного участка станет соответствующий город федерального значения или муниципальное образование (п. 3 ст. 18, п. 1.1 ст. 19, п. 2 ст. 53 Земельного кодекса РФ, ч. 4 ст. 56 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»). Однако отказаться от права собственности на земельный участок невозможно, если на нем расположен находящийся в собственности объект недвижимости, в силу принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, закрепленного в п. 1 ст. 1, п. 4 ст. 35 Земельного кодекса РФ (см. определение ВАС РФ от 06.10.2010 № ВАС-10469/10).
Обратите внимание: реализация второго варианта будет полностью зависеть от согласия государственного органа предоставить конкретный земельный участок, расположенный в пределах границы СНТ, конкретному гражданину на указанном праве.
ВС: Председателя СНТ нельзя счесть «публичной фигурой» в спорах о защите чести и достоинства
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ вынесла Определение № 5-КГ20-75-К2 по делу о защите чести, достоинства и деловой репутации председателя садоводческого товарищества, которого публично обозвал «вором и преступником» один из членов СНТ.
Леонид Илюшин является председателем правления садоводческого некоммерческого товарищества «Шарапова Охота» Серпуховского района Московской области. 14 июля 2018 г. Павел Сартаков, ведущий индивидуальное хозяйство в рамках товарищества, назвал Илюшина «вором и преступником» в присутствии 20 человек.
В связи с этим председатель товарищества обратился в суд иском к Павлу Сартакову об опровержении порочащих его честь, достоинство и деловую репутацию сведений, а также о взыскании компенсации морального вреда в размере 50 тыс. руб.
Суд удовлетворил иск частично, исходя из того, что распространение ответчиком не соответствующих действительности сведений о совершении истцом преступления причинило последнему нравственные страдания. Первая инстанция также отметила, что факт распространения ответчиком недостоверных сведений подтверждается актом от 14 июля 2018 г., а также не оспаривается самим Сартаковым.
Впоследствии апелляция отменила это решение и отказала в удовлетворении иска. Вторая инстанция сочла, что спорные высказывания следует считать оценочными и выражающими критическое, субъективное мнение ответчика, а публичный характер деятельности истца как председателя садоводческого некоммерческого товарищества предполагает наличие более высоких границ критики. В дальнейшем кассация поддержала определение апелляционного суда.
В кассационной жалобе в Верховный Суд Леонид Илюшин просил отменить судебные акты апелляционной и кассационной инстанций как незаконные.
Изучив материалы дела, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ напомнила, что под не соответствующими действительности сведениями являются утверждения о фактах или событиях, которые не имели места в реальности во времени, к которому относятся оспариваемые сведения. Порочащими, в частности, являются сведения, содержащие утверждения о нарушении гражданином или юрлицом действующего законодательства, совершении нечестного поступка, неправильном, неэтичном поведении в личной, общественной или политической жизни, недобросовестности при осуществлении производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности, нарушении деловой этики или обычаев делового оборота, которые умаляют честь и достоинство гражданина или деловую репутацию гражданина либо юрлица (п. 7 Постановления Пленума ВС РФ № 3 от 27 февраля 2005 г. «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц»).
Как пояснила высшая инстанция, при рассмотрении дел о защите чести и достоинства юридическое значение имеет характер распространенной информации – является ли эта информация утверждением о фактах либо оценочным суждением. В рассматриваемом деле, отметил ВС РФ, апелляция не поставила под сомнение факт распространения ответчиком недостоверных сведений и их содержание. «Нельзя согласиться и с выводами суда апелляционной инстанции о том, что критика деятельности Леонида Илюшина, осуществляющего публичные функции в садоводческом некоммерческом товариществе, допустима в более широких пределах, чем в отношении иных граждан», – отмечено в определении Суда.
Со ссылкой на практику ЕСПЧ и Постановление Пленума ВС РФ № 25 от 23 июня 2015 г. Верховный Суд отметил, что истец не относится ни к одной из категорий граждан, которых можно считать «публичной фигурой»: лица, которые занимают государственную или муниципальную должность, играют существенную роль в общественной жизни в сфере политики, экономики, искусства, спорта или любой иной области.
«Осуществление истцом обязанностей председателя садоводческого некоммерческого товарищества, учитывая также, что он не наделен при этом какими-либо должностными полномочиями в отношении ответчика, ведущего индивидуальное хозяйство в рамках данной организации, не является достаточным основанием для вывода о признании его “публичной фигурой” и применении принципа “более высокой степени терпимости”, сформированного практикой Европейского Суда по отношению к “публичным фигурам”», – заключил ВС РФ, отменив определения апелляции и кассации и вернув дело на новое рассмотрение во вторую судебную инстанцию.
Адвокат МКА «Центрюрсервис» Илья Прокофьев полагает, что выводы Верховного Суда согласуются с судебной практикой, которая по такой категории дел является вполне единообразной. «Фактически в обосновании необходимости отмены судебных актов апелляционной и кассационной инстанций ВС РФ указал два довода: недостаточное обоснование апелляцией вывода об оценочности высказывания ответчика; неверный вывод о публичном характере деятельности ответчика», – отметил он.
По мнению эксперта, первое основание сложно назвать существенным, поскольку фактически оно является обычным упущением суда апелляционной инстанции. «Если при новом рассмотрении дела ответчик будет занимать позицию по делу, сводящуюся к тому, что он действительно считал истца “вором и преступником” исходя из личного мнения, основанного на слухах или личных домыслах либо вообще не основанного ни на чем, то, скорее всего, решение суда будет вынесено в пользу ответчика. В том числе это связано с тем, что такая формулировка, использованная ответчиком, действительно, вполне может трактоваться как оценочная, в отличие, например, от ситуации, если бы он выразился более конкретно, например распространив заведомо недостоверную информацию о том, что истец в такое-то время и в таком-то месте совершил преступление при определенных обстоятельствах. Это было бы уже утверждение о фактах, и у суда имелись бы все основания удовлетворить исковые требования истца», – пояснил Илья Прокофьев.
Он добавил, что относительно второго основания, указанного ВС РФ в качестве повода для отмены судебных актов, оно является довольно спорным и неоднозначным. «Оно не является существенным, поскольку при наличии всех трех элементов, позволяющих удовлетворять исковые заявления по данным категориям дел, указанных в Постановлении Пленума ВС РФ № 3 от 24 февраля 2005 г., оно не будет иметь значения для дела, безусловно влекущего вынесение судебного решения в ту или иную пользу», – подытожил эксперт.
Адвокат МКА «СЕД ЛЕКС», старший партнер «Альтависта» Валерия Аршинова полагает, что определение имеет достаточно важное значение для категории дел о защите чести и достоинства. «В рассматриваемом случае Верховный Суд пояснил, что председатель правления садового некоммерческого товарищества не является публичной фигурой и границы допустимой критики в отношении него не могут быть шире, чем в отношении иных частных лиц. Тем самым признается, что председатель СНТ не является лицом, играющим определенную роль в общественной жизни», – отметила она.
По словам эксперта, такие выводы могут быть использованы при защите иных «условно публичных» лиц: директоров школ или магазинов. «Именно факт публичности человека, на которого направлена ненадлежащая критика, имеет ключевое значение при доказывании по данной категории дел. Однако также необходимо понимать, что точка в этом деле еще не поставлена, так как дело было направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции. Необходимо будет проследить, какое решение будет принято Московским городским судом по данному вопросу», – заключила Валерия Аршинова.