Как нагрузить все ядра процессора
Как включить все ядра процессора
Привет всем! Иногда игра или программа не работает на полную мощность, т.к. за производительность отвечают не все ядра. В этой статье посмотрим как задействовать все ядра вашего процессора.
Но не ждите волшебной палочки, т.к. если игра или программа не поддерживает многоядерность, то ничего не поделать, если только не переписать заново приложение.
Как запустить все ядра процессора?
Итак, способов будет несколько. По этому показываю первый.
Заходим в пуск — выполнить или клавиши win+r
Далее в открывшемся окне переходим в загрузки — дополнительные параметры.
Выбираем ваше максимальное число процессоров.
Так кстати можно узнать количество ядер процессора. Но это виртуальные ядра, а не физически. Физических может быть меньше.
Нажимаем ОК, перезагружаемся.
Далее способ 2.
Переходим во вкладку процессы. Находим игру и нажимаем правой кнопкой мыши по процессу. Да кстати, игра должна быть запущена. Свернуть её можно или Win+D или alt+tab.
Выбираем задать соответствие.
Выбираем все и нажимаем ок.
Чтобы посмотреть, работают все ядра или нет, то в диспетчере задач заходим во вкладку быстродействие.
Во всех вкладках будет идти диаграмма.
Если нет, то нажимаем опять задать соответствие, оставляем только ЦП 0, нажимаем ок. Закрываем диспетчер задач, открываем опять повторяем все, то же самое, выбираем все процессоры и нажимаем ок.
В ноутбуках, бывает настроено энергосбережение таким образом, что настройки не дают использовать все ядра.
Для полного использования, должно стоять 100%.
Как проверить сколько работает ядер?
Запускаем и видим число активных ядер.
Не путайте этот параметр с количеством виртуальных процессоров, который отображены правее.
На что влияет количество ядер процессора?
Многие путают понятие количества ядер и частоту процессора. Если это сравнивать с человеком, то мозг это процессор, нейроны — это ядра. Ядра работают не во всех играх и приложениях. Если в игре например выполняется 2 процесса, один вырисовывает лес, а другой город и в игре заложено многоядерность, то понадобиться всего 2 ядра, чтобы загрузить эту картинку. А если в игре заложено больше процессов, то задействуют все ядра.
И может быть наоборот, игра или приложение может быть написана так, одно действие может выполнять только одно ядро и в этой ситуации выиграет процессор, у которого выше частота и наиболее хорошо сложена архитектура (по этому обычно процессоры Интел чуть выигрывают Амд).
По этому грубо говоря, количество ядер процессора, влияет на производительность и быстродействие.
Как включить все ядра
Как включить все ядра
Обладателям мощных ПК с многоядерными процессорами обычно хочется настроить систему на выдачу полной мощности, чтобы получить максимальную производительность, но зачастую они не знают, как это осуществить. В данной статье мы рассмотрим инструкцию как включить все ядра.
Какой результат можно ожидать
Настройка ядер в BIOS
Иногда из-за севшей батарейки на материнской плате или по каким-либо другим причинам, происходит сброс параметров БИОСа до установок по умолчанию. В таком случае обычно требуется осуществить проверку и установить параметры вручную. Чтобы это сделать понадобится:
Включение ядер в утилите конфигурации
Если параметры БИОСа установлены правильно, но ядра все равно не активны, можно попробовать изменить настройки в специальной программе конфигурации Windows. Для этого понадобится:
После произведенных операций перезагружаем систему.
Настройка ядер для определенного процесса
Используя диспетчер задач можно включить требуемое количество ядер для определенной программы. Делается это следующим образом:
Настройки энергоснабжения
Иногда из-за параметров электропитания компьютер не использует все ядра процессора. Чаще всего такая ситуация встречается в ноутбуках. Чтобы проверить настройки и установить правильное значение, потребуется сделать следующее:
Более подробную инструкцию по настройке электропитания читайте здесь.
Как видите, настроить работу процессора на максимальную мощность не составляет особого труда. Процедура достаточно легкая. Хотите просматривать последние действия сделанные на вашем компьютере вот инструкция
Как увеличить производительность процессора за счет настроек электропитания (парковка ядер, как включить все ядра ЦП ✔)
Доброго времени!
Долго думал, стоит ли публиковать сегодняшнюю статью, т.к. вопрос довольно спорный (и результат после настройки у всех может быть разным, в зависимости от оборудования и ПО). И всё же, попрошу к статье отнестись критически и как к «экспериментальной».
К тому же функция парковки ядер позволяет процессору (при определенной нагрузке) переносить все задачи на одно ядро, а остальные переводить в режим ожидания (т.е. работать будет фактически только одно ядро). Естественно, это снижает общую производительность (правда, делает систему более отзывчивой, но незначительно). Отмечу, что Windows к тому же не совсем корректно работает с парковой ядер на процессорах Intel (по крайней мере Windows 7).
Так вот, задав определенные настройки электропитания, можно ограничить работу функции парковки ядер и повысить общую производительность (в некоторых случаях до 20%!). На мой взгляд есть смысл попробовать потратить 3-5 мин. на «эксперимент»! 😉
Примечание : в первую очередь эта тема касается многоядерных процессоров от Intel (на AMD, честно говоря, адекватной статистики не имею. Но попробовать можно. ).
Как настроить тонко электропитание процессора
Чтобы не быть голословным о повышении производительности, приведу один небольшой тест быстродействия в WinRAR (👉 офиц. сайт архиватора).
На скриншоте ниже: в левой части приведена общая скорость до оптимизации настроек; справа — после. Даже невооруженным глазом видно, что в тестах ЦП начинает работать быстрее (что положительно сказывается и в реальных задачах, тех же играх, например).
Разница в производительности
Примечание : рекомендую вам запустить тест в WinRAR сначала до оптимизации настроек (и запомнить общую скорость), и затем провести тест после оптимизации. Далее просто сравнить эти числа, в ряде случаев удается выжать из ЦП еще 10-20%!
👉 Важный момент!
Как уже сказал выше, в первую очередь этот вопрос касается многоядерных процессоров (4 ядра и выше). Чтобы узнать количество ядер своего ЦП — просто запустите утилиту 👉 CPU-Z, и посмотрите в нижнюю часть окна: в графе Cores увидите кол-во ядер (пример ниже 👇).
CPU-Z — 4 Cores (4 ядра, 8 потоков)
1) Итак, начать нужно с настройки реестра.
Тут дело в том, что Windows по умолчанию скрывает часть настроек электропитания. Чтобы их открыть для редактирования, необходимо внести определенные изменения в реестр. Проще всего это сделать с помощью уже готового файла настроек, который нужно просто запустить и согласиться с добавлением параметров в системный реестр.
Вот подготовленный файл: 👉 core_parking (нужно извлечь его из архива и запустить. Архив запакован с помощью WinRAR, актуален для Windows 7-10).
Редактор реестра — настройки успешно внесены в реестр
На всякий случай приведу текст этого файла чуть ниже (в целях безопасности, вдруг кто-то усомниться в файле, и пожелает вносить изменения в реестр вручную 👇).
2) Настройка схемы электропитания
Настройка текущей схемы электропитания
Далее нужно открыть дополнительные настройки питания.
Изменить дополнительные параметры питания
Теперь самое главное (см. скриншот ниже 👇):
Дополнительные параметры электропитания
Сохраните настройки и перезагрузите компьютер!
3) Еще раз о режиме питания (касается в первую очередь ноутбуков)
После перезагрузки компьютера (ноутбука) — обратите внимание на режим питания (кликните по батарейке в трее). Выставите производительность на 100%!
Кроме этого, обратите внимание на центры управления ноутбуком, которые могут идти в комплекте к вашим драйверам (например, такие есть у устройств от Lenovo, Sony и пр.). В них также устройство нужно перевести в режим высокой производительности.
Питание ноутбука // менеджер ноутбука
4) Тестирование быстродействия
После чего можно запустить WinRAR и провести тест быстродействия. Как правило, после точечной настройки электропитания наблюдается рост цифр (т.к. система перестает ограничивать ЦП, и он может начать работать на весь свой потенциал). 👇
Тестирование — WinRAR / Кликабельно
👉 Дополнение!
Диспетчер задач — производительность
В результате у вас будет не один график, а несколько, в зависимости от количества ядер (потоков).
Все ядра загружены
Обратите внимание, при нагрузке (например, тестировании) — в идеале все ядра должны быть загружены (как на скриншоте ниже). 👇
Для более показательного теста работы ЦП рекомендую воспользоваться утилитой AIDA64 (ссылку на инструкцию привожу ниже).
Как выполнить стресс-тест процессора и системы в целом, держит ли он частоты, нет ли перегрева (AIDA 64) — [см. пошаговую инструкцию]
В рамках этой статьи не могу не порекомендовать еще одну статью на похожую тему. Она касается в первую очередь ноутбуков (т.к. в ряде случаев у них в настройках по умолчанию отключен Turbo Boost, в следствии чего устройство работает медленнее, чем потенциально могло бы. ).
Из-за чего низкая производительность процессора Intel на ноутбуке. Как его можно ускорить? (про Turbo Boost).
Два мифа оптимизации компьютера, которые никак не умрут
Предисловие
Заблуждений, касающихся работы компьютера, предостаточно. Какие-то очень популярны, какие-то широко известны в узком кругу. Я выбрал парочку особо живучих, поддерживаемых верой тех, кто любит заниматься оптимизацией компьютера. Их опровержение не требует долгих объяснений нюансов работы операционной системы, программ и процессора. Достаточно использовать логику.
Прежде чем приступлю к описанию мифов, напишу несколько тезисов, на которые буду опираться в дальнейшем. Если вы не согласны со мной – подумайте дважды, почему. Может быть, мы с вами живём в параллельных вселенных?
Итак, вот тезисы, которые для меня являются истиной, подкреплённой фактами и знаниями. Надеюсь, после внимательного прочтения вы поймёте, к чему я веду.
1.Операционная система (ОС) – посредник между “железом” компьютера и программами (играми в том числе). В данном случае речь о Windows. Именно ОС и запущенные драйвера рисуют на экране картинку, обеспечивают запуск программ и позволяют запущенному софту использовать ресурсы компьютера: процессор, оперативную память, видеокарту, сеть и тому подобное. Фактически Windows состоит из ядра – небольшой, но сложной программки, которая регулирует приоритеты выдачи ресурсов, отвечает за изоляцию программ и делает много чего ещё, связанного с функционированием софта, запущенных драйверов, которые взаимодействуют с железом компьютера посредством функций ядра и собственно изолированной от железа части, где и крутятся наши игры, браузеры и прочее. Кто хочет узнать подробнее, может почитать статью на Википедии “Архитектура Windows NT”, но это не обязательно в рамках данной заметки. Главное держать в уме, что система – посредник между физической частью ПК и теми программами, с которыми обычно работаем мы, люди.
2. Возможности софта ограничены возможностями операционной системы (в том числе драйверами). У прикладных программ и игр, которые мы видим на экране, нет прямого доступа к железу компьютера, они работают через посредника – Windows. Если система (и драйвера) чего-то не умеют, то программы до этого “чего-то” не доберутся. Например, для звуковой карты моего старого ноутбука Acer 5920G есть несколько версий драйверов. Так получилось, что в одном драйвере можно регулировать усиление звука микрофона, а в другом такой регулировки нет, зато можно включить улучшение звука технологией Dolby Surround. Поэтому, если я хотел слушать музыку с комфортом, приходилось ставить драйвер с Dolby Surround. Когда записывал видеоурок, ставил другой, где микрофон работает заметно лучше. Увы, ни одна программа не может обойти эти ограничения и дать доступ ко всему сразу, потому что нет драйвера, где есть обе упомянутые функции. Поэтому нет такой программы, которая при одном драйвере вернула бы возможности, доступные при другом драйвере. Это правило соблюдается всегда, в том числе для игр. У них нет прямого доступа к железу, только через посредника. Например, графика часто создаётся с помощью команд DirectX, но в контексте данной статьи это не важно.
3. Создатели операционных систем не стремятся намеренно ограничивать производительность компьютера. Иначе будет а-та-та и много исков. Например, Apple наказали штрафом на 5 000 000 евро, когда выяснилось, что ОС старых моделей айфонов снижает производительность со временем. И ещё на 5 миллионов евро за то, что функция замедления работала тайно, без уведомления владельцев устройств. То есть нужно понимать, что если бы в Windows была какая-то функция, без явного уведомления пользователей как-то снижающая скорость вычислений ЦП, отключающая ядра процессора или ограничивающая возможности железа, то об этом бы писали во всех технических (и не только) СМИ. Были бы иски и репутационные потери. Но этого нет и не будет, потому что семейство Windows исследовано вдоль и поперёк. Баги и не оптимальные алгоритмы в системе были, есть и будут, но это случается с каждым сложным программным продуктом. Намеренное замедление не выгодно.
Оптимизация ядер и памяти с помощью MSConfig
Совет изменения настроек в системной утилите MSConfig основан на допущении, что Windows при загрузке не использует все ядра процессора и мегабайты оперативной памяти. Якобы нужно указать их нужное количество с помощью “секретной” настройки, чтобы компьютер быстрее включался и всё быстрее работало.
До “секретной” опции можно добраться так: Пуск – Выполнить (в Windows 10 используйте поле поиска вместо Выполнить) – msconfig – OK.
Запустится программа Конфигурация системы (msconfig.exe). Вкладка Загрузка:
Нужно нажать Дополнительные параметры, чтобы открыть параметры загрузки Windows и там будут вожделенные “суперсекретные” опции:
Сейчас ничего не настроено
Пока очумелые ручки не добрались до настроек, здесь ничего указано не будет, галочки проставлены не будут. С чего бы разработчикам Windows ограничивать производительность системы?
Но люди, не использующие критическое мышление, думают иначе: раз изначально галка не стоит, значит, ограничение включено. Якобы отсутствие галочек не даёт операционной системе узнать, сколько ядер у процессора и сколько оперативной памяти установлено. И якобы нужно указать вручную:
На компьютере восьмиядерный процессор и 8 Гб оперативной памяти
И после перезагрузки компьютер начнет использовать все ресурсы. Это противоречит третьему тезису о том, что Microsoft не ограничивает производительность изначально.
Вариантов у этого совета несколько. Я прошёлся по сайтам, посвящённым оптимизации Windows, выбрав парочку. Например, некий Юрий считает, что по умолчанию установлена загрузка с одного ядра:
Где автор мог узнать, что “по умолчанию загрузка с одного ядра”?
Другие вспоминают про оперативную память. “Блог мастера ПК” утверждает, что с ней та же беда.
Я обрезал часть текста, чтобы не было длинного скриншота. Вот что автор советует дальше:
Он советует указать не только количество ядер, но и размер памяти. А в конце говорит, что можно снять галочку.
Стоп. Где логика? Устанавливается опция, после отключается, как такая манипуляция может на что-то влиять в принципе?
Откуда миф? Полагаю, дело не только в незнании матчасти советчиков и отсутствии логического мышления, но и неоднозначной официальной справке по MSConfig. В статье MSConfig the System Configuration Tool на официальном сайте Microsoft описание опций действительно оставляет место домыслам, если не знать контекста:
Перевод: “Если вы нажмете на Advanced Options (в любой ОС), вы можете установить такие параметры, как количество процессоров, выделенных для операционной системы при загрузке, или максимальный объем оперативной памяти. (В нормальном состоянии не отмечено)”.
Текст официальной инструкции по использованию MSConfig не противоречит мифу: действительно можно указать, сколько процессоров и оперативной памяти использовать при загрузке. Вот только предназначены эти опции не для повышения производительности, а для ограничения в целях тестирования.
Опции в msconfig нужны программистам для тестирования программ, чтобы ограничить доступные ресурсы, сымитировав медленный ПК на быстром.
Если задуматься о репутационных потерях, о штрафах и прочем, возникает понимание, что миф о настройке в MSConfig – полная чушь. В каком бреду можно утверждать, что Windows не задействует все возможные ресурсы при загрузке компьютера? Ведь в интересах разработчиков Windows сделать так, чтобы компьютер включался как можно быстрее без шаманств в настройках. Вводить ограничения глупо.
Некоторые “гении” пытаются доказать, что опция “Число процессоров” ускоряет компьютер, потому что при значении 1 игры начинают тормозить. Логики в этом аргументе нет, опровергнуть его легко. Достаточно запустить любой бенчмарк в системе до первоначальной установки галочки, с галочкой и после повторного снятия галочки. Результаты будут одинаковыми.
При включенном лимите на одно ядро производительность действительно снижается (это заметно в играх), но по умолчанию ограничения выключены и программы вольны использовать все ядра, как им вздумается. То есть опции в MSConfig работают так, как задумано – позволяют при желании пользователя ограничить производительность ПК.
К счастью, данный совет о настройках в MSConfig безвреден. Установка максимальных значений никак не влияет на работу компьютера, ведь результат тот же, что и при выключенных опциях.
Для самых непонятливых: просто снимите галочки.
Не имеет никакого значения, что там в полях – одно ядро или миллион. Не важно, что там в поле “Максимум памяти”. Во что вы играете, насколько старое у вас железо – тоже не имеет никакого значения. Просто снимите все галки, нажмите ОК и живите спокойно дальше. Нет никаких тайных настроек в MSConfig для “разблокирования” процессорных ядер и памяти.
Что с галочкой, что без на “Число процессоров” в окне “Дополнительные параметры загрузки” результат будет одинаков. Это логично, ибо в системе ничего не меняется. Если указать с установленной галкой число процессоров меньшее, чем ядер у процессора на самом деле, то результат в Multi Thread соответственно снизится, но это ожидаемо и подтверждает то, что ограничение работает так, как написано в официальной документации от Майкрософт.
Заставить игру использовать все ядра процессора
Второй миф объяснить сложнее. Дело в том, что программы работают совсем не так, как представляется пользователям ПК. А где много невежества, там много эффекта Даннинга – Крюгера и, конечно, мифов.
Недовольные скоростью запуска программ, частотой смены кадров в играх, люди любят смотреть потребление ресурсов ЦП в Диспетчере задач и заниматься бессмысленными попытками что-то оптимизировать. К примеру, пытаются регулировать параметры вроде предыдущей настройки, чтобы их любимая программа загружала на 100% все ядра процессора.
Проблема в том, что многие манипуляции, популярные благодаря магическому мышлению, на деле в лучшем случае бесполезны. Это сродни использованию чехлов для телефонов, защищающих тело от “вредной” радиации. Знающие физику люди только покрутят пальцем у виска, в то время как остальные скупают чехлы пачками и рекомендуют знакомым поступать так же.
Но вернёмся к работе программ на многоядерных процессорах. На границе знания и незнания возникла “гениальная” идея использовать программу CPU Control для назначения играм всех ядер.
Совет начал встречаться более десяти лет назад. Например, при обсуждении игры Gothic 3, которая любила тормозить на любом, даже самом мощном ПК:
У людей тормозит третья Готика. Что делать? Заниматься шаманством!
На скриншоте выше пользователь s063r посчитал, что игра не задействует второе ядро процессора. Товарищ Shifroval посоветовал использовать программу CPU Control.
Что же это за чудо-зверь такой, который залезает в программный код и заставляет программу изменить логику своей работы? CPU Control – это примитивная утилита для назначения процессу одного или нескольких ядер процессора:
К сожалению, разработчики этой софтины поступили глупо, сделав так, что при запуске все запущенные программы автоматически “назначаются” на первое ядро процессора (включается некий режим “Manual”). Обратите внимание на столбец “CPU” при запуске CPU Control:
Единица и три нуля означают, что программе назначено только первое по счету ядро процессора (четырёхъядерного, по мнению CPU Control). И это происходит после запуска самой утилитой. То, что до запуска ситуация была иной, с помощью CPU Control увидеть нельзя. Можно, конечно, до всех манипуляций глянуть назначения процессов на ядра в Диспетчере задач, но кто в наше время мыслит критически и проверяет работу программ родными утилитами Windows?
То есть получается нехорошая ситуация: человек запускает CPU Control и видит – о ужас – все программы назначены только на одно ядро!
Ложный совет звучит так: программы работают только на одном ядре, в чем можно убедиться, запустив CPU Control. И там можно назначить программе использование всех ядер процессора.
Но это абсолютно неверное утверждение легко опровергнуть. Если до запуска утилиты CPU Control запустить Диспетчер задач и на вкладке “Подробности” нажать по любому процессу правой кнопкой мыши и выбрать пункт “Задать сходство”, то становится понятно, что изначально программам всегда доступны все ядра:
В Диспетчере задач Windows видно, что по умолчанию программам назначены все ядра
Если задействовать критическое мышление, возникнут вопросы:
Ответ прост: CPU Control не делает того, что ей приписывают. Более того, на умение софта “задействовать” все ядра процессора нельзя повлиять извне. Это, в общем-то, внутреннее дело программ – в зависимости от алгоритмов некоторые задачи могут выполняться параллельно на нескольких ядрах, а могут только на одном. Даже слово “назначить” тут не совсем верное – правильнее употреблять “ограничить”.
Без переписывания исходного кода программ как-то повлиять на то, сколько и как ядра ЦП будут “задействоваться”, невозможно. Ограничить или дать потенциальную возможность – да, можно. А “задействовать”, если изначально программа этого не умеет – нет, никак. Это как если бы человеку, который привык считать на калькуляторе, подсунули второй и сказали: считай на двух! Это бы ускорило его работу? Нет, конечно.
Задачу, которая предназначается для одного потока, нельзя распараллелить влиянием извне. Нужно менять саму задачу, использовать другие алгоритмы. Это касается не только компьютеров, а вообще всех сфер деятельности – от производственных процессов до офисной работы.
Однако в интернете и в комментариях под этим текстом люди на полном серьёзе убеждают, что утилита помогает, что игры начинают работать быстрее. Неправы ли они? Не совсем!
Миф очень живуч, потому что иногда переназначение софта на разные ядра делает компьютер отзывчивее. Происходит в ситуации, когда в системе запущен процесс, сильно нагружающий процессор, о котором юзер из-за неумения пользоваться системным Монитором ресурсов не знает. Это может быть какой-нибудь скрытый вирус-майнер или вкладка браузера с большим количеством тяжёлых элементов на странице (видео, онлайн-игр, рекламы). Тогда назначение только на одно ядро ограничивает доступные зловреду ресурсы и дает возможность остальным ядрам процессора работать на благо игры, ведь пользователь назначит ей все ядра. Но это лечение симптома, не решение проблемы.
Как нужно настраивать на самом деле?
Тогда получите что хотели: увеличение производительности ПК.
Кстати, CPU Control на восьмиядерных системах видит только четыре ядра. Ждём советы по включению пропавших ядер?
Постскриптум
Уже который год в комментариях объявляются пользователи, якобы наблюдающие ускорение ПК при выполнении настроек, описанных выше. Мол, если в MSConfig выставить ядра, ПК включается быстрее или фризы пропадают в играх, или что CPU Control сделала их жизнь лучше, а волосы стали гладкими и шелковистыми даже там, где их не было.
Если один из описанных эффектов ускорения случился и с вами, убедитесь, что не обманываете себя. Проведите слепое тестирование, зафиксируйте появление и исчезновение подтормаживаний в играх любой утилитой измерения fps, измерьте одно- и многопоточную производительность ЦП в CPU-Z.
С момента написания статьи в марте 2016 года никто так и не привёл доказательств, основанных на результатах бенчмарков, ограничиваясь общими фразами в духе “автор врёт, я поставил галку и теперь игры летают!”. На уровне ощущений показаться может что угодно, но это нельзя считать фактами, поэтому я чищу ветки комментариев от таких сообщений.