Как на руси появилось рабство
Рабовладельческие устои Древней Руси
Признание полноценности рабовладельческого строя в Древней Руси всегда было под вопросом у многих историков. Но при этом никто не отрицал существования здесь самого рабства, не очень значимого для социально-экономического уклада древнерусского общества. Рабы в Древней Руси, как и в других странах, были обычным явлением, но со своими специфическими особенностями. Сказывались: многовековые обычаи и традиции, отличавшие славян от других народов.
Две формы древнерусского рабства
В обозначениях социальной градации древнерусского общества употребляются термины: челядь и холопы, имеющие непосредственное отношение к неволе, а точнее к полному рабству. Многие современные учёные утверждают, что челядью (челядинами) в IX – начале XI веков становились пленники, обращённые в рабство, практически плен был в то время единственным источником челядинства.
Когда родовые отношения в Древней Руси стали разлагаться появился институт внутреннего рабства – холопство, ставший впоследствии основной формой феодального рабовладения на Руси в допетровский период. Было время, когда эти две социальные категории существовали параллельно. Поэтому многие считают несущественными отличие между ними, тем не менее, разница была.
Источники пополнения социального слоя невольников
Сначала нужно рассмотреть: какие ресурсы становились источниками формирования страты рабов в древнерусском обществе? Прежде всего, следует отметить, что на ранних стадиях протогосударственности Древней Руси, перманентные межплеменные вооружённые конфликты обеспечивали непрерывный поток пленных, становившихся рабами. Это был внешний и единственный источник рабства в племенах восточных славян. Тогда, полное господство родовых отношений ещё ревностно оберегало свободное состояние сородичей внутри своих семей и племени.
Когда первобытные отношения стали уступать место феодальному укладу, предполагавшему и внутренне рабство, возникли и другие источники пополнения невольничьей среды из соплеменников. Рабами становились те, кто:
Чтобы сформировать представление о рабстве в Древней Руси нужно рассмотреть особенности основных групп древнерусских рабов: челядинов и холопов, а также выяснить степень порабощения каждой из них.
Древнерусская челядь
В Древней Руси VIII-XI веков межплеменные войны случались очень часто. Победители в сражениях брали много добычи и пленных. Тех полоняников, которым удавалось избежать участи жертвы на алтарях кровожадных богов победившего племени, становились челядью – рабами. Они теряли все права людей и попадали в разряд объектов купли-продажи, или рабочей силы, для исполнения самых непрестижных работ. Чаще всего челядины исполняли роль домашней прислуги. Кроме того, челядь служила довольно ощутимым средством обогащения.
За важных пленников, их сородичи нередко платили хороший выкуп. Многих невыкупленных, выгодно продавали на невольничьих торгах. До определённого времени челядью (челядинами) были исключительно чужаки, взятые с поля боя. На рубеже I-го и II-го тысячелетий, челядинство перестало быть единственным видом подневольного состояния в Древней Руси. Появились внутренние источники рабства, определившие новую формацию рабов – холопов. Челядью стали называть домашних слуг, вне зависимости от того как они попали в неволю.
Особенности холопства в Древней Руси
Термин холоп вошёл в русский речевой оборот только в XI веке и согласно нормам «Русской правды» относился не к субъектам, а объектам юридических отношений того периода времени. Статус холопа был не более высоким, чем у домашних животных. Например, за убийство холопа следовало наказание штрафом на уровне убийства чужой лошади.
Если же холопа убивал хозяин, то так тому и быть, ведь по своей же воле нанёс себе ущерб, власть здесь вообще не вмешивалась со своими правовыми нормами. Это подтверждает то, что рабство на Руси в XI веке становиться обыденностью, а холопы – это не что иное, как полноценные рабы, без намёка на какие-нибудь человеческие права.
Холопами могли стать:
Челядины-пленные (термин челядь постепенно менял своё первоначальное значение), захваченные во время междоусобных войн и боевых походов за рубежи Древней Руси.
Должники в силу невыполнения обязательств перед кредитором, который становился его хозяином.
Те, кто совершал поджоги, крал коней, совершал убийства могли быть тоже обращены в холопы. Больше того, та же участь могла постичь и семьи преступников.
Холопами от рождения считались дети от холопов, многие хозяева всячески поощряли такой прирост подневольной рабочей силы.
В Древней Руси холопом можно было стать и добровольно, этому способствовали неурожайные годы, но такое холопство могло продолжаться не больше одного года.
Добровольно холопами становились и те, кто сочетался браком с холопом или холопкой, если иной исход дела не оговаривался специальным рядом (договором).
Добровольными холопами были и те, кто занимал важные должности тиуна (управляющего вотчиной) или ключника.
Возникшее в Древней Руси холопство просуществовало до начала XVIII века. В 1723 году Пётр I, специальным указом упразднил холопство. В дальнейшем это слово применялось в отношении крепостных, или как обидное прозвище.
Работорговля Древней Руси
Как уже говорилось торговля «живым товаром» — челядью в Древней Руси была налажена хорошо. Уже в IX веке торговля челядью стала более прибыльной, чем выкупы. Доходность от продажи челяди в IX – XI веках была намного выше, чем торговля мехами, воском, мёдом или льном. Из удобно расположенного Киева отправлялись вереницы «товарной» челяди (славян, угро-финнов и тюрков) на невольничьи рынки Царьграда, Керчи, Дербента, Итиля, Булгара и даже Багдада. Рабы превратились едва ли не в основной товар для внешней торговли Древней Руси.
Такое положение вещей сохранялось почти в неизменном виде, вплоть до монголо-татарского нашествия. Тогда, вековые принципы работорговли видоизменились в силу внешней экспансии и коренного изменения политического и социально-экономического уклада Древней Руси.
Место челяди и холопов в социально-экономической системе Древней Руси
Появление и развитие феодальных отношений в Древней Руси привело к необходимости внеэкономического принуждения подневольных слоёв населения в крайних формах челядинства и холопства. Совокупность иноплеменников, попавших в неволю получило обобщающее наименование челядь.
А личная зависимость, появившаяся в силу изменившихся экономических условий, стала причиной формирования особой социальной группы – холопов.
Челядь и холопы, слившись в единый подневольный социум, стал основой для появления в Древней и потом в средневековой Руси класса-сословия холопов, ставшего символом российской формы рабства.
Использованная литература:
Рабство на Руси: Где брали живой товар, сколько стоили невольники, и как они могли стать свободными людьми
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Пленник-раб – потенциальная языческая жертва
Материалом для ритуальных жертвоприношений зачастую становились пленники, захваченные славянами в ходе удачных военных походов. Многие несчастные отправлялись на жертвенный алтарь сразу же после сражения. Так, по окончанию битвы князя Святослава с греками при Доростоле (971 год) для проведения погребального обряда собственных погибших воинов умертвили множество пленных. Лев Диакон, писавший об этих событиях, утверждал, что для обряда использовались женщины, мужчины и дети.
В ходе погребения трупы погибших воинов были собраны в одном месте и сожжены. По славянскому обычаю при этом закололи немало взрослых пленников, затем было удушено несколько младенцев и петухов.
Человеческие жертвы имели место не только на похоронах. Титмар Мерзебургский отмечает, что поморские славяне по возвращению из удачных походов непременно благодарили своих богов за успех с помощью кровавого ритуала.
Рабство не было пожизненным
Уцелевшие полоняне могли надеяться на возвращение в родные земли. У славян существовала традиция отпускать рабов, получая выкуп. Такой исход считался наиболее благоприятным, так как был эффективной и приемлемой формой обогащения. Римская и византийская элиты пользовались такой возможностью, предлагая славянам за сородичей порой внушительные суммы.
Применение рабской силы в ведении собственного хозяйства также практиковалось. Но такой исход был менее привлекательным. Главной целью славян оставалась награда за рабов, не попавших по жребию на жертвенный алтарь.
Рабы стали чаще оставаться трудиться у нового господина после образования больших княжеских дворов. Но даже оставшись работать на чужбине, без прав и имущества, рабы имели реальную перспективу обрести свободу. Как пишет советский историк В. Мавродин, пленники не оставались рабами на всю жизнь. По истечении установленного срока такие люди становились полноправными членами среди антов и склавинов, могли заводить семью, участвовать в общественной жизни. Также была возможность и вернуться на родину, но если выкуп не был внесен родственниками, то его необходимо было заплатить самому. Тогда дорога домой открыта.
Следует отметить, что рабами могли стать не только пленники, но также преступники, обнищавшие крестьяне, беглые закупы (крестьяне, взявшие ссуду).
Владимир Красное Солнышко был сыном рабыни
Рабство не означало беспросветную нищету и унижения для потомков, этим древнерусское общество отличалось от других народов, где диктовались более строгие социальные предписания для детей невольников. Ярким примером тому стал Владимир Святославович, креститель Руси. Мать знаковой исторической личности – Малуша – была невольницей. Она служила княгине Ольге ключницей.
Иногда баран ценился выше, чем полонянка
Торговля людьми приносила прибыль, поэтому славяне продолжали совершать военные походы, захватывая в том числе живой товар. По положениям Раффельштеттенского таможенного устава размер пошлины за невольника был примерно равен пошлине за лошадь.
Удается составить представление об индивидуальной стоимости рабов. В среднем киевская цена мужчины составляла сумму, идентичную 45-90 граммам золота, женщины продавались значительно дешевле – их стоимость была ниже на 50-70 %, за старика или ребенка давали не более 10 граммов золота. На константинопольском рабовладельческом рынке цена на живой товар увеличивалась вдвое, так же дело обстояло в средиземноморских мегаполисах, специализирующихся на работорговле.
Чем дальше от крупных городов, тем дешевле можно было купить раба. Также на падение цен сказывалась удача в походе и количество вновь плененных. Так, в середине XII века, когда новгородцы поработили особенно много людей из соседнего княжества, девушку рабыню можно было приобрести за 2 ногаты. Это в 3 раза дешевле свиньи или овцы.
На Руси не было рынков рабов
Хотя работорговля и являлась делом прибыльным, она не стала одним из значимых направлений экономики в Древнерусском государстве. Купцы экспортировали в основном традиционные товары: соболей, олово, воск и «некоторое число рабов». Такое свидетельство путешественника Мухаммеда Ибн Хаукаля подтверждает, что работорговля на Руси большого развития не получила.
Об этом также свидетельствует отсутствие специализированных рынков. Живой товар везли в Константинополь, Булгарию или Крым, где торговля людьми осуществлялась гораздо более оживленно.
Бережная эксплуатация рабского труда
Если верить историкам, то славяне эксплуатировали рабский труд, не причиняя вреда здоровью бесправного человека. Невольнику могли поручить тяжелую работу, или ту, которая считалась недостойной для полноправного члена общины. Но об истощении или увечье говорить в этом случае нельзя. Как правило, раб трудился вместе со своим хозяином.
Но если вы думаете, что рабство в настоящее время полностью изжито, то глубоко заблуждаетесь. Есть много причин, почему люди в прямом смысле вынуждены работать за еду.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Чьих будешь? Или когда и как на Руси зародилось рабство.
Есть такая тема, о которую, казалось-бы, разбиваются, как о волнорез, учения альтернативных историков и воспевателей великого прошлого русов. Тема эта настолько постыдна и очевидна, что немногие берутся ее обсуждать и тем более оспаривать.
Но, такой скелет в шкафу не удержать, надо, надо разобраться, попытаться понять. Куда без этого?
«Вот они, свободные племена древних славян. Вот их удалой князь с дружиной. Вот свободолюбивые русские люди сбрасывают татарское иго (а если не свободолюбивые, то чего они его, спрашивается, сбрасывают?). И потом – бац: 90% населения – рабы, которыми торгуют как скотом. Как, в какой момент это могло случиться? Почему люди позволили это над собой сделать? Почему они не восстали, как восстали против татар? Почему они не поставили зарвавшихся князьков и боярских детей на место, как не раз это делали раньше, изгоняя нерадивого князя с дружиной прочь? Вон даже гордость Русской Земли Святого и Благоверного князя Александра Невского новгородцы прогоняли, когда он чересчур борзел. А тут. Что случилось с этим народом? Как за двести лет, к середине XVI века, он потерял всю ту свободу и достоинство, которыми по праву гордился и которые отмечали даже иностранцы?» ( Альфред Кох «Как наши предки стали рабами» )
Дас, постановка вопроса весьма распространенная. Давайте уже, в конце концов, разбираться!
Картина развития крепостного права на Руси от древних времен и до середины 17 столетия в учебниках представляется следующим образом: княжеское и боярское землевладение, в сочетании с укреплявшимся бюрократическим аппаратом, наступало на личную и общинную земельную собственность.
Прежде свободные земледельцы, крестьяне-общинники или, даже, частные собственники земли — «своеземцы» древнерусских юридических актов — постепенно становились арендаторами участков, принадлежащих родовой аристократии или служилому дворянству.
Это всем со школы ясно и понятно. Начну же я с вопроса откуда и когда взялся первый русский царь и по чему он царь а не князь.
Я извиняюсь за такой примитивный ликбез, но обозначить надо ибо,оказывается и тут есть путаница.
Принято считать, что Иван IV (Грозный) есть первый русский царь. Источник.
Но, есть и другое мненение, что первым из великих князей, которые правили в объединившейся уже Руси, стал называть себя царем еще его дед Иван III Васильевич Источник.
Когда же мы поставим все с головы обратно на ноги, то увидим, что уже при Иване Третьем удается урвать большой кусок от Великой Тартарии, прежняя часть ее именуемая «Московия» становится независимой с центром в городе Москве, где Иван и провозглашает себя новым царем.
Тогда-то видимо и начинает свой скорбных ход век рабского бесправия позднее переросшего в крепостное право. Постепенно переписывается история, Тартария понемногу превращается в сказку о тартаро-мангольским иге, предательства и война правым делом, государь молодец и весь в белом.
Учебники истории которые мне настоятельно советуют взять и уже наконец почитать и не позориться некоторые мои посетители, выдают за великое благо объедение «разрозненных» княжеств в единое государство. На деле же я вижу, что результатом этого «блага» в скоре и стало то страшное, крепостное право.
В 1646 году царем Михаилом Романовым в Московской Руси было введено крепостное право.
Первый русский царь из рода Романовых Михаил Романов был сыном боярина Федора Никитича Романова и боярыни Ксении Ивановны Романовой.
Романову нужен был способ, упрощающий и увеличивающий сбор податей. Для этого крестьян «закрепили» за владельцами земли. Людей, которые были на военной службе, царь стал наделять «поместьями», землями с живущими на них крестьянами.
Так появились «помещики». Они должны были сами кормиться от крестьян и были обязаны обеспечивать сбор податей в царскую казну.
Крестьяне, которые жили на землях церквей и монастырей, закрепили за духовенством.
Часть крестьян, живущих на владениях царского двора, прикрепили к приказчикам двора.
Сбор податей «в казну» стал эффективней. Но с другой стороны такой закон лишил многих русских крестьян вековой ценности «вольному воля».
Фактически, Уложение царя Алексея Михайловича совершило социальный переворот, лишив большинство населения страны права свободного перемещения и распоряжения собой, своим трудом и собственностью.
В правление Петра Первого торговля крепостными приобретает самый циничный и откровенный характер. Людей начинают продавать оптом и по одиночке, на рыночных площадях, разделяя семьи, разлучая детей с родителями, а жён с мужьями.
И заметим, что речь не идет о каких то привезенных рабах или пленных, а о своих, родных! Да, только, родных ли?
Сам император Петр раздал в частную собственность более двухсот тысяч душ мужского пола (государственная статистика учитывала только мужчин) а, значит, в действительности, около полумиллиона человек обоего пола. Эти раздачи были, как правило, подарками Петра своим приближённым.
С конца 17 и, особенно, с начала 18 столетия крепостное право в России приобретает принципиально иной характер, чем тот, который оно имело при своем возникновении. Оно начиналось как форма государственного «тягла» для крестьян, род общественной повинности, а пришло в своем развитии к тому, что крепостные, лишённые всяких гражданских и человеческих прав, оказались в рабстве у своих помещиков.
И вот ведь, казус, Вики упоминает, что на большей части территории России крепостного права не было : во всех сибирских, азиатских и дальневосточных губерниях и областях, в казачьих областях, на Северном Кавказе, на самом Кавказе, в Закавказье, в Финляндии и на Аляске.
Тюмень сегодня:
На выставке представлено 50 копий подлинных документов, хранящихся в Тобольском архиве. Каждая представляет историческую ценность. А вместе они развенчивают бытующее среди обывателей мнение о том, что в Сибири не было крепостного права. Было, конечно, как и по всей России, только в значительно меньших масштабах. Так, к 1698 г. за монастырями Тобольской губернии числилось 6,5 тысячи душ крепостных мужского пола. Цифра, если учитывать необъятные просторы Западной и Восточной Сибири, скромная.
Это, забавно, учитывая древние карты, и хотя бы атлас Ремизова где вся Сибирь заселена, что яблоку негде упасть.
И кто мы? И что за Тартария такая была? А? Как думаете?
Ладно, еще немного стыда и позора раз пошло такое дело.
Что сегодня думают люди о крепостном праве и как формируется общественное мнение.
С форума rusopolchenie.borda.ru:
Парламентер: На Руси почти всегда было Кр. Право, так что, с одной стороны Александр II зря отменил его( против этого были люди высоких сословий), с другой стороны он правильно сделал, т.к. лиди низших сословий поднимали бунты. я лино до сих пор не решу, правильно ли было отменять Кр. Право или нет?
derek1984: Отмена крепостного права было важным фактором крушения России.
Не знаю, то-ли это вид мазохизма какой, то-ли просто глупость. Интересно было бы посмотреть как бы вели себя эти ребята начни их барин продавать на базарной площади. Жену в одну сторону, детей в другую а самого в солдаты. И таких «знатоков» далеко не еденицы.
Вот так вот, славяне в душе рабы с самого начала времен не больше не меньше.
Исследователь Е. И. Колычева о рабстве в древней Руси пишет следующее:
« …холопство на Руси как правовой институт не представляло собой нечто исключительное, неповторимое. Для него характерны те же важнейшие черты, что и для рабства в других странах, в том числе и для античного рабства »
На Руси существовало несколько форм рабства: холопство и челядь (В VI—IX веках челядь — рабы-пленники. В IX—X веках они стали объектом купли-продажи. С XI века термин «челядь» относился к части зависимого населения, занятого в феодальном хозяйстве. В середине XI века его сменил термин «холопы». В XVIII—XIX веках слово «челядь» обозначало дворовых людей помещика).
О рабстве на Руси известно из многих средневековых источников, в частности, из законов «Русской Правды» киевского князя Ярослава Мудрого. Кроме того, некоторые народы (в частности, варяги), по-видимому принятые за славян, имели в качестве основного источника дохода похищение и продажу рабов и потому в отдельные источники вошли упоминания, иногда ошибочно понимаемые как упоминания о славянах как живущих за счёт работорговли.
Итак, положение рабов на Руси было сходно с положением крепостных. Отличие состояло в том, что Рабство — это система устройства общества, а Крепостное право — совокупность юридических норм феодального государства (запомните, на экзамене спрошу). Крепостной мог перейти к другому хозяину на Юрьев день (ока он не был отменен уже в 1581 году) и мог иметь собственность. Раб был лишён такой возможности.
В дальнейшем рабы слились с холопами, дворовыми людьми и другими категориями крепостных.
Ох и нагородил я фактов и расследований! Надо уже как то выруливать.
Что же мы видим? Жесть и безнадега с начала времен. И сегодня, если оглядется, не сильно лучше стало.
Было ли крепостное право или это выдумки рептилоидов? Давайте уже перестанем юлить. Было.
Но, причины, истоки этого явления совершенно не те что нам представляет официальная история ибо была и другая Русь.
Иначе как захватом, сменой власти, приходом к власти Романовых, расколом некогда единой страны, та что на старых картах обозначена как Тартария я объяснить этот ужас не могу.
С подозрением отношусь я к заявлениям, что якобы издревле на Руси (окруженной озером по воспоминаниям Ибн Фадлана 🙂 ) рабство процветало и до Ивана третьего. Есть другие источники говорящие, что у русов рабства не было и даже взятые в полон враги были свободны в выборе остаться жить свободно вместе или уходить, да и другими фактами о которых написано уже достаточно много. Для меня лично, неоспоримыми доказательствами этого славного прошлого является русский язык и так называемый «народный костюм» о котором я писал еще тут.
Ну и на последок, как завершение, позвольте вам предложить пройти по этой старой ссылке а то уж совсем как то грустно все получилось.
Вот еще мысль которая меня давно мучит:
Русские женские фамилии склоняются отвечая на вопрос «чья». То есть жена мужа такого-то. Петрова, Смирнова итд.
Рабство в Древней Руси: существовало ли оно на самом деле
Наверное, многие из нас еще со школьных времен затвердили, что крепостное право в России было отменено еще в 1861 году. Но на самом деле традиции работорговли существовали во всем мире издавна. Не стала исключением и Древняя Русь.
«Челядь»
Попасть в рабы на Руси можно было несколькими способами. Один из них – это захват иностранных пленных. Таких рабов-«полонян» называли «челядью».
В одной из статей договора, заключенного в 911 году с Византией после удачного набега древних русов на Константинополь, византийцам предлагалось заплатить 20 золотых монет (солидов) за каждого взятого в плен «челядина». Это составляло около 90 граммов золота и вдвое превышало среднерыночную цену на невольников.
«Челядь» чаще всего использовали для различных неквалифицированных работ, например, в качестве домашней прислуги. Женщины-полонянки, особенно молодые, ценились выше мужчин – их можно было использовать для любовных утех. Многие из них становились наложницами и даже женами рабовладельцев.
В 1223 году после неудачной битвы с монголами на Калке смоленским князем Мстиславом Давидовичем был заключен договор с рижскими и готландскими купцами, по которому стоимость одного челядина оценивалась в одну гривну серебром (это соответствовало 160—200 граммам серебра и примерно 15 граммам золота).
Цены на челядь зависели от региона. Так, в Смоленске раб стоил немного дешевле, чем в Киеве, и втрое дешевле, чем в том же Константинополе… Чем больше людей захватывали в рабство во время военных походов, тем сильнее падала цена.
Рабство по закону
На Руси активно развивался и внутренний невольничий рынок. Ещё одной распространенной формой рабства, кроме «челяди», являлось холопство. В холопы можно было попасть за долги, в результате брака с холопкой или холопом, поступления в услужение, в качестве наказания за тяжкое преступление… Были случаи, когда родители сами продавали или отдавали своих детей в рабство, так как не могли их прокормить.
Крепостное право стало развиваться лишь в XI веке, с формированием централизованного государства. В основе его лежала зависимость бедных крестьян от землевладельцев. В Киевской Руси и Новгородском княжестве все несвободные крестьяне подразделялись на три категории – смердов, закупов и холопов. В отличие от первых двух категорий, холопы не могли иметь никакой собственности, не имели права переходить к другому хозяину.
В XV столетии, после того как Московское княжество освободилось от татаро-монгольского ига, цена на одного холопа колебалась от одного до трех рублей. К середине XVI столетия она повысилась до полутора-четырех рублей. Накануне Смутного времени доходила уже до четырех-пяти рублей. Однако неурожаи и войны неизменно опускали цены на живой товар.
Если контролировать внешнюю работорговлю было довольно сложно, то внутри страны государство пыталось регулировать рабовладение. Существовали специальные кабальные книги, где фиксировались соответствующие сделки. При этом с владельцев холопов брался особый налог.
Плюсы и минусы рабства
Если разобраться, рабовладение представляло собой вполне эффективный экономический институт. Люди могли служить предметом купли-продажи, могли быть обменены на другие, «неодушевленные» товары, или взяты в счет уплаты долгов и налогов. Хозяева получали практически дармовых работников «за кров и еду», те не могли по собственному желанию покинуть «рабочее место» или потребовать лучших условий. Иногда это было выгодно и самим рабам: они обретали хоть какую-то стабильность, могли не заботиться о жилье и куске хлеба.
Но, с другой стороны, принуждение не может являться достаточным мотивом для качественного труда. Как показывает практика, лучшей мотивацией для работника являются повышение качества жизни и возможность самореализации. Увы, рабство все это исключает.