Как на руси называли субботу
Как русы называли дни недели?
Автор: Александр Новак
Итак, мало кто знает, а почти никто, если не читали Славяно-Арийские ВЕДЫ, что раньше у наших предков было 9 месяцев в году и 9 дней в неделе. А назывались они так:
Понедельникъ, Вторникъ, Третейникъ, Четверикъ, Пятница, Шестица, Седьмица, Осьмица и Неделя.
Как ни странно, но всем нам все дни кроме Третейника и Седмицы прекрасно знакомы и мы до сих пор их употребляем, называя этими словами дни недели.
Что же означают эти названия?
Снова все просто и ничего мутного как пишут другие:
И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил (шабат) в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал
(Быт.2:2-3)
Для евреев суббота действительно святой день. В этот день они не трудятся и им запрещено прикасаться к деньгам. В субботу они отдыхают.
Мы же отдыхаем в НЕДЕЛЮ ( в укр. осталось это слово до сих пор, а в рус. прижилось слово ВОСКРЕСЕНИЕ, явно церковного характера).
Забавный вспомнился факт, к примеру, в Англии неделя начинается с воскресенья и заканчивается седьмым днем т.е. субботой! Очевидно, влияние евреев на Англию проявилось не только в господстве капитала, но и в тесном влиянии на культурные традиции.
Теперь каждому здравомыслящему человеку станет ясно откуда у нас такие названия дней недели. Кстати, им даже не десятки, а сотни тысяч лет.
Почему дней недели было девять, а стало семь?
(Приглашаю на сайт без рекламы, но с такой же тематикой: «Велемудр» по адресу: http://welemudr.ru)
Современная семидневная неделя была не всегда — в древности все было по другому. У древних кельтов и славян был 9-дневный недельный цикл. Семидневный вариант распространился позже и пришел возможно из Вавилона. В Библии история про семидневное творение мира то же из месопотамского мифологического обоснования недели.
Славянское летоисчисление до Крещения Руси
Древнее славянское летоисчисление было связано с вращением космических объектов существовавщих в то время. Год (или Лето) у славян состоял не из 12, как принято сейчас, а всего из 9 месяцев. После крушения лун были внесены корректировки и в славянском календаре стали полные или нечётные месяцы (имели по 41 дню), и неполные (чётные) – по 40 дней (так круголет увеличили до 365 дней, а круг так и остался 360 градусов), неделя осталась 9 дневной.
Дни славянской недели
Названия дней в древнеславянском дохристианском календаре и их значение
С приходом на Русь христианства, начиная со II века, во многом благодаря церковникам, неделя на Руси стала короче на 2 дня. Из календаря были убраны «третейникъ» (ставший впоследствии средой – серединой недели) и «осьмица». Последний день – «неделя» – как бы «слился» с седмицей и стал «воскресеньем». Хотя традиция ничего не делать в этот день так и осталась.
Шестой день или «шестица» получила название «суббота» – от последнего дня еврейской недели «шаббат». В шаббат евреи почитают творение Богом мира, ничего не делают, постятся и отдыхают.
Почему неделю на Руси после Крещения сделали 7-дневной
После прихода на Русь христианства, церковь начала продвигать реформы практически во всех сферах жизни и быта древних славян. Коснулось это и календаря.
И если летоисчисление от Рождества Христова на Руси ввёл царь Пётр I в 1699 году, повелев вместе с этим считать началом года январь, а не март или сентябрь, как было принято у славян-язычников, то «недельная реформа» произошла в самом начале христианской истории русских земель.
Исследователи считают, что славянскую 9-дневную неделю превратили в «современную» 7-дневную на основании того что Леля погибла и уже не влияла на земные события. Второй причиной стало то что так было проще высчитывать разные события.
То есть если отставить в сторону мифы, то 7 дней в неделю взяли только из-за того что в лунном месяце который сейчас состоит из 28 дней как раз укладываются 4 семерки. Дело в том что в лунных календарях месяц это 28 дней, а как же иначе. Все из-за Луны. В нашем языке до сих пор месяц называется в честь спутника Земли. Лунный цикл длится 28 дней, но состоит из 4 заметных фаз: полнолуния, новолуния и два раза по половинке. Так что логично округлить и поделить месяц на четыре части по 7 дней.
У китайцев и некоторых других восточных культур до сих пор официально используется лунный календарь с солнечными вкраплениями. Потому и «китайский новый год» двигается постоянно (как и христианская Пасха, которая то же привязана к лунному календарю).
Более того, видимых движущихся объектов на небе в то время различали то же именно 7. Солнце, Луна, Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн. И это тоже символично.
Слово же неделя имеет официальную этимологию: слышите в слове неделя звучит «не делать?». Все так. А может это и от другого образа «не День Леля». Может именно этот день в глубокой древности был неблагоприятен для занятия любовью. А вы как думаете?
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Как назывались дни недели у наших предков и сколько их было?
В славянском календаре 9 месяцев, 40 дней в каждом, а в неделе 9 дней. Остановимся сегодня только на днях недели. Итак, дни недели у славян.
Исследователей славянской культуры ныне все больше и больше. На самом деле по числу дней в неделе у славян мнения разные. Кто-то говорит, что дней было все-таки семь. А то пять, мол суббота и воскресенье появились после Крещения Руси. Но тех, кто доказывает, что их было девять, большинство. Поэтому рассмотрим именно 9-ти дневную неделю у славян.
Дни недели у славян носили незатейливые названия, связанные с их порядковым номером. Исключение составлял последний, девятый день. Славяне называли его «неделя», в смысле ничего не делать, выходной. Тут видим, что не смотря на смену веков и приход религии ничего не изменилось, воскресенье — нечего не делаем (или пытаемся во всяком случае). Хотя у нас последний день является седьмым. Ё маё — два дня украли!
Такие простые правила имеют чисто языческие корни. И просто, и очень точно подмечено в тоже время.
Дни недели у славян
№ п/п | Дни недели | Примечание | Бог покровитель | Этимология |
1. | Понедельник (или Трудень) | Начало, день труда | Земля Хорса (Меркурий) | ПОсле Недели |
2. | Вторник | День труда | Земля Орея (Марс) | ВТОРой |
3. | Третейник | Отдых, пост | Земля Перуна (Юпитер) | ТРЕТий |
4. | Четверг | День труда | Земля Варуны (Уран) | ЧЕТВЕРтый |
5. | Пятница | День труда | Земля Индры (Хирон) | ПЯТый |
6. | Шестица | День труда | Земля Стрибога (Сатурн) | ШЕСТой |
7. | Седьмица | Отдых, пост | Земля Деи (пояс астероидов, за орбитой Марса) | СЕДЬмой |
8. | Осьмица (Ось мира) | День труда | Земля Зари-Мерцаны (Венера) | ОСЬ МИра |
9. | Неделя | Отдых, день гостей, посиделок, песен | Ярило-Солнце | НЕт ДЕЛ |
Кто-то даже пытается в доказательство данной версии о 9-ти днях вспомнить сказку Ершова «конек-горбунок»:
Ну, Гаврило, в ту седьмицу
Отведем-ка их в столицу;
Там боярам продадим,
Деньги ровно поделим.
К сожалению тут нет ничего про Осьмицу, что дает оппонентам версии говорит про отсутствие доказательств. Лично меня также очень сильно заинтересовала именно Осьмица. Начал искать описания.
Не смотря на то, что изначально отталкивались от девяти дней, обнаружил, что описания значений различных дней недели у славян дано на шесть-семь дней.
Осьмица нигде не описывается!
Вот так вот! На отдельных форумах есть ссылка на непонятную сказку «Каменная чаша», где присутствует фраза «Вот осьмица уж прошла и неделя подошла». Что за сказка такая, не понятно!
Ряд серьезных славянских сайтов, к которым лично я отношусь с уважением, дают информацию о 9-ти дневной недели в славянском календаре. Но вот эта осьмица ввергла меня в сомнения! Есть раскрытие сведений по всем дням, кроме осьмицы. Везде описано какого Бога особенно почитали в этот день, почему. Но осьмица — исключение, ничего нет фактически.
Достаточно ли этих наблюдений для того, чтобы утверждать, что не было у славян девяти дневной недели? Нет, не достаточно! В нашей истории многое давно и надежно уничтожено и стерто из памяти поколений. Может так получилось, что осьмице досталось особенно. Её удалили очень качественно. Не знаю.
Буду признателен вашим комментариям и ссылкам на иные источники.
Этимология слова суббота
Официальное научное объяснение слова «суббота» имеет различное происхождение, хотя основной является версия иудейского происхождения слова «суббота».
«Еврейское слово шабба;т (ивр. ;;;;;;; шаба;т) связано с корнем швт — «покоиться», «прекращаться», «воздерживаться»; в иудаизме — суббота, седьмой день недели, в который Тора предписывает воздерживаться от работы.
Еврейское название для субботы через латинское или греческое посредство вместе с христианством распространилось в Римской империи и по всей Европе. От ср.-греч. ;;;;;;;; и ср.-лат. sabbatum происходит русское и все славянские названия субботы: (чешский, словацкий, польский, словенский языки — sobota; белорусский, сербский, украинский — субота).
Той же традиции следуют романские языки: итальянский — sabato, французский — samedi, испанский и португальский — s;bado, румынский — s;mb;t;. Аналогично происхождение слова в чувашском — Ш;маткун (день «ш;мат»: ш;мат, кун [день]), армянский — (;;;;; — шабат;), грузинский (;;;;;; — шабати) и таджикский (шанбе) языках.
Первоначально у древних римлян этот день был посвящён Сатурну, отсюда происходит название этого дня в некоторых европейских языках.
В Европе ассоциация дней семидневной недели с семью классическими планетами, восходит, возможно, к эллинскому периоду. В Римской империи между I и III столетиями эта традиция укоренилась, постепенно заменив восьмидневную римскую неделю семидневной восточной. Ассоциация дней недели с соответствующим божеством является, таким образом, косвенной, дни названы по имени планет, которые были, в свою очередь, названы по имени божеств.
Таким образом, латинским именем для субботы было dies Saturni («День Сатурна»), которое вошло в древнеанглийский язык как Saeternesdaeg (в современном английском — Saturday). В германских диалектах Вестфалии, Нижней Саксонии, и в восточнофризском языке, где было сильным латинское влияние, суббота именуется Satertag, что также родственно голландскому Zaterdag.
Кельтские языки также называют этот день в честь Сатурна: ирландский — Satharn или dia Sathuirn, шотландский гэльский язык — Disathairne, валлийский — dydd Sadwrn, бретонский — Sadorn илиdisadorn.
Основанное на китайском корейское слово для обозначения субботы ;;; (то-йо-ил — «день земли») или, от присоединения китайского иероглифа ; — «земля», но также весома отсылка к иероглифам ;; (To-Sung ;;), что означает «Сатурн».
«Суббота» в буквальном переводе с японского, — «день земли», (;;;).
В Индии суббота Шанивар, по имени Шани, ведийского бога, чьим проявлением является планета Сатурн. В Таиланде, суббота названа на языке пали, и также означает Сатурн как планету.
В скандинавских странах суббота называется l;rdag, l;rdag, или laurdag, имя происходит от староскандинавского слова laugr/laug — «купание», таким образом L;rdag — двусоставное слово, означающее «банный день». Это название, вероятно, появилось из-за традиции викингов купаться по субботам.
Суббота официально именуется Samstag во всех немецкоговорящих странах: исключительно в этом варианте используется в Австрии, Лихтенштейне, в немецкоязычной части Швейцарии, в южной и западной Германии. Слово происходит от древневерхненемецкого sambaztac, непосредственно происходящего из греческого ;;;;;;;, в свою очередь вытекающего из еврейского ;;; (Шаббат). Второе имя субботы в Германии — Sonnabend, которое происходит от древневерхненемецкого sunnunaband, и тесно связано с древнеанглийским sunnan;fen. Это слово буквально означает «Канун (дня) солнца», то есть, «День перед воскресеньем». Наименование Sonnabend используется в северной и восточной Германии, и даже являлось официальным названием субботы в ГДР.
В западнофризском языке есть также два слова для обозначения субботы: saterdei (день Сатурна) — на «лесном фризском» и sneon — на «глиноземельном фризском», второе получено из snjoen, слова составленного из древнефризского sunne — «солнце» и joen —«канун».
На современном языке маори название субботы, «Рахорои», буквально означает «день стирки» — остаток эпохи английской колонизации, когда новообращённые христиане-маори выделяли в субботу время, чтобы постирать своё бельё и одежду для воскресного посещения церкви. Общее альтернативное имя у маори для именования субботы — «Хатареи».» [ВП].
«Любопытно, что само слово «неделя» калька с греческого apracos, т.е. не-делающий, не-дельный, праздный.» [1]
Совсем не так.
Apracos > nаprasnj/prazdnj – напрасный/праздный (слав.)(проп. n, редукция s/c; редукция z/c, пропуск d)
Существует 3 версии этимологии слова «суббота»:
1. от еврейского слова шаббат
2. от имени бога Сатурна
3. день омовения
Банный день у италиков
C*AARIDANS*C*EVTIVCAM*ПAAM
CEDEIIAU*ПVMAIIAV*TD*USTAA
MEN TVR*RERER*EUSAK*EUTIVCAR
C*CIUNIKIUS*MD*KCAUSSTVD*ПVMП
AIIS*TDUU;VM*EKAK*KVM BEN
NIEUS*TANCINVR*VПSANNAM
RERER*USURVM*ПDV8AT TER
Образец перевода этрускологами оскской надписи из г. Помпеи I век до н.э:
Оскский текст:
Транскрипция:
v;aadirans;v;eutiu vam;paam
vereiia;;p;mpaiianai;tr;istaa
men tud;de ded;e;sak;e;tiu vad
v;vi;nikiis;mr;kva;sstur;p;mpaiians
tr;;bum;e kak;k;m ben nie;s
tangi nud;;psan nam;
de ded;;s;dum;pr;fatted
«Вибий Адриан, сын Вибия, деньги, что он дал обществу молодежи города Помпеи, эти деньги В. Виникий, сын Мары, квестор помпейский, приказал потратить на строительство этого дома и утвердил это»
Перевод с помощью славянских языков:
Постройка бани в г. Помпеи
«Великий Адриан, великий явити вам баню, ввереную помпейцам. термальный источник именованный тут дело дедово. Её заключил, её дивную воду великий Виникий мастер, квестор помпейский, трибун, его как Куму (Лукумону) пчелы приносят, деньги надо. Написано нами дело дедово всюду одобрено»
Еще аналогия:
Транскрипция:
MARAS • STAIIS • BANTTIE •
LUСKIS • DEKITIS • MARAE
СIK TVRRAI • DVNUM • DED
«Марсу ставил Банный день.
Ручьи текати на маранные
щёки, отирания, дуновение делал.»
Ритуал омовения у осков статуи бога Марса.
Шабаш (от евр. Шаббат — суббота) — многозначное понятие:
1. Шабаш — тайные праздники и сборища нечистой силы.
2. Шабаш — отдых после работы (разговорное).
3. Шабаш — выходной день (устаревшее).
Слово шабаш связано с баней, но в средневековых поверьях слово «шабаш» получило понятие сборища ведьм и, очевидно, от того, что во время бани славяне хлестались берёзовыми вениками, а обнажённые женщины плескались с распущенными волосами как на картине Пластова. Откуда вполне понятно, почему обнажённые ведьмы с распущенными волосами летали на мётлах, которые ассоциируются с берёзовыми вениками.
Картина «Весна», Аркадий Пластов
Картина «После бани», Кароли Лотц
Очевидно, банные процедуры толковались средневековыми пастырями как идея распущенности и греховности, что и послужило рождению легенды о «сборищах ведьм» и процветанию антисанитарии в городах средневековой Европы.
картина «Святой Иаков и маг Гермоген»
На гравюре Питера Брейгеля Старшего «Святой Иаков и маг Гермоген» изображён шабаш ведьм.
Иногда библейское происхождение слов происходят от лукавого и не соответствуют действительности, а истинный смысл забывается под воздействием христианской идеологии.
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
—Цитатник
Целительные секреты Степана Байдужего. Часть1. Целительн.
Крещение водой, привязано к природному явлению, которое происходит по закону Единого Творца и, в это.
Славянский праздник Водосвет-ВОДОКРЕС 19 января этот день славяне отмечали праздник Водосвет. С.
КАК ПРАВИЛЬНО ОТМЕЧАТЬ ПРАЗДНИК ИВАНА КУПАЛЫ? Огонь и вода остаются главными ат.
—Ссылки
—Фотоальбом
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
РУССКАЯ СЕДЬМИЦА_РУССКАЯ НЕДЕЛЯ_ДНИ НЕДЕЛИ!
Многие ли знают о том, что неделей у славян называлась вовсе не единица времени в семь дней, а последний день недели, именуемый ныне воскресеньем? Издавна на Руси «неделя» называлась седмицей (семь дней), неделей же (от «не-делающий», «не-дельный») был седьмой, выходной день седмицы. Вероятно также, что древняя славянская «неделя» изначально состояла из пяти дней, а семидневной она стала позже.
Откуда произошли названия дней и почему в современной неделе их 7? Известно, что семидневный вариант календаря не был единственным, встречаются упоминания о 3, 5, 8 (римские «восьмидневки», в которых дни «нумеровались» буквами от А до Н, где Н – базарный день), 9 (у кельтов), 10 (древнеегипетские декады), 14 дней (точнее, 14 ночей у древних германцев). Исторические источники датируют первые упоминания о семидневной неделе периодом Древнего Вавилона (около 2 тыс. лет до н.э.), оттуда эта традиция перешла к евреям, грекам, римлянам и арабам. Иудейский историк Иосиф Флавий уже в 1 веке н.э. пишет: «Нет ни одного города, греческого или же варварского, и ни одного народа, на который не распространился бы наш обычай воздерживаться от работы на седьмой день». Считается, что Индия также переняла 7-дневку из Вавилона.
У иудеев и христиан ответы на эти вопросы даёт Ветхий Завет, откуда становится ясным, что семидневная структура времени установлена Богом. Как известно, согласно библейской традиции: в первый день творения был создан свет, во второй – вода и твердь, в третий – суша, моря и растительный мир, в четвёртый – светила и звёзды, в пятый – животный мир, в шестой – создан человек и заповедано было ему размножаться, седьмой же день посвящён для отдыха.
Семидневная неделя оказалась весьма жизнеспособной, даже переход с юлианского календаря на григорианский не изменил последовательность дней, ритм нарушен не был. Есть и астрономическое объяснение семидневки. 7 дней – это приблизительно четверть лунного месяца. Наблюдение за фазами Луны было для древних наиболее доступным и удобным способом измерения времени. Более тонкое объяснение можно найти в соответствии семи видимых планет дням недели, и именно этот логический ход проливает свет на происхождение современных календарных названий дней недели.
Точно не известно, каким днём начиналась и заканчивалась в Древней Руси неделя. Считают, что в быту началом недели было воскресенье, а концом суббота, в церковной же практике неделя начиналась обычно понедельником и заканчивалась воскресеньем. После принятия христианства в 988-989 гг. на Руси был введён календарь «от сотворения мира» (по византийскому образцу) и Новый год праздновался 1 марта. При Иване III с 1492 года (7000 год от «сотворения мира») Новый год стал праздноваться с 1 сентября. Пётр I в 1700 году ввёл новый (юлианский) календарь «от Рождества Христова» и Новый год стали отмечать с 1 января. При советской власти в 1918 году был введён нынешний григорианский календарь, который идёт ныне впереди юлианского (старый стиль) на 13 суток (новый стиль), поэтому мы празднуем ещё и старый Новый год (14 января). Современной международной эрой является эра от Рождества Христова (в литературе она обозначается: до Р.Х. и после Р.Х., до или после нашей, или новой эры). Она была создана в 525 году римским монахом, папским архивариусом Дионисием Малым – скифом по происхождению. При составлении пасхалий Дионисий высчитал год рождения Христа – 754 год от основания Рима или 284 год до начала эры Диоклетиана. В VI веке эта эра распространяется в Западной Европе, а к XIX веку во всех христианских странах. В России же она была введена императором Петром I с 1 января 1700 года.
Таблица 1. Названия дней седмицы и недели на разных славянских языках.
Русский понедельник вторник среда четверг пятница суббота воскресенье неделя
Белорусский панядзедак аўторак серада чацвер пятнiца субота нядзеля тыдзень
Украинский понедiлок вiвторок середа четвер п’ятниця субота недiля тиждень
Болгарский понеделник вторник сряда четвъртък петък събота неделя седмица
Сербско-хорватский (кир.) понедељак уторак среда четвртак петак субота недеља недеља
седмица
Сербско-хорватский (лат.) ponedjeljak utorak srijeda cetvrtak petak subota nedjelja tjedan
Словенский ponedeljek torek sreda cetrtek petek sobota nedelja teden
Македонский понеделник вторник среда четврток петок сабота недела недела
Словацкий pondelok utorok streda štvrtok piatok sobota nedel’a týždeň
Чешский pondělí úterý středa čtvrtek pátek sobota neděle týden
Верхнелужицкий póndźela wutora srjeda štwórtk pjatk sobota njedźela tydźeń
Польский poniedziałek wtorek środa czwartek piątek sobota niedziela tydzień
В Древней Руси был известен счёт времени неделями, по семь суток в каждой. Отсюда и происходит древнерусское название недели «седмица». В отличии от многих древних календарей, в которых дни недели назывались по именам планет, посвящённых античным богам, древнерусские названия дней седмицы отражали их порядковое положение относительно «воскресенья», называвшегося «неделя» (от «не делать» – не работать, так как это был день отдыха).
Понедельник на английском – Monday, прямо перекликается с Луной – Moon, ещё нагляднее Dies Lunae (лат.), Lundi (фр.), el Lunes (исп.), Lundei (итал.). Названия понедельник из северных языков, например Mandag (шв.), Maanantai (фин.), Mandag (дат.) связаны с древнегерманским Manadagr – день Луны. На хинди понедельник – День Луны.
Вторник («второй после недели»). Название этого дня происходит от числительного «второй». В названии вторника Dies Martis (лат.), Mardi (фр.), el Martes (исп.), Martedi (итал.) мы без труда узнаём планету Марс. В Tiistai (фин.), Tuesday (англ.), Dienstag (нем.) и в других языках этой группы скрыто имя воинственного древнегерманского бога Тиу (Tiu, Ziu) – аналога древнегреческого Марса. На хинди вторник – День Марса.
Среда или середа (середина недели) происходит от прилагательного «средний». Посреди этот день стоит лишь в том случае, если считать с недели (воскресенья). Согласно народным поверьям, в среду не следовало переезжать на новое место – долго там жить не будешь, нанимать работников – сбегут и обкрадут, не начинать никаких новых дел и не поминать ведьм и нечистую силу. В славянских названиях «среда», «середа», а также в Mittwoch (нем.), Keskeviikko (фин.) заложена идея середины недели. Редко встречается древнерусское название среды «третийник».
Италийский бог Меркурий легко угадывается в следующих названиях среды: Dies Mercury (лат.), le Mercredi (фр.), Mercoledi (итал.) и el Miercoles (исп.). Wednesday (англ.) происходит от Wodensday, означающего день Водена (Вотана). Этот же персонаж скрыт в Onstag (шв.), Woenstag (гол.), Onsdag (дат.). Воден – необычный германский бог, изображаемый высоким, худым стариком в чёрном плаще. Этот бог прославился изобретением рунического алфавита, что проводит прямую параллель с богом-покровителем письменной и устной речи – Меркурием. По легенде Воден (Вотан) ради знаний пожертвовал одним глазом. Заметим тако же, что астрологически Меркурий считается средней, бесполой планетой – ни мужской, ни женской. На хинди среда – день Меркурия.
Четверг (четвёртый день седмицы). В славянских языках название этого дня происходит от числительного «четвёртый». В четверг тако же не следовало делать кваса, чтобы «ворона не искупала в нём своих детей». Латинское название четверга Dies Jovis, День Юпитера, дало начало Jeudi (фр.), Jueves (исп.), Giovedi (итал), а вот Thursday (англ.), Torstai (фин.), Torsdag (шв. и дат.), Donnerstag (нем.) и прочие похожие названия имеют прямую связь со скандинавским богом-громовержцем Тором, аналогом римского Юпитера. На хинди четверг – день Юпитера.
Пятница (пятый день после «недели»). Пятница, согласно народным приметам, хуже понедельника и среды вместе взятых. Замужним женщинам нельзя мыть голову, птицеводам – сажать куриц на яйца, мужчинам – выполнять женскую работу (ибо каждая пятница почиталась «женским днём»), иначе их ждут либо ногтоеды, либо неизлечимые заусенцы. Ну и, конечно же, нельзя начинать новое дело: кто в пятницу новое дело начинает, у того оно будет пятиться. Римская богиня Венера хорошо видна в названиях пятницы: Vendredi (фр.), Venerdi (итал.), чуть приглушённее в Viernes (исп.), английское же Friday, Fredag (шв.), Freitag (нем.) имеет параллель со скандинавской богиней плодородия и любви Фрейей (Фригге), аналогом греческой Афродиты и римской Венеры. На хинди пятница – День Венеры.
Суббота (по-славянски «шестерка» «шестерик») получила своё название от еврейского слова «саббат» (шаббат, шабаш), в иудаизме – седьмому дню (еврейской «не-деле»), в который следует воздерживаться от работы. С этим же днём недели связано и современное русское выражение «шестерка» в значении «неверный», «неопределённый», «двуличный», так как исконное название дня недели не сохранилось не в одном из славянских языков, а было, фактически, насильно применено нам известное слово «суббота». Вместе с христианством это название этого дня распространилось по всей Европе, дошло до Руси и уже тут приобрело своё современное звучание. Суббота – день светлый, хороший, лёгкий. В отличии от иудейских законов, русские приметы напротив советуют начинать в этот день новые дела, отправляться в дорогу, переезжать на новое место жительства. И не забыть переменить бельё на воскресенье.
Название римского бога Сатурна однозначно проглядывается в Saturday (англ.) и Saturni (лат.). Еврейское название «суббота», el Sabado (исп.), Sabato (итал.) и Samedi (фр.) восходят к ивритскому «шаббат», означающему отдых и покой. В этом смысле с Шаббатом удачно перекликается одно из астрологических значений Сатурна – неподвижность и концентрация. Интересно, что славянские языки, в этом отношении едины с латинскими, и их «суббота» тоже родом от «Шаббата». Lauantai (фин.), Lordag (шв.), Loverdag (дат.) сходны с древненемецким Laugardagr и означают «день омовения», откуда мы узнаём, что раз в неделю древние мылись обязательно. На хинди суббота – День Сатурна.
Воскресенье (воскресение) – еженедельный христианский праздник, ставший на Руси названием дня недели, установленный в честь воскресения Иисуса Христа на третий день после распятия. Русские народные приметы советуют посвящать этот день Богу. Это День Солнца по-латински, английски и немецки, во многих языках этот день обозначается различными вариациями слова «Sun/Son» (Солнце). Domingo (исп.), Dimanche (фр.), Domenica (итал.) в переводе означают «День Господень» и наверняка являются «наслоением» принесённым в Европу вместе с христианством. Русское «воскресенье» появилось таким же способом, заменив собой старое название этого дня «неделя», успешно сохранившиеся в других славянских языках (что видно из таблицы 1).
Таблица 2. Сопоставление названий дней седмицы, богов и планет им соответствующих.
День Бог Планета Описание (астролог.) Примеры
Понедельник Род? Луна Хранитель ритмов и традиций. Современные Родоница (Радуница), Духов день.
Вторник Морена Марс Энергия, со-бытие и собрание. Навий день, Усопшие Родоницы, Задушные поминки.
Среда Ярила? Меркурий Общение, перемены и обновления. В среду в канун Благовещенья сжигаются старые, слежавшиеся за зиму соломенные постели. Проводы русалок.
Четверг Перун Юпитер,
Небо Развитие, организация (чего-либо), миропорядок. Четверг накануне Благовещенья называется чистым, то есть светлым; крестьяне ходят в чистый четверг на проруби и закликают Весну. Современные Семик и Русальный великдень.
Пятница Лада,
Макошь? Венера Понимание, лад, красота. День Макоши, Параскева-Пятница – женский и девичий праздник.
Суббота Стрибог? Сатурн Порядок и ответственность, связь с прошлым и будущим. Родительская суббота перед Масленицей, Дмитриевские деды, Клечальная родительская суббота.
Воскресенье Даждьбог Солнце Сияние, яркость, авторитетность. Красная горка. Дни, когда «не-делают», не работают – старое название воскресенья.
Понятие «воскресенье» появилось на Руси лишь после принятия христианства и, поначалу, воскресеньем называли только один день – день начала празднования Пасхи. Только в XVI веке появилось воскресенье как отдельный день «седмицы». О происхождении самого слова «седмица» судить чуть труднее. Было ли оно исконно русским или пришло вместе с азбукой Кирилла и Мефодия? Если это слово было частью языческого древнеславянского календаря, то почему оно вошло в христианский церковный язык? Нынешний православный христианский календарь сплошь состоит из седмиц. Если же принять во внимание, что до сих пор седмицей называется «неделя» в Болгарии и что древнейшие славянские письмена на кириллице (IX-X вв.) были обнаружены также на болгарской территории, то клубок начинает постепенно распутываться. А когда становится известным, что братья-греки Кирилл и Мефодий с детства владели, помимо греческого, древнеболгарским языком, то мы можем сделать предположение, что «неделя», скорее всего, из Болгарии.
По одной из популярных версий старое русское «неделя» (как день) называлось так потому, что в этот день ничего «не делали», отдыхали. А понедельник означает, что он следует после «недели» (нынешнего воскресенья), вторник – второй день после «недели». Среда, будучи по неоспоримому смыслу серединой недели, указывает на то, что начало недели попадает на воскресенье. Любопытно также, что само слово «неделя» калька с греческого apracos, т.е. не-делающий, не-дельный, праздный. Другими словами, вероятно, что само слово «неделя» было привнесено в русскую культуру оттуда же, откуда и воскресенье.
Таблица 3. Реконструкция исконных славянских названий дней седмицы.
Современная неделя Славянская седмица
Понедельник Понедельник, Понеделок
Вторник Вторник, Второк
Среда Среда, Середа. Третейник
Четверг Четверк, Четвер
Пятница Пятница, Пятник, Пятак
Суббота Шестерка, Шестерик, Шестица
Воскресенье Неделя Возможно ли существование другой, более древней недели у славян? Совершенно очевидно, что вторник, четверг и пятница содержат порядковый смысл числительного во всех славянских языках. Даже среда, как известно из старинных источников, имело порядковое название – третийник. Если считать понедельник первым днём, вторник – вторым и так далее, то возникает проблема со средой, которая не оказывается в середине недели. Серединой недели становится четверг, что не логично по всем пунктам. Как же сделать так, чтобы среда была посередине, вторник вторым, четверг четвёртым, пятница пятым днём недели? Сделать это можно лишь одним способом. Следует принять к сведению, что древняя неделя у славян, и на Руси в частности, вполне могла быть 5-ти дневной. В этом случае и среда будет посередине и порядковые названия дней недели будут соответствовать их очерёдности. Гипотеза заключается в том, что древняя неделя была пятидневной, а два других дня (week-end) – субботу (Шаббат) и неделю-воскресенье пристегнули к русскому языку позже.
Источники:
Славянская Библиотека, Славянская седмица