Как на руси называли рубаху
«Косоворотка» – традиционная мужская рубаха
Косоворотка относится к части национального русского костюма. По этой причине такие рубахи шили красивыми, чтобы продемонстрировать то, чем гордится русский народ. В современных костюмах до сих пор используют элементы традиционных украшений, пришедших в моду от наших прабабушек и прадедушек.
Достаточно вспомнить, что многие фольклорные исполнители и коллективы выступают на сцене в костюмах, сшитых по выкройкам национальных славянских костюмов. За это хочется поблагодарить исполнителей народной песни. Они сохраняют традиции русского народа.
Косоворотка в истории
Рубашка была самым востребованным предметом в гардеробе не только простого крестьянина, но и у знати. Только знатный господин носил рубаху из дорогой материи, шёлка, например.
Слово «косоворотка» очень давно ушло из обычного употребления. Но в старину даже повседневные рубахи обязательно были украшены вышивкой, от этого они выглядели нарядными. Название этого вида одежды произошло из-за слияния двух слов «косой» и «ворот».
Первое упоминание о косоворотках встречаются в 17 веке, но известно, что появились они гораздо раньше. Скорее всего косой разрез появился от монголо-татар, так как они использовали в своей одежде такой приём разреза.
Музыкальные народные коллективы используют косоворотку как сценическую одежду / show-yuzhane.ru
От чего сместился разрез
Прямой разрез сместился в русской косоворотке влево, чтобы защитить нательный крест, так он надёжно прятался за полотном рубахи. Другая версия предлагает раскрыть появление косого ворота из-за сильных ветров, которые с трудом преодолевали такой крой.
Косой ворот не давал нательному крестику выпадать во время работы / colybel.ru
Косоворотки для мужчин
Мужские рубахи изготавливали из конопляного полотна, потом появился хлопок, лён и шёлк. У простого народа косоворотки использовались как верхняя одежда, знать носила как нижнее бельё. Рубаху носили навыпуск, подпоясывая её кушаком.
Косоворотки подразделялись на разные виды: ту, которую надевали во время жатвы или покоса, называли покосницей. Были и свадебные рубахи, которые хранились и передавались по наследству. Кроме специальных праздничных косовороток, были ещё и обычные повседневные. Со временем косоворотки стали красить, и самая нарядная, которую надевали женихи, была красного цвета.
Самая русская рубашка – косоворотка / © Ольга Folkruss / livemaster.ru
Косоворотки для женщин и детей
Рубашки были основой для женских и детских костюмов, которые шились длинными, а поверх них надевали сарафан. Женские рубахи тоже предполагались для разных случаев: на каждый день, жатвенная, траурная, свадебная, для мистических обрядов, рубашка для невест, которую носили за неделю до свадьбы.
Первыми пелёнками младенца были ношеные косоворотки отца или матери, они служили оберегом малыша. До 3 лет родительские косоворотки защищали ребёнка, только позже детям шили одежду из новой ткани.
Русская национальная одежда косоворотка на современной женщине выглядит очень стильно / © РУССКИЙ СТИЛЬ / livemaster.ru
Значение узоров, вышитых на косоворотках
Вышивка оберегала своих хозяев, потому что специальные символы (ромбы – солнце) отводили беду. Барвинок – символ жизни, а виноград – плодородия. Цвета, используемые в вышивке – красный и чёрный. Вышивка – это любимое украшение русских и украинских косовороток и вышиванок.
Косоворотка перешла и в современную моду: рубашки для мужчин по-прежнему склонны к использованию косового разреза. Многие дизайнеры создают специальные коллекции в этно-стиле.
Цитаты из литературных произведений
Не только мода полюбила косоворотку, как вид красивой одежды, но и поэты и писатели отдавали дань времени, о котором писали, и не забывали упомянуть о такой рубахе, если её носили их герои.
У Горького мы встречаем в его произведении «Жизнь Клима Самгина» такое упоминание о традиционной русской рубахе:
«Оратор — небольшого роста, узкогрудый, в сереньком пиджаке поверх темной косоворотки, подпоясан широким ремнем, растрепанные, вихрастые волосы делают голову его не по росту большой, лицо его густо обрызгано веснушками».
Куприн в своей «Яме» тоже упомянул косоворотку:
«Случилось точно чудо: лежавший человек вдруг вскочил, точно какая-то пружина необыкновенной мощности мгновенно раскрутилась под ним. Он сел на диване, быстро потер ладонями глаза, лоб, виски, увидал женщину, сразу сконфузился и пробормотал, торопливо застегивая косоворотку…».
Максим Горький и Лев Толстой сами носили косоворотки, поэтому знали, о чём писали в своих романах, рассказах и повестях. Как видим, косоворотка – это любимый вид одежды и для искусства, и для жизни.
Про русскую рубаху
По отрывочным данным, дошедшим до нас из глубины веков – таким как литературные источники, древние рисунки и найденные в раскопках кусочки одежды, металлические украшения и детали костюмов – мы имеем представление о древнерусской одежде.
Одежда в жизни наших предков имела очень большое значение, по ней можно было узнать про человека практически все, из какой местности он родом, какого роду-племени, его общественное положение и «гражданское состояние» — совершеннолетний или нет, сочетался ли браком и так далее.
Как говориться — «Встречают по одежке, провожают по уму»
Древнейшее известие о русской княжеской одежде принадлежит византийскому историку Льву Диакону XII в. Описывая свидание князя Святослава с императором Иоанном Цимисхием, Лев Диакон так рисует облик русского князя: «Видом он был таков: роста умеренного, ни сверх меры высокого и не слишком малого, с густыми бровями. Глаза у него голубые, нос плоский; бороды у него не было, но сверху над губой свисающие вниз густые, излишне обильные волосы. Голова у него была совершенно голая; на одной ее стороне висел локон, означающий благородство происхождения; шея крепкая, грудь широкая, и весь стан очень хорошо сложенный. Казался же он угрюмым и мрачным. В одном ухе висела у него золотая серьга, украшенная, жемчужинами, с рубином посередине. Одежда на нем была белая, ничем от других не отличающаяся, кроме чистоты». Здесь одежда князя состоит из простой рубахи и ни чем не отличающаяся от княжеской свиты.
Слово «одежда» является заимствованием из церковно-славянского языка и обозначает совокупность предметов, которыми прикрывают тело. Оно развилось из праславянского слова odedja. В древности чаще использовали слово — «одёжа».
«Портки» в древности произносили иначе — «порты». Родственно глаголу «пороть» («вспороть»), а по-древнерусски «резать». Так называли всю одежду, древнее значение — «одежда вообще» — сохранилось для нас в слове «портной». Языковедами отмечен и ещё один смысл — «кожа с задних ног животного», в дальнейшем «порты» всё чаще обозначали одежду для ног. Пока не превратились в «портки».
Итак, рубаха
Рубаха — самая древняя и важная часть крестьянского костюма. Рубаха как встречала человека на пороге в этот мир, сопровождая всю его жизнь, так и на пути в мир иной человек тоже был облачен в рубаху. Она часто соотносилась с судьбой человека. Например у восточных славян считалось, что если продать свою рубаху значит продать и свое счастье.
Основу славянского костюма составляла длинная рубаха, являющаяся архаичным видом как женской, так и мужской одежды. В источниках часты упоминания ветхой простой одежды «руб», «рубищ» — «кусок, отрез, обрывок ткани» — и родственно слову «рубить», имевшему когда-то ещё и значение «резать». Надо думать, история славянской рубахи действительно началась в глубине веков с простого куска ткани.
По конструкции русские рубахи разделялись на цельные, изготавливавшиеся из цельных полотнищ ткани, и составные, которые шили из двух частей. Как правило, верхняя и нижняя части выполнялись из разной ткани. Верх — из тонкого льняного холста, ситца, миткаля; низ — из грубого льняного или конопляного холста.
Самой первой пелёнкой для новорожденного чаще всего служила рубаха отца (мальчику) или матери (девочке). Так поступали потому, что верили в священную силу предметов и одежы. Пытаясь таким способом заслонить неокрепшего маленького человека, уберечь от порчи и сглаза.
Детская одежда древних славян была одинакова для девочек и для мальчиков она не имела половых различий и состояла из одной длинной, до пят, полотняной рубахи. Обычно мальчики и девочки ходили в рубахах, перешедших от старших сестер и братьев, или перешитые из старых вещей родителей.
Венчальная рубаха («калинка», «долгостанец», «исцеленница») как часть свадебного наряда являлась символом невинности невесты
Право на «взрослую» одежду дети получали только после обрядов инициации. А он в разных местностях и даже семьях проводился в разное время. Бывало, что девушка до свадьбы ходила в рубахе, «венчальная рубаха» считалась символом невинности невесты.
Любящие матери всегда старались украсить детскую одежду. Скорее всего, ворот, рукава и подол рубашки покрывала обильная вышивка. Это тем более вероятно, что вышивка обладала в древности оберегающим смыслом.
Археологами обнаружены только ниточки бус, тонкие проволочные колечки, которые вплетались в волосы, да подвески-бубенчики, сделанные из меди или бронзы, реже из серебра. Чаще всего их носили у пояса, иногда по нескольку штук слева и справа, привешивая на длинную нитку, шнурок или ремешок таким образом, чтобы при каждом движении слышался звон. И это была не только забава, а скорее всего дополнительный способ присмотреть за ребёнком. Всё так, но для древних людей бубенец был в первую очередь одной из эмблем Бога Грозы, звон подвески должен был отпугивать всякую нечисть.
Рубашка определялась фактически как вторая кожа, то есть вторая сущность человека, на ней оформлялись детали и вышивка, особенно все отверстия: рукава, ворот, подол, покрывались вышивкой, которая содержала языческие символы. По мнению древних, это оберегало и тело, и душу человека, который носил эту рубаху (одежду).
Свадебная рубаха жениха из Суджанского уезда выполнена из белой домашнего приготовления хлопчатобумажной ткани в крупную красную клетку в сложной технике многоремизного ткачества
Иногда встречался в рубахах и воротник «стоечкой» но это крайне редко, разрез от ворота был прямой посередине, иногда бывал и косой либо справа, либо слева. Именно ворот был особенно «магически важной» деталью одежды — ведь именно через него в случае смерти вылетала душа. Желая по возможности этому помешать, ворот столь обильно оснащали охранительной вышивкой, у богатых людей это было золотое шитьё, жемчуг и драгоценные камни, со временем он превратился в отдельную «наплечную» часть одежды — «ожерелье».
У рубах были длинные и широкие рукава, запястья схватывались тесьмой, а по случаю праздника тесьму заменяли браслетами («обручами»). Рукава подобных рубах были много длиннее руки, в распущенном виде они достигали земли. Это все носило ритуальный, религиозный характер. Сохранился браслет XII века (сделанный, кстати, как раз для такого праздника-священнодействия) на нем изображен ритуальный танец девушки. Длинные волосы её разметались, руки в спущенных рукавах взлетают, как крылья птицы. Учёные думают, что это танец дев-птиц, приносящих земле плодородие. Южные славяне называют их «вилами», у некоторых западноевропейских народов они превратились в «вилис». Праздничные рубахи передавались в семье из поколения в поколение как семейное сокровище.
Такие рубахи преобладали в Московской губернии. Вокруг горловины рубаха собиралась на сборки, которые закреплялись узкой обшивкой (цветной или расшитой). Здесь бытовали рубахи различных типов конструктивного решения (кроя). Рубахи с прямыми поликами, присоединёнными по основе, носили с распашным косоклинным сарафаном. Более
Мужская рубаха. XIX век
поздним вариантом была бесполиковая рубаха, у которой рукава имели клинья, сужающиеся к запястью руки.
А холщовые белые рубахи северные крестьянки носили с сарафанами. В XVIII веке и в первой половине XIX века сарафаны делали из однотонной, цветной ткани: синего холста, бязи, красной крашенины, черной домотканой шерсти. Это подчеркивало яркую и узорную вышивку рубах и передников. Косоклинный покрой сарафана имел несколько вариантов. Наиболее распространенным был сарафан со швом посередине переда, отделанным узорными лентами, мишурным кружевом и вертикальным рядом медных и оловянных пуговиц.
Русская рубаха: история и традиции
Сегодня наш разговор пойдет об истории русской традиционной мужской рубахи с раннего средневековья и до наших дней.
Само слово «рубаха» однокоренное со словом «рубить» корня «РЪБ», что имело значение «строить, кроить, оформлять». Еще одно слово, которым называется мужская нательная одежда, — «сорочка», «сорочица», «срачица», — употребляется в значении «одежда, крестьянская рубаха». Одно из самых известных названий, встречающихся в современности, — «косоворотка».
На территории будущего древнерусского государства проживали восточнославянские племена, каждое из которых обладало собственным характерным набором деталей одежды. Есть попытки реконструкции внешнего вида древних славян, но подробнее на этом мы не будем останавливаться, а перейдем непосредственно к мужским рубахам периода древнерусского государства.
Рубаха в Древней Руси
На сегодняшний день мы имеем немного источников по мужским рубахам в средневековье, тем не менее по ним можно составить представление о древнерусской одежде.
Исследователь Сабурова М.А. провела подробное исследование [1] мужских погребальных рубах XI-XII веков, найденных на территории Владимиро-Суздальского княжества. Их особенность заключается в том, что сохранились лишь фрагменты с вышивкой: воротники, подолы, манжеты (в иных случаях, располагавшиеся пуговицы указывали на наличие ворота). Затруднение вызывает восстановление кроя рубахи. Исследователи предполагают, что она имела туникообразный крой, который прослеживается в более поздние времена и дошел до наших дней в традиционной одежде (рис. 1). Аналогичный крой имел место у наших северных соседей — скандинавов.
Рис. 1. Прямой туникообразный крой
Туникообразные рубахи имели как круглый, прямоугольный, либо трапециевидный вырез голошейкой, то есть без воротника-стойки, так и круглый вырез с воротником-стойкой, исследователи объясняют это византийским влиянием. Неслучайно, сохранившаяся до наших дней далматика XII века из венского музея, сшитая по византийской моде, имеет аналогичный разрез и украшения. По всей видимости, византийская мода была распространена во Владимирском княжестве и в древнерусских землях (рис 2). Большая часть воротников имели разрез слева, за редким исключением — справа или посередине. (Вот где начинается история косоворотки!)
Рис. 2. Византийская далматика ХII века
Найденные фрагменты состоят из шелковой ткани, поверх которой нашит золототканый позумент, либо выполнена вышивка золотыми или шелковыми нитками, пуговицы как правило бронзовые, с позолотой и без. В основу стоек нередко закладывалась береста или кожа, образуя жесткий стоячий воротник.
Сама ткань рубах была растительного происхождения (лен, крапива) либо из шелка.
Аналогичные фрагменты встречаются также и в Новгородской земле, В частности, фрагмент рубахи из погребения XIII века в Софийском соборе, украшенный сюжетом вознесения Александра Македонского (рис. 3) и фрагмент стойки рубахи Владимира Ярославича (рис. 4).
Рис 3. Погребальный фрагмент ХII-ХIII века Рис 4. Погребальный ошейник Владимира
Само собой, что такие богато украшенные рубахи принадлежали знати, однако и крестьяне, и иные категории населения носили аналогичную по крою одежду, но имеющую отличие в материале и богатстве отделки. Представление о том, как выглядели подобные рубахи, мы можем получить из одной из псковских книжных миниатюр XIII века: на ней запечатлен отдыхающий крестьянин в туникообразной рубахе с прямоугольным воротом и разрезом сбоку (рис. 5). Украшались такие рубахи чаще всего растительным или простейшим орнаментом (рис. 6-8).
Рис 5. Отдыхающий крестьянин Рис 6. Фрагменты одежды из Суздальких погребений Рис. 7. Фрагмент вышивки Рис 8. Фрагмент вышивки
Рубаха в Позднем Средневековье
Для эпохи XV-XVII века у нас гораздо больше источников, в том числе целых вещей, благодаря которым мы можем узнать и крой, и декор изделий. Большая часть экземпляров найдена в процессе раскопок на территории московского кремля и хранится в музеях московского кремля и в ГИМе.
Одна из последних находок (2007 год) относится к XV веку (рис. 9). Это туникообразная рубаха с круглым вырезом и разрезом посередине, на которой мы можем видеть фрагмент подоплеки — куска ткани, который пришивался изнутри рубахи, предохраняя её от истирания. Аналогичный приём сохраняется и до наших дней в традиционных рубахах разных регионов.
Рис 9. Рубаха ХV века
Большой набор разных рубах, найденных в процессе раскопок, относящихся к XVI-XVII векам, являют собой туникообразные рубахи с подклинками, длиною до колен, между боковыми деталями и рукавом вставлена квадратная ластовица. Форма воротника чаще всего голошейки (без ворота-стойки). Встречается с прямоугольным/квадратным вырезом и разрезом сбоку, как в более раннюю эпоху (рис. 10-11), так и с круглым воротом и разрезом посередине (рис. 12).
Рис 10. Рубаха XVII века из ГИМа Рис 11. Рубаха XVII века из ГИМа, фрагмент вышивки (реконструкция) Рис. 12. Схема кроя мужских рубах ХV-XVII веков
Отличительной особенностью рубах этой эпохи, как отмечает исследователь И.И. Елкина (более подробно вы сможете узнать из статьи И.И. Елкиной [2]), является наличие застежек-разговоров, выполненных либо из свернутой ткани, либо из сплетенного из ниток сутажа, одна сторона которого образовывала пуговицу, а другая — петлю. Располагался разрез как сбоку (рис. 13, 14), так и посередине (рис. 15, 16).
Рис 13. Рубаха из безымянного погребения Рис 14. Детская рубашка из ГИМа с разрезом слева. Реконструкция Рис 15. Рубаха Федора Бельского Рис 16. Рубаха Федора Иоанновича
Также в швах рубахи имелась тесьма из красной ткани либо прошивка из сутажа, служившая украшением. Обязательным было наличие подоплеки на всех рубахах. В некоторых случаях воротник и манжеты могли украшаться золотной или шелковой вышивкой в технике тамбур (рис. 17,18,19, 20). На подоле рубахи делался разрез для удобства шага. Материалами для рубахи служили растительные ткани белого цвета либо шелк.
Рис 17. Рубаха из царских погребений Рис 18. Вышивка на рубахе из погребения Рис 19. Фрагменты сохранившихся воротников Рис 20. Фрагмент вышивки манжета
Среди исследователей есть мнение, что это погребальные рубахи, отличающиеся от повседневных. Однако всё же возобладает мнение о традиции хоронить в лучших/праздничных/свадебных рубахах в средневековье. Примечательно и то, что согласно описаниям иностранцев (например, Д. Флетчера, бывшего в Москве в 1589 году) имел место обычай носить две рубахи — нижнюю («срачица»), выполненную из легкой ткани без украс, и верхнюю («вершница»), которая была изукрашена шитьем. Такой обычай имел место и с раннего средневековья.
Мужские рубахи в Новое время (XVIII—XIX века)
От необычных царских и боярских рубах XVII века перейдем к одежде староверов в Новое время. Прежде всего, стоит сказать, что крой мужской рубахи удивительным образом конструктивно почти не менялся до XX века. Он оставался схожим для разных слоев населения и сословий, отличаясь только тканью и богатством отделки.
Мы имеем крайне мало сведений о крестьянских и староверческих рубахах в XVIII веке. Интересны лишь упоминания, касающиеся цвета. Так, Польский собор 1752 года в статье 41 запрещает юношам ношение красных рубах.
Любопытно, что в среде старообрядцев «поляков» и «каменщиков» Алтая сохранился туникообразный крой с вошвами и квадратным вырезом с боковым разрезом (рис. 21,22). Отличает эти рубахи обилие вышивки в разной технике — поддевчатый, тамбурный, досюльный и наборный швы.
Рис. 21. Рубаха поляков Алтая Рис 22. Рубаха каменщиков Алтая
В XIX веке на уральских заводах рубаха-голошейка с круглым вырезом и боковым разрезом, изготавливаемая из кумача или шелка (для праздничной вещи), либо «своедельщины» (самотканого материала, используемого при повседневной носке), была характерна для старообрядческого населения. Ворот и разрез, как правило, были украшены сутажным золотным «гасником»-шнурком, характерным для зажиточного населения заводов и купцов: «Но большая часть купцов и мещан носят … рубашку из холста, но более из красной пестрели, а не редко и из шелковых материй с косым воротом, обложенным шелковым или золотым шнурком….», — отмечает Н.С. Попов, член русского экономического общества в 1804 году. Данный приём происходит от мужской одежды XVII-XVIII веков. Гасник держал литые пуговицы округлой формы. В некоторых случаях гасник и пуговицы могли быть золотыми, но чаще всего — бронзовыми или из серебра (рис. 23). Во второй половине XIX века голошейки почти полностью вытесняют рубахи с воротом-стойкой.
Рис 23. Мужская шелковая туникообразная рубаха жителя уральских заводов XIX века. Реконструкция
Среди старожилов пермского края и коми-пермяков бытует крой мужской рубахи с подклинками сзади, напоминающий крой рубах 15-17 веков (рис. 24, 25). Они также украшены обилием тканого орнамента и закругляющейся вышивкой по вороту в технике набор и имеют стойку. Аналогичного вида рубахи бытовали в конце XIX века в среде прибалтийских поморцев. Отличала их только прямота линий, что объяснимо вхождением в моду пиджаков (рис. 26). Таким же образом объяснимо и появление рубах с косой планкой в начале XX века, имевших место и в среде староверов (рис 27, 28).
Рис 24. Комплекс пермских старожилов. Вид спереди. Реконструкция Рис 25. Комплекс пермских старожилов. Вид сзади. Реконструкция Рис 26. Поморцы Прибалтики, конец XIX века Рис 27. Рубаха с косой планкой. С. Голубковское, Алапаевского р-на Свердловской области Рис 28. Шелковая рубаха с косой, планкой и кармашком под часы. Начало XX века. Село Коптелово, Алапаевский р-он Свердловской области
Мы рассмотрели самые экзотичные рубахи, и стоит сказать, что большинство бытовавших рубах имели прямой туникообразный крой с боковой планкой и воротом-стойкой. Повседневные изготавливались из пестряди (клетчатой ткани) (рис. 29) либо неокрашенного холста, праздничные же из покупного материала, белого тонкого холста, украшенного вышивкой (рис 30).
Рис 29. Повседневная пестрядиная рубаха туникообразного покроя, начало XX века. Режевской исторический музей Рис. 30. Праздничная рубаха с вышивкой в технике гладь. Начало XX века. Нижне-Синячихинский музей-заповедник
Впоследствии крой начинает изменяться. К концу XIX века появляются рубахи на кокетке (рис. 31), формирующиеся под влиянием городской моды и неорусского стиля. В эту же эпоху в городской среде и среде интеллигенции ношение косоворотки становится символом инакомыслия и иногда — принадлежности к революционным идеям.
Рис 31. Сибирский крестьянин-смотритель в рубахе на кокекте. 1890 г.
Моленные же рубахи оформлялись как отдельный вид одежды, постепенно становясь однотонными, выполненными из своедельщины либо из богатых покупных материалов (в зависимости от согласия), иногда были аналогичны праздничным (рис. 32). И вместе с модой менялся и их крой. На сегодняшний день мы имеем в употреблении как рубахи старинного туникообразного кроя, так и уже рубахи нового городского кроя с втачным рукавом.
Рис 32. Молельная рубаха из с. Захарово Пермского края. Поповцы. Начало XX века
Мужские рубахи в XX и в XXI веках
В эпоху «русского стиля» внешний вид продолжает изменяться. Из туникообразного кроя уходят боковые детали, которые либо заменяются подклинком, либо сшиваются одним швом. Они становятся заметно короче (чтобы не торчали из-под пиджака, а также появляются прямые брюки, вместо традиционных портов) и в целом испытывают большое влияние городской моды. Из города приходит втачной и фигурный рукава, плечевой шов (рис. 33). Именно в это же время под влиянием косоворотки появляется и гимнастерка для русской армии.
Рис 33. Поздняя рубаха, состоящая из двух деталей, с плечевым швом и фигурным рукавом. Музей села Голубковское. Алапаевский р-он Свердловской области
Это связано не только с вхождением в моду пиджаков и брюк, но и повышающимся мастерством швей, которые теперь могут выкраивать более сложные детали.
Большая часть дошедших до нас моленных и повседневных рубах староверов имеет именно такой поздний крой (рис. 34).
Рис 34. Поздняя рубаха из с. Быньги со втачным рукавом
В 20-е — 30-е годы формируется рубаха с отложным воротником (рис. 35, 36), а еще позднее вытесняется городской сорочкой, оставшись только в обиходе староверов в качестве моленной одежды и как часть культуры престижа. Среди староверов Северной и Южной Америки вошли в моду рубахи из покупных тканей кислотных оттенков, с «перехватами»-манжетами на рукавах и планкой посередине. Они украшаются шелковой машинной и ручной вышивкой в технике и приобрели свой неповторимый стиль (рис. 37).
Рис 35. Шелковая рубаха с отложным воротником. 20-е годы XX века. Нижне-Синячихинский музей-заповедник Рис 36. Рубаха с отложным воротником. 20-е годы XX века. Музей села Голубковское, Алапаевский р-он Свердловской обл. Рис. 37. Староверы штата Огайо. Конец XX века
Стоит отметить, что наметились и некие идентичностные различия в рубахах. Например, уральские часовенные «своей» считают рубаху с прямым рукавом и боковой планкой, тогда как рубахи с манжетами и планкой посередине называют «американскими гимнастерками».
В начале XXI века на фоне интереса к корням появляются бренды, предлагающие современную русскую одежду. И, конечно же, русскую мужскую рубаху не обошли стороной. Один из самых известных молодых брендов, у кого это всё-таки получилось (сделать косоворотку вновь актуальной), — это VARVARA ZENINA, г. Москва.
Советский союз привнес свои изменения, и зачастую в городах даже в качестве моленной рубахи используются обычные сорочки, перетянутые веревочкой-пояском. Но мы надеемся, что богатое наследие русской традиции и традиции староверов как его частное проявление не канет в лету и современники с теплотой вновь вернутся к ношению своих родных косовороток не только на молитву, но и в повседневной носке!