Как на руси называли алкашей
Пётр I пьяницам придумал название «питух»
Миф о пьянстве русского народа.
А вот несколько исторических фактов, опровергающих этот миф.
Известно, что в Древней Руси пьянства не было вовсе. Население Древней Руси не выращивало виноград, и вино для Причастного таинства привозилось из Византии. Хмельными напитками были сбродивший мёд и пиво.
Вино же на Руси служило в лечебных целях и появилось при следующих обстоятельствах.
Одним из излюбленных напитков русского народа издавна был квас, который был очень полезен и использовался не только как питьё. Уже в X столетии квас не просто пили, но поддавали им пару в русской бане, а также обливались им для здоровья. Общеупотребимым квас стал после того, как епископ новгородский Нифонт дозволил монахам пить в праздничные дни и в пост квас и мёд, так как он очень полезен для здоровья.
В «цивилизованной» Европе с пьянством дела обстояли иначе.
Одной из любимых в русском застолье была шутка с раками, которые подавались невоздержанному в питии гостю, дабы более так себя вести было не повадно. Огромное серебряное блюдо, на котором располагалась изрядная горка красных раков, посыпанных зеленью, мгновенно привлекало внимание. Стоило нерадивому, напившемуся гостю попытаться вывернуть клешню или переломить панцирь, как рак начинал активно шевелиться, пугая гостя. Остальные же гости от души смеялись над его криками. Секрет такого розыгрыша довольно прост: раков незадолго до подачи клали в водку, где они и засыпали, меняя при этом цвет панциря на красный, будто его уже сварили.
Если исторически пьянство не являлось отличительной чертой Руси, как же появилась на Руси водка, которую многие ошибочно считают русским изобретением?
Иван Грозный строго ограничил питьё спиртных напитков. В 1565 году в столице открылся первый «царёв кабак», входить в который могли лишь люди из царского круга, в первую очередь, опричники. Для пития простому люду были жёстко определены лишь праздники Рождества, Дмитриевская суббота да Святая неделя. За употребление водки в иное время наказывали плетьми, батогами и даже тюрьмой.
«Винные статьи» по «кабацкой части», действовавшие в Сибири при Петре Первом, свидетельствуют о том, что он к пьяницам также не благоволил и присвоил им специальное название «питух». В регламенте он делил их на три категории: «питух» из простого народа наказывался битьём палками; «питух» из чиновных людей наказывался наставлениями воевод; «питух» из людей гулящих наказывался принудительными работами.
При таких ограничениях о каком постоянном пьянстве вообще может идти речь?
В XVI веке в Германии всё обстояло ещё хуже, водка продавалась буквально на каждом углу. Этот век немцы даже прозвали «пьяным столетием». Основатель лютеранства Мартин Лютер, между прочим, сам завзятый любитель пива, писал в 1541 году: «К сожалению, вся Германия зачумлена пьянством; мы проповедуем и кричим, но это не помогает». В унисон ему с горечью вторит другой деятель Реформации Ф. Меланхтон: «Мы, немцы, пьём до полного обессиливания, до потери памяти и здоровья».
Мало кто знает, что на Руси порой наблюдалось коллективное воздержание от употребления алкоголя. В конце 1850-х годов «завязала» Ковенская (территория нынешней Белоруссии) губерния, к ней присоединились Виленская, Гродненская, другие соседи. Некоторые зарекались не пить до определённого срока, скрепляя свой зарок грамотой. Другие давали клятвы перед иконой.
В июле 1889 года крестьяне деревни Ново-Сиверской Царскосельского уезда обратились с ходатайством о закрытии питейных заведений на территории их деревни. Крестьяне сами осознали вред и всё зло, наносимые их имущественному и нравственному благосостоянию питейными заведениями; и хотели запретить торговлю и употребление спиртных напитков в своей деревне. Так боролся с употреблением алкоголя сам народ.
Боролась с алкоголизмом и русская аристократия. Лев Сергеевич Голицын, представитель древнего княжеского рода, после получения блестящего образования в Сорбонне и Московском Университете неожиданно увлёкся винодеием. Цель своей деятельности он видел в прививании русскому народу любви к хорошим виноградным винам. В 1890 году в местечке Абрау-Дюрсо он начал промышленное производство шампанского, а в 1900 году получил Гран-при на Всемирной дегустации в Париже. Голицын прививал народу культуру пития красного вина, активно выступая против употребления водки.
Православная церковь тоже не оставалась в стороне.
Священный Синод Указом от 5 июня 1 889 года призывал духовенство «путём живого и ближайшего воздействия на население способствовать к отвлечению его (народа) от питейных заведений и от употребления вина». Духовенство начало организовывать церковно-приходские общества трезвости, которых к 1890 году насчитывалось до 900.
Что же происходило в «просвещённой Европе»?
Достаточно привести одну цифру. В течение августа 1887 года в Лондоне было составлено 3000 протоколов о публичном пьянстве и столько же было произнесено судебных приговоров.
«Пьяная испокон века Россия», как её любят представлять на Западе, в начале 20 века по количеству выпитых вёдер водки скромно стояла в хвосте ведущих держав Европы и CШA, занимая десятое место:
В начале 20 века в Швеции сложилась такая сложная ситуация с поголовным пьянством населения, что власти вынуждены были пойти на крайние меры. В 1919 году вводится карточная система, ограничивающая потребление семьей спиртных напитков 4 литрами в месяц и создаётся «шведский департамент трезвости».
Сегодня больше всего пьют (от 10 до 12 литров алкоголя на душу населения) в Ирландии, Португалии, Франции, Германии, Чехии и Румынии. В России, по официальным и неофициальным данным, потребление алкоголя составило 8,6 литра.
Как видно из описанного, на протяжении всего 20 века, как и всей истории России, наша страна никогда не занимала ведущее место по употреблению спиртных напитков. В нашей стране никогда не создавалось такого критического положения с пьянством, как во многих других странах Европы. В России всегда присутствовала вековая культура употребления алкогольных напитков, чего так недоставало другим странам, которые в результате этого скатывались к банальному пьянству. Об этом могут многое рассказать жители Санкт-Петербурга, которые из года в год наблюдают алкогольные экскурсии наших финских соседей в город на Неве.
История пьянства на Руси: от «Царёва кабака» Ивана Грозного до «сухого» закона Николая II
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Древняя Русь – хмельные напитки
В стародавние времена на Руси алкогольные, а правильнее сказать, исключительно хмельные напитки употребляли нечасто, на тризнах, игрищах, пирах. К тому же самыми популярными были медовуха, пиво и брага, которые изготавливались на основе меда, и потому не столько опьяняли, сколько бодрили. Вино, сделанное из винограда, стали пить лишь с X века, когда оно пришло из Византии.
Всем в детстве читали русские народные сказки, поэтому поговорка о меде и пиве, которые по усам текли-текли, а в рот так и не попали, знакома каждому. Что имелось под выражением «не попало в рот»? А смысл в том, что хмельные напитки не пили просто так, их подавали как приятное дополнение к щедрой трапезе.
Напитков было много, и все они были очень вкусные. Начиная со времен правления Владимира Великого и до середины XVI века использовали хмельные напитки на основе забродившего мёда или виноградного сока. Это были квас, сито, березовица, мед, вино, пиво, сикера, упомянутые выше и ставшие национальными напитками медовуха и брага.
Надо отметить, что письменных свидетельств, что в Древней Руси пьянство считалось тяжёлой социальной проблемой, нет. Старики времен Киевской Руси говорили молодёжи, чтобы они пили вино ради веселья, но не для того, чтобы сильно опьянеть: «пейте, да не упивайтесь».
Начало «пьяной эпохи»
Сегодня Россия у многих иностранцев ассоциируется с водкой. Когда этот напиток появился повсеместно, сказать невозможно. Однако есть некоторые документы, в которых можно найти сведения, что во второй половине XV века в России началась переработка ржи, научились изготавливать чистый спирт.
Чуть ранее, в 1533 году Иван Грозный выпустил приказ об открытии «Царёва кабака», который стал первым в стране питейным заведением. Начало XV века для России ознаменовалось появлением таких напитков, как хлебное, варёное и горячее вино. И это были уже не безобидные хмельные напитки из винограда или меда, а самый настоящий самогон, который получали при помощи перегонки.
Простой люд не мог позволить себе напиваться ежедневно, как это делали царские опричники. Рабочие люди баловались алкоголем в Святую неделю, на Рождество, в Дмитровскую субботу. К этому же периоду относятся и первые попытки борьбы с пьянством: если простолюдин напивался в неподобающая время, его безжалостно избивали батогами, а тому, кто перешел все границы, светила тюрьма.
Если рассмотреть пьянство как способ получения прибыли, то именно при Иване Грозном это явление стало распространяться. После «запуска» первого царёва кабака прошло немного лет, и в 1555 году царь разрешил открывать кабаки по всей территории Руси. Кажется, ничего особо страшного не произошло, однако в этих заведениях не подавалась еда, и ее запрещали приносить с собой. Дорвавшийся до спиртного человек, употребляя алкоголь без закуски, мог спустить за день всё, что у него было с собой, вплоть до одежды.
Толчок развитию пьянства дало и то, что всем крестьянам, простолюдинам и посадским было официально запрещено изготавливать в своём доме хмельные напитки и самогон. Естественно, люди стали посещать питейные заведения всё чаще и чаще. Началась пьяная эпоха, когда кабаки получали огромные прибыли, шедшие в Государственную (Царёву) казну.
Вклад в развитие пьянство внес Борис Годунов, при котором на территории Руси были безжалостно закрыты все корчмы, где подавали не только алкоголь, но и еду. Монополия государства в торговле водкой была узаконена. В 1598 году царь выпускает указ, который гласит, что частные лица не имеют право торговать водкой ни на каких условиях. Прошло всего сто лет, а пьянство схватило Россию за горло своей железной рукой.
По словам прусского дипломата Адама Олеария, который создал известные «Описания путешествия в Московию», он был поражён количеству пьяных, валяющихся на улице. Пили мужчины и женщины, молодые и старые, священники и светские люди, простолюдины и титулованные особы. К сожалению, такие русские национальные черты как гостеприимство, сыграли в распространении пьянства не последнюю роль. В России было принято встречать гостя радушно, с трапезой и алкоголем. Если гость мог выпить всё, что ему наливали, то к нему относились лучше, чем к тому, кто пил «худо». Это отмечал дипломат Питер Петрей в своих «Московских Хрониках».
Борьба с пьянством
Началом борьбы с пьянством можно читать 1648 год, когда начались так называемые кабацкие бунты. Причина была проста: простолюдины просто не могли отдать все долги за выпитое в этих заведениях. Владельцы кабаков тоже не хотели остаться внакладе, поэтому кабацкая водка становилось всё хуже и хуже качеством. Бунты были настолько сильными, что без применения военной силы и их подавить не удалось.
Этот факт не прошел мимо царя Алексея Михайловича, которым в 1652 году был созван Земский собор, получивший историческое название «собора о кабаках». Результатом был указ об ограничении числа питейных точек на территории России и определении запрещенных для продажи алкоголя дней. Надо сказать, что их было немало, целых 180. Также царь запретил продавать водку в долг. Были повышены цены на этот продукт аж в три раза. Один человек мог купить только одну чарочку водки, которая тогда имела объем 143,5 грамм.
Всё бы было хорошо, если бы царский указ беспрекословно соблюдался в течение долгих лет. Нет, этого не произошло. Количество кабаков не уменьшилось, а остальные пункты указа работали примерно семь лет.
К сожалению, экономическая выгода не позволила сильно сократить торговлю алкоголем. Когда водочная выручка быстро поползла вниз, государственные интересы перевесили. Однако до того, как к власти пришел Петр 1, пьяницами становились в основном малоимущие люди, которые употребляли алкоголь в кабаках. Купцам и аристократам было можно лакомиться вином дома, используя обильную закуску, потому среди них спившихся личностей было значительно меньше.
Петр I тоже пытался бороться с пьянством. Например, он приказал выпустить медали весом более 7 кг и раздавать их всем, кто был замечен в сильном пьянстве. Носить такую медаль нужно было семь дней, снимать ее запрещалось.
Кампания за трезвость и ее результаты
В 1914 году была начата компания за трезвость. Во время мобилизации на основе царского указа продажа любого спиртного было строго запрещена. Это был тот самый Сухой закон, о котором сегодня много говорят. Чуть позднее местные общины получили право самостоятельно решать, осуществлять торговлю алкоголем или же нет.
Эффект превзошел все ожидания. Царский указ был поддержан в большинстве регионов, и всего за год потребление алкогольных напитков уменьшилась в 24 раза. Отмечалось уменьшение больных с диагнозом алкогольный психоз, снизилось количество прогулов и «пьяных» травм. Широко развернулись агитационные кампании, направленные против пьянства.
Однако эта продолжалась недолго. Постепенно достигнутые эффекты стали сходить на нет, самогоноварение и производство подпольного алкоголя увеличились очень сильно.
Производство спирта продолжалось, и появилась проблема его хранения. В сентябре 1916 года Советом министров оно было запрещено, а запасы продукта должны были быть уничтожены, что привело к существенному снижению доходов государства.
Чтобы компенсировать потери от сухого закона, повышались налоги. Дрова и лекарства, спички и соль, табак, сахар и чай – все подорожало. Были увеличены пассажирские и грузовые пошлины. А народ продолжал гнать самогон и пить.
Пьянство стало настигать не только простолюдинов, но и дворянство, интеллигенцию. Так называемые земские гусары (сотрудники службы обеспечения, которые не участвовали в боевых действиях), развернулись вовсю, воруя и спекулируя алкоголем. Между городскими думами и земствами возникла борьба за расширение влияния, проходящая под знаком компании за трезвость, что превратило сухой закон в причину расшатывания социально-экономического положения Российской империи.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Первые кабаки на Руси появились в конце 1500-х — начале 1600-х годов. На Русь налетели распространители этого алкогольного зелья, поставили эти кабаки во всех наших городах, в деревнях и начали спаивать народ, поэтому по большому счету смутное время начала 1600-х годов — это пьяное время.
— А кто это инициировал?
— Такая алкогольная экспансия осуществлялась в основном с помощью зарубежного торгового капитала. Православным людям и мусульманам было запрещено торговать алкоголем. Кстати, в 1893 году при восстановлении государственной монополии на алкоголь выяснилось, что 95% алкогольной и 99% табачной продукции в России контролировал находящийся вне православного мира иностранный торговый капитал.
Пьянство у славян считалось смертным грехом, но ещё более тяжким грехом в православии считалось распространять эту отраву, отравлять народ, ближних своих убивать.
ВООБЩЕ РУСЬ ВЕДЬ НЕ ПЬЯНСТВОМ ЗНАМЕНИТА, А ТРЕЗВОСТЬЮ. Так, мощнейшее трезвенническое движение на Руси было в 1858-1861 годах. За три года крестьяне всех западных губерний сами полностью отказались употреблять алкоголь. Кабатчики даже выставляли водку бесплатно, а люди переворачивали эту водку, выливали её, избивали кабатчиков. В одном только 1858 году было 110 000 судебных процессов над крестьянами, 111 000 крестьян сослали на каторгу за участие в этих антиалкогольных бунтах. Они так и назывались: «АНТИАЛКОГОЛЬНЫЕ БУНТЫ».
Второй волной трезвеннического движения на Руси руководила российская интеллигенция. Достоевский, Толстой писали много статей, направленных против алкоголя, хотя тогда потребление алкоголя было в десять раз меньше, чем сейчас. И всё равно русская интеллигенция поднялась на защиту народа от пьянства.
Третье трезвенническое движение началось в 1905 году. Собрался съезд противоалкогольных обществ России, были созданы УЧЕБНИКИ ДЛЯ ШКОЛ О ТРЕЗВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ, начали повсюду пропагандировать трезвость, что завершилось эпохальной победой: в 1914 году в России царь дал право местным органам самоуправления по их усмотрению на период мобилизации армии накануне Первой мировой войны закрывать питейные заведения в их районе. И к чести нашего народа надо сказать, что все до единого магазина были закрыты по всей стране.
В так называемой «пьющей» России, всего 100 лет назад 95% детей до 18 лет, 90 % женщин и 43 % мужчин были абсолютными трезвенниками (т.е. вообще ни разу в жизни не пробовавших алкоголь)!
Одним этим фактом можно пригвоздить к позорному столбу тех, кто распространяет миф о генетической склонности славян к алкоголю.
В 1916 году два крестьянских депутата Евсеев и Макагон в Государственной Думе предложили такой законопроект: «О введении трезвости в России на вечные времена».
Вот откуда идёт понятие сибирского здоровья: сибиряки все были старообрядцами, которые не употребляли ни капли спиртного категорически. ТРЕЗВОСТЬ БЫЛА НОРМОЙ ЖИЗНИ НОРМАЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ РУСИ.
Объявленный в 1914 году волей Народа «сухой закон» продержался до 1925 года, пока не был отменен Рыковым. Но и после этого «алкогольная кривая» вверх почти не шла. В 1932 году мы едва дотянули до 1 литра в год на душу населения, в 1950 году этот показатель вырос до 1,85 литра, что все же было во много раз меньше соответствующего показателя «культурных» европейцев.
В СССР в период с 1981 по 1988 годы возникло мощнейшее неформальное трезвенническое движение. Неформальное. Основателем и руководителем этого движения был академик Углов. И в 1985 году было принято антиалкогольное постановление, в нём было написано: «Создать общества трезвости».
Сам Горбачёв никакого отношения к этому постановлению не имел. Просто первое, что он сделал, чтобы прогнуть грудь перед народом, — взял и утвердил уже готовое постановление, которое готовил Андропов.
Андроповым была создана специальная комиссия ЦК КПСС по этому вопросу, Горбачёв в неё не входил. Это Андропов хотел отрезвить Россию, Горбачёв просто привёл в действие этот законопроект, когда пришёл и увидел прилагаемое к нему огромное количество писем со всей страны с просьбой прекратить алкогольный беспредел по спаиванию нашего народа.
— Есть ли какие-то хорошие плоды этого антиалкогольного постановления?
— Сейчас идёт значительное повышение рождаемости только потому, что подросло и начало создавать новые семьи то огромное количество детей, которые были рождены во время демографического взрыва благодаря этому постановлению.
Сейчас входит в жизнь и начинает действовать то поколение, которое было зачато в этот период, с 1985 по 1988 год.
Это здоровое поколение, которое родилось благодаря антиалкогольному постановлению. Тогда всплеск рождаемости был невероятный.
СВИДЕТЕЛЬСТВА ИНОСТРАНЦЕВ 16-17 ВЕКА О ТРЕЗВОСТЬ НА РУСИ
Самуил Маскевич (около 1580-1632) — польский дворянин, писарь. Неоднократно и подолгу бывал в России.
Из дневника Маскевича 1594-1621 годов:
«Москвитяне соблюдают великую трезвость, которой требуют строго и от вельмож и от народа. Пьянство запрещено; корчем или кабаков нет во всей России; негде купить вина, ни пива; и даже дома, исключая бояр, никто не смеет приготовить для себя хмельного; за этим наблюдают лазутчики и старосты, коим велено осматривать дома. Иные пытались скрывать бочонки с вином, искусно заделывая их в печах, но и там, к большой беде, виновных находили. Пьяного тотчас отводят в «бражную тюрьму», нарочно для них устроенную; там для каждого рода преступников есть особая темница; и только через несколько недель освобождают от неё, по чьему-либо ходатайству. Замеченного в пьянстве вторично снова сажают в тюрьму надолго, потом водят по улицам и нещадно секут кнутом; наконец освобождают. За третью же вину опять в тюрьму, потом под кнут; из-под кнута в тюрьму, из тюрьмы под кнут… виновного раз до десяти, чтобы, наконец, пьянство ему омерзело. Но такое исправление не поможет, он остаётся в тюрьме, пока не сгниёт…»
Михало́н Литви́н — посол Великого княжества Литовского в Крымском ханстве, побывавший в России в XVI в.,
Из трактата Литвина «О нравах татар, литовцев и москвитян»:
«Мосвитяне на пирах пасхальных довольствуются следующими припасами: солью, не чисто вымытой, горчицей, чесноком, луком и (другими) плодами своей земли; не только простолюдины, но и вельможи и государь их, разоритель наших городов, коих он хвастливо насчитывает уже 73. На обеденном столе царском, между золотыми сосудами и домашними блюдами, ставят немного перцу, но не варёного, который никто не трогает… Впрочем, мосхи … хотя и владеют землями, на которых растёт виноград, но вина сами не пьют, а продают христианам, получая на вырученные за него деньги средства для войны…»
«Воистину у московитов тот, кто лишь попробует вина, получает восемь-десять ударов палками и платит штраф таким же количеством монет. В Московии же нет нигде шинков, если у какого-нибудь домохозяина найдут хоть каплю вина, то весь его дом разоряется, имения конфискуются, прислуга и соседи, живущие на той же улице, наказываются, а сам (хозяин) навсегда сажается в тюрьму. С соседями обходятся так сурово, поскольку считается, что они заражены этим общением и являются сообщниками страшного преступления.…»
«Так как москвитяне воздерживаются от пьянства, то города их изобилуют прилежными в разных родах мастерами, которые, посылая нам деревянные чаши и палки для опоры слабым, старым и пьяным, сёдла, копья, украшения и различное оружие…»
ЗА ТРЕЗВОСТЬ – НА КАТОРГУ. ИСТОРИЯ УНИЧТОЖЕНИЯ ТРЕЗВОСТИ НА РУСИ УПОРНО ЗАМАЛЧИВАЕТСЯ!
Замалчивается для того, чтобы поддерживать миф о том, что пьянство — это русская национальная черта, что русские всегда пили, и ничего уже с этим поделать нельзя!
Но есть опровергающие этот миф факты.
Глава из книги «Ты меня уважаешь?» саратовского краеведа, члена союза писателей России Владимира Ильича Вардугина.
За трезвость — на … каторгу.
«Об этой войне умалчивают учебники, хотя то была самая настоящая война, с орудийными залпами, погибшими и пленными, с победителями и побежденными, с судилищем над поверженными и празднованием одержавшими победу и получившими контрибуцию (возмещение убытков, связанных с войной). Баталии той неизвестной школьникам войны разворачивались на территории 12 губерний Российской Империи (от Ковенской на западе до Саратовской на востоке) в 1858 — 1860 годах.
Эту войну историки чаще называют «трезвенническими бунтами», потому, что крестьяне отказывались покупать вино и водку, давали зарок не пить всем селом. Почему они это делали? Потому, что не хотели, чтобы за счет их здоровья наживались откупщики — те 146 человек, в чьи карманы стекались деньги от продажи спиртного со всей России. Водку откупщики буквально навязывали, если кто не хотел пить, ему все равно приходилось платить за нее: такие тогда установились правила…
В те годы в нашей стране существовала практика: каждый мужчина приписывался к определенному кабаку, а если он не выпивал своей «нормы» и сумма от продажи спиртного оказывалась недостаточной, то недобранные деньги кабатчики взимали с дворов местности, подвластной кабаку. Тех же, кто не желал или не мог платить, секли кнутом, в назидание другим.
Виноторговцы, войдя во вкус, взвинчивали цены: к 1858 году ведро сивухи вместо трех рублей стали продавать по десять. В конце концов крестьянам надоело кормить дармоедов, и они, не сговариваясь, стали бойкотировать торговцев вином.
Крестьяне отвернулись от кабака не столько из-за жадности, сколько из-за принципа: трудолюбивые, работящие хозяева видели, как их односельчане один за другим пополняют ряды горьких пьяниц, которым уже ничего, кроме выпивки, не мило. Страдали жены, дети, и чтобы прекратить расползание пьянства среди сельчан, на сходах общины всем миром решали: в нашем селе никто не пьет!
Что оставалось делать виноторговцам? Они сбавили цену. Рабочий люд не откликнулся на «доброту». Шинкари, чтобы сбить трезвеннические настроения, объявили о безоплатной раздаче водки. И на это люди не клюнули, ответив твердым: «не пьем!»
К примеру, в Балашовском уезде Саратовской губернии в декабре 1858 года 4752 человека отказались от употребления спиртного. Ко всем кабакам в Балашове приставили караул от народа для наблюдения, чтобы никто не покупал вино, нарушивших зарок по приговору народного суда штрафовали или же подвергали телесному наказанию.
К хлеборобам присоединились и горожане: рабочие, чиновники, дворяне. Поддержали трезвость и священники, благословлявшие прихожан на отказ от пьянства. Это уже не на шутку испугало виноделов и торговцев зельем, и они пожаловались правительству.
В марте 1858 года министры финансов, внутренних дел и государственных имуществ издали распоряжения по своим ведомствам. Суть тех указов сводилась к запрету…трезвости! Местным властям предписывалось не допускать организации обществ трезвости, а уже существующие приговоры о воздержании от вина уничтожить и впредь не допускать.
Вот тогда-то, в ответ на запрет трезвости, по России и прокатилась волна погромов. Начавшись в мае 1859 года на западе страны, в июне бунт дошел и до берегов Волги. Крестьяне громили питейные заведения в Балашовском, Аткарском, Хвалынском, Саратовском и во многих других уездах.
В Вольске. 24 июля 1859 года трехтысячная толпа разбила там винные выставки на ярмарке. Квартальные надзиратели, полицейские, мобилизовав инвалидные команды и солдат 17-й артиллерийской бригады, тщетно пытались утихомирить бунтующих. Восставшие разоружили полицию и солдат, выпустили из тюрьмы заключенных. Только через несколько дней прибывшие из Саратова войска навели порядок, арестовав 27 человек (а всего по Вольскому и Хвалынскому уездам в тюрьму бросили 132 человека).
Всех их следственная комиссия осудила по одному только показанию кабацких сидельцев, оговоривших подсудимых в расхищении вина (громя кабаки, бунтовщики не пили вино, а выливали его на землю), не подкрепляя свои обвинения доказательствами. Историки отмечают, что не зафиксировано ни одного случая воровства, деньги расхищали сами служащие питейных заведений, списывая пропажу на восставших.
С 24 по 26 июля по Вольскому уезду было разбито 37 питейных домов, и за каждый из них с крестьян взяли большие штрафы на восстановление кабаков. В документах следственной комиссии сохранились фамилии осужденных борцов за трезвость: Л.Маслов и С.Хламов (крестьяне села Сосновка), М.Костюнин (с.Терса), П.Вертегов, А.Володин, М.Володин, В. Сухов (с.Донгуз). Принимавших участие в трезвенническом движении солдат по суду велено было «лишив всех прав состояния, а нижних чинов — медалей и нашивок за безпорочную службу, у кого таковые есть, наказать шпицрутенами через 100 человек, по 5 раз, и сослать в каторжную работу на заводах на 4 года».
Требовалось закрепить успех. Как? Правительство, подобно героям популярной кинокомедии, решило: «Кто нам мешает, тот нам и поможет». Откупную систему продажи вина отменили, вместо нее ввели акциз. Теперь всякий желающий производить и продавать вино, мог заплатив налог в казну, наживаться на спаивании своих сограждан. Во многих селах нашлись предатели, которые, чувствуя за спиной поддержку штыков, продолжили войну против трезвости иными «мирными» методами.
Трезвенникам предстояло решить почти неразрешимую задачу: как преодолеть сопротивление власти, поддерживающей не трезвость, эту основу государственной мощи, а кабатчиков, хотя и наполняющих государственную казну деньгами, но ведущих страну к гибели…
СЛАВЯНСКИЕ ПОГОВОРКИ О ТРЕЗВОСТИ
Водка не лечит, а калечит.
Был Иван, а стал Болван, а все винцо виновато.
Водку пить — себя губить.
С водкой дружить — здоровье прожить.
Хватил винца — не стало молодца.
Кто вино любит, свое сердце губит.
Водка без огня разум сожжет.
У трезвого кулаки дерево рубят, у пьяного и топор не берет.
В луже водки и богатыри тонут.
Вино приходит — стыд уходит.
На пьяницу в семь сох не напашешься.
Пьяница не сам идет, его хмель ведет.
Вешний путь — не дорога, а пьяного речь — не беседа.
Пьяница в народе, что сорняк в огороде.
Где опьянение, там и преступление.
Где винцо, там и горюшко.
Голод да холод дорогу в кабак протоптали.
Кабак построили горе да Беда.
Кто бражкой упивается, тот слезами умывается.
Пить да гулять — добра не видать.
Вино полюбил — семью разорил.
У пьяного семь клетей, а проспится — один плетень.
Стаканчики граненые, а хата разваленная.
Пьяный решетом деньги мерит, а проспится — не на что и решето купить.
Стаканчики да рюмочки доведут до сумочки.
Река с ручья начинается, а пьянство с рюмочки…