Как на руси гнали самогон
Когда в России появился самогон?
Сегодня многие люди считают самогон напитком исконно славянским, существовавшим и развивавшимся только на этой территории. Такое мнение более чем ошибочно – первооткрыватели данного напитка неизвестны, но наиболее вероятно, что появился он в Европе Средневековья. Произошло это усилиями алхимиков, тщетно пытавшихся создать философский камень, живую воду и другие мифические артефакты. Например, технология дистилляции точно была открыта монахами в ходе подобных экспериментов.
Сегодня во многих странах мира легко найти аналоги перегоночного алкоголя – это шотландский виски, чача, другие напитки. Название «самогон» имеет интересную версию происхождения – некий Йосиф Самог первым стал «гнать» алкоголь, используя пшеницу, картофель, свеклу и дрожжи, за что его уезд получил название Самогонный. Других обоснованных версий нет, поэтому преимущественно в данном контексте используют эту. Отметим, что название полностью описывает используемый способ получения алкоголя, сравнительно с его предшественником.
Интересно! Хотя название «русское», сама технология изготовления алкоголя изначально была холодно встречена нашими предками. Она считалась крайне грубой, и не подходила под стандарты изготовления алкоголя того времени.
Когда появился самогон?
Если сравнивать периоды, когда появился самогон на Руси и в Европе, они существенно отличаются, равно как и момент рассвета такой «промышленности». В европейских странах технология начала распространяться в конце XIV века – причиной стали уже упомянутые исследования алхимиков (неудачи в поисках «волшебных» средств не мешали использовать побочные результаты с удовольствием) и сравнительная простота приготовления алкоголя по предложенному рецепту. Сегодняшнее устройство самогонных аппаратов было изобретено в XV веке, когда были добавлены трубки и ёмкость с холодной водой. В Центральной Европе расцвет варения самогона пришёлся на середину XVI столетия, после чего напитки в различных странах продолжили развиваться далее, с усовершенствованием технологий и повышением качества и вкусовых показателей.
На Руси данный вид алкоголя был принят почти враждебно – традиционно здесь алкоголь только варили специально обученные профессионалы, и он не употреблялся по собственному желанию. Для этого обязательно нужен был веский повод в виде большого праздника. Всего несколько дней в году имея доступ к медовухе или браге, наши предки вели здоровый и трезвый образ жизни в остальное время. Когда в России появился самогон как более приемлемый алкоголь, шёл уже XV век. Вообще, изначально его наливали в единственном кабаке (в Кремле) только опричникам при Иване Грозном. Далее, количество данного напитка также не впечатляло объёмами. Хотя сегодня каждый может позволить себе такое производство, тогда иметь самогонный аппарат могли только зажиточные трактирщики.
Во второй половине XIX века производство самогона стало чересчур дорогим, поэтому его стали заменять на более дешевые аналоги. Отметим также, что тогда это не считалось проблемой – до 20-х годов ХХ в. население Российской Империи считалось одним из наименее пьющих в мире. Почти весь производимый здесь алкоголь уходил на экспорт, поскольку в большинстве западных стран считался наиболее качественным и существенно превосходил местные напитки (за исключением только пива). Данный феномен трудно воспринять, учитывая сегодняшнее положение дел, но тогда в России пить было просто не принято – это было нечто, выходящее за приличные пределы. Конечно, кабаки и трактиры были, но откровенно выпивали немногие – официальная статистика это подтверждает.
Можно сказать, что до пятидесятых годов прошлого века вообще алкоголь не был темой для обсуждения или проблемой – его особо не было, а большинство населения было занято восстановлением после войны. Однако дальнейшее ужесточение политики государства в продовольственном плане, сухой закон и отсутствие возможности купить качественное спиртное изменили ситуацию в корне.
Новейшая история алкоголя в России
Новый период в развитии самогоноварения наступил в шестидесятых годах – тогда аппараты для перегонки алкоголя начали повсеместно изготавливаться и продаваться. Постоянное совершенствование рецептуры помогло практически полностью заменить другие виды алкогольных напитков, а легкость изготовления привела к тому, что это стало существенной проблемой для государства – население имело практически бесконечный доступ к горячительным напиткам, учитывая, что рецептов невероятно много.
Интересно! Для перегонки подходят практически все обычные на первый взгляд продукты. Это картофель, фрукты, свёкла и даже хлеб – причём большого количества не требуется. Аппараты в большинстве кустарные – их сделать также нетрудно.
В советское время существовала уголовная ответственность за любую форму изготовления самогона – для продажи или личного употребления – но проблемы это не решило. Слишком тяжело отслеживать процесс кустарного производства, а отсутствие альтернативных и соизмеримых вариантов в то время сделало самогон частью обычной жизни людей.
Сегодняшнее законодательство России по-другому смотрит на данный вопрос и относится к изготовлению алкоголя более лояльно. Разграничение происходит по принципу определения предпринимательского подтекста – личное употребление вообще не является сферой государственного контроля, и ограничений нет. Если хочется заработать – нужно оформить документы на предпринимательскую деятельность и платить налоги.
Сегодня существует даже день самогона в России – он празднуется 19 марта, но это, скорее, шуточный праздник – всё-таки, сегодня варение данного напитка в домашних условиях не считается проблемой или достоянием – это лишь факт. Вы можете спокойно делать это самостоятельно, главный совет один – используйте современные аппараты, «дедовские» варианты уже будут опасны для вашей жизни и здоровья.
История самогоноварения
Самогон, считающийся многими исконно русским напитком, таковым не является. Этот крепкий алкоголь изначально создан на территории Европы в Средние века. Его авторами стали алхимики, пытающиеся разгадать формулу мифических артефактов – живой воды, философского камня и других наделенных уникальными свойствами веществ. Шотландский виски и грузинская чача – это тоже самогон. В большинстве стран мира есть оригинальные рецепты и секреты приготовления этого напитка.
Откуда появилось название
Термин «самогон» намного моложе напитка, который принято им называть. Он появился в России в начале XX века и стал наиболее часто использоваться в годы советской власти. До этого, изготавливаемый в домашних условиях алкоголь, называли корчма, реже водка.
Само название «самогон» имеет как минимум две вероятные теории происхождения. Есть мнение, что крепкий напиток стал называться так потому, что его гнали самостоятельно все, кто знал относительно несложную технологию изготовления. В словаре Ожегова у этого слова указано именно такое значение.
Но есть и еще одна версия. В 1615 году в Ставропольском крае появилось массовое производство крепкого алкоголя, владельцем которого стал Иосиф Самог. Возможно, что в честь этого человека и назван напиток, ведь с его легкой руки он получил массовое распространение, когда пить самогон на Руси начали повсеместно.
История появления напитка на Руси
История самогоноварения на Руси началась в XV веке во времена царствования Ивана Грозного. Раньше его появление не было возможным по ряду причин, в том числе и потому, что употребление хмельных напитков разрешалось только по праздникам и особенным поводам. Всего несколько дней в году наши предки имели возможность отведать медовуху или брагу, а в остальное время вели исключительно трезвый и здоровой образ жизни.
В годы правления Ивана Грозного открывается первый кабак, посещать который могли лишь бояре, высшие чины и опричники царя. Главным напитком здесь стал прообраз современного самогона, который считался в большей степени лечебным средством, чем алкоголем. Имеющие возможность посещать заведение буквально гордились этим правом. Многие из них в качестве награды от правителя получали так называемый царский ковш, который давал им возможность выпивать бесплатно, но ровно столько, сколько удавалось зачерпнуть за один раз.
Монополия на продажу и изготовление
Первая государственная монополия на производство и продажу алкоголя на Руси введена в конце XV века. С этого момента варить алкоголь становится возможным только для собственного употребления и распития на семейных праздниках. При этом появляется необходимость уплаты специальной пошлины – явки.
В дальнейшем в России проводилось еще множество реформ, которые то ужесточали, то ослабляли требования к тем, кто производит и торгует алкоголем.
Как видим, государство неоднократно брало под контроль производство и реализацию алкоголя, пыталось зарабатывать на этой значительной части рынка. Продолжаются эти попытки и на протяжение всего XX века. Есть они и сейчас, хотя в настоящее время каждый желающий может свободно купить самогонный аппарат, производить с его помощью крепкий алкоголь для домашнего употребления, не платя за это пошлин или штрафов.
Из чего и как на Руси гнали самогон
Для производства первого самогона на Руси использовались самые разнообразные продукты, доступные в свободном доступе:
Крепость исходного напитка зависела от многих факторов и получалась на уровне от 20 до 60 градусов.
Иметь в быту собственные аппараты для получения крепкого спиртного позволялось только состоятельным дворянам, которые постепенно довели качество продукта до высочайшего уровня. У каждой династии существовали собственные рецепты и секреты производства, которые не разглашались и переходили из поколения в поколение. В какой-то момент крепкий русский самогон стал не менее качественным и популярным, чем французский коньяк или шотландский виски.
Крестьяне также занимались самогоноварением, используя в качестве сырья самые простые продукты. Помимо ягод, овощей и злаков, существовали даже рецепты приготовления алкоголя на грибной основе. Самогонный аппарат был один на деревню, а процесс приготовления доверяли самому опытному и ответственному жителю.
История самогоноварения в России вышла на новый уровень в XIX веке. Тогда технологии усовершенствовались и приблизились к тем, что существуют и в наши дни, а качество продукта возросло, что позволило получить напиток крепостью до 96 градусов, то есть аналогичной спирту.
Самогоноварение в СССР: запреты, которые не дали результатов
Первый запрет на полное прекращение производства и продажу алкоголя выпущен свергнувшими царский режим революционерами в 1917 году. Но крестьяне продолжили изготавливать домашнее спиртное, не пугаясь даже тюремного наказания сроком на 3 года. С приходом к власти Сталина вновь вводится действующая в царской России монополия на алкоголь, в продаже появляется дешевая водка, а объемы самогоноварения сокращаются.
Очередной этап антиалкогольной компании стартует при Никите Хрущеве в 1958 году. Только за год за самогоноварение в стране на срок до трех лет с конфискацией имущества осудили более 52 тысяч человек. Особенно тщательные проверки проходили в деревнях и селах, где население практически не покупало водку.
В 1972 году на прилавках магазинов остается только один сорт водки, которая стоит теперь 3 рубля 62 копейки. Продавалось спиртное не ранее 11 часов утра. Стоит ли говорить, что введенные меры, которые изначально направлялись на борьбу с пьянством, подстегнули к развитию подпольный самогонный рынок.
Пришедший спустя несколько лет к власти Горбачев также провел свою антиалкогольную реформу. Она была направлена на сокращение производства спирта, водки и вина, которое, судя по официальным отчетам тех времен, спасло миллионы жизней. На самом деле все было не так. Сокращение объемов выпуска алкоголя и наступивший спустя несколько лет дефицит подстегнули черный рынок крепкого спиртного с низкокачественным, а порой и опасным для здоровья самогоном.
Уроки истории
Опыт нескольких веков доказал, что запреты, штрафы и наказания неспособны стать для жителей России веским доводом в пользу того, чтоб употреблять меньше спиртного или прекратить его получение в домашних условиях. Сейчас в России как такового запрета на самогоноварение нет, но делать это разрешено для себя и в определенных объемах, не превышающих установленные нормы. Теперь каждый желающий может приобрести все для приготовления крепкого спиртного дома, в том числе термометр для самогонного аппарата, который позволит контролировать температурный режим и получить на выходе продукт, не уступающий водке.
Краткая история самогона в мире и на Руси
Самогоноварение не теряет популярности, и сегодня превратилось в хобби. Дистилляты изготавливают из зерновой, сахарной и фруктовой браги путем перегонки через специальный аппарат, фильтруют и улучшают вкус различными добавками. История самогона насчитывает несколько веков, однако вряд ли его можно назвать исконно русским напитком.
Кто придумал самогон
Историки затрудняются назвать точную дату появления самогона. Этнограф и экономист XVIII века Михаил Чулков в своих трудах писал, что «делание хлебных и прочих водок через ферментацию» зародилось в Аравии, однако подтверждения этому факту нет. Известно, что в Палестине с древности готовили финиковую водку сикер, а в Провансе перекуривали виноград и получали eau de vie (о де ви). Первоначально французы называли этим термином любой продукт перегонки виноградного сусла, а позднее он перекочевал в коньячное производство.
В Европе процесс оставался несовершенным вплоть до изобретения в XIII веке фракционной дистилляции флорентийским алхимиком Таддео Альдеротти. Ученый стремился создать продукт, который станет основой всех лекарственных настоек. Он подробно описал технологию в своем труде De Virtutibus Aquae Vitae и считал, что ежедневное употребление небольшого количества напитка улучшает настроение, укрепляет здоровье и продлевает жизнь. Ученый неукоснительно следовал своим принципам и скончался в возрасте 87 лет, что отчасти подтверждает его правоту.
Первыми дистилляцию в Европе освоили монахи
Как хмельной напиток, Aqua Vitae (пер. с итал. «живая вода») широкого распространения в Италии не получил, поскольку виноградное вино было проще в изготовлении и больше отвечало национальным вкусам. Дистиллят принимали как обезболивающее и делали на его основе лекарственные настойки.
Технологию переняли в Англии, где изготовлением «живой воды» для королевского двора занималось Линдорское аббатство — колыбель современного виски. Чистый спирт впервые получил в 1660 году англичанин Роберт Бойль. Поскольку вещество быстро испарялось, оно получило название spirit (пер. с англ. «дух»), и впоследствии термин перекочевал в другие языки.
История самогона на Руси
Известно, что в Древней Руси наряду с привозным вином, «пьяным» медом и березовицей существовали более крепкие напитки, которые называли «твореными». Дистилляты готовили путем перекуривания сусла из сброженного зерна и именовали по-разному в зависимости от использованного сырья. В документах XII века встречаются упоминания «твореного» вина, «неисполненного» кваса и сикеры. Несмотря на разный исходный продукт, в результате славяне получали одно и то же — самогон, который не отличался хорошим вкусом и содержал большое количество сивушных масел.
Считается, что с крепким алкоголем русских познакомили генуэзцы, которые в 1386 году следовали через Московию из Феодосии в Литву и привезли с собой Aqua Vitae — первый аналог водки. В частности, об этом факте пишет историк Вильям Похлебкин. Версия ученого получила широкое распространение после выхода его книги, однако многие эксперты полагают, что в труде писателя много домыслов, не подтвержденных документальными свидетельствами.
По мнению Похлебкина, способ изготовления «хлебного вина» в России стал известен после поездки русского церковного посольства на VIII Вселенский собор в Италии в 1442 году. Якобы православные священнослужители посещали местных монахов и у них узнали тонкости дистилляции. Первым изготовителем самогона писатель называет грека Изидора, который построил экспериментальную винокурню в Чудовом монастыре. Вместо подсушенного винограда и фруктов он использовал доступное на Руси зерно и жито.
Историки считают эту версию несерьезной. В составе делегации присутствовал митрополит всея Руси Исидор, но вряд ли священнослужителя в тот момент интересовала Aqua Vitae. Винокурни действительно появились в православных монастырях, но случилось это значительно позднее.
Упоминание «горячего вина» впервые встречается в церковном документе, датированном 1515 годом. Столетие спустя крепкие напитки уже производили массово и продавали в кабаках. На Украине продукт дистилляции называли горелкой (от польского gorzaɫka — «гореть»).
До начала 2000-х годов оборудование для самогоноварения было примитивным
Самогон от XIX века до наших дней
Процесс изготовления самогона подробно описал помещик Иван Захаров в 1807 году. В своем труде винодел изложил пошаговую инструкцию по перегонке сусла в «полугарное вино», что говорит о широком распространении домашних винокурен. Поскольку в России действовала государственная монополия на производство спиртного, продавать дистиллят собственного изготовления запрещалось.
Однако запреты не останавливали подпольных самогонщиков, которые в больших количествах делали так называемое «корчемное вино». Уличенных в торговле алкоголем помещиков лишали владений, а найденное спиртное конфисковывали. Сухой закон, введенный с началом Первой мировой войны, вызвал небывалый подъем нелегальной дистилляции. В 1915 году в употребление вошел термин «самогонка», которым стали именовать «корчемное вино».
В 1920-х годах Советское правительство восстановило монополию на алкоголь, и единственной альтернативой водке стал произведенный в кустарных условиях самогон. С исконно русским «хлебным вином» напиток не имел ничего общего, так как изготавливался не из зерна, а из сахарной браги. В период тотального дефицита в 1980-е годы в ход у самогонщиков шли дешевые карамельные конфеты, которые заменили сырье.
Сегодня оборудование для домашнего самогоноварения доступно в специализированных магазинах, и любители не устают экспериментировать, чтобы добиться наилучших результатов. В торговых центрах продается немало видов промышленного самогона, который изготавливают из зерновых продуктов и улучшают различными добавками.
Современное «корчемное вино» производят из пшеницы, ржи, ячменя, ягод и фруктов. На полках винных бутиков можно встретить напитки премиум-класса из Беларуси, Украины и Армении с добавлением кедровых орешков, лимона и пряностей.
Изобретателем самогона на Руси называют монаха Исидора, который первым начал гнать «хлебное вино» в Чудовом монастыре. Возможно, это только легенда, ведь Исидор — реальное историческое лицо, бывший митрополит Русской православной церкви, отправленный в монастырское заключение царём Василием Тёмным. Исидор был образованным греком и вполне мог собрать аппарат для дистилляции. Упоминание же о «хлебном вине» говорит нам, что для браги монах брал рожь или пшеницу. А, может, и то и другое. Пророщенные зёрна ячменя, овса, проса, ржи, пшеницы высушивались, а потом в них добавлялась вода для получения «солодового молока».
Именно из такой, уже побродившей солодовой массы до сих пор изготавливают самые лучшие по качеству самогонные напитки. Это один из древних и верных рецептов, только возгонять надо медленно и с повторными перегонками. Скорее всего, полученный таким образом самогон Исидор продавал в качестве лекарства или использовал, что называется, в виде «жидких» денег. Известно, что из своего заключения в кремлевской келье он сбежал и сумел добраться до Рима. Но, видимо, самогонный аппарат оставил в Москве и передал братии свой рецепт «хлебного вина», так как его продолжали гнать в Чудовом монастыре. Впоследствии эта традиция прижилась и в других монастырях, уже с дозволения Иоанна Грозного. Причём всегда самогон изготавливался на основе именно хлебных зерен
Для получения солодового молока солод можно не сушить, достаточно перетолочь или перетереть зелёный, сушёный («белый») можно дольше хранить.
До того, как освоили перегонку, пили пиво и брагу.
Вот кто русский народ споил.
Такие поставки Ткачев назвал «недобросовестной политикой наших партнеров — Казахстана, Белоруссии, — которые сбрасывают на наш рынок дешевый сахар, купленный у третьих стран».
Из-за поставок, по словам министра, цена сахара «упала с начала августа по сентябрь на 44%», что может не только привести к «огромным потерям» российским предпринимателям, но и оказать негативное влияние на ряд градообразующих предприятий.
А до пятнадцатого века, как перебивались?
«Битва на реке Пьяне 1367 года»
«Битва на реке Пьяне 1367 года». Лист из серии «Летопись Суздаля». 2019 год.
Бумага, тушь, орешковые чернила, изограф. 600х800 мм.
Как монголы простому русскому Ивану жить «не мешали»
Автор: Григорий Лихачёв.
Зашел я сегодня глянуть, что в интернете нового. Увидел пост про братьев-татар ( https://vk.com/wall-162479647_379090 ). Прочитал и знатно пригорел. Давайте по пунктам:
1. «Пришли монголы, всех нагнули, ну и это норма того времени, особо ничего не поменялось».
Ну, как сказать… 34 полностью уничтоженных русских города и еще 15 городов, превратившихся после набега в деревни, поспорили бы насчет нормы. А вместе с ними уничтоженное ювелирное искусство, упадок ремесел, уничтожение большинства архитектурных традиций и школ, уничтожение большей части монастырской жизни (особенно в Южной Руси), потеря связи с отдельными регионами навсегда и полная прострация Галича, Волыни, Полоцка и отчасти Смоленска, которые были съедены Литвой, не выходя из комы. Кто-нибудь из русских князей оставлял такой след в результате 4 лет? Да не припомню что-то.
2. «Население просто стало платить за крышу, так всегда было».
Отчасти правда – только вот за крышу раньше платили князьям. А теперь и князьям, и Орде. Стоит объяснять, что подати из-за этого выросли в разы? Кстати, сравнение с Игорем Старым абсолютно неуместно – Игорь-то как раз и выступал как завоеватель-рэкетир, которому платили за крышу. Полюдье X века и подати XII в. это две большие разницы, не рвите сову на глобусе.
5. Главный тезис – князья творили херни не меньше, чем монголы, зачем им такое внимание за то, что они просто включили нас в часть империи? Да, князья творили много херни. И к этой херне добавилось просто нереальное количество говна от монголов. Разорение Киева Андреем Боголюбским стало настолько исключительным и шокирующим фактом, что навсегда вошло в историю. Регулярное разорение русских городов очередной татарской ратью стало привычкой и обыденностью.
Какой вывод? Говорить, что татарское иго было таким, как пишут в учебниках – бред. Говорить о том, что оно не повлияло на историю нашей страны колоссальным образом – еще больший бред.
Автор: Григорий Лихачёв.
А ещё вы можете поддержать Кота рублём, за что мы будем вам благодарны.
Яндекс-Юmoney (410016237363870) или Сбер: 4274 3200 5285 2137.
Подробный список пришедших донатов вот тут.
Подпишись, чтобы не пропустить новые интересные посты!
Ответ на пост «Нежданчик в школьном киоске»
Тут наш собрат @R0MaKoT выложил книгу «Как сделать самогон»
В комментарии я скинул эту книгу в формате pdf,
От себя хотелось бы поделится еще одной книгой
«Пятьдесят малороссийских сортов настаивать домашним образом очищенную водку» 1858г
Нежданчик в школьном киоске
Давным давно, в далёкой галактике далёком 2001 году, уже 40 минут я ждал автобуса в свой райцентр. На улице была осень, моросило, а напротив остановки стоял киоск по продаже школьных принадлежностей. От нечего делать я принялся изучать содержимое витрины, и тут среди тетрадей, пеналов и карандашей с ручками, мой взгляд зацепился за не вписывающуюся в тематику 😉 обложку:
Вот что нужно изучать в России с малых лет! Естественно, я купил эту брошюру на 43 страницы, и по дороге домой успел изучить 😉
Было принято решение опробовать на практике самый быстрый первый рецепт из текста:
Сутки мы ждали окончания процесса, при этом употребив уже заводского варианта напитка ).
Когда же резиновая перчатка сдулась, пол-общаги пришло посмотреть на результат. И результат не дожил до конечного продукта 😉 Следующий день из дегустаторов мало кто помнил, благо был выходной :). Но впоследствии мы уже соблюдали технологию и конечный продукт получался весьма неплохим.
P.S. Буквально вчера я обнаружил сие творение И.С. Степанова в обители ситхов своем подвале).
«1238. Батыево нашествие»
«1238. Батыево нашествие». Лист из серии «Летопись Суздаля». 2017 год.
Бумага, тушь, орешковые чернила, изограф. 2017 год.
Сказочный косплей
Наткнулась на вот такой проект по мотивам русских сказок. Чот Васнецовым повеяло!
Сколько сюжетов узнали?
Меня вот подзавесил этот. Пришлось мысленно все известные сказки перебрать. Так я выяснила, что офигенно разбираюсь в дисневских экранизациях, а наши незаслуженно забыла(((
Любите русские сказки? А детям читаете?
Я вот пробовала тут одну книгу-сборник русских сказок, и что-то там все жестоко, как триллер с каннибализмом посмотрела. Может, посоветуете, что почитать трехлетке, чтобы и про нас, и интересно, и без жести особой?
Немытая Европа в Тёмные века. У кого бани появились раньше, у русских или у викингов?
Наверное, нет человека, который не слышал про немытую средневековую Европу и серьёзные проблемы с гигиеной в ту эпоху. Статей и постов, как рассказывающих про вонючих рыцарей и королев, не мывшихся годами, так и статей, опровергающих гиперболизированные представления о тотальном отсутствии гигиены и сложившиеся мифы на эту тему, более чем достаточно. И почти всегда речь идёт о позднем Средневековье или раннем Новом времени. Мы же поговорим с вами о совсем дремучих веках эпохи кельтов и викингов. Наверное, в это время дикие европейцы вообще купались в помоях и обрастали грибами. Или всё-таки нет?
Eldsken (Отблески пламени). Картина шведского художника Андерса Цорна, 1905 год.
Каждый день они должны умывать лицо и голову, и делают это самым грязным и грязным способом: а именно, каждое утро служанка приносит большой таз с водой; она предлагает это своему хозяину, и он моет свои руки, лицо и свои волосы, он моет их и расчесывает их в воде расческой; затем он высморкался и сплюнул в таз. Когда он заканчивает, слуга несёт таз следующему человеку, который делает то же самое. Таким образом, она несёт таз по очереди всем домочадцам, и каждый сморкается, плюётся и моет в нём лицо и волосы.
Важно отметить, что данное описание Фадлана относится к людям, которых Фадлан называл русами. Подробнее о сексуальных обычаях древних русов и других жителей территории современной России можно прочитать в моем прошлом посте.
Вопреки данному свидетельству, викинги были достаточно чистоплотными для своего времени. По всей видимости обычай утренних омовений был общим для германцев и достаточно древним. По-крайней мере об обычаи утренних омовений сообщает Тацит в своем труде Германия, написанном в I в. н.э.
Встав ото сна, который у них обычно затягивается до позднего утра, они умываются (lavantur), чаще всего теплой водою, как те, у кого большую часть года занимает зима. Умывшись (lauti), они принимают пищу;
Викинги использовали тазы для омовений, красивые умывальники, гребни, средства для чистки ногтей, пинцеты, а следы износа зубов указывают на то, что использовались зубочистки. Есть много археологических свидетельств специальных сооружений, которые викинги могли использовать в качестве паровых бань. Например, во время раскопок поселения эпохи викингов во Фресвике, Кейтнесс, Шотландия были обнаружены помещения с большим очагом, сливом и растрескавшимися камнями, использовавшимися для получения пара. Аналогичным образом археологи предполагали наличие бани (bath-house) в поселении викингов Ярлсхофе на Шетландских островах. Хотя некоторые энтузиасты оспаривали эти выводы, утверждая, что обнаруженные помещения могли быть пивоварнями.Вот как в своей книге «Викинги. Быт, религия, культура» Жаклин Симпсон описывает бани жителей Скандинавии:
Бани викингов были парными, вроде современной финской сауны, и их устраивали в специальном домике с замощенным камнями полом и стоком для отвода воды; здесь имелась каменная печь или открытый очаг, который топили торфом. В них можно было докрасна раскалить камни для парилки. Затем на раскаленные камни лили воду, и баня наполнялась паром. Вдоль стен устраивали что-то вроде высокой платформы или полка, и те, кто хотел попотеть в самом жару, могли туда забраться. Купающиеся били себя вениками из прутьев. Зачастую банную процедуру заканчивали холодным душем или катанием по снегу. Иногда исландцы мылись и в горячих озерах своих вулканических источников.
Girls from Dalarna Having a Bath. Картина Андерса Цорна, 1906 год.
Упоминания о водных процедурах северных германцев встречаются и в сагах викингов. Прежде чем обсудить этот момент, расскажу как меня чуть не обманула Википедия. Одно из первых упоминаний о банях на Руси встречается в Повести временных лет в эпизоде, где княгиня Ольга сжигает древлянских послов в бане (кстати, учитывая скандинавское происхождение руси, не совсем очевидно были ли эти бани славянской или скандинавской традицией). Так вот, как и многие другие эпизоды Повести временных лет эта история имеет параллели в скандинавских сагах. В Саге об Олаве сыне Трюггви есть эпизод, когда Сигрид Гордая после смерти своего мужа конунга Эрика Победоносного убивает после пира приехавших к ней свататься мертвецки пьяных женихов, сжигая их. в бане. По-крайне мере так нам сообщает Википедия. Но давайте посмотрим, как эта история звучит в оригинале:
Вечером не было недостатка в напитке, настолько хмельном, что все были мертвецки пьяны, и стражи как внутри, так и снаружи дома, заснули. И вот Сигрид велела расправиться со всеми ними огнем и мечом. Дом (stofan) и все, кто в нем был, сгорели, а те, кому удалось из него выбраться, были убиты. Сигрид сказала, что так она хочет отучить мелких конунгов от того, чтобы приезжать из других стран свататься к ней. С тех пор ее стали звать Сигрид Гордая.
Ни о какой бане в русском переводе саги не говорится, а на исландском речь идет «гостиной» (stofan). Для тех кто знает исландский вот оригинал, проверьте. То есть баня появляется лишь в русском варианте этой истории. В противном случае это могло значить, что первое упоминание бань в русской истории могло быть заимствованием из скандинавских саг (или наоборот, так как и саги свода Круг Земной и Повесть временных лет датируются XII-XIII вв., но основаны на более ранних источниках). В любом случае сам параллелизм намекает нам на то, насколько достоверны подобные сюжеты. Также интересно, что фейк о бане в истории о Сигрид попал из Википедии (дата статьи 2009 год) в книгу Андрея Дачника «Баня: очерки этнографии и медицины» 2015 года. Книгам же мы верим больше, чем Википедии, да? [табличка сарказм] О влиянии Википедии на научную литературу у меня был отдельный пост. Но мы отвлеклись, давайте вернёмся к гигиене викингов.
Вторая месть Ольги древлянам. Миниатюра из Радзивилловской летописи, XV век.
Водные процедуры и купальни упоминаются и в других скандинавских сагах. Например, в «Саге о людях из Лососьей Долины» рассказывается о природных геотермальных источниках в Селингсдале, которые до сих пор используются для купания.
Гест отправился в тот день верхом на восток из Саурбёра, доехал до горячего источника (laugar) в Селингсдале и там немного отдохнул. Гудрун пришла к источнику и учтиво приветствовала своего родича Геста. Гест приветливо встретил ее, и они начали беседовать друг с другом.
В Исландии были проблемы с древесиной, поэтому паровые сауны были вытеснены многочисленными горячими источниками, которые с самого начала колонизации острова позволили многим фермам иметь сауну (bath) поблизости. Вокруг источника строили укрытие либо как отдельное здание, либо как пристройку к задней части дома.
Сигурд конунг был однажды в Упплёнде на каком-то пиру, и ему приготовили баню (laugar). Когда он мылся (laug) и над ним был разбит шатер, ему показалось, что в воде рядом с ним плавает рыба, и он так захохотал, что с ним сделался припадок, и потом у него очень часто бывали такие припадки.
Крайне забавны замечания монаха-хрониста Джона Уоллингфордского приведённые в Chronica Joannis Wallingford и раскрывающие секреты привлекательности скандинавов для женщин:
Даны, благодаря своей привычке каждый день причесываться, мыться каждую субботу, часто менять одежду и раздражать своих людей множеством таких легкомысленных уловок. Таким образом они осаждали достоинство замужних женщин и уговаривали дочерей даже знати быть их наложницами.
До XVII века сауны были распространены по всей Швеции и назывались словом bastu или kölna, которыми и сейчас в Швеции называют бани и сауны. В разных регионах были свои типы бань, имеющие свои названия. В XVII-XIX веках паровая баня становится редким явлением. В качестве рудимента древней традиции остается обычай рождественской бани в шведском и норвежском крестьянском обществе. Часто это была единственная баня в году.
Едва ли традиция паровых бань является исключительной особенностью древней Руси, как часто у нас принято считать. Также бани и омовения не являются атрибутом цивилизованных народов, но скорее обычное явление для многих «варваров».
Обычно обсуждение немытой Европы являются частью политических холиваров. Кажется у людей подписанных на тег «Политика» не редко распространены предубеждения по поводу немытой Европы. Поэтому не могу не поставить тег Политика.
Другие мои посты про исторические мифы: