Как мыши кота хоронили карикатура
Как мыши кота хоронили
Карикатура направлена против статьи Ю. О. Мартова «Вперёд или назад» с подзаголовком «Вместо надгробного слова», обозначающим «политические похороны» Ленина. Автором карикатуры был П. Н. Лепешинский.
Воспоминания автора о создании карикатуры:
Пишущий эти строки как-то однажды пришел в очень веселое настроение по прочтении Мартовского «Надгробного слова». Его потя- нуло к карандашу и бумаге, и через четверть часа им была набросана карикатура: «Как мыши кота хоронили». Окружающие товарищи нашли идею карикатуры настолько удачной, что потребовали от ав- тора перерисовать карикатуру литографскими чернилами, чтоб в количестве нескольких тысяч экземпляров пустить ее в обращение среди партийной публики. Как я ни отнекивался, ссылаясь на свою техническую неумелость по части рисования, мои товарищи по фракции были непреклонны в своем требовании, и мне пришлось подчиниться.
Таким образом появилась карикатура № 1 (из целой серии последовавших затем многих других карикатур): «Как мыши кота хоронили» (назидательная сказка. Сочинил не-Жуковский. Посвящается партийным мышам»).
Карикатура состояла из трёх частей:
На первом рисунке изображен Ленин с туловищем кота, повисшего на собственной лапке. Вокруг рассыпаны радостно взволнованные мыши (с головами Мартова, Троцкого, Дана, Старовера, Аксельрода, Засулич, Инны Смидович), — а во главе их премудрая крыса Онуфрий — Плеханов, появившийся на торжество и сидящий в окне между двумя предательским дверцами: «Протоколы съезда» и «Протоколы Лиги» (проклятый призрак этих протоколов преследовал несчастного перебежчика, служа ему живым укором совести). Везде в подполье стоят боченки с надписью: «Диалектика. Остерегайтесь подделки» (намек на постоянные заявления меньшевиков, а в особенности Плеханова, что только им дано разуметь тайны диалектики, и ни в каком случае не Ленину с компанией).
Текст под этой первой картинкой гласит следующее:
«Один наш лазутчик (коллега кота)[Намек на члена Ц.К. Носкова] нам донес, что Мурлыка повешен. Взбесилося наше подполье. Вот вздумали мы кота погребать, и надгробное слово проворно состряпал в Ц. О. поэт наш придворный Клим, по прозванию Бешеный Хвост. Сам Онуфрий, премудрая крыса, на свет божий выполз из темной трущобы своей (боченок из-под диалектики служит жилищем ему); и молвил он нам: «ах, глупые мыши! Вы, видно, забыли мое vademecum. Я старая крыса, и кошачий нрав мне довольно известен. Смотрите: Мурлыка висит без веревки, и мертвой петли вокруг шеи его я не вижу. Ох, чую, не кончатся эти поминки добром. Ну, мы посмеялись и начали лапы кота от бревна отдирать, как вдруг — распустилися когти, и на пол хлопнулся кот, как мешок. Мы все по углам разбежались и с ужасом смотрим: «что будет».
Картина вторая. «Труп» кота лежит на полу. Вокруг него оргия шумного ликования. Плеханов с Троцким, обхвативши друг друга лапками, откалывают канкан под игру Дана в дудку. Мартов с «Надгробным словом» расположился на брюхе у кота.
Наконец, финал. Мурлыка ожил:
«Но только успел он последнее слово промолвить, как вдруг наш покойник очнулся. Мы брысь — врассыпную. Куда ты! Пошла тут ужасная травля. Тот бойкий мышенок, что с крысою старой откалывал вместе канкан — домой без хвоста воротился. Несчастная ж крыса Онуфрий, забыв о предательских дверцах, свой хвост прищемил и повис над боченком, в котором обычно приют безопасный себе находил он, лишь только ему приходилось крутенько. Его ж закадычный приятель — друг с детства — успел прошептать лишь: «Я это предвидел» и тут же свой дух испустил. А «кот в миниатюре» с беднягой поэтом — прежде других всех достались Мурлыке на завтрак. Так кончился пир наш бедою»…
Карикатура произвела впечатление. Некоторые негодовали, некоторые выражали свое отменное удовольствие. Мне кажется, что чаще улыбались, чем хмуро сдвигали брови.
marina_klimkova
Page Summary
О том, как мыши кота хоронили, как слоны по России путешествовали и о другом
« previous entry | next entry »
мар. 29, 2013 | 11:12 pm
Сегодня увидела в сети лубочные картинки, раскрашенные локальными пятнами с преобладанием фиолетового цвета, и почему-то они оказались созвучными моему настроению. Хотя раньше к лубку (народной картинке, предназначенной для тиражирования и массового распространения) относилась совершенно равнодушно. Удивившись такой перемене вкуса, решила освежить в памяти сведения об этом виде искусства.
В России лубок был распространен в XVII – начале XX века, породив массовую лубочную литературу, которая выполняла социальную функцию – приобщала к чтению беднейшие, малообразованные слои населения.
В справочниках сообщается, что свое название лубок получил от луба (верхней твердой древесины липы), которая использовалась в XVII веке в качестве гравировальной основы досок при печати картинок. В XVIII столетии луб заменили медные доски; в XIX–XX – картинки печатали типографским способом, однако название «лубочных» за ними сохранялось.
По поводу лубка вспомнились слова Николая Николаевич Третьякова, чьи лекции по русскому искусству мы слушали в Суриковском институте: «Деревянная церковная скульптура соотносится с работами Растрелли так же, как лубок с голландской гравюрой, потому что представляют разные пути в искусстве». Лубок противостоял петровской гражданской гравюре, которую Петр I активно насаждал. Как писал историк И.Е. Забелин, русская народная жизнь при Петре лишь снаружи была заставлена разными немецкими «декорациями», а внутри оставалась такой же, как и раньше.
Николай Николаевич говорил: «В целом, лубок был защитой русского народного мировоззрения. Если Петр I вводил точные науки, то в лубке защищался, как бы мы теперь сказали, поэтический замысел, сказка. Если гравюры Шхонебека подписывались, в общем-то, языком газеты и официальных документов, то в лубках мы находим сказы, былины, песни, а также прибаутки, поговорки. Если на гравюрах Петра было все абсолютно серьезно, потому что они являлись, прежде всего, документами, то в лубке появляется много смеха, иронии. И, наконец, если петровская гравюра всегда выполнялась на меди, была чистой графикой, за что ее ценили некоторые художники XX века и опирались на нее как на чистую графику (мирискуссники, например)…, то лубок графикой не назовешь, – это совершенно особое, не только графическое изображение». Русские лубочные картинки раскрашивались яркими красками.
К середине XIX века, в условиях широкого распространения книжной печати и господства академического искусства, слово «лубок» стал синонимом чего-то непрофессионального и грубого. В тот период он понимался как жаргон, как топорная работа. Когда хотели сказать о чем-то антихудожественном, то приводили в пример лубок.
В лубочном искусстве существовали разные жанры. Например, большое распространение получили лубочные картинки на церковные темы (сюжеты Священного писания, житийной литературы, духовных притч). Существовали лубки поэтические, сказочные, иллюстрировавшие былины. Среди картинок были и пейзажные – с изображением природы, памятных мест; были лубки-карты. Бытовали лубки жанровые, картинные, с придуманным сюжетом, и психологические – со свиданиями, свадьбами, сговорами. Были лубочные картинки обрядовые и календарные. Наконец, существовали лубочные бестиарии, на которых показывались звери и птицы.
«Мыши кота хоронили» – сатирическое изображение похорон Петра I в Петербурге, как говорится в книге Д.А. Равинского «Русские народные картинки». Сами надписи лубка подтверждают эту мысль, а также изображение духового оркестра, впервые заигравшего на похоронах Петра I. До того времени на Руси никогда и никого не хоронили с музыкой. Это была европейская традиция, которая потом привилась, вошла в жизнь России, и к XVIII – XIX векам стала вполне обычной. Но в начале XVIII века она производила сенсацию.
В разных вариантах данного лубка Равинский находил разные надписи балаганного характера. Например, на одном из них внизу изображена мышь с трубочкой в зубах, сидящая верхом на другой мыши, которая везет бочонок с вином. Над ними надпись: «Мышка тянет табачишко». Имеется в виду курение, которое появилось при Петре I. Также имеется в виду и торговля водкой, которая сначала была частной, а затем превратилась в государственную монополию.
Иногда лубок выполнял значение газетной хроники, заменявшей современный телевизор. В лубке сообщалось о событиях, которые происходили в стране. В частности, рассказывалось о том, что в России появились слоны, которых привели из Персии в подарок императрице Анне Иоанновне. Путешествие слонов, за которым с любопытством следила вся Россия, описывалось в лубке: слоны изображались на Волге, переправляющиеся через Москва-реку, оказавшиеся в Петербурге. Эта история, довольно смешная, но достоверная, приводилась в документах той эпохи и иллюстрировалась лубками, как своего рода приложением к газете.
Хроникой можно назвать и знаменитый лубок, который назывался «Как ловили кита в Белом море». Рассказ, лежавший в его основе, не был придуман, а заимствован из газеты «Московские ведомости», в которой сообщалось, что такого-то числа, дня и года в Белое море заплыл кит и был выловлен сетями.
Как считал Николай Николаевич Третьяков, в почвенно-традиционном русском лубке не так много было смеха и сатиры, а все-таки преобладала поэтизация жизни и церковные темы.
Церковный лубок продолжал жить и в XIX веке. В нем можно выделить разные пласты. Был, к примеру, глубокий пласт старообрядческого церковного лубочного искусства. Старообрядцы сохранили церковную традицию в лубке.
«Мыши кота погребают», русский лубок 18 века | Музей Мировой Погребальной Культуры
Ваш вклад в экспозицию
Музей с благодарностью примет в дар или приобретет старинные предметы, имеющие отношение к культуре погребения, памятования разных времен и народов. Телефон для справок: +7 953-868-8803.
Наш адрес
Присоединяйтесь
Часы работы
Магазин уникальных сувениров музея
Не забудь приобрести необычный подарок
Гравюра РНБ была создана в 1760 году и приобретена в 1766 г. Я.И.Штелиным в Москве, у Спасских ворот, в числе других лубочных листов. Она дошла до нас в единственном экземпляре и является самой ранней картинкой на этот сюжет.
Сюжет “Похороны кота мышами” был необычайно популярен в русском лубке. За 200 лет, которые насчитывает его история, было напечатано множество его вариантов и повторений в техниках гравюры, литографии и хромолитографии. Центральное место на картинке отведено коту, со связанными лапами лежащему на дровнях, по обе стороны тянется процессия мышей. Каждая фигура наделена индивидуальностью и представлена шуточной пояснительной подписью. Число мышей в разных редакциях менялось (доходя до 66-ти), переиначивалось также содержание легенд, на одних «перелицовках» действие происходило зимой, на других летом.
О происхождении сюжета не было единого мнения. Долгое время считалось, что это карикатура на погребение императора Петра I, сочиненная противниками его реформ. Исследования последних лет убедительно доказали, что картинка является памятником русского народного творчества, в котором нашла отражение стихия веселья, скоморошества, смеховая культура Древней Руси с ее характерным приемом – “миром наизворот”.
Вторая версия гласит, что кот воплощает обобщённый образ татарина, ведь слова «казанский», «астраханский», «сибирский» в подписи кота могут трактоваться как перечисление завоёванных к тому времени ханств. Тут следует пояснить, что в России XVII—XIX веков Кот Казанский — герой популярных лубков. В текстах «Кот брысь, он же Алабрыс» наделён титулом «Кот казанской, ум астраханской, разум сибирской…».
beauty_talking
Beauty Talking
Живой журнал о красоте
Из воспоминаний революционера Мартына Лядова:
«Насколько помню, первая карикатура появилась на статью Мартова «Вперед или назад», в которой он в беззубой злости пытался политически похоронить Ильича, критикуя его брошюру «Шаг вперед, два шага назад». В статье Мартова имелся подзаголовок «Вместо надгробного слова». В ответ мы коллективно придумали, а Лепешинский нарисовал карикатуру «Как мыши кота хоронили». Карикатура вышла очень удачной. Ильич, изображенный котом, Плеханов – старой крысой, все остальные лидеры меньшевиков (Мартов, Аксельрод, Троцкий, Дан, Потресов) в виде мышат поразительно удались Лепешинскому. Все дальнейшие карикатуры напоминали отдельные эпизоды из нашей фракционной борьбы».
Далее комментарии к краикатурам самого Пантелеймона Лепешинского из его книги «На повороте»:
КАРИКАТУРА 1
В первой изображен Ленин с туловищем кота, повисшего на собственной лапке. Вокруг рассыпаны радостно взволнованные мыши (с головами Мартова, Троцкого, Дана, Старовера, Аксельрода, Засулич, Инны Смидович), — а во главе их премудрая крыса Онуфрий — Плеханов, появившийся на торжество и сидящий в окне между двумя предательским дверцами: «Протоколы съезда» и «Протоколы Лиги» (проклятый призрак этих протоколов преследовал несчастного перебежчика, служа ему живым укором совести). Везде в подполье стоят боченки с надписью: «Диалектика. Остерегайтесь подделки» (намек на постоянные заявления меньшевиков, а в особенности Плеханова, что только им дано разуметь тайны диалектики, и ни в каком случае не Ленину с компанией).
Текст под этой первой картинкой гласит следующее:
«Один наш лазутчик (коллега кота)1 нам донес, что Мурлыка повешен. Взбесилося наше подполье. Вот вздумали мы кота погребать, и надгробное слово проворно состряпал в Ц. О. поэт наш придворный Клим, по прозванию Бешеный Хвост. Сам Онуфрий, премудрая крыса, на свет божий выполз из темной трущобы своей (боченок из-под диалектики служит жилищем ему); и молвил он нам: «ах, глупые мыши! Вы, видно, забыли мое vademecum. Я старая крыса, и кошачий нрав мне довольно известен. Смотрите: Мурлыка висит без веревки, и мертвой петли вокруг шеи его я не вижу. Ох, чую, не кончатся эти поминки добром. Ну, мы посмеялись и начали лапы кота от бревна отдирать, как вдруг — распустилися когти, и на пол хлопнулся кот, как мешок. Мы все по углам разбежались и с ужасом смотрим: «что будет».
Картина вторая. «Труп» кота лежит на полу. Вокруг него оргия шумного ликования. Плеханов с Троцким, обхвативши друг друга лапками, откалывают канкан под игру Дана в дудку. Мартов с «Надгробным словом» расположился на брюхе у кота.
Наконец, финал. Мурлыка ожил:
«Но только успел он последнее слово промолвить, как вдруг наш покойник очнулся. Мы брысь — врассыпную. Куда ты! Пошла тут ужасная травля. Тот бойкий мышенок, что с крысою старой откалывал вместе канкан — домой без хвоста воротился. Несчастная ж крыса Онуфрий, забыв о предательских дверцах, свой хвост прищемил и повис над боченком, в котором обычно приют безопасный себе находил он, лишь только ему приходилось крутенько. Его ж закадычный приятель — друг с детства — успел прошептать лишь: «Я это предвидел» и тут же свой дух испустил. А «кот в миниатюре» с беднягой поэтом — прежде других всех достались Мурлыке на завтрак. Так кончился пир наш бедою».
vkouznetsov
vkouznetsov
Лубок «Мыши кота погребают» 1725 год.
Прототипом также может быть сатира лютеран на погребение Папы Пия V (умер в 1572 году), или чехов на Григория XIII (умер в 1585). Кот лежит на санях.
Похороны на европейский манер: с катафалком на колёсах и музыкантами появились в России в 1699 году на похоронах Лефорта. Примерно тогда же чёрный цвет стал траурным. До этого царей хоронили на санях. У И. Забелина в «Домашнем быте русских царей» про это почему-то ничего нет. Петра I хоронили в санях.
На заступе (ухабе?) саней стоит мышь могиляк с лопатой для рытья могилы. Над ним надпись «Емелька могиляк идёт землю ковырять». Над котом в поздних редакциях лубка надпись: «Кот Казанский, а ум Астраханский, разум Сибирский». (Ум от разума чем отличался?)
Над мышами, которые тянут сани надписи: «Мыши с Рязани, а прозванием они Макары, лямками кота тянут и отсадно работают». Мыши играют на музыкальных инструментах. Над мышью со свирелью надпись: «Чурила Сарнач в свирелку играет, а ладу не знает».
Мышь едет в повозке с двумя колёсами. Она везёт склянку вина. В бочке везут пиво, в ушате выморозное молоко; одна мышь несёт пироги в коробе. В XVII веке на лубках изображалось 23 фигуры. В XVIII веке их число выросло до 66. В поздних редакциях сани заменили на колесницу.
1 Знатныя подпольныя мыши крыночныя блудницы напоследок коту послужили на чухонския дроги, связав лапы, положили, хотятъ печаль утолить а кота в говенной яме утопить.
2 На дрогах (полозах) сидитъ кучер из навозныя кучи
3 с Балчуга старая крыса починает, а лабриса з брысу по коте воспевает, а малыя дети с визгом припевают: искусная мышка из Немецкой лавки взявши свирель в лапки умильно играет, кота проклинает
5 из Рогожской мышь Корча тащит бубень скорча
6 позади бежить из Таганки сама поганка, бьетъ в бубень поход будетъ
7 деревенская мышь Сарпа (Сарпачь) в свирелку играетъ, а ладу не знаетъ
8 в балалайку играет на поминки коту гостей собирает
9 Гренко с Дону из убогаго лому, она песни воспеваеть, а после коту добрую жизнь возвещает
10 мышь татарская Арника тож наигрываете в волынку
11 мышь из Рязани в синем сарафане, идучи так горько плачет, а сама в присядку пляшет
12 мыши Елеси идутъ хвосты повеся
13 мыши Ермаки надевши колпаки
14 от вольных домов из больших питейным погребов сидит маленькая в одноколке на отце, объявляеть веселью быть в корце
15 Уралская мышь братиною гремитъ передних бранить, что скоро бегут и старых неждут: хромыя и лазарецкия мыши на силу за ними бегут
16 мыши Чухонки ендовы тащит мерзлаго молока ушат с летошнова году и с под заходу, бежит на коньках, сама говорить, лучше бы я знала, сидела дома
17 за ими бежит кружкою гремитъ возников бранить, чтобы поскорее поспешали, с весельем кота поминайте, похмельных охмеляйте
18 мышь несетъ скляницу вина, а другая закуску полтора блина
19 старая Подновинская крыса седая смотритъ бочки у которой кот изорвалъ ж..пу в клочки
20 мышь при сненшнику зяткнула за пояс тряпицу, а сама поигрывает в скрипицу
21 мышь Охтенка переведенка, несёть ребенка раненова котом, как ребенка
22 сельская мышь сива ведёт на убой свинью
23 друга грыжа говорит, я де ночью все вижу
24 мышь голодна весьма не проворна попала в яму говенну по горло
25 маленькия мышки пищать и вон ее тащат
26 мыши хворых мышей на себе везут и прогонов не берут
27 мышь курбата несёт лопаты яму копати
28 мышь с метлой, а другая с ветлой по пути заметают, а сами по сторонам посикают
29 мыши из татарской мечети по татарски лепечут
30 лазарецкая мышъ на костылях ходить присесть у кота не может (хочеть присесть у кота на дровнях)
31 Сибирская мыши щиры идут править у кота морщины
32 мышь Чурила беду сокурила кота на дровни взвалила, чуть было я..ца коту не раздавила
33 мышь седши на пенёк надувается, три дни в лапти обувается
34 мыши ярко красной растоптала лапти, ознобила лапки
35 мыши нашли рака учинили драку
36 Коломенска мышь гонком на санях везетъ рогожи коту на саван
37 мышь Цыганка несетъ покрыть кота цыновку
38 мышь Барабошка несет рогожку
39 мышь, идучи хрюкаетъ, за нимъ нюхает
40 мышь с Арбата очень горбата, велитъ собрать тарелки и подносить горелки, и начала сама подносить горелки
41 мыши Олонки одна несет солонку, а другая сноп соломки
42 мыши Корелка несутъ лошки и тарелки
43 мыши ханжи несут вилки да ножи, мыши жалки несутъ колпаки да чарки
45 мышь перша несетъ перцу
46 мышь несет таракана печенаго, а другая чесноку толчёнова
47 мыши пешками несуть кушанья мешками
48 мышь с Полянки старуха несетъ хлеба краюху
49 мышь смазлива несёт ситные в корзине
50 мышь от чухонки Маланьи везетъ полны сани оладьев
51 мышенок ушибено рыло несетъ жареной рыбы
52 Тошера из Мошена песеть сиги, лини ешь да плотно сиди
53 мышь палена песеть ядро калено пиво разогревать
54 мышь с Покровки несет морковны похлебки
55 мышь изъ Риму несет кобыльева молока крину
56 из помоё мышенок держит в лапках рожёк калача, ест в кринку обмача
57 мыши с Вятки наварили яиц в смятки
58 Новогороди несут похлебки в сковородке
59 мышь идёт невесела объелась киселя
60 мышь несёть молоток в лапках, да хвалить пироги, ест сладко
61 Мышъ для смаку несёт тёртаго маку
62 мышъ бежит на коньках, сама говорить лучше дома сидеть, а тут за содом гостей не станет погладить костей
63 со Вшивой горки после стола крошит корки
64 мышь бежит на лыжах, после банкета посуду лижет
65 мышка говорок, доброй поварок на чумички вши бьет, а ж..й тарелки трёт
66 последняя подслепая пирожница добрая горазда печь пироги с салом, для знаку ходить с овалом.
Катафалк назван Чухонскими дрогами.
Иван Снегирев «Лубочныя картинки русскаго народа в московском мірѣ». Москва. 1861 год.