Как музыка влияет на природу
Статья «Взаимосвязь музыки и природы»
Изучая взаимосвязь музыки с окружающим миром нельзя пройти мимо природы. Как же изображается окружающая нас среда в музыке? Как видят композиторы природу? Что ответит на эти вопросы нужно начать с самого начала.
Мир полон разнообразных звуков, которые мы, пытаемся каждый день разобрать, понять, анализировать. Как только мы слышим звук, то пытаемся осознать: что звучит? Как звучит? Где звучит? Наблюдения за звуковыми явлениями природы помогают ребенку в восприятии музыкальных произведений.
Музыка вокруг нас. Музыка везде. Трели птиц ранним утром, шелест листьев на ветру, раскаты грома, капли дождя барабанят по стеклу и крыше, бегущий ручей, шум волн в океане, хруст выпавшего снега, продолжать можно бесконечно долго. Это все и многое другое создаёт природа. Звуки, приятные нашему слуху. Звуки, которые помогают расслабляться.
Композиторы используют в своих произведениях названия природных явлений. Одним из самых известных и мировых произведений является «Гроза». Данная музыкальная картина была создана рукой знаменитого композитора Бетховена. Четвертая часть симфонии, где звуками «изображена» картина летней грозы. Данное произведение известно как мальчикам и девочкам, так и взрослым. Под влиянием данного произведения мы легко можем воссоздать в своей голове картину грозы, с ее величественными раскатами и ливнем, который усиливается с каждой минутой, шелест листьев на ветру, который срывает их с деревьев.
Как влияет музыка на животных и растения?
В 70-е годы ХХ века Дороти Ретеллек из штата Колорадо в США провела эксперимент: она выращивала садовые растения под звуки классической музыки и под музыку в стиле хард-рок. Результат оказался сенсационным: там, где звучала классика, были высокие урожаи, а там, где звучал хард-рок, все растения погибли.
Когда в одном из старинных замков в Великобритании провели рок-концерт, из его помещений убежали почти все крысы.
В ХIХ веке в монастыре в Бретани монахини исполняли музыкальные произведения для домашнего скота. Они заметили, что после «прослушивания» серенады Моцарта коровы давали молока в два раза больше, чем обычно. Когда к такому же открытию в ХХ веке пришли в Германии, практичные немецкие фермеры стали целенаправленно использовать музыку Моцарта на своих фермах для повышения удоев молока.
В Японии пронаблюдали: когда в пекарне звучат произведения Моцарта, дрожжевое тесто поднимается в 10 раз быстрее. Теперь это открытие активно используется японцами в пекарском деле. Кроме того, по мнению японских специалистов, самая лучшая рисовая водка сакэ получается именно из тех дрожжей, которые «прослушали» музыку Моцарта.
Известен эксперимент на одной из западноевропейских птицефабрик. Рядом с курицей установили динамик и включили тяжелый рок. Курица сначала забеспокоилась, затрясла гребешком, потом закружилась на месте, будто в танце, стала совершать бессмысленные беспорядочные движения, прятать голову, а затем и вовсе повалилась на бок и ее лапки начали судорожно скрючиваться.
«Озвученные» растения содержат во много раз больше витаминов и питательных веществ. Под электронным микроскопом отчетливо видно, что протоплазма растительных клеток под воздействием музыки заметно ускоряет свое движение.
«Потрясающе интересные опыты были проведены на животных. В частности, в финском городе Котка вдруг обнаружили очень низкое качество мяса. И оказалось, что рядом с бойней поселилась рок-группа. Она, репетируя, включала динамики на полную мощность, отчего буренки были в шоке. В страхе таком, что давали, во-первых, прогорклое молоко и, во-вторых, мясо у них наполнялось биохимическими соединениями, которые выделяются при стрессе, и качество его было крайне низким. Но этого мало. Даже такие толстокожие гиганты, как слоны, оказывается, тоже подвержены пагубному влиянию музыки. В Африке эти животные любят полакомиться плодами деревьев, которые содержат алкоголь. Когда они наедаются, то превращаются в очень буйных и нападают на селения туземцев. Эти многотонные чудовища разбивают хижины и ищут настойки алкогольных плодов. И, что бы вы думали, каким способом их удалось оттуда выпроводить? Не стрельбой, не ракетами, а. рок-концертом с огромными децибелами» (В. Морозов, Институт психологии РАН).
Влияние музыки на живую природу
Влияние МУЗЫКИ на живую природу.
Цель и задачи работы.. 3
Исследование влияния музыки на человека…………………………………………….…8
Исследование влияния разных мелодий на животных и растения. 10
Выступление на уроке. 14
Использованные ресурсы.. 24
Цель и задачи работы
Цель исследовательского проекта: выяснить, какое воздействие оказывает музыка на природу, животных и человека.
Найти ответы на вопросы:
1) Помогает ли музыка людям?
2) Оказывает ли музыка лечебное воздействие на организм человека?
3) Может ли музыка разрушать психику людей?
4) Как воздействует музыка на животных и растения?
1)изучить теоретический материал;
2)провести анализ информации;
3)провести социологический опрос учащихся;
4)обработать результаты опроса;
Проблемные вопросы
Исследователи отвечали на поставленные вопросы:
1. В чем секрет музыки?
2. Как музыка влияет на человека?
3. Как музыка влияет на живую природу?
4. Какая музыка может лечить? Какая музыка вредит человеку?
Этапы работы
Выбор темы, постановка проблемы, выдвижение гипотезы, консультации учителя, планирование работы.
Сбор информации (теоретический материал, журналы, Интернет-сайты, энциклопедия), сопоставление теории и исследовательского материала, отбор и структурирование, оформление проекта. Анализ результатов, публичная защита.
Влияние музыки на живую природу
В чём же секрет музыки? Музыку наш мозг воспринимает одновременно обеими полушариями: левое полушарие ощущает ритм, а правое – тембр и мелодию. Самое сильное воздействие на организм человека оказывает ритм. Ритмы музыкальных произведений лежат в диапазоне от 2,2 до 4 колебаний в секунду, что очень близко к частоте дыхания и сердцебиения. Организм человека, слушающего музыку, как бы подстраивается под нее.
Роль растений на Земле огромна. Человек давно заметил, что среди растений есть такие, у которых хорошо развито «особое» чувство, т. е. растения чутко реагируют на изменения условий окружающей среды: давления, влажности, характера почв.
Относительно недавно люди стали изучать влияние музыки на растения. Первенство в этом открытии принадлежит индийским ботаникам, которые установили, что подбором шумовых тонов можно воздействовать на рост растений. Причем одни растения любят негромкую, мелодичную музыку, а другие начинают пышно цвести от «убойных» звуков «металла» и джаза. Многие цветы, особенно тропические, «заслушиваются» рэпом.
А самыми чувствительными к музыке растениями признаны табак и рис. Если на плантациях этих растений включат их любимые мелодии, они растут быстрее.
Рассказывается, что во время игры на арфе раскрывались розы на виду изумленных слушателей.
Лабораторные исследования показали, что такие жизненно-важные процессы в растениях, как дыхание, поглощение углекислоты, под влиянием музыки увеличиваются почти в 2 раза по сравнению с обычными условиями произрастания.
Музыку растения предпочитают классическую и не более трех часов в день. У некоторых цветов даже были выявлены пристрастия: цикламены любят джаз, мимозы и гиацинты – Чайковского, а флоксы, примулы и табак – оперы Вагнера.
Голландские ученые провели такой эксперимент: три разных поля засеяли одним и тем же растением. После того, как ростки взошли и вытянулись, одно поле стали «озвучивать» рок-музыкой, второе – классической, третье – фольклорной. Через некоторое время на первом поле часть растений полностью пропала, остальная часть поникла. На втором и третьем растения развивались нормально. Ученые сделали вывод: рок-музыка убивает живую клетку. Японские специалисты утверждают, что достаточно на 15 минут в день включать музыку Бетховена, Чайковского, Вивальди, чтобы урожай яблок, салата, перца возрос на треть.
Видный американский исследователь Д. Карлсон даже разработал и запатентовал методику под названием «Озвученный цветок», которая гарантирует повышение урожайности на 25-100% при проигрывании музыкальной классики.
Исследование влияния разных мелодий на комнатные растения.
В таблице приведены данные, подтверждающие исследования на примере наблюдения за комнатными растениями. Были взяты: «тяжёлый металл», фортепианная классическая музыка, джаз.
Воздействие музыки на растения и другие живые организмы
1. ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы заключается в том, что с каждым десятилетием в современном мире музыка становится быстрее и агрессивнее, появилось множество музыкальных направлений. А музыкальные звуки и ритмы обладают определенной силой воздействия на окружающую среду и живые организмы.
Перед нами стоит проблема изучения положительного и разрушительного воздействия музыки на человека и другие живые организмы
Обзор литературы: В газете “Золотой век” автор статьи “Целебная сила музыки” [8] Г. Саго поднимает вопрос о том, какая музыка имеет целебную силу, а какая не имеет. На основе научных экспериментов и приводя в пример, случаи из жизни известных учёных, профессоров, врачей, автор затрагивает тему, которая до настоящего времени до конца не изучена, но уже есть доказательства, подтверждающие то, что музыка может быть не только благотворно влияющей, но и обладать разрушающей силой. Автор Шкляр Л. В. в книге “Музыкальное образование в школе” [7] говорит о том, что под воздействием громких звуков при длительном прослушивании такой музыки как рок, у человека нарушается сон и портится настроение. Есть опасность получить зависимость от такой музыки. Из книги Н. Ситниковой “Давайте слушать музыку” [10. ] автор повествует нам о песнях разных народов, причём говорит не только об их позитивном воздействии на человека, но и о том, что колыбельная песня обязательно должна исполняться на родном языке. Автор утверждает, что при слушании и пении таких песен исполнитель и слушатель наполняются спокойствием и умиротворением. В книге “Я познаю мир” [9] автор А. С. Клёнов рассматривает воздействие классической музыки на живые организмы. Эффект такой музыки, по словам автора книги, излечивающий, исцеляющий.
В процессе изучения литературы были установлены точки зрения авторов по поводу воздействия музыки: что существует разрушающая музыка, которая отрицательно действует на человека и на живые организмы, и музыка, обладающая силой положительного влияния на человека и на живые организмы.
Новизна работы в том, что в доступных источниках недостаточно информации о влиянии музыки на конкретные виды живых организмов.
2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Цель: выявить, какая музыка благотворно воздействует на человека и живые организмы, а какая обладает разрушающей силой.
Задачи:
1. Изучить литературу по предмету исследования и обозначить точки зрения авторов.
2. Провести лабораторное исследование по изучению воздействия музыки.
3. Наблюдая, выявить действие различных жанров музыки на объект исследования.
4. Сравнить результаты наблюдений.
5. Сделать выводы о воздействии музыки на рост и развитие живых организмов.
Гипотеза: если музыка является источником энергии, то можно предположить, что не вся музыка обладает силой, положительно влияющей на человека и другие живые организмы.
Предмет исследования: музыка различных направлений.
Методы исследования: сбор информации, цитирование, наблюдение, сравнение, анализ, систематизация., лабораторное исследование.
Значимость: наша работа может быть использована другими людьми, чтобы решить, какую полезно слушать музыку, а какую нет. Авторы относят свою работу к предмету “музыка”, потому что она выполнена в рамках образовательной программы по музыке
Раздел 1. ВОЗДЕЙСТВИЕ МУЗЫКИ НА ЧЕЛОВЕКА
Задача: изучить, в чём заключается сила музыки и её влияние на человека.
1.1. “Музыкальная медицина”
Целительное воздействие музыки на живые организмы было замечено еще на заре цивилизации. Первым оценил лечебное действие звуков Пифагор. Он же, кстати, и предложил понятие “музыкальной медицины”. Целительное воздействие музыки на организм человека было замечено еще на заре цивилизации. Использование музыкального искусства с терапевтической целью описаны в древних папирусах и Библии. Музыка влияет на организм человека всесторонне. Во время прослушивания музыки головной мозг реагирует на неё активизацией нескольких областей. На переработку музыкальной информации оказывает влияние зрительный, осязательный и эмоциональный опыт человека. Музыку наш мозг воспринимает одновременно двумя полушариями: левое полушарие ощущает ритм, а правое тембр и мелодию. Организм человека, слушающего музыку, как бы подстраивается под нее.
По данным московского медицинского центра “Ленц” и Детского Центра лечения, в результате многочисленных исследований установлено, что под действием музыки такие психические процессы, как память и ориентация улучшаются на 45–50%, а внимание – на 25–30%. Музыкальное воздействие на организм человека осуществляется не только на центральную нервную систему, но и на мышечную, пищеварительную системы. Современные научные исследования показали, что именно классическая музыка положительно влияет на физическое и психическое состояние человека, на здоровье больных. “Живая” музыка композиторов–классиков помогает избавиться от депрессивных состояний, стрессов, переживаний, тревог.
— Успокоиться помогут “Свет луны” Дебюсси, “Аве Мария” Шуберта, прелюдии Шопена, вальсы Штрауса.
— “Лунная соната” Бетховена и “Симфония” Гайдна помогут снять раздражительность.
— При бессоннице слушайте сюита “Пер Гюнт” Грига, “Грезы” Шумана, пьесы Чайковского. Но не любая музыка улучшает зрение и слух, а только та, которая более всего отвечает внутреннему состоянию организма человека. После прослушивания рок – композиции у человека дрожат руки, теряется острота зрения и слуха, повышается содержание гормонов в крови, наблюдается нервный срыв. Так музыка, к сожалению, может превратиться из друга во врага. Известный русский хирург и академик Б. Петровский использовал музыку во время сложных операций: согласно его наблюдениям под воздействием классической музыки организм начинает работать более слаженно, гармонично. Выдающийся психоневролог академик Бехтерев считал, что классическая музыка положительно влияет на дыхание, кровообращение, устраняет усталость и придаёт физическую бодрость.
Создатель музыкальной фармакологии американский учёный Роберт Шофлер предписывает с лечебной целью слушать все симфонии Чайковского и увертюры Моцарта, “Лесного царя” Шуберта, оду “К радости” Бетховена из его 9–й симфонии. Шофлер утверждает, что эти произведения способствуют ускорению выздоровления. Такое воздействие музыки объясняется тем, что различные по частоте звуки по– разному влияют на человека. Учёные установили, что это напрямую связано с ритмами головного мозга. Получая через органы слуха аудиоинформацию, мозг анализирует её, сравнивая со своими ритмами. У каждого человека своя частота ритмов. Именно поэтому так различны музыкальные вкусы. Интересный факт, отмеченный психологами, – это “совпадение” искусственных музыкальных ритмов и естественных биологических ритмов в организме человека. В психологии существует такой термин как “слуховой путь”. Это путь от начала звука до результата, который достигается раздражением одного или нескольких нервных центров мозга. Классическая музыка имеет свои слуховые пути. В основном, она написана в ритме работы сердца (60–70 ударов в минуту) и поэтому благотворно влияет на основные функции всего организма. Некоторые произведения, музыкальные фразы, проникая в мозг, успокаивают возбуждённые нервные центры (например, гнева и недовольства), снимают состояние стресса, боль, улучшают процессы обмена. Всё это происходит под воздействием классической музыки таких композиторов, как Бах, Бетховен, Чайковский. “Но каждое произведение имеет своё воздействие на психическую деятельность” [3] Классическая музыка, в принципе, морально безупречна.
1.2. Эффект Моцарта.
“Гармония музыкальных звуков способствует формированию эстетического вкуса, развивает интеллект, усидчивость и даже черты лидера”. Кроме того, музыка весьма существенно влияет на развитие образной памяти. Установлено, что при музыкальном стимулировании в мозге увеличивается количество гормонов, способствующих росту нейронов.
Например, музыка Моцарта оказывает поистине волшебное действие: при простуде и головной боли, депрессии и умственном напряжении. “Причём эффект от музыки великого австрийца распространяется не только на людей, но и на домашних животных и даже на неодушевлённые предметы” [6]. В прошлом веке в одном из монастырей монахини исполняли музыкальные произведения для домашних животных. Они заметили, что прослушав серенаду Моцарта, коровы давали вдвое больше молока. Японцы выяснили, что когда музыка Моцарта звучит в пекарне, тесто подходит в 10 раз быстрее. В Канаде струнные квартеты играют Моцарта на городских площадях, чтобы упорядочить уличное движение и снизить количество аварий. Этот музыкальный феномен так и назвали – “эффект Моцарта”.
1.3. “Звуковой яд”.
В древности и в средние века вера в целебное воздействие музыки на животных, растения и человека была исключительно велика. К сожалению, с каждым десятилетием в современном мире музыка становится быстрее и агрессивнее, появилось множество музыкальных направлений, и большинство из них действуют разрушительно на живые организмы, особенно сверхгромкие звуки – подобную музыку специалисты называют “музыкой–убийцей”, “звуковым ядом”. За подобный прогресс мы платим серьёзными сбоями в центральной нервной системе, нарушениями сна, депрессиями и повышенной раздражительностью.
Русский психолог Д. Азаров однажды признался: “Мне удалось выделить сочетание нот, сходное для всех случаев самоубийства (рок–музыкантов). Когда я несколько раз прослушал эту музыкальную фразу, то ощутил такой прилив мрачного настроения, что сам был готов полезть в петлю”. Множество музыкальных произведений создано из “звуков–самоубийц”. Кто–то скажет: “если такая музыка существует – значит, она кому–то нужна”.
Да, наш земной мир соткан из совершенства и несовершенства. Каждый человек волен выбирать, что ему ближе. И, всё же, чтобы уберечь себя и нашу Землю от разрушения, нужно наполнять окружающий мир прекрасным с помощью живописи, музыки, и других видов искусства. И гармоничная музыка явится особой панацеей от многих бед, ибо её звуки, проникающие всюду, способны сделать мир прекрасней, а человека – совершенней. Один древний мыслитель говорил: “Слушать Прекрасное и видеть Прекрасное – значит улучшаться”.
Вывод: Музыка, в которой звуки, ритм и музыкальный рисунок подчинены законам гармонии, оказывает благотворное воздействие на здоровье и духовное развитие человека. Особенно музыка Моцарта положительно воздействует не только на людей и другие живые организмы. А рок музыка действует разрушительно на живые организмы. Таким образом, музыка может из друга превратиться во врага.
Раздел 2. ВОЗДЕЙСТВИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗВУКОВ НА ВСЁ ЖИВОЕ
Задача: изучение воздействия музыки на живые организмы.
“Музыка и растения. Связь этих слов между собой поначалу кажется невероятной. Один из первопроходцев изучения действия музыки на растения – индийский ученый Сингх. Его ученики провели эксперимент на луковицах репчатого лука. Исследования четко показали, что на музыку шумов ветра и воды растения отзывались положительно, в то время как на тяжелый рок растения отвечали уменьшением размеров листьев и корней, снижением веса.
Научно установлен факт, что растения неравнодушны к музыке и чутко реагируют на нее скоростью роста и плодоношением. Люди давно это заметили и использовали для увеличения урожая. Индейцы бассейна Карибского моря, например, посев семян тыквы сопровождали мужским хором, а сев овса вели под женское пение. Когда сажали овощи, играли на дудочках и свирелях, когда лен – пели.
Американский цветовод Локер радиофицировал свою теплицу и регулярно передавал концерты классической музыки. “Озвученные” цветы выросли высокими и прямыми, обильно цвели, цветы отличалась сочностью окраски, и дольше держались на цветоножках.
Животные тоже “слышат” музыку, активно реагируя на нее. Акулы, услышав классическую музыку, собираются вместе со всего океана.
Известно также воздействие музыки на организмы, относящиеся к царству грибов. Когда музыка Моцарта звучит в пекарне, дрожжевое тесто поднимается в 10 раз быстрее.
А рок отрицательно действует даже на слонов. Коровы, слушающие рок – концерты, дают горькое молоко.
Вывод: Классическая музыка прошлого и настоящего времени всегда будет актуальна и ценима человечеством во все времена, поскольку она пронизана положительным энергетическим потенциалом, приносит слушателю радость. А рок – музыка и сверхгромкие звуки действуют разрушительно на все живые организмы.
Раздел 3. ЛАБОРАТОРНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ МУЗЫКИ НА КОМНАТНОЕ РАСТЕНИЕ СПАТИФИЛЛУМ
Цель исследования: В ходе лабораторных исследований выяснить, оказывает ли музыка воздействие на рост и развитие растений.
Задачи исследования:
1. Провести лабораторное исследование по изучению воздействия музыки на рост и
развитие комнатного растения спатифиллум.
2. Наблюдая, выявить действие различных жанров музыки на объект исследования.
3. Сравнить результаты наблюдений.
4. Сделать выводы о воздействии музыки на рост и развитие растения как живого
организма.
Объект исследования: комнатное растение – спатифиллум.
Предмет исследования: воздействие различных ритмов музыки на развитие растения
Методы исследования:
* использование рок и классических звучаний для лабораторного исследования;
* наблюдение;
* сравнительный анализ.
Ход исследования.
Для лабораторного исследования использовались три абсолютно одинаковых 60–дневных черенка растения, выращенных из семян комнатного растения спатифиллум Черенки имели вертикальное расположение стебля, каждый из них был длиной 12см, и у них было по 5 листьев разной величины. Эти черенки были посажены в 3 одинаковых горшка, и в течение 4 месяцев осуществлялся уход за ними с соблюдением всех агротехнических приемов и условий исследования. При выращивании черенков использовалось музыкальное сопровождение. Записи условно разделены были на 2 группы:
* рок–музыка,
* классическая музыка.
По условиям исследования растения в горшках ежедневно ставили в пустой аквариум с закрытыми стеклянными стенками на 2 часа и создавали музыкальный фон согласно условиям данного исследования.
Сравнительный анализ:
сравнительный анализ результатов исследования показал что:
• Растение №1, которому включали классическую музыку каждый день на два часа, прибавляло в стеблевом росте и увеличивало количество листьев.
• Растение № 2, которому включали рок музыку каждый день на два часа, заметно отставало в стеблевом росте, листья его желтели и опадали.
• Растение №3, было контрольным, которому не создавали музыкальный фон – мало чем отличалось по внешним признакам от растения № 1.
• Растение №1 под действием классической музыки зацвело на 10 дней раньше контрольного растения и растения № 2 и имело крупный цветок.
• Растение №2 тоже зацвело, спустя 15 дней, но цветок был маленький и слабый.
Результаты исследования:
В ходе лабораторного исследования было установлено:
* Растение № 1 под воздействием классической музыки хорошо развивалось и зацвело раньше, чем контрольное растение № 3 на 10 дней.
* Растение № 2 под воздействием рок–музыки развивалось медленно, листья желтели и опадали, цветок появился на 15 дней позднее, чем у контрольного растения № 3.
* Контрольное растение №3, которому не создавали музыкальный фон, мало чем отличалось по внешним признакам от растения № 1, которому создавали классический фон.
Вывод. Данные результаты исследования дали возможность не предполагать, а утверждать, что музыка воздействует на растения (классическая благоприятно воздействует на физиологические процессы растений, а рок– музыка – угнетает и ослабляет растение).
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе изучения литературы были установлены точки зрения авторов по поводу воздействия музыки: существует разрушающая музыка, которая отрицательно действует на человека и на живые организмы, и музыка, обладающая силой положительного воздействия на человека и на живые организмы.
Музыка, в которой звуки, ритм и музыкальный рисунок подчинены законам гармонии, оказывает благотворное воздействие на здоровье и духовное развитие человека. Особенно музыка Моцарта положительно воздействует не только на людей, но и на другие живые организмы. А рок – музыка действует разрушительно на все живые организмы.
Таким образом, музыка может из друга превратиться во врага.
Классическая музыка прошлого и настоящего времени всегда будет актуальна и ценима человечеством во все времена, поскольку она пронизана положительным энергетическим потенциалом, приносит слушателю радость. А рок – музыка и сверхгромкие звуки действуют разрушительно на все живые организмы.
Лабораторные исследования показали, что классическая музыка положительно действует на растение, способствуя его росту и развитию. Рок – музыка действует на растение губительно.
Результаты дали возможность не предполагать, а утверждать, что музыка классическая благоприятно воздействует на рост и развитие растений, а рок– музыка угнетает или ослабляет данные процессы.
Таким образом, наша гипотеза о воздействии музыки на растения как на живые организмы подтвердилась – музыка воздействует на рост и развитие растений.
Теоретическая значимость работы определяется тем, что в ней на основе анализа специализированной литературы и экспериментальных данных обосновывается эффект направленного действия резонирующих звуков музыки на рост и развитие растений. Практическая значимость работы обусловлена возможностью использования полученных результатов на уроках биологии, в зимнем саду помещений, при озеленении кабинетов
ЛИТЕРАТУРА
1. Алиева Ю. Б. Музыка. 1–8 классы. // М., 1993.
2. Апраксина О. А. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. пособие. // М., 1983.
3. Брыкова Т. В. Проектная деятельность в учебном процессе. // М.: Чистые пруды, 2006.
4. Кузовлев В. П. Английский язык (Книга для учителя к учебнику для 5 класса общеобраз. учреждений. // М.: Просвещение, 2001.
5. Ожегов С. И. Словарь русского языка. // М.: Оникс 21 век, Мир и образование, 2004.
6. Чечель И. Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. // М.: Сентябрь, 1998.
7. Шкляр Л. В. Музыкальное образование в школе. // М.: АСАДЕМА, 2001.
8. Саго Г. Целебная сила музыки. Золотой век// №3, 2008– С. 7.
9. Клёнов А. С. Я познаю мир. // М. 1999 г.
10. Ситникова Н. Давайте слушать музыку! // Саранск, 1989 г
Работу выполнили:
Кадет – Розов Александр,
Кадет – Назаров Илья,
Кадет – Битяев Владислав
9 класс
Руководители:
Малиновская Евдокия Андреевна, учитель биологии
Никитина Юлия Анатольевна, учитель музыки
Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение кадетская школа–интернат “Ачинский кадетский корпус”
Конечно, хотелось бы увидеть результаты воздействия и на другие объекты (те же дрожжи, к примеру). Это расширит доказательную базу. Тем более, в названии работы заявлены растения и другие живые организмы (где они?).
Конечно, сорок спатифиллумов сложно (и дорого) найти и содержать. Но сорок любых одинаковых цветов можно, например, посадить летом на грядке и так же «облучать» музыкой.
Насчет «объективной закономерности, связанной со структурой музыки», согласиться не могу. Объективность есть только в опытах, а из чего следует Ваша объективность? Вы же это бездоказательно утверждаете.
На человека музыка бесспорно может оказывать непосредственное влияние, т. к. воздействует на нервную систему, а она, в свою очередь, воздействует на другие процессы.