Как музыка влияет на подростков
Грустные песни и грустные лица
Наверняка каждый хоть раз замечал подростка, идущего по улице в наушниках. С развитием технологий и появлением беспроводных наушников подростки все больше времени стали отгораживаться от происходящего вокруг и погружаться в гаджеты. Многие из них просто не представляют свою жизнь без новых девайсов. И чаще всего они слушают не подкасты, а музыку — очень, очень много музыки, почти 24 часа в сутки!
Наверное, еще не было такого погруженного в музыку поколения. И потому музыка — один из наиболее ярких факторов, влияющих на ментальное состояние подростков. Особенно если это не просто мелодия, а песня — то есть не только настроение, передаваемое гармоническими средствами, но и дополнительный посыл, формируемый текстом. Даже если подросток не вслушивается в слова песни, которая играет в его наушниках, в его подсознание все равно отпечатываются фразы из песни.
Очень частое явление — подросток, слушающий музыку в наушниках, зачастую с невероятно грустным лицом с отрешенным выражением на нем.
Всегда хочется остановить такого тинейджера и спросить: «Вам плохо?». Или: «с вами что-то случилось?».
И, конечно, начинаешь задаваться вопросом, почему так происходит. Можно заметить, что многие музыкальные треки нашего времени более печальные, чем 20 лет назад.
Соответственно и психическое состояние подростков резонирует с такими композициями: грустная музыка влияет на их сознание.
Что при этом первично? Подростковая ли депрессивность формирует спрос на грустную музыку, или музыка вызывает депрессивное настроение? Наверное, влияние этих факторов взаимно.
Но несомненно то, что рынок музыки для подростков усугубляет депрессивное состояние, а не позволяет подростку выйти из него. Депрессии, по мнению ученых, характерны для переходного возраста. По данным московских исследователей, 11% подростков до 18 лет страдают депрессивными расстройствами — особенно часто девушки. К этому приводят гормональная перестройка организма, стрессы, связанные с учебой, трудности коммуникации с другими подростками и взрослыми, в том числе родителями.
К сожалению, музыкальные композиции и стиль их прослушивания — отгороженность от остального мира, усугубляют одиночество и депрессивность, а не создают условия для оптимистического, конструктивного восприятия окружающей действительности.
При частом прослушивании одних и тех же музыкальных композиций формируют определенные поведенческие паттерны. Подросток начинает думать, что-то, о чем поется в песне — норма, песня его программирует.
А если учитывать тот факт, что большинство музыкальных композиций как раз такого содержания (про тоску, разбитое сердце и плохие привычки), то можно сделать вывод, что большинство подростков, попадая под влияние этих песен, пусть и не намеренное, начинают впадать в депрессии, апатию, совершают ошибки, которые считают правильными шагами в своей жизни.
Таким образом, музыка оказывает непосредственное влияние на формирование психического здоровья и ментального состояния современной молодежи. И задача общества не безучастно наблюдать за происходящим, а влиять на музыкальный рынок, чтобы он не потакал подростковой депрессивности, а подспудно формировал иные установки.
Важно вызывать интерес подростков к другой музыке — несущей иное настроение. Прививать ему вкус к высокой музыкальной культуре — есть большой советский опыт в этой сфере, из него многое можно использовать. При этом иная молодежная музыка, формирующая позитивные ценности, должна быть представлена на музыкальном рынке — сейчас ее, к сожалению, крайне мало, ее развитие должно поддерживаться государством.
Разумеется, навязывание «правильного» музыкального вкуса не даст эффекта. Но семья и школа, неформальные объединения подростков под руководством взрослых с педагогическим опытом способны зародить интерес к иной музыке и через музыкальные произведения повлиять на состояние подростков. Так молодежная музыка может не помогать подросткам плыть по течению деструктивности, и способствовать формированию позитивного отношения к жизни.
Индивидуальный проект: «Влияние музыки на подростков»
Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
«ТУАПСИНСКИЙ ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
09.02.04 Информационные системы (по отраслям)
(код и наименование)
наименование учебной дисциплины,
По теме: «ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА ПОДРОСТКОВ».
Павел Алексеевич Алейников
Марина Николаевна Гайсинюк
1.1 Музыка как вид искусства. ……………………….………………………. 4
1.2 Влияние музыки на поведение подростков. ……………….…………………..5
2.1 Музыкальные предпочтения подростков. ……………….……….………….…6
2.2 Влияние музыки на поведение подростка. ……………….…………………. 7
Литература и другие источники. ……………….……………….…………..…….11
Цель исследования: влияние музыки на организм подростка, его умственные способности и эмоциональное состояние. Популярность жанров.
Объектом исследования: является эмоциональные и умственные особенности подростков.
Предметом исследования : является влияние музыки разных стилей на эмоциональные и умственные особенности подростков.
ГЛАВА I . Влияние музыки на организм человека
1.1 Музыка как вид искусства
Главным выразительным средством здесь является звук и другие стороны и компоненты музыкальной формы: мелодия, полифония, гармония, ритм, композиция и т.п. В отличие от всех видов изобразительного и словесного искусств, музыка не воспроизводит видимых картин мира и лишена смысловой конкретности. Образы при исполнении музыкальных произведений фантазийные.
Таким образом, музыка существует как отдельный вид искусства, который имеет различные направления, жанры и стили; имеет огромное количество поклонников по всему миру.
1.2 Влияние современной музыки на подростков.
Я провёл опрос между знакомыми подростками: «Каково твоё мнение на счёт современной музыки?» на этот вопрос большинство ответило:
2. Положительное – (Хочется танцевать или даже петь) – очень малая часть.
Глава II . Влияние музыки на эмоциональные и умственные особенности подростков.
2.1 Музыкальные предпочтения подростков.
Как мы можем заметить, большее количество первокурсников являются меломанами. (рис. 2, 3).
«Влияние музыки на личность современного подростка»
Пояснительная записка.
Мы остановимся на одном влиянии на личность – влиянии музыки. Она, проникая в потайные уголки нашей души, будит в ней самое лучшее, светлое, благородное. С помощью музыки воспитываются такие чувства, как чуткость, любовь к Родине, а для того, чтобы понять и полюбить музыку не надо знать языки, потому что язык музыки – это язык души.
Как музыка влияет на молодое поколение? И влияет ли вообще? Вот вопросы, которые поставлены перед нами. Нынешнее поколение настолько увлечено музыкой, что живёт только ею. Это своего рода зависимость, страсть. Ничего, кроме музыки, не интересует определенные слои молодежи. Более 80 % детей начиная с 9 – летнего возраста ежедневно слушают музыку с помощью наушников, телефонов, плееров.
Американские ученые провели исследования, показавшие, что среднестатистический подросток в их стране тратит на прослушивание музыки стиля «андеграунд», в два раза больше того времени, что он находится в школе. И то, что музыка является страстью огромного пласта молодёжи – факт неоспоримый. Потому и влияние музыки на подростков очень велико. Внутри каждого человека звучит музыка.
Анализ результатов социологического исследования показал, что приобщение молодежи к музыкальной культуре осуществляется стихийно, неуправляемо. Процесс отбора основополагающих музыкальных ценностей включает в себя оценочное познание, в ходе которого сопоставляются и выбираются ценности, особо значимые для личности, поэтому актуальность нашего исследования очевидна.
Важно, конечно, и в аффекте соблюдать границы. Вот почему мы говорим о положительном и ли отрицательном влиянии. Позднее проблемой связи музыки и Вселенной занимался Ньютон, который увидел в музыке наиболее близкий аналог упорядоченного Космоса; врачи – физиологи В.М. Бехтерев и С.П.Боткин указывали на связь музыки и физиологии организма человека и занимался вопросами звука, громкости, тембра, темпа; современные учёные, такие как Лобок, Рушель Блаво обращают внимание на единство музыка и моральных норм общества; чешский психолог Й. Шванцар вывел схему согласованного влияния основных факторов на развитие личности: наследственности, среды и воспитания. Музыку мы приравниваем к последнему.
Науке уже известен «эффект Моцарта», когда маленькие дети, слушающие его музыку, быстрее развиваются в интеллектуальном отношении. Теперь в научный оборот введен термин «эффект Вивальди», который открыли исследователи из университета итальянского города Кьети, доказав, что регулярное прослушивание его знаменитого симфонического сочинения «Времена года» улучшает свойства памяти у пожилых людей и проходит физическая боль.
С точки зрения физики звук распространяется в воздухе волнообразно. Это значит, что от звучащего предмета во все стороны расходятся звуковые волны, в результате чего мы и улавливаем звук.
Нервные импульсы, возникающие при определенных звуках, имеют такую же частоту, как и сами эти звуки. Опуская, все физиологические объяснения улавнивания человеком музыки, скажем главное: мозг распознает высоту звуков не только на основании того, какие нервные волокна приносят импульсы, но и по частоте самих импульсов.
А это значит, музыка влияет на людей, внося свои поправки в постоянную вибрацию молекул человеческого тела.
Задачи, которые были поставлены перед собой:
Отсюда цель нашей работы очевидна – это подготовка материала о значении влияния музыки для родителей и учителей в помощь воспитательной работы, проводимой в школе.
гипотеза: «Музыка подчиняет себе подростка, т.к. он вынужден увлекаться определёнными её направлениями, но она же и развивает подростка, как личность.
В древности выделяли направления влияния музыки на человека: 1) на духовную его сущность; 2) на интеллект; 3) на физическое тело. «Музыка способна оказывать известное воздействие на души; и, очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи». (Аристотель, древнегреческий философ).
Объект познания — то что познается. Нами рассматривалась музыка, как вид искусства, который влияет на личность подростка.
Ниже будут приведены результаты анкетирования, проведённого в гимназии.
На вопрос №1 «Пересекаетесь ли Вы в жизни с музыкой?» 93% респондентов ответили положительно, что говорит о значимости и необходимости музыки в жизни любого человека. Для 7% опрашиваемых музыка не значительный фактор жизни, на котором не стоит даже и фиксироваться.
Ответы на вопрос «Нужна ли в жизни человека музыка?» подтверждают значимость необходимости музыки в жизни человека на 91 %, что идёт в согласии с мыслями наших далёких предков.
Респондентам были предложено выбрать наиболее востребованные подростками стили и направлении современной музыки. Общие результаты приведены в таблице:
По вопросу № 5 «Когда плохое настроение, какую музыку Вы слушаете?» можно сделать вывод, что подросток гимназии при плохом настроении слушаем быструю музыку для того, что получить положительные эмоции или «по привычке» (62 %). Это подтверждает мнение ещё учёных Античности, что музыка может быть либо в гармонии с человеком, либо его дисгармонизировать.
Заключительный вопрос нашей анкеты «Зачем для человека нужна музыка?» окончательно подтвердил нашу гипотезу о разноплановом влиянии музыки на человека (подростка), как на личность, так и физиологическое существо. Ниже в таблице приведены частые ответы, которые мы можем соотнести с областями влияния музыки
на здоровье человека
на эмоции человека
нельзя передать словами
чтобы идти по жизни с позитивом
чтобы отвлечься от плохих мыслей
для духовного развития
чтобы не быть суетливым
на личность человека
чтобы быть в центре компании
чтобы становиться личностью
чтобы быть разносторонним человеком
чтобы выражать внутреннего себя
Ответ «не знаю» на данный вопрос указывает на то, что музыка воспринимается подростком как нечто само собой разумеющееся, существующее в единении с человеком.
Другим направлением анкетирования выступает сопоставление особенностей ценностного содержания разных жанров музыки по элементам априорной сетки ценностной размерности А. Маслоу. Респондентам предлагалось задание: «Перед Вами список ценностей. В столбце, над которым написано ЖИЗНЬ поставьте галочки напротив тех ценностей, которые, на Ваш взгляд, присущи жизни; в столбце, над которым написано МУЗЫКА поставьте галочки напротив тех ценностей, которые присущи музыке и т.д. Работайте быстро, не задумываясь. Правильных и неправильных ответов не существует, нам интересно Ваше мнение».
По результатам второго анкетирования составлена таблица:
Из всего вышесказанного можно сделать вывод: говоря о влиянии музыки на личность подростка надо обращать внимание, прежде всего на её слушателя, который должен уметь слушать музыку, и на факт как происходит это слушание, чем оно определяется, имеет ли оно какие-нибудь закономерности, какой характер оно несет? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо обратиться непосредственно к самому слушателю. Конечно, слушание имеет индивидуальный характер, и нет необходимости спорить с тем, что каждый человек воспринимает что-либо по своему, но нельзя и отрицать, что существуют некие общие критерии предпочтения того или иного жанра для определенной аудитории. Основа этих критериев лежит, не в каких-то акустических особенностях музыкальных произведений (хотя они тоже играют какую-то роль), а в личностном смысле, который слушатель вкладывает в ту или иную музыку.
Новизна работы заключается в её практической направленности: оказать методическую помощь учителям и, прежде всего, родителям обучающихся. В нашей гимназии учебной дисциплине «Музыка» уделяется большое значение: ежегодно проводятся Музыкальный театрализованный марафон, Фестиваль солдатской песни, конкурс «Музыкальный Олимп» в рамках Недели иностранного языка и праздник по ЗОЖ.
Практическое значение нашей работы заключается в том, что листовка и буклет, которые мы подготовили, предложены педагогам, родителям и жителям района 6 апреля, Всемирный «День здоровья», а также на родительских собраниях гимназии в помощь по заботе о детском здоровье, как физическом, так и психологическом.
Этот вид искусства, как и многие другие, затрагивает эмоциональность и чувственность, воздействует на подсознание человека, стоит у истоков развития личности человека.
Список литературы:
Приложение:
« Советы родителям»
Вот несколько советов, следование которым поможет воспитать ребенка с хорошим музыкальным вкусом.
Взрослым кажется, что все эти плакаты, фотографии кумиров на стене, диски с аудиозаписями – просто баловство. Они придают мало значения подобным увлечениям ребенка. Но на самом деле дети в своем музыкальном мире (и неважно рок это или какое-то другое направление) подростки пытаются найти успокоение, реализовать себя. Представьте, что вас лишают вашей любимой музыки. Но как можно сравнивать? – будете протестовать вы. Сравнить очень легко. Вы предпочитаете джаз или классику, растворяетесь в этих мелодиях. У детей же есть их направление. И запрещать им или лишать их этого музыкального мира сродни удару по сердцу.
Поэтому, если вы заметили чрезмерное увлечение ребенком каким-то музыкальным направлением, которое вам не по нраву, не стоит рубить с плеча и уничтожать все записи, плакаты и другую атрибутику кумира. Возможно, битву вы выиграете, но рискуете потерять ребенка навсегда. Через какое-то время он найдет возможность заполучить снова записи и найдет плакаты, но полностью закроется от вас и никогда не впустит в свой мир. Ведь вы не поняли его. Даже не попытались понять. Старайтесь налаживать конфликт, пытайтесь понять, а не решать все кардинальными способами. И только тогда, когда ребенок будет открыт для вас, вы сможете повлиять и на его предпочтения, и вложить правильные нравственные устои.
Если у вас с ребенком налажены доверительные отношения, то приступайте к следующему шагу – следите за собой. Другими словами, если вы считаете, что рок-музыка вредна, то подкрепите фактами свою точку зрения. Расскажите детям что-то из истории появления этого музыкального направления. Дайте младшему поколению возможность самим сделать выбор на основе сообщенной вами информации. И, конечно, подкрепляйте своим поведением слова. Если говорите ребенку, что рок-музыка вредна, но, садясь, в машину на всю громкость включаете песни знаменитых рок-музыкантов, то знайте – никакого воспитательного эффекта от ваших слов не будет. Говорите одно, делаете другое. Что же требовать от ребенка.
Постарайтесь понять музыкальные предпочтения вашего чада. К примеру, вы женщина и очень много времени проводите в различных музеях, наслаждаясь шедеврами искусства. Вы без ума от живописи. Неудивительно, что полное равнодушие к сему увлечению вашего мужа вызовет, по меньшей мере, обиду и неприятные чувства. То же самое и с музыкальными предпочтениями ребенка. Очень жаль, но совсем немногие родители пытаются хотя бы понять. Это, ясное дело, обижает детей, ведет к тому, что они еще больше отдаляются от родителей и замыкаются в своем мире, куда взрослым вход воспрещен.
Знаете ли вы, какие группы слушают ваши дети? Возможно, в каких-то произведениях есть то, что вы можете не просто понять и принять, а даже оценить по достоинству. Представьте, насколько сблизит вас с ребенком совместное прослушивание мелодий или обсуждение их. Если же вы вместо попытки понять начнете категорично высказываться плохо о его любимых исполнителях, то просто покажете свою полную некомпетентность, и ваш авторитет упадет. В любом музыкальном направлении можно найти и плюсы, и минусы. Не стоит никогда судить категорично.
К тому же помните, что дети могут не выучить домашнее задание или плохо сдать ЕГЭ, но в любимом направлении музыки они настоящие эксперты, расскажут вам всю биографию певца, легко отличат истинного гитариста от халтурщика. Попробуйте заметить при ребенке, что, к примеру, ударник из группы «Rash» просто замечательно играет. Этим заявлением вы, сами того не подозревая, разобьете стену непонимания между вами и ребенком. А после этого можно позволить и обратить внимание на вашу некоторую озабоченность жизнью музыкантов и текстами их песен.
Проявляя интерес к миру ребенка, вы получаете ответную реакцию – ребенок начинает проявлять интерес к вашему миру.
Влияние музыки на эмоциональный мир подростка
Влияние музыки на эмоциональный мир подростка
Муниципальное Автономное Общеобразовательное Учреждение
Дополнительного Образования Детей
Дворец Творчества Детей и Молодежи
Влияние музыки на эмоциональный мир подростка
1.1. Обоснование выбора темы.
1.2. Проблемы по теме.
1.3. Цель, гипотеза и задачи работы.
2. Глава «Обзор литературы».
3. Глава «Музыка и эмоциональный мир подростка».
3.1. Происхождение музыки.
3.3. Эмоции. Психологические и эмоциональные особенности детей подросткового возраста.
3.4. Теоретический анализ механизма воздействия музыки на человека.
3.4.2. Влияние музыки на человека.
3.4.3. Влияние музыки на подростка.
4. Глава «Исследование влияния музыки на эмоциональный мир подростка».
6. Список литературы.
1.1 Обоснование выбора темы
Мало кто отдаёт себе отчёт в том, что, она предназначена не только для развлечения и воспитания. Музыка также обладает способностью оказывать заметное воздействие на психоэмоциональное и физическое состояние человека.
1.2 Проблемы по теме
Если сравнивать музыкальную сферу искусства с другими ее отраслями, можно сказать, что это одна из самых вдохновенных его форм. Своим ритмом, мелодией, гармонией, динамикой, разнообразием звуковых сочетаний и колоритов музыка передает бесконечную гамму чувств и настроений. Её сила заключается в том, что, минуя разум, она проникает прямо в душу, в подсознание и создает настроение человека. Соответственно своему содержанию музыка может вызывать в человеке самые разные чувства, побуждения и желания. Она может расслаблять, успокаивать, бодрить, раздражать и т. д.
Многие люди, слушая музыку различных стилей и жанров, даже не задумываются о её влиянии на их психику и поведение. Не важно, в какой степени это влияние проявляется, какой оно носит характер, к чему может привести, но с огромной уверенностью можно утверждать, что это влияние, так или иначе, является фактом.
1.3 Цель, гипотеза и задачи работы.
Целью данной работы является: изучить влияние музыки на эмоциональный мир подростка.
Исходя из данной цели, были поставлены следующие задачи:
1. Подобрать и изучить литературу: об эмоциях, о происхождении и видах музыки
2. Изучить основные стили музыки.
3. Раскрыть психологические и эмоциональные особенности детей подросткового возраста.
4. Исследовать влияние стилей музыки на эмоциональный мир подростка.
5. Проанализировать взаимосвязь стилей музыки и эмоциональный мир подростка.
По данной теме сформулирована следующая гипотеза: «Чем больше подросток слушает классическую музыку, тем положительнее его эмоциональное состояние».
Объектом исследования являются подростки в возрасте 12-17 лет.
Предмет исследования – это эмоциональный мир подростка.
Были определены методы исследования, в которые вошли:
— теоретический анализ литературных источников;
— беседы с одноклассниками; анкетирование подростков по выявлению популярных музыкальных стилей;
— анкетирование по выявлению влияния музыкальных стилей на эмоциональный мир подростка;
— анализ полученных данных.
Глава 2. Обзор литературы
Просветитель, философ, «лингвистическую» теорию
композитор и писатель происхождения музыки,
один из родоначальников позитивизма, в которой рассматривали
главный представитель эволюционизма музыки, связь с её речью
— российский психолог и философ, член-корреспондент Академии наук СССР, один из создателей деятельностного подхода в психологии (цитата: «Музыкальный слух, понимаемый как способность воспринимать и представлять музыкальные образы, неразрывно связан с образами памяти и воображения»)
— член-корреспондент Академии педагогических наук СССР, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель школы Украинской СССР, Герой Социалистического Труда (цитата: «Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека»)
Ф. Морелль – немецкий врач (гипотеза об использовании звуковых колебаний в лечебных целях)
Ю. Готовский – российский учёный (подтвердил гипотезу Ф. Морелля)
Глава 3. Музыка и эмоциональный мир подростка
3.1. Происхождение музыки
Существует ряд гипотез о происхождении музыки – мифического, философского и научного характера. Процесс формирования музыки отразила античная мифология. Мифы повествуют о греческих богах, которые и сотворили мусикийские искусства, девять Муз, помощниц бога красоты и покровителя музыки Аполлона, равных которому в игре на лире не было. Другой древнегреческий миф рассказывает об Орфее, прекрасном певце, покорившем злых фурий, которые пропустили его в царство теней Аид. Известно, что своим пением и игрой на лире (кифаре) Орфей мог оживлять камни и деревья. Музыкой и танцем отличались также праздничные свиты бога Диониса.
На основе изучения музыки различных народов мира было выдвинуто несколько научных гипотез происхождения музыки. Одна из них утверждает, что музыка как вид искусства родилась в связи с танцем на основе ритма. Подтверждением этой теории служит музыкальные культуры Африки, Азии и Латинской Америки, в которых доминирующая роль принадлежит телодвижениям, ритму, ударности, и преобладают ударные музыкальные инструменты.
Другая гипотеза (К. Бюхер) также отдает первенство ритму, который лежал в основе появления музыки. Последняя сформировалась в результате трудовой деятельности человека, в коллективе, во время согласованных физических действий в процессе совместного труда.
арвина, исходящая из естественного отбора и выживания наиболее приспособленных организмов, давала возможность предполагать, что музыка появилась как особая форма живой природы, как звуко-интонационное соперничество в любви самцов (кто из них голосистее, кто красивее).
Широкое признание получила «лингвистическая» теория происхождения музыки, в которой рассматривается интонационные основания музыки, связь ее с речью. Одна мысль об истоках музыки в эмоциональной речи высказывалась Ж.-Ж. Руссо и Г. Спенсером: необходимость выразить торжество или скорбь приводила речь в состояние возбуждения, аффекта и речь начинала звучать. Необходимость подачи звуковых сигналов привела человека к тому, что из неблагозвучных, неустойчивых по высоте звуков голос стал фиксировать тон на одной и той же высоте, затем закреплять определенные интервалы между различными тонами (различать интервалы более благозвучные, в первую очередь октаву, которая воспринималась как слияние) и повторять короткие мотивы. Позже, абстрагируясь, музыка речи была переложена на инструменты. Большую роль в осмыслении и самостоятельном бытовании музыкальных явлений играла способность человека транспонировать один и тот же мотив, напев. При этом средствами для извлечения звучаний были как голос, так и музыкальный инструмент.
Русское слово «музыка» – греческого происхождения. Музыка из всех видов искусств наиболее непосредственно воздействует на восприятие человека, «заражает эмоциями». Язык души, так принято говорить о музыке именно потому, что она обладает сильным воздействием на подсознательном уровне на область чувств человека, но нельзя исключить при этом и воздействия на область разума.
В настоящее время наши представления о музыке значительно расширяются и изменяются. В 20 в. возникает видовое и стилистическое разнообразие музыки. Появляются представления о различных «музыках», охватывающие более или менее широкий круг бытующих сегодня музыкальных явлений:
Классическая (или серьезная) – профессиональные музыкальные сочинения, рожденные в культуре Европы преимущественно с Нового времени (рубеж 16–17 вв.) и в средние века;
Популярная – массово потребляемые, преимущественно песенно-танцевальные музыкальные жанры.
Внеевропейская (неевропейская) – музыка тех народов (Востока), чья культура отличается от культуры западноевропейской цивилизации (Запада
Эстрадная (или легкая) – музыка развлекательного характера, предназначенная для отдыха.
Джаз – подхваченные европейцами профессиональные исполнительские традиции американских негров, основанные на синтезе африканских и европейских музыкальных элементов.
Рок – музыка небольших вокально-инструментальных групп молодежи, отличающаяся обязательным наличием ударных и электромузыкальных инструментов, в первую очередь – гитар.
Авангардная (экспериментальная) – общее наименование нового направления в профессиональном композиторском творчестве 20 в.
Альтернативная – новые музыкальные сочинения или исполнения (звуковые представления, «перформансы»), принципиально непохожие на все известные сегодня виды музыки
Многие виды музыки определяются по среде их обитания и функциям: военная, церковная, религиозная, театральная, танцевальная, киномузыка и т. д. А также – по характеру исполнения: вокальная, инструментальная, камерная, вокально-инструментальная, хоровая, сольная, электронная, фортепианная и др.; по отличительным свойствам музыкальной фактуры и композиторской техники: полифоническая, гомофонная, монодическая, гетерофонная, сонорная, серийная и т. п.
Внутри каждого из видов музыки в свою очередь могут возникать и развиваться собственные стили и направления, отличающиеся устойчивыми и характерными структурными и эстетическими признаками. Например: классицизм, романтизм, импрессионизм, экспрессионизм, неоклассицизм, серийность, авангард – в классической музыке; рэгтайм, диксиленд, свинг, би-боп, куул – в джазе; арт, фолк, тяжелый металл, хип-хоп, рэп, грандж – в рок-музыке и т. п.
3.3 Эмоции. Психологические и эмоциональные особенности детей подросткового возраста
Подростковый возраст – один из наиболее сложных, несмотря на относительную кратковременность, периодов развития человека. Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитие ребенка. Они касаются физиологии организма, отношений, складывающихся у подростков с взрослыми людьми и сверстниками, уровня развития познавательных процессов, интеллекта и способностей. Существенное изменение претерпевает в это время и эмоциональное развитие. Что же происходит с развитием эмоциональной сферы подростка?
Подростковый возраст считается особенно «эмоционально насыщенным» и поэтому изучение эмоционального развития подростков занимает ведущее место в психологии. Подростковый возраст характеризуется как период повышенной эмоциональности, что проявляется в легкой возбудимости, изменчивости настроения, возникновении тревожности, агрессивности и других бурных реакций.
Между тем, эмоции и чувства подростков в большей степени относятся к их внутренней жизни. Внешне же они выражаются в меньшей степени, чем у детей. И даже в самых доверительных беседах подростки зачастую говорят не обо всех своих переживаниях.
Таким образом, учитывая, что подростковый возраст характеризуется как период повышенной эмоциональности, что проявляется в легкой возбудимости, изменчивости настроения, сочетании полярных качеств, выступающих попеременно, а также не забывая о том, что некоторые особенности эмоциональных реакций переходного возраста коренятся в гормональных и физиологических процессах, следует предположить, что в этот период жизни подрастающего человека музыка может являться регулирующим фактором эмоционального состояния подростка.
3.4. Теоретический анализ механизма воздействия музыки на человека
3.4.1. Слуховой путь человека
В психологии существует такой термин как «СЛУХОВОЙ ПУТЬ» («Царственный путь»). Это путь от начала звука до результата, который достигается раздражением одного или нескольких нервных центров мозга. Каждое слово, музыкальное произведение или просто звук имеют свои слуховые пути.
Классическая музыка имеет свои слуховые пути. В основном, она написана в ритме работы сердца (60-70 ударов в минуту) и поэтому благотворно влияет на основные функции всего организма. Некоторые произведения, музыкальные фразы, проникая в мозг, успокаивают возбужденные нервные центры (например, гнева или недовольства), снимают состояние стресса, снимают боль, способствуют росту растений, улучшению процессов обмена. Всё это происходит под воздействием духовной христианской классической музыки таких композиторов, как Бах, Бетховен, Моцарт, Шопен.
Таким образом, каждое произведение имеет свой слуховой путь, свое воздействие и свой результат на психическую деятельность.
3.4.2. Влияние музыки на человека
Различные по частоте звуки по-разному влияют на человека. Учёные установили, что это напрямую связно с ритмами головного мозга. Получая через органы слуха аудиоинформацию, мозг анализирует её, сравнивая со своими ритмами. У каждого человека ритмы протекают со своей частотой. Именно поэтому, так различны вкусы к музыке. Под старость функционирование процессов в головном мозгу замедляется, и человек перестаёт воспринимать быструю ритмичную музыку, отдавая предпочтение более спокойным и размеренным композициям. А всё потому, что мозг не поспевает обрабатывать быстро меняющуюся информацию.
В конце 80-х годов было убедительно показано, что прослушивание классической музыки помидорной рассадой ускоряет ее рост приблизительно на тридцать процентов. А также повышает ее (рассады) устойчивость к различным заболеваниям!
О влиянии музыки на организм человека было известно c давних времен. Более того, сам феномен намного старше человеческого рода. Многократные наблюдения биологов-этологов и зоопсихологов подтверждают, что обезьяны, медведи и некоторые другие животные могут вполне сознательно успокаивать или, наоборот, возбуждать себя с помощью ритмичного стука палкой по какому-нибудь гулкому предмету (например, пустотелому стволу) или «игры» на расщепленной древесине (особенно часто это используют бурые мишки).
В процессе дальнейшей эволюции восприятие музыки становится более тонким и идет через относительно молодую (в эволюционном плане) эмоциональную систему.
Таким образом, музыка влияет на эмоциональное состояние человека. Она может успокаивать и возбуждать, смягчать и ожесточать, вызывать воспоминания, утешать боль, усиливать агрессию. Практически все разработки в области музыкального воздействия осуществляются медиками или психологами. Дальнейшие исследования в этой области, дадут дополнительные сведения и позволят еще подробнее разобраться в вопросах влияния музыки на состояние человека в целом.
3.4.3. Влияние музыки на подростка
· произведения Моцарта полезно слушать перед экзаменами/тестами, где требуется творческое мышление, поиск нестандартных решений для этого лучше всего подготовят произведения этого великого композитора;
· произведения Моцарта несут в себе очень мощный энергетический заряд, заряжают мозг, словно «будят» его и пробуждают смекалку и креативность, Лучше всего это выполняют симфонии и концерты для скрипок;
· мажорные тона настраивают и заставляют стремиться к победе;