Как музыка влияет на литературу
Как музыка влияет на литературу
Взаимосвязь музыки и литературы
1. Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?
Как связана музыка и литература?
В жизни мы часто обращаемся к музыкальным произведениям, которые так или иначе связаны с литературой. Без неё не могли бы появиться на свет ни опера, ни балет, ни оперетта, ни мюзикл, так как в основе их сюжета, как правило, лежит литературное произведение (сказка, повесть, роман и др.). Без стихов нельзя написать песню или такие музыкальные произведения, как романс, кантата.
Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?
Что она потеряла бы, если бы не было ни поэзии, ни прозы?
Что же роднит музыку с литературой?
Единым стержнем этих искусств является интонация.
Благодаря выразительности музыкальных интонаций мы отличаем народную музыку от той, которая сочинена композиторами, русскую музыку от зарубежной, старинную музыку от современной. Интонационная природа музыки позволяет нам почувствовать и понять особенности музыкального языка разных композиторов.
По каким же направлениям можно рассматривать связь
музыки и литературы?
Литература, и прежде всего поэзия, становится основой многих вокальных произведений. В единстве слова и музыки рождается песня, романс и многие другие музыкальные жанры, связанные со словом. Стихи многих поэтов стали известны только благодаря их музыкальному прочтению. И до нас вполне не могли дойти стихи Н.Кукольника, если бы не гениально простая задушевная и задумчивая музыка «Жаворонка» М.И.Глинки.
Музыка и текст: как они могут быть связаны
Исследованию взаимосвязи текста и музыки посвящены многие научные работы не только нейробиологов и музыковедов, но и филологов, когнитивистов и искусствоведов.
В этой статье мы собрали разные примеры того, как музыка может использоваться вместе с текстом, и что по этому поводу говорит наука.
Когда музыка вдохновляет
Музыка может влиять на креативное мышление, познание и стимулировать воображение. Учёные из Технологического университета Сиднея и Университета Неймегена в Нидерландах пришли к выводу, что люди придумывают более оригинальные и творческие идеи при прослушивании «счастливой музыки» (т. е. музыки, которая вызывает позитивное настроение и возбуждение — часто к ней относят произведения классиков).
Некоторые писатели используют эту возможность: слушают музыку при написании текстов или прибегают к её помощи для усиления эмоциональной вовлечённости у читателя.
Например, французский фантаст Бернар Вербер во время написания романа «Завтрашний день кошки» (Demain Les Chats) слушал для вдохновения сонаты Бетховена, «Времена года» Вивальди и другие музыкальные произведения. Полный список музыки и звуков Вербер приводит в конце романа.
Японскому писателю Харуки Мураками в творчестве помогают джаз и рок. В одном из своих эссе он упоминал, что не стал бы писателем, если бы не был настолько поглощен музыкой. «Мой стиль глубоко пронизан рифмами Чарли Паркера и ритмом прозы Ф. Скотта Фицджеральда. И я по-прежнему черпаю новое в своей литературе в музыке Майлза Дэвиса».
В послесловии к роману «Норвежский лес» (Norwegian Wood) Мураками отмечает, что писал его под песни Леннона и Маккартни, прослушав кассету Sergeant Pepper’s Lonely Hearts Club Band 120 раз.
Кроме вдохновения на написание конкретного текста, музыка может оказать влияние на целое поколение писателей и всё их творчество. Один из ярких примеров — влияние джазового стиля бибоп на писателей «разбитого поколения»: Джека Керуака, Уильяма С. Берроуза, поэта Аллена Гинзберга и других. Их становление происходило в середине 1940-х годов, когда сформировался новый джазовый стиль бибоп со сложными импровизациями и быстрым ритмом.
Мелодии саксофониста Чарли Паркера, трубача Диззи Гиллеспи, пианиста Телониуса Монка часто упоминаются и звучат в текстах, многие из которых были прочитаны на одной сцене с джазовыми музыкантами.
Книги с саундтреками и плейлисты для чтения
Многие писатели не только сами слушают музыку во время работы, но и предоставляют целые плейлисты для книг своим читателям. Вот несколько примеров:
На основе опроса они составили плейлист, состоящий из успокаивающей фоновой музыки, которая хорошо сочетается с любым текстом. Среди композиций в основном классика, но попадается джаз и рок. Пользователи отмечали, что музыка должна быть медленной, при этом слушать ее важно на умеренной громкости. Многие писали, что при чтении слушают инструментальные саундтреки, например, композиции, сочинённые Хансом Циммером.
Фото PxHere / PD
С другой стороны, идею слушать музыку и параллельно читать поддерживают не все — такая многозадачность может отвлекать от процесса, и не давать насладиться ни книгой, ни музыкой в полной мере. Кстати, многие ученые с этим мнением согласны — подробнее в следующем разделе:
Что о «совместимости» музыки и чтения говорит наука
Результаты, полученные турецкими исследователями, частично подтверждают мнение тех, кто считает, что одновременное прочтение текста и прослушивание музыки затруднительно. В ходе проведённого учёным эксперимента оказалось, что показатели понимания прочитанного у студентов, которые слушали музыку, были значительно хуже, чем у читавших текст в тишине. Однако если при прочтении была включена любимая музыка учащегося, его результаты существенно не отличались от результатов студентов, читавших без музыки (о других подобных исследованиях мы писали в одном из наших материалов).
Однако даже любимая музыка будет препятствовать усвоение информации, если у нее быстрый ритм и проигрывается она на высокой громкости — в этом уверен композитор и «по совместительству» профессор кафедры психологии Университета Торонто Гленн Шелленберг (Glenn Schellenberg).
Чтение текстов под музыку также может влиять и на восприятие мелодии. Нейробиологи из Института психолингвистики Макса Планка провели эксперимент, в результате которого выяснили, что одновременное чтение и прослушивание музыки «перегружает» возможности участка головного мозга, известной как центр Брока.
Испытуемые отмечали, что чтение сложных предложений затрудняло их восприятие полноты музыки. Настоящее исследование утверждает, что речь идет не о рассеянии внимания, а о том, что и прослушивание музыки, и восприятие текста связаны общим центром активности мозга.
Саунд-поэзия и звукотекстовые композиции
Однако в некоторых случаях гармонично «подружить» аудио и текст вполне возможно. Такой подход практикуют саунд-поэты (sound-poetry) и создатели саунд-текстовых композиций.
Их произведения находятся на стыке художественного текста и музыки. Текст может быть озвучен в разном темпе (ускоренном или замедленном), записи при этом могут накладываться друг на друга. Используется быстрая смена тональности, а также фоновые звуки (различные шумы, возгласы, крики, дыхательные движения и др.) и музыкальные сэмплы.
Все эти составляющие объединяются при помощи аудиомонтажа и превращаются в саунд-поэтическое произведение, в котором текст — не «сопровождение» для музыки, он и есть музыка.
Изучению этой художественной формы посвящены отдельные научные работы и статьи. С момента возникновения этого направления саунд-поэты объединялись и выступали в ансамблях. Одной из первых саунд-поэтических групп была The Four Horsemen, её выступления можно послушать здесь:
В нашем Telegram-канале больше интересного об акустике и аудиогаджетах:
Кино на пластинках
Необычная портативка
Звуки из мира кошмаров
Гид по встраиваемой акустике
Как зазвучали Звездные войны
Что такое HD-винил
Необычные аудиогаджеты
Как звучит растительный мир
Как музыка влияет на литературу
Роль музыки в литературных прозаических произведениях
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Цель:Выявить ассоциативные связи между музыкальными, художественными и литературными образами и узнать роль музыки для выражения основных идей и целей произведения.
Актуальность проблемы:Искусство воздействует на человека с поистине огромной силой. Интерес к исследованию классической литературы на точке соприкосновения с музыкой позволяет более точно понять замысел писателя, раскрыть характер героя и многие другие важные вещи, без которых трудно понять суть произведения.
Обоснование выбора темы:С самого рождения мы, авторы данной научно-исследовательской работы, тесно связаны с таким видом искусства, как музыка. Посещая музыкальную школу, мы не раз замечали, что так или иначе в литературных произведениях присутствуют упоминания об этом виде искусства, а также некоторые сочинения композиторов, известные по всему миру, были написаны именно по творениям писателей и поэтов. Важно понять, зачем авторы обращаются к этой теме или к упоминаниям и описанию данного вида искусства.
Задачи:
Найти литературные произведения, в которых музыка занимает значимую роль;
Найти взаимосвязь музыки и литературы как в отдельно взятых произведениях, так и в целом;
Определить значение образа музыки в литературных произведениях;
Рассмотреть множество возможных видов связи между литературой и музыкой;
Узнать причину, по которой писатели включают в произведения тему музыки, музыкантов.
Методы:
Анализ дополнительных источников информации: книги, фильмы, статьи, интернет ресурсы, документы;
Индуктивно-дедуктивный метод рассмотрения литературных произведений и художественных образов с целью нахождения примеров связи музыки и художественных рассказов;
Обобщение и систематизация полученной информации и изложение её в исследовательской работе.
План выполнения работы:
Выбор темы проекта, постановка цели, задач, определение методов исследования;
Поиск информации, выбор и работа с литературными произведениями разных писателей («Скрипка Ротшильда» Антон Павлович Чехов, «Слепой музыкант» Владимир Галактионович Короленко, «После бала» Лев Николаевич Толстой);
Обобщения собранной информации, создание презентации для представления проекта;
Защита проекта (раскрытие аргументации позиции, доказательство точки зрения, чёткое, ясное и доступное изложение).
Степень изученности: Значением музыки в литературе увлекаются отнюдь не многие, но всё же есть люди, работы которых в том или ином виде представлены обществу. Таким образом хотелось бы отметить работу «Образ музыки в литературных произведениях» (автор не указан), где выделяется образ музыки как «стерео» изображение к одномерному изображению мира и человека в тексте.
Взаимосвязь музыки и литературы (общее)
«Вся жизнь мира окружена музыкой. Когда земля при своем создании была уже готова к жизни, жизни все-таки еще не было. Тогда вдруг ветер промчался над полем и над лесом. И в волнах возник плеск, а в лесных вершинах гул. Через это в мире возникла музыка, и мир стал живой». Константин Бальмонт
Прежде чем говорить о взаимосвязи двух видов искусства, нужно узнать их определения.
Музыка – это вид искусства, отражающий действительность в звуковых художественных образах, активно воздействующий на психику человека.
Литература — это один из видов искусства, в котором средством создания художественного образа является слово, язык. (поэзия, проза, драма).
Множество поэтических произведений обрели известность благодаря тому, что их прочли композиторы, однако стержнем родства является интонация.
Интонация (в литературе) – сложный комплекс всех выразительных средств речи, включающий мелодику, темп, ритм, логическое ударение, тон, паузы.
Интонация (в музыке) – мелодичный оборот, передающий смысл при помощи средств музыкальной выразительности (темп, ритм, тон, паузы, акценты и т.д.).
И в литературе, и в музыке интонацией можно назвать осознанную, качественно осмысленную музыкальную или разговорную речь.
Интонации могут быть различные: печальные, ласковые, грустные, весёлые, торжественные, обеспокоенные и т.д.
При внимательном прослушивании музыкального произведения, можно явственно услышать завершённые предложения, незаконченные фразы и всё то, что проявляется в речи. Музыковеды зачастую пользуются литературной терминологией. Есть группа определённых терминов, которые используются и там, и там. Интонация, образ, тема, мотив, пауза, метр, ритмика, тембр и другие.
Также многие писатели и поэты обращаются к теме музыки в своих произведениях. Авторы используют этот приём для того, чтобы подчеркнуть значимость момента, более широко и разнообразно раскрыть судьбу, душу персонажа.
Музыка часто встречается также и в различных сказках. Например, при помощи дудочки крысолова из города ушли все крысы. Или Садко так прекрасно исполнил песню на гуслях, что к нему вышел из Ильмень-озера Царь морской и предложил награду. Волшебные музыкальные инструменты помогают людям. Вряд ли народ и авторы просто так наделяют магическими свойствами именно эти предметы.
Музыка и литература отделились друг от друга, однако общие черты присутствуют в любом случае:
— Понятия добра и зла, ненависти и любви. Моральные принципы сближают эти виды искусства. Они поднимаются и там, и там.
— Стоит упомянуть такие вещи, как эмоциональная окраска и направленность. И музыка, и литература влияют на человека в глубоко-духовном плане. Автор может использовать хоть слова, хоть звуки, хоть ноты – всё равно, это нас трогает, заставляет задуматься.
— Читая произведение, мы зачастую слышим «внутренним ухом», «внутренним голосом» некое музыкальное или голосовое оформление, создающее атмосферу действия.
Рассмотрим значение музыкальных образов на примере некоторых прозаических произведений.
«После бала» Л. Н. Толстой
Образность занимает большое место в творчестве Толстого. Рассказ «После бала» был основан на контрастах и противопоставлениях (антитезах) музыки в различных эпизодах (во время бала, после него) и через неё переданы образы этих моментов.
Сначала в душе главного героя звучит музыка бала (см. приложение 1, п.1): мазурка, вальс, полька, кадриль и другая весёлая, танцевальная или романтическая музыка таких вечеров. Он влюблён, для него всё в этом мире прекрасно.
«Я был не только весел и доволен, я был счастлив, блажен, я был добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро.»
«В душе у меня все время пело, …слышался мотив мазурки.»
Картина после бала отличается же от данной ранее кардинально (см. приложение 1, п. 2). Иван Васильевич (главный герой) видит, как нежно любящий отец и добродушный полковник перевоплощается в безжалостного мучителя. Это сопровождается «совершенно иной, нехорошей музыкой».
«Позади их стояли барабанщик и флейтщик и, не переставая, повторяли всё ту же неприятную, визгливую мелодию.»
Какой контраст душевного состояния передаётся при помощи музыки. Мазурки и вальсы сменяются визгливой и скрипящей музыкой точно также, как высокие, восторженные и восхищённые чувства сменяются «физической, доходившей до тошноты тоской».
Мазурка исчезает, появляется страшная музыка. Восторг сменяется ужасом от происшедшего зрелища. «Музыкальное сопровождение» в произведении помогает сопоставить эти две картины для более точной передачи разницы этих двух моментов и создания атмосферы момента.
«Слово никогда не может до конца объяснить всю глубину музыки, но без слова нельзя приблизиться к этой тончайшей сфере познания чувств.»
«Скрипка Ротшильда» А. П. Чехов
«Мысли об убытках донимали Якова особенно по ночам: он клал рядом с собой на постели скрипку и, когда всякая чепуха лезла в голову, трогал струны, скрипка в темноте издавала звук, и ему становилось легче.»
Почти весь рассказ – это описание раздумий Якова – злого, меркантильного, угрюмого старика, не умеющего радоваться жизни, живущего одним единственным словом «убыток». Очень ярко этот момент показан в его размышлениях после визита к врачу:
«От жизни человеку — убыток, а от смерти — польза.»
Он отвергает саму жизнь как чудо.
«Это соображение, конечно, справедливо, но все-таки обидно и горько: зачем на свете такой странный порядок, что жизнь, которая дается человеку только один раз, проходит без пользы?»
Единственная жизнь Якова протекла бесцельно и бессмысленно.
«Не жалко было умирать, но как только дома он увидел скрипку, у него сжалось сердце и стало жалко. Скрипку нельзя взять с собой в могилу, и теперь она останется сиротой и с нею случится то же, что с березняком и с сосновым бором.»
Чехов очень точно передает пробуждение практически мёртвой души. Раскрытие таких качеств, как благодарность, жалость, раскаянье. Всё это зародилось в нём благодаря музыке. (см. приложение 1, п. 3)
«Яков вышел из избы и сел у порога, прижимая к груди скрипку. Думая о пропащей, убыточной жизни, он заиграл, сам не зная, что, но вышло жалобно и трогательно, и слезы потекли у него по щекам. И чем крепче он думал, тем печальнее пела скрипка». «И опять заиграл, и слезы брызнули из глаз на скрипку.»
Мелодия заставляет Якова вспомнить то, что, казалось бы, забыто безвозвратно: вера, молодость, чувства и дочь с белокурыми волосами. Она превращает его злейшего врага в брата.
«Не могу. — проговорил Яков, тяжело дыша. — Захворал, брат.»
Она становится пиком жизни человека. Благодаря единственному произведению он обретает смысл жизни. Именно эта удивительная мелодия осталась после Якова в мире.
«И потом весь день Яков лежал и тосковал.»
«Несчастное лицо Марфы и отчаянный крик жида, которого укусила собака.»
Это то, о чём Яков сожалеет. Он уже не исправит своего отношения к жене, однако ещё одну вещь он изменить в силах. (см. приложение 1, п.6)
«Скрипку отдайте Ротшильду.»
Это высшая точка кульминации рассказа. Это первый и последний его поступок в жизни, самое важное, сделанное им, то к чему он шёл на протяжении всего произведения. В таком случае название показывается нам в ином свете. В повествовании Яков владеет скрипкой не только материально, но и духовно – как часть души. Передавая инструмент, Яков отдаёт Ротшильду душу, которая будет жить, пока существует скрипка, пока играют его мелодию. Читая заглавие, мы можем написать: «Скрипка Ротшильда = Душа Якова».
«Слепой музыкант» В. Г. Короленко
Также роль музыки в жизни человека подчёркивает Владимир Галактионович Короленко. Именно музыка и звуки являются ключевыми в рассказе «Слепой музыкант», на них основывается вся жизнь мальчика.
«Мир, сверкавший, двигавшийся и звучавший вокруг, в маленькую головку слепого проникал главным образом в форме звуков, и в эти формы отливались его представления.»
Благодаря своему дару он познаёт окружающий мир, природу, жизнь, людей, заводит знакомства, которые связывают его судьбу тесными узами.
«Теперь впечатления слуха окончательно получили в жизни слепого преобладающее значение, звуковые формы стали главными формами его мысли, центром умственной работы.»
Как уже было указано, музыка играет огромную роль в жизни Петра, а ведь всё началось с дудочки конюха Иохима. (см. приложение 1, п.4)
«В самом патетическом месте он почувствовал, как чья-то маленькая рука быстро пробежала легкими пальцами по его лицу, скользнула по рукам и затем стала как-то торопливо ощупывать дудку.»
Из-за отсутствия зрения, мальчику кажется, что он не нужен и бесполезен. (см. приложение 1, п. 5) Забота со стороны близких, особенно со стороны девушки Эвелины, помогает ему найти уверенность в себе. Не смотря на долгое общение, он ранее не задумывался о таком чувстве, как любовь.
«Потом с удивлённым видом, и всё как будто не дождавшись чего-то, он дрогнул, тронул клавиши и, подхваченный новой волной нахлынувшего чувства, отдался весь плавным, звонким и певучим аккордам.»
Музыка и музыкальные инструменты помогают выражать свои чувства, даже позволяют обрести известность такому неудачливому, на первый взгляд, парнишке. Звуки дают Петрусе почувствовать себя полноценным человеком, возводят на музыкальный Олимп.
Значение музыки в литературе огромно. Если о ней не говорится напрямую, то она обязательно слышится в произведении косвенно (начиная с ритма произведений, скрытого описания музыки, как духовной составляющей, заканчивая основной сюжетной линией рассказа). Музыка позволяет более полно и выразительно рассмотреть героев и сам смысл произведения, раскрыть основную идею.
Подводя итог, можно сказать о несомненно важном положительном влиянии на художественные произведения. Музыка – непосредственный язык души, однако и её возможности ограничены. С литературой ситуация аналогична. Два искусства дополняют друг друга, как пазл. Музыка и литература потеряли бы невероятно много друг без друга.
Существует множество вариантов связи между музыкой и литературой. Это интонация, звук, эмоциональная окраска и направленность смыслового значения.
Лирическое произведение— это музыкальное выражение душевных переживаний с помощью языка. (Л. Шлегель)
Эта цитата вполне может стать основным итогом всей нашей работы.
А. П. Чехов «Скрипка Ротшильда», 1995 г.
В. Г. Короленко «Слепой музыкант», 2001 г.
Л. Н. Толстой «После бала», 2005 г.
Сборник «Библиотека музыкальных произведений», 2011 г.
Роль музыки в произведениях русской классической литературы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия
в произведениях русской классической литературы
Катаева Татьяна Сергеевна, 11а класс
Дреко Светлана Федоровна
к проектной работе по литературе
Роль музыки в произведениях русской классической литературы
Актуальность темы, проблемы :
данная тема актуальна, так как влияние музыки на человека огромно. Музыкальные произведения, использованные авторами в романах, повестях рассказах, драмах, выполняют несколько задач:
— оказывают влияние на этетическое развитие человека;
— эмоционально воздействуют на читателя;
— позволяют глубже понять характеры героев, художественный замысел писателя.
Постижение искусства слова и музыкального искусства – одно из действенных процессов в духовно-нравственном развитии человека, всего общества.
Цель проекта : исследовать роль музыкальных произведений в художественной литературе, определить влияние музыки на раскрытие идейного замысла произведения.
Запланированный продукт : внеклассное мероприятие для 9 класса или размещение материалов на сайте.
Научиться определять связь двух видов искусства.
Изучить материалы о музыке и об отношении писателей к ней.
Перечитать произведения русской классической литературы, в которых «звучит» музыка: А.С.Пушкин «Моцарт и Сальери», «Капитанская дочка»; И.С.Тургенев «Ася», «Дворянское гнездо»; Л.Н.Толстой «После бала», «Крейцерова соната».
Прослушать музыкальные произведения, которые были упомянуты в художественных произведениях: «Реквием» Моцарта, народная песня « Не шуми, мати зеленая дубравушка», вальсы Йозефа Ланнера, Соната № 9 для скрипки и фортепиано Людвига ван Бетховена и др.
Исследовать роль музыки в художественном замысле писателя.
Систематизировать и обобщить собранный материал.
Представить работу в качестве внеклассного мероприятия учащимся 9-х классов или опубликовать проект на сайте.
Этапы работы над проектом :
Аналитический этап: изучение теоретического материала
Исследовательский этап: анализ, систематизация и обобщение полученных данных.
Практический этап: формирование выводов, размещение проекта на сайте.
Публичное представление проектного продукта
Музыка в художественном произведении играет огромную роль:
— отражает авторскую идею; усиливает эмоциональность произведения, наполняет его лиризмом, поэтическим колоритом;
— музыкальный ряд выделяет главные для героев события; структура музыкального произведения может служить основой для воплощения художественного замысла, а музыкальный образ сюжетным стержнем литературного произведения.
— Музыка зачастую решает, определяет движения души, события в жизни героев. Чем глубже мы чувствуем музыку, чем лучше ее понимаем, тем доступнее становятся нам замыслы писательского гения.
Паспорт проектной работы
Название проекта: Роль музыки в произведениях русской классической литературы
Руководитель проекта: Дреко Светлана Федоровна
Учебный предмет: литература
Цель проекта: исследовать роль музыкальных произведений в художественной литературе, определить влияние музыки на раскрытие идейного замысла произведения.
Научиться определять связь двух видов искусства.
Изучить материалы о музыке и об отношении писателей к ней.
Перечитать произведения русской классической литературы, в которых звучит музыка: А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери», «Капитанская дочка»; И.С. Тургенев «Ася», «Дворянское гнездо»; Л.Н. Толстой «После бала», «Крейцерова соната».
Прослушать музыкальные произведения, которые были упомянуты в художественных произведениях: «Реквием» Моцарта, народная песня « Не шуми, мати зеленая дубравушка», вальсы Йозефа Ланнера, Соната № 9 для скрипки и фортепиано Людвига ван Бетховена и др.
Исследовать роль музыки в художественном замысле писателя.
Систематизировать и обобщить собранный материал.
Представить работу в качестве внеклассного мероприятия учащимся 9-х классов или опубликовать проект на сайте.
Необходимое оборудование: ПК, произведения русской классической литературы, аудио и видеозаписи музыкальных произведений.
Планируемый продукт: внеклассное мероприятие для 9 класса или размещение материалов на сайте.
Этапы работы над проектом:
Подготовка: определение темы и целей проекта
Поиск материала: прослушивание музыкальных произведений, используемых в произведениях, чтение произведений русской классической литературы.
Изучение статей литературоведов по выбранной теме.
Подборка материала: выбор произведений русской классической литературы и музыкальных произведений, сопоставление.
Анализ материала, систематизация, обобщение
Музыка является неотъемлемой частью человеческой жизни. Ни один вид искусства не обладает такой силой воздействия на человека, как музыка. К. Бальмонт писал: «Вся жизнь мира окружена музыкой». Многие писатели использовали музыку в своих произведениях, решая при этом самые разные задачи: эмоционально воздействовали на читателя, подчеркивали главные черты в характерах героев, перемены в их судьбах, раскрывали идейный замысел повествования.
Песня поражает читателя жизненностью и глубиной. Эта песня, трагическая, протяжная, бесконечная, как степь, – иллюстрация и предсказание судьбы всего пугачевского войска и судьбы самого Пугачева.
Музыкальное произведение, народная песня, эмоционально усиливают драматизм происходящих событий, помогает глубже понять образ Емельяна Пугачева, художественный замысел А.С. Пушкина.
Во второй половине 19 века писатели продолжают традиции А.С. Пушкина и очень часто вплетают музыкальные темы в канву своих произведений.
В повести «Ася» (1857) И.С. Тургенева музыка играет важную роль и в характеристике главного женского образа, и в создании композиционного ряда произведения. Так, с точки зрения композиции в повести «Ася» интересно следующее. Впервые Н. Н. знакомится с Гагиным и Асей на «коммерше»: «Вдруг донеслись до меня звуки музыки; я прислушался. В городе Л. играли вальс; контрабас гудел отрывисто, скрипка неясно заливалась, флейта свистала бойко». Именно музыка определила встречу главных героев и связала их судьбы. Важно и то, что в двух эпизодах встречается упоминание ланнеровского вальса (Йозеф Ланнер – австрийский композитор, основатель классического венского вальса, 19 век).
Ланнеровский вальс упоминается в повести еще раз: под него танцуют Ася и Н. Н. в конце девятой главы: «Я побежал вслед за нею — и несколько мгновений спустя мы кружились в тесной комнате, под сладкие звуки Ланнера…Долго потом рука моя чувствовала прикосновение ее нежного стана, долго слышалось мне ее ускоренное, близкое дыхание…». В двух этих эпизодах главный герой взволнован, чувствителен, он в смятении и не понимает, что происходит в его душе.
Проанализировав повторение этого мотива в повести, можно предположить, что вальс Ланнера символизирует собой некий переломный момент в судьбах Н. Н. и Аси, а также зарождения чувств героев, еще не осознанных, но уже пробудившихся в их сердцах.
Однако не только встреча и свидания героев наполнены музыкой, но и их разлука. Когда Н. Н. навсегда прощается с Асей, музыка утихает и уходит из его жизни, оставляя его в полной тишине наедине с самим собой.
Таким образом, мы видим, что с помощью музыкальный ряда И. С. Тургенев выделяет значимые для героев события, музыка является важной композиционной составляющей повести.
В этом фрагменте Тургенев, характеризуя своего героя, выражает мнение некоторых своих современников. Романс, как и народную песню, в середине XIX века считали поверхностным и легкомысленным жанром музыки. На такие сочинения смотрели как на вещи, способные развлечь, развеять скуку. Тексты романсов повествовали о грусти, печали, сердечной тоске, неразделённой любви. Именно таков романс, исполняемый Паншиным, а вот бетховенскую сонату ему не удалось сыграть, т.к. лишь “ Своё и заученное он играл очень мило», то есть лучше всего у него получалось заученное.
Положительные герои романа, напротив, разбираются в серьезной музыке, таковы Лаврецкий ( “страстно любил музыку, дельную, классическую”) и Лемм (“музыку знал основательно”, “поклонник Баха и Генделя, знаток своего дела”, “стал бы в ряду великих композиторов своей родины”).
И.С. Тургенев в романе воплощает одну из своих заветных идей о том, что красота произведений искусства, могучая сила творчества возвышает человека, преображает людей. Чудаковатый, нелепый Лемм становится неузнаваемым, когда творит свою музыку.
Откроем последние страницы романа. Через восемь лет Лаврецкий вновь оказывается в доме Калитиных, в котором автор выделяет единственный сохранившийся с тех лет предмет — фортепьяно. Этот слабый, но чистый звук снова напомнил Лаврецкому о Лизе. Роман заканчивается выражением веры в молодое поколение, которое сумеет найти свой путь к счастью: “Играйте, веселитесь, растите, молодые силы…”
В романе «Дворянское гнездо» Тургенев прощается с прошлым и обращает свой взор к новому поколению, будущему России. И это поколение, по мнению писателя, будет обязательно одухотворено благодаря прекрасной музыке.
Невозможно представить без музыки и произведения великого Л.Н. Толстого. Слушая музыкальные произведения, Толстой не раз говорил: «Когда слушаешь музыку, это побуждает к художественному творчеству».
В жизни и творчестве Л. Толстого музыка играла большую роль. Толстой был музыкально одарённым человеком. Он вырос в семье, где музыку любили и ценили. С юных лет Толстой играл на рояле. Он даже пытался сочинять музыку.
Музыка в его произведениях является одним из способов создания настроения, передачи чувств и переживаний героев.
В повести «После бала» (1903) образ музыки становится композиционным лейтмотивом: в первой части произведения, на балу, представлен один музыкальный образ, во второй части, после бала, – совсем другой.
«Бал был чудесный», кадрили, вальсы, польки, мазурки… Именно звуки мазурки помогают автору передать состояние героя, его восторг от встречи с Варенькой: «В душе у меня все время пело, …слышался мотив мазурки».
Но ощущение счастья разрушает «другая, жесткая, нехорошая музыка»: «…барабанщик и флейтщик… не переставая повторяли все ту же неприятную, визгливую мелодию», которая сопровождала страшную картину наказания солдата. Резкие звуки поглощают звуки мазурки, на смену радости и восторгу приходит ощущение стыда за полковника, отца Вареньки, и ужаса от безобразного зрелища. Толстой вскрывает противоречия жизни в России в начале XX века и в то же время показывает силу переживаний Ивана Васильевича.
Таким образом, музыка усиливает контраст как основной прием построения произведения, передает всю палитру чувств, испытываемых главным героем.
Л.Н. Толстой убежден, что «лирическая поэзия и музыка имеют отчасти одну цель – произвести настроение, и настроения, производимые лирической поэзией и музыкой, могут совпадать более или менее». Именно поэтому музыка в его произведениях становятся одним из способов создания настроения, передачи чувств и переживаний героев. Музыка является лейтмотивом, стержнем сюжета самого произведения. Музыкальная тема на протяжении отрезка времени жизни персонажа начинает звучать для него по-разному, тем самым открывая читателю те изменения, которые произошли с героем, и то влияние, которое оказывает на него жизнь. Чтобы подтвердить справедливость этого положения попытаемся сопоставить структуру сонаты, как музыкального произведения, с сюжетом произведения Толстого.
Музыка полностью отражает чувства героя, передает состояние его внутреннего мира. Герой очень непостоянен: он то ревнует свою жену, то снова успокаивается и верит ей, сомнения не дают ему покоя, и он убивает свою жену. Поведение Позднышева можно сравнивать с характером этой музыки, которая является своеобразным двойником героя и одновременно «провокатором». Музыка для главного героя – раздражитель, вырывающий его из обстоятельств обычной жизни, застывшей жизненной позиции.
Музыка в произведениях Л.Н. Толстого не просто передает чувства – музыка решает, определяет движения души, события в жизни героев.
Музыка, «звучащая» на страницах литературных произведений, появляется в них вовсе не случайно. Отмечу наиболее яркие функции использования образа музыки в русской классике:
Образ музыканта и его представление о музыке как отражение авторской идеи («Моцарт и Сальери» А.С. Пушкина).
Структура музыкального произведения как основа для создания произведения литературного («Моцарт и Сальери» Пушкина)
Музыкальный ряд выделяет значимые для героев события и важные кульминационные моменты в произведении («Ася» И.С. Тургенева)
Музыка как средство усиления эмоциональности романа, создание лиризма, поэтического колорит романа. («Дворянское гнездо» И.С. Тургенева).
Музыка как средство характеристики персонажей, способ выражения авторского отношения к ним. («Дворянское гнездо» И.С. Тургенева).
И.С. Тургенев в романе «Дворянское гнездо» воплощает одну из своих заветных идей о том, что красота произведений искусства, могучая сила творчества возвышает человека.
Музыкальный образ как сюжетный стержень литературного произведения («После бала» Л. Н. Толстого)
Музыка в произведениях Л.Н. Толстого не просто передает чувства – музыка решает, определяет движения души, события в жизни героев («Крейцерова соната» Л.Н. Толстого)
Таким образом, музыка в художественном произведении играет огромную роль: отражает идейный замысел автора; усиливает эмоциональность произведения, наполняет его лиризмом, поэтическим колоритом; музыкальный ряд выделяет главные для героев события; структура музыкального произведения может служить основой для воплощения художественного замысла, а музыкальный образ сюжетным стержнем литературного произведения.
Музыка зачастую решает, определяет движения души, события в жизни героев. Чем глубже мы чувствуем музыку, чем лучше ее понимаем, тем доступнее становятся нам замыслы писательского гения.
1.Браже Т.Г. Целостное изучение эпического произведения. Пособ. для учителя. Изд. второе, перераб.-СПб.: Фирма «Глагол», 2000.
2. Буслакова Т.П. Как анализировать эпическое произведение: Учеб. пособие/Т.П. Буслакова. – М.: Высш. шк., 2004. – 190с.
3. Русская литература XIX века. 10 класс: Учебник для школ и классов гуманитарного профиля,: В 2ч. Ч.1. Ч.2 – М., Московский Лицей, 2003.