Как музыка связана с изобразительным искусством
Музыка. 5 класс
Конспект урока
Что роднит музыку с изобразительным искусством
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:
— многообразие музыкальной культуры;
— родство образов музыкальной и художественной изобразительности;
— анализ музыкальных произведений.
Вокализ – вокальная пьеса для голоса, не имеющая текста и исполняемая на одних гласных звуках.
Лад – способ построения звукоряда, сочетание звуков и созвучий; строй музыкального произведения.
Тембр – характерная окраска звука, по которой различаются друг от друга звучания одной и той же высоты.
Ритм – организация музыки во времени; структура, образованная последовательностью звуков и пауз.
Динамика – сила, энергия звучания.
Регистр – это участок звукового диапазона музыкального инструмента или человеческого голоса.
Диапазон – это объём звучания голоса или инструмента между самой низкой и самой высокой нотой.
1. Сергеева Г. П. Музыка. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций // Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская – 10-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2019. – 159 с. – ISBN 978-5-09-071651-2.
1. Большой толковый словарь русского языка / Под ред. С. А. Кузнецова. Первое издание. – СПб.: Норинт, 1998. Публикуется в авторской редакции 2014 года.
2. Большая советская энциклопедия: [в 30 т. ]/ гл. ред. А. М. Прохоров – 3-е изд. – М.: Советская энциклопедия, 1969–1978.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Великий скульптор и художник эпохи Возрождения Микеланджело Буонарроти сказал: «Хорошая живопись – это музыка, это мелодия».
Для того чтобы понимать произведения искусства, необходимо знать те средства выразительности, которыми пользуются композиторы, писатели, художники. Для показа образной составляющей произведения музыканты используют средства музыкальной выразительности. Их очень много: мелодия и гармония, ритм и темп, форма и регистры, а также штрихи и нюансы.
В сцене кораблекрушения в балете «Корсар» стремительное звучание скрипок рисует картину разбушевавшегося моря с сильным ветром, а звучание ударных инструментов имитируют раскаты грома.
В памяти невольно всплывают картины художника-мариниста Ивана Константиновича Айвазовского, не раз запечатлевшего бушующее море и тонущие корабли.
В оркестровом вступлении к опере «Садко», которое сам композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков назвал «Океан-море синее», мы видим совсем другой морской пейзаж.
Море спокойное, но непредсказуемое, в постоянном движении.
Регистр – это часть звукового диапазона музыкального инструмента или человеческого голоса.
Регистр бывает высокий, средний и низкий.
Диапазон объём звучания голоса или инструмента между самой низкой и самой высокой нотой.
Композиция – это строение, расположение и соотношение составных частей произведений искусства.
Данный термин относится и к литературе, и к живописи, и к музыке.
Композиция определяет то, как части произведения сочетаются между собой в едином целом.
Она учитывает акценты, пропорции, уравновешивание частей. Пример композиции, когда фигуры движутся к зрителю, картина Иллариона Прянишникова “Крестный ход”. Некоторые приёмы композиции в живописи применимы и к музыке, например, акцентирование – выделение чего-то важного, существенного.
В 1840 году Михаил Иванович Глинка пишет на стихи Нестора Кукольника романс «Жаворонок». В нём с помощью трогательной певучей мелодии и звукоподражания трепету крыльев жаворонка в аккомпанементе, он создаёт удивительно тонкий поэтический образ. Задушевность и светлая грусть мелодии соединяется с музыкальным пейзажем в единый образ.
Во вступлении к опере «Хованщина», которое называется «Рассвет на «Москве-реке» Модест Петрович Мусоргский «рисует» музыкальными средствами начало нового дня.
К этой музыке можно применить художественный термин – пейзаж.
Пейзаж – это жанр и произведение изобразительного искусства, изображающие виды природы.
Мы представляем, как солнце поднимается над горизонтом на рассвете, благодаря восходящей мелодии альтов. Затем по очереди вступают деревянные духовые инструменты: имитируя крик петуха, а затем и русскую протяжную песню, которую могли петь женщины, уходящие на работу в поле.
У русского композитора 19 века, Пётра Ильича Чайковского, есть фортепианные циклы «Детский альбом» и «Времена года».
В «Детском альбоме» Чайковский создаёт зарисовки, отражающие детские заботы того времени: «Утренняя молитва», «Новая кукла», «Нянина сказка» и другие сцены из жизни ребёнка. Во «Временах года» музыкальными средствами композитор показывает характерные приметы каждого месяца года.
Мелодия в пьесе «Апрель» стремится вверх, что придаёт музыке лёгкость и воздушность. В основе трёхдольный размер 6/8, что делаем музыку похожей на вальс.
Нередко композиторов вдохновляет не только природа, но и её живописные образы.
Валерий Гаврилин создал оркестровую сюиту “Перезвоны”, один из номеров которой называется «Вечерняя музыка».
Композитор Георгий Свиридов так высказался о сюите Гаврилина: …” Живая современная музыка глубоко народного склада, и самое главное — современного мироощущения, рожденного здесь, на наших просторах».
Религиозная тема – одна из излюбленных в живописи. Не счесть образов Девы Марии, созданных художниками разных эпох и национальностей.
Молитва, обращённая к Богоматери, часто вдохновляла композиторов.
Как художники по-разному изображали Мать Иисуса Христа, так и композиторы использовали один и тот же текст молитвы по-разному.
Шарль Франсуа Гуно – французский композитор 19 века написал мелодию к одной из прелюдий Баха, именно поэтому эта версия «Аве Марии» имеет двойное авторство. Поэтому эта версия «Аве Марии» имеет двойное авторство.
Ещё одно музыкальное обращение к Богородице создал итальянский композитор и певец Джулио Каччини. Хотя позднее авторство этого композитора, жившего в 16-17 веке, стали ставить под сомнение. Есть мнение, что эта музыка принадлежит советскому композитору Владимиру Вавилову.
Мы видим, как тесно переплетаются произведения изобразительного и музыкального искусства. Пейзаж и портрет можно встретить в музыке, а симфонию в живописи. В обоих видах искусства используются идентичные средства выразительности: композиция ритм, форма.
Музыка и изобразительное искусство неразрывно связаны друг с другом и призваны отражать отношение авторов: музыкантов и художников к окружающей их действительности в виде пейзажей, и портретов, музыкальных и живописных набросков, этюдов и красочных симфоний.
Используя разные методы, они преследуют одну цель – донести красоту и смысл до слушателей и зрителей.
Примеры заданий из Тренировочного модуля
№1. Что роднит музыку и изобразительное искусство?
Варианты ответа: цвет; размер; образность; громкость.
Достаточно вспомнить, что громкость относится только к музыке, а размер в живописи и музыке имеют разное значение. Исходя из этого, очевидно, что именно образность роднит музыку и изобразительное искусство.
№2. Какой цикл произведений не принадлежит авторству Чайковского?
Варианты ответа: «Времена года»; «Хорошо темперированный клавир»; «Детский альбом».
Чтобы ответить на этот вопрос нужно вспомнить, что Чайковский написал циклы «Времена года» и «Детский альбом». Поэтому Чайковский не является автором «Хорошо темперированного клавира».
Доклад: «Что роднит музыку и изобразительное искусство».
Доклад на тему: «Что роднит музыку и изобразительное искусство».
Музыка и изобразительное искусство очень связаны друг с другом. Музыка вызывает в воображении слушателя какие-либо зрительные образы, а иногда – даже определённые картины. А всматриваясь в картины, мы можем внутренним слухом услышать ту или иную музыку.
В программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.С.Сергеевой связь этих двух искусств прослеживается на протяжении всего изучения курса. А в 5 классе ей посвящен целый раздел. Задачей данной темы является выявление многосторонних связей между музыкой и изобразительным искусством.
Приступая к изучению этого раздела в 5 классе, можно использовать опыт общения школьников с произведениями изобразительного искусства на уроках «Изобразительное искусство» и «Окружающий мир». На уроках изобразительного искусства дети приобретают опыт эстетического восприятия произведений живописи, у них развивается способность отзываться на прекрасное в окружающем мире, замечать особенности природы в разные времена года. Школьники знакомятся с особенностями изображения сказочно-фантастического сюжета, получают представление о народно-художественном творчестве – все это способствует и более полному восприятию музыки.
Изучение темы «Музыка и изобразительное искусство» ( II полугодие, 5 класс) основано на поисках ответов на вопросы: «Можем ли мы увидеть музыку?», «Можем ли мы услышать живопись?», «Почему архитектуру называют застывшей музыкой?» и т.п.
Взаимодействие трех искусств – музыки, литературы и изобразительного искусства – наиболее ярко раскрывается при знакомстве с такими жанрами музыкального искусства как опера, балет, мюзикл, а также с произведениями религиозного искусства («Синтез искусств в храме»), народного творчества (например, синкретизм, нераздельность напева, слова, движения, инструментального сопровождения, среды бытования музыкального фольклора).
В результате изучения данной темы учащиеся должны почувствовать, что у них есть не только внутренний слух, но и внутреннее зрение, т.е. они могут мысленно, внутри себя, услышать то, что в действительности в данный момент не звучит, и увидеть то, что в действительности в данный момент они не видят. Развитие этих чувств и является основой творческого воображения, которое человеку необходимо не только в искусстве, но и в любой области, в какой бы он не работал.
Работа по данной теме направлена на формирование у учащихся ведущих умений:
вслушиваясь в музыку, мысленно представить её зрительный (живописный) образ, а всматриваясь в произведение изобразительного искусства, услышать в своем воображении ту или иную музыку;
выявлять сходства и различия жизненного содержания образов и способов и приемов их воплощения (сходные и отличительные черты в средствах выразительности обоих искусств);
эмоционально и осмысленно воспринимать и оценивать разнообразные явления музыкальной культуры.
Наряду с этим, сохраняя преемственность с учебно-методическим комплектом для начальной школы, раздел расширяет интонационно-жанровые, и образно-стилевые представления (предпочтения) учащихся. Это осуществляется путем повторения уже знакомых сочинений (концентрический принцип) на уровне темы и включения новых (редких) для практики музыкального образования и воспитания содержательных линий, связанных с восприятием, осознанием и исполнением музыки прошлого и настоящего (классика в обработке, сочинения Шнитке, Кикты, Чюрлёниса), а также произведений изобразительного искусства (Микеланджело, Борисова-Мусатова, Бурлюка и др.)
Задачи и цели уроков в 5 и 6 классах:
развитие музыкального, образно-ассоциативного мышления учащихся через выявление общности музыки и живописи, углубление знаний о выразительных возможностях музыки;
сопоставление образов музыки с образами изобразительного искусства;
выявление средств выразительности и изобразительности разных видов искусства.
В 6 классе («Мир образов») основными задачами уроков становятся обеспечение нового уровня осмысления учащимися триединства «композитор-исполнитель-слушатель», общности различных видов искусства (музыка, театр, изобразительное искусство); знакомство с музыкальными образами народных песен и произведениями изобразительного искусства, связанными с обрядами и обычаями в фольклоре и творчестве композиторов.
Изучение материала, который предложен в учебниках, требует вариативного подхода. В зависимости от того, с какой музыкой знакомились учащиеся в предыдущие годы, учитель выбирает материал, работа с которым потребует или тщательного изучения, или будет носить лишь ознакомительный характер.
В результате происходит расширение культурно-информационного пространства, включение ассоциативных представлений, полученных учащимися на уроках музыки, в самостоятельную художественно-эстетическую деятельность, внеурочную работу, досуговую деятельность и т.д.
Как музыка связана с изобразительным искусством
1. Что роднит музыку с изобразительным искусством
Есть множество картин, изображающих различных музыкантов-исполнителей и тем самым создающих образ музыки разных эпох.
Картина В.Ермилова «Гитара» переносит нас в эпоху
20 века. Инструмент гитара изображён на картине абстрактно, т.е. мы не видим реальный инструмент, так как гитара изображена на картине геометрическими фигурами. Этот стиль в живописи называется абстракционизм.
2. Живописная музыка
Сочиняя музыку, композиторы часто обращаются к таким жанрам, которые характерны для изобразительного искусства: портрет, пейзаж, батальное полотно, орнамент, гравюра и др. Существуют такие музыкальные произведения, в которых усилена изобразительность, благодаря чему музыка словно рисует картину. И есть такие живописные полотна, в которых усилено музыкальное начало. Такие картины можно назвать звучащими.
Ренуар. Большая вода
В.Боровиковский. Портрет сестёр Гагариных
с картиной В.Боровиковского?
Композитор Д.Кабалевский писал, что живописной музыкой называют такую, которая настолько ярко передаёт впечатления композитора от картин природы, что мы начинаем словно видеть эти картины, а музыкальной живописью называют живопись, наполненную столь тонким поэтическим чувством, что его трудно передать словами, а можно выразить только такой же поэтической мелодией. Часто мы говорим о музыкальной песенности русского пейзажа.
Поленов. Золотая осень
3. Средства выразительности в музыке и живописи
Кроме инструментов, большой интерес представляет и музыка, записанная в нотах, расставленных на пюпитрах и разбросанных на полу.
Если произведения изобразительного искусства (живописи, скульптуры, графики) зритель охватывает взглядом сразу, целиком, то литературные и музыкальные произведения разворачиваются перед читателем, слушателем во времени, их содержание раскрывается последовательно, постепенно. Поэтому,только внимательно вслушиваясь в музыку, можно понять те мысли и пережить те чувства, которые выразил композитор, т. е. сделать их своими.
Презентация к уроку музыка «Что роднит музыку с изобразительным искусством?
Описание презентации по отдельным слайдам:
МКОУ Семиченская СШ Работа выполнена: Атарщиковой Л.В., учитель музыки, МКОУ Семиченской СШ
Всех звуков и цветов соотношенья, А также способы переложенья Любых оттенков цвета в ноты, звуки. О, как хотелось мне азы науки Такой постичь! Г. Гессе
изобразительное искусство оттенки цвета цвет
«Что роднит музыку с изобразительным искусством?»
до ре ми фа соль ля си
Словарь эстетических эмоций, которые существуют в музыке как признаки характера звучания до ре ми фа соль ля си
ВЫВОД: существует переложение цвета в звуки
Наводящие вопросы перед слушанием: В каком характере звучит музыка? О ком она рассказывает? Какой характер у этого незнакомца? Пётр Ильич Чайковский (1840-1893
таинственно зло резко ласково грозно мягко стремительно Какие эмоции вы выбираете для характеристики этой музыки? Какие эмоции вы выбираете для характеристики этой музыки.
Иван Яковлевич Билибин- художник-иллюстратор Пьеса «Баба-Яга» П. Чайковского
) ВЫВОД: Есть такие музыкальные произведения, в которых усилена изобразительность, благодаря чему музыка становится живописной, словно рисует картину. ЭТО живописная музыка.
Черное море Иван Константинович Айвазовский Клод Ашиль Дебюсси 1862-1918
ВЫВОД: Есть такие живописные полотна, в которых усилено музыкальное начало. Такие картины можно назвать звучащими. ЭТО музыкальная живопись.
Модест Петрович МУСОРГСКИЙ «Художник верит в будущее, потому что живет в нем»
«Я сижу дома и задаю концерты себе одному. В них вместо звуков все краски…. Я импровизирую…. Мечты мои всегда впереди… они мне создают целые симфонии… Мои помыслы – краски, мои краски – напевы… ». Виктор Борисов-Мусатов
Валерий Дидудя «Ветер» П.И.Чайковский «Баркарола» И.С.Бах «Шутка» из сюиты №2»
«Музыка – сестра живописи» Леонардо да Винчи. «…кисть ходит в моих пальцах, как смычок по скрипке, и доставляет мне только удовольствие». Ван Гог.
«Что роднит музыку с изобразительным искусством?» И музыка и живопись могут создавать картины. Музыка – с помощью звука, а живопись – цветом. мелодия-рисунок ритм-линия лад-краска тембр-колорит форма-композиция
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы преподавания музыки в условиях реализации ФГОС
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-010770
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Время чтения: 2 минуты
ЕГЭ в 2022 году пройдет в доковидном формате
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Минтруд представил проект программ переобучения безработных на 2022 год
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Презентация по музыке «Многообразие связей музыки с изобразительным искусством» (5 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
Всех звуков и цветов соотношенья, А также способы переложенья Любых оттенков цвета в ноты, звуки. О, как хотелось мне азы науки той постичь!
Многообразие связей музыки с изобразительным искусством
Музыка и изобразительное искусство тесно связаны. Талантливый композитор или музыкант, как и художник, представляет в своих произведениях определенный ассоциативный символический ряд, отражающий его энергетику. Подобно живописи, музыка имеет свой колорит. Изобразительное искусство, как и музыка, выражает чувства, эмоции, настроения своего создателя. Даже сами музыканты, их искусство и музыкальные произведения стали темой для работ многих художников во все мире.
Пьеса «Два еврея, богатый и бедный» из цикла «Картинки с выставки». Модест Мусоргский. Рисунки Виктора Гартмана
Пьеса «Клоуны». Дмитрий Кабалевский «Добрые и веселые клоуны» Юрия Мацика.
Пьеса «Лебедь» из сюиты «Карнавал животных». Камиль Сен-Санс. Михаил Врубель «Царевна-Лебедь»
Франсиско де Ла Торре «Данза Альта» Пино Даени «Танец»
Рафаэль Санти «Сикстинская Мадонна» «Аве Мария» Франс Шуберт
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы преподавания музыки в условиях реализации ФГОС
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-375559
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор объявил сроки и формат ЕГЭ
Время чтения: 1 минута
Пик использования смартфонов приходится на 16 лет
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Школьников Улан-Удэ перевели на удаленку из-за гриппа и ОРВИ
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.