Как музыка помогала на войне
Роль песни в Великой Отечественной войне
Русланова, концерт на фронте
Вот уже даль дневную окрасил вечерний свет.
Что же меня волнуют песни военных лет.
Что-то для нас святое скрыто в их глубине,
Строки, какие стоя хочется слушать мне.
Спустя много лет после войны напишет эти стихи поэт Михаил Матусовский.
Роль песни в годы войны была чрезвычайно высока. Они складывались обо всем, что происходило на фронте и в тылу, что согревало души, призывало к подвигу. В них говорилось о патриотизме, о солдатской дружбе, о любви. Песня поддерживала в трудные минуты, приносила утешение, она была необходима человеку как воздух, с ней человеческое сердце не черствело. Но не только солдат поддерживали и согревали эти мелодии. Их женам, матерям, детям они тоже помогали, очень помогали ждать все годы разлуки. У каждой песни своя история, свой путь, и своя судьба.
Через несколько дней после начала войны, по радио прозвучала, пожалуй, самая суровая и самая яркая из всех военных песен, когда-либо сложенных людьми. Это песня «Священная война».
Вставай страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой!
Пусть ярость благородная
Вскипает как волна!
Идет война народная,
Священная война.
Не только марши, но и суровые песни-вальсы были созданы на войне. «Прощайте скалистые горы». Эта песня посвящена североморцам, и родилась она на Северном флоте. В 42-м году рядовой пушечно-артиллерийского полка Николай Букин прислал свои стихи в редакцию газеты, их опубликовали в ближайшем номере. Листая подшивку газет, на эти стихи наткнулся композитор Евгений Жарковский, тоже служивший на Северном флоте. Потянулся к роялю. Снова и снова проигрывал мелодию, которая становилась все более певучей и стройной.
Прощайте, скалистые горы
На подвиг Отчизна зовет.
Мы вышли в открытое море,
В суровый и дальний поход.
Он камень сжимал посиневшей рукою
И тихо сказал умирая:
«Когда покидал я родимый утес,
С собою кусочек гранита унес.
Затем, чтоб вдали
От крымской земли
О ней мы забыть не могли.
Во время Великой Отечественной войны родилось много прекрасных, незабываемых лирических песен. Одну из первых песен Великой Отечественной войны написал Василий Павлович Соловьев-Седой. Эта спокойная, тихая песня «Вечер на рейде», сразу полюбилась фронтовикам. Зимой 41-го года композитор выступал на Калиниградском фронте. После концерта в солдатской землянке бойцы попросили исполнить что-нибудь «для души», потеплее, посердечнее. Уже со второго куплета бойцы начали ему подпевать.
Прощай, любимый город!
Уходим завтра в море.
И ранней порой
Мелькнет за кормой
Знакомый платок голубой.
Споемте, друзья, ведь завтра в поход
Уйдем в предрассветный туман.
Роль музыки в Великой Отечественной Войне 1941-1945гг.
В годы Великой Отечественной войны музыкальное искусство приобрело особое значение. Искусство напрямую участвовало в борьбе народа с врагом. Оно не избегало страшной правды войны, однако в самые тяжкие дни в нем звучали героика, призыв, вера в грядущую победу. Музыкальное искусство было напоено беспредельной любовью к Родине. Стремясь раскрыть и запечатлеть в музыке глубочайший смысл происходящих событий, наши композиторы сумели горячо и вдохновенно откликнуться в самых разных жанрах на животрепещущие темы боевых дней.
Война резко изменила всю музыкальную жизнь страны. Многие театры, музыкальные коллективы, учебные заведения были эвакуированы в тыл, где они напряженно работали. Интенсивной была творческая деятельность композиторов, оказавшихся в эвакуации. Регулярно транслировалась по радио их музыка. Наряду с песнями это были симфонии и оперы. Уже одно их перечисление в статье Г. Казакова говорит о том, как много охватывалось жанров: «Только за один 1942 год, особенно тяжелый для страны, московское радиовещание передало 447 новых произведений советских композиторов».
Роль песни в годы войны была чрезвычайно высока. Они складывались обо всем, что происходило на фронте и в тылу, что согревало души, призывало к подвигу. В них говорилось о патриотизме, о солдатской дружбе, о любви. Песня поддерживала в трудные минуты, приносила утешение, она была необходима человеку как воздух, с ней человеческое сердце не черствело. Но не только солдат поддерживали и согревали эти мелодии. Их женам, матерям, детям они тоже помогали, очень помогали ждать все годы разлуки. У каждой песни своя история, свой путь, и своя судьба. Одни из самых популярных: «В землянке», «Катюша», «Смуглянка», «Синий платочек», «Это в бой идут матросы», «Казаки в Берлине», «Темная ночь» и т.д.
Через несколько дней после начала войны, по радио прозвучала, пожалуй, самая суровая и самая яркая из всех военных песен, когда-либо сложенных людьми. Это песня «Священная война».
Вставай страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой!
Пусть ярость благородная
Вскипает как волна!
Идет война народная,
Священная война.
В годы войны написаны 22-я, 23-я, 24-я симфонии Н.Я. Мясковского, 2-я симфония А.И. Хачатуряна («Симфония с колоколом»), симфонии В.И. Мурадели, Т.Н. Хренникова, Г.Н. Попова и других мастеров советского музыкального искусства.
Фронтовые театры и концертные бригады.
473 тысячи концертов дали артисты и музыканты на передовых позициях действующей армии. Свыше 500 раз пела К. И. Шульженко перед воинами Ленинградского фронта в первый год войны. Под вражескими пулями звучали арии из опер, песни, произведения камерной и симфонической музыки.
По радио вся страна слушала голоса А. В. Неждановой, Н. А. Обуховой, С. Я. Лемешева, игру пианистов М. В. Юдиной, С. Т. Рихтера, и многих других известных и любимых артистов. В блокадном Ленинграде оркестр Радиокомитета молчал только в самую тяжелую для города зиму 1941 —1942 гг. Но уже 5 апреля 1942 г. состоялся первый концерт сезона.
Также было принято решение возобновить на Апрелевском заводе прерванное войной производство грампластинок. Начиная с октября 1942 года из-под пресса предприятия пошли на фронт грампластинки вместе с боеприпасами, пушками и танками.
Работа музыкантов была напряженной и самоотверженной. Да и не могло быть иначе. Они боролись с врагом как творцы и как солдаты. Многие из них погибли. В одной лишь Московской консерватории на мраморной мемориальной доске запечатлены десятки дорогих имен.
Искусство в качестве оружия: как применялась музыка на фронтах Великой Отечественной войны
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
С помощью репродукторов или ручных громкоговорителей музыка разносилась в радиусе несколько километров. А работала эта тактика следующим образом. Лирические песни, рассказывающие о тоске солдат по любимой женщине, матери или родному дому, вызывали у военных вермахта аналогичные эмоции, и это действительно сказывалось на их боевом духе. А вот весёлая музыка попросту сбивала немцев с толку: они не могли понять, почему во время боя играет незатейливый мотивчик, а некоторые начинали думать о целесообразности войны вообще.
Но не только музыка могла повлиять на эмоциональное состояние врага. Советское командование как-то решило зачитывать по громкоговорителям объявления о числе погибших немецких солдат. А чуть позже этот процесс модернизировали до такого механизма: музыка прерывалась, после чего включался метроном и отсчитывал семь секунд. Потом зачитывалась фраза, что каждые семь секунд умирает один немецкий солдат. Такой алгоритм мог повторяться десяток-другой раз, а затем снова играла музыка. Именно этот отсчёт действовал на солдат вермахта сильнее всего.
Аналогичными методами пользовались и для поднятие боевого духа самих красноармейцев: проигрывались весёлые и жизнерадостные мелодии, также лирические композиции. Бойцы Красной Армии любые песни, которые считали родными, воспринимали как дополнительную мотивацию для борьбы и скорейшего окончания войны. Именно так получили всесоюзную популярность и песни, названные потом фронтовыми, например «Синий платочек» или «Темная ночь». Для исполнения последних иногда приглашали военные ансамбли.
В истории Второй мировой войны сохранилось и несколько интересных эпизодов, когда один музыкант мог остаться в живых благодаря своему исполнению. Так, англичанин Джек Черчилль и шотландец Билл Миллин шли в бой, играя при этом на волынке. Причём оба не останавливались, даже когда погибали почти все их товарищи, а они при этом оставались живы. Оба музыканта вошли в историю: Черчилль сумел своей игрой на волынке заставить сдаться в плен сразу 42 немцев, а Миллина не тронули вражеские снайперы, попросту посчитав его сумасшедшим.
Соблюдение армейских примет также добавляло боевого духа и мотивации красноармейцам:
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Исследовательская работа «Музыка в годы Великой Отечественной войны»
Районная научно-практическая конференция проектов и исследовательских работ обучающихся образовательных учреждений Грязовецкого муниципального района
Тема исследовательской работы:
Великой Отечественной войны»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Грязовецкого муниципального района Вологодской области
«Сидоровская школа», 9 класс
Литвинова Наталия Юрьевна,
МБОУ «Сидоровская школа»
V. Значение военной музыки для молодежи. ……………………….16
VI. Популяризация военной музыки среди учащихся
МБОУ «Сидоровская школа». …………………….17
С первого взгляда, может,
В них ничего и нет.
Что меня вновь тревожат
Что-то для нас святое
Скрыто в их глубине.
Хочется слушать мне.
В своей работе мы постарались ответить на вопрос: «Какую роль играла музыка в годы войны?». Поэтому избрали тему нашего исследования «Музыка в годы Великой Отечественной войны».
Цель : выяснить роль музыкального искусства в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг.
Для достижения цели решались следующие задачи:
• Изучить литературу по данной теме;
• Познакомиться с особенностями песенной композиторской и народной музыки в годы Великой Отечественной войны;
• Определить значение военной музыки для молодежи;
• Популяризировать военную музыку среди учащихся МБОУ «Сидоровская школа»
Гипотеза : композиторская и народная музыка способствовала поднятию и поддержанию боевого духа среди солдат.
Объект исследования : музыка.
Предмет исследования : песенная композиторская и народная музыка в годы Великой Отечественной войны.
4.Организация фестиваля военной песни.
Военные песни использовались в русской армии с былинных времён. Самая древняя из сохранившихся ныне композиций русских дружинников датируется Х столетием. Благодаря дошедшей до наших дней в летописи XIV века песне «В великом Нове-городе стоят мужи новгородские. «, историки узнали об участии новгородских полков в Куликовской битве. Легендарный атаман Ермак покорял Сибирь в компании песельников с набором народных инструментов, которые были специально выписаны им для поднятия боевого духа своих казаков. Петр I, понимая важность военных песен как морального фактора и боевого духа войск, издал в 1722 году предписание каждому полку иметь собственный оркестр. Суворовские чудо-богатыри шли на штурм Измаила под казацкую песню «Ночи темны, тучи грозны. «.
В XIX веке традиции были продолжены и даже создана специальная Песенная комиссия (1886 г.) под эгидой Русского Географического Общества, в обязанности которой был вменён поиск народных казачьих песен и их последующее издание. Примерно в то же время была разработана так называемая «песенная теория», в соответствии с которой военные песни делились на хвалебные, поминально-походные (известные ныне как строевые), хулительные или корильные (о неприятелях) и баллады (от сатирических и шуточных до повествовательных и трагических).
II. Особенности музыкального искусства военных лет.
«Там, где переходы и завалы,
Рваная колючка на столбах,
Умирали наши запевалы
С недопетой песней на губах.»
В годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг. музыкальное искусство приобрело особое значение. Искусство впрямую участвовало в борьбе народа с врагом. Оно не избегало страшной правды войны, однако в самые тяжкие дни в нем звучали героика, призыв, вера в грядущую победу. Музыкальное искусство было напоено беспредельной любовью к Родине.
Стремясь раскрыть и запечатлеть в музыке глубочайший смысл происходящих событий, наши композиторы сумели горячо и вдохновенно откликнуться в самых разных жанрах на животрепещущие темы боевых дней.
Мы попытались составить классификацию жанров военной музыки (рис.1).
Классификация жанров военной музыки
Особенное значение имели песни. Песня — наиболее простая, но распространенная форма вокальной музыки, объединяющая поэтический текст с несложной, легко запоминающейся мелодией.
От песни сердцу было тесно:
Она вела на смертный бой,
Чтобы громить врага под эту песню,
Защищая Родину собой.
В поэме Твардовского «Василий Теркин» есть замечательные строки: «Кто сказал, что надо бросить Песни на войне? После боя сердце просит Музыки вдвойне!».
А. Флярковский отмечал: « Песня, как никакой другой жанр, всеобъемлюща. Она призвана отражать и преломлять в себе крупнейшие события эпохи. Она конденсирует в себе и тонкую лирику, и героику, и гражданственность…».
Хорошая песня всегда была верным помощником бойца. С песней он отдыхал в короткие часы затишья, вспоминал родных и близких.
Песни были самые разные: сердечные и задумчивые, одни отзывались болью утрат, иные — окрашенные юмором, они повествуют об армейской жизни, о крепкой солдатской дружбе, мечтах и надеждах.
Родились песни-гимны, песни-марши, песни-повествования, лирические и шуточные песни, песни-монологи и песни-воспоминания (рис.2).
Классификация военных песен
В решительные минуты песня помогала мобилизовать свои силы, избавиться от слабости и паники. А песни тех далеких лет мы поем и сейчас, потому что они помогают нам стать сильнее, мужественнее, человечнее.
III. Песенная композиторская музыка в годы
Великой Отечественной войны
Песенная композиторская музыка в этот период имела свои особенности. Никто не заказывал композиторам симфоний, ораторий, хоров, песен. Музыка писалась по велению души и сердца, по неодолимой внутренней потребности. И хотя отклик композиторов на события военных лет был почти мгновенным, сиюминутным, это не сказалось отрицательно на глубине музыки. Напротив, во всех жанрах, от симфонии до песни, были созданы выдающиеся художественные ценности. Музыка правдиво запечатлела мысли и чувства советского человека в годы войны.
Обратимся к наиболее известным композиторским песням военного времени.
Из истории создания песен:
стихи поэта В. И. Лебедева-Кумача
музыка А. В. Александрова Начало музыкальной летописи войны положила песня, написанная буквально в первые военные дни, – «Священная война».
Александров взял газету. Это были «Известия» от 24 июня, он быстро просмотрел название и обратил внимание на имя автора – Василий Иванович Лебедев – Кумач. Стихи сразу же завладели его вниманием. Он отложил все дела, взял газету и срочно уехал домой, чтобы работать над песней.
Гудит толпа. Слезы прощания, бодрые выкрики уезжающих слились в общем гуле. Когда артисты ансамбля появились в толпе, на них почти не обратили внимания. Военная форма в те дни никого не удивляла. Но вот они выстроились полукругом, музыканты заняли свои места и над толпой загремел набат незнакомой песни. Словно невиданный клич позвал людей! Они встрепенулись, встали по стойке смирно, завороженные могучей силой песни. Такого они еще не слышали. Да ведь это сама сущность их гнева, это же то, о чем каждый из них думал! Песня высказалась за всех сразу, она вобрала их душевный огонь, их любовь к Отчизне и преданность ей. С этого памятного дня и началась биография песни «Священная война», которая на века останется музыкальным символом трудных лет Великой Отечественной войны.
Песни, написанные во время войны, – особенные песни. В них заложены самые сокровенные мысли, чувства, переживания целого поколения людей – военного поколения. И, слушая их, мы ясно представляем себе и яростные атаки, и оглушительные взрывы, и страшные фронтовые дороги…
Песня «Эх, дороги» была одной из самых любимых песен автора музыки – Анатолия Григорьевича Новикова: «Из написанных мною… наиболее любима “Дороги”. ».
Этим авторам принадлежит еще одна известная песня «Катюша».
Биографию «Катюши» – песни-ветерана – продолжает сама жизнь, вписав в нее множество памятных страниц. Песня была написана до войны, но особую популярность она получила в дни Великой Отечественной войны. Одной из первых исполнила песню «Катюша» Ли́дия Андре́евна Русла́нова. Песня стала не только событием в музыкальной жизни, но и своеобразным социальным феноменом. Миллионы людей воспринимали героиню песни как реальную девушку, которая любит бойца и ждет ответа. Ей писали письма. Больше того, появилось немало сюжетных продолжений песни. Например:
Все мы любим душеньку Катюшу,
Любим слушать, как она поет,
Из врага вытряхивает душу,
А друзьям отвагу придает.
Неизвестный солдат просил Катюшу, словно она была с ним рядом:
Если пуля вдруг шальная
Настигнет на дальней стороне,
Не грусти тогда, моя родная,
Расскажи всю правду обо мне.
«Катюша» сейчас нам кажется военной песней. Хотя, если внимательно вслушаться, то это совсем не военная песня, а лирическая.
Любовь к лирическим песням в военное время – это еще один парадокс войны. Казалось бы, в такие суровые годы должны сочиняться песни героические, патриотические, чтобы воодушевлять на подвиг, вселять надежду на скорую победу. И такие песни были, звучали: «Песня смелых», «О Днепре» и многие другие… И в то же время душа солдата требовала песни ласковой, искренней, лирической…
Так бы и остались они в домашнем архиве поэта, не приди в редакцию фронтовой газеты «Красноармейская правда» композитор Константин Листов. После опубликования в газете стихов и мелодической строчки песню подхватили и запели всюду, несмотря на то, что больше она нигде не публиковалась.
В военные годы была очень строгая цензура. Кому-то показалось, что строки: «До тебя мне дойти нелегко, а до смерти четыре шага», – вселяют в бойцов тоску и уныние. Требовали заменить эти слова другими. Но в измененном варианте песня вызвала протесты со стороны бойцов: «Напишите вы для этих людей, что до смерти четыре тысячи английских миль, а нам оставьте так, как есть. Мы-то ведь знаем, сколько шагов до нее, до смерти», – писали гвардейцы-танкисты Суркову.
Во время войны эту песню для бойцов чаще всего исполняли Лидия Русланова и Леонид Утесов.
Песни о самых любимых, дорогих людях, о родных местах напоминали солдату, за что же он сражается, во имя чего жертвует собой на войне. И, вспоминая об этом, «строчит пулеметчик за синий платочек» злее, смелее, решительнее. Можно сказать, что такие песни воодушевляли бойцов на подвиг не меньше, чем самые величественные патриотические песни о Родине.
Со старыми песнями произошла странная и неожиданная метаморфоза: мирные, довоенные они стали первыми военными, обрели как бы второй, не существовавший прежде смысл, ставший главным. Повествуя о любви и любимых, о разлуках и встречах, о родном доме и русской природе, они зазвучали как рассказы, как напоминание о тех мирных днях, той мирной жизни, за возвращение которой шла война, ради которой солдаты воевали и жертвовали собственной жизнью. Заново родившись, песни эти помогали воевать. Они стали символом и своеобразным залогом того, что мирное время вернется, что его надо вернуть, сметая захватчиков с родной земли.
Текст фронтового варианта “Синего платочка” — был написан в 1942 году, лейтенантом Михаилом Александровичем Максимовым.
В годы войны песня «Синий платочек» для всех стала символом веры, надежды и, конечно, любви. Особенно для тех, кто, укрываясь от снарядов в окопах, вспоминал родных и близких. Под «Синий платочек» засыпали и просыпались, шли в бой, побеждали. Рассказывают, как командир окруженной врагом роты вздернул на штыке кусок синей ткани и с криком: «За синий платочек!» – повел солдат в атаку. Враг был разбит. Этот же призыв применяли и артиллеристы. Они написали на снаряде: «За синий платочек!».
И сейчас, спустя многие годы, песня эта продолжает волновать сердца людей, остается нестареющим гимном любви и верности солдатскому долгу.
ВЫВОД: Все краски Великой Отечественной войны – от мрачных до праздничных – в этих песнях! Вся горечь поражений и радость побед – в этих песнях! Любовь, разлука, верность, надежда – в этих песнях!
IV. Народная песня в годы
Великой Отечественной войны.
От первого мига войны до победоносного салюта с русским человеком всегда была музыка, мелодия, песня. Более того, оказалось, что война во многих разбудила таланты: только за первые 4 дня войны родилось более ста песен, сотни частушек. И сочиняли их не только профессиональные поэты и музыканты, но и рядовые бойцы. Такого песенного взлета не наблюдалось ни до войны, ни после нее.
С новой силой зазвучали воскрешающие боевое прошлое «По долинам и по взгорьям», «Там вдали за рекой», а также старинные народные «Есть на Волге утес», «Песня о Ермаке», «Раскинулось море широко», «Варяг». В массовом народном творчестве широко бытовал принцип объединения популярных напевов прошлых лет с новыми текстами, приуроченными к военной повседневности.
Песенные переделки представителей разных родов войск начинались по-разному. Моряки пели: «Раскинулось море широко», партизаны: «Раскинулась роща широко», летчики: «Раскинулись крылья машины» и т. д.
Шли бои на море и на суше,
Грохотали выстрелы кругом.
Распевала песенки «Катюша»
Под Калугой, Тулой и Орлом.
Фронтовые песни – это ведь, по сути, солдатские песни. А «в солдатской песне выражаются мысли и чаяния народа…». В песнях солдат встречаются образы: поля, дороги («эх, путь-дорожка фронтовая… а помирать нам рановато, есть еще у нас дома дела»), дома, родной природы, березы, могилы на чужбине, калеки, матери, невесты солдата, жены солдата, родины, врага. Мотив этих песен зачастую совсем простой для исполнения.
Были и шутливые песни. Например, песня «Или в Вологде, или в Рязани»; или песня «Принесли мне в землянку посылку». Но и в этих песнях отражено желание победы над врагом, вера в победу.
Песня, записанная в Поволжье, «Или в Вологде, или в Рязани» повествует о том, как девушки вязали варежки и гадали: кому из отважных сынов Родины эти варежки попадут. Одна из девушек вложила в варежку записку со словами: «Мой товарищ, тебя я не знаю, но любовь в моем сердце жива». Их получил на фронте командир батальона. Он прочитал записку и подумал:
И вот скоро закончим с победой,
Поезд тронется в дальнюю даль.
И тогда, дорогая, заеду
Может, в Вологду, может, в Рязань.
Народная шуточная песня тех лет на ту же тему заботы женщин о тех, кто на фронте, под названием «Принесли мне в землянку посылку». Сюжет этой песни прост; бойцу в землянку приносят посылку с надписью: «Или Феде, или Пете, или Мише – все равно!» Но боец рад этой посылке, так как на него «повеяло сразу теплом». Он отвечает: «Кто вы? – Таня, или Маня, Или Женя – все равно!» И добавляет, что им нужно встретиться, чтоб отпраздновать победу «или в Омске, или в Томске, или в Туле – все равно».
Частушка – народная поэтическая миниатюра, тематика которой охватывает самые разнообразные области жизни – общественность, семью, любовь, быт, труд, отдых, пейзаж и другое.
В страшные годы войны частушки продолжали существовать. Бесхитростные, зачастую наивные припевки выражали подлинную любовь к Родине, помогали пережить тяготы и потери, являли собой подлинный образец стойкости духа. И это не просто красивые слова.
В частушках военной поры слышится то плач, то смех, а если выстроить ряд из солдатских и тыловых куплетов, то обнаружится своеобразная переписка фронтовиков с семьями – искренняя, откровенная, сердечная. И сегодня строчки, многие авторы которых уже ушли из жизни, берут за душу и служат памятью о павших и выживших, бойцах и тружениках.