как можно сжать аудиофайл mp3
Как уменьшить размер аудиофайла,
сохранив высокое качество: простые
приемы сжатия музыки
Меломанам знакома проблема, когда в памяти телефона или в облаке, куда вы загружаете музыку, остается слишком мало места. В итоге, чтобы добавить новую песню, приходится удалять какие-то файлы. Избежать этого довольно просто – достаточно уменьшить вес аудиофайла. Однако в этом случае можно столкнуться с ухудшением звука. Рассказываем, как уменьшить размер аудиофайла, сохранив высокое качество звучания.
Как сжать аудио
Существует два способа уменьшения звукового файла на компьютере: с помощью онлайн-сервисов или в аудиоредакторе. Несмотря на то, что первый вариант кажется более быстрым, на самом деле он включает в себя ряд минусов: процесс зависит от скорости и стабильности интернета; есть ограничение на размер загружаемого файла; нельзя самостоятельно установить параметры. В большинстве случаев, если вы попытаетесь сжать аудиофайл wav онлайн, то получите на выходе файл со значительно худшим звучанием, чем в оригинале.
Десктопный аудио компрессор, в свою очередь, может работать при отключенном интернете и позволяет тонко настраивать параметры. Это позволит уменьшить вес большого файла с минимальными потерями.
Уменьшение файла в АудиоМАСТЕРЕ
В данном случае нам поможет многофункциональный редактор аудио АудиоМАСТЕР. Его главный плюс – простое управление, благодаря которому программу легко освоят пользователи даже без нужных навыков. АудиоМАСТЕР поддерживает все популярные аудиокодеки и может преобразовывать любые аудиофайлы, будь то M4A или WMA, в удобное для вас расширение. Этот способ намного надежнее и качественнее, чем попытки изменить размер музыки онлайн, и вовсе не так сложен, как может показаться!
Оптимальные настройки сжатия MP3
Формат MP3 считается лучшим для сжатия: он сохраняет хорошее звучание при небольшом объеме. Однако длительные аудиозаписи даже в этом расширении зачастую весят достаточно много. С помощью АудиоМАСТЕРА вы легко скинете лишние мегабайты, если будете внимательны к настройкам при преобразовании. Давайте рассмотрим, как сжать аудиофайл MP3 без потери качества на примере уменьшения аудиокниги весом 64,4 Мб.
Шаг 1. Создайте проект
Для начала вам потребуется скачать АудиоМАСТЕР на компьютер, нажав на кнопку ниже. После запустите Мастер установки, дважды кликнув по скачанному файлу. Для успешного завершения инсталляции следуйте пошаговой инструкции на экране.
После установки откройте АудиоМАСТЕР и нажмите «Открыть файл». Найдите песню для сжатия на компьютере и подгрузите кнопкой «Открыть». Если трек находится на физическом носителе, вы можете скопировать музыку с CD на компьютер и работать дальше с этими аудиозаписями.
Начало работы в АудиоМАСТЕРЕ
Шаг 2. Установите выходные параметры аудиофайла
Раскройте меню «Файл» и найдите команду «Сохранить как». Выберите вариант MP3. В этом окошке находятся параметры сжатия аудиофайла. То, какие значения необходимо указать, зависит от вашей цели. Остановимся на этом моменте подробнее.
Если вам нужно загрузить трек в интернет или отправить по электронной почте, тогда достаточно среднего качества звучания. В этом случае откройте показатель битрейта и поставьте параметр 128. Это оптимальная установка, при которой сохраняется приемлемый звук и значительно сокращается размер.
Выставляем параметры звука
Для меломанов, которым важны нюансы, рекомендуемая скорость потока – 256 Кб. Ниже опускаться не стоит – при прослушивании музыки в наушниках и на хороших колонках звук будет «хромать».
С одним лишь этим изменением мы «урезали» музыкальную дорожку в первом случае до 2,92 Мб и во втором – до 5,84 Мб. Это в 10 раз меньше исходного объема!
Шаг 3. Сохраните изменения
Нажмите «Применить», когда все будет готово, укажите папку для экспорта и название трека. Программа автоматически применит настройки и расширение к файлу. Запустите воспроизведение и решите, достаточно ли качественно звучит песня. Если нет, снова откройте настройки экспорта и подберите другое значение битрейта.
Экспорт в формат FLAC
FLAC – аудиоформат с высокой степенью компрессии без потерь. Это хороший вариант, если вы задумываетесь, как сжать WAV файл до меньших размеров, сохранив качественный звук. При преобразовании в этот формат процент сжатия составляет от 1,5 до 2,5 раз. Для наглядности возьмем песню с расширением WAV и размером 105 Мб и сократим ее объем, используя этот способ.
Откройте запись в редакторе и запустите экспорт. В этот раз выберите вариант FLAC и установите оптимальную частоту дискретизации для любых музыкальных файлов – 44 КГц (44100). Примените изменения и проверьте звучание, прослушав трек в проигрывателе редактора.
Экспорт в формате FLAC
Теперь отыщите результат на компьютере и проверьте новые показатели. В нашем случае трек со 105 Мб сжался до 14,2 Мб. Отличный результат, с учётом того, что обработанная аудиодорожка звучит не хуже оригинала!
Как уменьшить WAV: 3 альтернативных способа
WAV отличается высоким качеством звучания и передает тончайшие оттенки музыки, поэтому он высоко ценится профессиональными дикторами и музыкантами. Но эти файлы занимают много места, что может стать минусом, если его нужно отправить по электронной почте или у вас заканчивается место в облачном хранилище.
Если для вас не критично расширение, преобразуйте файл из вав в мп3, следуя тому же алгоритму, что описан в первом пункте данной статьи. Если нужно уменьшить вес аудиофайла без потери качества, сохранив оригинальный формат, вы можете воспользоваться одним из трех альтернативных способов:
Рассмотрим каждый их приемов отдельно на примере аудиотрека в формате WAV объемом в 105 Мб.
Способ 1. Изменяем количество каналов
Импортируйте дорожу в редактор и откройте пункт меню «Файл». Найдите опцию «Сохранить как…». В новом окне кликните кнопку с надписью WAV. Раскройте меню «Каналы» и выберите вариант «Моно». Нажмите «Сохранить» и укажите папку для экспорта.
Сохраняем сжимаемый файл в формате WAV
В итоге после изменения количества каналов файл был сжат до 52 Мб, то есть практически наполовину.
Способ 2. Снижение частоты дискретизации звука
Если вы хотите сохранить объемное звучание стерео, уменьшите показатель в пункте «Дискретизация». Обычно музыкальные файлы имеют частоту дискретизации звука 41.1 кГц, тогда как минимально допустимым считается число 20. В данном случае мы сохраним количество каналов, а параметр дискретизации звуковой волны снизим до 22050 герц или 22 кГц. Этот трюк сделал наш WAV-файла в 2 раза легче.
Уменьшаем показатель в пункте «Дискретизация»
Способ 3. Снижение битовой глубины звука
Пункт «Четкость» отвечает за количество битов, и это еще один способ уменьшить вес трека. АудиоМАСТЕР позволяет уменьшить этот параметр до 8, но оптимальными будут средние значения – 16 или 24. Это простое действие помогло сжать наш аудиофайл в 1,5 раза. После экспорта, обязательно проверьте качество, прослушав песню в проигрывателе аудиоредактора.
Уменьшаем количество битов для сжатия аудио
Вы можете применить все эти настройки сразу, чтобы добиться максимального сжатия. Но качество при этом значительно упадет. Если вы уменьшаете музыкальный трек, лучше отдать предпочтение одному способу.
Подводя итог
Изменяя размер аудиофайлов, всегда исходите из того, для чего он нужен. При преобразовании музыкальных композиций подбирайте настройки, которые не затронут нюансы звучания. Если вы сжимаете голосовой файл, например, чтобы отправить по электронной почте или для ватсап, можно применить наибольшее сжатие, максимально снизив упомянутые показатели. Главное, чтобы можно было различить слова в записи.
Качественно проделать работу вам поможет программа для сжатия музыки и редактирования АудиоМАСТЕР. Даже если вы допустили ошибку, не огорчайтесь – в редакторе вы сможете с легкостью улучшить качество звука, провести нормализацию громкости и устранить лишние шумы. Бесплатно скачайте аудиоредактор с возможностями компрессора и опробуйте все функции без ограничений!
Как правильно уменьшить размер аудиозаписи без потерь в качестве: простые способы для каждого
Меломаны регулярно сталкиваются с проблемой нехватки свободного места в плеере, телефоне или облаке. Если удалять имеющиеся композиции не хочется, то единственный вариант освободить пространство — уменьшить размер аудио-коллекции. При проведении процедуры с помощью онлайн-сервисов, помимо надоедливой рекламы есть риск получить файлы с сильно испорченным звучанием. Прочитать о том, как уменьшить размер аудиофайла без потери качества вы сможете здесь – https://audiomaster.su/umenshit-razmer-audiofajla.php. Тут пройдем по самым простым и доступным методам.
Как правильно сжимать MP3
MP3 считается одним из лучших форматов для сжатия с минимальной потерей качества. Единственной проблемой остаются длительные аудиозаписи, которые весят много даже после компрессии. Решить проблему можно грамотно оперируя настройками аудиоредактора.
Например, для уменьшения объема аудиокниги размером 65 мб необходимо выставить битрейт на отметку 128. Это позволит получить файл, который можно отправить по почте, а качество звука будет достаточным для прослушивания без страданий и эффекта “крови из ушей”. Финальный размер в таком случае составит всего 3 мб.
Особо привередливые слушатели могут выставить битрейт на 256 кб, что сделает качество в разы лучше, а размер конечного файла увеличится до 6 мб. Даже в этом случае размер будет в 10 раз меньше по сравнению с изначальным.
Проводить компрессию треков удобно в простой и функциональной программе АудиоМАСТЕР. Благодаря интуитивному меню даже неопытные пользователи смогут сжимать любые аудиозаписи за пару кликов мышкой. Узнать больше и скачать звуковой редактор можно здесь – https://audiomaster.su
Как сжимать WAV
Для того чтобы сократить размер WAV-файла в 2.5 раза, нужно использовать формат FLAC. Качество при этом сохранится почти на том же уровне.
Вот что нужно сделать:
Загрузить, установить и запустить АудиоМАСТЕР.
В стартовом меню кликнуть “Открыть файл” и выбрать нужный трек.
Кликнуть по кнопке “Файл”, а в ниспадающем меню нажать “Сохранить как”.
В “Мастере сохранения” выбрать формат FLAC, выставить частоту дискретизации на 44100 (44 кГц). Сохранить результат после прослушивания.
Альтернативные методы
Если нам нужно оставить исходный WAV-формат, то следует применить один из трех способов:
1. Изменение количества каналов. Для этого в “Мастере сохранения” во вкладке с каналами выставляют значение “Моно”. Из-за этого звучание может стать менее объемным, зато размер сократится вдвое.
2. Понижение дискретизации. Обычно параметр выставлен на 44 кГц, но в этот раз нужно поставить минимально допустимое значение в 22 кГц (22050). Количество каналов остается прежним, а размер уменьшается также вдвое. Лучше поэкспериментировать с разными значениями дискретизации, чтобы выбрать оптимальное сочетание качества и размера.
3. Снижение количества битов. Обычно показатель четкости выставлен на 32 бита, но в целях экономии места можно его понизить до 24 или 16. После изменения обязательно прослушайте результат и скорректируйте битовую глубину звука при необходимости.
Если применить все три метода сразу, то вы получите максимальное сжатие аудиозаписи, но качество звучания будет плохим. Лучше остановится на каком-то одном варианте.
Заключение
Проблема ограниченности свободного места на медианосителях знакома всем любителям музыки. Решить ее без удаления композиций и покупки нового диска можно только с помощью сжатия аудиоколлекции. Новичкам и профессионалам работы со звуком будет удобно воспользоваться компрессором АудиоМАСТЕР. Простая и удобная программа позволит сжимать любые файлы в 2-10 раз за пару кликов мышкой.
Выбираем лучший формат для сжатия аудиоданных: MP3, AAC или WavPack?
Если не lossless, то кот? MP3, AAC — что еще? Ранее мы уже несколько раз изучали алгоритмы сжатия музыки, настало время сравнить самых достойных.
По-хорошему следовало бы отречься от lossy-кодеков вовсе, но всегда интересно прочертить границу, где количество переходит в качество. Кроме того, даже lossy-кодек может кое-чем удивить, вот увидите.
В данном обзоре было решено не морочить голову разными VBR-режимами, а сразу остановиться на максимальном битрейте с постоянной величиной 320 кб/с. Сегодня, при современной емкости портатива, выпрашивать лишние 10 Мб на емкость альбома с риском потерять в качестве? Зачем? В целом, даже с древними кодеками поток 320 кб/с обеспечивает отсутствие характерных артефактов с мерзкими позвякиваниями. Первая часть обзора будет посвящена сравнению роста артефактов с помощью софта RMAA, во второй — изложен субъективный опыт слушателя на реальных фонограммах.
Сравнительная АЧХ трех lossy-форматов относительно оригинала WAV
Если в прошлый раз в качестве источника звука использовался iPad Mini, то сейчас для повышения точности мы выносим любое влияние железа за скобки, и далее весь анализ искажений будет проводиться исключительно в цифровом домене, без преобразования в аналог, поскольку RMAA предоставляет такую возможность.
Для этого генерируем в RMAA тестовый образец в WAV, затем поочередно загоняем его в различные lossy-кодеки. Далее конвертим обратно из них WAV, чтобы программа могла «узнать» файл и оценить отклонения от оригинального шаблона. Теперь смотрим, как рубятся высокие частоты и растут искажения, которые придают противную окраску звуку. Их, кстати, будет не так уж и много. Вообще, на битрейте 320 кб/с поймать на слух явно что-то вредное будет не так просто. Речь пойдет не об артефактах даже, а разве что некоторой «тупости» звука по сравнению с оригиналом. Фонограмма как будто чуть выдыхается, теряет подвижность из-за нарушения переходных процессов после психоакустической обработки. Но явственно зафиксировать эту разницу получится не всегда, зависит от конкретного трека.
MP3: лавинообразные искажения
Начинаем с самого популярного формата. МР3 — чудовище из института Фраунгофера, которое захватило Землю. Из-за него сегодня никому не приходит в голову использовать чистый WAV для записи звуков. Даже если выдирают изуродованное аудио из YouTube, то все равно крошат его еще раз в МР3, да еще и с похабным битрейтом 128 кб/с. Мы так делать не будем, и для теста используем самую актуальную на сегодня версию кодера LAME 3.100 с пресетом insane и битрейтом 320 кб/с.
На самом первом рисунке было видно, что спектр в МР3 ожидаемо испытывает колебания в области ВЧ и окончательно отфильтровывается на границе 20 кГц. Разумеется, это предел синтетического теста, на реальном музыкальном сигнале она наверняка окажется еще ниже. Размеры динамического диапазона в МР3-файле не изменились по сравнению с оригиналом. Т.е. кодер LAME 3.100 на битрейте 320 кб/с не добавляет в запись никаких собственных шумов.
Искажения формы сигнала 1 кГц при кодировании в МР3 в сравнении с оригиналом WAV
Конвертация в МР3 одиночного сигнала 1 кГц показала появление множества мелких гармонических искажений. И хотя формально их доля невелика (0,0009%) — т.е. раза в полтора-два меньше, чем на выхлопе у хорошего ЦАПа, — в динамичном спектре реальной фонограммы их число будет расти в лавинообразном и непредсказуемом порядке. Также «утолщение» основания узкого в оригинале пика 1 кГц указывает на определенные проблемы, обрастание паразитными колебаниями. Эту особенность наглядно иллюстрирует «квадратная» 100 Гц волна после ее конвертации в МР3. Как видите, по горизонтальной оси ее контур теряет четкость. Все это в конечном итоге отрицательно сказывается на утомляемости слуха при прослушивании МР3, увы, даже самых максимальных битрейтов.
«Квадратная» волна 100 Гц после конвертации в МР3 (вверху) и AAC (внизу)
AAC: поднять шум, но сохранить чистоту
Более аккуратным образом действует алгоритм ААС, которым активно оперирует Apple, да и не только он. С данным аудиокодеком работают цифровые ТВ-бродкастеры, а кроме того, ААС входит в пакет контейнера MPEG-4.
Квадратная волна после конвертации в ААС сохраняет свою форму, хотя искажения основания и гармоники вокруг пика 1 кГц тоже имели место, хотя и менее заметно, чем в МР3. При этом ААС демонстрирует больший на 1 дБ измеренный уровень шума. Что бы это значило — промежуточная запись на кассету, что ли? Нет, наверняка в алгоритме ААС используется что-то вроде нойзшейпинга — великое изобретение, позволяющее снижать ошибки квантования за счет подмешивания псевдослучайного шумового сигнала. Повторюсь, это не просто утопление искажений ниже шумового порога — здесь применяется более изощренная математика.
Для иллюстрации посмотрим артефакты вокруг так называемого джиттер-теста на частоте 11,025 кГц. Почему именно эта частота? Потому что кратная гармоника к этому пику приходится ровно на верхнюю границу спектра из цифрового потока с дискретизацией 44 кГц, а все остальные будут находиться за его пределами. Паразитные маленькие пики, особенно те, которые располагаются симметрично относительно основного тона (продукты модуляции, «боковые полосы») — вот это и есть зерна джиттера.
Устойчивость в джиттер-тесте ААС (вверху) и МР3 (внизу)
Как видим, дурак-МР3 сберег низкий уровень шума, но сгенерировал больше высокочастотного джиттера (наиболее заметного на слух), а AAC немного поднял шум, зато избежал паразитов на остальных участках спектра. Но еще большие фокусы с нойзшепингом вытворяет кодер WavPack.
WavPack: сохранить частоту, поменять разрядность
Вообще, если уж сразу и совсем коротко, то математика кодера WavPack на сегодня относится к самым гибким и крутым протоколам для аудиоэнтузиастов, без шуток. В отличие от FLAС, он умеет поддерживать 32-битное исчисление (я рекомендовал его для создания lossless виниловых рипов). Более того, в WavPack даже можно запаковать DSD-файл, не обращая его в РСМ. При этом размер такого файла получится гораздо меньше, чем dsf-оригинал. Но об lossless WavPack мы поговорим как-нибудь в другой раз, а пока рассмотрим уникальный принцип действия lossy-кодека WavPack.
В одном из своих обзоров я показывал, что в ряде случаев при сжатии с потерями имеет смысл снижать не частоту дискретизации, а непосредственно битность сигнала (т.е. ниже 24 или 16 бит), аккуратно подмешивая дизер (т.е. специальный профиль шума для уменьшения ошибок квантования). WavPack пошел именно этим славным путем, не трогая дискретность и частотку вообще, зато изменяя глубину бит, которая теперь является динамической величиной, описывая уровень громкости сигнала. Чем-то напоминает DSD-принцип, не правда ли?
Примечательно, что при конвертации в такой lossy WavPack, можно дополнительно сохранить параллельный «корректирующий» файл, с помощью которого можно будет полностью, до последнего бита, восстановить оригинал. Правда, экономить место на диске в этом случае не получится, так как размер такой пары будет все равно соответствовать lossless-оригиналу. Но тем не менее функционал протокола все равно впечатляет.
Битрейт нашего тестового файла был выставлен на 320 кб/с, чтобы сопоставить его с максимумом наших МР3 и ААС, но теоретически в WavPack его можно ставить и выше. Особенно это пригодится для хайрезов, далее я покажу как — и никакой MQA больше не нужен!
Сравнение гармонических искажений оригинала (зеленым) и файла, закодированного в lossy WavPack (белым). Чуть подрос уровень шума и почти никаких искажений
На графиках lossy WavPack демонстрирует похвальное отсутствие частокола гармоник, которые набегали у двух предыдущих кодеров из-за агрессивной психоакустической модели. В WavPack подобные хитрые алгоритмы отсутствуют, фильтров АЧХ тоже нет — работает просто динамическое взвешивание уровня сигнала под заданный битрейт, и все. В итоге тестирование 1 кГц дает всего несколько гармоник нечетного порядка — 3-я, 7-я, 9-я и т. д. Частотный диапазон сохранен, квадратная волна тоже. На джиттер-тесте 11 кГц по остальному спектру кроме подросшего шума не замечено, никакой паразитной деятельности.
В джиттер-тесте тоном 11025 Гц у lossy WavPack все чисто
Для слухового опыта я отобрал пару достаточно звонких и неплохо прописанных фонограмм, которые вы также можете скачать и послушать в трех вариациях lossy-кодирования с битрейтом 320 кб/с: MP3, AAC и WavPack. Там же, в этих двух архивах, будут приложены оригиналы FLAC в стандартном CD-разрешении 16 бит / 44 кГц.
Композиция «White Wood» группы Lush поможет оценить деградацию ВЧ-диапазона. Кто-то на форуме шутил над моей верностью шугейзу, но именно такая, хрупкая, но спектрально насыщенная ткань оказывается весьма чувствительной к бульдозеру lossy-кодеков и поганой аппаратуры. Стоит чуть уступить, и все гитарные хорусы с медью тарелочек превратятся в жестяную помойку. Вторая фонограмма, «Deep Sleep» B-52’s, представляет собой пример адекватного мастеринга с сочным саундом, студийными эффектами и сохраненным при этом динамическим диапазоном.
Выводы
По итогам прослушивания все треки разделились на две группы. В первую по степени неразличимости попали оригинал, AAC и WavPack. На их фоне МР3 прозвучал явным аутсайдером-одиночкой. Звук МР3 на 320 кб/с не делается жестким, нет, скорее даже наоборот. Я бы, кстати, звучание этого кодека охарактеризовал скорее как теплое — подача музыки как будто оборачивается мутноватым полиэтиленом. Само собой, мастеринг и частотная коррекция у альбомов бывает очень разной, в том числе и такой вот теплой. И если просто запустить подобный MP3 без сравнения с оригиналом, никто ничего и не заподозрит. Но в целом следует признать, что МР3 справляется со своей задачей хуже всех.
Конечно, можно обратиться к старинным МР3-кодекам типа LAME 3.93, где отключался полифазный фильтр, покрутить еще какие-то настройки. Но после ясного и естественного звука AAC на том же битрейте, заниматься подобными экспериментами пропадает желание. К тому же AAC и WavPack можно слушать на любом софте и в том числе на телефонах после установки какой-нибудь портативной версии Foobar. С поддержкой WavPack в Car Audio придется повозиться, но в принципе все преодолимо.
В заключение также предлагаю сравнить работу WavPack на образце моего винилового рипа из «Щелкунчика». Здесь уже продемонстрирована обработка высокодискретного сигнала. Оригинал был закодирован во FLAC с размерностью 24 бит / 88 кГц. Далее из него было сделано два варианта:
№1 — это стандартный FLAC 16 бит / 44 кГц, совместимый с CD-стандартом.
№2 — lossy WavPack с дискретностью 88 кГц и битрейтом 700 кб/с.
Величину данного битрейта lossy WavPack можно было сделать меньше или больше, она подбиралась экспериментально. Для нашего сравнения было важно, чтобы конечный файл WavPack совпадал по размеру с конкурентом FLAC 16 бит / 44 кГц. Все три файла также можно скачать и сравнить самостоятельно.
Непосредственное сравнение образцов подтвердило идею о том, что стандартное понижение HD-мастеров до CD-разрешения, пускай и незначительно, но все же огрубляет музыкальную фактуру оригинала. Деградация происходит, главным образом, за счет потери глубины передних и дальних планов. Сцена как бы выстраивается в единую плоскость. При этом стоит отметить, что вариант lossy WavPack при сопоставимом размере файла оказался лишен данного недостатка и может быть рекомендован для широкого применения в портативном аудио и различных стриминговых сервисах.