как можно стать сестрами
Центр культурно-антропологических исследований
Обряды «девичьего побратимства» (посестримства)
Свидетельств об обрядах побратимства значительно больше, чем об обрядах символического закрепления дружбы.
В обычном праве албанцев говорится, что побратимство «совершается через питие крови друг друга [и] навсегда запрещает брак между побратимами, между их домами и очагами» (Боташев, 2002, 109).
У карачаево-балкарцев побратимство осуществлялось (и осуществляется) несколькими способами.
«Кровное братство» может осуществляться двояким образом: «чаще всего побратимы надрезают либо запястья, либо указательные пальцы, либо основания больших пальцев и соединяют их, как бы объединяя этим и свою кровь; второй способ заключается в том, что побратимы выпивают жидкость с добавленными в неё каплями крови (в редких случаях кровь просто слизывали с рук). …Из всех видов побратимства “кровное” оказалось наиболее жизнеспособным и сохранилось в практически неизменном виде и во второй половине ХХ в.» (Боташев, 2002, 110–111).
Из других форм выделим сохранившийся до наших дней вид побратимства осуществляется путем жертвоприношением животного. При помощи этой разновидности обряда можно установить «не только побратимство – союз двух или более мужчин, но и более редкие его варианты: посестримство (союз двух или более женщин) и побратимство-посестримство (смешанный союз двух и более мужчин и женщин)».
Посестримство у карачаево-балкарцев может устанавливаться и другими способами: «устной клятвой и простым объявлением о заключении посестримства», а также устной клятвой и разрыванием стебля какого-либо растения. По мнению М.Д. Боташева, обряд «разрывания стебелька» восходит «к культу аграрного божества Чоппа и “Древа Жизни” … в Карачае и Балкарии» (Боташев, 2002, 111-112).
У славян существовал обряд, предполагавший установление «названого братства» при помощи крови: «чтобы породниться кровью, названные братья пускали себе из руки кровь и сливали ее вместе в ямочку» (Веселовский, 1940, 581).
Если обрядовое закрепление дружбы между девочками наряду с «кровавыми» имеет немало «бескровных» разновидностей, то ритуальное девичье «побратимство» (термин «посестримство» используется авторами сообщений редко) практически всегда «маркировано» кровью. Даже единственное в нашем собрании «бескровное» посестримство прозрачно отсылает нас к идее пореза до крови.
«В детстве мы с подружкой прикладывали запястье к запястью и говорили, что теперь мы стали сестрами. И если друг о друге знали какие-то тайны, то не имели права никому рассказывать, потому что стали сестрами. Проводили по запястью ногтем, чтобы остался след на коже и этими отпечатками прикладывали» (15).
Практически все виды русского девичьего посестримства включают в себя разрезание или прокалывание иглой пальца или ладони с последующим соединением пораненных мест для «обмена» кровью.
«Закрепление дружбы. Разрезали лезвием палец или, кто посмелее, ладошку и прикладывали друг к другу. Причем, становились не только друзьями, а даже кровными сестрами» (16).
«Сама я в ритуальном закреплении дружбы не участвовала, но наблюдала этот процесс. Когда я заканчивала 11 класс, мы всем классом устроили вечеринку. Выпив некое количество спиртного, моя подруга предложила сделать всем надрез на пальцах и, так скажем, “побрататься”. Надрез на пальцы делали лезвием, один касался надреза другого, таким образом, выступившая кровь смешивалась» (18).
«… У нас была в нашем селе девочка… Она со своей подружкой стали сестрами по крови, т.е. лезвиями разрезали кожу и как бы обмениваешься кровью. Мы бы, может, тоже сделали это, но боялись причинить себе боль» (19).
Ритуал «женского побратимства» (посестримства) не всегда приводит к желаемому результату, и через какое-то время девочки (девушки) могут поссориться:
«В возрасте 15 лет в нашем представлении о дружбе с подругой существовало такое поверие: если “побрататься” кровью (мы сами себе протыкали палец иголкой до крови и терли этими ранками палец о палец), то дружба будет вечной. Но это оказалось совсем не так, примерно через полгода мы разругались с ней раз и навсегда. Это был большой секрет, о котором ни один мальчик не знал» (20).
«В детстве у меня была подруга, её тоже звали Ольга. Мы были в очень доверительных отношениях. Однажды она мне сказала, что нам нужно “побрататься”, т.е. разрезать безымянный пальчик и соединить нашу кровь. Таким образом, мы должны были стать “сестрами” и дружить всю жизнь. В один прекрасный день мы так и сделали. Мы стали сестрами. Но дружить всю жизнь не смогли. После этого мы дружили около двух лет, а потом расстались и теперь даже не здороваемся. Т. е. обряду “братания” я больше не верю» (21).
Помимо «обмена кровью» «посестримство» включает подчас и скрепление написанного текста клятвы «кровавой печатью».
Я очень боялась резать палец. “Посестриться” мне ужасно хотелось, но я боялась резать палец. Сядем с подружкой в комнате, закроемся и начинаем писать письма, но из-за боязни резать палец, вся эта процедура откладывалась на потом, подруга меня уговаривала. Один раз я вроде как настроилась, согласилась резать палец. Как только подруга разрезала себе палец, и из ранки пошла кровь, мне стало не по себе. Протянув мне лезвие, я взяла его, но не смогла порезать себе палец, все отложилось на следующий день. Мы “посестрились”, только я проткнула себе палец иголкой» (22).
«Кровавые» русские обряды посестримства последней трети ХХ века могут быть сопоставлены не только с аналогичными «кровавыми» обрядами побратимства у разных народов. Они, на наш взгляд, могут быть соотнесены и с издавна существовавшим в русской традиции обрядом кумовства-посестримства (Журавлева, 1994; Бернштам, 1981). Это обряд был совмещен с обрядом «крещенья кукушки» и приурочивался к Вознесенью, которое праздновали на 40-й день после Пасхи или за 10 дней до Троицы. «Обряд кумовства был чисто девичьим. Девушки совершали его в глубокой тайне» (Болонев, Мельников, 1981, 191). Поскольку фиксации обряда «крещение кукушки» имели место еще в ХХ веке, можно предположить, что именно этот обряд в известной степени «подпитывал» желание девочек установить отношения «посестримства».
Агапкина, 1995 – Агапкина Т.А. Месячные // Славянская мифология. Энциклопедический словарь. – М., 1995. – С. 258-260.
Бернштам, 1981 – Бернштам Т.А. Обряд «крещение и похороны кукушки». // Материальная культура и мифология. Л., 1981.
Болонев, Мельников, 1981 – Календарно-обрядовая поэзия сибиряков. / Сост., вступит. статья и примечания Ф.Ф. Болонева и М.Н. Мельникова. – Новосибирск: Наука, 1981. – 352 с.
Боташев, 2002 – Боташев М.Д. Побратимство у карачаевцев. // Этнографическое обозрение. 2002, № 1. – С. 108-125.
Бруштейн, 1956 – Бруштейн А. Дорога уходит в даль… Повесть. – М., 1956 (Новинки детской литературы. № 80).
Бруштейн, 1964 – Бруштейн А. Дорога уходит в даль… Трилогия – М., 1964. – 734 с.
Веселовский, 1940 – Веселовский А.Н. Историческая поэтика. – Л., 1940.
Дьяконова, 1987 – Дьяконова Ю.Н. О влиянии русской сказки на якутскую сказку // Фольклор народов РСФСР. Межвузовский научный сборник. – Уфа: Изд-во Башкирского университета, 1987. С. 61-67
Дюмезиль, 1976 – Дюмезиль Ж. Осетинский эпос и мифология. – М.: Наука, 1976.
Журавлева, 1994 – Журавлева Е.А. Похороны кукушки. // Живая старина, 1994, № 4. С.32–33.
Кабакова, 2001 – Кабакова Г.И. Антропология женского тела в славянской традиции. – М.: Ладомир, 2001. – 335 с.
Кон, 1987 – Кон И.С. Дружба. Этико-психологический очерк. Издание второе, переработ. и доп. – М.: Политиздат, 1987. – 350 с.
Мелетинский, 1968 – Мелетинский Е.М. «Эдда» и ранние формы эпоса. – М.: Наука, 1968 – 366 с.
Обычаи Мадагаскара, 1977 – Обычаи и фольклор Мадагаскара. Пер. с малагасийского. – М.: Наука, 1977. – 287 с.
Сказки Индии, 1971 – Сказки центральной Индии. – М.: Наука, 1971.
Сведения об информантах
Авторы всех работ (кроме особо оговорённых) – студенты Шадринского государственного педагогического института.
Факультет дошкольной психологии и педагогики в сведениях обозначается как ФДПП. Факультет коррекционной педагогики и психологии в сведениях обозначается как ФКПП. Если область не указана, имеется в виду Курганская область.
1. Работа 2000 г. студентки очного отделения ФДПП Елены Д-ной, 1979 г.р., г. Шадринск.
2. Работа студ. 3 курса заочного отд. ФДПП Татьяны Степановны И-вой, 1971 г.р., г. Курган.
3. Работа 2000 г. студ. 4 курса заочного отд. ФКПП Ю.В. Т-евой.
4. Работа 2000 г. студ. 3 курса заочного отд. ФДПП Натальи Л-ик, 1978 г.р., г. Курган.
5. Работа 2000 г. женщины 1959 г.р., до 10 лет жила в селе Верхний Яр Далматовского района, с 10 лет – в г. Далматово. Работа написана по просьбе студентки Н. Б-вой.
6. Работа 2000 г. студ. 3 курса заоч. отд. ФДПП Елены Б-ченко, 1979 г.р., деревня Першино Далматовского района.
7. Работа 2000 г. студ. 3 к. заоч. отд. ФДПП Светланы М-вой, 1978 г.р., г. Катайск.
8. Работа студ. 3 к. заоч. отд. ФДПП И.В. К-вой, 1977 г.р., село Ичкино Шадринского района и г. Шадринск.
9. Работа 2000 г. студ. 4 к. заоч. отд. ФДПП Юлии С-ной.
10. Работа 2000 г. студ. 3 к. заоч. отд. ФДПП Светланы С-вой, 1979 г.р., г. Катайск.
11. Работа 2000 г. студентки 3 к. заоч. отд. ФДПП О. К-ной, 1979 г.р., г. Курган.
12. Работа 2000 г. студ. 4 к. оч. отд. ФДПП Г. Б-метовой, 1979 г.р., село Целинное.
13. Работа 2000 г. студ. 4 к. заоч. отд. ФКПП Татьяны О-вой.
14. Работа 1998 г. студ. 4 к. оч. отд. ФДПП Ольги Х-вой, 1978 г.р., г. Шадринск.
15. Работа 2000 г. студ. 3 к. заоч. отд. ФДПП В.В. Г-вой, 1974 г.р., г. Курган.
16. Работа 2000 г. студ. 3 к. заочного отд. ФДПП Олеси Ш-вой, 1979 г.р., деревня Моховое Лебяжьевского района.
17. Работа 2000 г. студ. 3 к. заоч. отд. ФДПП Елены К-вой, 1978 г.р., г. Курган.
18. Работа 2000 г. студ. 3 к. заочного отд. ФДПП Веры Васильевны Ч-вой, 1977 г. р., посёлок Водный Притобольного района.
19. Работа 2000 г. студ. 3 к. заочного отд. ФДПП Юлии А-вой, 1979 г.р., село Чердынское Частоозерского района.
20. Работа 2000 г. студ. 3 к. заочного отд. ФДПП Людмилы П-вой, 1975 г.р., г. Далматово.
21. Работа 2000 г. студ. 3 к. заочного отд. ФДПП Ольги И-вой, 1979 г.р., деревня Жаворонки Звериноголовского района.
22. Данные о работе [временно] утрачены.
23. Работа 2003 г. студ. 4 к. оч. отд. филологического ф-та.
24. Работа 2003 г. студ. 4 к. оч. отд. филологического ф-та Надежды М-ной, г. Шадринск.
«Живая старина». 2003, № 3
И.Д. Шадр в 1918-1920 гг.
Период с середины 1918 года до 1920 год – один из наиболее тёмных в биографии всемирно известного скульптора Ивана Дмитриевича Шадра. Впрочем, исследователи об этом периоде повествуют весьма оптимистически. Вот что пишет, например А. Дудко в книге 1969 года:
«2 мая 1918 года в Московском политехническом институте Шадр прочитал лекцию “О новых памятниках революционной России”. Летом 4 июля 1918 года Шадр уже в родном Шадринске прочитал лекцию ”О новых памятниках революционной России”… В шадринской уездной газете “Крестьянин и рабочий” от 28 июня 1918 года было дано объявление:
“ В четверг, 4 июля н.г. в Шадринске, в здании общества приказчиков предполагается лекция на тему о новых памятниках революционной России и “Памятника мировому страданию”. Лекцию прочтёт автор проекта, лауреат Парижской Академии художник И.Д. Иванов (Шадр). Программа лекции: 1. Идеи вечности, смерти и возрождения в революционном искусстве народов. 2. Судьба русского ваятеля…”
По всему городу и в окрестностях были расклеены афиши. Слушали его с большим вниманием. Лекция длилась два часа и почти час Шадр отвечал на вопросы. Интересовались, как будут люди жить при коммунизме, скоро ли наступит мировая революция. Скульптор отвечал на вопросы убедительно… После лекции состоялся концерт. До сих пор старожилы Шадринска помнят этот вечер.
Скульптор рвался в Москву. Но время распорядилось иначе. Шла гражданская война. Шадр не мог оставаться равнодушным к судьбе Родины. Он – культработник при частях Красной Армии, потом участвует в экспедиции по сбору государственных бумаг.
С 1920 года Шадр работает в Омске» [1].
Давайте поразмышляем над вышеприведенным отрывком.
Предположим, что объявление было помещено в шадринской большевистской газете «Крестьянин и рабочий» 28 июня 1918 года. Но ведь уже 30 июня 1918 года в Шадринск вошли войска эсеров и «белочехов»! Следовательно, выступление И.Д. Иванова-Шадра от 4 июля «О памятниках революционной России», состоялось при антибольшевистской власти. Но тогда откуда взялся «концерт» и почти часовые ответы И.Д. Шадра на вопросы о мировой революции? Ясно одно: автор – А. Дудко – либо кем-то введен в заблуждение, либо сам намеренно запутывает читателей, сшивая белыми нитками расползающийся тришкин кафтан полуправды.
Обратимся к книге О. Вороновой «Шадр» из серии «Жизнь замечательных людей»:
«1 мая 1918 года … [Иванов-Шадр] читает в Политехническом музее лекцию “О новых памятниках революционной России”. Едет в Шадринск, чтобы познакомить земляков с художественной жизнью Советской России и со своим замыслом. С великим трудом добирается скульптор до Шадринска. Пора ехать в Москву. Но неделя, которую скульптор предполагал пробыть в Шадринске, оборачивается месяцами: восстание чехословацкого корпуса отрезает Урал от Москвы. Иван Дмитриевич снимает маленькую студию и начинает работать. Убедившись, что уехать из Шадринска в Москву невозможно, Шадр с Политпросветом пятой армии едет в Сибирь, в Омск. Там он получает первые заказы на исполнение “ памятников Российской социалистической революции ” » [2].
Итак, в обоих случаях авторы весьма туманно освещают тему пребывания Ивана Дмитриевича Иванова (Шадра) в Шадринске в июне 1918 – начале 1919 гг.
Для того чтобы лучше понять социальный контекст биографии И.Д. Шадра 1918–1919 гг., нелишне вспомнить ход политических событий в Урало-Сибирской части России.
Начавшийся в конце мая 1918 года мятеж Чехословацкого корпуса отрезал от центральной России территорию к востоку от Волги. В первое время после чехословацкого переворота в Сибири возник целый ряд областных правительств. Большинство из них возглавляли социалисты-революционеры (эсеры). Наиболее влиятельными были Самарское правительство Комитета членов Учредительного собрания (Комуч), возникшее 8 июня 1918 года, и Временное сибирское правительство, возникшее 23 июня 1918 года (базировалось в Омске). Первое ориентировалось на демократический строй и старый состав Учредительного собрания, второе – на установление военной диктатуры и последующее переизбрание Учредительного собрания.
В целях установления в Сибири единой всероссийской власти, между Комучем и Временным сибирским правительством в середине июля 1918 года начались переговоры. Они завершились только 23 сентября 1918 года созданием Временного всероссийского правительства из пяти человек (Уфимской директории). 18 ноября 1918 года Директория была разогнана адмиралом А.В. Колчаком в Омске (куда она переехала в связи с наступлением Красной Армии)…
Как разворачивались события в Шадринске? С января 1918 года в Шадринске – советская власть. 20 июня 1918 года в Шадринске проходит съезд фронтовиков, который завершается арестом участников съезда. 24 июня 1918 года красноармейцы расстреливают трех участников съезда фронтовиков. 30 июня 1918 года красноармейцы оставляют город, и его занимают чехословаки и эсеры.
Приведём документы, проливающие свет на действительные обстоятельства жизни и творчества И.Д. Иванова-Шадра в Шадринске во второй половине 1918 года.
Начнем с сообщения, помещенного в шадринской антибольшевистски-эсеровской «Народной газете», «внепартийном органе социалистической мысли», в номере от 28 июля (!) 1918 года:
В «Народной газете» от 1 августа 1918 года сообщается:
«Художественная лекция. В субботу, в обществе приказчиков, состоится лекция местного уроженца Иванова-Шадр (sic! – С.Б.) по вопросу о его проектах памятников “Мировой скорби” и на могиле погибших от расстрела большевиков Ларюшкина, Тельминова, Дымшакова. Лекция будет сопровождаться вступительным словом артистки Половцевой о жизни и мечтах художника. После лекции будет выяснен вопрос о сборе пожертвований на памятник шадринским героям…»
Итак, Шадр собирается выступить в Шадринске с лекцией по вопросу о памятнике трем участникам съезда фронтовиков. Речь идет о съезде фронтовиков, созванном исполкомом шадринского большевистского совета рабочих и солдатских депутатов 20 июня 1918 г. Съезд фронтовиков (вопреки ожиданиям большевистского совета) оказался настроен антисоветски, и три его участника были расстреляны красноармейцами 24 июня 1918 года, – менее чем за неделю до занятия города эсерами и чехословацкими войсками. [3]
Тема памятника расстрелянным шадринцам развивается в дальнейших публикациях.
«Народная газета» от 6 августа 1918 года пишет:
«Памятник расстрелянным фронтовикам. В настоящее время в фойе театра общества приказчиков выставлен для обозрения эскиз памятника фронтовикам, расстрелянным советской властью».
Хотя фамилия автора эскиза не сообщается, угадать её нетрудно. Но прежде чем аноним будет окончательно раскрыт, сообщим, что обещанная на начало августа лекция Шадра была не только объявлена, но и прочитана. Подтверждением тому служит помещенная в номере «Народной газеты» от 15 августа 1918 года заметка Могирева «По поводу лекции Иванова-Шадр» (sic! – С.Б.), в которой автор, в частности, констатирует: «…Лекция Иванова, с нашей точки зрения, оказалась крайне неудачной…».
В номере от 5 сентября 1918 года упомянутая «Народная газета» помещает два материала, посвященных участию И.Д. Иванова-Шадра в разработке проекта памятника шадринцам, погибшим от рук большевиков:
«Хроника. В городской культурно-просветительской комиссии.
29 августа в городской культурно-просветительской комиссии обсуждались проекты памятников на могилу фронтовиков, расстрелянных большевиками. Проекты предоставлены художником Ивановым. Стоимость памятника исчисляется от 60 – 200 тысяч рублей».
В том же номере газеты опубликован «маленький фельетон», таинственно подписанный «Erinaceus». Содержание фельетона свидетельствует о весьма благосклонном отношение гласных (депутатов) Шадринской городской думы к И.Д. Шадру.
«Языкоблуды (миниатюра из думской жизни)…
Сцена представляет ярко освещенный, залитый электричеством зал городской управы. Председатель нежится в мягком кресле, а вокруг него – птенцы гнезда Чернова. Дружная семейка – «товарищи».
Председатель. На очереди вопрос о постройке памят…
Члены (хором). Дать Иванову-Шадру авансом тысячу целковых!
Человек-то он хороший… художник (?!)… ну и проп… прожился.
Председатель (громко). Принять единогласно. »
Итак, Шадр в эсеро-чехословацком Шадринске чувствует себя довольно комфортно. Выставляет проекты памятника жертвам большевистского террора и даже получает согласие на финансирование этого памятника.
Где находился И.Д. Шадр в сентябре – первой половине декабря 1918 года, неизвестно. Судя по сообщению екатеринбургской газеты «Горный край» от 1 января 1919 года о прочитанной И.Д. Шадром лекции, в конце декабря он был в Екатеринбурге:
«Памятник мировому страданию [заголовок]. Лекция И.Д. Шадра… Три фактора определяют, по мнению Шадра, всякого художника. Эти факторы: великие воспоминания прошлого, формы современности и цели, им себе поставленные. Двумя великими понятиями – Бог и Человек – питалось и жило прошлое… Религия не умрет. Подлинная жизнь всегда была и будет религиозной… Предугадывание новой религии чувствуется и в живописи и отчасти в пластике… Мысль о таком произведении с несомненной религиозно-философской тенденцией много раз в разнообразных формах возникала в душе художника. Христианский вариант этого памятника был разработан Шадром для конкурса, объявленного Московской думой, которая в произведении искусства хотела увековечить память об одном из эпизодов мировой войны и великой идеи милосердия. Проект Шадра был одобрен. Художник много говорил, как зрел план в душе, показывал общий вид памятника в отдельные его части в волшебном фонаре… После Шадра говорил Юграк-Краснов, который за поздним временем скомкал свою речь. Выступление было неудачным. С. Р.» [4].
Эти материалы были обнаружены мной самостоятельно. Для полноты картины приведем полученные из Интернет-публикаций сведения о жизни и деятельности И.Д. Шадра в Омске в 1919 году.
С. Сорокин пишет: «В Омск [Шадр] приехал в 1918 году… Здесь временно жила его семья, за которой он и приехал – забрать в Москву. Но остался» [5]. Либо С. Сорокин ошибается, и И.Д. Шадр приехал в Омск только в январе 1919 года, либо уже в период с сентября по декабрь 1918 года И.Д. Шадр постоянно жил в Омске, а в Екатеринбург выезжал лишь для чтения лекций.
В статье «Культура белой столицы», размещенной в Интернете, говорится лишь о том, что в январе 1919 года И.Д. Шадр выступил в Омске с лекцией: «События Гражданской войны забросили в Омск будущего крупного советского скульптора И.Д. Шадра (Иванова). В январе 1919 года он выступил с лекцией в “Центросибири”, рассказав омскому слушателю о своем представлении искусства как способа выражения больших социальных идей. Сопровождая свой рассказ световыми картинами, Шадр изложил историю работы над “Памятником мировому страданию”, проект которого (1916) был одобрен русской общественностью».
Итак, с января 1919 года (а может, и раньше) Шадр живет в Омске. Согласно заметке в омской газете «Заря», И.Д. Шадру был заказан проект памятника Верховному Правительству – Александру Колчаку: «Подтверждают это и архивные документы. Однако, скорей всего, дальше эскизных набросков дело не пошло. Часть омской общественности весной 1919 года решила заказать другой памятник – бывшему воспитаннику Западно-Сибирского кадетского корпуса генералу Лавру Корнилову. Памятник этот планировали поставить в самом центре города – между Казачьим Никольским собором и зданием кадетского корпуса. Как писала та же газета “Заря”, общество потребителей Сибирского казачьего войска единодушно решило ассигновать “из прибылей прошлого года” восемнадцать тысяч рублей, а “выработку проекта памятника предполагается поручить художнику-скульптору И.Д. Шадру”» [6].
Согласился ли Шадр на эту работу, успел ли к ней приступить, – об этом, по словам С. Сорокина, документы умалчивают.
В статье «Культура белой столицы» приведенные выше сведения отчасти подтверждаются, отчасти корректируются и дополняются: «Предполагалось, что в Омске Шадр исполнит памятник генералу Л. Корнилову, воспитаннику Сибирского кадетского корпуса. Известно также, что скульптор готовил проект коронования адмирала Колчака в Москве и проект памятника в честь освобождения Сибири. Политические события внесли коррективы в план ваятеля, задержавшегося в Омске до 1921 года».
В ноябре 1919 года власть в Омске переходит в руки красных. Многие литераторы и художники покидают город с отступающими войсками Колчака. Шадр остается.
«Ему поступает предложение – увековечить память жертв белого террора, погребенных в городском саду. И скульптор решительно берется за работу… Дело двигалось быстро. Уже в апреле 1920 года проект готов… Памятник этот по финансовым причинам реализовать не удалось» [7].
Затем, в мае 1920 года, И.Д. Шадр получает от Сибревкома заказ на памятник Марксу. Летом статуя уже была готова и установлена.
«Шадра приглашали с лекциями в Новониколаевск (Новосибирск), в Барнаул и другие сибирские города. Однако командировки эти не были длительными – в Омске у него были нескончаемые заказы» [8].
Как только на железных дорогах устанавливается относительный порядок, И.Д. Шадр уезжает в Москву.
Нам представляется, что данная публикация позволяет всем, кому интересна биография выдающегося отечественного скульптора, получить относительно правдивую и последовательную картину жизни и деятельности И.Д. Шадра в непростой период 1918-1920 гг.
1. Дудко А. И.Д. Шадр. – Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 1969. – С. 54-57.
2. Воронова О. Шадр. – М., 1969. – С.54-57.
3. Народная газета (Шадринск). 1918, 14-16 июля.
4. Горный край (Екатеринбург). 1919, № 1, 1 января (19 декабря).
5. Сорокин Сергей. «Светлый луг, упавший в наше болото» // Коммерческие вести (Омск), 2000, № 7 (426).
Как стать родственниками?
Так сложились обстоятельства, что судьба меня свела с женщиной у которой погиб сын и умер муж, и вот уже 15 лет она мне как мама, а я ей как дочь. Я готова ее содержать, помогать и т.д. Но недавно мы поняли, что в случаях когда нужно присутствие или решение родственников она остается совершенно беззащитна, а я беспомощна. Например в больнице или при оформлении документов на кладбище и в других жизненных ситуациях. Ей сейчас 65 лет, она дееспособна и физически и психически. Распоряжаться имуществом она пока в состоянии сама. Как мы можем юридически оформить наши отношения? (мне 31 год)
Ответы на вопрос:
Родственником стать никак нельзя.
Закон это не позволяет.
Возьмите от нее нотариальную доверенность на ведение всех ее дел во всех организациях.
Самое простое заверить у нотариуса доверенность на представление её интересов во всех инстанциях в её интересах, а также обратиться в органы опеки и попечительства и оформить попечительство. Удачи!
Похожие вопросы
Умерла бабушка. У неё осталась одна дочь и внуки от сына, который умер. Кто является наследником и как должны делить наследство?
Умер отец. Жил он не с мамой, а с другой женщиной. Они купили квартиру я вступила в наследство и получила 1/6 долю квартиры. Так вот эта женщина не даёт мне дубликат ключей и говорит что 1/6 не вселяемая. Как быть? Как мне быть с ключами?
У меня умерла мама. Как доказать, что я ее дочь, если в свидетельстве о рождении у меня она под фамилией мужа-моего отца, а потом она развелась и взяла свою девичью фамилию. Свидетельство о разводе утеряно, я даже не знаю когда они развелись и все это происходило в Казахстане.
После смерти моего мужа выяснилось, что у него есть на стороне ребенок, которого он не признавал при жизни. Прошло после смерти моего мужа 8 месяцев когда та женщина подала в суд на установление отцовства и наш суд признал отцовство по фотографиям и по видео. Я подавала в Верховный суд в Уфу, пришел мне отказ (без рассмотрения оставить), подавала жалобу в г.Уфу председателю тоже пришел отказ, и теперь мой адвокат написала в Москву и не дает гарантий на то,что он будет в мою пользу, Я хочу, чтобы был пересуд в г.Кумертау в другом составе судей, потому что нет показаний некоторых моих свидетелей.
Ребенок не был вписан в графу отца. Брак тоже не регистрировали. Спустя время после «развода», мать ребенка перекрывает возможности видеться с ребенком (3 года), но при этом сама занимается личной жизнью, карьерой, в то время как ребенка отдает старой, больной прабабушке или двоюродным сестрам. Что тоже узнаю с удивлением. В детсад ребенок определен, но мать не всегда забирает ее.
На требования видеться чаще с дочерью отказывает или игнорирует. На последующие мои доводы и логичное обращение в суд, отвечает «Подавай, потом я тебя лишу прав» и «Суд не даст тебе прав, у тебя нет официальной работы и долги».
Как в таких случаях проходит судебная практика?
Моя мама является единственной наследницей по закону после смерти своей сестры. У сестры умерли муж и сын. Есть внук. Мама наследственное дело открыла. Внук срок вступления в наследство пропустил, ТК с бабушкой не общался и не знал о ее смерти.
Сестре принадлежит 1/4 часть трёхкомнатной квартире в которой проживает внук с самого рождения.
Мама на себя не оформила эту долю ещё. Проживает за тысячи км от города где находится квартира.
Теперь внук требует от мамы вступить в наследство этой доли и оформить дарственную на его имя.
Как поступить маме?
Она в наследство вступать не хочет. Какие могут быть варианты развития событий?