Как мотивировать ребенка на речь
Мотивация к занятиям по развитию речи
Автор: Болбукова Светлана, педагог-психолог МБОУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества» Индустриального района города Барнаула
Не секрет, что выполнение логопедических заданий и упражнений тяжелый и малоинтересный труд для ребенка-дошкольника. Большинство родителей говорят о трудности выполнения полученных заданий от логопеда из-за нежелания детей выполнять их.
Ведущей деятельностью дошкольника является игра, поэтому все обучение желательно проводить в игровой форме. Фраза «Пойдем, поиграем», звучит для ребенка более желательной и положительно заряженной, чем фраза «Пойдем, заниматься».
В этой статье я предлагаю некоторые игры и приспособления для проведения логопедических занятий, которые помогут повысить желание ребенка заниматься.
На своих занятиях по развитию речи, как в группе, так и индивидуально я первым делом использую метод положительного подкрепления правильных ответов. А именно: каждому ребенку выдается прозрачный стаканчик, в который кладется фишка за каждый правильный ответ на занятии: повторение звуков, слогов, слов или предложений в зависимости от изучаемого материала, выполнение артикуляционного движения, ответ на вопрос. Фишками могут быть пуговицы, бусинки, цветные макароны, камешки или любые другие мелкие предметы красивой формы или цвета – то, что хотелось бы ребенку заработать.
Данный метод дает возможность визуализировать процесс обучения и выполнения заданий: ребенок видит, что он сказал правильно, как часто он ошибается (нет фишки), каков прогресс его работы по сравнению с прошлым занятием (сегодня целый стакан фишек, а на прошлом занятии только половина стакана).
Дух соперничества стимулирует детей работать лучше, стараться заработать больше фишек по сравнению с другими детьми при групповой форме занятия или побить свой индивидуальный рекорд прошлого занятия.
Для детей трех лет или детей с низким уровнем притязаний вместо фишек за правильный ответ можно собирать бусинки на нитку, складывать вкладыши, пазлы или использовать другие разборные игрушки.
Артикуляционная гимнастика достаточно нудное и скучное занятие для ребенка. Поэтому я в своей работе использую театральное действие, разыгрывание сказки, где главный герой и исполнитель – язычок. Сказка, сочиненная на тему артикуляционной гимнастики, дает возможность ребенку быстрее запомнить последовательности упражнений и движений языка. Разыгрывание сказки вызывает эмоциональное вовлечение ребенка в ее действие, а так же эмоциональное сопереживание главному герою. Мы играем с язычком, а не скучно делаем упражнения.
Пример сказки для постановки звука «Р». Проснулся язычок рано утром, потянулся (ребенок тянется вверх руками). И побежал чистить зубки.
1. Чистим верхние зубки – улыбнуться, рот открыть и широким языком чистим верхние зубы внутри из стороны в сторону.
Посмотрел он вверх и увидел, что потолок у него стал грязным и не красивым. Решил он его покрасить в … цвет (предложить ребенку выбрать свой цвет).
2. Маляр – открыть рот и кончиком языка «красить» твердое нёбо (потолок), делая движения языком вперед-назад.
Красил он его хорошо и долго, но чуть-чуть не докрасил. Взял на кисточку еще краски и докрасил потолок. Получился у него замечательный … (цвет) потолок. И от радости решил он поиграть на барабане.
3. Барабанщик – открыть рот, постучать кончиком языка за верхними зубами, отчетливо и многократно повторяя: «д-д-д». Темп постепенно ускоряется. Овладев этим, делая то же самое, произносим: «дын-дын-дын», «т-д-т-д», «а-д-д-д».
Барабан услышала лошадка и прибежала в гости.
5. Грибок – широко открыть рот, присосать язык к нёбу, чтобы подъязычная связка была натянута (ножка гриба). Удерживаем в таком положении 5-10 секунд.
Если ребенок не удержал язык в требуемом положении, можно сказать, что язычок сильно торопится и пробежал мимо грибочка или это гриб червивый найдем другой.
Насобирал язычок много грибов, приехал домой и остановил лошадку.
6. Кучер – сомкнуть губы и сильно подуть через них. Губы вибрируют и слышен звук: «тпру-у-у».
Рад язычок, что насобирал много грибов, и решил он поиграть на гармошке.
7. Гармошка – приоткрыть рот, присосать язык к нёбу, открывать и закрывать рот. При этом растягивается подъязычная связка. Постепенно надо раскрывать рот все шире и дольше удерживать язык в верхнем положении.
Поиграл он на гармошке, устал и решил подкрепиться. Достал чашечку и налил ароматного чая.
8. Чашечка – улыбнуться, открыть рот, установить язык наверху в форме чашечки (язык широкий, края подняты вверх).
Напился язычок чая, скучно ему стало одному, и подумал он: «А не поехать ли мне в гости?» Взял ключик и пошел заводить машину.
Это упражнение не сразу получается у детей, поэтому можно говорить, что нужно еще немного проехать, еще раз завести моторчик. Оценить выполнение задания помогут фразы: «Быстро домчал он до друзей», «Дотолкал он свою машину до гостей». Использование смешных фраз, юмора снимает напряжение у ребенка, вызванное неудачей или сильным напряжением.
Приехал он в гости. А там проходят соревнования – кто дальше сдует карандаш.
Для любой артикуляционной гимнастики можно сочинить сказку-историю, просто нужно немного фантазии.
Одной наиболее часто используемой мной игрой является игра «Магазин». Ее можно модифицировать для различных задач: изучение букв и звуков, заучивание слов по картинкам, классификация предметов и так далее. Суть игры в том, что ребенку предлагается сходить в магазин, в котором ему нужно купить что-то в зависимости от цели задания. Например, мы изучаем букву Б. Вначале мы заработаем деньги для магазина – необходимо выбрать все буквы Б среди других букв. Затем ребенок выбирает (покупает) картинки, на которых изображены предметы на букву Б, расплачиваясь денежками (карточками с буквой).
Данная игра дает возможность перенести акцент с обучения на желание обладать как можно большим числом покупок. Количество полученных карточек дает визуальное представление об успехе.
При отработке произношения путающихся звуков, например р-л, л-й, я применяю игру «Прятки». Педагог берет карточки с изображением букв и прячет их за спину. После чего в хаотичном порядке показывается та или иная буква, а ребенок ее должен правильно произнести. Данная игра не требует большого количества стимульного материала, а так же всегда не предсказуема. Игра дает возможность не только весело и быстро запомнить буквы и звуки, но и развивает внимание и произвольность.
Игры-загадки я использую при изучении тем классификации предметов окружающего мира. Это могут быть загадки о предметах в стихах, но чаще я использую загадки-описания предметов. Загадки-описания могут быть использованы на занятиях, когда в процессе обучения уже рассмотрены основные виды или детали изучаемых объектов.
Например, мы изучаем тему «Транспорт». Для данного занятия подойдут такие загадки-описания: «Я загадала железнодорожный транспорт, который ездит за городом» или «Этот воздушный транспорт может быть пассажирским, грузовым или специальным». Для темы посуда – «Я загадала столовую посуду с донышком, стенками и одной ручкой», «Это кухонная посуда с донышком, стенками, двумя ручками и крышкой».
Загадки загадываются как педагогом, так и самими детьми, что вызывает большой восторг. Детям очень нравится загадывать загадки педагогу или детям в группе, а педагог тем временем может оценить у ребенка уровень усвоения пройденного материала по сочиненной им загадке.
Отрабатывая автоматизацию произношения звуков в словах, с ребенком повторяется большое количество слов, некоторые из них ребенку бывают не знакомы. Для объяснения слов я использую смартфон, набирая в поисковой системе Интернета необходимое слово с картинкой. Дети очень любят современные технические средства, и с удовольствие повторяют отрабатываемое слово, разглядывая картинки на смартфоне. К тому же поисковая система выдает несколько вариантов картинок искомого слова, а педагогу не нужно распечатывать большое количество картинок.
Надеюсь, эти нехитрые приемы помогут вам разнообразить приемы обучения и повысить заинтересованность ваших маленьких клиентов процессом обучения.
Как помочь ребенку заговорить? Практические советы родителям
Речь формируется до 5 лет. В этом возрасте ребенок должен разговаривать, почти как взрослый.
Как родителям помочь малышу заговорить? Как понять, что есть задержка речевого развития? Что делать в этом случае? И бывает ли поздно что-то предпринимать? Спросили логопеда и многодетную маму Дарью Сенькову.
логопед, специальный психолог, автор блога @senkova.daria
Что нужно ребенку для развития речи?
Чтобы речь появилась, обязательно необходим фундамент:
Кроме того, у ребенка должна быть потребность учиться говорить и совершенствовать средства общения.
Для этого необходимы:
Что могут сделать родители для запуска речи у ребенка?
Как распознать задержку речевого развития?
За речью ребенка нужно следить в любом возрасте, даже когда этой речи как таковой еще нет.
При нормальном речевом развитии до появления словесной, звучащей речи ребенок уже «разговаривает» со взрослым с помощью жестов, взглядов, криков, звуков. Так он усваивает структуру диалога – «скелет» общения, который потом обрастает речью. Если этот этап не пройден, дальнейшее развитие речи нарушается.
Нужно обращать внимание на отклонения от нормы.
В 3–6 месяцев ребенок обычно пробует артикуляционный аппарат в действии и произносит много звуков. Малыш гулит, кряхтит, поет, прислушивается, реагирует на голос, интонацию, узнает знакомые голоса.
В 6–9 месяцев – лепет: слоги и цепочки слогов; пытается повторять услышанные звукосочетания и только ситуативно связывает их с предметами или действиями.
В 10–12 месяцев – длинные цепочки слогов сворачиваются в первые слова, которые могут выражать целую мысль или ситуацию. Ребенок понимает названия знакомых предметов, выполняет простую инструкцию, например, «дай мяч!». В год ребенок должен знать свое имя, легко вступать в коммуникацию и взаимодействие с родителями и детьми на площадке.
В 12–18 месяцев – количество простых слов растет, ребенок соотносит слова с конкретными предметами или действиями, находит их на картинках.
В 2 года ребенок понимает двухступенчатую инструкцию «сходи… и принеси…», говорит простую фразу из 2 слов, начинает формироваться грамматика.
Речь – это функция мозга, а мозговые структуры созревают в определенные сроки. До 2 лет активизируются те участки мозга, которые отвечают за понимание и воспроизведение речи.
Если у ребенка в 2 года нет фразовой речи, возможно, у него дисфункция речевых зон мозга или более серьезная причина задержки развития.
Что делать, если ребенок не говорит в 2 года?
Можно начать с осмотра специалистов:
Сурдолога нужно посетить для проведения аудиологического скрининга новорожденному, то есть исследования слуха.
Развитие у ребенка способности понимать речь и говорить, развитие мышления основано на его возможности слышать речь окружающих людей. Даже небольшое снижение слуха у ребенка приводит к трудностям восприятия речи, нарушению формирования слуховых и речевых центров мозга.
Эти процессы особенно интенсивны в первые 2 года жизни, поэтому всем новорожденным показана оценка слуховой функции.
Чем раньше будет выявлено снижение слуха, тем больше возможности для восполнения «недостающих» звуков, звукоподражаний, слов, а также легче привыкание малыша к слуховым аппаратам.
При грамотном слухопротезировании до 1 года и занятиям с сурдопедагогом к 5-летнему возрасту слабослышащий ребенок не отстает в развитии от сверстников без нарушения слуха.
К неврологу при нарушении речи можно и нужно обратиться, если ребенок:
Желательно проверять ребенка у нескольких врачей-неврологов.
Редко, но иногда нужен генетик – для исключения генетических болезней, которые вызывают задержку речевого развития, а также для проверки обмена веществ.
Психиатр нужен, если, кроме проблем с задержкой речи, у ребенка наблюдаются:
Психолога следует посетить, если наряду с отсутствием речи есть и другие особенности поведения у ребенка:
Психолог может помочь оценить общее развитие ребенка. С ним в некоторых случаях надо начинать занятия перед тем, как посещать логопеда.
Логопед – это специалист, который может не только выявить задержку в развитии речи, но и с раннего возраста проводить сенсорные занятия, направленные на запуск речи.
Когда поздно что-то предпринимать?
Если до 6-летнего возраста ребенка родители бездействовали, последствия уже невозможно компенсировать, поскольку пластичность мозга наиболее активна именно до 6–7 лет.
Если вы подозреваете, что ваш ребенок на его возрастном этапе в чем-то отстает, важно как можно скорее обратиться за консультацией к специалистам.
Помните, что речь – существенный механизм в формировании интеллекта, коммуникативных навыков, а развитие ребенка до 3-х лет во многом определяет его будущую жизнь.
Как мотивировать ребенка на речь
Есть такая гипотеза: современные дети «слишком умные» – понимают, что у них не получается так, как у взрослых, и копят пассивный словарный запас.
Нужны занятия с логопедом?
Норма или нет?
Ребенок в год должен говорить 1-10 слов и знать в пассиве 30-60 слов. Это сведения Фонда данных детской речи РГПУ им. А. И. Герцена, им можно доверять. Если ребенок им не соответствует – этоповод для беспокойства.
Но я рекомендую обращать внимание не столько на активный словарь, а на то, понимает ли ребенок обращенную речь, реагирует ли на простые речевые инструкции. Например, «принеси бутылочку» – идет туда, где обычно стоит бутылочка, «идем мыть ручки» – идет в ванную комнату, имитирует мытье рук. В год ребенок должен знать свое имя, легко вступать в коммуникацию и взаимодействие с родителями и детьми на площадке.
Бывает так, что до трех лет ребенок молчит, а потом – как заговорит. Это дети-накопители: всё понимают, общаются жестами, но говорят мало. Всё-таки, думаю, не совсем молчат, несколько слов говорят.
Есть такая гипотеза: современные дети «слишком умные» – понимают, что у них не получается так, как у взрослых, и копят пассивный словарный запас. Но, в любом случае, это повод обратиться к логопеду. Хотя каждую историю развития речи нужно рассматривать индивидуально, у каждого ребенка свой темп развития, но онтогенез один на всех.
Допустим, ребенок начал говорить после трех лет, это не значит, что не будет никаких потерь. Иными словами, если бы всё было вовремя, то уровень развития ребенка был бы выше. У таких детей обычно отмечаются задержки речевого и, возможно, психоречевого развития. А если речь начинает развиваться как бы вдруг и интенсивно, то такая стремительность часто сопровождается заиканием.
Когда бить тревогу и пить ли лекарства?
Отметим так называемые «реперные точки»:
К началу обучения в школе речь ребенка в норме сформирована полностью и развита настолько, что переходит на уровень формирования чтения и письма, а с конца второго класса – на уровень формирования письменной речи.
Всем специалистам, которые занимаются детской речью, хорошо знакома схема системного развития нормальной детской речи логопеда Н.С. Жуковой, составленная по сборнику научных трудов известного советского лингвиста А.Н. Гвоздева «Вопросы изучения детской речи» (1961), где описан лонгитюд детской речи его сына. Эта подробная и качественная схема описания детской речи до сих пор самая популярная. Но, так как сферой научных интересов Гвоздева были фонетика и морфология, то ученый не фиксировал понимание речи ребенком, и подробные системные записи лексикона начинаются только с 1 года 8 месяцев.
2,6 – это возраст, когда уже можно поставить функциональную задержку речевого развития. В этом возрасте нормотипичные дети говорят длинными, распространенными предложениями. Если этого нет, моя рекомендация – показать ребенка хорошему логопеду, потому что уже сейчас явная задержка речи.
Внимание родителей к детскому лепету и развитие речи ребенка
Если врачи сочтут, что проблем с развитием ребенка нет, вы можете сами предпринять некоторые меры по стимуляции речи ребенка. Все, что я опишу ниже, интуитивно делает каждая мама, но эти рекомендации помогут вам действовать более целенаправленно.
Примечание: После полугода у ребенка начинает развиваться понимание речи окружающих (импрессивная речь). Эта сторона развития речи, тесно связанная с мышлением, игрой, предметной деятельностью и социализацией ребенка, вместе с активной/экспрессивной речью обслуживает общение ребенка с окружающими. А это значит, что развивать речь нужно в процессе общения и совместной игры ребенка и взрослого.
13 способов научить ребенка говорить в 1,5, 2-3 года
Занятия по формированию связной речи у ребенка не стоит откладывать на потом. В 1,5-2 года следует активно заниматься с малышом, чтобы расширить его словарный запас и развить его речь. Предлагаем вам 13 способов запуска и развития речи ребенка.
Нельзя строго выделить время начала формирования навыка разговорной речи у детей. Кто-то начинает говорить раньше, кто-то позже. Однако крайне важно стимулировать у ребенка это умение.
Учить ребенка разговаривают родители начинают с самого рождения, постоянно общаясь с ним, показывая и называя окружающие предметы. Понемногу малыш начинает произносить знакомые слова, расширяя свой словарный запас. Если к 2 годам речевой лексикон у малыша не расширяется или он вообще пока еще не заговорил, не стоит уповать на время и ждать, когда все образуется само собой. Регулярные занятия с ребенком принесут результат. Применяйте различные способы «разговорить» малыша.
Не уставайте разговаривать с ребенком. Это основной залог развития связной речи. Занимайтесь регулярно и в ближайшее время вы увидите результат. Если же речевое развитие ребенка внушает вам опасение или никакие занятия не стимулируют его к разговору, лучше обратиться за советом к профессионалу.
Что означает плач ребенка?
Сейчас малютка запрограммирован на подзарядку. Он всецело поглощает ваше внимание и любовь. Маме приходится нелегко. И дело не только в ежедневной рутине и ночных бдениях возле кроватки малыша. Мамочка и сама нуждается в общении и релаксе. Организуйте жизнь так, чтобы это получалось.
Стимуляция гуления
Стимуляция лепета
Учеными установлено, что в головном мозге нервные центры, отвечающие за движения пальцев и рук, находятся в непосредственной близости с зонами мозга, отвечающими за развитие речи. Поэтому просто необходимо способствовать активным действиям пальчиков и рук малыша. Замечательные помощники в этом деле – пальчиковые игры.
Помимо веселых стишков, очень полезно между делом разучивать вместе с малышом простые жесты, например:
Дыхательные игровые упражнения, направленные на тренировку речевого выдоха
Одно из самых первых и очень полезных артикуляционных упражнений, с которым сможет справиться годовалый малыш – это дутье. Итак, на чем можно осваивать навык дутья:
Колесо лопнуло. Сначала сцепляем руки кругом перед собой, изображая колесо. Затем на выдохе начинаем медленно скрещивать руки (так чтобы правая рука легла на левое плечо и наоборот) и произносить «ш-ш-ш» — колесо сдувается.
Артикуляционные упражнения
Артикуляционные упражнения можно практиковать примерно с 1,5 лет, что-то, возможно, будет получаться и раньше:
Звукоподражание с повторами — полезно делать в разных темпах:
Как машина гудит? Би-би-би!
Как коровка мычит? Му-му-му!
Как барабанчик стучит? Та-та-та!
Как мама песенку поет? Ля-ля-ля!
Как курочка зерно клюет? Клю-клю-клю!
Как дудочка дудит? Ду-ду-ду!
Игры для развития речи
Можно лепить из пластилина, играть с крупами, пуговицами и камешками, рисовать пальцами. Можно сопровождать эти занятия стишками, в которых малыш должен помогать маме. Это известные всем «гуси-гуси», мишка косолапый и короткие стишки, потешки.
Многим детям нравятся детские песенки, которые они с удовольствием пытаются повторять. Ставьте ребенку песенки пойти с ним вместе. После таких регулярных занятий речь начнет активно развиваться, вам останется только помогать крохе в ее освоении.
Сюжетно-ролевые игры
Сюжетно-ролевая игра – очень благодатная среда для развития речи. Во время игры у ребенка возникает естественная потребность что-то сказать: нужно как-то называть основных персонажей игры и их действия, выражать свои мысли и чувства.
Просмотр карточек Домана или другого материала, расширяющего кругозор ребенка
Я очень люблю методику Домана – не ту, в которой родители гонятся за результатом и кроме карточек ребенок больше ничего не видит, а ту ее версию, когда родители без фанатизма демонстрируют ребенку действительно интересную информацию. При таком подходе ребенок любит карточки и смотрит их с удовольствием. А еще он стремится повторять слова, услышанные во время просмотра!
Развиваем внимание
Игры, развивающие внимание и фонематическое восприятие (умение различать звуки). Например, «На чём зайка играл». Покажите ребёнку зайку, какие-нибудь музыкальные инструменты (свисток, колокольчик, дудочку, барабан и др.), как они играют.
Потом прикройте зайца ширмой или завяжите ребёнку глаза и сыграйте на каком-нибудь инструменте. Малыш должен отгадать, на чём зайка играет. Даже если ребёнок не говорит — покажет музыкальный инструмент, что-то изобразит звукоподражанием: «динь-динь» или «бум-бум».
Можно поиграть в игру «Что звучит?». Возьмите различные предметы: бумагу, карандаш, ножницы, молоток и др. Также сначала покажите, как что звучит, потом закройте ширмой, и пусть ребёнок угадывает. Это развивает наблюдательность, заинтересованность. А ещё сложнее — возьмите баночки с разной крупой: гречкой, рисом, манкой и т.д. Если, конечно, ребёнок знает, что это такое. По опыту знаю, манку отгадать очень сложно. Дети, у которых понижен слух, манку практически не слышат.
Театрализованные игры: «Кто как кричит?», «Кто в домике живёт?». Сначала мы изображаем животного, например кричим «ку-ка-ре-ку», потом малыш повторяет. Тут же можно запоминать уже глагольные формы двух-трёх животных. Например: «Как кричит собака? Гав-гав. Значит собака что делает? Гавкает», «Как кричит лягушка? Ква-ква. Что лягушка делает? Квакает».
Потихонечку глагольные формы входят в речь малыша. Так постепенно он научится от одного слова-звукоподражания образовывать глагол, а это очень важно.
Потому что, если в младшей группе малыш не запомнит простых глаголов, то в средней и старшей не запомнит сложных: мышка пищит, корова мычит, кошка мяукает и т.д. Часто даже в подготовительной группе дети выдают, что корова мумукает, мышка пипикает.
Если много народу, можно поиграть в «Отгадай по голосу». Ребёнок закрывает глаза, кто-то из детей кричит: «Ау!» И малыш должен угадать, кто это. Иногда мы так играем даже с детьми старшего возраста на праздниках. Дети зовут своих мам, говоря просто: «Мамочка!» И каждая мама должна узнать голос своего ребёнка. Кстати, ни одна мама ещё не обманулась. Точно так же можно взять игрушки, кукол, которые издают разные звуки, и отгадывать, какая игрушка поиграла.
Учимся слушать
Как правило, современные дети не умеют слушать. Научить их этому помогут аудиозаписи со звуками природы, детскими стихами и сказками. Их нужно обязательно детям включать и потом, чтобы убедиться, внимательно ли он слушал, задавать вопросы типа: «Кто главный герой?», «Про что стихотворение?», «Почему так случилось в этом произведении?», «Что ты слышал, шелест листвы или журчание воды?».
Это развивает внимание, память и мышление. Это очень важно. Ведь когда мы читаем, то показываем ребёнку книгу, и всё внимание у него на картинки. Работает зрительное восприятие, а слуховое в этот момент отключается. Малыш запоминает, что нарисовано на картинке, а картинки не всегда соответствуют тому, о чём говорится.
Необходимо приучать ребёнка слушать речь окружающих, сравнивать свою речь с речью взрослых, контролировать свою речь. Поэтому взрослые члены семьи должны правильно проговаривать все слова и ни в коем случае не сюсюкать с детьми. Дети тоже начинают сюсюкать и мягко проговаривать согласные. Даже если ваш ребёнок действительно смягчает согласные звуки — говорите с ним как со взрослым, не сюсюкая.
Еще несколько советов
Дети учатся путем подражания. И в развитии речи подражание играет важную роль. Поэтому будьте хорошим образцом для вашего ребенка. Убедитесь, что вы говорите все слова четко и малыш видит Вашу артикуляцию. Тогда Ваш ребенок может лучше всё понять и быстрее заговорить.
Маленький ребенок не в состоянии понять и запомнить длинные и сложные предложения. Поэтому желательно использовать простые термины и короткие фразы (но без «сюсюкания»). Например, давайте малышу простые указания и задавайте простые вопросы, такие как «возьми мишку», «принеси куклу», «где кубик?»
Чем проще будут Ваши слова и фразы, тем быстрее ребёнок начнёт подражать Вам!
Как ребенок может начать говорить, если он слышит от Вас речь, из которой невозможно выделить что-то конкретное? Когда ваш ребенок сталкивается с быстрым потоком слов, он слышит, но не понимает их.
«Сейчас мы наденем ботиночки, куртку, шапку и пойдём гулять». «Я достану тарелку, ложку, и мы будем есть суп».
Рассказывайте обо всём, что Вы делаете постоянно, даже во время приготовления пищи или уборки! Но не говорите слишком много. Существует риск того, что малыш привыкнет вообще «отключаться», чтобы не слышать бесконечного потока слов.
Не говорите и слишком мало! Вы добьетесь успеха, если установите равновесие, поймёте, когда надо говорить, а когда надо слушать. Правильный баланс в этом очень важен!
Одним из последствий чтения для детей младшего возраста является более быстрое развитие речи. Читайте ребенку не менее 10 минут каждый день, даже больше, если это возможно. Выбирайте книги с короткими текстами и яркими картинками. Задавайте вопросы по прочитанному. Радуйтесь, если ребёнок приносит Вам книжку, и старайтесь сразу почитать ему пару страниц, чтобы поддержать его интерес к литературе.
Не раздражайтесь, если ребёнок просит читать ему одно и то же. Правило повторения — главное в речевом развитии. Когда он слышит одни те же слова и объяснения, они быстрее войдут в его словарный запас.
Не используйте телевизор в качестве няни или как метод успокоения ребенка. Вы можете быть очарованы тем, как ваш малыш танцует при показе какой-то рекламы. Но впоследствии обнаружиться, что за короткое время ребёнок и Вы стали зависимы от телевизора.
Замените телевизор разговорами, интересными играми и компанией других детей. Именно это будет стимулировать речь Вашего малыша.
Замечено, что многие дети с недостатками речевого развития очень неуклюжи. Чтобы быстрее развить речь малыша, больше гуляйте, но не возите его в коляске, а ходите, бегайте с ним, лазайте по лесенкам, играйте в мяч и т. п.
Разве это не должно быть очевидным? Обеспечьте своему малышу спокойную, размеренную обстановку, здоровое питание, достаточный сон, много гуляйте на свежем воздухе. Позволяйте малышу играть с другими детьми.
Будьте сами собой, а не лихорадочно нетерпеливыми в отношениях с Вашим ребенком. Оставайтесь спокойными и уравновешенными.