исторические традиции и ритуалы овд
Вопрос № 2. Символы, традиции и ритуалы органов внутренних дел.
В многообразной жизнедеятельности органов внутренних дел заметную роль играют действия и предметы во многом условного, обобщенного характера. Среди них центральное место, бесспорно, занимают традиции, ритуалы и символы. Несмотря на их, как правило, условный характер, они способствуют воспитанию личного состава, мобилизуют сотрудников на добросовестное выполнение служебного долга, побуждают дорожить честью солдата правопорядка, повышают личное достоинство каждого сотрудника, укрепляют служебную дисциплину.
Важнейшими символами современного государства являются Государственный флаг, Государственный гимн, Государственный герб, которые в цвете, форме и звуках отражают национальные традиции и культуру народа, его историю и современную жизнь страны.
Помимо государственных символов, в различных государственных структурах и ведомствах существуют свои знаки, среди которых первое место традиционно занимают знамена, которые от имени Президента Российской Федерации вручаются министерствам, ГУВД, УВД, УВДТ, ОВД, воинским частям и соединениям, учебным заведениям, научным учреждениям и другим, кому после их формирования по статусу положено иметь этот символ.
У всех народов и во все времена знамя как символ чести, доблести и славы пользовалось особым почетом, уважением и заботой. В боевых условиях знамя всегда находилось в боевых порядках и его оберегали «как зеницу ока». При утрате знамени командир части (соединения) и непосредственные виновники подлежали суду военного трибунала, а часть (соединение) расформировывалась.
В системе МВД роль символов выполняют также государственные и ведомственные награды, погоны, шевроны, служебные знаки, отражающие ведомственную, профессиональную и территориальную принадлежность сотрудников.
Среди добрых традиций, передаваемых из поколения в поколение: заботливое отношение к молодым сотрудникам и уважительное отношение к ветеранам; коллективизм и товарищество; верность Присяге и служебному долгу; любовь к Родине; гуманное отношение к гражданам; сохранение служебной тайны; забота о семьях сотрудников, погибших при исполнении служебного долга; чествование отличившихся и юбиляров. Традиционный характер в системе МВД носит бережное отношение к табельному оружию, удостоверению личности, служебной технике, иному имуществу и многое другое, укрепляющее моральный дух личного состава, способствующее успешному решению служебных задач, повышающее авторитет ОВД среди населения.
Славной традицией органов внутренних дел является приведение молодых сотрудников к Присяге, когда в торжественной обстановке перед лицом своих товарищей каждый вступающий в ряды солдат правопорядка дает клятву верой и правдой служить Отечеству, закону, своему народу. Принятие Присяги относится к тем редчайшим событиям, которые совершаются единожды и, как правило, определяют судьбу человека на всю его жизнь.
Присяга побуждает каждого сотрудника строго соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации, уважать и соблюдать права и свободы граждан, добросовестно выполнять приказы начальников и свои служебные обязанности, стойко переносить служебные трудности, быть честным, мужественным, бдительным, хранить государственную и служебную тайну, выполнять свой долг, не щадя жизни.
Ритуал принятия Присяги требует серьезной подготовки как присягающих, так и организаторов торжества. Она включает выбор дня, времени и места приведения к Присяге, определение состава участников, красочное оформление места торжества, музыкальное обеспечение, видео-фотосъемку, возможность использования Знамени, подготовку бланков с текстом Присяги и списков принимающих Присягу и т.д.
Подготовка лиц, принимающих Присягу, включает морально-психологическую подготовку, обеспечение безупречного внешнего вида, строевую выучку, изучение текста Присяги, отработку процедуры принятия Присяги. Торжество надолго останется в памяти присягающих, если оно приурочено к какой-либо знаменательной дате в истории государства, Министерства, конкретного УВД (ОВД); проводится у памятного мемориала; сопровождается выносом знамени и исполнением Государственного гимна страны. Большой воспитательной эффект дает участие в приведении к Присяге родителей и других родственников молодых сотрудников, ветеранов органов внутренних дел, почетных гостей, руководителей министерства внутренних дел, территориальных органов.
Приведение сотрудников к Присяге – важный ритуал, но не единственный. В органах внутренних дел существует множество ритуалов: вручение Знамени; посвещение в сотрудники; отдание почестей сотрудникам, погибшим при исполнении служебного долга; вручение наград; отдание воинских приветствий; проведение строевых смотров; вручение табельного оружия; проводы личного состава в «горячие точки» и встречи сотрудников после выполнение там задания; развод и смена суточного наряда; проводы на пенсию (в отставку); ритуал отдания почестей при погребении и др.
Большинство ритуалов имеют общезначимый характер, применяются во всех органах внутренних дел, а некоторые имеют локальное проявление, определяются местными особенностями и традициями. Общезначимые ритуалы, как правило, строго регламентируются уставами Вооруженных Сил РФ (Строевым, Внутренней службы, Гарнизонной и караульной службы), приказами и инструкциями МВД России.
Ритуал органов внутренних дел – это относительно устойчивый и традиционно или законодательно закрепленный порядок обрядовых действий символического характера с целью морально-психологического и эстетического воздействия на сотрудников. Эффективность служебного ритуала заключается, как правило, в его торжественности и непосредственном воздействии на чувства сотрудника словом, жестом, музыкой, цветовой гаммой, составом участников церемониала, целевой установкой. В основе служебных ритуалов лежат верность Присяге и служебному долгу, патриотизм, коллективизм, преданность избранной профессии, честь солдата правопорядка.
Достоинство ритуалов – в их многофункциональности. Среди основных функций ритуала: побудительная, мобилизующая, воспитательная, регулятивная. Кроме того, ритуалы выступают как средство закрепления, сохранения, передовых традиций и положительного опыта, укрепления служебной дисциплины и стимулирования поведения и деятельности личного состава. Каждая из функций ритуала имеет свои средства ее осуществления. Так, например, регулятивная функция ритуала проявляется в отдании воинских приветствий, обеспечивается специальными званиями и знаками различия сотрудников, происходит при проведении разводов на службу (учебу) и строевых смотров и т.д. В побудительной функции ритуала (суть которой заключается в стремлении личного состава действовать в интересах своего народа в строгом соответствии с законом, служебными обязанностями и своей совестью) решающую роль играет слово. В этой связи исключительно важно, кто скажет это слово, как скажет, какой смысл несет данное слово. От этого зависит, как глубоко и надолго это слово останется в сознании сотрудника, определяя его поведение и деятельность.
Если побудительная функция ритуала носит долговременный, относительно устойчивый характер, то мобилизующая функция связана с выполнением конкретной задачи, ограниченной определенным временем. Средством мобилизующей функции ритуала выступает, в частности, дисциплинарная практика, умелое использование мер поощрения и взыскания. Данная функция будет успешной при определенных условиях. Во-первых, меры дисциплинарного воздействия должны строго соответствовать степени отличия (вины) сотрудника. Во–вторых, дисциплинарное воздействие должно быть крайне своевременным.
В-третьих, меры дисциплинарного воздействия должны быть понятны служебному коллективу и одобрены им.
Воспитательная функция служебного ритуала осуществляется путем воздействия на эмоционально-чувственную сферу сотрудника различных средств. При этом, чем больше средств воздействия включено в тот или иной ритуал, тем выше воспитательный эффект. Среди средств – штатное Знамя и флаги расцвечивания; Государственный гимн, особенно сопровождаемый пением личного состава; митинг участников ритуала; присутствие на торжестве почетных гостей и родственников; прохождение подразделений под оркестр торжественным маршем; принятие обращений к личному составу ОВД (УВД) и др.
Вывод: Таким образом, символы, традиции и ритуалы играют исключительно важную роль в жизнедеятельности органов внутренних дел, побуждая личный состав честно и добросовестно выполнять служебный долг, дорожить честью полицейского, гордиться принадлежностью к солдатам правопорядка, быть верным своему народу и словам Присяги.
III. Заключительная часть
1. Ответы на вопросы слушателей.
2. Закрепление темы, вопросы для самоконтроля:
2.1. Первые государственные учреждения российского государства, выполняющие полицейские функции.
2.2. Советская милиция: формирование и развитие.
2.3. Реформирование органов внутренних дел Российской Федерации и создание современной российской полиции.
3. Подведение итогов занятия.
4. Задание на самоподготовку: изучить конспект урока и рекомендованную литературу (глава 3 стр. 79-88 учебника «Профессиональное обучение сотрудников ОВД по должности полицейский», МВД-2014г.).
подполковник полиции С.В. Беляева
«_____» _____________ 20____ г.
Начальник цикла-преподаватель ЮиСД ЦПП
УМВД России по Вологодской области
подполковник полиции М.А. Таничев
План-конспект рассмотрен на заседании цикла «Юридических и специальных дисциплин» «_____»_________ 20__ г., протокол № _______
к план-конспекту по теме «История органов внутренних дел. Символы, традиции и ритуалы органов внутренних дел»
проведения занятий по дисциплине «Нравственно-этические основы службы в органах внутренних дел. Служебный этикет»
ЛИТЕРАТУРА
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (ред. от 30.12.2008) // СЗ РФ. 2009. № 4. Ст. 445.
2. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ (ред. от 05.04.2013)
«О полиции» // СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900.
3. Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих
(одобрен решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г. (протокол № 21)) // Официальные документы в образовании. 2011. № 36 (декабрь).
1. Честь и долг сотрудника органов внутренних дел: Учебное пособие / Под общ. ред. проф. В. Я. Кикотя. – М.: ЦОКР МВД России, 2009.
3. Организация воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел. – М.: ДГСК МВД России, 2012.
8. Полиция Российской империи / А. В. Борисов, М. В. Кожемякин, А. А. Алькинская. – М.: Студия писателей МВД России, 2012.
9. Советская милиция. – М.: Студия писателей МВД России, 2014.
1. Воспитательная работа с личным составом в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации: Учебник / Под ред. проф. В.Я. Кикотя. – М.: ЦОКР МВД России, 2009.
2. История российской полиции в очерках и воспоминаниях. – М.: Студия писателей МВД России, 2011.
3. Кавалеры мужества: Сборник документальных очерков. – М.: Студия писателей МВД России, 2012.
4. Навечно в строю МВД: Сборник документальных очерков. В 5-ти т. – М.: МВД России, 2005–2011.
5. Солдаты правопорядка. Летопись подвига в бронзе и граните: Памятный альбом. – М.: МВД России, 2005.
Возникновение традиций МВД неразрывно связано с историей России, российского государства, права, с процессом становления и развития российской политической и правовой, а также правоохранительной системы.
Зарождение российских полицейских традиций связано, во-первых, с полицейскими традициями западноевропейских стран, особенно, Италии, Франции, Германии, и, во-вторых, что более существенно, с разложением первобытнообщинных отношений, становлением и укреплением государства. Полицейские и милицейские традиции России неотделимы от традиций коллективного общинного труда, от борьбы народов России за свое социальное освобождение, за независимость и укрепление национального единства.
Представляется, что именно указанные объективные социальные факторы являются отправными при исследовании российских полицейских и милицейских традиций, история которых, безусловно, впитала и впитывает в себя весь уклад общественной жизни, трагизм и противоречия российской политической истории, многонациональный дух народов, населяющих Россию в разные времена и эпохи.
В истории развития традиций правоохранительных органов России выделяют четыре этапа. Основными критериями классификации этих этапов следует принять конкретно-исторические общественно-экономические формации, типы способов производства, характер и формы производственных отношений, исторические типы и формы общественного сознания, социальной психологии и идеологии, характерных для России на протяжении ее истории. С учетом указанных критериев можно выделить следующие основные этапы:
Рассмотрение истории традиций МВД в представленных этапах идет в ногу с развитием самой системы МВД. Таким образом, мы рассматриваем традиции правоохранительных органов в целом, учитывая то, что одни из них возникали раньше, другие – позже, какие-то традиции видоизменялись, изживали себя и отходили в прошлое, какие-то – остались неизменными по сей день.
К началу XVIII века полицейская деятельность постепенно сосредоточивается в руках правительственной власти. Тогда же впервые появляется заимствованный Петром I как и многое другое из Европы термин «полиция». В 1711 году Сенат издает указ «О беспрепятственном розыске, преследовании сыщиками воров, разбойников и их сообщников». Однако сыщики в то время почти не использовали негласные методы раскрытия преступлений. Они вели дознание путем опроса свидетелей, использования слухов, вещественных доказательств.
Что же касается нашего города, то формирование столичной полиции в нём началось в 1715 году с момента учреждения в Санкт-Петербурге Полицейской канцелярии, которая комплектовалась за счёт офицеров, унтер-офицеров и солдат армейских частей, расквартированных в столице. Им были сохранены форменная одежда, звания и денежное содержание по штатам воинских подразделений. Полицейское управление Северной столицы состояло из Главной полицейской канцелярии и полицейской команды численностью 41 человек (5 офицеров b 36 нижних чинов).
Возлагая на А.Э. Девиера исполнение полицейских функций, Пётр I дал ему собственноручно разработанную инструкцию, состоящую из 13 пунктов. 27 мая 1718 года государь послал Сенату указ: «Господа Сенат. Определили мы для лутших порядков в сём городе дело генерала-полицмейстера нашему генерал-адьютанту Девиеру и дали пункты как ему врученное дело управлять. ». 4 июня 1718 года Сенат передал генерал-полицмейстеру все указы, вытекающие из государевых пунктов, которые обеспечивали оперативное управление городским хозяйством. Это были обязанности, связанные со строительством столицы и противопожарной безопасностью, с поддержанием чистоты и порядка на улицах города, организацией торговли, общественного порядка н безопасности граждан.
Царский указ предписывал жителям города нести дежурство. Уже в 1721 году у домов и на улицах выставлялось 1200 караульщиков, фактически ведавших всей охраной порядка в округе. Свое дежурство они несли в специально установленных будках. Организацией караулов и составлением списков дежурств занимались выбранные из жителей сотские, пятидесятские, десятские. Караульная повинность была тяжелой и малоэффективной. Ну действительно, как мог городской обыватель заменить собой государева «человека с ружьем»!
Это прекрасно понимал Антон Эммануилович Девиер, в том же 1721 году, обратившийся в Сенат с просьбой заменить караульную повинность денежным сбором с населения, чтобы на полученные от сбора суммы нанять постоянных караульщиков. Но Сенат отверг предложения полицмейстера.
В итоге получилось, что охраной порядка никто не занимался. В холодную или ненастную погоду караульщики просто оставляли будки и уходили спать в дома. А преступные шайки в городе чувствовали себя вольготно, орудуя в основном на его окраинах. Мало того, и многие караульщики оказались втянутыми в уголовную среду, и, забегая вперед, скажем, что в 1728 году будки были уничтожены, так как сами сделались притонами грабителей.
Что же касается существовавших у входа в город застав, то для воров и лихих людей они никогда не были помехой. По свидетельству современников, если на вопрос: «Кто ты? Что несешь?» вор отвечал: «Водку!», он мог быть уверен, что его пропустят.
Конечно, генерал-полицмейстер об этом знал. Но ничего поделать или не мог, или не хотел. Ибо спрашивал с него государь совершенно за другие упущения. Причем царский гнев Девиеру доводилось испытать на собственной шкуре.
В 1718 году Антон Эммануилович как начальник полиции сопровождал царя в одной из его инспекционных поездок по городу. Один из мостов, которыми Петр избороздил город для переправы многочисленных пушек, оказался испорченным, и экипаж царя остановился.
При последовавших за Петром Великим правителях борьбе с уголовниками в России также не уделялось должного внимания. Даже в жестокие времена «слова и дела» Анны Иоанновны, когда любая нелояльность, любой намек на инакомыслие приводили, как правило, на плаху, на уголовную преступность власть смотрела сквозь пальцы. В итоге в 1735 году одна из вооруженных шаек, занимавшаяся грабежами в Петербурге и располагавшаяся за городом, смогла продержаться довольно долго. В апреле против нее выслали отряд пехоты, но разбойники дали войску самое настоящее сражение, разбили отряд и обратили солдат в бегство.
Шайка и далее продолжала заниматься грабежами и насилиями. В деревне Ушаково, убив управляющего Нарышкина, она заказала обедню и пожертвовала священнику три рубля на колокол для церкви. И только в 1739 году главаря шайки, назвавшегося князем Ликутьевым, поймали и
казнили. А что же власти? Первопричину преступности они видели в. пьянстве. Вот цитата из именного указа всесильного тогда временщика Бирона, датированного 1740 годом: «А оное воровство и пожары чинятся не от чего иного как от пьянства». И всю борьбу с преступностью светлейший герцог свел к тому, что назначено было время, когда торговать и запирать кабаки. Читаем дальше: «поутру с 9-го часу до пополудни 7-го часа».
Последняя четверть XVIII века характеризовалась нарастающими социально-экономическими и политическими противоречиями, усилением эксплуатации крестьян и, наконец, восстанием под предводительством Емельяна Пугачёва. Всё это ускорило проведение губернской реформы 1775 года, в ходе которой коренным образом было реорганизовано местное управление, созданы сословные суды, сельская регулярная полиция, заложена основа в создании новой системы регулярной полиции в городах.
Продумывая концепцию реформирования полиции, Екатерина II рассматривает её как орган по поддержанию общественного порядка и безопасности («благочиния»), т.е. как орган городского управления. В Большом Наказе от 14 декабря 1766 года в дополнении к нему были чётко разграничены компетенции судебных и полицейских органов. На полицию возлагались предупреждение и выявление уже совершённых преступлений, проведение дознания по ним и передача преступников в суд. Из её ведения изымались общеадминистративные и финансовые вопросы.
8 апреля 1782 года Екатерина II подписывает «Устав благочиния, или Полицейский», один из самых замечательных памятников не только русского законодательства, но и всей истории административного права XVIII века, положивший начало второму периоду в истории Санкт-Петербургской полиции.
По этому документу полицейское управление столицы поручается Управе благочиния (Полицейской), состоящей из обер-полицмейстера (должность генерал-полицмейстера упразднялась), полицмейстера, приставов гражданских и уголовных дел. Генерал и обер-полицмейстеры были составной частью придворной элиты и имели право непосредственного доклада императрице. Так, генерал-полицмейстеру генерал-поручику Н.М.Чичерину был выделен земельный участок на углу Невского проспекта и набережной реки Мойки, где он построил собственный дом, до настоящего времени известный под названием «полицейский» (Невский проспект, 15), отсюда и мост, соединяющий правый и левый берега Мойки, получил название Полицейский.
Разделение столицы на пять полицейских частей: Адмиралтейской, Васильевской, Петербургской, Литейной и Московской, произведённое в 1737 году, оставалось неизменным. Полицейская часть (от 200 до 700 дворов) возглавлялась частным приставом, ему подчинялись квартальные надзиратели, квартальные поручики и полицейская (градская) стража. Этими силами обеспечивались благочиние, добронравие и порядок.
Важное место стала занимать традиция профессионализма, означавшая устойчивую тенденцию к повышению уровня профессионального мастерства и качества подготовки кадров полиции.
Предложенная периодизация охватывает становление и развитие системы правоохранительных органов в общечеловеческом масштабе, зарождение их традиций и указывает на неразрывную связь развития этой системы с развитием социума, становлением государственности и зарождением права.
Необходимо, однако, учитывать и то, что каждое конкретное государство имеет свою историю, отражающую и возникновение и развитие правоохранительных органов и их традиций именно этого государства. Так возникновение и развитие собственно российской государственности, российского права и российских государственно-национальных традиций МВД охватывает практически всю историю России, начиная с конца I века по настоящее время и представляет собой становление, развитие, заимствование и их видоизменение соответственно динамике исторического развития общественных отношений и структур.
Рассмотрим появление и развитие некоторых традиций милиции, существующих в настоящее время.
В самые тяжелые годы наша страна заботилась о том, чтобы красиво одеть сотрудников своей милиции. Особый смысл был заключён в правильном и аккуратном ношении униформы – «символе единой корпоративной принадлежности и важнейшем атрибуте избранной профессии». Причем эстетика милицейской формы является, можно сказать, традицией[8].
Князья как самые искусные воины личным примером обучали и воспитывали своих ратников, что стало одной из важнейших традиций для командного состава последующих поколений. В последствие эта традиция преемственности опыта старшего продолжалась и совершенствовалась. В настоящее время она представлена институтом наставничества, т.е. целенаправленной деятельности руководителей и наиболее опытных сотрудников органов, подразделений, учреждений системы МВД России по подготовке сотрудников к самостоятельному выполнению служебных обязанностей[9].
Человеческая сущность такова, что признание в любом его виде, в том числе и в виде награды, имеет большое значение в жизни каждого служащего. При этом немаловажно – кто награждает, кого награждают, за что. Награда – это всегда признание заслуг человека, его полезной деятельности, благородных поступков. Это знак отваги и мужества, проявленных в интересах государства и власти. Поэтому важное место в оценке героизма, подвигов воинов на полях сражений в признании заслуг имела традиция награждений.
Наградные медали являлись следующим видом отличия. Вес и размер медалей определялись служебным положением награждаемых. Все ордена имели форму крестов, их точные размеры статутами орденов регламентированы не были. Выдача орденов входила в обязанности специального органа Капитула российских императорских и царских орденов. Правила ношения орденов много раз изменялись.
Вторая половина XIX в. вносит разительный по сравнению с предыдущим периодом позитив в систему комплектования, особенно поощрения чинов полиции. В Советское время, помимо торжественного вручения наград появилась традиция занесения отличившихся сотрудников на доску почета. В настоящее время все эти традиции имеют место в органах внутренних дел. Ритуалы вручения наград сотрудникам играли и играют важную роль в их воспитании.
С особой силой патриотическое воспитание проявилось в годы Великой Отечественной войны, которые стали новым этапом в развитии традиций массового героизма воинов. Такой любви к Родине, духовной стойкости, героизма и мужества, которые проявили воины армии и флота, защищая свою страну в годы Великой Отечественной войны, история еще не знала.
Святое чувство патриотизма, любви к Родине, проявившееся в годы войны, стало источником многих морально-боевых качеств советских людей. Среди них: верность долгу и присяге, мужество и стойкость, героизм и мастерство, инициатива и самопожертвование. Свой вклад в победу милиция внесла, участвуя в общем деле в различных формах. В районе непосредственных боевых действий Красной армии из работников милиции создавались специальные подразделения, части и даже соединения. Наиболее яркие примеры имели место в боях за Киев, Сталинград, Ленинград, Ригу, Москву, Тулу и другие города. Из работников НКВД Молдавии, Украины, Ростовской области и Краснодарского края РСФСР была сформирована бригада, преобразованная в ноябре 1941 года в дивизию. Ею командовал капитан милиции П.А. Орлов. Это была единственная милицейская дивизия, действовавшая на фронтах Великой Отечественной войны. В последующем она осуществляла преимущественно охрану тыла действовавшей армии. Фашистские солдаты свидетельствовали, что бойцы «полицай-дивизии» дерутся «как черти», «стреляют до последнего патрона и в плен не сдаются»[13].
В Российской милиции в настоящее время идет определенный поиск возможностей для оживления старых традиций нравственного характера, связанных с православной религией.
Анализируя вышесказанное, мы видим, что традиции и ритуалы органов внутренних дел появились не в настоящее время, а являются результатом развития и становления полицейских органов на протяжении всей истории развития государства Российского.Возникновение традиций неразрывно связано с историей российского государства, права, с процессом становления и развития российской политической и правовой, а также правоохранительной системы.