и сейчас метеорологи опираются на некоторые народные приметы дающих довольно точный прогноз
И сейчас метеорологи опираются на некоторые народные приметы дающих довольно точный прогноз
Задание 7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
A) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Б) ошибка в построении предложения с однородными членами
B) неправильное построение предложения с косвенной речью
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Д) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
1) И. С. Тургенев писал, что «душа моя впитывает довольство и покой вольной деревенской жизни».
2) Создавая веб-сайт, это кажется многим сложным.
3) В усадьбе, которая до революции принадлежала сначала Ивану Тургеневу, а потом старинному роду Боткиных, состоялась встреча потомков прежних хозяев дома.
4) Египетский мост в Санкт-Петербурге известен благодаря не столько установленным на нём сфинксам, но и мистической истории, произошедшей в 1905 году.
5) Отдавая заказы западным самолётостроительным компаниям, руководители отрасли наносят серьёзный урон экономике России.
6) Администрация школы, прежде всего директор и завуч, особое внимание уделяли повышению профессионального мастерства педагогов.
7) Моцарт, работавший в различных областях музыкального искусства, особое внимание уделял опере.
8) И сейчас метеорологи в своих предсказаниях погоды опираются на некоторые народные приметы, дающих довольно точный прогноз.
9) Смысл, который люди вкладывают в различные понятия, меняется с изменением человека и общества.
Рассмотрим каждое из данных предложений и определим, допущены ли в них грамматические ошибки.
1) И. С. Тургенев писал, что «душа моя впитывает довольство и покой вольной деревенской жизни». Недопустимо смешивать прямую и косвенную речь. Ошибка в построении предложения с косвенной речью. (Ошибка В)
2) Создавая веб-сайт, это кажется многим сложным. Подлежащее это выполняет действие кажется, но не выполняет действие создавая сайт. Иными словами, действие, выраженное глаголом-сказуемым, и действие, выраженное деепричастным оборотом, выполняют разные лица. Это недопустимо. Ошибка в предложении с деепричастным оборотом. (Ошибка Д)
3) В усадьбе, которая до революции принадлежала сначала Ивану Тургеневу, а потом старинному роду Боткиных, состоялась встреча потомков прежних хозяев дома. Сложное предложение с придаточным определительным, ошибки нет.
5) Отдавая заказы западным самолётостроительным компаниям, руководители отрасли наносят серьёзный урон экономике России. Действие, выраженное глаголом-сказуемым, и действие, выраженное деепричастным оборотом, выполняет одно лицо. Верно, ошибки нет.
6) Администрация школы, прежде всего директор и завуч, особое внимание уделяли повышению профессионального мастерства педагогов. Администрация (ед.ч, ж.р.) уделяли(мн.ч). Подлежащее и сказуемое должны быть согласованы. То есть стоять в одном роде и числе. Верно: администрация уделяла. Ошибка в связи подлежащего и сказуемого. (Ошибка Г)
7) Моцарт, работавший в различных областях музыкального искусства, особое внимание уделял опере. Определяемое слово и причастие согласованы. Ошибки нет.
9) Смысл, который люди вкладывают в различные понятия, меняется с изменением человека и общества. Сложное предложение с придаточным определительным. Ошибки нет.
Проверка. Обязательно разберите каждое предложение из предложенных вариантов, чтобы не допустить ошибку. Цифры в ответе не повторяются.
В ответ выписываем цифры, соответствующие буквам, чётко соблюдая их порядок, без пробелов и запятых.
И сейчас метеорологи опираются на некоторые народные приметы дающих довольно точный прогноз
Задание 8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
A) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Б) ошибка в построении предложения с однородными членами
B) неправильное построение предложения с косвенной речью
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Д) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
1) Оценивая заслугу адмирала, императрица Екатерина II отмечала в письме к нему, что «должна этою победой вашим великим дарованиям, вашей твёрдости, вашей непоколебимой решимости к славе Российской империи».
2) Создавая веб-сайт, это кажется многим сложным.
3) Как отметил в своём судовом журнале один из капитанов XVIII века, «корабль был атакован морскими прожорами (то есть акулами), от которых едва отделались, обороняясь всем своим оружием».
4) Египетский мост в Санкт-Петербурге известен благодаря не столько установленным на нём сфинксам, но и мистической истории, произошедшей в 1905 году.
5) Московские ополченцы, покрывшие себя неувядаемой славой в Бородинской битве, участвовали и в последующих сражениях с французами: под Тарутином и Малоярославцем, при Вязьме и Красном.
6) Администрация школы, прежде всего директор и завуч, особое внимание уделяли повышению профессионального мастерства педагогов.
7) Моцарт, работавший в различных областях музыки, особое внимание уделял опере.
8) И сейчас метеорологи опираются на некоторые народные приметы, дающих довольно точный прогноз.
9) Новые хозяева острова, которые решили засыпать протоку, превратили этот небольшой кусок земли в полуостров, ставший отныне частью берега.
Рассмотрим каждое из данных предложений и определим, допущены ли в них грамматические ошибки.
1) Оценивая заслугу адмирала, императрица Екатерина II отмечала в письме к нему, что «должна этою победой вашим великим дарованиям, вашей твёрдости, вашей непоколебимой решимости к славе Российской империи». Сложное предложение с косвенной речью, есть ошибка: нельзя смешивать прямую («должна», я) и косвенную («что») речь. (Ошибка В)
2) Создавая веб-сайт, это кажется многим сложным. Простое предложение с деепричастным оборотом: подлежащее «это» выполняет действие, выраженное глаголом-сказуемым «кажется», но НЕ выполняет действие, выраженное деепричастным оборотом «создавая веб-сайт». (Ошибка Д)
3) Как отметил в своём судовом журнале один из капитанов XVIII века, «корабль был атакован морскими прожорами (то есть акулами), от которых едва отделались, обороняясь всем своим оружием». Сложное предложение с косвенной речью. Грамматической ошибки нет.
4) Египетский мост в Санкт-Петербурге известен благодаря не столько установленным на нём сфинксам, но и мистической истории, произошедшей в 1905 году. Простое предложение с однородными членами, есть ошибка. Неверно употреблен двойной союз. Верно: благодаря не столько установленным на нём сфинксам, сколько мистической истории (Ошибка Б)
5) Московские ополченцы, покрывшие себя неувядаемой славой в Бородинской битве, участвовали и в последующих сражениях с французами: под Тарутином и Малоярославцем, при Вязьме и Красном. Простое предложение. Грамматической ошибки нет.
6) Администрация школы, прежде всего директор и завуч, особое внимание уделяли повышению профессионального мастерства педагогов. Простое предложение, есть ошибка в согласовании подлежащего и сказуемого. Верно: администрация особое внимание уделяла. (Ошибка Г)
7) Моцарт, работавший в различных областях музыки, особое внимание уделял опере. Простое предложение, грамматической ошибки нет.
8) И сейчас метеорологи опираются на некоторые народные приметы, дающих довольно точный прогноз. Простое предложение с причастным оборотом. Есть грамматическая ошибка: определяемое слово и причастным оборот не согласованы. Верно: приметы, дающие довольно точный прогноз. (Ошибка А)
9) Новые хозяева острова, которые решили засыпать протоку, превратили этот небольшой кусок земли в полуостров, ставший отныне частью берега. Сложное предложение, грамматической ошибки нет.
Проверка. Обязательно разберите каждое предложение из предложенных вариантов, чтобы не допустить ошибку. Цифры в ответе не повторяются.
В ответ выписываем цифры, соответствующие буквам, чётко соблюдая их порядок, без пробелов и запятых.
И сейчас метеорологи опираются на некоторые народные приметы дающих довольно точный прогноз
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
A) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Б) ошибка в построении предложения с однородными членами
B) неправильное построение предложения с косвенной речью
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Д) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
1) Один из отцов церкви, Тертуллиан, считавший веру и разум несовместимыми, говорил, что «верую, ибо непостижимо».
2) Создавая веб-сайт, это кажется многим сложным.
3) Как отметил в своём судовом журнале один из капитанов XVIII века, «корабль был атакован морскими прожорами (то есть акулами), от которых едва отделались, обороняясь всем своим оружием».
4) Египетский мост в Санкт-Петербурге известен благодаря не столько установленным на нём сфинксам, но и мистической истории, произошедшей в 1905 году.
5) Отдавая заказы зарубежным самолётостроительным компаниям, руководители отрасли наносят серьёзный урон экономике своей страны.
6) Администрация школы, прежде всего директор и завуч, особое внимание уделяли повышению профессионального мастерства педагогов.
7) Моцарт, работавший в различных областях музыки, особое внимание уделял опере.
8) И сейчас метеорологи опираются на некоторые народные приметы, дающих довольно точный прогноз.
9) Рыцарская поэзия, авторы которой радели о благозвучии, изяществе слова, создавалась в основном на родных поэтам языках.
A) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
8) И сейчас метеорологи опираются на некоторые народные приметы, дающих довольно точный прогноз.
И сейчас метеорологи опираются на некоторые народные приметы, дающие довольно точный прогноз.
Б) ошибка в построении предложения с однородными членами
4) Египетский мост в Санкт-Петербурге известен благодаря не столько установленным на нём сфинксам, но и мистической истории, произошедшей в 1905 году.
Египетский мост в Санкт-Петербурге известен благодаря не столько установленным на нём сфинксам, сколько мистической истории, произошедшей в 1905 году.
Д) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
2) Создавая веб-сайт, это кажется многим сложным.
Подлежащее «это» не выполняет действие, выраженное деепричастным оборотом.
И сейчас метеорологи опираются на некоторые народные приметы дающих довольно точный прогноз
При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Ответами к заданиям 1—26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел).
Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике. Объём сочинения — не менее 150 слов.
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
ПАМЯТНЫЕ дни устанавливаются в честь значительных событий в мировой истории или истории России.
Ранимый, ВПЕЧАТЛИТЕЛЬНЫЙ ребёнок тяжело переносит неудачи в играх, поражения в соревнованиях, и, попадая в такие ситуации, он долго плачет и сердится.
Информация о расписании авиарейсов, НАЛИЧНОСТИ мест на самолёт и стоимости авиабилетов является актуальной на момент запроса этой информации на указанном в рекламном проспекте сайте.
Под ЗАТРУДНЕННЫМ дыханием подразумевается неприятное ощущение сложности выполнения вдоха или выдоха.
Горы вокруг есть, но небольшие и стоят на ПОЧТИТЕЛЬНОМ расстоянии.
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Изучая растения средней полосы,
1) у меня появился интерес к этой проблеме.
2) некоторые из них используются для озеленения участков.
3) они были собраны в гербарий.
4) обратите внимание на их отличие от растений других зон.
Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) Согласно правилам вводные слова выделяются на письме запятыми.
2) Жители этой местности уделяли особое внимание развитию садоводства.
3) Ввиду сложности маршрута решено было не включать в туристическую группу маленьких детей.
4) Международная общественность понимает и озабочена проблемами экономики развивающихся стран.
В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?
1) Даниэль Дефо (1660—1731) — английский писатель, роман которого знает весь мир.
2) На краю Мещёрских лесов, недалеко от Рязани, лежит село Солотча, которое прославилось своими реками и сосновыми борами.
3) Сад был заглохший, весь в сирени, в одичалом шиповнике, в яблонях и клёнах, которые покрыл мох.
4) И сейчас метеорологи в своих предсказаниях погоды опираются на некоторые народные приметы, которые дают довольно точный прогноз.
Прочитайте текст и выполните задания А7—А12.
Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?
1) Вся хозяйственная жизнь человечества всегда подчинялась двум циклам: суточной смене дня и ночи и годичной смене сельскохозяйственных сезонов.
2) Попытки создать календарь, которым можно было бы пользоваться достаточно длительное время, предпринимались ещё в Древнем Египте.
3) Счёт годов, или летоисчисление, начинается с года, в котором произошло известное нам событие.
4) Единица времени, которая максимально близка к длительности тропического года, но содержит целое количество суток, называется календарным годом.
(1). (2)Однако первый такой календарь был создан только в 45 году до нашей эры римским астрономом Созигеном и введён в действие Юлием Цезарем. (3)В этом календаре (его называют юлианским календарём, или старым стилем) продолжительность года составляла 365 суток, то есть он короче тропического года. (4)Чтобы приблизить среднюю продолжительность календарного года к длительности тропического, каждые четыре года к февралю добавлялся день. (5)В Древнем Риме он назывался «биссектум» — «второй шестой», откуда и пошло наше выражение «високосный год». (6). средняя продолжительность года по юлианскому календарю даже несколько увеличилась по сравнению с тропическим.
Самостоятельно подберите вводное слово, которое должно быть на месте пропуска в третьем предложении текста.
Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?
1) календарь был (предложение 2)
2) он короче (предложение 3)
3) каждые четыре года добавлялся (предложение 4)
4) «биссектум» назывался (предложение 5)
(1). (2)Однако первый такой календарь был создан только в 45 году до нашей эры римским астрономом Созигеном и введён в действие Юлием Цезарем. (3)В этом календаре (его называют юлианским календарём, или старым стилем) продолжительность года составляла 365 суток, то есть он короче тропического года. (4)Чтобы приблизить среднюю продолжительность календарного года к длительности тропического, каждые четыре года к февралю добавлялся день. (5)В Древнем Риме он назывался «биссектум» — «второй шестой», откуда и пошло наше выражение «високосный год». (6). средняя продолжительность года по юлианскому календарю даже несколько увеличилась по сравнению с тропическим.
Укажите верную характеристику четвёртого (4) предложения текста.
1) бессоюзное сложное
3) сложное с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями
(1). (2)Однако первый такой календарь был создан только в 45 году до нашей эры римским астрономом Созигеном и введён в действие Юлием Цезарем. (3)В этом календаре (его называют юлианским календарём, или старым стилем) продолжительность года составляла 365 суток, то есть он короче тропического года. (4)Чтобы приблизить среднюю продолжительность календарного года к длительности тропического, каждые четыре года к февралю добавлялся день. (5)В Древнем Риме он назывался «биссектум» — «второй шестой», откуда и пошло наше выражение «високосный год». (6). средняя продолжительность года по юлианскому календарю даже несколько увеличилась по сравнению с тропическим.
Укажите правильную морфологическую характеристику слова СОЗДАН (предложение 2).
3) глагол в форме прошедшего времени
4) страдательное причастие
(1). (2)Однако первый такой календарь был создан только в 45 году до нашей эры римским астрономом Созигеном и введён в действие Юлием Цезарем. (3)В этом календаре (его называют юлианским календарём, или старым стилем) продолжительность года составляла 365 суток, то есть он короче тропического года. (4)Чтобы приблизить среднюю продолжительность календарного года к длительности тропического, каждые четыре года к февралю добавлялся день. (5)В Древнем Риме он назывался «биссектум» — «второй шестой», откуда и пошло наше выражение «високосный год». (6). средняя продолжительность года по юлианскому календарю даже несколько увеличилась по сравнению с тропическим.
(2)Однако первый такой календарь был создан только в 45 году до нашей эры римским астрономом Созигеном и введён в действие Юлием Цезарем.
Какое слово в тексте имеет значение «способ счисления дней в году»?
1) календарь (предложение 2)
2) сутки (предложение 3)
3) эра (предложение 2)
4) год (предложение 6)
(1). (2)Однако первый такой календарь был создан только в 45 году до нашей эры римским астрономом Созигеном и введён в действие Юлием Цезарем. (3)В этом календаре (его называют юлианским календарём, или старым стилем) продолжительность года составляла 365 суток, то есть он короче тропического года. (4)Чтобы приблизить среднюю продолжительность календарного года к длительности тропического, каждые четыре года к февралю добавлялся день. (5)В Древнем Риме он назывался «биссектум» — «второй шестой», откуда и пошло наше выражение «високосный год». (6). средняя продолжительность года по юлианскому календарю даже несколько увеличилась по сравнению с тропическим.
Укажите все цифры, на месте которых пишется НН?
Цифры укажите в порядке возрастания.
Елена появлялась в нашем дворе с сумками, в которых лежали мои отглаже(1)ые, заштопа(2)ые рубашки, штаны, носки и обязательный подарок ― оловя(3)ый солдатик или копеечная машинка.
Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Эта задача так и (не)решена учениками.
(Не)яркое пламя в камине освещало письменный стол и картины на стенах.
(Не)у кого спросить, все молчат.
Пошел дождь, (не)прекращавшийся в течение часа.
(Не)сшитые, а связанные вещи мне нравятся больше.
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
(ПО)ЭТОМУ пути давно не ездили, (ОТ)ТОГО дорога поросла густой травой.
Мой друг, ТАК(ЖЕ) как и я, долго выбирал, ЧТО(БЫ) ему почитать.
Пришлось отказаться (ОТ)ТОГО, что было задумано, так как деньги (НА)СЧЁТ не поступили.
ЧТО(БЫ) изучить поведение этих животных, биологам пришлось долго наблюдать за ними, ЗА(ТО) результаты наблюдений оказались весьма интересными.
Как сделать так, ЧТО(БЫ) он заговорил (ПО)РУССКИ.
Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
Прошёл короткий ливень ( ) и на улицах запахло горькой сладостью берёзовых почек.
1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
По ясному небу плавно неслись (1) не закрывая солнца (2) низкие дымчатые облака (3) постепенно исчезающие (4) в синеве.
Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Среди поэтов «серебряного века» А. Блок занимает (1) несомненно (2) особое положение. Он не повторяет чужих тем, но черпает содержание своих стихов (3) исключительно (4) из глубины своей души.
Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Солнце докатилось до края земли и растеклось по небу вишнёвым заревом.
2) Художник писал как городские так и деревенские пейзажи.
3) Пришлось ждать своей очереди и поневоле слушать скучные и уже надоевшие разговоры.
4) У волнистых попугайчиков нарост у основания клюва может быть голубого или синего цвета.
5) Античность в Греции предстала перед В.А. Серовым в её чистом виде и художник воспринял эту страну как реализованную мечту о большом искусстве.
Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Это озеро было без берегов: сначала под ногами мягко стелилась трава, и вдруг на уровне той же травы начиналась лесная поросль, а затем сама вода.
1) Вторая часть сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится в первой части.
2) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
3) Вторая часть сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.
4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Хлестакову удалось провести (1) даже городничего (2) плутовство (3) которого (4) было известно всему городу.
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
К вечеру пошёл дождь (1) и (2) пока мы ехали по проселку (3) лошади еле переступали (4) будто потеряли последние силы.
Укажите номера предложений, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) В воздухе населённых пунктов с развитой промышленностью содержатся газообразные и твёрдые примеси, вредящие природе и человеку.
2) Главным источником загрязнения воздуха являются промышленные предприятия.
3) Газообразные и твёрдые примеси, содержащиеся в воздухе населённых пунктов с развитой промышленностью, наносят вред природе и человеку.
4) Хозяйственная деятельность человека оказывает значительное влияние на атмосферу.
5) Примеси, загрязняющие атмосферу, могут быть газообразными и твёрдыми.
(1)В воздухе многих населённых пунктов с развитой промышленностью появилось значительное количество примесей. (2) газообразных загрязняющих веществ, в атмосферу от предприятий различных отраслей промышленности поступает значительное количество твёрдых частиц пыли, дыма, сажи. (3)Все эти загрязнители воздуха наносят тяжёлый урон не только здоровью человека, но и окружающей природе. |
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Первое знакомство с тополем состоялось летом.
2) Герой рассказа любил сидеть на улице под этим деревом.
3) Тополь всеми силами радовался теплу, солнцу и воле.
4) Герой хотел научиться у тополя любви к жизни и воле.
5) Тополь срубили, так он не давал проникать свету в квартиры дома.
(1)Когда я вошёл в новую пустую квартиру, единственный, кто встретил меня, был старый заснеженный тополь за окном, он остался от деревенской усадьбы, которая была на этом месте, и теперь, заглядывая во второй этаж, будто сказал мне: «Здравствуй», — и от белых прекрасных ветвей его в комнату лился свет, чистый, непорочный, неподкупный. (2)Потом пришла весна, и однажды утром, после тёплого ночного дождя, в окно заглянуло что-то зелёное, дымчатое, неопределённое.
(3)Каждую весну повторяется одно и то же, и каждый раз это как чудо, чудо обновления, и к нему нельзя привыкнуть. (4)Я долго стоял и смотрел и не мог наглядеться. (5)Теперь за окном будто поселился кто-то живой, шумел и вдруг замолкал, а во время ветра тихонько и кротко постукивал в окно.
(6)Он жил всеми своими листьями, тысячами тысяч листьев, подставляя их солнцу, луне, ветру, дождю. (7)Он радовался жизни вовсю, каждую минуту, каждую секунду своего бытия. (8)А я, раздумывая над своей жизнью, хотел бы научиться у него этой постоянной радости на воле под небом.
(9)На его ветви прилетали птицы, они свистели, пели свои короткие городские песенки, может, тополь им рассказывал обо мне, и они заглядывали в окно и ухмылялись.
(10)Какое это было долгое чудесное лето в тот первый год жизни в новой комнате, с живым тополем у самого окна, какие были бесконечные закаты, и светлые ночи, и легкие сны! (11)Лишь иногда мне вдруг снилось, что я почему-то потерял новую комнату и снова живу в старой, тёмной и чадной, с голой электрической лампочкой на длинном шнуре. (12)Но я просыпался, и тополь глядел в комнату с чистыми, свежими стенами, и предрассветный зелёный шум сливался с ощущением счастливого пробуждения. (13)Потом пришла осень, листья пожелтели, и в комнате стало тихо, грустно.
(14)Начались осенние ливни и бури, по ночам тополь скрипел, стонал, бился ветвями о стену, словно просил защиты от непогоды. (15)Постепенно облетали листья с его ветвей, сначала с верхних, потом с нижних. (16)Листья струились ручьями, устилая балкон, и некоторые прилипали к стеклам и с ужасом глядели в комнату, чего-то ожидая.
(21)Но однажды утром я услышал под окном звук, будто тополь мой визжал. (22)Я бросился к окну. (23)Внизу стояли скреперы и дорожные катки, которые пробивали новую улицу, и рабочий электрической пилой валил стоявший посреди дороги тополь.
(24)И вот сверху я увидел, как дрожь прошла по всему его зелёному телу, он зашатался, мгновение подумал и рухнул на новую улицу, перекрыв её во всю ширину шумящей зелёной обвальной листвой.
(25)И открылась мне краснокирпичная, скучная, голая стена дома на той стороне улицы, и с тех пор я вижу только её и кусочек неба.
(26)Часто вспоминается мне мой тополь. (27)И всё кажется, что он не исчез с земли, а где-то растёт в лесу, на поляне, шумит всеми листьями.
*Борис Самойлович Ямпольский (1912-1972), русский писатель.