хэллоуин почему нельзя праздновать в россии
5 мифов о том, почему праздновать Хэллоуин в России — грешно
Наступление Хэллоуина каждый год знаменуется настоящим шабашем с участием разного рода лидеров мнений, и все они в голос утверждают, что празднование Дня всех святых – это грех перед Богом и Родиной. Time Out, почесав тыкву, с горящими глазами доказывает, почему доводы противников Хэллоуина – одни сплошные мифы.
В России никогда не было карнавальных традиций
Может, в России и не было карнавалов вроде венецианских. Но зато были традиции Святочных гуляний, когда люди наряжались в костюмы козлов, евреев, арапов и – о ужас! – чертей. Они надевали вывернутые наизнанку тулупы и занавешивали лица космами из конопли, обсыпались мукой и мазались сажей – и обязательно надевали маски. Делали их из бересты: вырезали на куске коры глаза, рот и нос, приделывали бороду, красили дегтем и белилами, румянили свеклой.
И в таком виде ходили по дворам: плясали, пели, разыгрывали веселые сценки, просили угощения. Разве что «сладость или гадость» не говорили.
Наряжаться в костюмы нечисти – это грех и аморально
У нас светское государство, и любые поступки граждан, если они не нарушают Уголовный кодекс, – их личное дело. Но даже когда Россия была страной, где церковная власть имела огромное значение, а за ересь жгли на кострах и ссылали в Сибирь – были и святочные гуляния, и празднование Масленицы, в котором принимали участие абсолютно все, включая царский двор. Иван Грозный писал, что Масленица – это один в один итальянский карнавал, только в Италии во время празднования стражники остаются трезвыми, а в России стража так же оказывается вовлечена в общее буйство.
Царь Алексей Михайлович, известный как Тишайший, обожал святочные традиции. Он же завел первый в России театр – правда, потом закрыл его, побоявшись греха, и перебил всех скоморохов. Мы серьезно будем повторять кровавые доводы 400-летней давности, к тому же зная, что они и тогда не работали?
Хэллоуин – это нерусское кощунство, у нас над мертвыми не смеются
Праздновать Хэллоуин очень вредно для души и психики
Оставим вопрос о душе в покое (см. «Россия – светское государство»). Что же касается психики, то вот вам мнение заведующего отделением психотерапевтической помощи и социальной реабилитации ПКБ 1 им. Н. Алексеева Никиты Чернова. «Переодевание в костюмы на Хэллоуин и безопасное прикосновение к чему-то таинственному может служить для людей вдохновением, наполнить силами и в целом улучшить их самочувствие. Переодевание – это игровой компонент, характерный для нашей детской части. Переодеться, создать другой образ, идентифицироваться с любимым персонажем и побыть им какой-то непродолжительный период времени – это хороший способ отстраниться от реальности, какой бы она ни была. Это элемент чего-то волшебного, детского, как подарок для нашего внутреннего ребенка», – сказал он журналистам агентства «Москва».
Празднование Хэллоуина – это происки Запада, который хочет разрушить русскую культуру
Культуру уничтожают не вечеринки и смех детей в карнавальных костюмах. Их губит невежество и незнание обычаев собственного народа. А еще две революции, три войны и две смены социального строя за 100 лет. По этим причинам все мы в каком-то смысле не помним родства – но «погуглить» никто не отменял.
Другое дело, что, как это ни печально, собственные традиции карнавального гуляния и ночного веселья мы утратили. Потому и наряжаемся теперь не в январе, а в октябре, в костюмы ведьм, какие показаны в «Кошмаре пред Рождеством», а не какие описаны у Гоголя. Но это лишь показатель того, как сильно в любом человеке стремление к изобретательному веселью и желанию радоваться жизни. Объявлять такие вещи чуждыми в нашей и без того не сильно веселой стране – вот где настоящий грех-то.
Почему в России не празднуют Хэллоуин
Знаменитый зарубежный праздник Хэллоуин стал довольно известным повсюду, даже в России.
Многие считают, что отмечать этот праздник интересно и весело, а некоторые вообще не рекомендуют этого делать. Разберемся, почему в России не празднуют Хэллоуин.
Если верить истории, все началось в Северной Ирландии.
Если верить поверьям, в этот день умершие люди возвращаются на землю. Некоторые еще называются этот праздник — день всех святых или днем умерших.
Почему Хэллоуин так называется? Название праздника «Хэллоуин» происходит от шотландского сокращенного выражения All-Hallows-Even, которое читается как «хэллувин».
Легенда о главном символе данного праздника — страшная тыква с глазами и со свечой внутри, имеющее странное название «светильник Джека».
Тыквы на Хэллоуин выглядит по-разному, но лучше всего считалось вырезать самую страшную тыкву
По легенде, Джек при жизни был большим грешником, горьким пьяницей. А еще — довольно редкостным пронырой. Однажды он невероятным образом смог договориться с князем тьмы о том, чтобы его душа не попала в ад, а миновала его.
Хоть и его душе было там самое место, за то, как он жил и как поступал. За всю свою жизнь он сделал ничего хорошего.
Как обычно бывает в таких легендах, Джек перехитрил сам себя. На небеса путь ему был заказан, от преисподней он, как смог, отвертелся. И вот в итоге и оказался после смерти посреди некоей пустоты. И как оттуда выбраться, он не знает. Возможно, так блуждать ему придется всю вечность.
Застряв в этой безвременной тьме, жалкий и безнадежный — он решает обратиться за помощью к старому знакомому, с рогами и копытами. Его старый «благодетель» ему помог — выхватил уголек из адского костра и сунул в лапы: получи, что заслужил!
А уже потом Джек тыкву для удобства себе приспособил. И теперь по сей день он так и бродит в Вечности, никому не нужный.
Зачем отмечают Хэллоуин понятно немногим. Но во многих странах люди наряжаются в костюмы, ходят по домам, просят конфеты, пугают друг друга.
Иногда Хэллоуин считается весельем для маленьких детишек, а порой и взрослые не прочь позабавиться.
А в некоторых местах данное веселье даже неуместно. Так почему нельзя отмечать Хэллоуин?
Хэллоуин бесовский праздник, потому что люди переодеваются в различную нечистую силу
А вот священники скажут, что Хэллоуин бесовский праздник. Хэллоуиновская тыква — злая сатанинская пародия на лампады, которые зажигают перед образами в храме. А перевоплощение в самую разную нечисть, пусть даже шуточное, у православных христиан имеет вполне конкретное название — беснование.
Надевание дьявольских масок противоречит взглядам христианина
Именно поэтому нельзя праздновать Хэллоуин православным людям.
Протоирей Федор Бородин уже 12 лет является настоятелем московского храма святых бессребреников Косьмы и Дамиана на Маросейке, рассказывает почему нельзя праздновать Хэллоуин:
«Мы как христиане ни в коем случае
не должны праздновать Хэллоуин,
потому что никакое прикосновение
к темной силе не проходит
бесследно для человека,
даже в шутливой форме.
конечно, надо уберечь себя от злых духов».
«Люди боялись не демонов, а произвола власти». Почему у нас не приживается Хеллоуин
В октябре на полках магазинов появляются ведьминские шляпы, тыквы и игрушечные скелеты, но они далеко не всем нужны. В России о Хеллоуине узнали в 1990-х, но за 30 лет праздник у нас так особо и не прижился, в отличие, например, от Дня святого Валентина. Давайте разберемся почему.
Слово «Хеллоуин» (да, оно пишется через «е») — это сокращённая форма от полного названия праздника, кануна Дня всех святых (All Hallows’ Eve). Сам этот праздник появился задолго до того, как Европа стала католической: ещё в средние века 31 октября кельты отмечали языческий праздник Самайн. Он знаменовал последний сбор урожая и наступление зимы — времени зла и тьмы. Жрецы друиды приносили животных в жертву богам и предсказывали будущее, люди прыгали через костры, чтобы очиститься огнём. Именно из-за древних кельтов Хеллоуин называют «ночью мертвецов», поскольку тогда считалось, что в Самайн умирают люди, которые нарушили священные табу.
После того как кельтские племена приняли христианство, папа римский Григорий I призвал миссионеров не бороться с языческими праздниками, а плавно заменять их на христианские. Так Самайн через некоторое время стал Днём всех святых. И уже после этого британцы привезли в США вместе со своим скарбом праздник Хеллоуин, где он дополнился карнавальными костюмами, конфетами, светильниками Джека и окончательно сложился как культурное явление.
А что у нас? Хотя на Руси тоже было принято колядовать в костюмах, гадать на святки и прыгать через костры в ночь на Ивана Купалу, в России к Хеллоуину многие относятся неоднозначно: этот праздник не рекомендуют проводить в школах и даже пытались запретить законодательно. А опросы разных лет показывают, что большинство россиян знают о празднике, но отмечают его менее 10%. И на это есть несколько причин.
Разница культур и традиций
В России нет и никогда не было традиции хоррора как таковой. Самыми страшными книгами в СССР были рассказы Гоголя, «Пиковая дама» Пушкина, «Бездна» Леонида Андреева, «Городок в табакерке» Одоевского, запрещённый роман Булгакова «Мастер и Маргарита» и различная фантастика (особенно повести Стругацких). И хотя литературоведы могут долго рассуждать о категории страха в «Чёрном монахе» Чехова, «Упыре» Алексея Толстого, «Братьях Карамазовых» Достоевского и других произведениях, где есть элементы мистического, каждый этот рассказ и роман — лишь заигрывание с жанром ужасов.
После падения железного занавеса на россиян хлынул поток фильмов, книг и игр про вампиров, ведьм, живых мертвецов и другую нечисть. У нас даже появилась культура готов — людей, которые гуляли по кладбищам, интересовались мистикой, загробной жизнью и разными языческими обрядами. Тогда же вырос интерес к книгам Лавкрафта и Эдгара По, стали набирать популярность романы Стивена Кинга. У зарубежных авторов появились русскоязычные подражатели, заработала целая Ассоциация авторов хоррора. В Москве, Петербурге и других крупных городах стали устраивать тематические вечеринки и встречи, киноклубы и лекции на тему произведений этого жанра. Но пик популярности быстро прошел.
Почему традиции хоррора не особенно приживаются на российской почве? Мы привыкли к тому, что искусство должно отражать и подсвечивать социальную проблематику.
У русскоязычных авторов чаще всего нет задачи напугать ради того, чтобы просто напугать. Страх — это не цель, а инструмент, который помогает подвести к размышлениям. Собственно, в том числе поэтому в России так хорошо читают именно Стивена Кинга, а не кого-то ещё, ведь в его романах герои постоянно попадают в ситуации сложного морально-нравственного выбора. Писатель Дмитрий Быков в одной из своих лекций сказал, что Кинг пугает не монстрами — он удерживает внимание читателя, играя на его базовых опасениях «о напрасно прожитой жизни, одинокой старости, неожиданно предавшем друге».
Вторая проблема — нереалистичность. Значительную часть канонов хоррора нельзя перенести в российскую действительность
У большинства из нас нет подвалов и чердаков. В нашей истории было не так много, как в тех же Штатах, сектантов и серийных убийц. А понятия «неприкосновенность частной собственности» и «вторжение в личную жизнь», на которых строится большая часть американских ужасов, россиянам не близки: многие из нас были воспитаны в советских традициях, где всё общее, а каждый 50-й россиянин до сих пор живёт в коммунальной квартире, где соседи не всегда считаются с личными границами друг друга. Поэтому нам достаточно сложно соотнести себя с героями. «Если бы я переехала в такой огромный дом, как у героини этой книги, я бы просто выделила монстрам по комнате», — рассуждаем мы.
Мы не понимаем, почему нужно бояться клоунов, скелетов и ведьм (разве что панночка Ганна вызывает у нас некоторое беспокойство). Возможно, если бы советская власть не боролась с «ересью», мы бы сейчас боялись более близких нам домовых, леших и водяных, но многолетняя пропаганда диалектического материализма сделала свое дело. Религиозный мистицизм с бесами и чертями перешёл в категорию сказочного, а хтонических Бабу-ягу и Кощея Бессмертного, которых до мурашек боялись крестьяне, писатели и художники XX века превратили в безобидных старичков-лесовичков.
Антропологи Александра Архипова и Анна Кирзюк в своей книге «Опасные советские вещи» собрали сюжеты, которые пугали граждан СССР в XX веке. Среди них — байки про отравленные иглы, конфеты и жвачки со стеклом, врачей-убийц, светящиеся ковры с Мао Цзэдуном, профиль Троцкого на спичечных коробках и черную «Волгу», которая ворует детей. Все эти ужастики городского фольклора основаны на реальных опасностях.
Люди боялись не демонов, а произвола власти и халатности медиков
Даже в пионерских лагерях, где юные ленинцы частенько вызывали Пиковую даму, страшилки были гротескными и явно нереалистичными. Рассказы о гробе на колесиках, скелете Васе и Чёрной руке были развлечением, которое щекотало нервы, но мало кого пугало всерьез. Многие из этих историй даже заканчивались чем-то смешным и нелепым, так что в итоге со слушателей разом слетал нагнетённый ужас.
Высокий уровень стресса в повседневности
О том, зачем нужен и чем полезен контролируемый страх, мы уже рассказывали: это своего рода тренировка нервной системы и возможность снять напряжение. Безопасное соприкосновение с темой смерти дает новый опыт и помогает снизить уровень беспокойства. Все понимают, ради каких эмоций люди открывают видео с дисклеймером «Слабонервным не смотреть»: кому-то нравятся адреналин и острые ощущения, а кто-то таким способом проживает собственную накопленную тревогу. Когда человек смотрит фильм ужасов, он знает, что через полтора часа всё закончится и он ощутит облегчение.
Но если вы и так постоянно испытываете стресс, потребности в «щекотании нервов» у вас не будет. В этом случае ужастик лишь повысит общий уровень тревоги и погрузит вас в травматические переживания. А при частых выбросах адреналина в кровь (что бывает при постоянном просмотре или чтении ужастиков) даже у человека с крепкой психикой может развиться бессонница, могут появиться новые фобии, нервные срывы, негативные навязчивые мысли.
Для того чтобы добровольно исследовать свой страх и испытывать нервы на прочность, нужно находиться в благополучном психическом состоянии
В 2020 году глава Минздрава сообщал, что, по данным Научно-исследовательского института медицины и труда, до 70% работающих россиян находятся в состоянии стресса различной степени тяжести. И это неудивительно, ведь в России в последние годы наблюдается кризис многих отраслей и, согласно отчету Счетной палаты, в 2020 году инфляция составила рекордные 4,9%. Это самый высокий показатель за последние пять лет.
В рейтинге стран по индексу качества жизни Россия занимает 76-е место. Ее позиция достаточно далека от позиций стран, где широко отмечается Хеллоуин и активно развивается жанр ужасов: США (18-е место), Великобритании (13-е), Ирландии (12-е), Франции (22-е), Италии (31-е), Испании (24-е) и Японии (19-е), в последней сейчас идёт становление азиатской хоррор-культуры. Поэтому можно предположить, что, когда в нашей стране вырастет уровень благополучия, мы взглянем на Хеллоуин другими глазами.
Сложность реализации и высокие затраты
Две самые главные практики Хеллоуина — это костюмированные вечеринки и прогулки от дома к дому в поисках сладостей. Поскольку 73% населения России живёт в многоквартирных домах, обход соседей теряет свою романтику. А так как карнавальных шествий у нас особенно никогда не проводили, костюмированные представления вызывают ассоциации только с ёлками в детских садах.
Кроме того, наряды и украшения требуют вложений — по данным Национальной федерации розничной торговли (NPF), американцы в 2021 году потратят на костюмы, конфеты, украшения и другие атрибуты Хеллоуина порядка 10,14 миллиарда долларов. В пересчете на российские деньги — в среднем около 7 тысяч рублей на человека. Для многих россиян подобные траты не вписываются в бюджет.
А что нам все-таки нравится?
Согласно статистике издания «Бюллетень кинопрокатчика», за последние десять лет самый большой кассовый сбор в России был у фильма ужасов «Веном 2» — 1 миллиард 900 миллионов рублей. Для сравнения: комедия «Холоп» собрала 3 миллиарда, драма «Движение вверх» — 2,6 миллиарда, экшен «Мстители: Финал» — 2,5 миллиарда.
По данным ВЦИОМ, самыми популярными сериалами у россиян в 2020-м были «Пес», «Тайны следствия» и «След» — то есть детективы, а не ужасы и эзотерика. Самым удачным мистическим проектом российского рынка можно, пожалуй, считать шоу «Битва экстрасенсов», которое выходит в эфир с 2007 года и до сих пор числится в топ-5 самых популярных телешоу. Конкурировать с ним могут разве что передачи о ясновидящих и гадалках, но ни одна из них не сравнится с популярностью «Битвы».
Однако даже это шоу о призраках и магах со временем стало уходить в формат детективной передачи
Сценаристы начали приглашать на съемки полицейских и рассказывать о нераскрытых преступлениях, поскольку шаманы и ведуны зрителю быстро приелись.
В последние годы русский хоррор в поисках самости эксплуатирует фольклор и жутковатый провинциальный быт. Его мы видим в романе «Вьюрки» Дарьи Бобылевой, в фильме Натальи Першиной «Мертвые ласточки», в сериалах «Топи», «Эпидемия», «Вампиры средней полосы», «Чикатило» и «Пищеблок». Все эти произведения все-таки скорее драмы и триллеры, а не ужастики в чистом виде. Возможно, именно поэтому они нам и нравятся.
Праздник Хэллоуин — нужно ли запрещать? (Опрос)
Несёт ли опасность праздник Хэллоуин? Нужно ли его запрещать? Об этом мы спросили представителей разных конфессий Российской Федерации. Подробнее в статье!
Региональные министерства образования не рекомендуют допускать празднование Хэллоуина в российских школах. Тем не менее, официального запрета на этот праздник нет. В сети предлагаются сценарии для «школьного Хэллоуина», а в магазинах появляются стенды с атрибутикой праздника. Нужно ли запрещать празднование Хэллоуина, и какую альтернативу предложить детям? Отвечают православные, католики и мусульмане.
Фото: Черкасская правда
Протоиерей Максим Первозванский, клирик храма Сорока мучеников Севастийских у Новоспасского моста, главный редактор журнала «Наследник», духовник молодёжной организации «Молодая Русь», отец 9 детей:
Заменить праздник Хэллоуин рождественскими колядками
У нас с Хэллоуином все тихо, никаких официальных празднований нет. Хотя в прошлом году я встретил в своем микрорайоне компанию детей возраста 10 лет, которая ходила по квартирам и, выражаясь по-нашему, колядовала. Это были милые и добрые детки, которые так праздновали Хэллоуин – уж не знаю, кем это было спровоцировано. Как православные с Рождественской звездой ходят, так они ходили с тыквой, поздравляли всех с Хэллоуином и собирали конфеты.
Я пошутил, видя, что они не настроены на какое-то серьезное общение, они были радостные, веселые, и в этой ситуации никакого смысла не имело серьезно их воспитывать. Я спросил, не страшно ли им самим с бесами по квартирам ходить, наверное, говорю, и в Бога верите, и крестики носите. Они ответили: «да, верим, носим». Такой разговор состоялся, в котором я обозначил некую позицию. Но ни в коем случае не делал это жестко, агрессивно или мрачно. Я попытался посмеяться.
На мой взгляд, запрещать напрямую, «арестовывать» организаторов, конечно не надо. Но что это сейчас запрещено в школах, я всячески приветствую. Потому что, одно дело – предписываемый, одобряемый праздник, а другое – когда он родителями и учителями не одобряется. Это нормальная, адекватная ситуация по отношению к этому празднику. Школа должна праздновать государственные праздники. Разумеется, по инициативе родительских комитетов, на уровне класса можно отпраздновать что угодно, как, например, празднуются дни рождения. Но ни в коем случае не должно быть, что администрация школы устраивает по этому поводу акции, действия и проводит информационную политику.
Каких-то серьезных альтернатив этому празднику я предложить не могу, просто потому, что не думал долго на эту тему. Но то, что я видел в прошлом году детей, колядовавших с тыквой, говорит о том, что у наших детей есть желание приобщиться к активному празднованию праздников, к каким-то действиям, выходящим за рамки класса, семьи, выходящим на улицу, в подъезды.
На мой взгляд, необходимо возрождать рождественские колядки на всевозможном уровне, тем более, что Рождество у нас – государственный праздник. И вполне можно было бы устраивать святочные Рождественские колядования, тем более, что каникулы в это время уже заканчиваются. Но, конечно, в христианском смысле, а не в языческом. И есть уже опыт, по крайней мере, у православных школ. Это позволяет включиться в праздник, разучивая колядки, думаю, это было бы очень здорово.
Протоиерей Кирилл Каледа, настоятель храма святых новомучеников и исповедников Российских в Бутове:
Никакое рукопожатие противнику рода человеческого так просто для человека не проходит
Прот. Кирилл Каледа
Мое мнение таково, что этот «праздник» ни в коем случае отмечать нельзя. Корни этого действа уходят в языческую культуру, причем не просто к язычеству, а к культу, мягко и осторожно говоря, недобрых богов.
Известно, что никакое рукопожатие противнику рода человеческого так просто для человека не проходит. И даже вроде бы «невинно», безо всякой специальной мысли отмечая такие праздники, покупая тыквы с вырезанными глазами, устраивая пляски в костюмах ведьм, вампиров и прочей нечисти, на самом деле люди участвуют в языческом действе.
Удивительно, что наш народ так легко поддался, став усиленно перенимать чуждую ему традицию — тогда как у него есть своя глубокая культура праздников, которая предусматривает не только участие в богослужениях, в чисто религиозных, обрядовых действиях.
Русские праздники, в том числе религиозные, всегда сопровождались самими разными формами их отмечания. Имели место и ярмарки, и народные гулянья, и домашние празднества… Зачем нам нужно перенимать что-то еще, к тому же крайне сомнительного содержания?! Непонятно.
Тем более все это очень грустно выглядит на фоне того, что массовые приготовления к языческому празднику Хэллоуину происходят у нас 30 октября, в День политического заключенного, когда надо бы всем вместе вспоминать о многочисленных жертвах того строя, который был в нашей стране в XX веке.
В подготовке мероприятий, в самих мероприятиях, посвященных памяти миллионов этих людей, участвует очень мало граждан страны. Факт, что вместо того, чтобы думать о сохранении памяти миллионов пострадавших, люди готовятся к языческому празднику, говорит об ужасном духовном состоянии нашего народа.
Протоиерей Феодор Бородин, настоятель храма Космы и Дамиана на Маросейке, отец семерых детей:
Праздник Хэллоуин — предательство памяти Всех святых
Прот. Феодор Бородин
Считаю Хэллоуин крайне неполезным явлением в нашем обществе. Ведь это не просто некое карнавальное переодевание, а переодевание в нечистую силу. В этом и состоит главная опасность. Когда человек начинает играть с демонами, даже не отдавая себе отчета, что же происходит на самом деле, он открывает душу для их влияния, сам становится похожим на них, незаметно для себя.
Думаю, не нужно говорить, что христианину соприкасаться с подобными явлениями категорически не следует.
Кроме того, Хэллоуин — предательство памяти Всех святых. На следующий день после Хэллоуина у католиков день торжества Всех святых. Но постепенно обряды, изображавшие изгнание бесов святыми, как это было изначально, превратились в демонстрацию самих бесов и затмили истину праздничных дней.
Это примерно то же самое, если бы, допустим, на Рождество по украинским деревням ходили и колядовали ряженые, а потом все забыли о Рождестве и ограничились только играми в этих ряженых. Причем не просто ряженых в медведей или скоморохов, а — в бесов. С Хэллоуином именно это и произошло.
В Америке, по опросам общественного мнения, Рождество многими людьми воспринимается как день подарков, которому предшествуют дни покупок. И многие не знают, Кто в этот день родился.
Память Всех святых — это торжество Святого Духа, живущего в Церкви. Неслучайно мы поем «Дивен Бог во святых Своих». Если мы будем разрешать своим детям «праздновать» Хэллоуин или сами как-то в этом участвовать, к чему это приведет? Кого мы будем славить?
Какие-то другие праздники, не характерные для нашей традиции и пришедшие к нам недавно, может быть, и не очень нам приятные, еще как-то можно объяснить. Например, в день святого Валентина можно говорить о том, что такое влюбленность, любовь, семья, верность, акцентируя внимание на этих моментах.
В Хэллоуине никаких оправданий, адаптаций к нашей жизни найти невозможно. Ничего полезного для души там нет.
Протоиерей Игорь Гагарин, настоятель Иоанно-Предтеченского храма села Ивановское Богородского благочиния Московской епархии, преподаватель.
Праздник хэллоуин. Дьявол очень заинтересован в том, чтобы в него не верили
На самом деле этот «праздник» — откровенная чушь. И говорить о нем — все равно, что стучаться в открытую дверь, доказывать, что глупость — это глупость. Но, поскольку слишком много людей этой глупости поддаются, говорить приходится.
Есть в этом «празднике» нечто кощунственное. То, что он связывается с католическим Днем Всех святых, проходит в его канун, делает это соседство довольно странным и нелепым.
Все мы осознаем, чем для нас являются святые, с каким благоговением мы к ним относимся. И когда вдруг исторически устанавливается такое нелепое соседство, ничего, кроме недоумения и удивления это вызвать не может.
Присутствует какая-то символика Хэллоуина с явно сатанинским оттенком. Хотя некоторые готовы видеть в этом просто невинную шутку, мне кажется, что с темными силами даже в шутку заигрывать не стоит.
В Православной Церкви, когда мы крестим человека, мы просим повернуться его в сторону запада, плюнуть и дунуть на сатану. Это единственное отношение, которое может быть ко всем тем силам, которые, пусть даже в шутку, вспоминаются в Хэллоуин.
Когда подобным образом поминают нечистую силу, то оправдать это в какой-то степени, казалось бы, может только, если люди во все это не верят, для них все — игра. Но мы знаем, что дьявол как раз очень заинтересован в том, чтобы в него не верили. Это Бог хочет, чтобы в Него верили.
Когда в игровом виде темные силы вспоминаются, естественно, что никто не воспринимает всерьез: «Мы же просто так играем, а ничего на самом деле и нет». А оно на самом деле есть, и понятно, что любой верующий должен держаться подальше от подобного рода «праздников».
Но вот запрещать праздник Хэллоуин, думаю, не имеет смысла. Я вообще против каких бы то ни было официальных запретов. Кто может официально запретить? Государство? Мне кажется, Церковь должна как можно меньше прибегать к покровительству государства в каких бы то ни было вопросах.
Да и запретный плод — он всегда слаще.
Думаю, что вопрос решается проще: если родители верующие, православные, то они вполне могут сказать своим детям: «Вам в этом празднике участвовать нельзя». И объяснить, почему.
Священник Кирилл Горбунов, директор Информационной службы римско-католической архиепархии Божией Матери в Москве:
Праздник хэллоуин. Важно не заиграться
Озабоченность священников и светских властей можно понять. Говоря о Хэллоуине, они имеют в виду чисто светский фестиваль, который на Западе, например, в Америке, приобрел в последнее время характер настоящей истерии. Так, в прошлом году американцы потратили на наряды и на конфеты для Хэллоуина фантастическую сумму в 6,5 миллиардов долларов.
Налицо некая форма массового безумия, которая, как многократно отмечали представители Церкви и общественных организаций, носит порой не только гротескный, но и зловещий характер.
Хотя в большинстве случаев, конечно же, речь все-таки идет о невинных развлечениях, страшилках, которые всегда были популярны у детей и подростков.
Что же касается позиции Католической Церкви: если смотреть на ситуацию в контексте церковного года, то у этого празднования есть логическое обоснование, которое не все знают.
В российской прессе появляются выражения из серии — «Поздравляем с Хэллоуином — Днем всех святых». Но Хэллоуин — это канун Дня всех святых (именно так и расшифровывается это слово в переводе с английского — Evening before All Hallows). Он предшествует двум крупным церковным праздникам — Торжеству всех святых (1 ноября) и Дню поминовения всех усопших (2 ноября).
Это время верующие люди переживают как период, когда наше внимание больше обращается на незримое. Мы осознаем, что мир гораздо больше, чем мы привыкли задумываться, что существует сонм святых, которые молятся за нас и содействуют нам в этой жизни.
Второго октября мы молимся о людях, которые еще не достигли вечного лицезрения Бога, которые нуждаются в наших молитвах для того, чтобы пройти через это промежуточное состояние к окончательной цели своей жизни. Понятно, что эти идеи — нормальная составная часть христианской веры, но в эти дни мы размышляем о них с особым усердием и глубиной.
В этом контексте можно сказать, что Хэллоуин, не будучи, естественно, никаким церковным католическим праздником, напоминает о немаловажной вещи: о том, что нас окружают незримые силы, в том числе и такие, что искушают человека, пытаются ему повредить. Но Божьей помощью мы можем победить их и даже посмеяться над ними. Ведь мы знаем, что во Христе все бесовские, демонические силы уже потерпели поражение.
И эта идея праздника Хэллоуина активно используется Католической Церковью в катехизических целях. Если после этого светского фестиваля приходят в храм и молятся о торжестве Бога и царства святых, — в этом, безусловно, есть глубокий смысл.
Отдельный вопрос — может ли христианин надевать на себя маску, личину злой силы? Традиционно, например, в Рождество устраиваются мистерии, в которых кому-то из участников порой приходится изображать злых духов — ведь они тоже играют свою роль в истории спасения. Люди, которым выпадает задача предстать на несколько минут в подобных ролях, признаются, что, благодаря этому они начинают глубже понимать трагедию греха и величие милосердия Божия, необратимость победы Бога над силами зла.
Но ничего хорошего нет, когда празднование оторвано от церковного и духовного контекста и, более того, является торжеством суеверий. Тем более, если человеку хочется на какое-то время вырваться за пределы привычных «условностей», отождествиться с силами зла, побыть на его стороне. Может оказаться так, что подобные «игры» изменят личность человека, его психологию. И этот выбор начинает воплощаться, часто помимо воли самого человека, в его настоящей, а не игровой жизни.
Но, как известно, если пытаться что-то запрещать, оно может приобрести еще большую популярность и притягательность. Так что в прямых запретах большого смысла нет. Да у нас в стране и не идет речь о запрете вообще, разговор касается только празднования в общественных организациях, например, в школах.
Кстати, несколько лет назад СМИ сообщили о том, что Папа Бенедикт XVI будто бы лично осудил Хэллоуин. Это не соответствует действительности: речь шла о высказывании известного испанского литургиста в статье в L’Osservatore Romano — газете, которая считается официальным печатным органом Святого Престола. Этот священник говорил о том, что Хэллоуин имеет ярко выраженный оккультный и антихристианский подтекст. Это мнение, к которому стоит прислушаться, но, конечно же, не учение Церкви.
Заместитель начальника Совета муфтиев России Рушан хазрат Аббясов:
Вместо Хэллоуина нужно найти праздник, который объединил бы всех детей
Праздник Хэллоуин — то, что сегодня выдумано, искусственно занесено в нашу страну, и никак не связано с ее традициями, в веках складывающимся представлениями. Но о каком-то массовом официальном запрете «праздника» говорить сложно. Все-таки мы живем в светском государстве. Тем более нам нужно понимать, что подобного рода проблемы должны решать не религиозные деятели.
С другой стороны, мы, по мере сил, пытаемся бороться с какими-то проявлениями греха, будь то алкоголизм, гомосексуализм, увлечение «оккультными практиками» и так далее. То есть с тем, что чуждо нашему вероучению и является введением людей в заблуждение, ведением их ко греху.
Нужно внимательно относиться к сегодняшним явлениям, которые пропагандируют что-то нездоровое, (а атрибутику Хэллоуина здоровой никак не назовешь). Заигрывание с нечистой силой, даже если они не воспринимаются серьезно, уводят от веры в Единого Бога. Молодежь заблуждается, думая, что подобные празднества – не более чем веселое времяпровождение.
И своих детей (говорю это в том числе и как отец) мы будем стараться оберегать от подобного рода явлений. Чтобы они и сами поняли «ценность» подобных мероприятий, которые могут сбить человека с правильного пути.
Наверное, стоит задуматься об альтернативе Хэллоуина, который нам навязывается. Может быть, Межрелигиозному Совету России удастся найти какой-нибудь праздник, который бы сегодня объединял наших детей, невзирая на их религиозную и национальную принадлежность. Ведь мы все объединены нашим государством, испокон веков жили и живем в добрососедстве, нас объединяет общая история. И добрые объединяющие праздники нам всем очень нужны.
Вы прочитали статью Праздник Хэллоуин: нужно ли запрещать?
Читайте также про праздник Хэллоуин:
Вас может заинтересовать видео про праздник Хэллоуин: