Нет разницы во что верить, главное действительно *верить* Я вообще не знаю в чем же грех христианину принять ислам, знаю лишь одно: приняв иную религию ты изменяешь не только богу, но и себе, это уже первоначальный навык (опыт) сказать по*** чему-либо и перекинуться на другое. Это все равно, что изменять мужу.
Некоторое время читала посты на данном форуме, хотела найти ответ, но лучше, если я четко поставлю свой вопрос.
Сначала предыстория. Я православная, крещеная. В церковь хожу крайне редко. Когда была маленькая, мне было очень интересно в церквях. Но в один момент я изменила своё отношение к религии и вере в целом. Ежегодно, если не сказать, ежедневно, мои убеждения укрепляются. Я верю в Бога. Я верю в высшую силу. Я знаю, что она есть. Но я не могу сказать, что я полностью уважаю Церковь, увы. Я уважаю тех искренних людей, кто действительно посещает церковь для души своей и своих близких. Я крайне уважаю тех людей, кто без корысти и «галочки» считается с законами Библии.
Так же я отношусь и к мусульманам. И к людям любых других религий. Я не допускаю фанатизм в религии. Думаю, что верующие и адекватные люди меня поймут.
Я молюсь Богу мысленно или словесно, но только когда я одна.
Для того, чтобы мне выйти замуж за моего мужчину, мне нужно принять ислам. Это его условие.
Я готова его принять, хоть мне это и нелегко. Выше я уже описала своё отношение к религии, тем не менее, есть некоторое чувство предательства моей семьи, моего народа.
У меня вопрос к мусульманам. Разве можно ставить условие смены веры для женщины, если мусудьманин хочет на ней жениться? Неужели обряды важнее доброй семьи с детьми и взаимное уважение, помощь, любовь? Как донести до человека, что наши веры похожи, что все веры похожи, что Бог он один, закон жизни и смерти одинаков для всех? Как мне сделать так, чтобы начать совершать намаз не для «галочки»? Неужели это неверно, что я считаю, что лучше мне оставаться православной и честной, чем просто сменить веру для замужества.
Публикуемое ниже интервью диакон Георгий Максимов дал еще зимой журналисту одного либерального издания, которое планировало большую подборку материалов о русских мусульманах, исламе, «разочаровании в Церкви». Номер вышел в свет, но… без беседы с отцом Георгием: оказалось, что его ответы не «подходят» направлению газеты.Вопросы, задаваемые журналистом, не перестают быть «горячими» для СМИ, а сама история с «неудобным» интервью показательна именно как пример диалога с представителем светско-либеральной части нашего общества. Вот почему мы и решили познакомить наших читателей с этой беседой.
– Христианство – это не просто признание некоего абстрактного Бога и набор расхожих моральных предписаний. Христиане верят в Иисуса Христа – Бога, Который стал Человеком, Который не просто спускает «сверху» директивы, как жить правильно, а Который стал как один из нас, жил среди людей и Своей жизнью, смертью на кресте и воскресением из мертвых открыл нам путь спасения. В такого Бога человек, ставший мусульманином, не верит. В Коране прямо порицается учение, что Христос есть Бог и Сын Божий (5.17, 9.30). Если христианин принимает ислам, то это значит, что он отрекается от Христа, сказавшего: «Я Сын Божий» (Ин. 10: 36). И к такому человеку относятся слова Иисуса: «Кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мф. 10: 33). «Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем» (Ин. 3: 36). Вот почему это духовная трагедия, о которой скорбит Церковь. Что же касается заповедей, то они в разных религиях различны; пересечения, конечно, есть, но их не так уж много.
– Актуальна ли на сегодняшний день для Русской Православной Церкви проблема принятия христианами ислама? Делаются ли какие-то шаги по предотвращению этого, или вера – личный выбор каждого, в который Церковь не имеет права вмешиваться?
Церковь скорбит о тех, кто от Спасителя ушел в иную религию, потому что рассматривает этот шаг как ошибочный.
– В личный выбор в принципе невозможно вмешаться. В недавнее время это хорошо проиллюстрировал пример новомучеников Российских, которые сохранили веру даже несмотря на то, что атеисты их подвергали издевательствам, пыткам, тюремным заключениям и казням. Конечно, Церковь скорбит о тех, кто от Христа Спасителя ушел в какую-либо иную религию, в том числе в ислам, потому что рассматривает сделанный ими выбор как ошибочный. Но к числу актуальных церковных проблем это не относится, поскольку явление это, в общем, маргинальное. Мне доводилось слышать о том, как иногда священники по просьбе родственников проводили беседы с теми, кто начинал увлекаться исламом. А некоторые авторы создавали апологетические тексты, которые позволяют задуматься такому человеку. Но это всё частные инициативы, а не какая-то систематическая общецерковная работа.
– По сравнению с христианством популяризировать идеи ислама проще? Можно ли утверждать, что для миссионерских целей ислам «удобнее»?
– Отдельные идеи ислама более выгодно смотрятся в глазах современного мира – например, допустимость многоженства, но если брать ислам в целом, то продвигать его не слишком просто, поскольку в обществе сформировался довольно негативный образ ислама, на что часто жалуются сами мусульманские проповедники. Это касается не только темы терроризма, но и, например, положения женщины, а также и того агрессивного имиджа, который создан благодаря поведению некоторых представителей кавказской молодежи. Конечно, мусульманские апологеты стараются разрушить этот негативный образ, но пока что они и сами вряд ли признают, что их труды полностью увенчались успехом.
– Не кажется ли вам, что скандалы вокруг РПЦ – одна из причин утраты доверия христиан к своей Церкви, которая приводит к поиску новой веры?
Не бывает такого примитива, что глубоко верующий христианин прочитал скандальную новость в интернете и сорвал с себя крест
– Мне кажется, что это именно тот результат, которого добиваются люди, раздувающие эти скандалы. Однако в реальности утраты доверия христиан к Церкви не наблюдается. Численность прихожан меньше не стала. Антицерковные настроения выросли в среде тех, кто был лишь номинально христианином, но людей воцерковленных они затронуть не могут. По той простой причине, что основой веры являются живые отношения человека с Богом, которые он обрел в Церкви. Этот личный опыт жизни с Богом никак не может быть опровергнут информацией, что какой-то священник или высокий церковный чин совершил какой-то грех. Поскольку в Православии нет учения о безгрешности священников, и поскольку не вера в священников является основанием духовной жизни человека. Наша вера называется христианство, а не «священнианство». Охлаждения в вере и отпадения, конечно, бывают, но причины этого гораздо более сложные, и сам человек редко говорит о них откровенно. Не бывает такого примитива, что, мол, глубоко верующий христианин прочитал скандальную новость в интернете и сорвал с себя крест со словами: «Ну всё, ухожу теперь в мусульмане!» Кроме того, в СМИ немало скандалов, связанных с исламом и мусульманскими духовными лицами, поэтому для перехода в ислам скандалы явно причиной быть не могут, даже если сам человек ее называет. Подлинная причина лежит глубже.
– Вероятно, вы знакомы с содержанием Корана и другой исламской литературой. Что, на ваш взгляд, главным образом убеждает людей исповедовать эту религию?
– Большинство исповедует ислам просто по традиции. Для тех, кто хорошо сведущ в своей религии, главным стимулом, по моему мнению, является чувство собственной исключительности, которым наделяет мусульманина его вера.
– Влияет ли на это социально-бытовое устройство мусульман: община (джамаат), где все братья и сестры, что привлекает, например, одиноких людей?
В любом московском храме вам расскажут о мусульманах, которые приходят просить помощи в трудной жизненной ситуации
– В подавляющем большинстве случаев причиной принятия ислама является желание девушки выйти замуж. Хотя бывают и девушки, которые обращают своих женихов-мусульман в Православие. Что касается парней, то в некоторых случаях не община в целом, а конкретная компания сверстников-мусульман может создавать привлекательный образ такой дружной общины. В некоторых случаях это может играть свою роль, особенно в регионах или коллективах, где мусульман большинство, но я бы не стал называть это типичным. Здесь всё не так просто. Я знаю русского парня, который принял ислам, и когда он был успешен, у него было много друзей из мечети. Но когда он лишился работы, машины, семьи, выпал из прежней жизни, все друзья-мусульмане вдруг стали очень заняты, куда-то испарились. В любом московском храме вам расскажут о мусульманах, которые приходят просить помощи в трудной жизненной ситуации. И ссылаются на то, что в мечети им не помогли. Если бы мусульманская община была такой, какой вы ее описали, думаю, таким людям не пришлось бы идти за помощью к христианам. И я знаю не один пример, когда мусульманин принимал крещение, сказав, что нигде не видел такой любви к себе, как в православном храме. Еще больше бывших мусульман вы найдете на некоторых протестантских собраниях в Москве, поскольку протестанты ведут активную миссию среди мигрантов, чего пока нельзя сказать о Православной Церкви.
Не существует сейчас в суннитском исламе механизма, который бы заставил признавать, что слушать надо только вот этого муфтия
– В исламе несколько течений, большинство мусульман (около 90%) исповедует суннитское направление. Умма суннитов децентрализована. В ней нет своего папы римского или вселенского собора, который мог бы решить: вот, правильно именно таково понимание Корана, а такое понимание неправильно, – и все сунниты послушаются. В первые века ислама такая фигура была – халифы. Они считались наместниками «пророка», и у них была власть не только светская, но и вероучительная. Они составляли Коран, определяли, что верно, а что неверно, преследовали еретиков. Когда халифат был упразднен, такой фигуры не осталось. И сейчас есть просто много авторитетных знатоков ислама, которые в принципе равны друг другу по статусу. Один, к примеру, может заявить: теракты смертников против мирного населения – это грех, и для мусульманина это неприемлемо. А другой заявит: это восхитительная борьба на пути Аллаха, и каждый мусульманин обязан ей содействовать. И вот простой мусульманин волен сам решать, кого из двух он послушает. Не существует сейчас в суннитском исламе такого механизма, который бы заставил его признать, что слушать надо только этого муфтия, а этого совсем не надо. Как вы понимаете, такое положение вещей весьма способствует тому разнообразию мнений, о котором вы спрашиваете.
– По мнению протоиерея Владимира Вигилянского, доктрина мусульманской веры построена на том, что правоверный муслим априори «избранный и безгрешный», в отличие от грешника-христианина. Именно поэтому, считает отец Владимир, мусульманами проще манипулировать, порой преследуя самые страшные цели. Вы согласны с его позицией?
– В чем корень того, что ислам небезосновательно ассоциируют с терроризмом? Как получилось, что мусульмане во многом «монополизировали» террористическую деятельность, прикрываясь и используя веру?
– Причина такого ассоциирования в том, что большинство религиозно мотивированных терактов с человеческими жертвами совершают именно мусульмане. Это факт. Можно посмотреть доклад Национального Контртеррористического центра США, который ведет мониторинг ситуации по всему миру. В отчете за 2011 год указывается, что на «суннитских экстремистов третий год подряд приходится наибольшее число терактов и погибших. Более 5700 инцидентов было связано с суннитскими экстремистами, которые ответственны за почти 56 процентов всех терактов и около 70 процентов всех смертей от терактов». По статистике этого центра, 43% терактов совершено по нерелигиозным мотивам (националистическим, сепаратистским, экологическим и т.п.). А из 57% религиозно мотивированных – 56% совершено мусульманами. Корень – в том, о чем было сказано выше. Среди религиозно мотивированных террористов попадаются и христиане, и буддисты, но число их мизерное, меньше статистической погрешности. Это не удивительно, если мы вспомним, что ни Христос, ни Будда никогда в жизни не брали в руки меч. А у Мухаммеда было девять мечей, и они ему служили не просто для украшения интерьера.
– Есть распространенное мнение о нетерпимости мусульман. Но разве довольно агрессивная реакция православной общественности на выходку панк-группы «PussyRiot» не обнажила схожую нетерпимость религий?
Верующие – тоже люди, и у них есть право быть защищенными от богохульства
– С одной стороны, кровавые теракты с тысячами жертв, а с другой стороны, много возмущенных слов и одна сорванная майка – по-вашему, здесь уместно говорить о сходстве? Мне кажется, агрессивной скорее следует назвать реакцию сторонников упомянутой панк-группы. Кто писал: «Free Pussy Riot» – кровью убитых людей? Кто спиливал поклонные кресты, осквернял храмы, заливал чернилами иконы? А с православной стороны лишь возмущенные слова и одна сорванная майка. Судила же этих женщин не Церковь, а светский суд. Тем, кто говорит, что Церковь должна была их отпустить и простить, я бы хотел напомнить, что Церковь вообще-то сначала так и поступила. В первый раз свою выходку они пытались провести в Елоховском соборе, работники храма их просто вывели и отпустили с миром. Ни полицию вызывать не стали, ни заявления писать. Чем ответили эти женщины? Еще более вызывающей выходкой в храме Христа Спасителя. Почему-то наши СМИ это обстоятельство «забыли». К слову, когда в Германии сторонник этой панк-группы попробовал провести акцию в их поддержку в Кельнском соборе, представители Католической церкви с первого же раза вызвали полицию и подали на него заявление в суд. И это нормально. Верующие – тоже люди, и у них есть право быть защищенными от такой ситуации, когда они, придя в храм, вынуждены будут выслушивать богохульства и издевательства в адрес своей веры. Собственно, и немецкий суд признал этого человека виновным именно в нарушении прав верующих.
– Вы лично знакомы с православными, принявшими ислам?
– Поскольку я специализировался на христиано-мусульманских отношениях, то в разное время мне на почту писало немало людей, говоривших, что они перешли из христианства в ислам. С некоторыми я встречался лично. Почти все они не знали даже азов христианства, самых элементарных вещей. Исключением здесь являются случаи, когда бывшие священники принимали ислам. Например, мне доводилось общаться с Али Полосиным. Он, конечно, знал христианское учение. У меня сложилось впечатление, что он принял ислам не из-за религиозной мотивации. Это мое личное мнение. Хотя, видимо, не только у меня оно возникло. Помню, как с удивлением увидел на одном из мусульманских форумов несколько лет назад всерьез высказанное обвинение, что Полосина будто бы специально заслала Русская Православная Церковь, чтобы разрушать российский ислам изнутри. Это, конечно, абсурд, но, тем не менее, показывает, что спектр реакций на «конвертов» может быть очень широкий. Известны мне и примеры людей, которые, обратившись в ислам, затем с покаянием вернулись в Церковь.
– Узнав о том, что кто-то из ваших прихожан планирует стать мусульманином, что вы предпримете?
– Побеседую с ним. Дам почитать литературу. Буду молиться за него.
– Если бы к вам пришел мусульманин, желающий стать православным, вы бы согласились провести таинство крещения? В вашей практике бывали такие случаи?
На каждом московском приходе вы найдете среди прихожан бывшего мусульманина.
– Как диакон, я не могу совершать крещение, это делает священник. Но, к примеру, проводить огласительные беседы (подготовку ко крещению) с бывшими мусульманами, желающими стать православными, мне доводилось. Ничего исключительного здесь нет – на каждом московском приходе вы найдете среди прихожан бывшего мусульманина, и каждый священник в более-менее крупном городском приходе имеет опыт крещения мусульман, которые сами пришли ко Христу и попросили принять их в Церковь.
Хочу принять ислам и выйти замуж за мусульманина. Грех ли принимать ислам православной?
Лучший ответ по мнению автора
Здравствуйте.Ислам это чистая религия.У нас в республиках поволжья и приуралья очень много смешанных КРЕПКИХ браков.Принимать или не принимать ислам это личное Ваше решение.Вас к этому никто принуждать не будет и не должен.Главное в будущей семье должна быть ЛЮБОВЬ и ВЗАИМОПОНИМАНИЕ.У нас многие правослаславные приняли ислам, но это никак не отразилось на семейном счастье.
Желаю Вам крепкой дружной семьи.
03.02.13
Лучший ответ по мнению автора
Другие ответы
Евгений IRON
Сейчас такие случаи участились, создаётся впечатление, что это программа по распространению ислама. Для анализа стоит найти людей, которые так поступили и стали счастливы. Истинная вера в Бога основывается на глубоком понимании Библии.
Александров Валерий Витальевич
Вряд ли Вы православная. Номинально крещеная — вероятно. Есть ли у Вас личные взаимоотношения с Богом? Думаю нет. Возможно, будете такой же номинальной мусульманкой. Тогда зачем задавать вопрос?
Эта история опубликована на сайте греческого православного прихода святых Константина и Елены города Шайенн, штат Вайоминг, США.
Мой путь веры с Иисусом и ради Иисуса начался, когда мне было десять лет. По окончании первого семестра в школе я гостил у дяди моего отца. У него был сын, он много путешествовал и побывал в нескольких европейских странах. Он собрал коллекцию подарков, которые получил от проживающих там знакомых. В его коллекции был небольшой крест, и он привлек мое внимание. Когда я захотел узнать, что означает этот крест, этот человек вкратце рассказал историю Пророка Иисуса.
Мое обращение не было внезапным и не все шло гладко: оно состояло из нескольких этапов, я переживал болезненные состояния, обусловленные моими слабостями, были и поражения. Мое возрастание в христианской вере происходило медленно, поскольку Бог готовил меня к нужному моменту. В тот период были чудесные совпадения. Иисус говорил со мной по-разному и выбрал для меня лучшее время для обращения.
Я никогда не посещал исламское общественное богослужение по пятницам. В основном из-за моей крайней застенчивости. Однако часто читал Коран и регулярно совершал ежедневный намаз в течение нескольких лет. Также соблюдал исламский пост в месяц Рамадан. Даже когда был ребенком, религия особенно привлекала мое внимание. Мне нравилось слушать рассказы о пророках и благочестивых людях ислама. Из всех этих историй мне больше всего понравились истории об Иисусе. Живой интерес к историям о жизни Иисуса заставил меня читать 19-ю главу Корана почти каждый день.
Но я и не думал о том, чтобы зайти в церковь. Однажды случайно увидел часть христианского богослужения на греческом телеканале. Хотя я не понимал ни единого слова, увиденное настолько меня увлекло, что я начал подражать действиям священника. Сложил крест из игрушек и попытался петь во весь голос.
Тогда же, желая узнать о христианстве, я принялся всех расспрашивать о нем. Однако не смог получить удовлетворительных ответов на свои вопросы, потому что некоторые люди (например мой отец) говорили о том, что делают христиане, а не чему учит христианство, а другие (старые и уважаемые родственники) твердили, что в христианстве нет ничего достойного изучения. Потому что единственная истина – в Коране.
Чем чаще я читал Коран, тем больше вопросов возникало у меня, и они беспокоили меня
Чем чаще я читал Коран, тем больше вопросов возникало в моей голове, и они беспокоили меня. Две длинные главы Корана рассказывают историю чудесного рождения Иисуса, но почти ни один стих не объясняет, почему и как крест стал важной и незаменимой частью христианства. В некоторых фильмах, которые я видел, Иисус изображался в виде распятого человека, но Коран отрицает это одним стихом, будто бы этого и не было.
Мусульманский учитель из школы, к которому я обратился за разъяснениями, сказал, что Коран содержит длинный и подробный рассказ о чудесном рождении Пророка Иисуса, потому что христиане неверно истолковали это чудо как признак Его божественной природы. При этом в Коране почти ничего не говорится о значении креста в жизни Иисуса, хотя крест является главным символом Спасителя в христианстве. Это было странно. В то время я не знал, что христиане празднуют Воскресение Христа.
В средней школе – мне было уже 13 лет – у меня появилась возможность больше узнать о христианстве на уроках религии. Сравнительный анализ разных вероучений имел цель убедить нас в том, что ислам является первой и единственной религией, данной свыше. Все посланники и пророки были посланы проповедовать ислам, и последний посланник – Мухаммед – установил ислам на земле навсегда и без возможности отклонения.
Когда я сказал своему учителю, что прочитал Коран и хотел бы прочитать другие боговдохновенные книги, он ответил, что это невозможно, потому что еврейские раввины и христианские лидеры исказили откровения, бывшие до ислама. Этот аргумент сначала не показался мне неправдоподобным, но дальнейшие утверждения учителя вызвали во мне еще большие любопытство и сомнения.
Он сказал, что после того, как Пророк Иисус был взят на Небеса Аллахом, христиане утратили истину, которой Он учил, и многие люди написали фальшивые версии книги, открытой Иисусу Аллахом. Когда люди не смогли узнать, какая из них истинный Инджиль («Евангелие» на арабском языке) из-за большого количества противоречащих друг другу версий, христианские священники созвали собор и выбрали четыре нынешних Евангелия из сотен различных вариантов. Эта история казалась мне смешной, потому что я понимал: христианин не может не знать об этом соборе и при этом оставаться христианином!
Мой интерес к христианству рос день ото дня, и учитель религиоведения счел необходимым посоветовать мне не доверять христианству и его писаниям и постарался показать некоторые противоречия в Евангелиях. Однажды он нашел возможность поговорить о христианстве и раскритиковать «противоречия» в Евангелиях во время перерыва. Он сказал: христиане верят, что Пророк Иисус есть Сын Божий, но их первое каноническое Евангелие отрицает это учение, называя Иисуса сыном Иосифа уже во вступительной главе. Некоторые из моих друзей, присутствовавших при разговоре, кивали головами и улыбались, подтверждая сказанное учителем, но моя реакция на его слова удивила всех. Я сказал: «Нам нужно спросить христиан и получить от них ответ. Наверняка, у них должно быть хорошее объяснение».
Меня как мусульманина побудило исследовать христианство то, как высоко Коран ценит и превозносит Иисуса, Которого считает одним из пророков. Согласно Корану, Иисус обозначен как Слово Аллаха, как Дух, исходящий от Аллаха, и единственный Мессия. Вся Его жизнь была основана на чудесах, которые отличали Его от остальных пророков. В Коране написано, что Аллах даже позволил Иисусу создать птиц из глины.
Несмотря на все эти отличительные черты, Иисус был провозглашен пророком, чья миссия ограничивалась Израилем. Более того, Коран обвиняет христиан в обожествлении своего пророка, не указывая явной причины обожествления. Исламские писатели, чьи статьи я читал, утверждали, что некоторые христиане дошли до крайности в почитании Иисуса и сделали из него полубога. Таким образом, обожествление Иисуса было результатом «чрезмерного уважения», оказанного Ему последователями.
Когда я провел некоторое исследование вопроса о Божественной природе Иисуса с христианской точки зрения, то был потрясен и почувствовал разочарование в своей исламской вере. Во-первых, у христианства не было учения, подтверждающего исламскую гипотезу о превращении Иисуса в полубога. Христиане изначально считали Иисуса истинным Богом, а не полубожеством. Во-вторых, христианское богословие прекрасно объясняет, почему Иисус, Которого также называли Пророком, достоин поклонения.
Не «из чрезмерного уважения» человека сделали равным Богу. Но Бог вочеловечился из любви к людям ради их спасения!
В отличие от утверждения в Коране, что христиане сделали человека равным Богу из уважения, христианство учит, что Бог вочеловечился из любви к людям ради их спасения. Наконец, некоторые расплывчатые титулы Иисуса в Коране (например «Слово Бога») поразительным образом обрели смысл в фундаментальном христианском учении о Божественной природе Иисуса. Христианское богословие учит, что Иисус равен Богу, потому что является нетварной и предвечной Премудростью и Словом Бога, Которым всё сотворено.
Другое возражение ислама против Божественности Иисуса фактически позволило мне ответить на жизненно важный вопрос: почему Коран не удовлетворен христианской идеей равенства Иисуса с Богом. Коран отвергает Божественную природу Иисуса, а Его деяния сводит к миссии пророка местного значения, ибо он (Коран) рисует картину повторяющейся череды пророков. Считается, что ислам – это единственная истинная религия, ниспосланная единственным истинным Богом.
Все пророки, упомянутые в Коране, проповедовали ислам своему народу и пытались утвердить его как истинную систему веры. Однако постоянные отклонения от единственной истины происходили сразу после смерти каждого пророка, что делало невозможным прочное установление ислама на земле до пришествия Мухаммеда. Мысль о том, что Мухаммед смог сделать то, что не смогли сделать все другие пророки (первое успешное установление и распространение ислама), очень беспокоила меня, поскольку это косвенно показывало всех посланников, кроме Мухаммеда, некомпетентными и жалкими религиозными деятелями.
Кроме того, исламское утверждение о неистинности прежних религий (иудаизма и христианства) основано на предположении, что Бог странным образом решил забывать о Своем послании после смерти каждого из посланников. Вместо того чтобы сохранять истину, которую Он открыл, Он продолжал посылать ее снова и снова, поскольку некоторые злые люди искажали ее. Однако в христианском богословии Бог сохранял Свое слово и не допускал расхождений между Своим прежним посланием (Ветхий Завет) и новым посланием, которое Он проповедовал через Иисуса (Евангелие). Таким образом, ислам утверждает, что имело место неизбежное нарушение передачи Божественной истины до тех пор, пока последнее откровение не было дано Мухаммеду; христианство же утверждает, что передача истины была непрерывной и прогрессировавшей и достигла совершенства в Иисусе, Который есть воплощение Бога.
В то время мое простое, но ревностное исследование христианства ограничивалось чтением различных энциклопедий, содержащих объективное представление христианства, а также некоторых книг, которые позволяли читателю провести сравнение трех авраамических религий. Тем не менее мои познания в христианском богословии были неполными, так как у меня не было возможности получить доступ к христианским писаниям до того дня, когда один из моих двоюродных братьев попросил меня помочь ему с его школьным проектом. Мы встретились и пошли в небольшой магазин, где продавались подержанные книги. На полке мне попалась очень тонкая пыльная книжка. Взяв ее в руки, я увидел, что это Евангелие от Марка! Я чувствовал себя так, как чувствуют люди, которые взволнованы и счастливы, зная, что за углом увидят своих близких, которых не видели целую вечность. Думал, что ноги вот-вот оторвутся от земли, потому что мое нетерпение было невыносимым. Хотелось прилететь домой и прочитать Евангелие от Марка, которое было «вторым Евангелием, отобранным на Никейском Соборе», по мнению моего учителя и некоторых других мусульман.
В тот же день я прочитал Евангелие от Марка более трех раз.
В тот же день я прочитал Евангелие от Марка несколько раз
Честно говоря, я не понял некоторых вещей в этой книжке, хотя она крайне тонка по сравнению с Кораном. Я стремился прочитать и признать ее содержимое почти с абсолютной убежденностью, отдавая приоритет чтению, а не пониманию. Когда прочитал первое предложение своей сестре, она сразу возразила и сказала, что Иисус не может быть Сыном Божиим, потому что Бога нельзя разделить. В то время я действительно не знал, почему Евангелие называет Иисуса Сыном Божиим. В сноске было только сказано, что термин «Сын Божий» означает духовное родство между Богом и Иисусом, а не физическое. Этого было достаточно, чтобы заставить замолчать сестру, которая сказала, что все равно не хочет читать и слышать Евангелие, потому что оно не является достоверным в отличие от Корана.
Мое исследование Евангелия от Марка было сосредоточено на его отличиях от Священного Писания ислама в отношении стиля повествования. Евангелие рассказывает только об Иисусе с некоторыми ссылками на других пророков и посланников. Коран, наоборот, содержит длинные рассказы о пророках до Мухаммеда. Второе отличие заключалось в том, что Евангелие не отрицает иудейские догматы, тогда как Коран подчеркивал ошибки и отклонения прежних религиозных общин и отрицал истинность основных христианских доктрин. Должен признаться, что больше всего меня удивило в Евангелии от Марка отсутствие повествования о чудесном рождении Иисуса! Хотя оно неоднократно называет Иисуса Сыном Божиим, в нем ни разу не проводится связь между этим титулом и рождением Иисуса от Девы. Тем не менее, оно прекрасно объясняет, что значит крест в жизни Иисуса и как крест стал символом христианства.
Как только домашним было объявлено, что я купил Евангелие от Марка, мать вспыхнула гневом. Она была консервативной мусульманкой, часто читала Коран, хотя из-за проблем со здоровьем не могла соблюдать другие предписания ислама. Отец был последним в семье, кто узнал, что я изучаю Евангелие от Марка. Ко всеобщему удивлению, он поначалу выказывал скорее любопытство, чем возмущение или равнодушие. Он выразил желание почитать Евангелие. Прочитав на выходных, сказал мне, что эта книга не впечатляет, поскольку в ней Иисус изображен только как чудотворец, похожий на известного волшебника. Добавил, что не нашел в книге убедительного мировоззрения.
Поскольку я наивно полагал, что чтение Евангелия сделает меня христианином, я решил дать своим аквариумным рыбкам христианские имена, считая это частью своей новой религии. Я и христианское кладбище устроил для умерших рыбок. Поскольку эти действия казались моим родителям смешными, они не видели в них ничего опасного или серьезного. Однако мои тайные планы отпраздновать свое первое Рождество в конечном итоге заставили родителей принять некоторые меры предосторожности, чтобы не допустить моего возможного обращения.
Получилось так, что Рождество совпало с днем, когда моя семья собралась вместе с семьями моих двоюродных братьев и сестер. Тогда я предложил двум своим двоюродным братьям присоединиться ко мне и отпраздновать мое первое Рождество. Им понравилась идея, но не потому, что они интересовались христианством, – им просто нравилось делать что-то тайно и хотелось пережить какое-то приключение. Наша тайная Рождественская вечеринка была организована прекрасно, и все шло хорошо, пока мы не обнаружили, что Сочельник на самом деле был в предыдущую ночь! Я ошибочно считал, что Рождество празднуется 26 декабря. Несмотря на свое разочарование и насмешки кузенов, я продолжал отмечать свой первый праздник с той же радостью и волнением. Я добавил элемент богослужения в светскую вечеринку, когда окунул кусок хлеба в стакан с красным вином и проглотил его, произнеся несколько фраз на арамейском языке, которые выучил из Евангелия от Марка.
На следующий день я смело признался родителям, что отпраздновал свое первое Рождество и еще раз доказал свою приверженность христианству. Это признание, к сожалению, вызвало множество трудностей, которые заставили меня отказаться от веры через месяц. Родители пригласили своего близкого друга и устроили сеанс критики христианства. Наш гость утверждал, что много знает обо всех религиях, и рассказал о своем всестороннем исследовании христианства. Он утверждал, что христианство не есть религия, данная нам свыше, потому что Бог хотел, чтобы Его творение имело единственную истинную религию – ислам.
Отвечая на мои вопросы о происхождении христианства, он обвинил человека по имени Павел в создании новой религии и разрушении истинной религии, проповеданной Пророком Иисусом. Я возразил ему, напомнив, что в Коране нет стихов, подтверждающих его утверждения. Мое возражение заставило его не только говорить громче и яростнее, но и изменить стратегию. Он начал описывать условия жизни в Средние века и рассказал о том, что европейцы не знали понятия чистоты. Я вежливо попросил его не путать культурные особенности с религиозными учениями.
Как последнее средство он положил Коран рядом с Евангелием от Марка на журнальном столике и сделал заключение, что Коран лучше, потому что он намного толще Евангелия. В тот момент я сделал две роковые ошибки: во-первых, сказал, что его вывод не логичен; во-вторых, Коран, естественно, толще, потому что в нем повторяются одни и те же истории снова и снова.
Моя самозащита обозлила родителей и особенно отца, который даже попытался меня побить. Он был в ярости, потому что я вел себя нагло и непочтительно по отношению к пожилому мужчине и критиковал Коран – единственное писание, которому он верил и которое почитал. Меня попросили выбрать один из двух вариантов: либо забыть о христианстве и снова стать мусульманином, либо покинуть дом. Я был в отчаянии и напуган, ведь я был еще очень молодым человеком.
Отец поставил меня перед выбором: забыть о христианстве или покинуть дом. Я был в отчаянии
По моим щекам катились слезы. Я пообещал оставить христианство и перестать критиковать ислам. На следующий день отец попросил меня позволить ему сжечь Евангелие от Марка, потому что он хотел быть уверенным, что я сдержу свое обещание. Мать настояла, чтобы он не сжигал Евангелие, потому что было бы грехом уничтожать текст, в котором встречается имя Иисуса. Отец неохотно согласился и приказал мне отнести книгу в магазин, где я ее купил. Чтобы убедить отца, что я оставил христианство, мне пришлось сказать, что Евангелие – это книга, полная несоответствий, и я указал на последние слова Иисуса на кресте в Евангелии от Марка. Иисус воскликнул: «Боже Мой! Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?» (Мк. 15: 34), хотя всегда полагался на Бога, Которого считал Своим Отцом. Мой поступок сработал и развеял все сомнения относительно искренности моего возвращения в ислам.
На самом деле мое возвращение не означало возобновления исламских практик. Я больше никогда не читал Коран и не совершал ежедневный намаз. Поскольку моя вера не была заменена исламом, я постепенно начал испытывать духовный голод. Это подтолкнуло меня к своей, «новой религии»! Я не был ни христианином, ни мусульманином, но первым «пророком» и последователем новой конкурирующей веры. Решил поразмышлять над особенностями своей новой философии и объединил различные учения из разных религий. Довольно быстро придумал религиозные праздники для своей новой веры и новое «Священное Писание». Однажды ночью абсурдные мечты закончились, когда отец обнаружил страницы моего нового «Священного Писания» и пригрозил отправить меня в психиатрическую лечебницу.
Через несколько месяцев я возобновил соблюдение мусульманского поста с отцом. Однако не мог устоять перед интересом к христианству. Иногда по ночам мне снился Иисус, сходящий с неба в Судный день. На первом году обучения в старшей школе я выбрал класс сравнительного религиоведения и вызвался провести презентацию на тему христианства. Учитель был поражен моими успехами и рвением. Эта презентация усилила мое любопытство к христианским догматам. Я стал читать о христианстве в различных энциклопедиях даже в домах своих родственников, когда бывал у них. Поскольку никто не мог догадаться, что я читаю только страницы о христианстве, проблем не было. Тем не менее я не смог скрыть своего желания снова стать христианином, что привело всех в моей семье в ярость.
Мама умоляла меня остаться мусульманином, добавляя, что это может быть ее последним желанием, потому что она очень больна и, возможно, было уже слишком поздно делать операцию на открытом сердце. Эта новость поразила меня и «задушила», но я все еще хотел пойти и посмотреть – может быть, в первый и последний раз, – как христиане в моем родном городе поклоняются Христу по воскресеньям. Пожертвовав своим сном на выходных, я отправился в ближайшую церковь под проливным дождем и в радости и страхе ждал, когда откроются главные ворота. К сожалению, ворота не открыли, так как я приехал туда за два часа до Литургии.
Я отправился в церковь под проливным дождем и ждал, когда откроются ее ворота. Ворота не открыли
Единственное, что я мог сделать, так это вернуться домой, так как дождь усиливался. Время моего первого посещения церкви еще не пришло.
До того дня, когда мама наконец решилась на операцию, я переживал тяжелые времена и был на грани депрессии. Однажды к маме приехала дальняя родственница и поговорила со мной. Она была своего рода гадалкой, обладавшей экстрасенсорными способностями. Она напугала меня, потому что объясняла мое депрессивное настроение решением обратиться в другую веру и предположила, что я захвачен «христианскими джиннами»! Депрессия и страх заставили меня во второй раз предать свою веру и уступить давлению. Я рыдал, прося Бога указать мне истинный путь.
Мама перенесла операцию в первую неделю марта. Поскольку сестра и отец работали, я оставался с семьей тети. Операция прошла отлично, к маме вернулось здоровье. Через неделю ее выписали домой. Один из моих двоюродных братьев (тот, с которым я отпраздновал свое первое Рождество) устроил вечеринку по случаю своего дня рождения 15 марта, и я пошел к нему с другим двоюродным братом (с которым ходил в книжный магазин, где купил Евангелие от Марка).
На обратном пути мы проходили мимо церкви, и двоюродный брат заметил, что ее ворота открыты. Мы оба вошли внутрь и осмотрели интерьер: тогда совершался молебен. Этот первый шаг ознаменовал вечную приверженность Иисусу в моей жизни!
Семя моей незрелой веры во Христа начало прорастать, когда я встретил в этой общине удивительный и всепобеждающий дух радости, мира и света.
Этот дух мгновенно убедил меня, что Иисус присутствует в Церкви и что мне не нужна другая религия, чтобы искать Его или Его истину. Это было подходящее время для моего окончательного обращения, и пути назад не было. Уже на следующее утро я внимательно наблюдал за Литургией и обменялся поцелуем мира со старушкой, которая назвала меня «сочувствующим Христу».
Интересно, что мое вхождение в Церковь оказалось одним из многих этапов моего пути веры. Будучи несовершеннолетним, я должен был получить согласие отца на участие в Литургии. Удивительно, но отец подписал бумагу и разрешил мне ходить в церковь по воскресеньям (несмотря на возражения мамы), сказав, что рад видеть меня счастливым. Тем не менее я не был достаточно зрелым, чтобы действовать мудро и с благодарностью, и начал злоупотреблять доброй волей отца. По большей части мне не удавалось контролировать свою склонность критиковать ислам, а также мусульман, что приводило к спорам и последующей агрессии с его стороны.
Мама систематически заставляла отца сопротивляться и наказывать меня, но она воспротивилась, когда он однажды решил выгнать меня из дома. Каждый раз, когда отец отвешивал мне оплеуху и хватал за горло, прежде чем мои мать и сестра бросались мне на помощь, я открывал Новый Завет и читал несколько стихов для утешения. Радовался, что Бог посчитал меня достойным в малой степени разделить страдания апостолов, которые были притесняемы религиозными властями того времени из-за своей веры в Иисуса.
Я радовался, что Бог посчитал меня достойным в малой степени разделить страдания апостолов
Все стало меняться к лучшему, когда я сдал университетский экзамен и уехал далеко от родного города. Мои родители скучали по мне и глубже осознали свою любовь ко мне. На первом году обучения в университете мои успехи очень обрадовали их и заставили закрыть глаза на мою новую религию. Отец был на самом деле более счастлив, чем мама, ведь я был единственным мужчиной в его семье, получившим университетское образование. Этого с волнением ждали он и мой дед на протяжении многих лет.
Будучи молодым новообращенным христианином, сразу после Крещения я начал сомневаться, достоин ли следовать за Иисусом. В первую очередь это произошло из-за моих слабостей и разочарований. Я ошибочно предполагал, что обращение сделает меня идеальным человеком в мгновение ока, как будто меня коснется волшебная палочка. То, как я легко поддался искушениям лукавого, заставило меня почувствовать себя побежденным и униженным перед Господом. Однажды я снова согрешил, хотя был уверен, что больше никогда не позволю той же ошибке повториться. Я был в таком отчаянии и расстройстве, что даже не хотел молиться. Оставил Библию в своей комнате и пошел в другую, чтобы включить телевизор.
Первое, что я услышал, включив телевизор, была фраза: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23: 34).
Была сцена из фильма о христианстве (сейчас не могу вспомнить название, но в нем говорилось о плаще Иисуса и жизни гладиатора), и я понял, что это совпадение – один из таинственных способов, которыми милосердный Иисус решил общаться со мной.
Это был не единственный случай, который убедил меня в активном присутствии Иисуса в моей жизни. Однажды я сильно болел, будучи вдали от дома. Мое положение усугубили другие проблемы, и ночью у меня случился нервный срыв. Я не знал, как справиться с проблемами в жизни, и спрашивал Иисуса, почему Он призвал меня, ведь я такой слабый и неблагодарный грешник. Я без конца твердил, чтобы Иисус забрал меня из этого мира, и очень устал от рыданий и воплей. Когда заснул, во сне увидел, как дверь моей спальни открылась, и Мужчина в белом одеянии подошел к кровати и сел у моих ног. Я слышал, как Он прошептал незнакомую мне фразу: «Итак, мы всегда благодушествуем; и как знаем, что, водворяясь в теле, мы устранены от Господа…» (2 Кор. 5: 6).
Во сне я увидел: дверь спальни открылась, и Мужчина в белом одеянии подошел к кровати и сел у моих ног
Произнеся это, человек коснулся моих ног, и я мгновенно проснулся в благоговейном страхе. Позже узнал, что это был стих из Священного Писания, и пришел к выводу, что Господь был там, поскольку Он всегда был со мной, чтобы утешать и направлять меня.
Мой долгий путь веры будет продолжаться до тех пор, пока Иисус не решит забрать меня из этого тела. Он постоянно учит меня поступать правильно и справляться с жизнью, какими бы трудными и даже невозможными ни казались обстоятельства. Теперь я такой, какой я есть, по благодати Иисуса. Мысль о Его присутствии утешает и ободряет меня. Да будет благословенно имя Его вовек. Надеюсь, что продолжу возрастать в вере и стану достойным призвания.