где нельзя летать на квадрокоптере в минске
Правила полета дронов в Беларуси: что нужно знать, чтобы не нарушать закон
Однако далеко не все любители дронов четко понимают нормы законодательства, регламентирующие использование летательных аппаратов. Безусловно, о том, что летать можно не везде, знают все. Про «сбитые» или «угнанные» дроны наверняка приходилось слышать многим. Однако часто информация настолько противоречива, что порождает слухи и домыслы.
А как же на самом деле?
Авиамодель или БЛА – вот в чем вопрос
Авиамодель – это летательный аппарат, управлять которым можно только при наличии визуального контакта. Иными словами, вы можете пилотировать аппарат, только если он находится в зоне вашей видимости. К авиамоделям также относятся кордовые авиамодели, воздушные змеи, планеры, однако в данном контексте они нас не интересуют.
Беспилотный летательный аппарат, в отличие от авиамодели, может пилотироваться вне зоны видимости. Если речь идет о дронах, то к категории БЛА относятся модели, которые управляются на большом расстоянии устройствами, выводящими на экран картинку с камеры. Говоря проще – через мобильные телефоны, пульты управления, FPV-очки, планшеты и другие девайсы, которые позволяют контролировать дрон вне зоны досягаемости человеческого глаза.
Определили, к какой категории относится ваш дрон? Отлично! Теперь можно разбираться с правилами.
Ваш дрон — авиамодель
Казалось бы, какие серьезные ограничения могут касаться авиамоделей? На самом деле, их достаточно много.
1. Нельзя поднимать авиамодель на высоту более 100 метров.
2. Существуют определенные запрещенные зоны, в которых нельзя летать без предварительного согласования. Эти зоны можно увидеть на карте http://map.nca.by/map.html, выбрав слой «Зоны ограничений/запретные/опасные/запрещённые для использования авиамоделей».
3. Нельзя запускать дрон в зонах нахождения охраняемых объектов и лиц. Рекомендуем ознакомиться с Законом от 08.05.2009 N 16-З.
4. Следует четко следовать правилам эксплуатации, которые установлены производителем дрона.
5. На дроне должна содержаться маркировка с вашими ФИО, домашним адресом или адресом юр.лица. Это условие должно соблюдаться, если масса аппарата больше 500 гр.
Следует иметь в виду и полосу частот пульта дистанционного управления!
Если она составляет 2400-2483,5 МГц, а мощность его передатчика составляет от 10 до 100 мВт, то дрон нужно ставить на учет в ОО «Белорусская федерация беспилотной федерации».
Ваш дрон – БЛА
Как вы уже, наверное, догадались, статус БЛА несколько серьезнее, следовательно, к таким дронам предъявляется больше требований. Начнем с главного: необходима регистрация в Государственном реестре гражданских воздушных судов Республики Беларусь. Можно провести аналогию с регистрацией автомобиля в ГАИ: ваш аппарат поставят на учет и выдадут регистрационный знак.
Однако и при выполнении этого условия просто так подняться в воздух не получится. Нужно подавать заявку на использование воздушного пространства в центр Единой системы организации воздушного движения.
Важный нюанс касается и съемки с БЛА. Осуществлять аэрофотосъемку можно только с разрешения Генерального штаба Вооруженных Сил.
Чтобы ничего не нарушить, не получить серьезный штраф и не лишиться дрона, рекомендуем ознакомиться с Указом №81 об использовании авиамоделей и постановление Совета Министров №636 о некоторых вопросах использования авиамоделей в Беларуси.
Запрет на полеты квадрокоптеров в Беларуси распространяется теперь на 80 зон
Правовой портал pravo.by опубликовал новый Перечень зон в Беларуси, где запрещено использование авиамоделей, утвержденный постановлением Министерства обороны Беларуси от 27 сентября 2017 года.
Первый такой список появился в августе прошлого года. Согласно ему, полеты мультикоптеров и любых других беспилотных летательных аппаратов были запрещены в 21-й зоне, определенной координатами и радиусом площади вокруг них.
Теперь таких зон стало 80.
В столице радиоуправляемые модели больше нельзя запускать над проспектами Победителей и Независимости, северной частью МКАД, «Минск-Ареной», «Чижовка-Ареной», Дворцом Независимости и районом за Национальной библиотекой.
Кроме того, в список попали Национальный аэропорт «Минск-1», район Мачулищ, а также длинные участки трасс М3, М2 и Р80.
Для справки:
По закону под словом «авиамодель» подразумевается «летательный аппарат без человека на борту, управление полетом которого возможно только при условии визуального контакта с ним, а также неуправляемый свободнолетящий аппарат». Регистрировать подобные устройства в государственных органах нет необходимости.
Полеты авиамоделей могут осуществляться на высоте не более 100 метров от уровня поверхности земли или воды. Те из них, которые весят больше 500 граммов, подлежат обязательной маркировке.
Подробно все зоны, запрещенные к полетам представлены вот на этой карте
Легкие беспилотники придется ставить на учет. Штрафы выросли в 10 раз
С 27 сентября 2019 года придется ставить на учет даже легкие беспилотники — массой до 30 кг. Но кроме регистрации нужно еще получать разрешение на полеты. А за нарушения можно получить повышенный штраф. Теперь он в 10 раз больше, чем был. Если запускать беспилотник без регистрации и разрешения, можно потерять 50 тысяч рублей.
С регистрацией беспилотников есть нюансы: пока заявления не принимают, отправлять их нужно почтой, а регистрировать придется даже те аппараты, что купили давно.
Кого это касается?
Новые правила касаются всех, у кого есть беспилотник весом от 250 г. Даже если дрон не используется или квадрокоптер купили для подработки на фотосъемках свадеб, новые требования положено соблюдать. Это придется делать вообще всем: физлицам, предпринимателям и компаниям. Для них одни и те же правила, а различаются только суммы штрафов — для юрлиц, как всегда, выше.
Если вы год назад купили беспилотник и он лежит в гараже без дела — вас касается постановление правительства. Если вы только собираетесь покупать дрон — вас это тоже касается. Если вы купите его после того, как правила регистрации заработают, — требования тоже придется соблюдать. Сроки для регистрации ограничены: на это есть 10 дней после покупки.
Что такое беспилотник
Беспилотный летательный аппарат — это аппарат, который летает без пилота и экипажа на борту. Им управляет внешний оператор, или полет происходит в автоматическом режиме.
Беспилотными могут быть и автомобили, но новые правила регистрации касаются только тех аппаратов, что летают в воздухе. Например, квадрокоптеров — беспилотников, построенных по вертолетной схеме, с несущими винтами. При этом назначение беспилотника неважно: под действие воздушного кодекса и правил регистрации попадают и аппараты, которые владелец использует для личных нужд.
Какие беспилотники нужно ставить на учет
При регистрации беспилотников имеет значение максимальная взлетная масса. Это специальный параметр, он может не совпадать с фактическим весом аппарата. Информацию о массе нужно проверять по документам.
До 27 сентября нужно было регистрировать только тяжелые беспилотники — массой больше 30 кг. Обычно это аппараты специального назначения — например для армии. Большинства беспилотников, которые используются для съемок, государственный учет не касался.
С 27 сентября придется регистрировать даже легкие беспилотники, которые раньше не подлежали учету. Теперь государство хочет знать, кому принадлежит практически каждый взлетающий аппарат. Почти все квадрокоптеры популярного бренда DJI — Spark, Mavic, Inspire — попадут под новые правила.
Какие беспилотники теперь нужно регистрировать
Масса | Что делать |
---|---|
До 250 г | ничего |
От 250 г до 30 кг | ставить на учет |
Более 30 кг | регистрировать |
Если соблюдать терминологию, беспилотники массой до 30 кг не регистрируют, а ставят на учет — новые правила с 27 сентября ввели именно для таких аппаратов. Воздушные судна массой более 30 кг не просто учитывают — их регистрируют по отдельным правилам, то есть выдают свидетельство и номер, а также заносят в реестр. Обычно массу больше 30 кг имеет военная техника или дроны, которые доставляют грузы.
Беспилотники массой более 30 кг регистрируют как и раньше. Для них ничего не изменилось.
Как отправить заявление для постановки на учет
На учет нужно ставить беспилотники массой от 250 г до 30 кг. Сделать это можно только с 27 сентября. Учетом занимается Росавиация.
Пока утвердили только правила учета. Регламента для предоставления услуги еще нет — он в проекте. К 27 сентября с этим разберутся.
Заявление для учета беспилотника нужно отправлять в Росавиацию. Есть только два способа это сделать:
По правилам заявление можно будет отправить через госуслуги, но пока такой услуги на портале нет — и неизвестно, появится ли она в ближайшее время.
Беспилотники одного типа можно указать в одном заявлении. Для аппаратов разного типа нужно заполнять отдельные бланки. К заявлению нужно приложить фотографию беспилотника.
Когда нужно ставить беспилотник на учет
Беспилотник нужно поставить на учет в течение 10 рабочих дней после покупки. Эти сроки должны соблюдать те владельцы, что купят квадрокоптер с 27 сентября. Если квадрокоптер купили до 27 сентября, для его учета дают месяц с того момента, как правила вступят в силу.
В какой срок ставить на учет беспилотник
Когда приобрели | Срок для учета |
---|---|
Купили в РФ с 27.09.2019 | 10 рабочих дней со дня покупки |
Привезли в РФ с 27.09.2019 | 10 рабочих дней со дня ввоза |
Купили или привезли до 27.09.2019 | до 27.10.2019 |
Сделали самостоятельно | до начала использования |
О старых аппаратах тоже придется отчитаться. Даже если беспилотник купили год назад, заявление о постановке на учет нужно отправить до 27 октября. На самом деле условие по поводу учета и раньше было в воздушном кодексе, но не было правил — а теперь они есть.
Как подтвердить регистрацию
В ответ на заявление Росавиация пришлет уведомление о постановке на учет или отказе. Это должно произойти в течение примерно трех недель: 10 рабочих дней отводится на рассмотрение, 3 дня на отправку, плюс срок на доставку документов.
Если будет отказ, должны объяснить причины. То есть какой-то документ придет в любом случае: если вы отправили заявление, а в ответ тишина — что-то не так. Обязательно храните документы, которые подтвердят, что письмо вы отправляли.
В уведомлении будет указан учетный номер. Его нужно нанести на беспилотник прежде, чем тот начнет летать.
Как внести изменения в учетные данные
Если беспилотник продали, потеряли или переделали, об этом тоже нужно сообщить в Росавиацию. К заявлению надо приложить подтверждение, что у аппарата новый владелец или что его украли. Это может быть договор дарения, купли-продажи или справка из полиции.
Если меняется собственник или технические характеристики, учетный номер аппарата сохраняется. При смене владельца прежний и новый собственники должны подать совместное заявление. В правилах не написано, как это сделать, а в заявлении предусмотрено поле только для одной подписи. Но такое требование есть в пункте 16 правил учета, и его нужно как-то соблюдать. Тем, кто сейчас продает свой дрон на «Авито», ничего делать не нужно. А тем, кто будет оформлять сделку после 27 сентября, лучше заранее написать в Росавиацию и уточнить, как быть прежнему и новому владельцам. В случае чего отвечать за отсутствие учета будет новый собственник.
В какие сроки нужно сообщить об изменениях в Росавиацию
Что изменилось | Когда сообщать |
---|---|
Появился новый владелец | 10 рабочих дней |
Беспилотник потерялся, его украли или он разрушен | 2 рабочих дня |
Изменились характеристики | 2 рабочих дня |
Беспилотник можно в любое время снять с учета — например если аппарат разбился или вы не планируете его больше использовать. Тогда учетный номер станет недействительным. Если вы решите потом продать аппарат, новый владелец поставит его на учет сам и вам не надо будет подавать совместное заявление.
В ответ на изменения или снятие с учета тоже пришлют уведомление.
Что еще нужно для законного использования беспилотника
Разрешение на полеты. Кроме постановки на учет владельцу аппарата нужно получать разрешение на полеты — то есть на использование воздушного пространства. Его выдают центры организации воздушного движения. Причем для беспилотников установлен именно разрешительный, а не уведомительный порядок. Владелец не говорит «я полечу вот в этом месте», а спрашивает, можно ли полететь в этом месте в это время. И ему могут сказать «нет, вам тут летать нельзя».
Разрешения на полеты беспилотников — это не новое требование. Оно было и раньше. Каждый раз нужно заранее согласовывать план полета, вовремя отправлять его в единый центр и получать разрешение: когда и где летать. Это касается и любительских съемок, и работы операторов, и антикоррупционных расследований. Есть исключения, когда разрешения не нужны, но в основном это относится к госорганам и спасательным операциям.
Высота полета не имеет значения: как сообщает Росавиация, беспилотники сталкиваются с высоковольтными линиями, приближаются к самолетам, угрожают безопасности детей на экскурсиях по заповедникам и даже мешают военным парадам — например, дрон пролетел в 12 метрах от вертолета на репетиции парада в Екатеринбурге. Формально даже для фотосъемки с высоты 30 м нужно получать разрешение на полет. Хотя беспилотники обычно летают в воздушном пространстве класса G, но разрешение все равно понадобится.
Для полетов над населенными пунктами нужно дополнительно получать разрешение местных властей. А еще — тех лиц и организаций, в чьих интересах установлены ограничения полетов или зоны с особым статусом.
Сертификат на авиационные работы. Если с беспилотника ведется видеосъемка, нужно соблюдать правила авиационных работ. Потому что любая съемка с воздуха — это авиационные работы. И чтобы законно их проводить, владелец должен получить сертификат эксплуатанта. Это положено делать даже физлицам — например операторам на свадьбах и корпоративах.
Чтобы полностью соблюсти требования для беспилотников, еще нужно назначить командира воздушного судна. А вот бортовой журнал и свидетельство внешнего пилота не понадобятся.
На практике для любительских запусков квадрокоптеров разрешения и сертификаты оформляют редко, но лучше знать, как должно быть по закону. Это раньше было сложно найти владельца квадрокоптера, если он управлял аппаратом в километре от места полета. Хотя и в таких случаях нарушителей находили. С 27 сентября будет еще проще понять, кому принадлежит дрон, — по учетному номеру. Летать без разрешения станет слишком дорого.
Штрафы за использование беспилотников
Если владелец беспилотника не соблюдает правила использования воздушного пространства, его могут оштрафовать. С 26 июля 2019 года штрафы для физлиц выросли в десять раз. А если при полетах без разрешения кому-то причинен тяжкий вред, могут и посадить.
Новые суммы штрафов для владельцев беспилотников
Физлица | Должностные лица | Юрлица | |
---|---|---|---|
Правила полетов нарушены, но есть право на запуск беспилотника | 20 000—50 000 Р | 100 000—150 000 Р | 250 000—300 000 Р |
Правила нарушены, и при этом нет права запускать беспилотник | 30 000—50 000 Р | 50 000—100 000 Р | 300 000—500 000 Р |
Что еще нужно знать владельцам беспилотников
Если планируете ставить беспилотник на учет, пока нужно учитывать следующее:
Я не понимаю, а насколько реально вообще теперь будет использовать беспилотник в России?
Использовать беспилотник в России будет реально. Для этого нужно поставить его на учет, отправив по почте заявление. На учет ставят один раз, и можно оформить сразу несколько аппаратов.
Потом нужно получать разрешения на полеты — для этого придется составить план полета и согласовать его с единым центром и местными властями. Но с разрешениями нет нововведений: владельцы дронов всегда должны были это делать. Те, кто без разрешения запускал квадрокоптеры над пороховыми заводами, возле аэродромов и в зоне снижения пассажирского самолета, и раньше нарушали закон. Чаще всего это происходит из-за того, что владельцы просто не знают правил использования квадрокоптеров, хотя они установлены много лет назад. Отсутствие учета никогда не было основанием запускать дроны где захочется.
Если фотограф захочет законно использовать дрон, чтобы снять свадьбу, он заранее поставит беспилотник на учет, выберет подходящее место для съемки и за пару дней до нужной даты согласует план полета. Но это так по закону. На практике, возможно, кто-то будет злоупотреблять своими полномочиями, а кто-то в ответ предпочтет решить вопрос на месте — без разрешений и планов.
Кроме учета, регистрации и разрешений нужно соблюдать и требования к управлению летательными аппаратами. Например, всегда держать их в зоне видимости, проверять исправность, не выполнять опасные маневры, не летать над людьми и не приближаться к самолетам.
А пока Госдума обсуждает, кто и как сможет сбивать дроны, которые летают не по правилам и создают угрозу безопасности.
«Каждый летательный аппарат несёт угрозу». Где в Беларуси можно законно «полетать» на квадрокоптере
Новости Беларуси. С начала 2020 года в Беларуси зафиксировано 20 случаев нарушения законодательства об использовании беспилотников, сообщили в программе Новости «24 часа» на СТВ.
Об этом сообщили в Министерстве обороны.
Речь прежде всего идет о любительских квадрокоптерах. Напомним, их использование регулирует Постановление Минобороны № 18. В стране установлен перечень зон, полет над которыми запрещен либо требует разрешения. С 2019 года он значительно расширен. Специальная карта размещена на сайте Госкомитета по имуществу. Между тем, каждый летательный аппарат должен быть зарегистрирован. Отметим, в Беларуси насчитывается около 5000 дронов.
Григорий Бобко, исполняющий обязанности начальника управления Вооруженных Сил по использованию воздушного пространства Беларуси:
На сегодняшний день таких ограничений (то есть зон) установлено 318. Эти зоны устанавливаются не просто так, а над наиболее критически важными объектами – либо промышленности, либо энергосети, либо даже есть часть дорог закрытых.
Каждый летательный аппарат несет какую-то угрозу. Это не Министерства обороны желание, а желание каждого руководителя защитить свой объект.
Добавим, за нарушение использования беспилотников в Беларуси предусмотрен штраф до 500 рублей.
Генпрокуратура предложила установить ответственность за несоблюдение правил использования беспилотников
Новости Беларуси. Противодействовать беспилотникам – с таким заявлением Генпрокуратура Беларуси обратилась к премьер-министру страны. Это заявление прозвучало на фоне нового обострения обстановки в воздушном пространстве государства, сообщили в программе Новости «24 часа» на СТВ.
Угроза терактов с использованием крылатых роботов существенно возросла. Беспилотники – реальная угроза для вооруженных сил любой страны. Чтобы осложнить эти недружественные воздушные прогулки, Генпрокуратура уже приняла ряд мероприятий по повышению безопасности на стратегических объектах страны. Но чтобы и вовсе остудить пыл желающих незаконно полетать, нужны новые действенные меры.
Дмитрий Брылев, официальный представитель Генеральной прокуратуры Беларуси:
Несанкционированные полеты этих устройств неоднократно фиксировались над стратегическими объектами республики. В том числе над БелАЭС и предприятием «Гродно Азот». Генпрокуратура предложила заинтересованным госорганам и организациям установить нормативные требования к сертификации и учету данных устройств и их операторов. Определить порядок оборота беспилотников с учетом их взлетной массы и назначения. А также предусмотреть ответственность за несоблюдение правил.
Без пилота в голове
Прочитав это, я взвесил дома небольшой игрушечный вертолетик стоимостью 700 рублей, который покупал для внучки и который мы периодически пускали летать по квартире. Вес его равнялся, увы, 300 граммам. Все, подумал я, это уже не летающая игрушка, а «воздушное судно», подпадающее под все ограничения, указанные в правительственном постановлении. Теперь я в течение 30 дней обязан поставить игрушку на учет в Росавиации, если, конечно, внучке вздумается запускать вертолетик на улице.
. Любопытно, что первые беспилотники появились в Европе еще в 1935 году. Тогда же их окрестили в шутку английским словом drone, которое на русский переводится как «жужжание шмеля». Слово прижилось, причем во всех странах.
Сколько же предстоит зарегистрировать летательных аппаратов? Точного ответа нет, поскольку до сего времени никакого учета беспилотников никем не велось. В интернете приводятся разные цифры, основанные преимущественно на продажах. По приблизительным прикидкам, зарегистрировать придется свыше миллиона беспилотников. На эту процедуру после получения заявления от собственника дрона регламентом отведено всего 10 дней.
Но вернемся к регистрации. По словам Натальи Лашмановой, о любых изменениях в сведениях, которые владелец дрона изначально указал при постановке на учет, он также обязан будет сообщить в Росавиацию. Это касается изменений сведений о владельце и технических характеристик дрона, утери его или хищения. Для регистрации вам потребуется прислать фото дрона. Оно должно быть обязательно цветным на светлом однотонном фоне.
В Воздушном кодексе Беларуси сказано, что под авиамоделью следует понимать летательный аппарат без человека на борту, управление полетом которого возможно только при условии визуального контакта с ним, а также неуправляемый свободнолетающий аппарат. К беспилотному летательному аппарату относят воздушное судно, предназначенное для выполнения полета без экипажа на борту.
Новой редакцией ВК введена обязательная сертификация дронов массой от 7 кг. Для авиамоделей тяжелее 0,5 килограмма обязательна маркировка. Должны быть указаны сведения о владельце авиамодели: фамилия, имя, отчество, адрес места жительства физлица (индивидуального предпринимателя) или наименование юридического лица и его место нахождения. Маркировка может быть заменена специальным обозначением в соответствии с требованиями Международной авиационной федерации, если техника применяется на спортивных соревнованиях. Летать разрешается вне зон, запрещенных для полетов, а также не выше 100 метров от земли или водной поверхности. Эта информация содержится в Правилах использования авиамоделей в Республике Беларусь, утвержденных постановлением Совета Министров № 636. Есть и другие документы, регулирующие порядок использования беспилотников, в том числе авиамоделей.
КСТАТИ