гаруспиции это гадания по

Гаруспиции

Смотреть что такое «Гаруспиции» в других словарях:

ГАРУСПИЦИИ — (лат. haruspitium, вероятно, от haruga, harviga, arviga, harvix, arvix овен, как жертвенное животное, и spicere смотреть). Предсказание по внутренностям жертвенных животных. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н … Словарь иностранных слов русского языка

Гаруспиции — (Haruspices) название гадателей у древних римлян. Они происходили из Этрурии, где, кроме гаданий по внутренностям жертвенных животных, занимались толкованием молнии и других чрезвычайных явлений. В Риме, где уже действовала государственная… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Мантика — (от греч. mainomai буйствовать, входить в экстаз), дивинация (лат.), искусство гадания и умение предсказывать будущее. М. могли быть мужчины, женщины, даже дети, иногда животные. Считалось, что волю богов можно узнать во сне (инкубация).… … Словарь античности

МАНТИКА — (греч. manlike) гадание, различные способы узнавать неизвестное или предсказывать будущее. На ранних стадиях развития общества земледельцы и скотоводы пытались путем гадания определить виды на урожай и приплод скота. В клас. об ве появились… … Атеистический словарь

БИЧ — (Bic) Милош (р. 1910), чеш. протестантский библеист, переводчик книг ВЗ. Род. в Вене. Изучал богословие в Праге, Марбурге и Монпейе (Франция). Специализировался по *клинописи и *семитским языкам. В 1934–36 исполнял должность викария… … Библиологический словарь

Источник

ГАРУСПИЦИИ

Смотреть что такое «ГАРУСПИЦИИ» в других словарях:

Гаруспиции — (Haruspices) название гадателей у древних римлян. Онипроисходили из Этрурии, где, кроме гаданий по внутренностям жертвенныхживотных, занимались толкованием молнии и других чрезвычайных явлений. ВРиме, где уже действовала государственная коллегия… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Гаруспиции — (Haruspices) название гадателей у древних римлян. Они происходили из Этрурии, где, кроме гаданий по внутренностям жертвенных животных, занимались толкованием молнии и других чрезвычайных явлений. В Риме, где уже действовала государственная… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Мантика — (от греч. mainomai буйствовать, входить в экстаз), дивинация (лат.), искусство гадания и умение предсказывать будущее. М. могли быть мужчины, женщины, даже дети, иногда животные. Считалось, что волю богов можно узнать во сне (инкубация).… … Словарь античности

МАНТИКА — (греч. manlike) гадание, различные способы узнавать неизвестное или предсказывать будущее. На ранних стадиях развития общества земледельцы и скотоводы пытались путем гадания определить виды на урожай и приплод скота. В клас. об ве появились… … Атеистический словарь

БИЧ — (Bic) Милош (р. 1910), чеш. протестантский библеист, переводчик книг ВЗ. Род. в Вене. Изучал богословие в Праге, Марбурге и Монпейе (Франция). Специализировался по *клинописи и *семитским языкам. В 1934–36 исполнял должность викария… … Библиологический словарь

Источник

Гаруспиции

Смотреть что такое «Гаруспиции» в других словарях:

ГАРУСПИЦИИ — (лат. haruspitium, вероятно, от haruga, harviga, arviga, harvix, arvix овен, как жертвенное животное, и spicere смотреть). Предсказание по внутренностям жертвенных животных. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н … Словарь иностранных слов русского языка

Гаруспиции — (Haruspices) название гадателей у древних римлян. Онипроисходили из Этрурии, где, кроме гаданий по внутренностям жертвенныхживотных, занимались толкованием молнии и других чрезвычайных явлений. ВРиме, где уже действовала государственная коллегия… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Мантика — (от греч. mainomai буйствовать, входить в экстаз), дивинация (лат.), искусство гадания и умение предсказывать будущее. М. могли быть мужчины, женщины, даже дети, иногда животные. Считалось, что волю богов можно узнать во сне (инкубация).… … Словарь античности

МАНТИКА — (греч. manlike) гадание, различные способы узнавать неизвестное или предсказывать будущее. На ранних стадиях развития общества земледельцы и скотоводы пытались путем гадания определить виды на урожай и приплод скота. В клас. об ве появились… … Атеистический словарь

БИЧ — (Bic) Милош (р. 1910), чеш. протестантский библеист, переводчик книг ВЗ. Род. в Вене. Изучал богословие в Праге, Марбурге и Монпейе (Франция). Специализировался по *клинописи и *семитским языкам. В 1934–36 исполнял должность викария… … Библиологический словарь

Источник

Гаруспиция

Предсказание будущего по внутренностям животных. Ее подвидами были гиеромантия (гадание по принесенной жертве) и гиероскопия, когда имели дело с наблюдением за предметами древних жертвоприношений и получением из них пророческих выводов. Существовали правила для определения значения известного рода конвульсий, агонии, состояния крови, печени, внутренностей. Отсюда “гаруспики” — древнеримские жрецы, прорицатели.

В древнеримской республике гаруспики были исключительно этрусского происхождения (родом из Этрурии), где, кроме гаданий по внутренностям жертвенных животных, занимались толкованием молний и других чрезвычайных явлений. Поэтому гаруспицию даже называли «этрусской наукой».В Риме, где уже действовала государственная коллегия авгуров, на долю гаруспиков осталось преимущественно первое из этих гаданий.

При императоре Клавдии жертвогадатели составляли уже многочисленную коллегию в шестьдесят человек и имели во главе своего магистра (magister publicus). Действовали они долгое время и при христианских императорах.

Они упоминаются даже во времена императора Гонория (419 год н. э.).

Порядок гадания

При гадании важнейшими внутренностями считались (как и у греков) печень, желчь, легкие и сердце.

Вот как гаруспики объясняли знамения, которые представляли собой внутренности (exta) жертвенных животных. Их исследованию подвергались селезенка, желудок, почки, сердце, легкие и печень. Относительно правил толкования, относящихся к трем первым органам, осталось мало свидетельств. Что касается сердца, вследствие того, что его внешний вид менее подвержен случайным изменениям, оно мало останавливало на себе внимание гаруспиков. Считалось хорошим знамением, если на кончике сердца замечается некоторое ожирение. Отсутствие этого органа считалось чудом. Легкие, вследствие того, что их внешний вид чаще подвергается изменению, заслуживал более внимания; если оно оказывалось как бы расколотым, то следовало отложить всякое предприятие. Но самое существенное значение имело исследование печени.

Одна сторона печени имела отношение к вопрошающему (pars familiaris), другая — к судьбе его врагов (pars hostilis). Развитие этой последней, богатство сосудов в этой части печени было, следовательно, дурным знаком. Так же были распределены и щели, которые разделяют печень на доли: была щель «дружественная» и щель «враждебная». Чем тоньше и изящнее была линия щели, тем более благоприятным знаком считалось это для вопрошающего или его врагов. Само собой разумеется, что щель, неправильно идущая или необыкновенная, считалась дурным знаком.

Выступающие концы печени (fibrae) представляли собой части, наиболее обильные знамениями, особенно та, которая называлась головкой печени — выпуклость на краю правой доли. Отсутствие этой выпуклости означало смерть; удвоение ее — борьбу двух сил, следовательно, раздоры; если она была как бы расколота щелью, то это предвещало переворот и изменение во всем строе жизни, что могло быть и хорошим и дурным знаком, смотря по обстоятельствам. Нередки были и чудесные случаи, что еще более осложняло анатомическое исследование гаруспиков. Попадалась двойная печень или с двойной оболочкой, что знаменовало силу и благополучие. Наконец, гаруспики изучали и расположение кровеносных сосудов. Это производилось во время варки внутренностей, которые сортировались согласно требованию ритуала, смешивались с кусками известных частей мяса, пересыпались мукой с солью и сжигались на алтаре. Это называлось «подношением внутренностей» (exta porricere).

Печень делили на две стороны: «дружественную» (familiaris) и «враждебную» (hostilis) — этим особенно интересовались на войне. Главное внимание обращали на мочки печени, особенно на так называемую их головку (caput). Отсутствие этой «головки» означало неудачу и несчастье, если она была разделена надвое — разрыв и вражду. Когда недоставало куска или обнаруживалась рана или порез (fissum, limes) между мочками, следовало ожидать перемены или переворота в прежнем положении. Если замечался какой-нибудь порок в легких, надо было отложить предпринятое дело, но самым большим несчастьем грозило полное отсутствие сердца (думали, что итак бывает). Во время торжественных жертвоприношений, если жертвой было рогатое животное, его внутренности сначала варились, а потом подвергались сожжению. Если при этом печень разваривалась так, что распадалась на части, то это было таким же дурным знаком, как и полное отсутствие этого органа.

В связи с очень большой распространенностью этого вида гадания у древних, возникает вопрос, отчего у них могла возникнуть мысль производить подобные действия? Отчего именно рассматривались внутренности животного? Тут надо вспомнить, что для древнего человека при его непрерывных переселениях самым важным фактором было, конечно, плодородие и здоровье той местности, куда он переселялся, а эти вещи весьма легко узнаются по состоянию внутренностей и особенно по печени животных, которые живут в таких местах. Этот древнейший метод гадания и в наше время, богатое экологическими катастрофами, становится весьма актуальным.

Кроме того, после понтификов жертвогадатели были главными заклинателями необычных чудесных явлений (procurare prodigia).

Вера в знания этих гадателей в древности была всеобщей. И хотя во времена Цицерона в среде образованных людей она уже значительно ослабела, тем не менее полководцы и впоследствии императоры пользовались на войне их предсказаниями.

У халдеев и ассирийцев осел был предметом налога, и предсказания производились по его внутренностям, если он предназначался в жертву какому-нибудь божеству. Вот, что говорится по этому поводу в Священном тексте:
«Если внутренности осла имеют отметки с правой стороны, (будет) наводнение».
«Если внутренности его черны и искривлены справа — боги даруют увеличение земли Царя».
«Если внутреннности черны и искривлены слева — боги не даруют увеличения земли Царю».
«Если внутренности справа искривлены (обезображены) и цвета черно-голубого — вопли (плач) постигнут земли Царя».
«Если внутренности слева искривлены и цвета черно-голубого — вопли и плач не посетят землю Царя».

Подвидами гаруспиции были гиеромантия (гадание по принесенной жертве) и гиероскопия, когда имели дело с наблюдением за предметами древних жертвоприношений и получением из них пророческих выводов. Существовали правила для определения значения известного рода конвульсий, агонии, состояния крови, печени, внутренностей. Отсюда «гаруспики» — этрусские жрецы, прорицатели. гаруспицию называли «этрусской наукой».

Источник

гаруспиции это гадания по. Смотреть фото гаруспиции это гадания по. Смотреть картинку гаруспиции это гадания по. Картинка про гаруспиции это гадания по. Фото гаруспиции это гадания поblackpost

Враг моего врага – мой друг دشمن دشمن من – دوست من است

Все это чистая правда или красивая сказка. Теперь это не имеет значения. Так написано.

О Гаруспиках

Аджантису прочитать, для справки, остальным по желанию
Здесь я немножко потрудился и собрал обрывки тех скудных сведений, которые, и то не сразу можно о них найти, поэтому другой такой очерк поискать придётся.

Гаруспики перед храмом Юпитера Капитолийского, у туши жертвенного быка, сообща изучают внутренности. Рельеф. Начало второго века н.э. Париж, Лувр.

Haruspices (лат. haruspex, из этрусского harus – внутренности, кишки и specio, т.е. «я наблюдаю» –что-то вроде «копаюсь в требухе и делаю выводы»; некоторые видят корень в haruga hostia (жертвенный зверь, кого закалывают для умиротворения бога и чтобы очиститься, снять грехи). – «харугосции», «гаруспиции»). Так в старину звали обладателей тайных знаний из эструсков, гадателей по внутренним органам. Родом из этрурии, кроме копания в чреве зверей и выводов, на основании перебираемого пальцами, месива они вели толкование и молний и других необычайных явлений, главное – страшных, в которых склонны были усмотреть знáмение. В широком смысле – это замкнутое каста, занятая разъяснением знаков что посылает природа. И верящих что там, где многие не замечали, перешагивали и шли мимо – они нашли закономерность между микрокосмом (отражении в каждой твари всей нашей вселенной) и происходящими как по писаному событиями.

Тут добавлю что с авгурами их окончательно смешивать не стоит – те, преимущественно следя за падением осадков, криком и полётом птиц, отгадывали волю Неба и, толкуя эти явления, предсказывали исход того или другого дела (одни птицы возвещали что будет направлением своего полёта, несколько видов соколов, орёл, коршун; другие особенностью пения или вскриков – ворон, ночная сова; при молнии смотрели на место возникновения: если налево от зрителя, повёрнутого к югу, то считалось счастливым; если ж направо, не сулящим хорошего; смотрели клюют ли зерно наседки, на поступь четвероногих, судили по неудачной или особо страшной смерти воина, выступившего в поход и т.п.). Отчасти этим ведали и гаруспики. Но запомнились они как провидцы, услуги которых у других нельзя было выпросить или получить, иным.

В своё время, если брать пример из привычной истории в республиканском Риме они не таились и практиковали как знахари. А при императорах, во времена Клавдия поднялись аж до образования своей коллегии. Она, конечно, уступала в значимости основным четырём союзам (этот квартет из служителей культов степенных, признанных, забарматывающих чужие попытки к ним примкнуть, называли summa collegia и гаруспиков в ней обидно не учитывали). Но факт образования во всеуслышание какой-никакой, а артели хоть дало о себе заявить, как о многочисленном братстве. Занимались они:

1. Extispicina: гадали по раскуроченной туше крупного скота, перебирая органы, смотря по их вздутостям, отёкам и вообще состоянию, в основном печени, что происходит в мире и главное что ждать от близкого будущего.

2. Procuratio prodiglorum: умилостивляющие обряды в случаях напугавших явлений или бедствие, которые принимали за гнев высших сил.

3. Ars fulguratoria – гадание по погодным явлениям. Главным образом по молнии, в особенности же росчерку который оставляет на небе, откуда появилась и куда бьёт, чему наносит вред, разветвлённости и так далее.

Так, когда поставили статую народному герою Горацию Коклису (племянник одного из первых консулов, кто во время нападения этрусков в одиночку удерживал мост через Тибр до подхода помощи), в неё ударила молния, что приметой считалось не просто плохой, а чудовищной. Самое плохое, что на этой самой площади, где водрузили скульптуру, собирался народный сход. Место дял привыкшего решать местные вопросы большинством криков за, города было важным. И чтобы очистить место от скверной ауры (а также достойно похоронить расщеплённый и обугленный памятник), позвали гаруспика. Все, во всяком случае многие что гаруспики затаили недовольство и почти ненависть к недолюбливающему их городу. И всё же надеялись, что призвание гадателя возьмёт верх над чувствами. Но почти не изучая место, сходу и несколько злорадно гаруспик наказал отволочь статую в низину, куда сочилась вода, цвёл сорняк и почти не проникало солнце из-за соседних высоких зданий. Тем не менее, кто-то прослышал как гаруспики сговорились отомстить Риму мнимым пророчеством, не несущим и толики достоверности; донёс властям. Горе-провидцев казнили за вероломство. После устроили обыск, и что. Из бумаг, найдённых в вещах покойникых выяснилось, что путём сложных и до конца неясных расчётов испещряющих листо за листом те выяснили, что по всем признакам статую напротив, надо затащить на одно из самых высоких мест (на площадь Вулкана), чтобы, как гласил вывод: «её величие с ходом лет передалось Риму».

Во многом из-за этого всего к ним прибегали, как сказано, в последнюю очередь. Haruspices ex Etruria aceiti выступали когда опускали руки не только консулы-магистраты и сенат, но и жрецы (decemviri, pontitices), скрепя сердце, признавались в бессилии. Сперва проверяли, что вопрос не имел решения в Сибиллиных книгах и коллегия 15 мужей (quindecemviri sacris faciundis) также не отвечала утешительно (См. Амфитеатров А.В. Зверь из бездны: историческое сочинения о временах Нерона в 4-х книгах. I том: Династия при смерти (перепечатка издания 1911 г.). – М.: Алгоритм. 1996, С. 166-167) – наконец, звали через нехочу ИХ. Но на вот такие случаи гаруспиков как, не особо демонстрируемых личных слуг иметь не гнушались и К. Граках, и Сулла и даже Цезарь. В Капитолии на всякий случаи завели и подкармливали стаю гусей – для жертв. Да-да, тех самых что спасли город шумом.
После тех событий отношение к гаруспиком пережило новый приступ благоговения – размещённый под предстоящее искусное терзание, скот провидчески предупредил о набеге.

Были и промахи: когда Октавия зарезали кинжальщики Мария, при нём нашли диаграмму (составляемую по каждой гаруспиции) где ему в успокаивающем тоне писали: «останься в Риме, ничего тебе не грозит». Доверившись, он не покинул город.

Вместе с тем в римской культуре мало-помалу укоренялась эта «этрусская дисциплина» (Disciplina etrusca) – взгляд на внутренний мирок скота и птицы как искажённый, преуменьшенный, но слепок с настоящего большого мира, прозревая который можно прийти и к верным глоабльным выводам. Для черни впрочем это оставалось прилюдно брошенным оправданием своё извращённой прихоти вскрывать животных.

В городском музее в Пьяченце уцелела вылитая из бронзы (и ведь хорошо сохранилась!) овечья печень, с расчерченной диаграммой (на чушку нанесли гадательные значения областей), что служила пособием для гаруспика.

Однако большинство гаданий творили тайно, пусть поздно но поняв как смущают народ ковыряния в трупе. Для зрелищ, чтобы поддержать репутацию чертили на полях огромный узор, предтечу колдовской звезды, чтобы отразить как размещают на небе звёзды, связанные между собой невидимыми глазу нитями – их и передавали линиями. Этой же мозаикой, сильно уменьшенной потом расписывали печень в жертвенной туше, по которой гадали.

С закатом Рима вера в действенность таких обрядов поистрепалась. Коситься на обычаи начинали как на совсем уже дремучие пережитки; если раньше поколения с малых лет приучали относиться к гадателями с куда большим уважением, чем к себе то теперь во взглядах чаще встречали не испуг, а насмешку. На войне с Карфагеном военачальник впервые перед солдатами, показно и громко оскорбил авгуров. Те заявили, что священные птицы чего-то не пьтт, знак это дурной, так как раньше пили и в наступление идти не стоит. Полководец с хохотом велел птиц связать и бросить в море, добавив что «там-то они по крайней мере напьются». Над гаруспиками зубоскалили и жрецы. Катон вспомнил, как однажыд совершавшие при нём гадание два гаруспика боялись поднять головы и встретиться взглядом, чтоб ненароком не рассмеяться (о. Александр Мень. История религий, т. 6, гл. 23 «Эллинизм в Риме» )

Тем не менее, в не настолько уже явном виде гаруспиции прошли в средние века, там скрывались, не обнаруживая себя пред церковью, но невеждам запали в сердце. Да если бы им одним! Римляни считали языческого бога Юпитера отвечавшим за перенесение на землю порядков, установленных небом, за то, что в унисон движению светил что, что показывает их расположение, отражается и в земных событиях. Поэтому гаруспики расчерчивали поле – посматривая на небо. Потому и корифеи церкви не оставляли поверия авгуров без внимания. Поэтому учёный Рабан без умолку в «De universo» рассуждает о бездне смыслов (частично понятных, но в чём-то – и не отгаданных до поры), которые прячутся за описаниями римского поля с его разметкой. Отсюда и намёки на возможность познавать ход вещей через наблюдение будничных земных признаков, тех же знаков природы, в главе «О полях» произведения Исидора «Этимологии». За привычкой – что этого заурядней – ставить на края полей межевые камни, для наведения границ, и рыхлить в непростой последовательности канавы скрывались деяния космической важности. А монах проехавший моргает: ну поле и поле. Распаханное неверно, правда; не получит хорошего урожая мирянин; надо бы позже заехать, устроить втык. Тогда как…

Считать священнодейством то, как по мере истечения крови из живого уходит жизнь, несмотяр на все вместе взятые усилия церкви и инквизиции, конечно, не перестали. Это вошло в обряды многих народов и особливо, отдельных гневных движений верующих. Смысл изначальный из этого успел выветриться в немалой степени. Но вот как описывает увиденное в одном из зданий русский философ Василий Розанов, слов которого нахожу не то что нужным – необходимым, из статьи «Жертвенный убой» я тут привести:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *