гадание по полету птиц в древнем риме

Ауспиции

гадание по полету птиц в древнем риме. Смотреть фото гадание по полету птиц в древнем риме. Смотреть картинку гадание по полету птиц в древнем риме. Картинка про гадание по полету птиц в древнем риме. Фото гадание по полету птиц в древнем римеГадание по полету и крику птиц было делом особых гадателей — авгуров, у древних римлян, составляло право высших сановников. под этим названием существовали и обширные руководства. Число птиц, которые при этом подвергались наблюдению было весьма незначительно; но в то же время любая птица могла служить непредвиденным знамением, и некоторые из них всегда являлись зловещими.
Правила проведения ауспиций.

Ауспиции подразделялись на такие, которые непосредственно при известных церемониях и в известных формулах испрашивались у божества, и на такие, в которых последнее по собственному желанию выражало свою волю. В последнем случае влияние ауспиций было очень сильно. Они могли остановить народное собрание, отложить его до другого дня и даже отменять его решения, объявив, что ауспиции были неблагоприятны.

В частности, ауспиции разделялись на 5 классов:

И в военное, и в мирное время не предпринималось ничего важного без предварительного испрашивания ауспиций. Даже в эпоху Цицерона, когда вера в старых богов, особенно в высших классах, уже значительно пошатнулась и магистраты, которые заведовали этими гаданиями, смотрели на них лишь как на докучные формальности, ауспиции все еще служили важным средством, по крайней мере, для достижения политических целей, и вследствие этого и коллегия авгуров, обладавшая этим знанием, пользовалась большим уважением.

Официальные ауспиции устраивались только должностными лицами, авгуры при этом служили лишь посредниками-специалистами. Роль их заключалась главным образом в том, что они для наблюдения примет должны были очертить «templum», т. е. узкое пространство, с которого должны были производиться наблюдения, и другое, более обширное, на протяжении которого надо было наблюдать приметы. Авгур своим жезлом (lituus) мысленно проводил две линии (одну по направлению с севера на юг — cardo, а другую, перерезывающую первую, с востока на запад — decumanus) через все поле наблюдения и затем соединял концы этих линий 4-мя прямыми линиями, в виде прямоугольника.

Лишь после этих предварительных действий магистрат, сидя с покрытой головой в узком templum и обращенный лицом к востоку или югу, мог приступить к ауспициям.

В Риме для правильных и периодических ауспиций существовали постоянные templa, как, напр., на Капитолии, на Форуме и на Марсовом поле для комиций. Заседания сената, происходившие в закрытых помещениях, держались именно в таких зданиях, которые были приспособлены для ауспиций. С этою же целью и большинство храмов было воздвигнуто на таких templa и поэтому могли служить и для заседания сената.

Литература: Нисен, «Das Templum» (Берл., 1869); Моммзен, «Das röm. Staatsrecht» (т. 1, Лейпц., 1871).

Источник

Гадания по птицах в Древнем Риме

гадание по полету птиц в древнем риме. Смотреть фото гадание по полету птиц в древнем риме. Смотреть картинку гадание по полету птиц в древнем риме. Картинка про гадание по полету птиц в древнем риме. Фото гадание по полету птиц в древнем риме

Гадания по птицам

Гадания по цыплятам у древних римлян

Разведка в римской армии была поставлена плохо. Время от времени это приводило к серьёзным поражениям. Так, в битве при Адрианополе в 378 году римляне не знали, что половина армии готов отправилась на фуражировку. Император повёл на бой войско, лишь ненамного превышавшее по численности то, что было у готов в лагере. Во время боя остальные готы вернулись и разгромили римскую армию наголову.

В римской армии языческого периода, разведку заменяло гадание по цыплятам. Цыплёнок пуглив и хорошо чувствует опасность. Перед боем или принятием важного решения цыплят кормили и гадали по ним. Если враг, внимание которого было сосредоточено на римской армии, задумал какую-нибудь хитрость и его солдаты воспринимали римлян как добычу, цыплята испытывали страх и неохотно клевали зерно или вообще отказывались есть. Например Канн Ганнибал подготовил засаду в горном проходе, по которому должна была двигаться римская армия. Командовавший в тот день консул перед выступлением распорядился провести гадание по цыплятам. Те отказались клевать зерно, консул изменил маршрут следования и повёл войско другой дорогой, избежав засады.

Другим способом гадания по птицам было гадание по орлам. Римские авгуры пользовались привычкой орлов питаться телами павших и предполагали, что они чувствуют грядущую битву. В результате во время гадания некоторые орлы прилетали и кружили над авгуром. Гадание по парящим орлам было очень сложным. Небо делили на четыре части, каждая из которых что-то означала, считали количество орлов в каждом квадрате, следили за их поведением: например, не дерутся ли они между собой.

Во время Галльской войны произошёл интересный случай. Накануне одной битвы, в которой число галлов значительно превышало число римлян, были проведены сразу все возможные гадания. Пока одни авгуры «созывали» орлов, другие рассыпали перед цыплятами зерно. Римляне уже успели к тому времени заслужить «репутацию» среди галльских хищных птиц, поэтому к месту предстоящей битвы слетелись все окрестные орлы. Цыплята, видя над собой множество хищных птиц, не желали клевать зерно, а следили за небом. Солдаты начали волноваться. Гадание по орлам было благоприятным. Тогда Юлий Цезарь, сам бывший понтификом и знавший жреческие уловки, распорядился накопать червей и примешать их к зерну, которым пытались кормить цыплят. Найдя в зерне лакомство, те позабыли про орлов в небе и выказали отменный аппетит. Солдаты успокоились. В упорном бою Цезарем была одержана победа.

Источник

гадание по полету птиц в древнем риме. Смотреть фото гадание по полету птиц в древнем риме. Смотреть картинку гадание по полету птиц в древнем риме. Картинка про гадание по полету птиц в древнем риме. Фото гадание по полету птиц в древнем риме

★ Ауспиция

1. В Древнем Риме. (In Ancient Rome)

Эгидой привороты как общий на 5 типы:

Однако, отношение эгидой был довольно неоднозначным: несмотря на то, что они были освящены традицией, с результатами эгидой считалась не всегда эгидой стала более формальная процедура. так, Валерий Максим в книге «О замечательных деяниях и изречениях» описал следующий эпизод: накануне решающего морского сражения с карфагенянами в 249 до н. э. священные куры не стали клевать зерно, предрекая поражение, командующий флотом консул Публий Клавдий Пульхр приказал выбросить их за борт, сказав: «Не хочу кушать, пусть пьют», и дал сигнал к началу боя. И потерпели тяжелое поражение.

Цицерон был избран авгуром, в своей книге «О природе богов» писал: «интересно, как могут два предсказателя воздержаться от смеха, глядя друг другу в глаза».

В Славянском, то в текстах на русском языке в переводе с греческого, термин «ауспиция» соответствует слово ворожение, от которого происходит слово прорицатель, гадатель, гадалка в России ведьма. для ее предсказания используется короликом петух, woronora поет ворона, musepack выступает.

2. Христианство и ptychadena. (Christianity and ptychadena)

Христианская Церковь решительно выступает против ptychadena на ворожение и подобные магические действия, относя их к проявлениям оккультизма, которые искажают смысл церковного вероучения. В публичных проповедях с амвонов и в письмах священство многократно осуждали темных народных нравов и заблуждений. В поддержку этой позиции, есть ветхозаветная библейская заповедь Моисея, Бог дал ему: «не должно быть среди вас ни одного, который ведет своего сына или свою дочь через огонь, прорицатель, гадатель, предсказатель древнегреческий. οἰωνιζόμενος, лат. auguria, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник или некромант мертвых, ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица Твоего, будь непорочен пред Господом Богом твоим, ибо народы сии, которых ты изгоняешь, слушают гадателей и прорицателей, а тебе не дают, чтобы Господь Бог твой» СР. 18:10-14. искоренить языческие суеверия, Православной Церкви, принятой на Трулльский собор 65 канон, в котором среди грехов царя Манассии упоминается и ворожение ptychadena король: «и он боялся ведьм и древнегреческий. οἰωνίζετο, и принес вызыватели мертвых» 4Цар. 21:6.

Источник

Искусство авгуров

Эта фигура, изображающая благодетельного гения с жертвенной чашей в правой руке, представлена у Dempster’a на табл. XXIV, а у Gori на табл. XVI, № 13.

перевод Воланского:
Его чара задоволит (удовольствует) тебя.

Транскрипция c этрусским алфавитом:
EI CERA S; VFL; CFE IA

Перевод автора с помощью славянских языков на русский:
Ей Церере судил овало цветение я

Комментарии автора:
Ошибочное суждение Воланского.
На самом деле изображен не гений, а гаруспик (точнее авгур) с атрибутами гадания: яйцом и блюдцем.
Авгур предсказывает богине Церере (Цере) гаданием на яйце (ово/овало/овал) богатый будущий урожай. В моей статье «Искусство гаруспиков» подробно описаны процедура обряда гадания гаруспиков. Тогда вполне понятной становится фраза:
«С таким пониманием обоих терминов согласуется древний религиозный закон, который предписывал авгурам, в первую очередь, освящение виноградников и молодых побегов. Эти действия, вероятно, предназначались для поддержания и увеличения плодородия почвы, здоровья урожая и сохраняли связь с культом плодородия» [1].
Это освящение авгуры проводили с помощью гадания на яйце.

(табл. VI, № 25) Gori изображает на табл. XL IV, № 2, мраморный саркофаг, на котором представлена сцена изгнания бесов.

перевод Воланского:
Явитесь бесы, ее искусители.

Оригинал этрусского текста:
EFTITEFESI FE CVSI;I AV

Транскрипция c этрусским алфавитом:
EVTI TE VESI VE CVSI ;I AV

Перевод автора с помощью славянских языков на русский:
Явил твоей веси великий, кушай, тебе авгур

Комментарии автора:
Является обрядом жертвоприношения этрусков. В данном случае усопшему принесён в жертву ягнёнок (агнец). Подобные надписи в той или иной вариации весьма многочисленны в погребальных этрусских текстах, но особенность этой состоит в том, что жертва приносится умершему авгуру (avgur).

26. Подобное изображение. (табл. VI, № 26)

перевод Воланского:
Явитесь бесы его, каких (которых) он в себя принял

Оригинал этрусского текста:
AVTITIFESI ; EFV ; CACE III AV

Транскрипция c этрусским алфавитом:
AVTI TI VESI ; EVU ; CACE III AV

Перевод автора с помощью славянских языков на русский:
Явил твоей веси ево, скошенного [убитый в бою] III раза, авгуру

Комментарии автора:
На небесном престоле (Рис. 26) восседает авгур. Согласно гаданию, ему 3 раза явился убитый в бою воин.

VELTVR: PARTVNAS: LARISALISA: CLAN • RAM;AS : CVCLNIAL : FILQ : CEQANERI : TEN;AS : AFIL CEAL;AS : ^ + + + II

Надпись: ATH: CVMNI: AMEI THIAL
Перевод автора:
«Отцу, лукумону,памятный фиал»

этрусский текст:
I ARQI VIII NEF MUZ VZA
ATMV ZV ANAINAV
перевод В. Тимофеева:
«Я (за)арканила 8 неверных мужей в узы [брака]. Атум звала Анин великий»

Комментарий
атум – дух
Ани – богиня брака

Из восьми погребений, по крайней мере, два посвящены женщинам (рис. 6, 10). На фронтоне постаментов изображены типовые сцены гибели воинов в поединке. На посмертный суд воинов уносят крылатые ангелы. Какую роль играют авгуры в воинственных сценах. Очевидно, они гадали на яйцах (а не по полёту птиц) о предстоящих битвах и являлись предвестниками гибели воинов. Иначе мы увидели бы другие атрибуты авгурий в руках умерших авгуров, например, птицу. Кроме того авруры-женщины гадали (делали при ворот) неверным мужьям, как видно из дешифрации текста на рис. 6. На рис. 3, 8 явно видны странные скульптурные очертания головы, как бы вырастающей из тела гаруспика. Именно это даёт некоторым исследователям религии этрусков повод говорить о перерождении (реинкарнации ) тела мужчины после смерти в тело женщины. Однако это не так. Вероятно, головы – это лары, загробные духи умерших. Не рис. 3 на постаменте расположена фигурка львицы (лавиша – этр.), назначение этого атрибута мне непонятно.

Авгуры в славянском фольклоре
Кто не знает русскую присказку: «принести на блюдечке с золотой каемочкой».
В славянских сказках часто встречается образ бабы-яги или царевны, которые гадают на блюдечке, катая в нем либо яйцо, либо колечко. Нетрудно догадаться откуда тянется ниточка этих образов, конечно от старинного обряда гадания авгуров.

Латинская транскрипция:
2. Athothis vios eti nz (pentikonta epta = 57)

Это означает, что «Царь Афофис авгур правил 57 лет». Не жил, не умер, а именно авгур правил (через vios), где vios может быть и сын, а может быть и авгур [правил] и это ближе к истине.
оригинал:
;;;;;;;;; ;;;; ;;; ;; ;;;;;;;;; ;; = 31)

Латинская транскрипция:
3. Kenkenes vios eti la (triakonta ev = 31)

Перевод Тимофеева В.Н.
3. Кенкенес авгур правил 31 год.
Кто у кого заимствовал слово avils/vios этруски у древних греков или наоборот – это одному богу известно.

Полную версию статьи со всеми рисунками см. на сайте «Древняя Русь и этруски» в разделе «Этруски»

Источник

В Древнем Риме гадания по наблюдениям за полетом и криком птиц

Последняя бука буква «и»

Ответ на вопрос «В Древнем Риме гадания по наблюдениям за полетом и криком птиц «, 8 (восемь) букв:
ауспиции

Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова ауспиции

Определение слова ауспиции в словарях

Большая Советская Энциклопедия Значение слова в словаре Большая Советская Энциклопедия
(лат. ед. ч. auspicium, от avis ≈ птица и specie ≈ смотрю, наблюдаю), в Др. Риме гадания по наблюдениям за полётом и криком птиц, за небесными явлениями, за едой священных кур и т. д. А. совершались высшими магистратами перед началом важного государственного.

Примеры употребления слова ауспиции в литературе.

Они могли остановить народное собрание, отложить его до другого дня и даже отменять его решения, объявив, что ауспиции были неблагоприятны.

Даже в эпоху Цицерона, когда вера в старых богов, особенно в высших классах уже значительно пошатнулась, и магистраты, которые заведывали этими гаданиями, смотрели на них лишь как на докучные формальности, ауспиции все еще служили важным средством, по крайней мере, для достижения политических целей, и вследствие этого и коллегии А.

Но частым образом они чтили тех же богов, как и патриции, и могли даже производить ауспиции, не имевшие лишь значения для государства.

Так назывались у римлян члены одной жреческой коллегии, пользовавшейся до позднейших времен большим уважением и обладавшей знанием с помощью авгурий или ауспиций, т.

Случаи пренебрежения к ауспициям чаще, чем мы того хотели, обнаруживали присутствие богов.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *