ефименко заклинания наговоры обереги 1878
Ефименко заклинания наговоры обереги 1878
Въ 1858 г., приготовляя, для помѣщенія въ Черниговскихъ Губернскихъ Вѣдомостяхъ, небольшое собраніе Малороссійскихъ заклинаній, я, между прочимъ, писалъ въ предисловіи къ нему: „Нельзя не пожалѣть, что на этотъ, столь интересный для исторіи, этнографіи и миѳологіи, предметъ до сихъ поръ не было обращено ни малѣйшаго вниманія. Люди, которые близки къ народу, смотрятъ на знахарей, какъ на обманщиковъ, не стоющихъ никакого вниманія, а люди, знающіе цѣну народности, по большей части не имѣютъ къ народу доступу; отъ того сколько драгоцѣнныхъ памятниковъ съ каждымъ поколѣніемъ гибнетъ не собранными!»
Послѣ написаннаго мною прошло уже почти 15 лѣтъ, а между тѣмъ дѣло собранія Малороссійскихъ заклинаній находится почти въ прежнемъ положеній. Правда, послѣ того появилось въ нѣкоторыхъ Губернскихъ повременныхъ изданіяхъ и сборникахъ этнографическаго содержанія нѣсколько заклинаній, но мы все таки до сихъ поръ не имѣемъ ни одного сборника этого рода произведеній народнаго слова. Такимъ образомъ, и теперь смѣло можно сказать, что на настоящій предметъ доселѣ не обращено никакого вниманія.
Въ этомъ отношеніи изслѣдователи Малоросеійскаго народнаго быта далеко отстали отъ Великороссійскихъ изслѣдователей. Послѣдніе напечатали въ разнаго рода повременныхъ изданіяхъ и отдѣльныхъ сочиненіяхъ значительныя собранія заклинаній; они издали даже цѣлые сборники такихъ произведеній народнаго творчества. Я разумѣю сборникъ Великороссійскихъ заклинаній И. П. Сахарова, занимающій 2-ю книгу 1-го тома Сказаній Русскаго народа. и сборникъ Л. Н. Майкова, помѣщенный во 2-мъ томѣ Записокъ Русскаго Географическаго Общества, по отдѣленію этнографіи. Сборникъ Г. Майкова заключаетъ въ себѣ 376 заклинаній.
Появленіе въ свѣтъ значительнаго числа собраній Великорусскихъ заклинаній, въ сравненіи съ Малороссійскими, можетъ быть отчасти объяснено и тѣмъ, что Великороссіяне гораздо богаче Малороссіянъ такого рода памятниками народной словесности. Это, вѣроятно, обусловливается, съ одной стороны, болѣе сильнымъ распространеніемъ суевѣрія между Великороссійскимъ простонародіемъ, съ другой стороны, значительнымъ числомъ грамотниковъ въ народѣ, которые до позднѣйшаго времени слагали во множествѣ заклинанія и записывали существовавшія уже въ народѣ, и такимъ образомъ сильно способствовали ихъ сохраненію и распространенію. Въ особенности сказанное мною относится къ мѣстностямъ крайняго сѣвера Европейской Россіи. Здѣсь, среди крестьянскаго населенія, можно встрѣтить, и безъ особыхъ усилій собрать, множество тетрадокъ съ заклинаніями, носящими многоразличныя названія: „обереговъ, отказовъ, подходовъ, щепотокъ, словъ, прикосовъ и т. п., и служащихъ руководителями во всѣхъ почти обстоятельствахъ жизни. При томъ многія изъ здѣшнихъ заклинаній отличаются значительнымъ объемомъ, иногда занимая цѣлые листы, въ особенности тѣ изъ нихъ, которыя сложены въ болѣе позднее время.
Въ Малороссіи, напротивъ, заклинанія составляютъ почти исключительно достояніе знахарей, которые держатъ ихъ въ большой тайнѣ, передавая устно своимъ преемникамъ, такъ что доступъ къ этого рода произведеніямъ весьма труденъ. Правда, и въ Малороссіи можно встрѣтить старинныя тетрадки съ заклинаніями, но несравненно рѣже, нежели въ Сѣверной Россіи, и при томъ ими обладаютъ собственно мелкопомѣстные помѣщики, мѣщане, козаки, а не крестьяне.
Какъ передаваемыя главнымъ образомъ устно, Малороссійскія заклинанія отличаются краткостію, отъ чего часто бываютъ даже непонятны; ясно, что въ нихъ народная память измѣняетъ самой себѣ.
Не смотря на свою краткость, а иногда и замѣтное искаженіе, Малороссійскія заклинанія все таки представляють важный источникъ для ознакомленія съ народними суевѣріями и для изученія древнихъ языческихъ представленій нашихъ предковъ. Не распространяясь много о важности Малороссійскихъ заклинаній, я скажу только то, что многія изъ нихъ поражаютъ сходствомъ своимъ, въ цѣломъ, или въ частяхъ, съ языческими молитвами древнихъ Литовцевъ.1
Въ виду важнаго научнаго значенія Малорусскихъ заклинаній, я давно уже занимаюсь ихъ собираніемъ. Какъ уже сказано выше, мною помѣщено нѣсколъко заклинаній въ Черниговскихъ Губернскихъ Вѣдомостяхъ за 1859 годъ, въ №№ 25 и 49, подъ заглавіемъ: „Украинскія шептання и замовляння. » Помѣщенные тамъ заговоры записаны мною въ гг. Мелитополѣ, Таврической Губ., и Харьковѣ. Одно заклинаніе, записанное въ г. Черниговѣ, напечатано въ № 13 тѣхъ же Вѣдомостей, въ моей статьѣ: „О волкахъ и волчьемъ богѣ Полѣсунѣ.» Въ послѣдствіи къ этому собранію я присоединилъ еще нѣсколько заклинаній, записанныхъ мною въ Таврической и Полтавской Губ., а также доставленныя мнѣ изъ Малороссіи нѣкоторыми лицами, и обнародованныя уже въ нѣкоторыхъ доступныхъ мнѣ сочиненіяхъ и повременныхъ изданіяхъ. Все это я соединилъ вмѣстѣ, и такимъ образомъ составился настоящій сборникъ.
Ненапечатанныя еще заклинанія доставили мнѣ слѣдующія лица: К. И. Кибальчичъ изъ Житомира, М. М. Левченко изъ Ананьина, Херсонской Губ., Т. Дмитрашко-Райче изъ Переяславскаго Уѣзда Полтавской Губ., и А. А. Тищинскій изъ Чернигова. Первый, кромѣ того, сообщилъ еще Черноморскую рукопись съ заклинаніями, а послѣдній — старинный рукописний лѣчебникъ.
Черноморская рукопись, заключающая въ себѣ 18 заговоровъ, принесена была изъ Черноморіи однимъ Козакомъ Полтавокой Губ. Ha ней есть надпись, указывающая на время, когда она составлена, и на лицо, которому она принадлежала, именно: „1843 г., мѣсяца Марта 28 дня, войска Черноморскаго военнаго округа Старожеремѣева курня Тарасъ Мамай.» Рукописный лѣчебникъ, заключающій въ себѣ разнаго рода медицинскіе и хозяйственные совѣты съ 9 заклинаніями, переписанъ, какъ значится на немъ, въ 1793 году; онъ принадлежалъ дѣду лица, доставившаго лѣчебникъ, мелкопомѣстному помѣщику Городницкаго Уѣзда, Черниговской Губерніи.
Перечисляю печатныя изданіи, изъ которыхъ извлечены для моего сборника заклинанія:
Черниговскія Губернскія Вѣдомости 1853 г. № 19. ст. П. Огіевскаго: „Столѣтній старецъ, Іоаннъ Андреевичъ Тарасевичъ.» Послѣ этого старца, мелкаго помѣщика, осталась рукопись съ заклинаніями, подъ названіемъ: „Наука o пчеловодствѣ,» къ сожалѣнію, безъ начальнаго и послѣдняго листковъ.
Тѣ же Вѣдомости 1855 № 21: „Описаніе села Юриновки, Новгородсѣверскаго Уѣзда. «Тѣже Вѣдомосги 1858 г. №17 „О заговорахъ,» ст. А. Шишацкаго-Иллича.
Этнографическія свѣдѣнія o Подольской Губерніе, записанныя въ Литинскомъ Уѣздѣ Мировымъ Посредникомъ Н. Данильченкомъ. Вып. 1-й. Изд. Подольской Губерніи Стат. Комитета. Каменецъ Подольскъ. 1869 г.
Украински приказки, присловъя и таке инше. Спорядивъ М. Номисъ. С.-Петербургь, 1804.
Lud Ukraiński, jego pieśni, bajki, podania, klechdy, zabobony i t. d. zebrał i stosownemi uwagami objaśnił Antoni Nowosielski. 2 t. Wilno. 1857.
Обычаи, повѣрья, кухня и напитки Малороссіянъ, Н. Маркевича. Кіевъ, 1860.
Бытъ Русскаго народа. А. Терещенка. С.-Петерб., 1848. ч. V, VI.
Lud Polski, jego zwyczaje, zabobony. Przez L. Gołębiowskiego. Warszawa, 1830.
Опытъ Южно-Русскаго словаря, К. Шейковскаго. вып. I. Кіевъ. 1861.
Erheiterungen (Лейпцигскій журналъ) 1861 г., № 22, ст. «Die Gebirgsbewohner in Galizien.»
Ученыя записки Профессоровъ Московскаго Университета 1836. года: статья Срезневскаго: «Взглядъ на памятники Украинской народной словесности.»
Основа 1861 г. № 11 и 12.. статья. А. Свидницкаго: «Великденъ у Подолянъ.»
Записки Русскаго Географическаго Общеетва. 1847 г. кн. 2: «Объ этнографическомъ изученіи Русской народности. Надеждина.»
Записки o Полтавской Губерніи. Арендаренка. Полтава 1819 г., часть 2-я.
Пантеонъ 1855 г. кн. 5: «Гуцули. Вагилевича.»
Журналъ Министерства Народнаго Просвѣщенія 1864 г., Іюль: «Объ обожаніи солнца у древнихъ Славянъ, Срезневскаго.»
Современникъ 1853 г. № 9. Критика (Этногр. Сборн. Изд. Геогр. Общества).
Вотъ всѣ источники. Я знаю, что нѣсколько Малороссійскихъ заклинаній было помѣщено въ нѣкоторыхъ сборникахъ., на прим. въ изданномъ въ Галиціи „Вѣнкѣ Русинамъ на обжинки», и въ Губернскихъ Вѣдомостяхъ — Волынскихъ и Кіевскихъ. Но мнѣ не представилось возможности воспользоваться упомянутыми источниками. Вѣроятно, и рукописныя собранія заклинаній имѣются у лицъ, занимающихся изученіемъ Южно-Русскаго края. По крайней мѣрѣ мнѣ извѣстно o существованіи занимательнаго собранія заклинаній, записанныхъ „отъ Кіевскихъ вѣдьмъ» бывшимъ Профессоровъ Кіевскаго Университета Н. Д. Иванишевымъ.
Въ настоящемъ моемъ Сборникѣ, кромѣ собственно заклинаній, помѣщено нѣсколько дѣтскихъ приговорокъ и другихъ произведеній народнаго слова, имѣющихъ характеръ заговоровъ. Самые же заговоры сообщаются со всѣми ихъ разночтеніями, что весьма необходимо для указанія того, какимъ образомъ они развивались и искажались. Относительно разночтеній и объясненій заклинаній, я придерживался подлинныхъ словъ лицъ, записавшихъ заклинанія, въ особенности словъ старинныхъ рукописей; отъ этого произошло то, что одни заговоры явились съ объясненіями на Великорусскомъ языкѣ, другія же на Малорусскомъ.
Что касается до распредѣленія, то я въ этомъ отношеніи придерживался Сборника Великороссійскихъ заклинаній Л. Майкова, собственно для болѣе удобнаго сравненія тѣхъ и другихъ заклинаній между собою. Порядокъ отдѣловъ. въ которыхъ заклинанія расположены, слѣдующій:
Любовь.
Бракъ.
Здоровье и болѣзни.
Частный бытъ.
Промыслы и занятія.
Отношенія общественныя.
Отношенія къ природѣ.
Отношенія къ сверхъестественнымъ существамъ.
Г. Холмогоры.
1.Присушныя слова.
Старыя дѣвушки, желающія возбудить къ себѣ любовь мужчинъ, стараются наскоблить подошву сапога чаруемаго, или утащить изъ шапки его нитку, или что ни будь другое, и все это, залѣпивши въ комокъ воску, бросаютъ въ огонь, приговаривая:
«Шчобъ тебе за мною такъ пекло, якъ пече вôгонь той вôскъ! Щобъ твоє серце за мною такъ топылось, якъ топыця той вôскъ, и щобъ ты мене тогди покинувъ, коли найдешъ той вôскъ!»
Утверждаютъ, что послѣ этого чаруемый мужчина непремѣнно пристрастится къ чарующей его дѣвушкѣ; въ противномъ же случаѣ будетъ чахнуть, сохнуть и наконецъ покончитъ смертію.
(Данильчеко. Этнограф. свѣд. o Подольск. Губ., вып. 1-й, стр. 6)
2.Щобъ милый прêлстивъ.
Варючи терличъ — приворотне зêлья, примовляютъ:
«Терличъ, терличъ! десятыхъ прикличъ, a зъ десятёхъ девьятёхъ, a зъ девьятёхъ восьмерёхъ, a зъ восьмёрехъ семерёхъ, a зъ семерёхъ пъятерёхъ, a зъ пъятерёхъ чотырёхъ,азъ чотырёхъ трёхъ, a зъ трёхъ двохъ, a зъ двохъ одного та доброго. Якъ дуже зêлья кипить, — милый поверхъ дерева летить; якъ не дуже, o половинѣ дерева, и такъ побьецьця.
(Украин. приказки, Номиса, стр. 5. и. Сочин. Квиткы, изд. Кулиша, II, стр. 121)
3.Дѣвичья молитва, чтобы выйти замужъ.
Въ день Покрова Пресв. Богородицы молятся особенно дѣвушки, желающія выйти замужъ; молитвы ихъ всегда почти сопровождаются приговоромъ:
«Свята Покровонько, покрой мêнѣ головоньку, хочъ ганчиркою, абы не зоставалась дѣвкою!»
(Данильченко. Этногр. свѣд. o Подольск. Губ. вып. 1-й, стр, 37)
4.Щобъ сватали дѣвчину.
Примовляютъ дѣвчата, мыючись зеленымъ лёномъ зъ тыхъ зернятъ, що птиця упустила зъ рота на перехрестѣ:
«Якъ сей лёнъ изыходить, такъ щобъ до мене усѣ люде изыходилися та мене сватали!»
(Украин. приказки, Номиса, стр, 5)
5.Щобъ побачить суженаго.
На канунѣ дня Св. Андрея дѣвица, проснувшись утромъ, подвязывется поясомъ и, во весь день не снимая его, постится и молится, a ложась спать, снимаетъ и кладетъ подъ подушками, въ видѣ креста. Послѣ этого громко произноситъ:
«Живу въ Кіевѣ на горахъ, кладу хрестъ въ головахъ: зъ кымъ вѣнчацьця, зъ кымъ заручацьця, зъ тымъ и за руки держацьця! Во снѣ непремѣнно привидится суженый, или судьба.
Ефименко заклинания наговоры обереги 1878
Сейчас 147 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте
Вы находитесь в Библиотеке магического портала Серая Гавань, где сможете найти и скачать множество полезных книг по основам магии, магическим традициям и направлениям, сопутствующим дисциплинам и практикам, а так же книги по истории, мифологии, религии, психологии и многим другим направлениям развития и познания мира. Прошу вас ознакомиться с информацией, которая сделает ваше пребывание здесь более удобным и приятным : «Правила и некоторые нюансы при пользовании библиотекой»
ПРЕДИСЛОВИЕ.
В 1858 г., приготовляя, для помещения в Черниговских Губернских Ведомостях, небольшое собрание Малороссийских заклинаний, я, между прочим, писал в предисловии к нему: „Нельзя не пожалеть, что на этот, столь интересный для истории, этнографии и мифологии, предмет до сих пор не было обращено ни малейшего внимания. Люди, которые близки к народу, смотрят на знахарей, как на обманщиков, не стоящих никакого внимания, а люди, знающие цену народности, по большей части не имеют к народу доступу; от того сколько драгоценных памятников с каждым поколением гибнет не собранными!»
После написанного мною прошло уже почти 15 лет, а между тем дело собрания Малороссийских заклинаний находится почти в прежнем положений. Правда, после того появилось в некоторых Губернских повременных изданиях и сборниках этнографического содержания несколько заклинаний, но мы все таки до сих пор не имеем ни одного сборника этого рода произведений народного слова. Таким образом, и теперь смело можно сказать, что на настоящий предмет доселе не обращено никакого внимания.
В этом отношении исследователи Малороссийского народного быта далеко отстали от Великороссийских исследователей. Последние напечатали в разного рода повременных изданиях и отдельных сочинениях значительные собрания заклинаний; они издали даже целые сборники таких произведений народного творчества. Я разумею сборник Великороссийских заклинаний И. П. Сахарова, занимающий 2-ю книгу 1-го тома Сказаний Русского народа. и сборник Л. Н. Майкова, помещенный во 2-м томе Записок Русского Географического Общества, по отделению этнографии. Сборник Г. Майкова заключает в себе 376 заклинаний.
Появление в свет значительного числа собраний Великорусских заклинаний, в сравнении с Малороссийскими, может быть отчасти объяснено и тем, что Великороссияне гораздо богаче Малороссиян такого рода памятниками народной словесности. Это, вероятно, обусловливается, с одной стороны, более сильным распространением суеверия между Великороссийским простонародьем, с другой стороны, значительным числом грамотников в народе, которые до позднейшего времени слагали во множестве заклинания и записывали существовавшие уже в народе, и таким образом сильно способствовали их сохранению и распространению. В особенности сказанное мною относится к местностям крайнего севера Европейской России. Здесь, среди крестьянского населения, можно встретить, и без особых усилий собрать, множество тетрадок с заклинаниями, носящими многоразличные названия: „оберегов, отказов, подходов, щепоток, слов, прикосов и т. п., и служащих руководителями во всех почти обстоятельствах жизни. При том многие из здешних заклинаний отличаются значительным объемом, иногда занимая целые листы, в особенности те из них, которые сложены в более позднее время.
В Малороссии, напротив, заклинания составляют почти исключительно достояние знахарей, которые держат их в большой тайне, передавая устно своим преемникам, так что доступ к этого рода произведениям весьма труден. Правда, и в Малороссии можно встретить старинные тетрадки с заклинаниями, но несравненно реже, нежели в Северной России, и при том ими обладают собственно мелкопоместные помещики, мещане, казаки, а не крестьяне.
Этнография
и фольклор Русского Севера
Крестьянская магия
Сортировка по алфавиту | Сортировка по хронологии
Агапкина Т. А. Восточнославянские лечебные заговоры в сравнительном освещении. Сюжетика и образ мира : [современные исследования] / Т. А. Агапкина. – М. : Индрик, 2010. – 823 с. – (Традиционная духовная культура славян).
Бурцев А. Е. Народный быт великого севера : его нравы, обычаи, предания, предсказания, предрассудки, притчи, пословицы, присловия, прибаутки, перегудки, припевы, сказки, присказки, песни, скороговорки, загадки, счеты, задачи, заговоры и заклинания. Т. 3 / сост. А. Е. Бурцев. – СПб. : Тип. И. Ефрона, 1898. – [2], XXIV, 497 с.
В. т. ч. заклинания и заговоры.
Великоустюжский сборник XVII в. : [заговоры] / предисл. и публ. А. А. Турилова, А. В. Чернецова // Отреченное чтение в России XVII-XVIII веков / отв. ред. : А. Л. Топорков, А. А. Турилов. – М., 2002. – C. 176-224.
Вельск, Вологодской губернии. Народное суеверие // Северный край. – 1902. – № 300. – С. 2. – В конце подпись : А. Т.
Виноградов Н. Заговоры, обереги, спасительные молитвы и проч. : (по старинным рукописям и современным записям) / Н. Виноградов // Живая старина. – 1907. – Вып. 1. –С. 1-56 (отд. паг.).
Виноградова Л. Н. Заговорные формулы от детской бессонницы как тексты коммуникативного типа / Л. Н. Виноградова // Исследования в области балто-славянской культуры. Заговор. – М., 1993. – С. 153-164.
Врачебное поверье крестьян Устюгского уезда // Вологодские губернские ведомости. – 1879. – № 25. – С. 4.
О народном способе лечения горячки.
Герасимов М. К. Материалы по народной медицине и акушерству в Череповецком уезде, Новгородской губернии / М. К. Герасимов // Живая старина. – 1898. – Вып. 2. – С. 158-183.
Дана местная номенклатура болезней, приведены народные способы их врачевания, в т. ч. и заговоры.
Гомзиков Н. И. Народно-бытовая медицина в Никольском уезде / Н. И. Гомзиков // Кичменгский край : материалы Глубоковских чтений. – Кичменгский Городок, 2012. – Вып. 2. – С. 84-92.
По материалам сообщений из Никольского у., присланных этнографу В. Н. Тенишеву в середине 19 в.
[Дилакторский П. А.] Пастушьи заговоры Кадниковского уезда / [П. А. Дилакторский] // Вологодские губернские ведомости. – 1891. – № 5. – С. 5.
Дранникова Н. В. Материалы к Пинежскому этнодиалектному словарю / Н. В. Дранникова // Живая старина. – 2000. – № 1. – С. 45-47.
О крестьянской магии, календарных обрядах и обрядовой пище сел, расположенных в верховьях р. Пинеги. Записи сделаны в ходе фольклорной экспедиции ПГУ.
Ельфина А. Л. Святочные гадания Вологодского края / А. Л. Ельфина // Чистые ключи. Истоки народного творчества : из опыта работы по фольклору библиотекарей школ и ПТУ г. Вологды : [сб. материалов]. – Вологда, 1994. – С. 82-86.
Еремина В. И. Заговорные колыбельные песни / В. И. Еремина // Фольклор и этнографическая действительность : [сб. ст]. – СПб., 1992. – С. 29-34.
Есин А. Скотоводческие и пастушеские обряды в Панинском сельсовете Белозерского района : (анализ экспедиционных материалов фольклорно-этнографической студии «Матица») / А. Есин, Л. Е. Розова, Т. С. Крупышева // Известия Вологодского общества изучения Северного края : сб. материалов. – Вологда, 2005. – Вып. 14. – С. 35-39.
Ефименко П. С. Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии. Ч. 1. Описание внешнего и внутреннего быта / П. С. Ефименко. – М. : Тип. Ф. Б. Миллера, 1877. – VII, 221 с. – (Изв. Имп. о-ва любителей естествознания, антропологии и этнографии. Т. ХХХ. Труды этнографического отдела. Кн. V, вып. I).
Из содерж. : Народное врачевание. – С. 197-210.
Ефименко П. С. Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии. Ч. 2. Народная словесность / П. С. Ефименко. – М. : Типо-литогр. С. П. Архипова и К°, 1878. – XI, 276 с. – (Изв. Имп. о-ва любителей естествознания, антропологии и этнографии. Т. ХХХ, вып. 2. Труды этнографического отдела. Кн. V, вып. 2).
Из содерж. : Заклинания, наговоры, обереги. – С. 139–222.
Жаворонок И. С. Рассказы о «знающих» и рассказы «знающих» : по материалам экспедиций в Зубовский сельсовет (Шола) Белозерского р-на Вологодской области / И. С. Жаворонок // По следам Е. Э. Линевой : сб. науч. ст. / под ред. А. В. Кулева. – Вологда, 2002. – С. 290-304.
Анализ текстов заговоров и рассказы о информаторах.
Забылин М. Русский народ : его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. В 4-х ч. / собр. М. Забылиным. – М. : Изд-е книгопродавца М. Березина, 1880. – [2], III, 607, VIII с.
Заговоры / сообщ. Н. Зенбицкий // Живая старина. – 1907. – № 1, отд. 2. – С. 1-6.
Заговоры Вилегодского района Архангельской области // публ. Ю. А. Крашенинниковой // Живая старина. – 2001. – № 3. – С. 25-28.
Зеленин Д. Два условия в договоре найма пастуха в Кемском уезде Архангельской губ. / Д. Зеленин // Живая старина. – 1913. – № 1–2. – С. 183-184.
О пастушеских приметах и магических действиях.
Иваницкий Н. А. К народной медицине (Вологодской губернии) / Н. А. Иваницкий // Этнографическое обозрение. – 1892. – № 1. – С. 182-185.
О народных медицинских средствах, поверьях, сказаниях, заклинаниях.
Из народных суеверий в Шенкурском уезде Архангельской губернии / сообщ. С. Е. // Известия Архангельского общества изучения Русского Севера. – 1911. – № 7. – С. 564-566.
В статье приведены тексты оберега и коровьего «отпуска».
Из полевых записей А. М. Астаховой 1928 года : (заговоры на Мезени) / публ. и коммент. Л. И. Петровой // Из истории русской фольклористики : [сборник]. – СПб., 2007. – Вып 7. – С. 184-223.
Казанович А. Я. Вода в магии и медицинской практике / А. Я. Казанович // Живая старина. – 2004. – № 1. – С. 39-40.
По материалам, собранным в Вологодской обл.
Кляус В. Л. Указатель сюжетов и сюжетных ситуаций заговорных текстов восточных и южных славян / В. Л. Кляус. – М. : Наследие, 1997. – 462 с.
В т. ч. данные по Архангельской, Вологодской, Олонецкой, Новгородской губ.
Криничная Н. А. «Почитают ее приворотною травою. » : о колдовских растительных атрибутах / Н. А. Криничная // Русская речь. – 2001. – № 5. – С. 81-88.
Криничная Н. А. Травное зелье, дивии коренья. : из мифологических представлений о растительных атрибутах ведунов / Н. А. Криничная // Этнографическое обозрение. – 1999. – № 4. – С. 51-62.
Кузнецова Д. Олонецкие обереги / Д. Кузнецова, Т. А. Ипатова // Известия Вологодского общества изучения Северного края : сб. материалов. – Вологда, 2005. – Вып. 14. – С. 46-50.
Левкиевская Е. Е. Магические функции хозяина в восточнославянской традиционной культуре / Е. Е. Левкиевская // Мужской сборник / сост. И. А. Морозов, отв. ред. С. П. Бушкевич. – М., 2001. – Вып. 1. Мужчина в традиционной культуре. – С. 106-114.
Логинов К. К. Колдуны Заонежья : истинные и мнимые / К. К. Логинов // Мастер и народная художественная традиция Русского Севера : доклады III Междунар. науч. конф. «Рябининские чтения-99» / редкол. : Р. Б. Калашникова и др. – Петрозаводск, 2000. – С. 176-186.
Логинов К. К. Народные целители и колдуны у онежан и калганов : традиции и современность / К. К. Логинов // Народные культуры Русского Севера. Фольклорный энтитет этноса : материалы рос.-фин. симп. (Архангельск, 20-21 нояб. 2003 г. ) / [отв. ред. : В. М. Гацак, Н. В. Дранникова]. – Архангельск : ПГУ, 2004. – Вып. 2. – С. 204-213.
Мазалова Н. Е. Народная медицина локальных групп Русского Севера / Н. Е. Мазалова // Русский Север : к проблеме локальных групп : [сборник] / [ред.-сост. Т. А. Бернштам]. – СПб., 1995. – С. 63-109.
Майков Л. Великорусские заклинания / Л. Майков – СПб. : Тип. Майкова, 1869. – 164 с.
Тексты заговоров и заклинаний, записанные в нескольких русских губерниях, в т. ч. в Вологодской, Новгородской, Архангельской.
Малиновский Н. Л. Несколько слов о колдунах в Воезере [Каргопольского уезда] / Н. Л. Малиновский // Олонецкий сборник : материалы для истории, географии, статистики и этнографии Олонецкого края. – Петрозаводск, 1886. – Вып. 2, отд. 2. – С. 39-40.
Об одном свадебном «отпуске».
Малкова Е. Святочное гадание «жировку водить» : к вопросу распространения и бытования в Вологодском районе / Е. Малкова, В. Е. Павлова // Известия Вологодского общества изучения Северного края / гл. ред. С. П. Белов. – Вологда, 2007. – Вып. 16. – С. 70-74.
Мелентьевские рассказы / публ. А. Б. Ипполитовой // Живая старина. – 2005. – № 2. – С. 49-51.
Заговоры, молитвы, былички, записанные участниками Пудожской экспедиции в д. Мелентьево Пудожского р-на Карелии от О. С. Тереховой.
Мельницкий А. Говор жителей северо-восточной части Вытегорского уезда Олонецкой губернии / А. Мельницкий // Живая Старина. – 1893. – Вып. 3. – С. 388-392.
Содерж. : Заговор – остуду кинуть; Похоронный причет: «Ты жоланный мой дедюшка…».
Морозов И. А. Отрок и сиротинушка : (возрастные обряды в контексте сюжета «о похищенных детях») / И. А. Морозов // Мужской сборник / сост. И. А. Морозов, отв. ред. С. П. Бушкевич. – М., 2001. – Вып. 1. Мужчина в традиционной культуре. – С. 58-70.
Обереги и заклинания русского народа / [тексты подгот. М. И. и А. М. Песковы]. – М. : Крон-Пресс, 1996. – 190,[1] с.
«Отпуск» пастуха из Каргопольского района Архангельской области / подгот. к публ. И. А. Морозова // Мужской сборник / сост. И. А. Морозов, отв. ред. С. П. Бушкевич. – М., 2001. – Вып. 1. Мужчина в традиционной культуре. – С. 120-124.
Петров В. П. Заговоры / В. П. Петров; публ. А. Н. Мартыновой // Из истории русской фольклористики : [сборник] / [отв. ред. А. А. Горелов]. – Л., 1981. – С. 77-142.
Пигин А. В. Потаенное знание заонежских крестьян Корниловых / А. В. Пигин // Живая старина. – 2006. – № 1. – С. 42-46.
О коллекции рукописей семьи Корниловых с публикацией описания народных примет, заговоров и отпусков для скота.
Попов Г. Русская народно-бытовая медицина : по материалам этнографического бюро князя В. Н. Тенишева / Г. Попов. – СПб. : Тип. А. С. Суворина, 1903. – VIII, 404 c.
Содерж. : Причины болезней; Знахарство; Научная медицина; Заразные болезни и санитарные меры; Диета и уход за больными; Классификация и симптомы болезней; Суеверные средства лечения, [заговоры] ; Религиозные средства.
Попов Н. Некоторые предания жителей Вологодской губернии Кадниковского уезда : (этнографический материал собран в 1857 г) / Н. Попов // Живая старина. – 1903. – № 1-2. – С. 188-224.
Из содерж. : Заговоры, подход, приметы, толкованья снов. – С. 214-224.
Постников В. Знахарство, виды его и борьба с ним в Архангельской губернии / В. Постников // Известия Архангельского Общества изучения Русского Севера. – 1909. – № 5. – С. 23-32.
Поучение к поселянам, по поводу суеверного лечения ими больных // Вологодские Епархиальные ведомости. – 1866. – № 2 – С. 63-66 (2-я паг.). – В конце подпись : А. М.
Ребров В. Молитва скоту / учитель В. Ребров // Олонецкий сборник : материалы для истории, географии, статистики и этнографии Олонецкого края. – Петрозаводск, 1886. – Вып. 2, отд. 2. – С. 49-54.
Тексты пастушьих «отпусков».
Рукописное собрание заговоров : [заговоры, собранные Н. А. Пояровой из Пинежского р-на Архангельской обл.] / публ. А. А. Ивановой // Живая старина. – 2005. – № 1. – С. 17-20.
Русанов А. В. Заговоры. Их бытование на Верхней Пинеге / А. В. Русанов // Народная культура Русского Севера. Живая традиция : сб. ст. / отв. ред. : Н. В. Дранникова, С. В. Козлов. – Архангельск, 1998. – С. 43-45.
Русские заговоры из рукописных источников XVII – первой половины XIX в. / сост., подгот. текстов, ст. и коммент. А. Л. Топоркова. – М. : Индрик, 2010. – 830, [1] с.
Русские заговоры Карелии / [сост. Т. С. Курец]. – Петрозаводск : Изд-во ПетрГУ, 2000. – 274, [1] с. : ил
Сидоров А. С. Знахарство, колдовство и порча у народа Коми : материалы по психологии колдовства / А. С. Сидоров; [авт. вступ. ст. : С. Васильева]. – СПб. : Алетейя, 1997. – 269 c., [5] л. портр.
Тихомиров В. К. Отпуск, спуск или обход скота вечный / В. К. Тихомиров // Вестник Олонецкого губернского земства. –1910. – № 18. – С. 3-25.
Топорков А. Дитя на выпекании : о ритуале лечения хилых детей / А. Топорков // Родина. 2001. – № 8. – С. 96-99.
Топорков А. Л. «Лежит доска, на ней тоска» : тоска в любовных заговорах / А. Л. Топорков // Русская речь. – 2015. – № 3. – С. 114-120.
Топорков А. Л. Олонецкий сборник заговоров как памятник народной культуры XVII в. / А. Л. Топорков // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. – 2003. – № 1 (30). – С. 148-155.
Топорков А. Л. Параллели между русскими заговорами XVII века и карело-финскими эпическими песнями / А. Л. Топорков // «Калевала» в контексте региональной и мировой культуры : материалы междунар. науч. конф., посвящ. 160-летию полного издания «Калевалы» / отв. ред. И. И. Муллонен. – Петрозаводск, 2010. – С. 138-147.
Топорков А. Л. Репертуар и формулы олонецких заговоров : (статистические и диахронические аспекты) / А. Л. Топорков // Рябининские чтения-2015 : материалы VII конф. по изучению и актуализации культурного наследия Русского Севера / отв. ред. : Т. Г. Иванова. – Петрозаводск, 2015. – С. 415-418.
Трофимов А. А. Ритуально-магическая практика рыбаков Каргопольского района Архангельской области / А. А. Трофимов // Мужской сборник / сост. И. А. Морозов, отв. ред. С. П. Бушкевич. – М., 2001. – Вып. 1. Мужчина в традиционной культуре. – С. 54-57.
Тузов Ю. В. По берегам Шексны : исторические этюды о крестьянской культуре XIX–начала XX века / Ю. В. Тузов. – Вологда : ИЦ ВИРО, 2008. – 62 с. : ил.
Из содерж. : Верования в «порчу» и знахарство. – С. 48–51; Домашняя медицина. – С. 51–54.
Фудзивара Д. «Настоящее» и «ненастоящее» в русской магической традиции : пересмотр фольклорной практики / Д. Фудзивара // Живая старина. – 2004. – № 2. – С. 16-22.
О традиции «знающих» на Русском Севере, в т. ч. в Архангельской обл. и Карелии.
Хворостьянова Е. В. Ритмический строй севернорусских заговоров / Е. В. Хворостьянова // Русский фольклор : [материалы и исследования] / [отв. ред. : М. Н. Власова, В. И. Жекулина]. – СПб., 2004. – Т. 32. – C. 88-107.
Цейтлин Г. Знахарства и поверья в Поморье : (очерк из быта поморов) / Г. Цейтлин // Известия Архангельского общества изучения Русского Севера. – 1912. – № 1. – С. 8-16; № 4. – С. 156-165.
Шабалина Е. В. Метеорологическая магия Вологодчины : сорок плешивых / Е. В. Шабалина // Живая старина. – 2006. – № 4. – С. 23-25.
О фактах из разряда метеорологической магии, записанные участниками топонимической экспедиции в Кадуйском р-не Вологодской обл.
Шустиков А. А. Предания, обычаи, заговоры, суеверия и ворожба в среде населения Кадниковского уезда : этнографический материал / А. Ш-ов // Вологодский сборник. Т. 5 / под ред. Н. А. Полиектова. – Вологда, 1887. – С. 219-234.
Шустиков А. А. Троичина Кадниковского уезда : бытовой очерк / А. А. Шустиков // Вожега : краевед. альм. – Вологда, 1995. – Вып. 1. – С. 106-144.
Приведено 13 текстов заговоров.
Щепанская Т. Б. Мужская магия и статус специалиста : (по материалам русской деревни конца XIX – XX вв.) / Т. Б. Щепанская // Мужской сборник / сост. И. А. Морозов, отв. ред. С. П. Бушкевич. – М., 2001. – Вып. 1. Мужчина в традиционной культуре. – С. 9-27.
Щепанская Т. Б. Сила : (коммуникативные и репродуктивные аспекты мужской магии) / Т. Б. Щепанская // Мужской сборник / сост. И. А. Морозов, отв. ред. С. П. Бушкевич. – М., 2001. – Вып. 1. Мужчина в традиционной культуре. – С. 71-94.