достоевский нельзя прийти к благу через преступление

Все работы написаны и проверены в рамках проекта https://vk.com/ege100ballov рубрика ИТОГ ЭКСПЕРТА https://vk.com/topic-10175642_47983604

Сочинение №1

В чем различие между ошибкой и преступлением? Направление «Преступление и наказание»

Автор сочинения – Бутрова Юлия Сергеевна

Всем людям свойственно совершать ошибки, это неотъемлемая часть человеческой жизни. Ошибки дают нам опыт, на них человек учится. Они могут быть мелкими и незначительными, как например, неверно решенная задача по математике, а могут быть и роковыми. К роковым ошибкам можно отнести преступление. Будь то мелкая кража или покушение на человеческую жизнь, это обязательно отразится на будущем преступника. С точки зрения ошибки, такое деяние будет считаться нарушением моральных норм и повлечёт за собой угрызения совести и социальные санкции, в виде неодобрения обществом данного поступка, а с точки зрения преступления, за любое правонарушение предусмотрена юридическая ответственность – ответственность перед законом. Не все ошибки являются преступлениями, но многие преступления совершаются по ошибке. За доказательствами обратимся к художественной литературе.

Одним из наиболее ярких примеров служит психологический роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Главный герой – Родион Раскольников совершает преступление, убивает старуху-процентщицу. Главной причиной этого убийства стала теория, которую выдвигал Раскольников. Всех людей он делил на два разряда: обыкновенные, они же «твари дрожащие», и необыкновенные – «право имеющие». Главным предназначением обыкновенных было продолжение человеческого рода, а необыкновенным была уготована особая роль, они могли управлять миром, и им разрешалось преступать закон. Раскольников ошибочно отнес себя к разряду «право имеющих» и совершил преступление, за которое ему были уготованы и муки совести, и ответственность перед законом. Эта ошибка стала для него роковой, к прежней жизни он вряд ли уже вернулся, ведь теперь всю жизнь его преследовали мысли о содеянном. В этом произведении мы видим яркий пример того, как человек по ошибке совершил преступление, которое очень сильно повлияло на его будущее.

В произведении А.С. Грибоедова «Горе от ума» говорится о том, как легко можно совершить ошибку. Молодая и наивная Софья Фамусова впервые влюбилась, ее чувства настолько сильны, что ничего вокруг она не замечала. Не замечала и того, что Молчалин, ее избранник, лишь использовал девушку для корыстных целей. Софья была дочкой дворянина, семья Фамусовых богатая и хорошо известная в высшем свете. Молчалин за счет брака с Софьей хотел продвинуться по служебной лестнице, вот только девушка этого не замечала, искренне верила в его любовь. В это время за ней ухаживал Чацкий, который по-настоящему был влюблен, но Софья предпочла ему другого, в котором очень сильно ошибалась. Молчалин не любил ее, он любил Лизу, работавшую в доме Фамусовых служанкой. Софья до последнего верила любимому и любовь закрывала ей глаза, но в конце всё же девушка поняла, что совершила огромную ошибку. Но эта ошибка научила Софью слепо не доверять людям, и послужила опытом, который обязательно пригодится в дальнейшей жизни.

Таким образом, можно сказать, что ошибки оказывают на человека больше положительное влияние, благодаря внутреннему контролю человека – совести, ошибки после всех переживаний и раздумий становятся лишь опытом, человек учится на них, и в дальнейшем в подобной ситуации знает как правильно поступить. Преступления положительного влияния не оказывают никогда, ведь преступление это всегда вред, нанесенный кому-либо, моральный, физический или материальный. Преступление на всю жизнь останется тяжким грузом лежать на душе человека, его невозможно взять и забыть.

ИТОГ: зачет

Рекомендации

Юля, умница! Обратите внимание на пунктуационные недочёты: на экзамене по русскому языку они могут дорогого стоить. В целом же могу посоветовать следующее:

Желаю удачи! Практикуйтесь, всё обязательно получится!

Видеоурок по аргументам и темам по этому направдению

Сочинение №2

В чем различие между ошибкой и преступлением? Направление : Преступление и наказание

(Автор сочинения – Тульская Диана Владимировна)

Другой пример можно привести из произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Пётр Гринёв, юноша, которого отец отправляет на службу, для того, чтобы тот повзрослел и получил опыт. Местом службы Петра была Белогорская крепость, дорога туда предстояла не близкая. Во время поездки Пётр напился и проиграл очень большую сумму денег. Позже он осознал свою ошибку, его отношение к жизни поменялось. Примером ещё одной ошибки является доверие Гринёва к сослуживцу, с которым он познакомился в крепости. Поначалу Алексей показался ему довольно хорошим человеком, но впоследствии Швабрин начал высмеивать Гринёва, устроил дуэль, потому что хотел убрать его с пути завоевания Маши. Таким образом, главный герой совершил ошибку, и не одну. Но они не привели к каким-то критическим последствиям. Пётр смог извлечь из них жизненные уроки и измениться.

ИТОГ: зачтено

Рекомендации

По всем критериям получен зачёт. Сочинение написано на достойном уровне.

Рекомендую не торопиться и внимательнее вычитывать черновик. Следует обращать внимание на логику в тезисе, микровыводах и выводе. На экзамене нужно быть особенно внимательной: там Вас не исправит редактор Ворда)

Благодарю за ответственность в самоподготовке. Удачи на экзамене!

Сочинение №3

Почему некоторые люди переступают моральные нормы и совершают преступления? Иногда человек верит, что любое деяние можно оправдать благой целью. Он находится в плену распространённого заблуждения, согласно которому для достижения цели хороши любые средства. Некоторые люди совершают преступления непреднамеренно, не вполне отдавая себе отчёт в том, что они делают. Конечно, всегда случаются ситуации, когда человек сознательно становится отступником и даже не испытывает угрызений совести. Причин может быть достаточно много. Рассмотрим некоторые из них на примере произведений художественной литературы.

Главный герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» желает ценой одной жизни сделать как можно больше благородных дел. На самом деле Родион Раскольников обманывает самого себя: после совершения преступления он так и не смог воспользоваться деньгами старухи-процентщицы. В первую очередь герой хотел проверить собственную теорию, позволяющую делить людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих». Раскольников считал, что сильным личностям позволено распоряжаться чужими судьбами. Однако ни одно преступление не должно оставаться безнаказанным, и герой начинает понимать, как сильно заблуждался. Его теория не проходит проверку реальностью, и в эпилоге романа мы видим человека, готового вступить на новый путь. Раскольников осознаёт, как важно брать на себя ответственность за каждый сделанный выбор.

Порой человеком управляют чувства, и он перестаёт себя контролировать. Так, главный герой повести Л.Н. Толстого «Крейцерова соната» в порыве ревности убивает свою жену. После свадьбы надежды Позднышева на семейное счастье не оправдались, а свою избранницу он едва ли мог назвать родственной душой. Герой всё чаще замечал на лице жены выражение какой-то враждебности и даже презрения. Рождение детей не сблизило супругов, они постоянно ссорились и в конечном счёте отдалились друг от друга так, что стали разговаривать лишь о бытовых проблемах. Нельзя сказать, что Позднышев испытывал к этой женщине какую-либо симпатию, но, узнав об измене, не смог совладать со своими чувствами. Им руководили ненависть и досада, разочарование из-за разрушенных надежд. Герой с хладнокровием совершает преступление, но впоследствии не может избавиться от угрызений совести. Есть поступки, которые легче предупредить, чем исправить. Отняв у другого жизнь, человек теряет себя и уже никогда не сможет ничего изменить.

Таким образом, люди, совершающие противоправные деяния, забывают о христианских заповедях и теряют самое важное, человеческое, чем наделён каждый из нас от рождения. Есть множество причин, которые толкают людей на преступление, но всё же ни один такой поступок нельзя оправдать. Именно поэтому так важно задумываться о последствиях, контролировать свои эмоции и знать, что всегда есть такая грань, которую ни в коем случае не следует переступать.

Сочинение №4

Можно ли равнодушие назвать преступлением?

Габов Антон Алексеевич

Можно ли равнодушие назвать преступлением? На этот актуальный вопрос есть, к сожалению, неутешительный ответ. В современном мире многие люди перестают обращать внимание на то, что происходит вокруг них. Например, они могут спокойно пройти мимо человека, которому нужна помощь, тем самым показывая своё безразличие. Я считаю, что такое равнодушие очень жестоко, поэтому его можно отнести к настоящему преступлению.

Обратимся к произведениям художественной литературы, в которых раскрывается тема равнодушия. Так, Григорий Печорин из романа Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени» по своей прихоти решил украсть прекрасную девушку Бэлу, в которую он влюбился на кавказской свадьбе. Он пошёл на всё, чтобы добиться желаемого, и совсем не задумался о последствиях своих действий. Но, достигнув своей цели, Печорин быстро охладел к Бэле и будто перестал замечать её существование. Девушка страдала от его равнодушия и не могла вернуться домой к своей семье, так как там её считали опозоренной. В самый важный момент Печорин проявил своё безразличие и уехал на охоту, бросив Бэлу, которой грозила опасность от его противника – разбойника Казбича. Лермонтов показывает, что данный поступок привёл к непоправимому. Казбич зарезал девушку, и та умерла в мучениях. Таким образом, равнодушие Печорина не только сломало судьбу совсем ещё юной Бэлы, но и положило конец её жизни – а это по праву можно назвать преступлением.

Также тема равнодушия ярко раскрывается в пьесе Александра Островского «Гроза». Главная героиня Катерина много лет терпела унижения и оскорбления от своей властной свекрови Кабанихи, при этом ни разу не увидев защиты со стороны своего мужа Тихона. Он, в свою очередь, стал редко появляться дома и будто совсем забыл про жену. В трудную минуту рядом с Катериной оказался Борис, и она изменила мужу, несмотря на все свои убеждения. Однако ей хватило смелости признаться свекрови в совершённом грехе. Она рассчитывала на поддержку Бориса, но и тот проявил равнодушие и уехал из города. Островский подчёркивает, что Катерина оказалась в безвыходном положении и решила, что лучше броситься в реку, чем дальше жить дважды преданной. Писатель показывает, что равнодушие Тихона и Бориса привело к трагическим последствиям, которые сопоставимы с преступлением.

В заключение хочется выразить надежду на то, что люди перестанут быть равнодушными ко всему окружающему, иначе их безразличие и бездействие перерастёт в самое настоящее преступление.

ИТОГ: зачет

Рекомендации

Антон, Ваша работа приятная, глубокая и полностью соответствует итоговому сочинению. Аргументы подобраны хорошо, они отражают Вашу мысль, изложенную в тезисе.

Хотелось бы обратить внимание на речевые ошибки и недочеты. Будьте внимательны при сочетаемости слов и употреблении того или иного слова в соответствующем контексте.

Сочинение оставило хорошее впечатление в общем, Вы молодец! Желаю удачи! Не опускайте планку! С. Тарасов

Сочинение №5

Можно ли равнодушие назвать преступлением, по направлению «Преступление и наказание»

(Автор сочинения – Тихонова Ольга Дмитриевна)

Равнодушие это безучастность и холодность к окружающим. Невнимание в обществе становится большой трагедией. Я считаю, что равнодушие можно назвать преступлением. Ведь люди не стремятся помогать друг другу, часто даже не замечая, что происходит вокруг них. Безразличное отношение приводит к тому, что человек даже не задумываются о том, чтобы помочь ближнему. Для доказательства своей точки зрения приведу примеры из читательского опыта.

Повесть Андрея Платоновича Платонова «Юшка» яркий пример того каким жестоким может быть человеческое равнодушие. Главный герой Ефим, которого в народе прозвали Юшкой, гоним отовсюду, в него кидают камнями и дразнят мальчишки, взрослые же и вовсе не замечают его. С каждым годом несчастный Юшка становится все слабее от чахотки. Летом, возвращаясь с работы, он встречает прохожего, который начинает потешаться над ним. Впервые Юшка отвечает прохожему, что он также значим, как и он. Прохожий толкает Юшку в грудь, тот падает и погибает. На этом примере видно как черствость жителей городка погубила многострадального человека.

Обратимся к произведению Николая Васильевича Гоголя «Шинель». В повести автор изобразил общество, которому нет дела до «маленького человека» Акакия Акакиевича Башмачкина. Когда у Башмачкина похищают дорогую шинель, никто не хочет помочь ему в поисках. Авторитетный человек также отказывает ему в помощи. Герой понимает, что остался без шинели, на которую так долго копил. Люди фактически оставляют погибать суровой зимой человека без верхней одежды. Таким образом, равнодушие окружающих становится главной причиной гибели Акакия Башмачкина.

В заключение хочу еще раз подчеркнуть, что безразличие таит в себе большую угрозу для человечества. Необходимо оставаться неравнодушным к проблемам других людей. Надеюсь, что окружающие станут внимательнее и отзывчивее по отношению к ближним людям.

ИТОГ: зачтено

Рекомендации

Оля, у Вас получилось хорошее сочинение. Мысли чёткие и ясные, логика прослеживается. Аргументы подобраны хорошо, они отражают Вашу мысль, изложенную в тезисе.

Хотелось бы обратить внимание на речевые ошибки и недочеты. Будьте внимательны при сочетаемости слов и употреблении того или иного слова в соответствующем контексте.

Сочинение оставило хорошее впечатление в общем, Вы молодец! Желаю удачи! С. Тарасов

Сочинение №6

Можно ли равнодушие назвать преступлением?

Неволина Анастасия Анатольевна

К сожалению, человеческое равнодушие зачастую приводит к непоправимым последствиям. Если люди будут думать не только о себе, но и об окружающих, то в мире будет гораздо меньше смерти, ведь каждое преступление начинается с равнодушия преступника.

ИТОГ: зачтено

Рекомендации

Настя, молодец! Работа хорошая, вдумчивая и интересная. Аргументы подобраны хорошо, они отражают Вашу мысль, изложенную в тезисе. Первый пример, конечно, я засчитал бы лишь условно, потому что Вы не показали, как же отразилось равнодушие отца на Саше, что изменилось в их отношении друг к другу. Следите внимательно за логикой повествования и старайтесь не допускать речевых повторов.
Сочинение оставило хорошее впечатление в общем, Вы умница!

Желаю удачи! С. Тарасов

Сочинение №7

Можно ли равнодушие назвать преступлением? Преступление и наказание

Зорина Анастасия Викторовна

Можно ли равнодушие назвать преступлением? Очевидно, на этот вопрос могут быть даны разные ответы. Кто-то считает, что равнодушие не является преступлением, ведь это даже хорошо, что люди не лезут в жизнь других, а кто-то уверен, что равнодушие- это фактор, который порождает все остальные опасные преступления. И я соглашусь с последними, ведь равнодушие-это безынициативное, безучастное отношение ко всему окружающему, возникшее в результате потери человечности в людях и ставшее настоящей проблемой современности. Ведь в сегодняшнем мире люди, действительно, стали безразличны ко всему, что происходит вокруг них. Можно увидеть, как люди спокойно проходят мимо совершаемого преступления или мимо тех, кому нужна медицинская помощь, моральная поддержка. И это пугает! Я думаю, что равнодушие можно приравнять к настоящему преступлению, ведь здесь мы тоже переступаем через нормы морали, а иногда и закона. Чтобы точнее сформулировать свою точку зрения, приведу литературные примеры. В рассказе А.П. Чехова «Ионыч», на примере главного героя показан путь от простоты и сердечности к равнодушию. Дмитрий Старцев, молодой и перспективный врач, влюбляется в девушку, которая злобно пошутила над ним и навсегда оставила в сердце героя тяжелую рану. Теперь герой все больше толстеет, мало двигается, работает только ради денег, становится безразличен к больным и даже отказывается от общения с Катериной, в которую раньше был так сильно влюблен. Разве здесь равнодушие – это не преступление против общества и прежде всего против себя? Этот пример ярко показывает нам путь духовной деградации человека, Дмитрий становится абсолютно равнодушен ко всему, что его окружает: к профессии, к призванию помогать людям, к больным, к любимой девушке и ее семье. Я думаю, что людей, которые способны оставить другого человека в беде и не протянуть руку помощи в тяжелой ситуации, по праву можно назвать преступниками.
Но в литературе мы можем встретить и пример человека, который не смог пройти мимо чужого горя. Так в рассказе А.И.Куприна «Чудесный доктор» отзывчивый доктор Пирогов помогает семье Мерцаловых, когда те оказываются в затруднительном финансовом положении. Герой осмотрел Мерцаловых, тайком оставил крупную сумму денег на жизнь и ушел, так и не назвав себя. Это настоящее чудо, в которое Пирогов своей помощью заставил поверить семью Мерцаловых. А ведь если бы не этот «чудесный доктор», равнодушие общества привело бы к печальным последствиям: Мерцаловы могли бы погибнуть от холода, голода и различных болезней! Писатель показывает нам пример человека, на которого стоит равняться.
Обобщая сказанное, можно сделать вывод о том, что в сегодняшнем мире люди потеряли человечность, которая когда-то жила в их душах, стали равнодушны к другим и начали совершать настоящие преступления против общества- проходить мимо бед окружающих. И это безразличие к чужим судьбам пугает. Давайте же возродим росток сострадательности и чуткости в наших сердцах!

ИТОГ: зачтено

Рекомендации

Настя, умница! Работа глубокая, интересная и вдумчивая. Очень порадовало, что вы подобрали аргументы, которые впоследствии противопоставили, показав и равнодушие, ставшее преступлением, и отзывчивость. Примеры отражают Вашу мысль, изложенную в тезисе.

Небольшие замечания по пунктуационному и речевому оформлению Вы найдёте в самой работе, но в целом сочинение оставило хорошее впечатление в общем, Вы молодец! Желаю удачи! С. Тарасов

Источник

Чему нас учит роман преступление и наказание. Чему учит в роман Ф.М

Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” — одно из сложнейших произведений не только в творчестве писателя, но и в русской литературе в целом. Сегодня, когда сильна привычка смотреть экранизацию книг “по мотивам”, читать “по диагонали”, непросто осилить объемный роман, увидеть его глубинный смысл, проследить за сложным, несмотря на острый, детективный сюжет, действием. Но если внимательно вчитаться в произведение, можно понять, что все в нем подчинено раскрытию величайшей гуманистической идеи автора. В “Преступлении и наказании” нашло отражение сложное время — 60-е годы XIX столетия. Передовые люди эпохи считали, что сильная Личность, яркая и незаурядная, может встать над обществом. Достоевский показал брожение умов, поиск своего “я” и, как результат этого, создание теорий, противопоставляющих человека и окружающий его мир. Идеи Раскольникова и Лужина, жизненная позиция Свидригайлова не вымысел автора, а реально существовавшие взгляды. Экономическая теория Лужина почти полностью совпадает с “теорией разумного эгоизма” Добролюбова и Чернышевского. А у Раскольникова есть реальный прототип, человек, совершивший преступление не из-за денег, а под влиянием своей идеи.

Для третьей четверти XIX века характерен отход человека от Бога. Люди не находили объяснения страшным грехам и злодеяниям, творившимся на земле. Но по Достоевскому, человек сам выбирает свой путь. Всевышний может лишь указать ему дорогу, направить по ней.

Именно эти две линии: развенчание теорий, ставящих одного человека выше других, и утверждение приоритета христианских заповедей и моральных устоев — основные в романе “Преступление и наказание”. И их утверждению подчинены сюжет, система образов, композиция произведения. В основе сюжета романа лежит реальный факт — убийство, совершенное молодым человеком не из-за денег, а под влиянием своих идей. Сердцевину романа составляет психологический анализ преступления и его нравственных последствий. Но “Преступление и наказание” — социально-философское произведение, поэтому автор стремится раскрыть и пороки общества, толкающего человека на злодеяние. Раскольников не обычный убийца, в основе его поступка лежит стремление не только доказать правильность своих выводов, но и стремление подняться над “муравейником”. Но все дальнейшее повествование доказывает ложность его теории, делящей людей на “низших” и “высших”, на “тварей дрожащих” и “право имеющих” убивать во благо. Анализ состояния героя после преступления слит Достоевским воедино с анализом философской теории Раскольникова.

Сам герой, умный и честный человек, прекрасно видит несправедливость окружающего мира, видит, что одни, ничтожные и глупые, живут в великолепных особняках на берегу Невы, летом наслаждаются прохладой Васильевского острова, другие же, справедливые, умные, чуткие, вынуждены ютиться в бараках на Сенной, летом задыхаться от смрада и вони главного торгового района Петербурга. И он понимает, что люди разделены на две части: на сильных мира сего и на “тварей дрожащих”. Но это деление не по материальному, а по нравственному признаку: “…кто крепок и силен умом и духом, тот… и властелин!”. Он признает право одного человека быть выше других, вершить суд, казнить и миловать по своему усмотрению. Он не верит в Бога и считает, что человек может быть судьей. Главное, что противопоставлено теории Раскольникова, — это правда Сони Мармеладовой, ее жизненная позиция.

Образ Сони — один из важнейших в романе, в нем воплотил Достоевский свою идею “Божьего человека”. Соня живет по христианским заповедям. Поставленная в такие же трудные условия существования, что и Раскольников, она сохранила живую душу и ту необходимую связь с миром, которую порвал Раскольников, совершивший самый страшный грех — убийство. Сонечка отказывается судить кого-либо, приемлет мир таким, каков он есть. Когда Раскольников спрашивает ее: “…кому из них умереть?”, Сонечка сразу же отвечает: “И кто меня тут судить поставил: кому жить, кому не жить?” Именно с Соней связан путь Раскольникова, путь покаяния, воскресения.

Для полного развенчания идеи Раскольникова Достоевский использует прием, который широко применялся в русской литературе: вводит двойников главного героя. Это — Лужин и Свидригайлов.

Свидригайлов живет по принципу вседозволенности; он считает, что все моральные устои общества созданы не для него. Именно поэтому за ним тянется шлейф преступлений. Именно благодаря Лужину и Свидригайлову мы можем понять, во что может трансформироваться идея Раскольникова, сколько зла таит она. Композиция романа тоже подчинена развенчанию теории Раскольникова. Лишь одна часть из шести посвящена преступлению, остальные пять — наказа- нию Раскольникова. Но это не физическое, а нравственное наказание. Правосудие свершается лишь в конце шестой части и в эпилоге.

Роман выстроен так, что о самой теории мы узнаем после преступления, автор дает нам возможность осознать, что такие взгляды несут только вред. Композиция романа связана и с проникновением христианского вероучения в душу Раскольникова. Трижды в повествовании звучит притча о воскресении Лазаря. Первый раз, когда Порфирий Петрович спрашивает Родиона, верует ли он в воскресение, второй — ее читает Соня, третий — в эпилоге. Так Достоевский показывает возможность нравственного воскресения через мучительно долгий путь покаяния. Не случайно Соня читает Раскольникову притчу в четвертой главе четвертой части романа. Эта цифра приобретает символическое значение: именно через четыре дня воскрес Лазарь.

Огромную роль в романе играет эпилог. В нем Достоевский показывает Апокалипсис в его понимании. Люди, объятые гордыней, мир, который рушится. Только вера может спасти мир.

Больше века отделяет нас от событий, описанных в романе. Может показаться, что мы очень далеки от того времени. Но сегодня, когда разрушены старые законы, нормы поведения, а новые еще не созданы, человек может пойти на преступление во имя власти над людьми. Роман “Преступление и наказание” призван не допустить повторения прошлых ошибок.

Мрачный и беспросветный, наполненный бездонными колодцами нужды, вины, стыда и греха — таким предстает читателю-дебютанту роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

Как большинство произведений этого великого (без преувеличений и лести) автора, действие происходит в Санкт-Петербурге. Место действия не может не отразиться на всем, без исключений. На лицах героев, бледных, изможденных непогодой, чахоточных. На дворах-колодцах, зловещих, темных, толкающих к самоубийству. На погоде, вечно сырой и промозглой, с морским пронизывающим ветром, грязным снегом под ногами, хлюпающем холодном месиве в дырявых калошах…

Бедность, скученность, крошечные комнатки-клоповники, без удобств, без уюта, без уединения. Постоянная безысходная суета по поиску заработков, трудоустройства, банального пропитания. Невозможность достойного отправления простейших физиологических нужд… Все это жестоко унижает человеческое достоинство жителей «столицы».

Кстати, и 100 лет спустя многие авторы, впечатлительные и эмоциональные, писали о Петербурге, кажется, со слов Достоевского. Этот исполин, красавец, город-бонвиван, построенный на костях и болотах, обладает мощнейшей энергетикой, выдержать которую, не сломаться, не зачахнуть, не сойти с ума и не удариться «во все тяжкие» сможет далеко не каждый.

Обо всем этом, кроме прочего (точнее — самого главного, о чем речь пойдет чуточку позже), заставляет задуматься роман «Преступление и наказание». Что влечет людей в подобные «гиблые» места? Ведь климат столь суров и вредоносен, что множество жителей города умирают от чахотки. Почему господа, избравшие для себя профессии творческие, как мотыльки, летят на обманчивый и жестокий свет мегаполисов? Можно прекрасно, со всеми удобствами и в блеске славы и уважения жить в провинции либо в собственном имении. Но нет! Они предпочитают скитания, чердаки, сальные тусклые свечи, обивание порогов, ледяные каналы Невы, сточные ямы и проч. и проч. Почему?

Важным моментом для размышлений стал предел, после которого благовоспитанный молодой человек, довольно приличных кровей, хороших манер и недурного образования, готов переступить черту нравственности и лишить жизни личность. Родион прекрасно понимает, что такое личность, в чем её ценность заключается. Он — не карманник из подворотни, не пьяный извозчик, в горячке ножом размахивающий. Он — существо мыслящее, интеллектуальное, высокоэмоциональное. Обремененное чувством вины и справедливости. Но «предел» все же существует. Предел, до которого довело Раскольникова государство, не дающее возможности достойным людям достойно жить.

«На десерт» оставим банальности. То, о чем не рассуждал только очень ленивый читатель и критик. «Стоит ли мир» слезы. Наверное, стоит. Современная международная политика изо всех мил пытается это доказать. Войны, конфликты, теракты. Во имя мира и демократии… Но мы увлеклись. Все-таки разговор у нас литературный.

лучший ответ это
В любой ситуации надо оставаться человеком, а не решать свои проблемы за чужой счёт.
Ответ от свежепросольный

[гуру] Учит тому, что в соответствии с законом причин и следствий, за преступлением ОБЯЗАТЕЛЬНО рано или поздно следует наказание.

Ответ от Марк Тракторенко

[гуру] Что интеллигент, который к своим идеям идет через кровь, становится обычным разбойником и душегубом. Ни одна идея не стоит пролитой чужой крови.

На уроках литературы, перелистывая страничку за страничкой затертой маленькой книжечки, я не могла оторваться, отвести взгляд от романа, ставшего для меня учителем, воплотившем в себе моральные и духовные принципы общества, приоткрывшем для меня дверь в самые дальние, самые темные уголки человеческой души.

Произведение «Преступление и наказание», написанное Федором Михайловичем Достоевским, который достоин называться величайшем писателем своей эпохи, стало для меня романом-откровением, каждая строчка которого пронизана тонким, но очень глубоким смыслом.

Проблематика этого романа, его идея, его задача, тонкой паутиной оплетающая каждую часть, каждую главу, каждое слово, — затронуть человеческие души, пронзить их насквозь, перевернуть все то темное, грязное и порочное, что мы обычно прячем в самых глубинах.

Это произведение одного события — убийство главным героем Родионом Раскольниковым старухи-процентщицы. Вместе с тем, это не криминальная хроника, это детальный анализ психологии человека, раскрытие всех аспектов его жизни, его мыслей, его раздумий, это один из важнейших вопросов морали и чести: «Имеет ли право человек на убийство? И можно ли, в принце, его оправдать?».

Это проблема покинутого, забытого обществом человека, который еле сводит концы с концами, живет в маленькой убогой комнате, напоминающей своим видом гроб. Это зловонный запах пивных и потных в летний зной тел, в которых можно с трудом узнать людское подобье, и такой же отвратительный аромат разлагающихся человеческих душ. Это проблема обеспечения собственной семьи, материального заработка и того, чего он может стоить… Проблема угрызений совести и ответственности перед совершенными поступками.

Очень ярким образом, который стал в последствии одним из моих любимых, является Сонечка Мармеладова. Эта девушка, чтобы хоть как-то прокормить свою семью, вынуждена идти работать на панель. Вместе с тем, она является полной противоположностью Родиону — несмотря на то, что ей пришлось переступить через собственную гордость, через человеческое достоинство, она остается духовно чистой. Ее душа не увязла в распутстве и десятке грехов. Она стала маленьким лучиком света для Раскольникова, перенеся в своей жизни не меньше унижений и страданий, чем и он сам.

Я восхищаюсь Достоевским, который воссоздал реалистическую картину человеческого бытия. Ведь все эти проблемы свойственны и нашему времени. Мне кажется, этот роман обязан прочитать каждый подросток. Он словно снимает с тебя розовые очки, призму, под которой ты привык смотреть на мир. Произведение, вечное и актуальное во все времена, стало для меня воплощением заповедей Божьих, моральным уроком, что убийство, под каким бы предлогом и с какой бы целью оно не совершалось, не имеет оправдания.

Основной конфликт «Преступления и наказания»

Эволюция взглядов Достоевского. Основной конфликт «Преступления и наказания»

Многие детали в произведениях Достоевского говорят о преемственности традиций Н. В. Гоголя и А. С. Пушкина. Достоевский высоко ценил творчество своих великих предшественников, следовал им в изображении жизни «маленького человека» крупным планом и с большой долей сострадания.

Но, несмотря на это, уже в первом романе Достоевского «Бедные люди» видно, что автор во многом новатор и его проза сильно отличается от пушкинской и гоголевской. В 1845 году, когда Достоевский окончательно переписал роман, он прочитал его Д. В. Григоровичу, который сразу же передал рукопись Н. А. Некрасову, а тот, в свою очередь, передал «Бедных людей» В. Г.

Белинскому со словами: «Новый Гоголь явился!». Это говорит о том, что Некрасов сразу же разглядел гений и уникальность прозы Достоевского, потому как даже самая высококачественная подражательность не смогла бы вызвать такой серьезной некрасовской похвалы. Спустя некоторое время Достоевский стал настоящей звездой на литературном небосклоне Петербурга.

Роман «Бедные люди» сразу же показался критикам удивительным; они отмечали нетипичность формы произведения. Форма и правда необыкновенна: во-первых, это эпистолярный роман, а во-вторых, произведение сказовое, так как все повествование ведется от лица человека из народа. Автор мастерски воспроизводит разговорную речь, на первый план выходит человек недворянского происхождения. При этом автор, как посредник, исчезает, и получается, что читатель видит все происходящее глазами человека из народа. Это дает новый, неожиданный и очень сильный эффект.

Маленькие люди у Достоевского обладают очень высокой степенью самосознания, они способны рассказать о своей жизни, осмыслить ее. Например, в «Преступлении и наказании» читатель видит Мармеладова, который не только рассказывает о своей жизни, но и анализирует ее. Герои Достоевского не просто маленькие люди, чиновники, а своего рода философы и правдоискатели.

Далее Достоевский сделал еще один шаг, также вполне необычный. Это «Записки из подполья» — совершенно своеобразное произведение, где главный герой сам рассказывает о себе. Достоевского, помимо социальной проблематики, помимо сочувствия, интересуют такие глубины психики и души, которых раньше, кажется, никто не касался. Достоевский впервые показал, что маленький человек может быть еще и страшен.

Развил он эту идею в своем следующем произведении — романе «Преступление и наказание».

Достоевский долго шел к созданию этого произведения: в юные годы увлекался идеями социализма, входил в кружок Петрашевского, где основными вопросами для обсуждения были свобода книгопечатания, перемена судопроизводства и освобождение крестьян. За это в 1849 году он был сослан на каторгу и вернулся в Петербург лишь спустя десять лет, в 1859 году. В 1860-х начинается активная работа его как журналиста, как писателя. Во время каторги и последующих путешествий по Европе взгляды Достоевского эволюционировали: он формирует собственное видение пути социального развития России. Достоевский был почвенником, то есть поддерживал такое течение русской общественной мысли, как почвенничество. Он считал, что интеллигенция отпала от народа, которому не нужны революционные идеи, считал, что на почве возвращения интеллигенции к народу и православию общество должно воссоединиться. Достоевский ужаснулся результатам французской буржуазно­демократической революции. По его мнению, революция себя не оправдала, так как привела людей к капитализму. Достоевский считал, что Россия должна миновать капитализм и показать всему миру новый путь развития.

На этом фоне Достоевский создает роман особого типа. «Преступление и наказание» — произведение одновременно и социальное, и философское, и психологическое. Роман артикулирует целый комплекс актуальных социальных и философских проблем, а также демонстрирует особый психологизм и интерес к человеческой душе. Теоретик искусства М. М. Бахтин в своем труде «Проблемы творчества Достоевского», написанном в 1929 году, о. Он также вводит понятие «полифонический роман» и говорит, что уникальность его заключается в том, что автор занимает определенную позицию и дает возможность каждому герою высказаться до конца, то есть он стоит как бы не над героями, а рядом с ними. Почти каждый герой Достоевского — идеолог, который представляет некую идею, и в романе происходит сталкивание не столько героев, сколько разных философских идей и взглядов на мир. Вот так возникает роман-диалог, то есть полифонический роман, произведение, где сталкиваются равноправные идеи.

В находится теория Раскольникова и спор автора с нею. На страницах романа читатель видит все этапы мучений, которые эта теория дает самому Раскольникову.

В этой теории есть множество разных сторон: она формируется в условиях нищеты, замкнутости и направлена на освобождение людей от этих неравных социальных условий. Изначально теория — это протест против несправедливости устройства общества, но она в то же время разделяет людей на два сорта. Достоевский ведет спор с раскольниковской теорией, показывает, как меняется сам герой, как на него влияет его теория.

Жизненные ориентиры

Достоевский учит читателя выбору жизненных ориентиров, принципов и основ. Деньги не могут быть ими. Что выбрать? Достоевский предлагает жить чувствами. Сострадание, любовь возвышают человека, приближают его к Богу. Верой в него живет русский человек.

Проблем, которые поднимает роман, множество. Написать сочинение «Проблематика «Преступления и наказания» с использование предложенной информации станет проще. Можно вычленить только глобальные проблемы или остановиться на мелких, но не менее значимых.

История создания романа «Преступление и наказание»

История создания романа «Преступление и наказание»

Истоки романа

В 1850 году Достоевского отправили на каторгу в Омск. Именно этот сложный опыт и стал моментом зарождения идеи романа «Преступление и наказание». Позже Фёдор Михайлович писал брату: «Не помнишь ли, я говорил тебе про одну исповедь-роман, который я хотел писать после всех, говоря, что еще самому надо пережить. На днях я совершенно решил писать его немедля. Все сердце мое с кровью положится в этот роман. Я задумал его в каторге, лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти и саморазложения…». Размышляя над романом, писатель собирался построить повествование в исповедальной форме от лица главного героя. Все тревоги, терзания, душевные метания, каторжный опыт должны были стать основой произведения. Но акцент ставился не только на глубоких личных переживаниях Родиона Раскольникова, но и на поведении и личностях других персонажей — сильных, поправших многолетние убеждения героя.

достоевский нельзя прийти к благу через преступление. Смотреть фото достоевский нельзя прийти к благу через преступление. Смотреть картинку достоевский нельзя прийти к благу через преступление. Картинка про достоевский нельзя прийти к благу через преступление. Фото достоевский нельзя прийти к благу через преступление
Иллюстрация Д.Шмаринова

Физическая утомлённость, сложная жизнь ссыльного каторжного не позволили приступить к произведению в Омске. Однако писатель уже хорошо обдумал сюжет будущего произведения. Не только преступление, не только наказание, а вся жизнь людей девятнадцатого века в её неприкрытой и, порой неприглядной, действительности: «Всё сердце моё с кровью положится в этот роман». Несмотря на то что замысел книги вынашивался несколько лет, основная мысль об обыкновенном и необыкновенном человеке родилась лишь в 1863 году в Италии.

За долгие шесть лет, пока роман «Преступление и наказание» был лишь задумкой, Достоевской написал несколько произведений: «Униженные и оскорбленные», «Записки из Мертвого дома» и «Записки из подполья». Все книги повествовали о судьбах бедняков и их противостоянию жестокой реальности. 8 июня 1865 года Фёдор Михайлович предложил свой роман «Пьяненькие» издателю журнала «Отечественных записок» А.А. Краевскому. Именно в этом произведении появились персонажи семьи Мармеладовых. Однако писатель получил отказ. Остро нуждаясь в деньгах, Достоевский заключил договор с другим издателем на сложных для него условиях: он отдавал права на свои собрания сочинений в трёх томах и обязался написать новый роман к первому ноября следующего года.

достоевский нельзя прийти к благу через преступление. Смотреть фото достоевский нельзя прийти к благу через преступление. Смотреть картинку достоевский нельзя прийти к благу через преступление. Картинка про достоевский нельзя прийти к благу через преступление. Фото достоевский нельзя прийти к благу через преступление

Ф.М. Достоевский. Идиот

«Два исполина», «глыбы», «гиганты», «два гения золотого века русской культуры», «величайшие писатели за всю историю культуры». Так называли современники двух великих русских писателей — Федора Достоевского и Льва Толстого. И эти высокие звания за ними сохраняются до сих пор: конкуренции им так никто и не составил.

Начало работы

Совершив сделку, Достоевский расплатился с кредиторами и отправился за границу. Но, будучи азартным игроком, всего за пять дней писатель проиграл все свои деньги и вновь оказался в сложном положении. В месте, где он тогда остановился (Висбаден, Германия), ввиду того, что постоялец оказался неплатежеспособен, хозяева отеля отказали ему сначала в обедах, а затем и в свете. Вот тут и пришло время для создания романа: в отсутствие света и еды Достоевский начал работать над книгой, которая станет одной из величайших в мировой литературе.

Чтобы успеть дописать роман к установленному сроку, Достоевскому пришлось работать очень спешно. Про свой труд он пишет, что это — «психологический отчёт одного преступления». Именно здесь, в отеле, задумка романа изменилась — это была уже не просто исповедь человека, совершившего преступление. Писатель добавил уже когда-то придуманные и описанные события про сложную судьбу одной семьи — так появилась история Мармеладова в романе «Преступление и наказание». В итоге, повествователем стал сам автор, а не персонаж-убийца.

Внутриличностный конфликт Раскольникова

Внутриличностный конфликт Раскольникова

Конфликт между тенденцией «быть вне» людей и противостоящей ей, хотя и очень ослабленной, тенденцией «быть с» ними вылился в компромиссную установку «быть над людьми», которая как раз соответствовала соотношению сил этих стремлений: ведь хотя «над» – это отчасти и «вместе с», но все-таки в значительно большей степени «вне». Свое непосредственное психологическое выражение этот компромисс нашел в обостренной гордости Раскольникова, а свое содержательное идеологическое воплощение – в его «теории» двух разрядов людей. Такова была психологическая почва, на которой могла «приняться» идея преступления: гордость обещала обеспечить психологическую выносимость преступления, «теория» – его этическую оправданность, а осуществление преступления, в свою очередь, выглядело как доказательство правильности «теории» и удостоверение сверхчеловеческого (54; 59) «права» ее автора, его принадлежности к высшему разряду людей. И уже в другом, более заземленном, плане преступление казалось разрешающим как внешние, материальные затруднения, так и связанные с ними внутренние проблемы, в первую очередь – нежелание принимать жертву Дунечки, согласившейся ради брата на брак с Лужиным.

Оставляя в стороне подробный анализ психологического перехода «идеи» в «дело» (фазы этого перехода: от абстрактной «теории» к «мечте», потом к конкретно планируемому «предприятию», далее – к «пробе» и, наконец, к реальному совершению преступления), заметим только, что этот процесс сопровождался мучительной нравственной борьбой героя со своей «проклятой мечтой». Чем ближе она подходила к «делу», чем окончательное становилось решение героя, «тем безобразнее и нелепее тотчас же становилось в его глазах», тем сильнее, значит, становилось внутреннее сопротивление «идее» со стороны совести, подобно тому как все более и более возрастает сопротивление пружины по мере ее сжимания. Этот внутренний спор так и не был принципиально решен сознанием в пользу преступления (достаточно вспомнить, в каком состоянии помрачения рассудка и утраты воли находился Раскольников перед убийством и особенно по пути к дому старухи процентщицы, чтобы понять, что оно не было следствием сознательного и произвольного решения), и даже само преступление не только не разрешила его, но грубой силой свершившегося факта лишь закрепило в его душе эту сжатую до отказа пружину нравственной борьбы, остановив ее колебания в самом невыносимом по напряженности состоянии.

Раскольников почувствовал «во всем себе страшный беспорядок». Обрывается временная преемственность сознания: он понял, что не может «о том же самом мыслить теперь, как и прежде, и такими же прежними темами интересоваться, какими интересовался… еще так недавно… В какой-то глубине, внизу, где-то чуть видно под ногами, показалось ему теперь все это прежнее прошлое, и прежние задачи, и прежние темы, и прежние впечатления… и сам он, и все, все…» Нарушается общение с самим собой, с людьми, с миром: «Он как будто ножницами отрезал себя сам от всех и всего…»

С этого момента начинается переживание героя. В условиях отсутствия новой ценностной системы, на основе которой можно было бы перестроить личность в целом и тем разрешить неразрешимые в наличном жизненном мире внутренние конфликты, сознание, стремясь предотвратить окончательную деструкцию личности, вынуждено прибегнуть к защитным механизмам. Однако психологическая защита хотя и устремлена к достижению некоторого единства, но, подчиняясь, как мы уже знаем, «инфантильной» установке, пытается бороться против сложности не преодолением и разрешением ее, а ее иллюзорным упрощением и устранением. Нечувствительная к целостной психологической ситуации; она действует негибкими средствами, отрицательные последствия применения которых перевешивают его положительные эффекты. Конкретно, в случае Раскольникова, попытки защитного переживания основного конфликта не только не разрешают его позитивно, но, втягивая в зону его действия все новые и новые отношения, порождают целую сеть производных конфликтов, заражая в конце концов весь душевный организм.

Проследим вкратце ход образования этой сети. До преступления центральный конфликт – между идеей преступления и совестью – постоянно пульсировал в сознании, это была непрекращающаяся внутренняя борьба, которая велась всему средствами сознания – рациональными, бессознательными (первое сновидение Раскольникова), эмоциональными. Эмоциональная динамика этого конфликта выражалась в возрастании у героя чувства отвращения к «идее» и к себе как ее носителю по мере принятия все более окончательных решений, т.е. по мере приближения «идеи» к «делу», и в появлении чувства облегчения по мере удаления ее от «дела», отречения от «проклятой мечты». Когда же преступление было совершено, чувство отвращения к самому себе достигло таких угрожающих размеров, стало настолько невыносимым, что возникла необходимость избавиться от него или по крайней мере как-то трансформировать его. Сознание избирает путь защитного проецирования этого чувства на внешний мир. Причем отвращение к объектам внешнего мира распределяется явно неравномерно. Это объясняется тем, что защитный эффект процесса проецирования, как легко понять, тем значительнее, чем больше он снижает напряжение конфликта, ослабляя тот или другой его полюс; а так как идея преступления (один полюс конфликта) «затвердела» в необратимый факт реального убийства и не могла быть уже поколеблена никакой эмоцией, то мишенью защитного процесса становятся моменты опыта, стоящие на стороне второго полюса конфликта, на стороне совести. Это выражается прежде всего в том, что для Раскольникова становится невыносимым общение с близкими ему людьми – матерью, сестрой, Разумихиным, поскольку все их действия и разговоры обращаются к стоящей в противоречии с идеей преступления части его души, самим этим актом живого человеческого обращения питая и усиливая ее, а следовательно, усиливая и внутренний конфликт и его эмоциональное выражение – отвращение и ненависть к самому себе. Защитное проецирование этих эмоций, в результате которого Раскольников начинает ощущать «физическую ненависть», к близким, таким образом, не просто отводит их острие в сторону, но направляет их против порождающей их же причины.

Однако о достижении какого-либо устойчивого равновесия не может быть и речи, поскольку возникшее чувство ненависти к близким, ослабляя один конфликт, порождает новый – оно вступает в противоречие с любовью к ним. Ненависть не дает любить и выражать любовь, любовь препятствует ненависти и ее выражению. Выход у сознания один – не чувствовать и не выражать ни того, ни другого, отстраниться от близких. Это отчуждение осознается героем в квазипространственной форме: «Все-то кругом точно не здесь делается… – говорит Раскольников матери, сестре и Разумихину, – вот и вас… точно из-за тысячи верст на вас смотрю».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *