что нельзя есть у мусульман
Халяль и кошер: разбираемся, что разрешается и запрещается в религиях
В чем разница между этими понятиями и можно ли мусульманам употреблять кошерную пищу?
Фотография: Иллюстрация Эмилии Хан
Халяльная и кошерная пища стала чаще появляться на прилавках магазинов. Решили внести ясность для тех, кто не понимает разницы между этими категориями или считает, что это одно и то же.
«Халяль» в переводе с арабского означает «дозволенное» — это всё то, что разрешается мусульманам в рамках ислама. Это разрешение касается не только пищи, но и денег, работы, одежды, косметики, отношений и всего того, что окружает мусульман в современном мире. Противоположное по значению слово «харам» — «недозволенное».
Ивритское слово «кошер» также означает «дозволенное» в рамках иудейского закона Галаха. В основе закона лежат заповеди Торы и некоторые правила, установленные раввинистическими авторитетами. Этот термин тоже имеет широкий спектр применения. Противоположным по смыслу считается термин «трефной», дословно переводящийся как «растерзанное».
Различие кошерной и халяльной пищи
В исламе приверженцы разных течений по разному определяют дозволенность того или иного продукта питания. Однако есть общий так называемый стандарт, которому все они следуют. В священной книге Коран, в третьем аяте суры «Аль-Маида», определён перечень продуктов, употребление которых в исламе строго запрещено.
Кошер бывает разным для разных течений иудаизма. Например, для особо верующих существует термин «глат кошер». Правила кошер схожи с халяльными, однако практикующие иудеи строго следуют всем правилам писания Торы. В этом случае список кошерных продуктов сокращается до минимума.
Продукты животного происхождения
Нельзя
Халяль: мясо скота, забитого без соблюдения ритуала или питавшегося харамной пищей; кровь животных; мясо хищников, свиней и обезьян; мясо животных и рыб, умерших естественным путем; продукты из жира или костей харамных животных являются недозволенными.
Кошер: мясо скота, забитого без соблюдения ритуала; свинья, верблюд, даман и заяц; больное или убитое на охоте животное; сало возле желудка и кишечника, а также бедро, из которого не удален седалищный нерв.
Можно:
Халяль: всё, что не попадает под категорию харам и не соприкасается с харамными продуктами; все виды яиц и морепродуктов халяльны.
Кошер: всё, что не попадает под категорию трефной; только мясо и яйца домашних птиц; только рыбы с чешуей и плавниками кошерны.
Забой животных
Халяль: Забой осуществляется совершеннолетним мусульманином в здравом уме. Перед забоем забойщик должен произнести краткую молитву. Затачивание ножа на глазах животного строго запрещается, чтоб животное не испытывало страха. Артерии перерезают за один раз, острым ровным ножом, без промедления и перерывов, чтобы существо не чувствовало боли и не испытывало страданий.
Кошер: Процедура забоя схожа с халяльным забоем животного. Только забой осуществляется специальным человеком, которого называют «шохет».
Фрукты и овощи
Халяль: Все виды фруктов и овощей разрешены. В Коране упоминается польза фиников, бананов, инжира, винограда, оливок и маслин.
Кошер: В иудаизме все фрукты и овощи можно употреблять за пределами израильской земли. Однако в используемых в пищу фруктах и овощах не должно быть насекомых.
Употребление насекомых в пищу запрещено. Для урожая, выращенного в Израиле, есть определенные правила, чтобы он считался кошерным. Этим процессом должен заниматься истинно верующий человек.
Молочные продукты
Халяль: Молочные продукты не должны содержать что-то запрещённое и не должны быть продуктом, полученным от недозволенных в религии животных. Кроме того, согласно писания пророк Мухаммад считал молоко одним из самых любимых напитков.
Кошер: Законы кошер запрещают совместное употребление молочных и мясных продуктов. Так как в священной книге иудеев говорится: «Не вари козленка в молоке матери его». По этому закону они не только не смешивают в потреблении молочные и мясные продукты, но и делают перерыв между ними.
Напитки и алкоголь
Халяль: В исламе категорически запрещено употребление всех видов алкогольных напитков, остальные напитки разрешаются к употреблению, за исключением тех, что содержат вышеуказанные недозволенные компоненты.
Кошер: Алкоголь считается запретным напитком. Однако, вино, которое было приготовлено с соблюдением особых правил, разрешается. Все этапы виноделия, от сбора урожая до конечной стадии, должны производиться исключительно верующими людьми. Только в этом случае напиток считается кошерным.
Иудеи и мусульмане употребляют только дозволенное. А по канонам ислама и иудаизма, дозволенная пища считается полезной и приносящей благо.
Считается, что использование халяльной и кошерной продукции выгодно всем. Продукты этих категорий проходят жесткий контроль от стадии приготовления сырья до того, как оказаться в руках потребителя.
Не каждая компания может получить сертификаты на халяльность или кошерность. Например, сеть ресторанов быстрого питания KFC лишилась сертификата халяль в Казахстане еще в 2018 году и до сих пор не получила его.
В некоторых странах есть специальные прилавки в супермаркетах или магазинах для таких продуктов. Для них существует специальная маркировка, по которой легко определить принадлежность к халяльной или кошерной группе.
Эти знаки или печать предоставляются только таким продуктам, которые прошли специальную сертификацию. В Казахстане халяльный сертификат выдает ДУМК(Духовное Управление Мусульман Казахстана). Сертификат ДУМК в халяльных продуктах выглядит следующим образом:
Все кошерные продукты, кроме алкоголя, являются халяльными. Однако не все халяльные продукты —кошерные.
В Коране, в пятом аяте суры Аль-Маида, говорится о дозволенности еды людей писания (иудеев и христиан) для мусульман. Поэтому мусульмане часто употребляют в пищу кошерные продукты, а иудеи же обычно предпочитают только кошер: не все халяльные продукты соответствуют кошерным стандартам.
Харам в исламе: что можно и нельзя есть мусульманам
НУР-СУЛТАН, 18 мая — Sputnik. Мусульмане следуют жестким ограничениям в питании, удовольствиях и развлечениях. Корреспондент Sputnik Казахстан побеседовал с представителем духовного управления мусульман и узнал, какую пищу последователям пророка Мухаммеда запрещено употреблять не только в Рамазан, но и в остальные дни.
Какую пищу относят к хараму
Верующим допустимо употреблять любую пищу, которая не запрещена Кораном (священное писание мусульман).
Согласно писанию, мусульманам строго запрещено употреблять мясо свинины, ослов, мышей и ежей. Под запретом также находится мясо хищных животных и птиц: волки, львы, собаки, кошки, медведи, барсуки, рыси, соколы и ястребы.
Касательно рыбы и морепродуктов в исламе действуют свои правила. Согласно им запрещено употреблять рыбу без чешуи (осетровые, угорь) и все беспозвоночные морепродукты (кальмары, креветки, моллюски, мидии, омары и другое).
Кроме этого, мусульманам строго запрещено употреблять любую мертвечину и алкоголь. Неправильный забой животного, например, без упоминания имени Аллаха или с упоминанием каких-либо заклинаний, приравнивает такое мясо к мертвечине.
Забой животного должен быть максимально гуманным, его нельзя подвергать длительным мукам и страху. Также правильный забой предполагает обязательное кровопускание. Использовать электрошок, сдирать кожу с неубитого животного также запрещено.
Все животные и птицы, дозволенные к пище в исламе, должны содержаться в подобающих условиях и питаться чистым кормом.
Запрещенные в исламе ингредиенты
Среди современных продовольственных продуктов есть те, что вызывают сомнения. Так, мусульманам рекомендуют воздержаться от специй, содержащих большое количество примесей. Одним из них является желатин, который может готовиться как из свинины, так и из крупного рогатого скота. Также нет единогласного мнения о кармине (красный краситель, получаемый из карминовой кислоты, производимой самками насекомых кошенили).
Когда мусульмане могут употреблять запретное
Исключительным случаем, когда мусульманам разрешено вкусить запретную еду, – в доступе нет допустимых исламом продуктов (болезнь, жажда и опасность смерти от голода). Верующий может поесть немного запретной пищи для поддержания своего организма, пока не найдет доступа к разрешенной еде.
Какой сегодня праздник: 16 ноября
Что интересного произошло 16 ноября
Сегодня жители планеты отмечают Международный день толерантности. Шестнадцатого ноября 1995 года государства-члены ООН по вопросам образования, науки и культуры приняли «Декларацию принципов терпимости». Этот праздник призывает человечество прекратить войны и разногласия, научиться уважать не только свой, но и другие народы, иные религии и мировоззрения, выступать против любого рода проявления дискриминации и устранять сложившиеся стереотипы.
Исторические события 16 ноября в мире
Исторические события 16 ноября в Казахстане
Дни рождения знаменитостей 16 ноября в мире
В 1900 году родился Николай Эрдман – русский советский драматург, поэт, киносценарист. Лауреат Сталинской премии второй степени (1951);
в 1936 году родился Игорь Турчин – гандбольный тренер. За достижения в спорте Турчин и его команда занесены в Книгу рекордов Гиннесса;
в 1958 году родился Александр Малинин – советский и российский певец, народный артист России (1997);
Кто родился 16 ноября в Казахстане
В 1983 году родился Серик Сапиев – двукратный чемпион мира (2005, 2007). Двукратный чемпион Азии (2007, 2009). Двукратный серебряный призер чемпионата мира 2009, 2011 годов. Победитель Азиатских игр (2010). Один из наиболее титулованных боксеров Казахстана.
День смерти знаменитостей 16 ноября в мире
В 1932 году умер Герман Матисон – российский и латвийский шахматист, шахматный композитор;
в 1952 году умерла Соломия Крушелицкая – украинская оперная певица;
в 2013 году умер Ермек Серкебаев – казахский оперный и камерный певец (баритон), актер, педагог, народный артист СССР;
в 2016 году умер Джей Форрестер – американский инженер, создатель первых компьютеров.
16 ноября в православном календаре
День ангела
Александр, Анна, Богдан, Василий, Викентий, Владимир, Евдокия, Иван, Илья, Иосиф, Кузьма, Николай, Павел, Петр, Семен, Сергей, Федор, Федот.
Народный календарь
В народе этот день прозвали Анастасией Холодной, так как в этот период наступают холода.
Какой сегодня праздник: 15 ноября
Что интересного произошло 15 ноября
В Казахстане сегодня отмечают День национальной валюты – тенге. Отмечается он каждый год 15 ноября, в годовщину введения казахстанского тенге, и считается профессиональным праздником работников финансовой системы Казахстана. Казахстан стал одной из последних стран бывшего СССР, вышедших из рублевой зоны и пустивших в оборот собственную национальную валюту. Работа над дизайном национальной валюты Казахстана началась в 1991 году, образцы купюр были утверждены правлением Национального банка в августе 1992 года, а указ «О введении национальной валюты Республики Казахстан» вышел лишь 12 ноября 1993 года.
Тенге были введены в обращение 15 ноября 1993 года. Введение собственной национальной денежной единицы стало значительной вехой в экономическом развитии страны, так как благодаря ему у Национального банка и правительства страны появилась возможность проводить самостоятельную денежно-кредитную и экономическую политику. Согласно перечню профессиональных и иных праздников Республики Казахстан, 15 ноября должно отмечаться как День национальной валюты и профессиональный праздник работников финансовой системы Казахстана.
Сегодня в ряде стран отмечается Всемирный день ресайклинга, или Всемирный день вторичной переработки. Главная цель данного праздника – привлечь внимание властей, общественности и промышленных структур к этой теме. Главная задачи вторичной обработки – решение проблемы ограниченности ресурсов, снижение стоимости готовой продукции за счет использования более дешевого сырья и борьба с загрязнением окружающей среды.
Все любители сладенького отмечают День шоколадного кекса. Знаменитое кондитерское изделие готово похвастаться давней историей. Свои корни оно берет от существования Древнего Рима. В тот период люди любили смешивать орехи, гранат, изюм и остальные ингредиенты в ячменном пюре. А вот свое название кекс получил в Средние века. Ученые говорят, что особое распространение кекс получил в виде десерта в XVI веке. Тогда же появился сахарный песок, который привозили из американской колонии. А вот тесто является отдельной историей. Есть люди, которые любят маслянистое и рыхлое тесто, что получается сытным и слегка мокрым. Другие же любят выпекать более плотное тесто почти без добавления маргарина или масла. А вот в наше время самой популярной считается пшеничная мука. Только вот люди, что ведут правильный образ жизни, делают свой любимый десерт из ржаной, кукурузной, гречневой или геркулесовой муки. Консистенция теста должна быть приближенной к сметане. А вот если положить в тесто еще и масло, джем и яйца, то оно получается и тягучим.
Жители Японии сегодня отмечают традиционный праздник и фестиваль, называемый Сити-го-сан, в русскоязычной литературе также известный под названием «Праздник детей». Это своеобразный обряд перехода, связанный с важными вехами в жизни ребенка, – возрастом три, пять и семь лет. Согласно японской нумерологии, числа три, пять и семь являются счастливыми. Праздник Сити-го-сан возник в период Хэйан (794-1185 гг.) и окончательно утвердился в период Камакура (1185-1333 гг.), когда в Японии очень высок был уровень детской смертности. Поэтому важные критические временные вехи, прохождение которых повышало шансы ребенка дожить до совершеннолетия, отмечались особо.
Что нельзя есть мусульманам?
Особенности культуры питания в исламе, а также обряды, связанные с пищей, пищевые предписания и догматы сформировались на протяжении жизни Пророка Мухаммада ﷺ и его сподвижников. Остальные столетия религиозные предписания относительно еды добавлялись с приходом в ислам новых народов основываясь на первоначальном источнике: Коране и сунне.
Разрешенные продукты халяль, харам и макрух
Продукты, которые запрещены к использованию в питании, подпадают под понятие «харам», что в переводе с арабского означает «запретное».
Макрух – это переходная зона между поступками запрещенными и дозволенными, как ее определяет исламская этика. Это понятие существует и в вопросах питания: те продукты питания, которые относятся к категории макрух, Кораном или Сунной не запрещены, поэтому, если мусульманин будет употреблять их в пищу, он не совершит грех и не нарушит пищевые мусульманские предписания, но добровольно эту пищу ему есть нежелательно, поскольку так он может вызвать гнев Аллаха.
Когда мусульманину можно кушать запретную пищу?
Исламская мораль в питании
Если мусульманин или мусульманка стремится к правильному духовному развитию, то они должны понимать, что этот процесс основан на том, чтобы очистить свой разум и свое тело. Убийство животного ради чрезмерного пропитания не поощряется в исламе. Не только на физическое состояние человека оказывает благотворное влияние умеренное употребление мяса, но и на его психическое здоровье, воспитание этики и морали в его личности.
Мусульмане не едят много пищи, в Исламе принято кушать пищу для того, чтобы удовлетворить потребности организма, и не поощряется чрезмерное потребление еды, вызывающее ожирение или излишний вес. Наоборот, сокращение и ограничение в питании является нормой и исходит из сунны Пророка Мухаммада ﷺ, помимо обязательного месячного поста в месяц Рамадан мусульманам, по сунне Посланника Аллаха ﷺ, рекомендуется поститься 2 раза в неделю (по понедельникам и четвергам), а также 3 дня в середине лунного месяца. Существуют также дополнительные посты на протяжении года, такие как 6 дней поста в месяц Шавваль после Рамадана, 10 дней поста в месяц Зуль-Хиджа.
Запрещенные продукты питания в исламе
Что нельзя есть мусульманам? Ответ: перечень запрещенных продуктов питания в исламе включает в себя следующие продукты:
Какое мясо едят мусульмане
Поскольку стрежнем веры ислама является сострадание и милость, то в основе всех предписаний мусульманской религии лежит стремление к благому деянию по отношению ко всем верующим, и не всегда ограниченный способностями и возможностями разум мусульманина способен на то, чтобы осознать причину и конечную цель каждого исламского религиозного предписания.
По шариату, установлена разница между животными мертвыми и живыми, и мертвечина, то есть мясо мертвого животного, была объявлена исламским законом запретным, то есть харам. Мусульманину не дозволяется есть мертвечину, то есть мясо тех животных, которые умерли естественной смертью либо были убиты без соблюдения мусульманской традиции: животное, которое было убито без упоминания имени Бога, которое убили посредством удушения, либо его убило другое животное, либо его гибель произошла в результате несчастного случая.
В Священной Книге Коран сказано определенно, что свинья – животное, чье мясо употреблять в пищу мусульманину нельзя категорически, и никакие компоненты туши свиньи есть нельзя и использовать в мясомолочном производстве тоже запрещено.
Также ряд животных установлены шариатом как вредные для мусульманина, и шариат запрещает есть их мясо. Мусульмане не едят собак, свиней, кошек, ослов, жаб, змей и рептилий, а также хищников: тигров, волков, львов, хищных птиц типа орла, ястреба, сокола запрещено есть по исламу.
Данные запреты распространяются как на само мясо, так и на жир, а также на вспомогательное сырье и на материалы для изготовления продукции вроде натуральных колбасных оболочек или желатиновых загустителей.
Традиция забоя животного
Для того, чтобы мясо животного стало дозволенным для приема в пищу, необходимо, чтобы человек, который закалывает животное, произносил во время этого процесса слова «бисмиллях, Аллаху акбар», перерезая основные шейные артерии животного. Этот человек должен быть мусульманином, но совершать перерезание он должен за один раз, не допуская перерывов и промедлений, и разделывать тушу только после того, как вытекла основная часть крови.
Почему мусульмане не едят свинину?
Также одной из причин является тот факт, что у свиньи структура организма такова, что очень напоминает человеческую – более похожи лишь структура тела обезьяны.
Одной из причин также является то, каким образом происходит питание свиньи: по мусульманским положениям, можно питаться мясом тех животных, которые жуют свой корм – свинья же свой корм не жует, а в пищу потребляет помои и нечистоты.
Но также в Священной Книге Коран приведены условия, при которых можно не соблюдать запрет на употребление свинины: если мусульманин находится в состоянии крайней нужды, то он может нарушать запрет есть свинину.
Также запрет на употребление в пищу свинины мусульманами имеет объяснение и с медицинской точки зрения. Тот факт, что организм свиньи схож по своей клеточной структуре, а также по составу крови с человеческими, означает, что заболевания свиней могут приживаться в человеческом организме, а это означает, что, употребляя в пищу свиное мясо, человек допускает риск заражения при недостаточной тепловой обработке. Также причиной такого запрета является нечистоплотность свиньи как животного, поэтому есть опасность содержания личинок паразитов в ее мясе. Свинина – жирное мясо, а употребление жирной пищи также влечет за собой множество заболеваний человека, сказывается негативным образом на почках и печени человека.
Мнения четырех мазхабов относительно дозволенности и запретности на употребление в пищу мяса определенных животных
У каждого мусульманского мазхаба или правовой школы сформулированы свои принципы питания, в основе которых лежат Священная Книга Коран и Сунна Пророка Мухаммада ﷺ, и в этих принципах отражено, какое именно мясо запрещается принимать в пищу по этому мазхабу, а какое – дозволяется. Мнения различных мусульманских правовых школ относительно дозволенности мяса некоторых животных различаются. Более наглядно будет представить отличия в положениях разных религиозно-правовых школ в сравнении.
Ханафитский мазхаб
По ханафитскому мазхабу, те животные, о которых сказано в Священной Книге Коран и Сунне как о запретных, являются харамом, и это обстоятельство сомнению не подлежит. Запретным по ханафитскому мазхабу считают мясо акулы, белки, волка, вороны, гиены, ежа, змеи, коршуна, крота, крокодила, лисы, а также медвежье, мясо лягушки, собаки, осла, хищной птицы орел и мясо рака. Мясо лошади относится к категории карахат танзих.
Карахат в исламской религии определяет то, ислам и шариат порицают. И если совершение того, что относится к категории «карахат тахрим», будут считать грехом и является запретным, то совершение того, что подпадает под категорию «карахат танзих», не является грехом, но если человек откажется от совершения этого, то заслужит вознаграждение Всевышнего Аллаха.
Шафиитский мазхаб
Ученые, представляющие шафиитский мазхаб, взяли за основу для формулирования положений относительно запретов и дозволенности в питании аят 159 суры «Араф» Священной Книги Коран, в котором сказано: «И разрешает вам Всевышний чистое (хорошее) и запрещает нечисть». По положениям этого мазхаба, к употреблению допускаются животные, которые обитают в море и без воды долгое время жить не могут, а также те животные, которые живут на суше, если они не запрещены Шариатом и не имеют клыков и когтей, которые они применяют на охоте.
Представители шафиитского мазхаба придерживаются несколько иной системы запретов и дозволенных к потреблению продуктов: мясо акулы является дозволенным, то есть халяль: также халяльными являются такие, запрещенные в ханафитском мазхабе, продукты: мясо гиены и ежа, а вот мясо жирафа, которое разрешено к употреблению ханафитами, шафииты как раз читают запретным. Также в шафиитском мазхабе запретным является мясо ласточки, что отличается от мнения ханафитов, но разрешено мясо лисы, которое в ханафитском мазхабе запрещено. Шафииты едят конину и считают ее дозволенной к употреблению, в отличии от ханафитов.
Маликитский мазхаб
Маликиты имеет отличающуюся систему запретов на мясные продукты: мясо белки и акулы разрешено, а мясо волка подпадает под категорию «макрух», то есть тех действий, которые шариат признает нежелательными для мусульманина. Но маликитский мазхаб считает дозволенным для мусульман есть мясо гиены и ежа, а также мясо жирафа, а мясо змеи есть можно, если речь идет об употреблении в пищу части туши за исключением головы и части хвоста.
Также по маликитскому мазхабу разрешено употреблять в пищу мясо крокодила, которое в других мазхабах считают запретным, а мясо ласточки есть запрещено, как и во всех мазхабах, кроме ханафитского. Еще одно отличие системы употребления мясных продуктов у маликитов – в том, что мясо лисы подпадает под категорию «мубах», то есть, действие, которое не запрещено, но и не предписывается, а также в том, что по маликитскому мазхабу запрещено употреблять в пищу конину и разрешено кушать мясо рака.
Ханбалитский мазхаб
Ханбалитский мазхаб предписывает следующие правила того, какое мясо разрешено употреблять в пищу мусульманину, а какое есть категорически запрещено. Относительно употребления в пищу мусульманина мяса змеи ханбалиты солидарны с маликитами, поскольку по положениям данной правовой школы мусульманину разрешено употреблять мясо змеи, кроме головы и определенной части хвоста.
Но относительно крокодилового мяса представители ханбалитского мазхаба солидарны с шафиитами и ханафитами: мясо крокодила по положениям этой правовой школы мусульманину есть не разрешено. Также категоричны ханбалиты в своей солидарности с ханафитами относительно употребления в пищу мяса лисы: это харам. А вот насчет употребления в пищу конины ханбалиты поддерживают шафиитов и считают, что мусульманину есть в пищу мясо лошади – это халяль. По ханбалитсткому мазхабу мясо рака есть можно.
Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)