что нельзя есть славянам
Живая пища Древней Руси
Наши пользователи определили самое популярное казино
Из 10 номинантов на звание лучше онлайн казино Рунета выиграло заведение Вавада. Переходите по ссылке на официальный сайт онлайн казино и получите ценный приз.
Так чем же таким питались наши предки?
Но каша была совсем не такой, какую мы привыкли видеть сегодня.
Гречку ели только по очень великим праздникам.
Так что же за кашу ели наши предки?
А ели они пшёнку и овсянку!
О чудодейственных свойствах овсянки знает пожалуй каждый. А наши предки ели не овсяные хлопья, привычные нам.
Древние славяне ели овсяную кашу, из цельного овса, распаренную в печи.
Вообще в печи каша томилась и как бы набиралась силы от жара.
Удивительно, ещё и то, что многих привычных нам овощей тоже не было в те далёкие времена на Руси.
Удивительно, но из гороха, наши предки даже делали муку и из муки готовили гороховое тесто, из которого пекли пироги и блины, это не считая супа и каши.
Хлеб и пироги готовили из кислого теста на заквасках, заводили его в большой деревянной квашне, на речной воде, ждали пока тесто подойдёт несколько дней. Подходила опара в тёплом месте, специально что бы тесто получилось кислым и это тесто начинало подниматься и пузыриться благодаря природным естественным процессам брожения.
Тесто не использовали полностью, всегда оставляя на донышке квашни кусочек для следующей опары.
Веста после свадьбы перейдя в дом мужа, забирала с собой кусочек домашней опары, что бы в новом доме завести новое тесто и испечь новый хлеб.
Муки такой как сегодня тоже не было, наши предки ели хлеб и муки грубого помола, ржаной, амарантовой, полбяной.
Из напитков, излюбленным лакомством были кисель, при чём был он кислым, отсюда и его название.
Варенья на Руси, были в каждом доме, да только варились они не на сахаре, а на меду.
Историки сегодня также пришли к выводу, что древние славяне были ещё и вегетарианцами, мясо на столе было крайне редким гостем и в основном это была дичь.
Так что кухня была намного полезней нынешней и уж точно отличалась разнообразием, не смотря на отсутствие многих привычных нам сегодня блюд.
Если статья понравилась, то поделитесь с друзьями в социальных сетях, буду благодарна!
Славянские традиции: Культура питания славян
Славянские народы спокон веков отдавали в трапезе предпочтения растительной пище перед мясной. Главными элементами питания для славянских народов служили злаковые растения: пшеница, рожь, гречиха, ячмень и просо. Огромным подспорьем для питания также служили культурные огородные овощи: капуста, лук, морковь, свекла, репа, а в особенности картофель – особо популярный на северо-западе Руси.
Из мясного рациона у славян преобладало мясо птицы, в меньшей степени славяне употребляли говядину, не говоря уже о конине. Удивительно, что простой крестьянский народ очень долгое время редко когда употреблял в пищу коровье молоко в сыром виде, больше любили молочные продукты – сметану, масло, творог. Если говорить о птице, то в домашнем быту на первом месте были куры, гуси, утки, в меньшем количестве мясо индюка. Однако птица служили как дополнение в рационе, так как птицеводство у славян никогда не было сильно развито.
Режим питания наших предков во многом зависел от рабочего дня: стандартное трехразовое питание обычно дополнялось полдником, а разные сезонные времена, изменялось качеством и количеством. В летние и осенние периоды больше использовались овощи и фрукты, зимой – крупы и законсервированные продукты. Самым бедным рационном всегда ознаменовалась весна, когда прошлогодний урожай истощался и свежий еще не созревал. Видимо это послужило тому, что все самые строгие церковные посты припадают именно на весенний период.
Важно отметить, что наши деды питались местной пищей, придавали трапезе большое значение и рассматривали ее не просто как «топку» для организма, а как результат труда, а следовательно — дар.
Смысл трапезы у наших предков
Трапеза для наших пращуров была не просто способом подкрепить силы. Она являлась чем-то сродни Причастию/ Причастившиеся одним хлебом, кашей, овощами или дичью, они в дальнейшем считали друг друга самыми настоящими родственниками. Поев в чужомь доме, человек мог рассчитывать на защиту и помощь хозяина, но и сам уже не имел права причинить ему зла. Таким образом, хлеб-соль – не что иное, как мирный договор между хозяевами и гостями.
Сам хлеб тоже не являлся просто едой: и по сей день не забыта поговорка «хлеб – всему голова», а детям с мальства прививают бережное отношение к хлебу. Причину этого мы обычно называем одну: в хлебе заключён нелёгкий человеческий труд. Но мало кто помнит о глубоких мифологических корнях, которые имеют наши взгляды на хлеб. Известно трепетное отношение славян-язычников к земле. В частности к хлебному полю, к тому же, в изобразительном искусстве древних культур засеянное поле изображается тем же знаком, что и женская беременность. Этот знак дожил до наших времён в традиционных узорах вышивки на одежде. Отсюда уже следует, что хлеб был для славян священным даром Богов. Запрещалось, между прочим, бить по столу кулаком: стол – Божья ладонь! Кроме того, зерно требует тепловой обработки.
А чтобы сварить простейшую кашу, нужно обеспечить союз Огня, Воды и Зерна – продукта Земли. Все эти три сути были для славян божествами, всем трём поклонялись. Сладкая, сваренная на меду, каша, заправленная ягодами, являлась древнейшей языческой ритуальной едой: она несла мощную идею плодородия, победы над Смертью, вечного возвращения Жизни. Стоит ли удивляться, что языческая каша прекрасно вписалась в языческие ритуалы и доныне живёт под названием кутьи, которой угощаются на поминках? Разве что вместо мёда кладут теперь сахар, вместо лесных ягод – изюм, а вместо цельной пшеницы – рис.…
Другой древнейшей едой с незапамятных времён у славян были блины.
Учёные-языковеды считают, что произношение слова «блин» – искажённое: когда-то оно произносилось «млин» и происходит от того же корня, что и «молоть», «мелкий», обозначая, таким образом пищу из размолотого зерна.
Возможно, первоначально муку или мелко раздробленное зерно заваривали кипятком и ели ложками, потом однажды пролили на раскалённые камни очага и обнаружили, что новая еда очень вкусна.
В блинах, как и в каше-кутье, заключены те же священные сути, а кроме всего прочего, румяный, круглый блин от части схож с Солнцем, «умирающим и воскресающим» каждую зиму.
Вот почему и доныне блины пекут на поминках и на Масленицу, когда празднуется победа над злой богиней Мораной – холодом, смертью и тьмой, празднуется воскрешение Солнца, Жизни, Весны.
Источник
Рацион Древней Руси
А что у вас сегодня на обед? Овощной салат, борщ, суп, картошка, курица? Эти блюда и продукты стали для нас такими привычными, что некоторые из них мы уже считаем исконно русскими. Согласен, прошло уже несколько сотен лет, и они прочно вошли в наш рацион. И даже не верится, что когда-то люди обходились без привычного нам картофеля, томатов, подсолнечного масла, не говоря уже о сырах или макаронах.
Обеспечение продовольствием всегда было наиважнейшим вопросом в жизни людей. Исходя из климатических условий и и природных ресурсов у каждого народа в большей или меньшей степени развивались охота, скотоводство и растениеводство.
Киевская Русь как государство сформировалась в 9 веке нашей эры. К тому времени рацион славян составляли мучные изделия, каши,молочные продукты, мясо и рыба.
Пироги готовили либо из пресного теста, такого, как сейчас используют для пельменей и вареников, либо из кислого теста. Оно называлось так, потому что действительно кисло (квасилось) в большой специальной посудине – квашне. Первый раз тесто замешивали из муки и колодезной или речной воды и ставили в теплое место. Через несколько дней тесто начинало пузыриться – это «работали» дикие дрожжи, которые всегда есть в воздухе. Теперь из него можно было печь. Готовя хлеб или пироги, оставляли в квашне немного теста, которое называлось закваской, и в следующий раз только добавляли в закваску нужное количество муки и воды. В каждой семье закваска жила долгие годы, а невеста, если она уходила жить в собственный дом, получала в приданое и квашню с закваской.
Издавна на Руси одним из самых распространенных сладких блюд считался кисель.В Древней Руси кисели готовили на основе ржаных, овсяных и пшеничных отваров, кисловатых на вкус и имеющих серовато-коричневый цвет, чем и напоминали по цвету береговой суглинок русских рек. Кисели получались упругими, напоминающими студень, холодец. Поскольку сахара в те времена ещё не было, для вкуса в них добавляли мёд, варенье или ягодные сиропы.
В Древней Руси были очень популярны каши. Преимущественно это были пшеничная или овсяная, из цельного зерна, которые долго распаривали в печи, чтобы они было мягкими. Большим деликатесом был рис (сорочинское пшено) и гречка, которая появилась на Руси вместе с греческими монахами. Каши заправлялись сливочным, льняным или конопляным маслом.
Из мясной пищи были известные нам говядина, свинина, куры,гуси и утки. Конину ели мало, в основном военные во время походов. Часто на столах было мясо диких животных: оленина, кабанятина и даже мясо медведя. Также в пищу шли куропатки, рябчики и прочая дичь. Даже распространявшая своё влияние Христианская церковь, считавшая недопустимым употребление в пищу диких животных, не смогла искоренить эту традицию. Мясо жарили на углях, на вертеле (верчёное), либо, как большинство блюд, тушили крупными кусками в печи.
Достаточно часто на Руси ели рыбу. Преимущественно это была речная рыба: осетр, стерлядь, лещ, судак, ерш, окунь. Её варили, запекали, вялили и солили.
Русская выпивка для современного читателя неизменно ассоциируется с водкой, но в эпоху Киевской Руси не гнали спирта. Употребляли три вида напитков. Квас, безалкогольный или слегка хмельной напиток, изготовляли из ржаного хлеба. Это было нечто напоминающее пиво. Вероятно, он был традиционным напитком славян, так как его упоминают в записях о путешествии византийского посланника к вождю гуннов Аттиле в начале пятого века наряду с медом. Мед был чрезвычайно популярен в Киевской Руси. Его варили и пили как миряне, так и монахи. Согласно летописи князь Владимир Красное Солнышко заказал триста котлов меда по случаю открытия церкви в Василеве. В 1146 г. князь Изяслав II обнаружил в погребах своего соперника Святослава пятьсот бочек меда и восемьдесят бочек вина. Было известно несколько сортов меда: сладкий, сухой, с перцем и так далее. Пили и вино: вина ввозились из Греции, и, кроме князей, церкви и монастыри регулярно импортировали вино для отправления литургии.
Таковой была Старославянская кухня.Что же такое Русская кухня и какова связь её со Старославянской? На протяжении нескольких веков менялись быт, нравы, расширялись торговые связи, рынок наполнялся новыми продуктами. Русская кухня впитывала в себя большое количество национальных блюд различных народов. Что-то было забыто, либо вытеснено другими продуктами. Однако, основные тенденции Старославянской кухни в том или ином виде дожили до наших дней. Это доминирующее положение хлеба на нашем столе, широкий ассортимент выпечки, каши, холодные закуски. Поэтому, на мой взгляд, Русская кухня является не чем-то обособленным, а логическим продолжением Старославянской кухни, несмотря на то, что претерпела за века значительные изменения.
А каково Ваше мнение?
Автор ЖЖ: MIHAILOPOTAPICH
а почки заячьи на чём вертели?
«имеющих серовато-коричневый цвет, чем и напоминали по цвету береговой суглинок русских рек»
теперь понятно, почему «молочные реки, кисельные берега» в сказках!
А откуда взята инфа на ограничения по употребления дикого мяса в христианстве?
Под ролтон самое то читать
Очень странное сочинение. По воспоминаниям иностранцев говядину на Руси стали есть только с петровских времен, а до этого это считалось грехом. Пр.о супы тоже что-то странное: в Домострое описывается такое количество супов, что маловероятно, что они только в то время появились. Короче, очень спорный материал
Без вопроса о мнении читателя в конце текст ну никак не получится, однозначно.
Потому что на самом деле нет никакой такой единой русской кухни.
Поморская или новгородская радикально отличаются от кубанской или бессарабской.
Так что можно говорить исключительно о кулинарии региона.
Смотрела на Универсариуме курс по истории русской кухни. Запомнилось, что еще на первой лекции сказали, что если бы любители всюду требовать «исконно русскую» еду, попробовав ее, вряд ли бы остались довольны. Потому что еда та была на вкус, чаще всего, кислой и отдавала прогорклым маслом, так как холодильников не было. Почти все блюда, которые сейчас считаются вкусными, появились в 18-19 веке не без участия иностранных поваров и технологий. Впрочем, в этом нет ничего страшного. Обмениваться кулинарными традициями вполне нормально.
.Поскольку сахара в те времена ещё не было, для вкуса в них добавляли мёд, варенье или ягодные сиропы. А варенье с сиропом как делается?
«Конину ели мало, в основном военные во время походов.»
А вот тут прямо с размаху по лицу
Интересная и вкусная статья!
А передай-ка мне ендову с брашном, отрок!
Скрытая реклама Kingdom Come: Deliverance
С супами что-то не понятно. Вообще, очень тяжело представить, хоть какую-то культуру в которой не было бы супов совсем. Ибо что может быть проще?
наши потомки будут думать что русская кухня это шаурма и гамбургеры
А как же шашлык? А шаурма? Что даже лаваша не было? Не рассказывайте.
Макдональдсов везде понастроили, кстати, что-то у вас их не видать! (с) Гендальф, Гоблин, Братва и кольцо, холст, масло, 2 лука и перчик.
U.S. Army ration type C
Италия,Салерно, сентябрь 1943г
Французский ИРП
Salut, camarades! Detomatizator c вами.
В комментах к предыдущим постам кто-то спросил про французский ИРП. Так вот, он есть у меня. Как говорят французы : «ça tombe bien ». Во время сентябрьского полевого выезда у меня как раз завалялся один лишний сухпай, который можно распотрошить в познавательных для Пикабу целях.
САБЖ представляет из себя запаяную в целлофан картонную коробку в форме кирпича весом 1750 грамм:
Общий вид при распаковке:
Общий вид содержимого: тут мы имеем 2 консервы по 300 грамм, 2 по 80 грамм, пачку печенья 200 грамм, растворимый суп, салфетки, изотоник, мюсли, пакетик с кофе и прочей лабудой, 2 энергетических батончика 30 грамм: один с кофейным вкусом, другой с фруктовым. Мармеладку 30 грамм, нугу с сухофруктами 30 грамм, черную шоколадку 25 грамм, варенье из чернослива 25 грамм.
Основная жрачка: 4 консервы. По логике 1 большая и одна маленькая на обед и на ужин. В этом меню имеем тортеллини с говядиной, восточный салат с говядиной, бобами и кукурузой, банку филе сардин в масле, банку плавленного козьего сыра.
Сухие печенюхи, которые разделены на соленые, сладкие и шоколадные:
Пакетик с чаем, кофе, какао, сахаром, солью и перцем:
Комплект для разогрева: Подставка под консерву, таблетки сухого горючего, коробок спичек, мусорный пакет, зубочистки, таблетки для обеззараживания воды.
На этом у меня всё. Надеюсь, инфа была познавательна и разбавила в вашей ленте всратую политоту и волны ответов на посты 🙂
О пользе вегетарианства для мясоеда
Так получилось, что, когда нам с мужем было лет по 19, мы решили в качестве эксперимента попробовать вместе отказаться от мяса (молодо-зелено, да и дурные были, чо уж). Отчасти это подкреплялось этическими соображениями, плюс интерес и, так сказать, проверка собственной силы духа.
Меня хватило ненадолго 😀 Примерно на год. Чувствовала я себя также, как и раньше, не похудела, не потолстела, но без мясных ингредиентов я перестала получать удовольствие от еды (а для меня это важно). А муж втянулся и травоедит вот уже 10 лет. Но речь не о том.
Основы питания предков
Чтобы лучше ощущать поддержку предков, и быть наполненным родовой и жизненной силой необходимо грамотно выстроить свое питание. Оно должно быть преимущественно живым.
Ибо существует питание силы и здоровья, и именно так питались наши мудрые предки раньше, и питаются староверы-хранители сегодня. Такое питание называется живым, так как оно наполнено Живой — Силой Жизни.
И существует питание слабости и нездоровья. И именно так питается сегодня большинство людей в мегаполисах.
Народная мудрость гласит: «То, что ты ешь, то ест тебя».
Если пища вся усваивается организмом, то человека изнутри никто не ест, он здоров. Это возможно, например, в случае, если пища готовится при температуре не выше 42 градусов. В этом случае в продуктах сохраняются энзимы — ферменты или специфические белки, которые ускоряют многие процессы в организме, и активно участвуют в обмене веществ.
Если же пища не усваивается, то в кишечнике накапливаются от 8 до 20 кг каловых масс. В этом перегное начинают жить и множиться паразиты и грибки, которые постепенно повреждают сосуды, внутренние органы и т.д.. Таким образом паразиты и грибки едят человека, и, как показывают научные исследования, они являются истинными причинами множества заболеваний.
Питание способно усиливать как негативную сторону человека через постоянное прокручивание худых мыслей и чувств, так и положительную сторону. Предки это хорошо знали, потому создали системы питания, разнящиеся по сословиям и половым признакам. Также питание предков отражало ориентацию на те или иные родовые тотемы.
Отсюда в каждом из родов староверов-хранителей есть свои предпочтения в пище. Имеются также общие принципы питания для всех.
Забегая вперед, скажу, что живое питание славян стояло на девяти основаниях. А именно на употреблении:
*чистой воды (Дана);
*свежей растительной пищи весной, летом и осенью (Жива);
*ферментированной пищи (Квасура);
*томленой пищи из русской печи (Семаргл);
*кислого ржаного хлеба на закваске (Велес и Квасура);
*масел из древесных орехов и растений (Даждьбог);
*мёда и продуктов пчеловодства (Ульяна);
*соли;
*пряностей.
В дороге летом питались вялеными и сушеными продуктами, а зимой еще и строганиной.
Также стоит отметить, что предки регулярно голодали, и очищались от накапливающихся токсинов и паразитов. В том числе очищались и через баню.
А теперь подробнее расскажем о питании предков русского народа.
Согласно преданию, наши древние северные предки-бореары (гипербореи) после войн с темными атлантами (и гибели большинства атлантов) сильно пострадали: физиология и психика многих из них были нарушены.
Температура воздуха в 100 градусов мороза в течение нескольких лет привела многих к еще большей деградации. Часть предков вынуждены были уйти жить в подземные города, часть – ушли на юг. Когда предки вышли на поверхность из подземных убежищ, то начали себя восстанавливать, учась у природы и животных. Славяне учились больше у медведей, а арии у волков.
Весной медведь обильно питается черемшой (медвежьим луком), и предки активно ели черемшу (она помогает быстро восстанавливать обмен веществ, избавиться от авитаминоза) и т.д. Летом медведь ел лесные ягоды, и предки ели ягоды и т.д.
Медведь раздвигает любые препятствия перед собой, и физические, и энергетические. Вокруг него идет плотная волна силы на несколько десятков метров. Поле силы медведя пугает даже духов, животные в страхе убегают, и люди чувствительные тоже заранее уходят.
Предки подобно медведям учились создавать собственный поток силы, тренировали свои тела, пропускали энергетические потоки. С помощью этого управляли своим духовным ростом.
Предки жили как медведи, которые максимально активны весной и летом, осенью готовятся к зимней спячке, а зимой спят в берлоге.
Наполнение у предков шло с 24 марта по 21 сентября. Летом предки совсем не ели мясо. Считалось, что Живы и так достаточно поступает от Солнца, Земли, природы, растительной пищи. В основном ели прохладную пищу (квасную окрошку и т.д.), пили прохладные напитки (квас и т.д.)
Жена при готовке вкладывала в еду свою силу и образы будущего для каждого члена своей семьи, наполняя их здоровьем и добрыми чувствами. Женская наука правильного приготовления пищи называлась «страва».
Муж же за столом благословлял пищу, призывая Богов и предков для очищения и наполнения ее, укреплял дух членов семьи.
Общая продолжительность трудового дня русского крестьянина летом достигала 14-15 часов. Летний отдых и сон в крестьянской семье были весьма кратковременными. Спали ночью и днем после обеда совокупно около 6 часов.
Зимой рабочий день крестьянина сокращался до минимума: 2 часа – для мужчин и 4-5 часов – для женщин, а время отдыха и сна соответственно возрастало. Спали ночью и днем после обеда совокупно 8-9 часов.
Многие иностранцы побывавшие на Руси отмечали качество и дешевизну русских продуктов, а также разнообразие русского стола.
В этом плане поговорка «Щи да каша пища наша» является не актуальной, вернее она актуальна для русской армии, где они и зародилась и откуда пошла в народ, потому как действительно солдат кормили в основном кашами и щами, от чего русский солдат был крепок и здоров.
В будние дни обычная трапеза у русских людей была довольно проста и вместе с тем и полезна: пареная репа, щи, да каши, а вот на праздник какой, на какое торжество, то столы ломились от яств: растегаи, кулебяки, все возможные солянки, калии, блины, пряженцы, а из погребов доставались лучшие меды, боярской выварки на пряностях и ягодах.
Еще одна народная мудрость гласит: «Пища должна быть подобна лекарству».
Существовали две науки целительства с помощью трав: травничество и зелейничество. Травничество помогало лечить хворобы с помощью сушеных трав, а зелейничество – с помощью свежих трав. Рукописные, а затем и печатные книги-травники были издавна известны на Руси.
Жива – разумна, она и в теле бегает, разделяется на 77 сил. Раньше в деревнях часто читали заговоры от 77 лихоманок. Любая болезнь – это перекрытие одной из сил Живы.
Рвать растения, которые не хотели, чтоб их срывали, было нельзя. Ведь если без договоренности срывали, то трава успевала спрятать Живу в землю, и становилась малополезной.
С веточками и деревьями аналогично договаривались.
Свежее дерево на дрова не рубили – леший наказать мог. Для топки рубили только сухостой, да собирали валежник.
Бревна на дом рубили зимой, и тоже договаривались с каждым деревом, просили прощения за рубку.
Кстати, за взаимоотношения с растительным миром отвечает Бог Велес. А за правильное питание растениями Богиня Жива.
СКВАШИВАНИЕ (ФЕРМЕНТИРОВАНИЕ) ПРОДУКТОВ
Известно, что есть пища живая растительная (в которой сохраняются все ценные микроэлементы) и приготовленная (в которой разрушается большая часть полезных микроэлементов).
Приготовленная пища довольна легко усваивается организмом. Но какой от этого прок, коли ценность её при этом практически нулевая?
Минус же живой растительной пищи в том, что у большинства людей она усваивается хуже, чем термически обработанная.
Так как же сохранить всё ценное живой пищи и при этом сделать её легкоусвояемой и вкусной?
Ответ давно нашли наши предки iii
Нужна минимальная обработка продуктов — ферментация горячая или холодная, при которых запускается процесс необходимого преобразования пищи до того, как она попадает в пищеварительную систему человека iii
При этом холодное ферментирование бывает двух видов: квашение и холодование.
Сквашивание очень активно с давних времен использовалось человечеством для молочных (простокваша и т.д.), зерновых и бобовых продуктов, а также для мяса и рыбы.
Ферментация — это брожение, или расщепление органических веществ при недостатке кислорода. Крахмал и сахар из овощей и фруктов различные виды бактерий при этом превращают в молочную кислоту, которая предохраняет пищу от порчи и очень полезна для работы ЖКТ.
Таким образом происходит словно предварительное внешнее переваривание пищи.
Когда мы употребляем ферментированную пищу, организму не надо напрягаться, чтобы перерабатывать и усваивать её. Не нужно нагружать поджелудочную железу, ресурсы которой ограничены.
Важно знать, что такие ферментированные продукты могут быть усвоены даже теми, у кого удален желчный пузырь, или присутствуют какие-либо проблемы с органами пищеварения iii
Молочно-кислые бактерии — это пробиотики, т.е. полезные для микрофлоры кишечника бактерии, которые не только восполняют нехватку полезной бактериальной флоры в организме, но и оказывают на него комплексное оздоровительное действие.
На 80 % иммунитета мы обязаны именно кишечнику. Пробиотики напрямую влияют на состояние слизистых оболочек кишечника, выработку антител к плохим бактериям и микробам, в том числе к вызывающей язву желудка Helicobacter pylori.
Таким образом, ферментированные продукты для кишечника — это главный катализатор мощной защиты от большинства болезней. Они защищают нас от канцерогенов, аллергенов, токсинов, улучшают обменные процессы. А продукты с ними, в отличие от большинства суперфудов, дешевы и абсолютно доступны.
Кстати, процессом брожения заведует Бог Квасура.
Но русские разносолы в отличие от современных солений-маринадов полезны не только из-за бактерий. Овощи не проходят жёсткую температурную обработку и сохраняют полезные вещества. Но и это не всё.
Интересно, что капусту квасили раньше без соли. Этот древний рецепт сегодня снова популярен.
Тем не менее последние 500 лет большой известностью пользовались холынские хрустящие огурчики, которые подавались со времен Ивана III к царскому столу.
Стоит сказать, что заготовки на зиму превращались у предков в настоящий семейный праздник. Как только в одном дворе начинали квасить капусту, со всех домов собирались девушки-крестьянки, наряженные в праздничные сарафаны. Рубили капусту под звонкие песни до самого захода солнца. Вечером приходили парни с подарками для хозяйки дома и всех девушек. После окончания работы хозяйка угощала своих помощников пирогом с капустой, а затем все дружно хороводом ходили вокруг костра и пели песни. Таким образом люди призывали на помощь силы Богов и предков, чтобы продукты сохранились на всю зиму.
Предки готовили еду вечером в русской печке. Пища внутри остывающей печки томилась в глиняной посуде всю ночь, и сохраняла Живу продуктов. Утром и днем кушали живую еду — действительно очень вкусные и полезные каши и супы.
Томление было повсеместным способом приготовления блюд на Руси, пока Петр I не привез из Голландии сковороду.
Томление блюд — это медленное, длительное и равномерное нагревание при температуре не ниже 60 градусов (обычно 80-90 гр.) при закрытой крышке в русской печи, в результате чего продукты приобретают мягкость, нежную консистенцию, тонкий вкус и аромат.
Этот старый способ кулинарной обработки позволяет максимально сохранить в продукте полезные вещества. Согласно В. В. Похлёбкину, настоящий томлёный вкус получается лишь при приготовлении в русской печи при постепенно снижающейся температуре.
При этом сегодня совсем не обязательно томить блюдо исключительно в русской печи.
Сегодня можно также томить пищу и в духовке, мультиварке, аэрогриле или тиховарке. Существуют способы томления и на плите, если есть кастрюля или сотейник с плотно закрывающейся крышкой.
Продолжительное томление более полно раскрывает аромат блюд, они становятся более аппетитными. Томленая каша — настоящее лакомство, а томленое мясо, сочное и нежное, тает во рту. Томить можно не только крупы и мясо, но и рыбу, овощи, супы и даже мучные блюда, которые нагреваются на овощной «подушке», пропитываясь соком овощей и ароматом специй.
Кстати, процессом томления заведует Бог Семаргл.
Предки воду кипятили до первого белого ключа на дне, то есть не выше 85 градусов. При 100 градусах вода становится мертвой. Многие староверы пьют травяные чаи при температуре 50-60 градусов.
Предки брали чистую воду из колодцев, родников и источников.
Для структуризации воды славяне и арии в нее добавляли кусочек кедра 10 см или больше для убыстрения процесса.
Для очищения воды предки применяли серебро, кремний или шунгит.
Сегодня чистую воду в городах можно делать путем заморозки и разморозки. А также с помощью очищения фильтром.
Фильтры хорошие: трехступенчатый Гейзер, Изумруд, Цептер и другие. Аквафор – плохой, как и все угольные фильтры — катридж быстро заполняется грязью из воды, и начинает вместо очистки обратно загрязнять воду.
Любопытно, что особую роль в жизни предков играла роса. Раньше женщины каждый год на Купало на рассвете купались голыми в травах и цветах в свежей росе. В это время у женщины происходило обновление внутренней воды, она омолаживалась.
Кроме того, в целях подготовки к зачатию ребеночка росу заливали еще и в матку. Внутренняя структура женщины становилась посредством этого похожей на структуру девственницы.
Росу собирали льняным полотенцем так. Клали ночью на травы полотенце, а утром выжимали из мокрого полотенца росу в кружку.
Кстати, за взаимоотношения с водным миром отвечает Богиня Дана.
Чаще всего на Руси употребляли пшено, ячмень, овёс и полбу.
Но артельщикам на отхожьем промысле и солдатам приходилось по вкусу толокно. Оно не требовало термической обработки, им можно было питаться на ходу. Во время отдыха, его разводили в горячей воде, и получалась вкусная каша. Заправляли её той же сушёной рыбой или салом.
Кстати, крупами заведует Богиня Мать Земля.
ТРАВЫ, ОВОЩИ, ЯГОДЫ, ГРИБЫ
Все травы предки ели по мере их роста. Сначала кушали одуванчик, черемшу и т.д. Черемшу очень любили за питательный и очистительный эффект. Также употребляли лебеду, клевер белый, мокрицу, девясил, сныть, крапиву. Часто травы ели с мёдом, от чего происходило снижение веса предков.
Очень ценились за свои великие полезные свойства рябина, калина и облепиха, которые собирали летом. Их звали ласково «три невесты», и заготавливали на год вперед. Также рябину и калину собирали с кустов мороженными после первых заморозков. Мороженные ягоды считались более вкусными.
Из ягод готовили «водицу». Это исконно русский напиток на основе ягод. Делается он быстро, но хранить его нельзя. По технологии он немного напоминает морс, но имеет более выраженный вкус исходного сырья и витаминный состав в «водице» полноценнее.
И особым уважением и заслуженным почитанием на русском столе пользовались лук и чеснок. Кроме того, что эти продукты служили отличной приправой, они качественно повышали сопротивляемость болезням.
Рыба разрешалась даже в строжайший Великий Пост, всем крестьянами и ремесленникам и служивым людям. Ибо она была очень дешёвой, и на протяжении тысячи лет, до начала 20-го века, была основным продуктом питания на Руси. Её не только употребляли свежей, но и заготовляли в большом количестве.
Рыбу не только вялили или коптили, но сушили и выветривали. Притом степени выветривания были разные, от пластовой, до прутовой. Последнюю хранили под рогожами, и именно её брали с собой в поездки и походы.
Из сушёной рыбы готовили не только уху, но её крошили в кашу, смешивали с мукой, поливали маслом и на костре пекли «рыбный каравай».
Осетрина и красная рыба, была привилегией царской трапезы и стола зажиточных горожан. А для служивых людей годилась вся остальная рыба, которая водилась в реках: караси, щуки, сомы, лещи, вандыши, гольцы, пескари, окуни и пр.
В поездках сушёная рыба была ценным источником белка и фосфора.
В старые времена мясом называли только мясо рыбы и птицы.
Диких млекопитающих животных, бегающих по земле, не ели – они считались братьями меньшими, которые подобно людям ходят по земле, и кормятся молоком в детстве.
Однако впоследствии стали есть оленину, лосятину, кабанятину и т.п.
Женщины не ели мяса вообще, у них было много силы стихии земли.
Летом мясо не если. Зимой мясо ели только мужчины занимающиеся тяжелым физическим трудом. Говорят, раньше мяса лося хватало мужчинам средней деревни на всю зиму.
Предки ели также сушеное мясо и строганину.
Курица и свинья были выведены жрецами Велеса специально для питания. Также предки употребляли мясо гуся и барана.
Сало было обязательным атрибутом пищевого рациона. При этом под словом сало, подразумевалось не только свиное, но и баранье. В пищу оно употреблялось только как добавка к горячим блюдам. Мелокорубленным или толчёным салом заправляли любую кашу.
Наши предки — славяне, да арии севера Сибири пекли и ели полезный хлеб — ржаной кислый хлеб на домашней закваске и опаре. Заморские гости в своих заметках часто отмечали данный факт, поскольку в Европе, например, ели только сладковатый белый пшеничный хлеб.
Историк 17-го века И. Болтин отмечал: «если европейцу в день хватает одного фунта пшеничного хлеба, то русскому человеку требуется минимум 2 фунта ржаного». Это касается не работающего человека, праздного. Для служивых людей или крестьян, хлеба требовалось больше.
В истории отмечены случаи, когда отсутствие чёрного, ржаного хлеба, выводило армию из боеспособного состояния.
В Крымском походе 1736 года, 55-ти тысячная армия, войдя в Крым, осталась без ржаного хлеба. Обозы с мукой завязли на малороссийском бездорожье. Служивых перевели на пшеничный хлеб, и в войсках началась повальная болезнь. Видный мемуарист Г.Х. Монштейн, будучи тогда адъютантом командующего Миниха, отмечал, что причиной тому было отсутствие чёрного хлеба.
Те, кто едят ржаной хлеб, в период гриппа и простуд не болеют. И кроме того, ржаной хлеб на закваске, особенно хмелевой, не плесневеет целый месяц.
Те же, кто едят хлеб на промышленных дрожжах, особенно из пшеничной муки, большей частью во время эпидемии заболевают. Потому что термофильные дрожжи ослабляют иммунную систему. Такие дрожжи специально были придуманы для уничтожения людей. Они забивают кишечник, откладываются на его стенках, где размножаются паразиты. Также указанные дрожжи могут вызывать рак и другие болезни. И такой хлеб покрывается плесенью уже через 3-5 дней.
Кстати, белый хлеб из пшеничной муки предки считали «барским», негодным для крестьянской еды. После питания таким хлебом в кишках образуется слизь, «кисель» как предки говорили. А такая слизь приводит к быстрой физической усталости и снижению иммунитета. Потому пшеничный хлеб пекли не часто — только по праздникам.
Однако, для еды все же можно порекомендовать как пророщенные зерна пшеницы, так и её зеленые ростки. Питание ими приводит к быстрому омоложению организма.
Закваску хлеба в семье передавали от мамы к дочке, состав держали в тайне.
Пекли хлеб всегда женщины, а за столом хлебом заведовал мужчина – хозяин Рода. Важно знать, что на Руси выпекали хлеб без соли.
Сегодня в этнодеревнях можно приобрести тур-погружение в жизнь предков. Мужчины там занимаются мужской крестьянской работой (конем, косьбой, ремеслами и т.д.), а женщины — женской работой, в том числе прядением, вышиванием и выпечкой хлеба в русской печи. Например, такой тур есть в д.Верхние Мандроги по Петербургом.
Соль была символом солнца, а ржаной каравай — земли. Потому когда гостю предлагали отведать хлеб-соль хозяев, это означало, что приезжий становился своим, символически причащался родными для хозяев землей и солнцем.
Кроме того хлеб-соль были еще и символами достатка в семье.
Предки соль употребляли в пищу, и с помощью нее также еще и лечили.
Каждую субботу во многих родах в бане делался целебный солевой массаж.
С помощью воды с солью лечили даже чуму. А во время Великой Отечественной войны солевые повязки чудеса вообще творили — лечили самые страшные раны у бойцов.
Сегодня можно есть калмыцкую Баскунчакскую и оренбургскую Соль-Илецкую соль, а также розовую гималайскую соль. Они самые полезные.
Также весьма полезно пройти лечение на соленых озерах в Соль-Илецке, Крыму и Баскунчаке, которые по многим параметрам лучше, чем знаменитое Мертвое море.
Если каждый славянин старался быть похожим на медведя, то в общине было иначе.
Родовая община-мир старалась походить на пчелиный рой и одновременно на муравейник. В этом предкам способствовало употребление в пищу и оздоровление с помощью мёда и продуктов пчеловодства.
Мёд – солнечный продукт, «жидкое солнце». Пчёлы, так же как и муравьи, резонируют с солнцем, звездами и Вселенной. Пчелиный соты из 6 ребер подобны сотовой структуре Вселенной.
В древности предки качали в лесу бортевой мёд диких пчел, а затем, приручив пчёл, стали качать уже домашний мёд из ульев.
Как мы знаем, мёдом диких пчёл весьма не прочь полакомиться и медведи.
Мёда запасали много — по 50 кг на взрослого человека на зиму как для еды, так и для медовых массажей. И почти столько же на лето.
Заготовленные летом и осенью целые спелые ягоды заливали в деревянных бочках медом. Тертые же ягоды заготавливали иначе. Вниз бочки клали целые ягоды, а сверху бочки тертые, и эту смесь под крышку заливали мёдом. В бочке залитой мёдом нет воздуха, ягоды в таких условиях не гниют, и витамины в них сохраняются. Аналогичным образом заготавливались и фрукты — их клали на дно бочки, а сверху заливали медом.
При приготовлении ставленного, более «дорого мёда», воды брали меньше, а для придания особого вкуса добавляли ягоды (бруснику, малину). Затем для естественного (холодного) брожения бочонок закапывали в землю на несколько лет. Средний срок выдержки составлял 10-15 лет. Известны случаи, когда в XIV в. на княжеских пирах подавался мед 35-летней выдержки.
Приезжающие на Русь иностранцы отмечали разнообразие и превосходный вкус наших напитков на основе меда. Русские люди любили мед, разбирались в нем, и умели приготовить его так как не готовили нигде в Европе. Меды на Руси бывали вареные и ставленые, на хмелю, без хмеля, на малине, смородине, и других ягодах, крепкие алкогольные, от которых сшибает с ног, и безалкогольные для повседневного питья. И на всяких пирах мед занимал самое почетное место.
Кстати в старые времена после свадьбы молодоженам каждый день давали определенное количество хмельного мёда в течение медового месяца, чтобы они «не сгорели» от молодой любовной страсти.
Все старинные напитки не похожи друг на друга и имеют разное назначение. Одни обладают согревающим действием (пряные чаи, мёды, сбитни) и поэтому употреблялись преимущественно в зимний период, другие (квасы, морсы) оказывают прохладительное тонизирующее воздействие в жаркий день.
Сурья (питный мёд) — это мёд осуренный на солнце. Сурья считался у славян напитком, который очищает дух человека. Он считался даром Богов. Совокупность использовавшихся для его приготовления трав была очень разнообразна и полезна. Сурья благотворно воздействует на здоровье человека.
Сбитень, которые иностранные моряки называли «русским глинтвейном», появился на Руси тысячу лет назад и назывался переваром или взваром. Его готовили на меду с душистым зверобоем, лавровым листом, имбирем, шалфеем и стручковым перцем, с добавлением вина или без. Сбитни разделяют на простые и заварные. Последние получают путем сбраживания сусла из мёда и патоки с различными приправами. Такой напиток долгое время заменял народу чай и кофе. Пили его обычно с калачами и пряниками по несколько раз в день, а утром – в обязательном порядке.
Вересковый чай — вкусный отвар из сушеных побегов вереска придавал сил перед рабочим днем.
Чигирский чай — настой корневищ и корней бадана всегда применяли в Сибири при желудочно-кишечных заболеваниях, болезнях горла и полости рта, при лихорадках и головных болях. Старые (почерневшие) листья бадана издавна употребляло в качестве чая население Сибири. Напиток действительно получается приятным, светло-золотистого цвета, с оригинальным ароматом.
Квас наши предки очень любили. На основе кваса готовили самые простые летние блюда: баланды, окрошки, тюри. В деревнях у каждой хорошей хозяйки был свой рецепт. Настоящий квас, который является продуктом молочнокислого брожения, нормализует обмен веществ, снимает усталость, регулирует пищеварение (останавливая развитие вредных микробов и бактерий), улучшает тонус организма, оказывает благоприятное воздействие на сердечно-сосудистую систему. В зависимости от его компонентов квас несет в себе множество других положительных эффектов. Мало кто знает, что тифозные и паратифозные палочки очень быстро погибают в этом напитке.
Кисель издавна являлся самым популярным сладким русским напитком. Правда, кисель имел тогда серовато-коричневый цвет, так как готовился на основе ржаных, пшеничных или овсяных отваров. А по консистенции больше походил на студень или холодец, при этом на вкус кисель был кислым. Его в больших количествах варили по всей Руси. Со временем кисель превратился в десерт, который стали подавать после обеда. Для придания сладости в него добавляли мед, ягодные сиропы или варенье. После Петра 1 напиток стали изготавливать с применением картофельного крахмала.
Морсы и водицы всегда готовятся на основе ягодного сока, в различных пропорциях смешанный с водой. Известно, что сок из натуральных ягод на вкус очень кислый. Чтобы продукт пришёлся всем по душе придется разводить его водой или добавлять сахар, что изменяет первоначальный полезный витаминно-минеральный состав. Наши предки нашли решение этой проблемы. Славяне стали изготавливать из лесных ягод морс, в который для сладости добавляли натуральный мёд.
Водицы и морсы можно употреблять как горячими, особенно в зимнее время, так и в виде прохладительных напитков летом. Питательные вещества, содержащиеся в их фруктово-ягодной основе, прекрасно утоляют жажду, бодрят, снимают усталость, придают сил и энергии, повышают иммунитет и замедляют процессы старения организма.
В народной медицине морс используют не в охлажденном виде, тогда сладко-кислый напиток поможет укрепить иммунитет. Витамины группы В, Е, РР, А, фолиевая кислота и витамин С, а так же повышенное содержание калия, кальция, железа и фосфора в химическом составе, пожалуй вот главная польза морса для человеческого организма. Самыми полезными признают морсы из ягод дикорастущей брусники или клюквы: брусника укрепляет здоровье, а клюква помогает при простудных заболеваниях. Морсы из ежевики или черники помогут тем, кто страдает от проблем с пищеварительной системой.
Что отличительно, при приготовлении морса на основе нескольких видов ягод увеличивается лишь энергетическая ценность, а не калорийность морса.
Рецепты напитков можно взять здесь
МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ И КУРИНЫЕ ЯЙЦА
Молочные продукты одни роды хранителей не кушают. Другие роды в детстве и юности едят, а в 20-30 лет перестают. Дело в том, что сыр, брынза, творог, белок яйца хорошо склеивают сосуды мозга.
Из молочной продукции точно кушать весьма полезно настоящие деревенские сливки (сметану) домашнего приготовления — это чистый животный жир.
Яичный белок, кстати, раньше добавлялся в раствор при строительстве каменных крепостей и кирпичных зданий, и через 10 лет стена становилась монолитом.
Легкий алкоголь в жизни предков присутствовал, но в строго предписанном качестве и количестве.
По преданию легкое вино из винограда научили предков на Русском Севере делать ещё выходцы из Арктиды-Гипербореи. Предок по имени Квасура научил делать предков некрепкий хмельной мёд – хмельную медовую брагу, настоянную под солнцем на травах.
Крепкие спиртные напитки предки никогда не употребляли. Ни бренди (коньяк, арманьяк и т.д.), ни виски, ни водку, ни ром, ни ликер, ни портвейн, ни крепкие плодово-ягодные наливки – это все изобретения последнего тысячелетия. Такие напитки в больших количествах ввергают человека в морок, а это никогда не поощрялось, и даже прямо запрещалось.
Некрепкие виноградное вино и хмельной мёд употреблялись исключительно на коллективных обрядах: свадьбах (веселье), календарных колоходных обрядах (Ярило, Купало, Радогощь, Коляда), похоронах, тризнах, а также на княжеских и царских пирах и т.д. Вино и мёд при этом часто разбавлялись водой. Запрещалось пить в одиночестве.
Знахарка Арина Никитина пишет: «Пили на Руси не так и много, исключительно по праздникам. Напитками были медовуха, пиво, брага. Крепость таких напитков не выше 10 градусов. Да и пили как: передавая чарку из рук в руки, то есть, один человек делал один-два глотка. Напиться в таких условиях, как понимаете, невозможно. Кроме того, еще с языческих времён Руси и вплоть до правления Иоанна Грозного, передавалось среди староверов, а затем и первых христиан правило, что употребить круговую чару мёда хмельного (137 гр.) мог только тот, кто родил земной круг детей и более (8 человек). У староверов — сварожий круг — 16 детей. И то, при условии, что старшему сыну есть уже 14-16 лет, т.к. даже слабенький мёд есть «испытание Мары» на «крепость духа», которые приходит в течение минимум 40 дней.»
Иван Прыжов, автор «Истории кабаков в России», писал в XIX в., что в домосковской Руси не было пьянства, как общественного порока. Питье мёда, пива и вина на мирских и городских праздниках, а также в корчмах, призвано было веселить и радовать людей. Народ своею жизнью воплощал знаменитые слова князя Владимира: «Руси есть веселие пити, не может без того быти».
По сути своей распитие хмельного меда, ячменного пива и виноградного вина представляло собой в числе прочего и общественную психотерапию. Во время которой знакомились, улучшали свои отношения, снимали напряжение и т.д. На пиру или календарном обряде братина (круговая чаша) примиряла даже враждующие стороны.
Кроме того тосты или по-нашему здравицы на пиру помогали совместно создавать светлое будущее как родовой общины, так и народа, и даже державы. Именно это и делали князья и цари на пирах с боярами и дворянами. Это очень старый обычай, и он имеет звездные корни.
Вот знания, которые мне передал об алкоголе один из моих учителей-волхвов. Он сказал: « Главное, чтобы все было в меру. Алкоголь тоже можно применять, если знать как и в каких целях.»
Водка сжигает сильные чувства и расслабляет, но вводит в морок, настраивает на нижние темные миры. Перед употреблением водки надо съесть жирную пищу, лучше всего борщ и сало. До революции представители дворянства, офицерства и купечества часто в обед употребляли 50 мл водки «для здоровья». Гвардейцы пили 100 мл «тычок».
2. Коньяк возбуждает. Чтобы лучше усваивался, надо заедать лимоном. Зимой лучшее лечение – рюмку 50 мл коньяка с горячим чаем внутрь, а водкой растереть туловище снаружи. Порошковый коньяк пить нельзя, вреден. Самый лучший коньяк — Коктебельский.
3. Сухое вино помогает быстро расщеплять жареное мясо. Жареное мясо лучше есть с зеленью, и запивать сухим вином. Женщинам употребление сухого вина помогает сжигать лишний жир.
4. Шампанское быстро возбуждает. У женщин напиток проявляет чувственность. У мужчин ослабляет любовное желание.
5. Крепленое вино затуманивает сознание. Пить нельзя.
6. Заводское пиво затуманивает сознание, закрывает Уд – детородную силу. Живот у мужчин растет. Пить нельзя.
Раньше осенью после сбора урожая 14 дней мужчины-землепашцы пили домашнее некрепкое пиво. Так шло расслабление мужского организма после летнего напряженного труда, и перестройка на размерянный зимний ритм жизни.
До революции в крестьянских общинах шла настоящая война с алкоголиками. Если крестьянин начинал часто сильно напиваться, то сначала его родичи били палками, если не доходило, то на крестьянском сходе изгоняли из мирской общины.
Кстати в середине 19 века даже были антиалкогольные войны с правительственными войсками. Многие крестьянские общины требовали запретить продажу водки в трактирах.
Известно, что Иосиф Виссарионович Сталин, будучи посвященным волхвом Чердынцевым в Северную традицию, относился к алкоголю как к средству, которое способно при соблюдении меры лечить людей, а также укреплять круг высших государственных и партийных руководителей.
Маршал авиации Голованов Александр Евгеньевич в своей книге мемуаров «Дальняя бомбардировочная» рассказал о двух случаях, когда Сталин показал свое мудрое отношение к употреблению алкоголя в жизни.
Во время войны маршал А. Голованов работал почти круглосуточно, спал не более двух часов. В результате серьезно пошатнулось здоровье, разрушилась нервная система. От спазмов в организме случались приступы, и летчик падал. Однажды такое случилось прямо в кабинете Сталина. Верховный моментально влил ему в рот из стакана водки. А когда Голованов пришел в себя, Сталин посоветовал: «Я знаю, вы человек непьющий. Но заведите у себя на работе и дома водки. Когда почувствуете себя плохо, налейте и выпейте. Я думаю, что это должно вам помочь. О результатах доложите». Через две недели Верховный позвонил сам и поинтересовался здоровьем. «Товарищ Сталин, приступы перестали быть ежедневными, дышать становится легче. Врачи не смогли ничего сделать, а вот простая водка справилась». На что Сталин сказал: «Имейте в виду, что водка будет вам помогать до тех пор, пока будете пользоваться ею как лекарством. Если вы начнете пить водку, то можете поставить крест на своем лечении. Я хочу предупредить вас об этой возможной опасности.» Впоследствии маршал Голованов навсегда избавился от приступов, и перестал пить водку.
В августе 1942 г. в Москву прибыл Черчилль. На вечернем приеме в Кремле присутствовали чуть более 10 человек. Последовали тосты, и между Черчиллем и Сталиным возникло как бы негласное соревнование, кто больше выпьет. Оба подливали друг другу в рюмки то коньяк, то вино. Присутствовавший маршал А. Голованов стал при этом часто и с опаской посматривать на Сталина. Потом, когда Черчилля под руки вынесли с банкета, Сталин подошел к маршалу и добрым хорошим голосом сказал: «Не бойся, Россию я не пропью. А вот Черчилль будет завтра метаться, когда ему скажут, что он тут наболтал. » Немного подумав, Сталин продолжил: «Когда делаются большие государственные дела, любой напиток должен казаться тебе водой, и ты всегда будешь на высоте. Всего хорошего.» — И он твердой, неторопливой походкой вышел из комнаты.
Пусть Ваш Род Здравствует и Процветает в веках iii
Лазарев С.В.
Образовательный клуб «Земун»