что нельзя делать во время азана
Это должен знать каждый мусульманин: чего не следует делать во время азана?
Можно ли разговаривать во время азана?
Я бы хотел узнать, правда ли, что разговаривать во время азана запрещено? Нужно ли повторять за муэдзином азан и икамат? Можно ли читать Коран во время чтения азана или икамата? Можно ли возносить дуа в это время? Спасибо!
Разговаривать во время чтения азана – не запрещено, однако и не желательно. Слушать азан – это сунна. Следовательно, человек таким образом выражает уважение не только к азану, но в какой-то степени и к самой религии.
Желательно в этот момент отложить все свои мирские дела и обратиться к поклонению Всевышнему. Большинство исламских ученых говорили: чем бы человек ни был занят, желательно приостановить свои дела. Например, если человек трапезничал, совершал зикр, читал Коран, то лучше всего выждать паузу.
Слушать азан сидя и повторять про себя его слова также является сунной. Пророк Мухаммад (мир ему) говорил: «Повторяйте слова муэдзина, в то время, как услышите азан» (Бухари, «Азан», 7). При этом слова «хаййа аля’с-саля» и «хаййа аля’ль-фаля» можно не повторять.
После прочтения азана желательно вознести следующее дуа:
اَللَّهُمَّ رَبَّ هَذِهِ الدَّعْوَةِ التَّامَّةِ وَالصَّلَاةِ الْقَائِمَةِ آتِ مُحَمَّدًا الْوَسِيلَةَ وَالْفَضِيلَةَ وَالدَّرَجَةَ الْعَالِيَةَ الرَّفِيعَةَ وَابْعَثْهُ مَقَامًا مَحْمُودًا الَّذِى وَعَدْتَهُ وَارْزُقْنَا شَفَاعَتَهُ يُوْمَ الْقِيَامَةِ إِنَّكَ لَا تُخْلِفُ الْمِيعَادَ
«Аллахумма рабба хазихид-да’ватит-таммах, вассалятиль каимах. Аати Мухаммаданиль василята валь фадылята ваддараджаталь ‘алияр-рафи’а ваб’асху макамам-махмуданил-лязи ва ‘аттах. Варзукна шафа’атаху йаумаль кыяма. Иннакя ля тухлифульми’ад».
Смысл: «О Аллах, Владыка этого совершенного призыва и готовящегося намаза! Даруй Мухаммаду «аль-Василя» (наивысшую ступень в Раю) и превосходство и воскреси его на «Макам-Махмуд» (достохвальное место), которое Ты обещал ему. Нет сомнения, что Ты выполнишь Своё обещание».
Также хотелось бы обратить внимание на важность чтения дуа между азаном и икаматом, так как сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Дуа, сделанное между азаном и икаматом, не будет отвергнута» (Тирмизи, Тахарат, 158).
Это должен знать каждый: чего не следует делать во время азана?
Азан – это призыв на молитву. Оглашение азана в населённом пункте является коллективной обязанностью (фарз аль-кифая) для всех мусульман этого пункта. Если один человек выполнит этот фарз, с остальных жителей снимается ответственность. А если ни один человек не сделает этого, все жители этого места впадают в грех.
Можно ли разговаривать во время азана?
Во время оглашения азана желательно не только оставить разговоры, но и отложить все свои дела и обратиться к поклонению. Чем бы человек ни был занят, желательно приостановить свои дела, даже если человек совершал зикр, читал Коран, занимался получением религиозных знаний.
Ответ на азан является особенностью нашей уммы, ибо и сам азан – это особенность нашей уммы. То есть во время оглашения азана следует отвечать на него, а не разговаривать. Даже если человек во время оглашения Азана занимается получением знаний, чтением Корана, поминанием Аллаха (зикром), то ему желательно прервать своё занятие и ответить на азан.
Мухаммад ибн ‘Абдуллах Аль-Джурдани в своей книге «Фатх аль-‘Аллям би-шарх Муршид аль-Анам» пишет об этом следующее:
«Желательно не разговаривать ни о чём, а отвечать на азан, пока не завершится оглашение азана. Даже если человек слышит азан, когда занят получением знаний, чтением Корана или зикра, ему желательно прервать всё это и ответить на азан.
В книге «Бушра аль-карим» ясно изложено, что следует прерывать изучение религиозных наук, несмотря на то, что это является обязательным (а ответ на азан сунной), ибо в таком случае обучение не упускается, ведь его можно продолжить после завершения азана. А ответ на азан упускается, если сразу не ответить на него. (То есть обучение можно возобновить, а ответ на азан упускается, если не ответить вовремя.) Обратите на это особое внимание, ведь многие люди небрежно относятся к этому.
Имам Джалалуддин Ас-Суюти в своей книге «Мухтасар Аль-Азкар Ан-Навави» сказал:
«Поистине, есть опасения, что у того, кто разговаривает во время оглашения азана, будет плохой конец, то есть он может умереть неверующим. Мы прибегаем к защите Всевышнего Аллаха от этого»».
Можно ли читать Коран во время оглашения азана или икамата?
Читать Коран во время оглашения азана и икамата также не запрещено, но желательно прервать чтение и заняться ответом на азан, ведь после завершения азана и икамата можно продолжить чтение Корана, а ответ на азан упускается, как только завершается его оглашение.
Следовательно, тому, кто читает Коран, при звуках азана лучше завершить аят, который он читает, остановиться на этом и заняться ответом на азан. А после завершения азана он может продолжить своё чтение.
Можно ли возносить дуа во время оглашения азана?
Возносить дуа в это время также не запрещено, но желательно не делать этого. Во время оглашения азана следует заниматься ответом на азан, а дуа желательно вознести после завершения азана и икамата.
От Джабира бин ‘Абдуллаха (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
مَنْ قال حِينَ يَسْمَعُ النِّدَاءَ
اللَّهُمَّ رَبِّ هَذهِ الدَّعْوَةِ التَّامَّةِ وَالصَّلاةِ القائِمةِ، آتِ مُحَمَّداً الوَسِيلَةَ والفَضِيلَةَ، وابْعَثْهُ مَقاماً محموداً الذي وَعَدْتَهُ حَلَّتْ لَهُ شَفاعَتِي يَوْمَ القِيامَةِ
«В День суда право на моё заступничество получит тот, кто, услышав слова азана, скажет: «Аллаhумма рабба хазихи-д-да‘вати-т-таммати ва-с-саляти-ль-каимати ати Мухаммадан-иль-василата ва-ль-фазилата, ваб‘асху макаман махмудан-и-ллязи ва‘адтаху (О Аллах, Господь этого совершенного призыва (то есть единобожия) и совершающегося намаза, даруй Мух’аммаду аль-Василя и достоинство и предоставь ему высокое положение, которое Ты обещал ему)«». (Имам Ахмад, 14817; Бухари, 614; Абу Дауд, 529; Ибн Мадджах,722; Тирмизи, 211)
Нужно ли повторять за муэдзином слова азана и икамата?
Ответ на азан и икамат подразумевает как раз таки повторение за муэдзином всех слов азана и икамата, кроме слов: «( حَيَّ عَلى الصَّلاةِ ) Хайя ‘аля-с-саля (Спешите на молитву)» и «( حَيَّ عَلى الفَلاح ) Хайя ‘аля-ль-фалях (Спешите к спасению)». После этих слов желательно сказать: «( لا حَوْلَ وَلاَ قُوَّةَ إِلاَّ باللّه ) Ля хавля ва ля куввата илля би-Лляһ (Нет мощи и силы ни у кого, кроме Аллаха)».
От Абу Са’ида аль-Худри (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
إذا سَمِعْتُمُ النِّداءَ فَقُولُوا مِثْلَ ما يَقُولُ المُؤَذّنُ
«Когда услышите азан (призыв к молитве), повторяйте то, что говорит муэдзин”». (Бухари, 611; Муслим, 383; Абу Дауд, 522; Тирмизи, 208; Ибн Маджах, 720)
Также от ‘Алкамы ибн Ваккаса (да будет доволен им Аллах) передаётся:
إِنِّي لَعِنْدَ مُعَاوِيَةَ إِذْ أَذَّنَ مُؤَذِّنُهُ، فَقَالَ مُعَاوِيَةُ، كَمَا قَالَ الْمُؤَذِّنُ، حَتَّى إِذَا قَالَ: حَيَّ عَلَى الصَّلَاةِ، قَالَ: لَا حَوْلَ وَلَا قُوَّةَ إِلَّا بِاللَّهِ فَلَمَّا قَالَ: حَيَّ عَلَى الْفَلَاحِ، قَالَ: لَا حَوْلَ وَلَا قُوَّةَ إِلَّا بِاللَّهِ ، وَقَالَ بَعْدَ ذَلِكَ مَا قَالَ الْمُؤَذِّنُ، ثُمَّ قَالَ: سَمِعْتُ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ ذَلِكَ
«Я был возле Му‘авии, когда его муэдзин начал оглашать азан. Муавия повторял то, что говорил муэдзин, пока тот не произнёс слова «Хайя ‘аля-с-саля», после них же он сказал: «Ля хавля ва ля куввата илля би-Лляһ». А когда муэдзин произнёс слова: «Хайя ‘аля-ль-фалях», он также сказал: «Ля хавля ва ля куввата илля би-Лляһ». После этого Му‘авия сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха ﷺ говорил так»». (Имам Ахмад, 16831; Ан-Насаи, 677)
При оглашении икамата после слов «( قد قامت الصلاة ) Кад камати-с-салату (Молитва началась)» следует произнести: «( أقامَها اللَّهُ وأدَامَها ) Акама-һа Ллаһу ва адамаха (Да устроит и да продлит её Аллах)».
От Абу Умамы (да будет доволен им Аллах) или от кого-то другого из сподвижников Пророка ﷺ передаётся, что однажды Билял начал читать икамат. Когда Билял произнёс слова «Кад камати-с-саляту», Пророк ﷺ сказал:
أقامَها اللَّهُ وأدَامَها
«Акамаһа-Ллаһу ва адамаһа (Да устроит и да продлит её Аллах)». (Абу Дауд, 528)
Также стоить отметить, что желательно читать дуа между азаном и икаматом, ибо дуа, вознесённое в этот момент, не будет отвергнуто Всевышним Аллахом.
От Анаса (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
لا يُرَدُّ الدُّعاءُ بَينَ الأذَانِ والإِقامَةِ
«Мольба, с которой обращаются к Всевышнему Аллаху между азаном и икаматом, не отвергается». (Имам Ахмад, 12584: Абу Дауд, 521; Тирмизи, 212)
Исходя из всего вышеприведённого, мы понимаем, что во время оглашения азана человек должен отвечать на азан, оставив все посторонние дела. Даже если человек занимается чтением Корана, приобретением полезных знаний и другими тому подобными занятиями, не говоря уже о других обычных разговорах и делах, ему следует прерваться, чтобы ответить на азан. Более того, разговоры во время оглашения азана могут привести человека к сууль-хатимат (дурному концу жизни).
Пожалуйста, сделайте репост в соц. сетях,
поделитесь информацией с друзьями!
Муслим Абдулаев
Важное примечание: Букву «х» в слове «Аллах» следует произносить как английскую букву «h».
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Следуем Сунне: чего не следует делать во время азана?
Как нужно слушать азан в соответствии с положениями Сунны?
Азан является одним из обрядовых знамений Ислама. Во время чтения азана следует оставить бесполезные дела, слушать азан и отвечать на него, так как это является сунной. Сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Когда слышите азан, то отвечайте муэдзину» (Бухари, Азан, 7).
Каким же должен быть наш ответ муэдзину?
Муэдзин объявляет во вселенной имя Аллаха и призыв к единобожию. А объявление имени Аллаха и призыв к единобожию являются смыслом сотворения человека. Исходя из этого, услышав азан, следует повторять его слова про себя, так как это является сунной. Когда муэдзин произносит «Хаййа аляс-Саля» и «Хаййа аляль-Фалях», сунной является произнесение про себя слов «Ля Хауля ва Ля Куввата илля Биллях». После завершения муэдзином чтения азана следует прочесть следующее дуа:
«Аллахумма рабба хазихид-да’ватит-таммах, вассалятиль каимах. Аати Мухаммаданиль василята валь фадылята ваб’асху макамам-махмуданил-лязи ва ‘аттах. Иннакя ля тухлифуль ми’ад» (О Аллах, Владыка этого совершенного призыва и готовящегося намаза! Даруй Мухаммаду «аль-Василя» (наивысшую ступень в Раю) и превосходство и воскреси его на «Макам-Махмуд» (хвалимом месте), которое Ты обещал ему. Нет сомнения, что Ты выполнишь Своё обещание)».
Сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Для каждого, кто, услышав азан, прочитает дуа «василя», мое заступничество в судный день станет обязательным» (Ибн Маджа, Азан, 4).
Также под ответом муэдзину можно понять следующее: внимательное и уважительное слушание азана, ощущение сердцем и принятие его истинности и важности, чтение необходимых дуа и участие в коллективном намазе. Но самым лучшим ответом на азан является участие в коллективном намазе в мечети.
Также хотелось бы обратить внимание на важность чтения дуа между азаном и икаматом, так как сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Дуа, сделанное между азаном и икаматом, не будет отвергнуто» (Тирмизи, Тахарат, 158).
Во время чтения азана не стоит разговаривать, за исключением тех случаев, когда незаконченным остался очень важный разговор. Нет ничего предосудительного в совершении малого омовения во время чтения азана. Но лучше всего завершать приготовления к намазу до того, как прозвучит азан.
Занимаясь всем этим, или будучи занятыми другими важными делами, следует проявлять необходимое уважение к азану и стараться получить духовное наслаждение при его чтении.
Дозволено ли разговаривать во время чтения азана?
Вопрос: Некоторые братья, приходя в мечеть, продолжают разговаривать между собой в то время, когда читается азан, дозволено ли это?
Ответ:
Азан (призыв к молитве), который звучит пять раз в день во всех населенных пунктах, где проживают мусульмане – это одно из важных знамений Ислама. Если этого не делают в том или ином населённом пункте, то грех за это ляжет на каждого жителя-мусульманина, достигшего совершеннолетия, ибо азан является коллективной обязанностью (фарз аль-кифая).
Отвечать на азан является особенностью нашей уммы, ибо и сам азан – это особенность нашей уммы. То есть во время чтения азана следует отвечать на него, а не разговаривать. Даже если человек во время оглашения Азана занимается получением знаний, чтением Корана, поминанием Аллаха (зикром), то ему желательно прервать своё занятие и не произносить ничего другого, кроме слов, которыми полагается отвечать на азан.
В книге «Бушра Аль-Карим» пишется:
«Следует прервать обучение, даже если это является обязательным, ибо обучение не упускается. То есть обучение можно возобновить, а ответ на азан упускается, если не ответить вовремя.
Джалалуддин Ас-Суйути в книге «Мухтассар Азкари Ан-Навави» сказал:
«Поистине, тому человеку, который разговаривает во время оглашения азана, стоит опасаться за свой плохой конец. По этой причине его конец может оказаться плохим. А мы прибегаем к защите Всевышнего Аллаха от такого конца».
Имам Аш-Шаʻрани в книге «Аль-ʻухуд Аль-Мухаммадийя» пишет об этом следующее:
Этим обязательством пренебрегают и не отвечают на азан многие, даже из числа тех, кто приобретает знания, не говоря уже о других простых мусульманах. Более того, некоторые из них не идут на джамаат-намаз. В то время, когда люди коллективно делают намаз, они читают книги по грамматике, уссулу или фикху и говорят в своё оправдание, что ильм (приобретение знаний) предпочтительнее джамаат-намаза, но это далеко не так».
Саййиди ʻАли Аль-Хавасс (да смилуется над ним Аллах), когда слышал слова азана «Хайя ʻаля ссалях», начинал дрожать и был близок к тому, чтобы растаять от почтительного страха пред Всевышним Аллахом. Он отвечал муэдзину со смиренностью сердца (хузуром) и с покорностью тела, да будет доволен им Всевышний Аллах.
Исходя из всего вышеприведенного, мы поняли, что во время оглашения азана человек должен отвечать на азан, оставив все посторонние дела. Даже если человек занимается чтением Корана, приобретением полезных знаний и другими тому подобными занятиями, не говоря уже о других обычных разговорах и делах, ему следует прерваться, чтобы ответить на азан. Более того, разговоры во время оглашения азана могут привести человека к сууль-хатимат (плохому концу жизни).
Говоря коротко, при чтении азана человеку по мере возможности стоит оставить все свои дела и внимательно слушать азан, повторяя его слова в качестве ответа муэдзину.
Понравилась статья? Пожалуйста, сделайте репост в соц. сетях, поделитесь информацией с друзьями!
Следуем Сунне: чего не следует делать во время азана?
Следуем Сунне: чего не следует делать во время азана?
Азан является одним из обрядовых знамений Ислама. Во время чтения азана следует оставить бесполезные дела, слушать азан и отвечать на него, так как это является сунной. Сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Когда слышите азан, то отвечайте муэдзину» (Бухари, Азан, 7).
Каким же должен быть наш ответ муэдзину?
Муэдзин объявляет во вселенной имя Аллаха и призыв к единобожию. А объявление имени Аллаха и призыв к единобожию являются смыслом сотворения человека. Исходя из этого, услышав азан, следует повторять его слова про себя, так как это является сунной. Когда муэдзин произносит «Хаййа аляс-Саля» и «Хаййа аляль-Фалях», сунной является произнесение про себя слов «Ля Хауля ва Ля Куввата илля Биллях». После завершения муэдзином чтения азана следует прочесть следующее дуа:
«Аллахумма рабба хазихид-да’ватит-таммах, вассалятиль каимах. Аати Мухаммаданиль василята валь фадылята ваб’асху макамам-махмуданил-лязи ва ‘аттах. Иннакя ля тухлифуль ми’ад» (О Аллах, Владыка этого совершенного призыва и готовящегося намаза! Даруй Мухаммаду «аль-Василя» (наивысшую ступень в Раю) и превосходство и воскреси его на «Макам-Махмуд» (хвалимом месте), которое Ты обещал ему. Нет сомнения, что Ты выполнишь Своё обещание)».
Сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Для каждого, кто, услышав азан, прочитает дуа «василя», мое заступничество в судный день станет обязательным» (Ибн Маджа, Азан, 4).
Также под ответом муэдзину можно понять следующее: внимательное и уважительное слушание азана, ощущение сердцем и принятие его истинности и важности, чтение необходимых дуа и участие в коллективном намазе. Но самым лучшим ответом на азан является участие в коллективном намазе в мечети.
Также хотелось бы обратить внимание на важность чтения дуа между азаном и икаматом, так как сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Дуа, сделанное между азаном и икаматом, не будет отвергнуто» (Тирмизи, Тахарат, 158).
Во время чтения азана не стоит разговаривать, за исключением тех случаев, когда незаконченным остался очень важный разговор. Нет ничего предосудительного в совершении малого омовения во время чтения азана. Но лучше всего завершать приготовления к намазу до того, как прозвучит азан.
Занимаясь всем этим, или будучи занятыми другими важными делами, следует проявлять необходимое уважение к азану и стараться получить духовное наслаждение при его чтении.