что нельзя делать когда читаешь намаз девушке
Это нужно знать женщинам!
«Любая женщина, которой доволен муж, войдёт в Рай».
При совершении намаза необходимо, чтобы тело женщины было закрыто, кроме лица и кистей рук. Есть тоненькая полоса на изгибе руки, которая отделяет кисть от предплечья, именно до этой полосы руки должны быть закрыты тканью. Одежду надо выбирать непрозрачную, просторную, чтобы она не подчёркивала изгибы тела.
Во время наступления запретных дней (то есть месячных циклов или послеродового очищения) женщине нельзя совершать намаз, соблюдать пост, совершать таваф (хождение вокруг Каабы), заходить в мечеть, дотрагиваться до Корана, читать наизусть суры или аяты Корана, вступать в интимные отношения с мужем. Дозволяется готовить еду, заниматься стиркой и использовать воду или продукты питания, к которым прикоснулись женщины, находящиеся в менструальном или послеродовом цикле («Фатхуль аллям»). Существует мнение известных алимов, что в это время женщине крайне нежелательно готовить еду.
В случае, если у женщин появилась проблема со здоровьем, разрешимая только с помощью специалистов, то ей надо выбирать врачей-женщин. Желательно, чтобы это была мусульманка. Если в этой области женщина-врач не практикует, тогда больную может лечить врач-мужчина-мусульманин, если нет врача-мусульманина, тогда можно обратиться к любому специалисту-мужчине. Но, к сожалению, некоторые женщины-мусульманки безо всякой стеснительности идут на осмотр или лечебный массаж к любому человеку в белом халате. Поэтому следовать сказанной выше последовательности просто необходимо! Кроме того, надо учитывать ещё и то, что постороннему врачу нужно осматривать женщину в присутствии её махрама (близкий родственник на которого по Шариату запрещено жениться) или мужа. А также требуется, чтобы врач был доверенным человеком и открывал из недозволенных частей тела женщины только те, которые необходимы ему, как специалисту для лечения.
Если же у женщины нет никаких проблем со здоровьем, то, очистившись, необходимо совершить полное омовение с намерением «Я намереваюсь совершить полное обязательное купание». При этом, для полной уверенности, женщине желательно, присев, омыть нижнюю часть тела. После совершения полного омовения, становится дозволенным всё, что было запрещено в течение запретных дней. Намазы, пропущенные по этой причине, не возмещаются. Однако, если менструальный цикл начался через несколько минут после времени наступления намаза, тогда после очищения ей необходимо возместить этот намаз.
Также в момент, когда женщина очистится, она должна совершить тот намаз, который застал её в момент очищения. Полное омовение откладывать нельзя, например, на время присутствия гостей, также нет нужды ждать, когда наступит ночь или утро, или закончится какая-то работа. Если женщина очистится за одну минуту до наступления следующего намаза, то, искупавшись, должна будет возместить послеобеденный (аср) и обеденный (зухр) намазы.
Если она очистится за минуту до наступления утреннего намаза, то необходимо возместить вечерний (магриб) и ночной (иша) намазы. Если строго не учитывать такие моменты, то у женщины может набраться большое количество пропущенных намазов.
Во время запретных дней женщине можно читать вирд, зикр, салават, делать дуа, читать исламскую литературу. Периодически можно умываться и желательно во время наступления времени обязательных намазов семьдесят раз читать салават.
Наступление запретных дней в жизни девочки становится символом и признаком совершеннолетия. Именно это время является для неё началом взрослой жизни, когда она несёт полную ответственность за выполнение обязанностей, возложенных на неё Всевышним.
Да ниспошлёт Аллах всем верующим женщинам такой нрав, пред которым легко раскрываются врата Рая! Амин!
§5. Особенности намаза для женщин
Аллах не примет намаза, совершенного женщиной без покрывала.
Для того чтобы женщине можно было совершать намаз, ей надо сделать малое омовение. Оно считается действительным, если соблюдены все необходимые условия ритуального омовения. В эти условия входит также проникновение воды во все указанные части тела, а именно, если на ногтях есть лак или где-то на кожу попали клей, краска, то ни полное, ни малое омовение не будут считаться действительными. Натуральные краски, такие как хна, дозволены и считаются желательными.
Хна полезна для укрепления волос, ногтей. Кто был в хадже, наверняка заметил там людей, чьи ноги и руки полностью окрашены хной. Врачи рекомендуют хну как профилактику и лечение от грибковых заболеваний (так как хна является сунной, мы поговорим о ней более подробно чуть ниже).
При совершении намаза необходимо, чтобы тело женщины было закрыто, кроме лица и кистей рук. Есть тоненькая полоса на изгибе руки, которая отделяет кисть от предплечья, именно до этой полосы наши руки должны быть закрыты тканью. Одежду надо выбрать непрозрачную, просторную, чтобы не подчеркивала изгибы тела.
В отличие от мужчины, женщина в намазе не должна ставить ноги на ширине плеч, поднимать высоко руки при произношении слов: «Аллаху акбар!» При поклонах (сужда) женщине желательно быть более собранной в движениях, нежели мужчине, то есть локти должны быть прижаты к бокам, При совершении намаза необходимо, чтобы тело женщины было закрыто, кроме лица и кистей рук а при совершении земного поклона живот необходимо прижать к бедрам. Если при совершении намаза случайно откроется какая-то часть тела, то нужно быстро спрятать ее под одеждой и продолжить намаз. Под словом «случайность» подразумевается тот факт, что, если вы оделись, как положено, но ваш маленький ребенок, играя, открыл какую-то недозволенную часть вашего тела, и вы одним движением можете поправить ее, или из-за ветра приподнялась ваша накидка и т. п. Очень важно не отвлекаться во время молитвы, а для этого необходимо тщательно подготовиться к ней.
Как и мужчинам женщинам дозволено посещение мечети.
Когда одна из сподвижниц обратилась к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) с вопросом – можно ли ей молиться в той мечети, в которой молится он, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил, что ей лучше молиться в той мечети, которая ближе к ее дому, а предпочтительнее всего молиться в своем доме. Женщины могут участвовать в коллективной молитве, если есть на то разрешение мужа или опекуна, хотя для нее не обязательно совершение пятничной молитвы.
Причина этой необязательности кроется в том, чтобы женщины не собирались там, где собираются мужчины. Если же в мечети есть отдельный вход для женщин, специальное место, отделенное стеной или ширмой, и они надевают соответствующую одежду, то, учитывая сегодняшнюю ситуацию в мире, женщинам можно ходить в мечеть, совершать там намаз и слушать проповедь имама. При этом нельзя забывать, что все-таки для женщины предпочтительнее молитва, совершенная дома. Большое благо для женщины в том, что ей не вменено в обязанность совершение намаза в мечети, поэтому она может выбирать – совершать намаз в мечети или дома. Любые домашние хлопоты, физиология, забота о детях не дала бы ей возможности подобно мужчинам посещать мечеть для совершения каждого намаза. В этом заключена большая мудрость.
У одного из сподвижников Пророка (мир ему и благословение Аллаха) была очень красивая жена, и он очень ревностно относился к тому, что она часто посещает мечеть. Зная о том, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не желает, чтобы женщинам запрещали посещение мечетей, он как-то подкараулил ее за углом одного из попутных домов. Когда женщина проходила мимо, муж хлопнул ее рукой ниже пояса и скрылся. В тот день она вернулась домой огорченная. Когда приблизилось время следующего намаза, муж заметил, что она не собирается выходить. Он спросил ее: «А ты что не собираешься в мечеть, ведь ты всегда ходила на намаз?» Жена ответила ему: «Я ходила, когда люди вели себя как люди, а теперь, когда они стали уподобляться неизвестно чему, я предпочитаю оставаться дома». Таким образом, ревнивый сподвижник решил свою проблему.
Если муж совершает молитву в качестве имама для жены и детей, они все получат 27-кратное вознаграждение за коллективный намаз. Коллективная молитва указывает на равенство всех мусульман, увеличивает иман и предохраняет от греха. Те желательные действия, которые мы можем упустить в одиночной молитве, обычно не упускаются в коллективном намазе, например, чтение всех молитв после намаза (азкаров), совершение желательных намазов до и после. Совершение намаза коллективно является желательным действием, которое, по мазхабу имама Шафии, дозволено и для женщин. То есть женщина может быть имамом в коллективной молитве женщин, например, в месяц Рамазан при совершении таравих-намазов. Имамом, как и среди мужчин, выбирается женщина наиболее богобоязненная, умеющая правильно читать Коран. Однако необходимо помнить, что мужчина не может совершать намаз за женщиной-имамом. Женщине желательно читать икамат (второй призыв к намазу). В самом порядке совершения коллективного намаза нет отличий между мужчинами и женщинами.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) молился ночью и днем так много, что его ноги отекали. В таких случаях Айша (да будет доволен ею Аллах) его спрашивала: «Почему ты так много молишься, ведь тебе прощены все грехи?» На что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) отвечал: «Разве я могу быть неблагодарным рабом?» Однажды мать правоверных Зайнаб (да будет доволен ею Аллах) совершала дополнительные молитвы, она натянула веревку между двумя шестами, чувствуя слабость в теле. В это время вошел Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Увидев веревку, он спросил: «Зачем это?» Ему объяснили, что Зайнаб (да будет доволен ею Аллах) привязала ее для того, чтобы, почувствовав слабость, держаться за эту веревку. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) велел все убрать и сказал: «Молиться надо энергично, если же вы чувствуете слабость, надо садиться». Есть еще такой случай: Пророку (мир ему и благословение Аллаха) передали, что женщина из племени бану Асад молилась всю ночь, он сказал: «Беритесь за такое дело, которое можете выполнить. Клянусь Аллахом, Ему не надоест до тех пор, пока вам не наскучит».
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Ответы на женские вопросы
1. Если женщина очистилась от хайза, примерно, когда оставалось 10 минут до ночного намаза, но не смогла искупаться до 12 часов ночи. Должна ли она возмещать ночной намаз?
2. До сих пор я не обращала внимание на очищение и купалась, когда хотела (даже спустя 3-4 дня). Должна ли я возмещать эти намазы?
3. Мне уже под 60 лет, но у меня ещё не прекратились менструации. Бывает такое?
— Обычно менструации прекращаются в 55-60 лет, но Ибну Хаджар сказал: «Им нет конца, это может продолжаться, пока женщина жива».
4. В прошлом году на Хадже мне сделали укол, чтобы прекратить менструацию, потому что паломники, которые были со мной, не хотели ждать меня 5-6 дней в Мекке.
5. Говорят, в дни менструации нельзя носить талисманы?
— Талисманы, которые носят для бараката, в такие дни можно носить и можно до них дотрагиваться, если конечно он, то есть талисман, тщательно закрыт, к примеру, семью слоями скотча или другими способами.
6. Можно ли Женщинам во время менструального цикла или послеродового периода произносить «Бисмилляхи ррахмани ррахим»?
Женщинам во время менструального цикла или послеродового периода запрещается:
1. Выполнение молитвы (намаза), а также земного поклона при чтении определенных аятов (саджда ат-тилява).
2. Соблюдение поста.
3. Обхождение Каабы (таваф) во время совершения хаджа (паломничества).
4. Прикосновение к Священному Корану (изданию на арабском языке).
5. Чтение Священного Корана. К запрету не относятся случаи, когда коранические аяты используются в качестве мольбы (ду‘а), восхваления и поминания Господа (зикр), в начале какого-то дела, в процессе обучения, в непроизвольном чтении Священного Корана.
6. Запрещается посещение мечети.
7. Я слышала, что учительнице Корана можно обучать учащихся, даже во время менструации.
— Это не дозволено учительнице. Но ей можно обучать их алфавиту и чтению арабских слов, не относящиеся к Корану. По слову имама Малика, это разрешено, но все другие 3 имама основных мазхабов говорят, что это запретно.
8. Когда ещё не прошло время обеденного намаза, но намаз не был совершён, наступил цикл. Надо ли возмещать этот намаз?
— Когда наступило время любого намаза, для совершения омовения и намаза (только фарзы) хватает 4-5 минут. Если прошло столько времени или больше после наступления времени намаза, женщина обязана возмещать этот намаз.
9. Меня никто не учил, как быть с намазом во время менструации, и оказалось, что я пропустила много намазов?
Родители должны обучать девочек всем фарзам. Если отец или муж не объясняют это, женщины должны идти к знающему, и никакого стыда при разъяснении и уточнении этих важных практических вопросов не должно быть.
10. У меня выделения бывают только три дня. Соседка говорит, что у неё они длятся 13-14 дней. Может быть такое?
11. После рождения ребёнка у меня никаких выделений не было. Когда можно мне искупаться?
— Послеродовые выделения (нифас) могут быть: мгновенными (то есть разовыми), а могут продолжаться 40 дней и 60 дней.
12. У меня по болезни всегда идёт кровь. Что мне делать с намазами: значит, я их в такое время не совершаю?
— Для такой женщины – в этом случае такое же решение как для тех, у кого недержание мочи. Женщина в этих случаях не оставляет намаз. Но для этого, прежде всего, она очищает место выделения крови. Затем ставит внутрь ватный тампон, после чего ставит чистую прокладку и одевает чистое белье.
А в месяц Рамазан не разрешается ставить тампон, так как это нарушает пост.
После этой процедуры, женщина быстро делает омовение и сразу приступает к намазу.
Откладывать совершение намаза можно только по таким причинам:
— ждать пока начнется коллективная молитва;
— отправление в мечеть;
— ответ муэдзину, то есть, причины, касающиеся намаза.
Если до совершения намаза выявится кровь наружу после всех процедур – это не её вина и это не мешает намазу.
Таким образом, совершают один фарз намаз и сколько хочешь – суннат-намазы.
13. Я слышала, что выделяемая кровь бывает слабая и сильная. Бывает ли такое?
14. Если иногда бывают кровянистые выделения между обычными менструациями, можно ли в это время совершать намаз?
— Если время очищения не превышает 15 дней, и если вы точно знаете время цикла, то эти выделения – истихазат (болезнь). В таком случае для каждого намаза делают омовение (малое) во время наступления времени намаза, ставят новую прокладку и совершают намаз.
15. Можно ли делать вирд в состоянии хайза?
— В состоянии хайза вирд делать можно, но нельзя читать суру «аль-Фатиха» и другие суры Корана. А так же рабита следует делать, представляя устаза чуть дальше от себя, чем в обычные дни. Всё остальное в вирдах тариката необходимо соблюдать, как всегда. Так пишет досточтимый шейх шазилийского и накшбандийского тарикатов Саид-афанди в книге «Сокровищница благодатных знаний».
15. Я узнала о наступлении менструации, когда читали вечерний азан. Возместить ли мне этот пост?
16. Какое наказание меня ждёт за то, что я сделала всё, что запрещено при менструации, пока не знала всех правил?
— Нужно раскаяться, совершить тавбу (покаяние) и стараться в будущем не возвращаться к этой ошибке.
17. Я не выждала срок идда после развода. Пришла жить к другому мужчине, но без половых отношений до окончания срока. Совершила ли я грех? Считается ли такой брак действительным?
— Однозначно, Вы совершили грех, так как, если жена получает развод от мужа, то, в зависимости от состояния женщины, продолжительность срока идды после развода различается, и только по его истечению женщина считается окончательно разведённой. Этими сроками являются:
А) три межменструальных цикла очищения, если у женщины бывают менструации;
Б) три лунных месяца, если она не имеет менструаций;
В) Если женщина беременна, то она должна выждать время до рождения ребёнка.
Брак же, заключённый до завершения вышеперечисленного срока, считается недействительным. Поэтому, если Вы ещё продолжаете проживать с ним, следует, не откладывая, обновить бракосочетание.
18. Купание после полового акта ночью обязательно, либо его можно отложить на утро?
19. Подскажите пожалуйста: ложится ли омовение на сурьму?
20. Я недавно родила второго ребёнка, а через неделю после родов узнала, что у мужа есть другая женщина. Я очень люблю мужа, хоть он и постоянно изменяет. Мне очень трудно, он мне развода не даёт, говорит, что любит. Сегодня под утро во сне видела змею, она ползала за мной, мы её как-то положили в ведро с водой и начали давить шваброй вместе с какой-то девушкой, и я проснулась от этого. Змея выползла через рот и я почувствовала это, мне стало ещё страшнее. К чему бы всё это?
21. Если, по нашим дагестанским обычаям, девушка засватана за мусульманина, насколько грешно иметь с ним близкие отношения?
22. У меня махар с парнем. Мы муж и жена, но мы не живём вместе, у нас нет детей. Я живу с родителями. Он меня никак не обеспечивает, нет никаких обязанностей, наложенных на него, как мужа, для меня. И я бы хотела знать: является ли такой брак действительным?
Данный материал подготовлен женским отделом исламского просвещения ДУМД
Особенности религиозной практики женщины
Молитва женщины в мечети
Согласно хадисам, наилучшим местом молитвы для женщины, хозяйки семейного очага, является ее дом, а не мечеть, в отличие от мужчин. В тех или иных регионах встречаются обычаи, традиции («адабы», «адаты»), когда женщины не посещают мечети, и в этом есть определенный смысл, польза. Но (!) канонически женщина может молиться в мечети. К тому же сегодня, учитывая недостаточную религиозную грамотность верующих и большую потребность в духовной пище, посещение женщинами мечетей желательно, ибо коллективные молитвы, прослушивание пятничных проповедей, разъяснений имама по различным вопросам, царящая в мечети атмосфера духовности и единения оказывают положительное воздействие на моральное состояние и духовный настрой человека, способствуют получению новых знаний и положительных впечатлений. А вот одиночество и ежедневные бытовые проблемы ослабляют духовную резистентность[1], усиливая депрессионное воздействие на человека, порой приводя к небрежности в соблюдении религиозных канонов, предписанных Господом. Например, велика вероятность того, что двадцати (или восьми) ракяатам молитвы «Таравих» в домашних условиях уделить должное внимание и проявить необходимое терпение будет сложно. Что касается возможного запрета на посещение мечети со стороны супруга, то ученые-богословы утверждают, что такая безапелляционность со стороны мужа не соответствует духу веры. Исключением могут быть ситуации, когда присутствие в доме супруги крайне важно (болезнь мужа и необходимость постоянного ухода за ним, наличие маленьких детей, отсутствие возможности оставить их с кем-либо и т.п.). Заключительный посланник Господа Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует), предвидя условия жизни мусульман во все последующие века, говорил:
– «Не запрещайте женщинам посещать дома Господни [мечети]»[2];
– «Не запрещайте женщинам отправляться в мечети, но их дома – это лучшее для них»[3];
– «Если супруга [кого-либо из вас] захочет отправиться в мечеть, то не запрещайте ей»[4];
– «Не запрещайте женщинам посещать дома Господни [мечети]! Но пусть выходят они, не используя благовоний [то есть не привлекая излишнего внимания]»[5];
Супруга Ибн Мас‘уда говорила: «Если кто-либо из вас, женщин, отправляется в мечеть, то пусть не пользуется духами, благовониями»[6]. Важно помнить, что Божественная религия призвана не усложнять жизнь человека, а облегчать и всесторонне обогащать ее.
Ритуальная практика женщины и физиология
Женщинам во время менструального цикла или послеродового периода запрещается:
1. Выполнение молитвы (намаза), а также земного поклона при чтении определенных аятов (саджда ат-тилява). Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Если начались у женщины месячные, то она с этого момента не молится и не постится»[7].
2. Соблюдение поста.
3. Обхождение Каабы (таваф) во время совершения хаджа (паломничества). Пророк сказал: «Обхождение Каабы (таваф) – это молитва (намаз, салят). Однако Аллах разрешил разговаривать во время него. Если будете говорить, то говорите только благое»[8]; «Обхождение Каабы (таваф) – это молитва. Поэтому [во время обхода] меньше говорите»[9]. В хадисах явно указывается на то, что обхождение Каабы подобно молитве (намазу), следовательно, предполагает необходимость ритуальной чистоты. Но нужно знать, что во время регул женщина может совершать все действия хаджа, за исключением обхождения Каабы (таваф), которое она совершит по завершении менструального кровотечения и после очищения[10]. Подобного рода ситуация была с ‘Аишей, супругой Пророка. Она расстроилась, предположив, что из-за регул, начавшихся у нее, не сможет совершить паломничество (по причине нарушения ритуальной чистоты). Но посланник Всевышнего разъяснил ей неверность такого вывода и сказал: «Совершай все действия, которые совершают паломники (в обычном порядке выполняй все положения паломничества), кроме тавафа (ритуального обхода вокруг Каабы). Таваф ты совершишь после того, как очистишься (по завершении менструального кровотечения и после совершения полного омовения, необходимого для приобретения ритуальной чистоты)»[11].
4. Прикосновение к Священному Корану (изданию на арабском языке). О запрете на прикосновение к Писанию для тех, кто не имеет ритуальной чистоты, в аяте сказано так: «Не дотрагиваются до него, кроме как наичистейшие» (см. Св. Коран, 56:79). 5. Чтение Священного Корана. К запрету не относятся случаи, когда коранические аяты используются в качестве мольбы (ду‘а), восхваления и поминания Господа (зикр), в начале какого-то дела, в процессе обучения, в непроизвольном чтении Священного Корана[12]. 6. Запрещается посещение мечети. Однако при использовании женщинами современных форм гигиены (прокладки, например) им разрешается посещение мечетей в критические дни, если на то есть необходимость[13].
Хайд и истихада
Также важно различать понятия «хайд» и «истихада». Хайд – менструация[14], регулы[15]. Это естественное явление, которое происходит в здоровом женском организме регулярно, ежемесячно. Оно не связано с каким-либо заболеванием, с беременностью или послеродовым периодом[16]. Истихада – кровотечение[17] у женщин, которое выходит за рамки обычных менструальных циклов, а также не имеет отношения к послеродовому периоду[18]. В обоих этих случаях у женщины нарушается состояние ритуальной чистоты, наличие которого необходимо, например, для совершения очередной обязательной молитвы. С практической точки зрения в мусульманском богословии обозначаются некоторые границы, отделяющие хайд от истихады.
Хайд (то есть обычные регулы) имеет следующие отличия. Во-первых, между двумя менструальными циклами должно быть не менее пятнадцати дней чистого периода[19]. Во-вторых, для обычных регул был обозначен минимальный период: по мнению богословов-ханафитов – трое суток, по мнению богословов-шафиитов – одни сутки. В-третьих, у хайда имеется максимальный срок – десять суток (по версии богословов-ханафитов) или пятнадцать суток (по мнению ученых-шафиитов). То, что не входит в упомянутые рамки, является уже не хайдом, а истихадой. Например – кровотечение, которое длилось несколько часов, а потом полностью прекратилось, или внеочередное кровотечение, начавшееся менее чем через пятнадцать суток.
Если кровянистые выделения продолжаются более десяти суток (более пятнадцати), то с начала одиннадцатых (шестнадцатых) суток – это также истихада[20]. Замечу, что, оговаривая минимальные и максимальные сроки, ученые очерчивали приблизительные границы отличия хайда от истихады. Они являются именно приблизительными, так как не имеют прямого и однозначного упоминания в Сунне Пророка. Выводились они в значительной степени на основе статистических данных[21]. Каждая религиозно-практикующая женщина с учетом вышеизложенного и цикличности менструальных периодов самостоятельно определяет для себя рамки хайда и истихады.
В чем реальная польза для женщины уметь отличать хайд от истихады?
Именно в период хайда женщина не совершает обязательные молитвы-намазы и не восполняет их в последующем. То есть в менструальный период с женщины (девушки) полностью снимается обязанность выполнения ежедневных пятикратных молитв. Что касается обязательного поста в месяц Рамадан, то во время месячных (хайд) женщине (девушке) запрещается его соблюдать. В последующем она восполняет его один к одному. В случаях истихады, с учетом упомянутых условий, аспекты выполнения религиозной практики такой женщиной подобны действиям оправдываемого человека (ма‘зур)[22]. В конце темы полезно привести хадис со слов ‘Аиши: «Однажды ко мне зашла моя племянница. Увидев ее, Пророк отвернулся. Я сказала: «Это моя племянница!» Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) ответил: «Если девушка достигает совершеннолетия и у нее появляется менструация, ей недопустимо выставлять напоказ какие-либо части тела, кроме лица и вот этого (тут он охватил кистью свою вторую руку так, что между хватом и запястьем осталось расстояние одного хвата)»[23].
Миф о менструации
Мы живем в новом, постиндустриальном веке точных наук, высоких технологий и повсеместной образованности, мы величаемся мусульманами, то есть определенным социумом людей с огромным историческим и культурно-духовным наследием, но в нас по-прежнему коренятся стереотипы и сильны путы догматизма. Одним из примеров подобного является мифический запрет на приготовление пищи женщиной в период регул. Непонятно, откуда появилась эта традиция в некоторых мусульманских регионах?! Никаких канонических аргументов в пользу этого нет. Наоборот, имеются хадисы, явно говорящие, что женщина во время месячных никак не становится чем-то «нечистым». Например, в своде хадисов имама аль-Бухари приводятся слова ‘Аиши, супруги пророка Мухаммада: «Я причесывала посланника Божьего в период месячных»[24]. Там же есть слова сподвижника Пророка, ‘Урвы ибн Зубейра, у которого спросили: «Может ли женщина заниматься домашним хозяйством, ухаживать [готовить, стирать, убирать] за мужем в период месячных? Можно ли прикасаться к женщине, когда у нее месячные?» Он ответил: «Все это естественно! Ничего плохого в этом нет [то есть такова природа женского организма, а выдумывать ограничения для представительниц слабого пола из-за этого физиологического процесса – абсолютное невежество]. Супруга пророка Мухаммада ‘Аиша говорила мне, что [как и обычно] причесывала Пророка, когда у нее были критические дни»[25]. Также ‘Аиша передала, что «посланник Всевышнего облокачивался о ее колени (подол) и читал Коран, тогда как в это время у нее были месячные»[26]. Еще с давних пор мусульманские богословы на основе упомянутых хадисов однозначно говорили о том, что физическая чистота женщины никак не нарушается в период месячных[27]. Придерживаясь обычных норм гигиены, женщина в полной мере может заниматься домашними и иными делами. Менструальное кровотечение влияет только на наличие ритуальной чистоты, необходимой для совершения, например, очередной обязательной молитвы. Поэтому во время менструальных циклов женщины освобождены от выполнения молитв-намазов и соблюдения поста. Предположения о появлении такого восприятия женской физиологии (что женщине якобы нельзя готовить в период месячных) различны. Во-первых, возможно, что это было формой невежественного проявления набожности и излишней осторожности в соблюдении ритуальной чистоты. Во-вторых, что очень даже вероятно, – это результат влияния библейской ветхозаветной традиции. Ведь мусульмане жили бок о бок с христианами и иудеями на протяжении многих веков. В Библии сказано: «Если женщина имеет истечение крови, текущей из тела ее, то она должна сидеть семь дней во время очищения своего, и всякий, кто прикоснется к ней, нечист будет до вечера; И все, на чем она ляжет в продолжение очищения своего, нечисто; и все, на чем сядет, нечисто…» (Лев., 15:19–25, 28). Данное библейское положение не получило подтверждения в Наследии заключительного Божьего посланника и не возымело продолжения в мусульманской культуре или богословии. Кстати, у арабов также местами встречается такой ничем не обоснованный и усложняющий жизнь обычай. На что, например, арабский богослов Рамадан аль-Буты отвечает: «Этот домысел-ошибка (что женщина якобы нечиста во время месячных) никак не связан с религиозными канонами»[28].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Резистентный – обладающий хорошей сопротивляемостью, устойчивостью к чему-либо.
[2] Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. Муслима и Ахмада. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 583, хадис № 9869, «сахих».
[3] Св. х. Ахмада и Ибн Маджа. См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 3. С. 138, хадис № 1036.
[4] Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. аль-Бухари, Муслима, ан-Насаи и Ахмада. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 32, хадис № 423, «сахих».
[5] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада и Абу Дауда. См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 3. С. 138, хадис № 1037.
[6] Св. х. Муслима. См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 3. С. 138.
[7] См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 2. С. 534, хадис № 304.
[8] Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. ат-Табарани, Абу На‘има, аль-Хакима и аль-Байхакы. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 330, хадис № 5346, «хасан».
[9] Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. ат-Табарани и др. См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 330, хадис № 5347, «хасан».
[10] См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 2. С. 536, 537, хадис № 305.
[11] См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 2. С. 536, 537, хадис № 305.
[12] См. также главу данной книги «О ритуальной чистоте».
[13] См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 1. С. 386.
[14] Менструация [лат. menstruus – ежемесячный] – ежемесячное маточное кровотечение у женщины детородного возраста или девушки, достигшей половой зрелости. См.: Большой толковый словарь русского языка. СПб.: Норинт, 2000. С. 533. Менструация наступает обычно через каждые 21–30 суток и продолжается 3–6 суток, в течение которых теряется от 50 до 150 мл крови. Менструация отсутствует во время беременности и кормления ребенка, а также при различных заболеваниях. См.: Новейший словарь иностранных слов и выражений. М.–Минск: Аст-Харвест, 2002. С. 516.
[15] Регулы [лат. regula – правило] – менструация. См.: Большой толковый словарь русского языка. С. 1111.
[16] Му‘джаму люгати аль-фукаха’ [Словарь богословских терминов]. Бейрут: ан-Нафаис, 1988. С. 189.
[17] Обильные и длительные выделения (меноррагия – усиление и удлинение менструальных кровотечений – признак ряда заболеваний матки), а также маточное кровотечение, не связанное с менструальным циклом, являются симптомами ряда гинекологических заболеваний. См.: Энциклопедия народной медицины. М.: Анс, 1996. Т. 3. С.71.
[18] Му‘джаму люгати аль-фукаха’. С. 59.
[19] Максимальное число дней чистого периода не ограничено. См.: Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар [Выбор для объяснения избранного]. В 2 т., 4 ч. Каир: аль-Фикр аль-‘араби, [б. г.]. Т. 1. Ч. 1. С. 29; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж [Обогащающий нуждающегося]. В 6 т. Египет: аль-Мактаба ат-тавфикыйя, [б. г.]. Т. 1. С. 227.
[20] Подробнее см.: Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар. Т. 1. Ч. 1. С. 26-30; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 1. С. 225–230; Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. В 8 т. Бейрут: аль-Фикр, 1966. Т. 1. С. 282–287.
[21] См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 8 т. Дамаск: аль-Фикр, 1990. Т. 1. С. 459–461.
[22] Подробнее об этом см. в материале данной книги «Молитва оправдываемого».
[23] См., например: Аль-Куртуби М. Аль-джами‘ ли ахкямиль-кур’ан [Сборник положений Корана]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1988. Т. 12. С. 152.
[24] См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 2. С. 528, хадис № 295; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари [Опора чтеца. Комментарий к своду хадисов аль-Бухари]: В 20 т. Египет: Мустафа аль-Баби, 1972. Т. 3. С. 156.
[25] См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 2. С. 528, хадис № 296; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 3. С. 157.
[26] См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 2. С. 529, хадис № 297; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 3. С. 161.
[27] См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 2. С. 528-530; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 3. С. 158.
[28] См.: Аль-Буты Р. Ма‘а ан-нас. Машурат ва фатава [С людьми. Советы и фетвы]. Дамаск: аль-Фикр, 1999. С. 24, 25.