что нельзя делать евреям в пост
Что такое пост?
Здравствуйте, уважаемый раввин. У меня такой вопрос: что такое пост, и как его исполнять? Благодарю Б-га за эту возможность узнать об интересующих вопросах. А.
Отвечает рав Берл Набутовский
Пост в иудаизме — это воздержание от еды и питья. С точки зрения Торы, нет почти никакого различия между едой и питьём, поэтому везде, где речь идёт о посте, имеется в виду запрет любой пищи и любого питья, включая даже простую воду.
Для человека, которому трудно переносить пост, существует несколько разрешенных еврейским законом способов облегчить страдания. Тот, кому по состоянию здоровья поститься нельзя, не должен поститься. Беременные и кормящие женщины также во многих случаях не обязаны поститься. Если этот вопрос станет для Вас актуальным, обратитесь к авторитетному раввину, чтобы узнать, как лучше поступить в Вашем конкретном случае.
В Торе упоминается только один пост — Йом-Кипур. Этот пост проводится 10-го числа месяца Тишрей (в этом году — 8 Октября) и длится сутки. Начинается с заходом солнца 7 Октября и продолжается до выхода звёзд 8 Октября.
Еврейская традиция, превратившаяся в закон, предписывает поститься также в некоторые другие дни, но большинство постов (кроме одного — поста Тиша бэ-Ав) продолжаются только в течение дня — с первых признаков наступающего рассвета до выхода звёзд. Эти посты установлены в память различных трагических событий еврейской истории и упоминаются уже в книгах Пророков. Другими словами, этой традиции более двух с половиной тысяч лет.
Возможно также добровольное принятие поста человеком или общиной. Можно принять на себя пост в надежде искупить грехи или отвести грозящую катастрофу, раскаяться. Есть также люди, которые постятся, чтобы «отменить» сон, возвещающий бедствие. Община может принять на себя пост в случае засухи и т.п.
В наше время в большинстве случаев не принято принимать на себя посты. Это связано с тем, что большинство людей сегодня слишком слабо, чтобы эффективно действовать на голодный желудок. Если пост мешает учить Тору и выполнять заповеди, скорее всего, вообще не стоит поститься. Конечно, это не относится к традиционным постам.
Законы постов подробно описываются в книге Мишна Брура гл. 549, 550 и 562—580.
Советую также посмотреть следующие материалы на нашем сайте:
Расскажите о больших и малых постах.
Шалом, уважаемый рав! Не могли бы Вы рассказать о больших и малых постах в иудаизме? Заранее большое спасибо. И.
Отвечает рав Овадья Климовский
Тора заповедала нам только один пост — Йом Кипур, как сказано: «И да будет это для вас постановлением вечным: в седьмой месяц, в десятый день месяца изнуряйте (постом) души ваши и никакой работы не делайте…» (Ваикра 16:29). Когда евреи сделали золотого тельца, Моше-рабейну отправился на гору Синай во второй раз, чтобы вымолить у Всевышнего прощение. Получив его после 40 дней молитв, Моше спустился к евреям, однако прощение было неполным — Моше знал, что Б-г все еще гневается на Свой народ. Поэтому он немедленно поднялся вновь — еще на 40 дней. Это было в первый день месяца Элуль, а вернулся Моше, неся вторые скрижали, в Йом Кипур. С тех пор этот день зафиксирован в Торе как день Искупления — день поста, молитв и раскаяния, хотя раскаянию посвящен весь период, начиная с новомесячья Элуля. Йом Кипур — не просто пост, но и великий праздник, приравненный к субботе.
Остальные посты в иудаизме были введены мудрецами в связи с различными печальными событиями, которыми столь богата наша история. Самый значимый из них — пост 9 Ава, который, прежде всего, связывают с разрушением Первого и Второго Храмов — оба были разрушены в этот день. Но помимо этого день 9 Ава был ознаменован многочисленными трагедиями национального масштаба, о чем можно прочесть в трактате Таанит и в книгах по еврейской истории. Одним из самых тяжелых событий стало разрушение Бейтара — последнего оплота руководителя антиримского восстания Бен-Козивы (известного в наше время как Бар-Кохва), которого все считали Машиахом.
Событие, наложившее такую печать на этот день, произошло еще во время скитаний еврейского народа по пустыне — собственно, именно из-за этого события переход из Египта в Землю Израиля превратился в многолетние скитания. Дело в том, что некоторые люди не хотели входить в неизвестную землю, не проверив сначала, куда они идут. Ведь в пустыне они были обеспечены всем необходимым и находились в безопасности. Поэтому они настояли на том, чтобы отправить в Землю Кнаан разведчиков. Те, в большинстве своем, по возвращении заявили, что земля, конечно, хорошая, но… нет никакой возможности ее завоевать. Да и смертность там очень высока, добавили они, чем повергли народ в совершенное уныние, и никакие увещевания Калева и Йеошуа — двух разведчиков, которые не забыли, Кто собирается их ввести в Землю Кнаан, не помогли. Сыны Израиля сели и стали плакать: зачем мы ушли из Египта… Такое недоверие к Творцу не могло не остаться безнаказанным, и Б-г объявил: «Сегодня плакали вы напрасно, но в будущем установлю Я этот день вам днем плача на (многие) поколения».
9 Ава постятся в течение суток, как в Йом Кипур. Кроме того, мудрецы вменили нам в обязанность вести себя в этот день подобно тем, кто только что потерял близких родственников, ни про кого не будь сказано. Не надевают кожаную обувь, не умываются, не здороваются с людьми и сидят не на высоких стульях, а только на полу или низеньких скамеечках (это правило действует только до полудня). Даже тфиллин и талит надевают не с утра, а только на Минху. При этом, как ни странно это может показаться, мы не читаем в этот день Таханун (особая, наиболее прочувствованная мольба о прощении, которую читают после повторения Амиды), так как день 9 Ава назван моэд — «назначенный день». Обычно это слово используется для обозначения праздников. Мы ждем того времени, когда 9 Ава станет по-настоящему праздничным днем, как это и было задумано изначально.
Еще мудрецы ввели несколько «малых» постов — с утра до вечера:
3 Тишри — в память об убитом Гедалье, наместнике Иудеи, со смертью которого остатки еврейской жизни в Иудее были уничтожены Вавилоном.
10 Тевета — в этот день Иерусалим был осажден врагами, длительная осада завершилась полным разрушением — в день 9 ава.
13 Адара — несколько необычный пост, так как мы вспоминаем не об очередной трагедии, а о чуде Пурима. Перед тем, как дать отпор ненавистникам, евреи по приказу Эстер постились, и сама она постилась перед тем, как идти к царю и просить за еврейский народ.
17 Таммуза — в этот день, как и 9 Ава, произошли 5 печальных событий, самыми известными из которых являются два: создание народом золотого тельца в пустыне и разрушение стен Иерусалима за три недели до сожжения Храма.
Существуют еще некоторые посты, рекомендованные мудрецами, как, например, канун Песаха — пост первенцев, или канун Рош а-Шана, но они были введены позднее упомянутых и не так общеприняты. Кроме того, в случае засухи, войны и прочих бедствий мудрецы объявляли пост, а отдельные праведники постились очень часто — в свое время посты по разным причинам были более распространенным явлением, чем сегодня.
Еврейские посты. Законы и обычаи
Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:
Оглавление
Общие законы постов [↑]
Посты в еврейском календаре [↑]
Мудрецы установили следующие даты как общие для всего еврейского народа посты:
3-е тишрея (пост Гедальи), 10-е тевета (Асара бетевет), 17-е тамуза (Шваэсре бетамуз), 9 ава (Тиша беав)
В эти дни наш народ постигли трагические события, отнявшие от нас огромные духовные ценности.
13-е адара — день «Таанит Эстер» («пост Эстер»).
13-го адара в дни Мордехая и Эстер над еврейским народом нависла угроза полного уничтожения. Весь народ постился и молился Б-гу о спасении, и враги евреев были преданы им в руки.
Цом Гедалья
«Цом Гедалья» (пост Гедальи) приходится на 3-е тишрея, и если это суббота, то он переносится на 4-е тишрея.
В этот день был убит Гедалья бен Ахикам, которого царь Вавилона назначил правителем над евреями, оставшимися в Эрец Исраэль после разрушения Первого Храма. Его убийство повлекло за собой окончательное изгнание евреев из Израиля и гибель многих тысяч из них. Подробнее об истории поста Гедальи
Законы поста [↑]
Если пост — «таанит цибур» — выпадает на субботу, то его переносят на воскресенье, за исключением «Таанит Эстер», который переносится в таком случае на четверг, предшествующий субботе, а также поста Йом Кипур, который вообще не переносится на другой день.
В книге пророка Йона сказано о раскаянии жителей города Нинвей (Йона, 3:20): «И увидел Б-г их дела». ХАЗАЛ говорят об этом (в Гемаре «Таанит»): «Не сказано, что увидел их пост и траур, но увидел Б-г их дела». Дни поста предназначены для раскаяния, раздумий о своём духовном состоянии и необходимости исправить свои деяния. Мысль о разрушении, изгнаниях и несчастьях, постигших наших отцов в прошлом, должна вернуть нас к путям Всевышнего. Тшува останавливает бедствие..
Запрет есть и пить [↑]
В дни общественных постов запрещено есть и пить. Тот, кто ел или пил по ошибке или умышлению, обязан продолжить поститься. Нельзя также споласкивать рот и чистить зубы.
Все посты (кроме Тиша Беав) начинаются с самым началом рассвета и продолжаются до появления звёзд; в ночь перед этим можно есть и пить, однако тому, кто спал ночью и проснулся до рассвета, можно будет есть ночью только в том случае, если он мысленно обусловил это заранее.
В дни таанит цибур (кроме Тиша Беав и Йом Кипур) разрешается пить и есть беременным или кормящим женщинам и больным.
Даже те, кому разрешено есть в таанит цибур (дети или взрослые по указанным выше причинам), не должны наслаждаться изысканными блюдами или напитками, а есть и пить только необходимое для поддержания организма и пребывать в скорби вместе со всеми евреями.
Молитва и пост [↑]
Утром после молитвы читают «слихот». В «Цом Гедалья» произносят слихот до молитвы, как и во все остальные «десять дней тшувы».
В «слихот», текст которых приводится в сидурах и в специальных молитвенниках, мы молимся и просим Б-га, чтобы Он простил наши грехи и избавил нас от всех наших несчастий. Произносят также молитву «אבינו מלכנו», приводимую в сидуре после Шмоне Эсре.
Читают Тору «ויחל משה» (Шмот, 32). В этом отрывке говорится о раскаянии и 13 качествах милосердия Б-га
К Торе вызывают только тех, кто постится.
В минху снова читают отрывок «ויחל משה», а затем читают афтару «דרשו ד» בהמצאו קראוהו בהיותו קרוב». В афтаре также говорится о тшуве.
В благословении «שמע קולנו» в Шмоне Эсре те из молящихся, кто постится, добавляют молитву «עננו», как приведено в сидуре. Евреи восточных общин говорят «עננו» также и в Шмоне Эсре утренней молитвы.
В минху и таанит цибур те из коаним, которые постятся, благословляют молящихся, если молятся незадолго до захода солнца («минха ктана»). По мнению Хазон Иш, это благословение произносят также, если читают молитву «минха гдола» (начиная с истечения получаса после полудня).
В диаспоре, где коаним произносят благословение лишь в праздничной молитве мусаф, шлиах цибур говорит в минхе поста «אלקינו ואלקי אבותינו ברכנו וכו».
После Шмоне Эсре все молящиеся читают молитву «אבינו מלכנו». В шахарит и в минху, при повторении молитвы, шлиах цибур произносит молитву «עננו» между благословениями «גואל ישראל» и «רפאנו».
Существует мнение, что шлиах цибур говорит «עננו» в указанном выше месте и молящиеся читают в Торе «ויחל משה», только если присутствуют десять постящихся. Если их меньше, то «עננו» говорят в благословении «שומע תפילה», как в частной молитве Шмоне Эсре, а вышеуказанный отрывок из Торы не читают. По другому мнению, шлиах цибур говорит «עננו» между благословениями «גואל ישראל» и «רפאנו» и читают в Торе «ויחל משה», даже если есть лишь семь постящихся в миньяне. В понедельник и четверг читают в Торе даже, когда есть только шесть постящихся. Если же нет и шести, то читают недельную главу, как обычно.
Еврейские Посты
Мудрецы установили следующие даты как общие для всего еврейского народа посты:
3-е тишрея (пост Гедальи), 10-е тевета (Асара бетевет), 17-е тамуза (Шваэсре бетамуз), 9 ава (Тиша беав)
В эти дни наш народ постигли трагические события, отнявшие от нас огромные духовные ценности.
13-е адара — день «Таанит Эстер» («пост Эстер»).
13-го адара в дни Мордехая и Эстер над еврейским народом нависла угроза полного уничтожения. Весь народ постился и молился Б-гу о спасении, и враги евреев были преданы им в руки.
«Цом Гедалья» (пост Гедальи) приходится на 3-е тишрея, и если это суббота, то он переносится на 4-е тишрея.
В этот день был убит Гедалья бен Ахикам, которого царь Вавилона назначил правителем над евреями, оставшимися в Эрец Исраэль после разрушения Первого Храма. Его убийство повлекло за собой окончательное изгнание евреев из Израиля и гибель многих тысяч из них. Подробнее об истории поста Гедальи
Если пост — «таанит цибур» — выпадает на субботу, то его переносят на воскресенье, за исключением «Таанит Эстер», который переносится в таком случае на четверг, предшествующий субботе, а также поста Йом Кипур, который вообще не переносится на другой день.
В книге пророка Йона сказано о раскаянии жителей города Нинвей (Йона, 3:20): «И увидел Б-г их дела». ХАЗАЛ говорят об этом (в Гемаре «Таанит»): «Не сказано, что увидел их пост и траур, но увидел Б-г их дела». Дни поста предназначены для раскаяния, раздумий о своём духовном состоянии и необходимости исправить свои деяния. Мысль о разрушении, изгнаниях и несчастьях, постигших наших отцов в прошлом, должна вернуть нас к путям Всевышнего. Тшува останавливает бедствие..
Запрет есть и пить
В дни общественных постов запрещено есть и пить. Тот, кто ел или пил по ошибке или умышлению, обязан продолжить поститься. Нельзя также споласкивать рот и чистить зубы.
Все посты (кроме Тиша Беав) начинаются с самым началом рассвета и продолжаются до появления звёзд; в ночь перед этим можно есть и пить, однако тому, кто спал ночью и проснулся до рассвета, можно будет есть ночью только в том случае, если он мысленно обусловил это заранее.
В дни таанит цибур (кроме Тиша Беав и Йом Кипур) разрешается пить и есть беременным или кормящим женщинам и больным.
Даже те, кому разрешено есть в таанит цибур (дети или взрослые по указанным выше причинам), не должны наслаждаться изысканными блюдами или напитками, а есть и пить только необходимое для поддержания организма и пребывать в скорби вместе со всеми евреями.
Утром после молитвы читают «слихот». В «Цом Гедалья» произносят слихот до молитвы, как и во все остальные «десять дней тшувы».
В «слихот», текст которых приводится в сидурах и в специальных молитвенниках, мы молимся и просим Б-га, чтобы Он простил наши грехи и избавил нас от всех наших несчастий. Произносят также молитву «אבינו מלכנו», приводимую в сидуре после Шмоне Эсре.
Читают Тору «ויחל משה» (Шмот, 32). В этом отрывке говорится о раскаянии и 13 качествах милосердия Б-га
К Торе вызывают только тех, кто постится.
В минху снова читают отрывок «ויחל משה», а затем читают афтару «דרשו ד» בהמצאו קראוהו בהיותו קרוב». В афтаре также говорится о тшуве.
В благословении «שמע קולנו» в Шмоне Эсре те из молящихся, кто постится, добавляют молитву «עננו», как приведено в сидуре. Евреи восточных общин говорят «עננו» также и в Шмоне Эсре утренней молитвы.
В минху и таанит цибур те из коаним, которые постятся, благословляют молящихся, если молятся незадолго до захода солнца («минха ктана»). По мнению Хазон Иш, это благословение произносят также, если читают молитву «минха гдола» (начиная с истечения получаса после полудня).
В диаспоре, где коаним произносят благословение лишь в праздничной молитве мусаф, шлиах цибур говорит в минхе поста «אלקינו ואלקי אבותינו ברכנו וכו».
Существует мнение, что шлиах цибур говорит «עננו» в указанном выше месте и молящиеся читают в Торе «ויחל משה», только если присутствуют десять постящихся. Если их меньше, то «עננו» говорят в благословении «שומע תפילה», как в частной молитве Шмоне Эсре, а вышеуказанный отрывок из Торы не читают. По другому мнению, шлиах цибур говорит «עננו» между благословениями «גואל ישראל» и «רפאנו» и читают в Торе «ויחל משה», даже если есть лишь семь постящихся в миньяне. В понедельник и четверг читают в Торе даже, когда есть только шесть постящихся. Если же нет и шести, то читают недельную главу, как обычно.
Посмотреть все статьи по теме «Еврейские посты»
Еврейский пост
от Источник