число являющееся характерной приметой устного народного творчества

Тест по литературе Три пальмы 6 класс

Тест по литературе Три пальмы (М.Ю. Лермонтов) с ответами для учащихся 6 класса. Тест состоит из двух вариантов, в каждом варианте 5 заданий с кратким ответом и 1 общее задание с развернутым ответом.

В песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли.
Родник между ними из почвы бесплодной,
Журча, пробивался волною холодной,
Хранимый, под сенью зелёных листов,
От знойных лучей и летучих песков.

И многие годы неслышно прошли;
Но странник усталый из чуждой земли
Пылающей грудью ко влаге студёной
Ещё не склонялся под кущей зелёной,
И стали уж сохнуть от знойных лучей
Роскошные листья и звучный ручей.

«И стали три пальмы на бога роптать:
На то ль мы родились, чтоб здесь увядать?
Без пользы в пустыне росли и цвели мы,
Колеблемы вихрем и зноем палимы,
Ничей благосклонный не радуя взор.
Не прав твой, о небо, святой приговор!»

И только замолкли — в дали голубой
Столбом уж крутился песок золотой,
Звонков раздавались нестройные звуки,
Пестрели коврами покрытые вьюки,
И шёл колыхаясь, как в море челнок,
Верблюд за верблюдом, взрывая песок.

Мотаясь висели меж твёрдых горбов
Узорные полы походных шатров;
Их смуглые ручки порой подымали,
И чёрные очи оттуда сверкали…
И, стан худощавый к луке наклоня,
Араб горячил вороного коня.

И конь на дыбы подымался порой,
И прыгал, как барс, поражённый стрелой;
И белой одежды красивые складки
По плечам фариса вились в беспорядке;
И, с криком и свистом несясь по песку,
Бросал и ловил он копьё на скаку.

Вот к пальмам подходит, шумя, караван:
В тени их весёлый раскину лея стан.
Кувшины звуча налилися водою,
И, гордо кивая махровой главою,
Приветствуют пальмы нежданных гостей,
И щедро поит их студёный ручей.

Но только что сумрак на землю упал,
По корням упругим топор застучал,
И пали без жизни питомцы столетий!
Одежду их сорвали малые дети,
Изрублены были тела их потом,
И медленно жгли их до утра огнём.

Когда же на запад умчался туман,
Урочный свой путь совершал караван;
И следом печальным на почве бесплодной
Виднелся лишь пепел седой и холодный;
И солнце остатки сухие дожгло,
А ветром их в степи потом разнесло.

И ныне всё дико и пусто кругом —
Не шепчутся листья с гремучим ключом:
Напрасно пророка о тени он просит —
Его лишь песок раскалённый заносит,
Да коршун хохлатый, степной нелюдим,
Добычу терзает и щиплет над ним.

1 вариант

Задания с кратким ответом

1. Назовите жанр произведения — стихотворный рассказ на леген­дарную или историческую тему.

2. Назовите художественное средство.
Три гордые пальмы высоко росли.

3. Как называется приём?
И конь на дыбы подымался порой,
И прыгал, как барс, поражённый стрелой.

4. Как называется изображение неживой природы как живого су­щества?
Не шепчутся листья с гремучим ключом…

5. Определите размер, которым написано стихотворение.

Задание с развернутым ответом

6. Раскройте аллегорический смысл образа пустыни в этом стихотворении.­

2 вариант

Задания с кратким ответом

1. Выпишите из стихотворения число, являющееся характерной приметой произведения устного народного творчества.

2. Назовите художественное средство.
Родник между ними из почвы бесплодной…

3. Как называется приём?
И шёл колыхаясь, как в море челнок,
Верблюд за верблюдом, взрывая песок.

4. Как называется изображение неживой природы как живого су­щества?
Напрасно пророка о тени он (родник) просит…

5. Определите способ рифмовки в стихотворении.

Задание с развернутым ответом

6. Раскройте аллегорический смысл образа пустыни в этом стихотворении.­

Ответы на тест по литературе Три пальмы (М.Ю. Лермонтов)
1 вариант
1. баллада
2. эпитет
3. сравнение
4. олицетворение
5. амфибрахий
2 вариант
1. три
2. эпитет
3. сравнение
4. олицетворение
5. парная // параллельная

Источник

Проект «Числа в русском народном творчестве»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с.Демьяс»

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ:

ЧИСЛА В РУССКОМ НАРОДНОМ ТВОРЧЕСТВЕ

Телешева Галина Львовна, учитель математики

Глава 1. Числа в русском народном творчестве

Числа у русского народа ………………………………….……………. …. 4

Понятие «русский народный фольклор» ……………….…………………… 5

Число в русских народных пословицах и поговорках ………………….….. 5

Число в русских народных сказках ………………….………………………. 7

Русские народные былины, в которых встречаются числа ………………. 8

Русские народные песни, в которых встречаются числа ………………. 8

Частушки, в которых встречаются числа …………………………….……. 8

Загадки, в которых встречаются числа ……………. …………………… 9

Волшебные числа в русском народном творчестве …………….………… 10

Невозможно представить современную жизнь без чисел. Они ведут нас по жизни изо дня в день. Уже с самого раннего детства мы постоянно сталкивались с ними и не только при счете предметов. Так, числа фигурируют во многих сказках, пословицах, поговорках, присказках, загадках, даже песнях! В наши дни в современном обществе стало популярным связывать события в жизни людей, явления природы, исторические факты с магическими сочетаниями чисел.

Читая произведения устного народного творчества, я заметила, что в сказках, пословицах, загадках и др. присутствие чисел наблюдается очень часто. Исходя из этого, у меня возникли вопросы: «Все ли числа присутствуют в русских народном творчестве? С чем это связано? Существует ли число, которое употребляется чаще других? Какие числа в древности считались магическими, и как это отображено в произведениях устного народного творчества?» Мне стало интересно, поэтому я и выбрала тему своей проектной работы: «Числа в устном народном творчестве».

Цель проектной работы: изучить числа, встречающиеся в русском народном творчестве.

Обозначенная цель требует решения следующих задач:

проанализировать литературу по данной теме и собрать материал;

выяснить, какие числа чаще встречаются в произведениях устного народного творчества;

узнать мнение среди сверстников, тем самым заинтересовать их математикой и вовлечь их в исследование;

проверить свои гипотезы;

проанализировать и обобщить полученные данные.

Гипотеза: среди всех известных чисел в русском народном творчестве чаще всего используются числа 3 и 7, которые наделены магическими свойствами.

Методы исследования, использованные в проекте:

поиск и сбор информации;

изучение общественного мнения сверстников;

обобщение и анализ полученных данных.

Объектом проекта являются натуральные числа, которые встречаются в русском народном творчестве.

Практическая значимость проекта: данный материал можно использовать на уроках математики при изучении тем «Натуральные числа», «Круговые диаграммы», на уроках литературы при изучении произведений устного народного творчества, на уроках русского языка при изучении темы «Имя числительное». На основе материалов проекта можно провести совместное внеурочное занятие по математике и литературе.

Глава 1. ЧИСЛА В РУССКОМ НАРОДНОМ ТВОРЧЕСТВЕ

1.1 Числа у русского народа

Интерес к математическим понятиям на Руси возник давно. Сохранились сведения о математических понятиях и непосредственном применении в практической деятельности. Русские, как и другие народы, числа обозначали зарубками на бирках, а позднее – буквами славянского алфавита. В обычной жизни люди довольствовались небольшими числами, то есть обозначения не шли дальше миллиона.

В русских рукописных арифметиках XVII в. употребляются следующие наименования чисел: 10.000 – «тьма» (и теперь мы говорим «народу – тьма тьмущая»), 100.000 – «легион», 1.000.000 – «леодр». Эта система наименований называлась «малым числом». В тех же рукописях встречается и другая система, так называемое «великое число», в котором большие числа обозначались и назывались, как показано на рисунке.

число являющееся характерной приметой устного народного творчества. Смотреть фото число являющееся характерной приметой устного народного творчества. Смотреть картинку число являющееся характерной приметой устного народного творчества. Картинка про число являющееся характерной приметой устного народного творчества. Фото число являющееся характерной приметой устного народного творчества

На Руси первую книгу о числах написал монах Кирик Новгородец в 1134 г. Кирик вычисляет дни церковных праздников. При исчислении времени он использует дробные числа, но заявляет, что не существует дроби.

Современная простая и удобная система записи чисел была заимствована европейцами у арабов, которые в свою очередь переняли ее у индусов. Поэтому цифры, которые мы сейчас пользуемся, европейцы наши называют «арабскими», а арабы – «индийскими». Эта система была введена в Европе примерно в 1120 г. английским ученым-путешественником Аделардом. К 1600 г. она была принята в большинстве стран мира.

Русские названия чисел тесно связаны с десятичной системой счисления. Например, семнадцать означает «семь на десять», семьдесят – «семь десятков», а семьсот – «семь сотен». Но до сих пор используются и римские цифры, которые употреблялись в Древнем Риме уже около 2500 лет тому назад.

1.2 Понятие «русский народный фольклор»

Фольклор народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предания, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.

Народное творчество, зародившееся в глубокой древности, — историческая основа всей мировой художественной культуры, источник национальных художественных традиций, выразитель народного самосознания. Некоторые исследователи относят к народному творчеству также все виды непрофессионального искусства (самодеятельное искусство, в том числе народные театры).

Точное определение термина «фольклор» затруднительно, так как эта форма народного творчества не является неизменной и закостенелой. Фольклор постоянно находится в процессе развития и эволюции. Частушки могут исполняться под аккомпанемент современных музыкальных инструментов на современные темы, новые сказки могут быть посвящены современным явлениям, народная музыка может подвергнуться влиянию рок-музыки, а сама современная музыка может включать элементы фольклора, изобразительное и прикладное искусство могут подвергнуться влиянию компьютерной графики и т. д.

1. 3 Числа в русских народных пословицах и поговорках

Одна весна на Родине лучше, чем сто весен на чужбине.

Одна пчела немного меду натаскает.

Один в поле не воин.

Одна рука узла не вяжет.

Один пашет, а семеро руками машут.

Одна голова на плечах.

Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

От одного слова да навек ссора.

Как две капли воды.

Кто скоро помог, тот дважды помог.

Не может связать двух слов.

От горшка два вершка.

Палка о двух концах.

Сидеть меж двух стульев.

Скупой платит дважды.

Бабушка надвое сказала.

Заблудиться в трех соснах. Не суметь разобраться в чем-нибудь простом, несложном, не суметь найти выход из самого простого затруднения.

Из третьих уст, из третьих рук. Через посредников, не от очевидцев, не непосредственно (узнавать, получить, услышать).

От горшка три вершка. Очень низкий, низкого роста, маленький.

С три короба. Очень много (наговорить, наобещать, наврать и т.п.).

Обещанного три года ждут. Говорят шутливо, когда не верят в скорое выполнение кем-либо данных обещаний или когда исполнение того, что обещано, затягивается на неопределенное время.

Плакать в три ручья. То есть очень горько плакать.

В русских поговорках и пословицах слово «семь» часто выступает в значении «много»: «Семеро одного не ждут», «Семь раз отмерь – один раз отрежь», «Семь бед – один ответ», «Лук от семи недуг» и т. д.

До седьмого колена. До самых отдаленных поколений.

Семеро одного не ждут. Так говорят, когда начинают какое-то дело без того, кто опоздал, или с упреком тому, кто заставляет многих (не обязательно семерых) ждать себя.

Семь раз отмерь, один раз отрежь. Перед тем сделать что-нибудь серьезное, тщательно все обдумай, все предусмотри. Говорится в качестве совета обдумать все возможные варианты действий перед началом какого-нибудь дела.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Вывод: утверждать, что в русских народных пословицах чаще всего преобладают числа 3 и 7, нельзя.

1.4 Числа в русских народных сказках

 Семь Симеонов (Число 7)

 Лихо одноглазое (Число 1)

 Три царства – медное, серебряное и золотое (Число 3)

 Два Ивана – солдатских сына (Числа 12, 2)

 Двое из сумы (Число 2)

 Три медведя (Число 3)

 Волк и семеро козлят (Число 7)

Вывод: утверждать, что в названиях русских народных сказках чаще всего преобладают числа 3 и 7, нельзя.

В сказке «Несмеяна-царевна» число 3 встречается 2 раза (работник работал 3 года и получил 3 монеты) и они положительные, так как они помогли работнику рассмешить Несмеяну.

В сказке « Елена Премудрая» число 3 встречается 3 раза: солдат шёл 3 дня и 3ночи. На 3 день встретил чёрта, у чёрта было 3 дочери, после 3 поцелуя Елена Премудрая ожила. Число 3 принесло в этой сказке солдату удачу так как он женился на Елене Премудрой.

В сказке « Марья Моревна » у Ивана царевича было 3 сестры, 3 дня шёл Иван царевич разыскивая Марью Моревну, на 3 день увидел дворец Марьи царевны, погостил у неё 3 дня и пошёл дальше, через следующие 3 дня увидел дворец Ольги царевны у неё погостил 3 дня и пошёл дальше. Ещё через 3 дня пришёл ко дворцу Анны царевны у неё погостил 3 дня, а после пошёл дальше. Через следующие 3 дня Иван царевич дошёл до дворца Марьи Моревны.

В сказке «Царевна-отгадчица» число 3 встречается два раза: три сына у старика и три загадки. В этой сказке число три оказало положительное влияние на судьбу Ивана дурака, так как после третьей загадки он женился на Царевне-отгадчице.

6 раз число три встречается в сказке «Семь Симеонов».

В сказке « Звериное молоко » Иван королевич пел 3 песни Змею Змеевичу после которых Змея Змеевича растерзали звери, а Иван королевич остался жив и здоров.

Вывод: прочитав эти сказки, видно, что чаще всего в сказках встречается число 3.

1.5 Русские народные былины, в которых встречаются числа

 Илья Муромец и Соловей Разбойник (Число 3 – дороги)

 Добрыня и змей (Число 3 – головы, дороги)

 Алёша Попович (Число 3 – богатыря)

 Садко (Число 3 – струны)

 Чудесная рубашка (Число 12 – бесов)

 Хрустальная гора (Число 3 – волшебных вещи)

 Волшебное кольцо (Число 3 – желания)

Вывод: чаще других в былинах встречается число 3.

Русские народные песни, в которых встречаются числа

Красота фольклора открывается уже в старинных колыбельных песнях. За пением колыбельных песен наступал черед тешить ребёнка пестушками (от слов «нянчить», «холить», «пестовать», «ходить» за кем-нибудь) и потешками:

Домой: у тебя семеро детей,

Девятая утка, десятая шутка »

Песни, в которых встречаются числа:

 Не одна во поле дороженька (Число 1 – дороги)

 Раз, два – люблю тебя (Числа 1, 2)

 Двенадцать разбойников (Число 12 – разбойники)

 Вот мчится тройка удалая (Число 3 – кони)

Вывод: утверждать, что в русских народных песнях чаще всего преобладают числа 3 и 7, нельзя

Частушки, в которых встречаются числа

Русские народные частушки – традиционные напевы, которые популяризовались в начале двадцатого века. Молодежь из сельской местности придумывала много частушек, исполняя их на различных праздниках и просто во время гуляний.

Интересно расцветает
Во садочке георгин.
Завлекателей-то семеро,
А на сердце один.

Через поле люблю Колю,
Через два — Иванушку.
Через четыре обожаю
Дорогого Санюшку.

Эх, раз, еще раз,
Еще много, много раз,
Лучше много раз по разу,
Чем ни разу много раз.

Ой, дура, дура, дура ты,
Дура ты проклятая!
У него четыре дуры,
А ты будешь пятая.

В саду вишенки висят
По четыре да по пять.
Выйди, мама, посмотри,
Какой будет у вас зять!

Если вышла ты плясать,
То давай доказывать.
Сорок раз одно колено
Нечего показывать!

Меня сватали сваты
Богатые-богатые:
Два кота, четыре кошки,
Все лохматые-лохматые.

Серый камень, серый камень,
Серый камень – сто пудов.
Серый камень так не давит,
Как проклятая любовь.

Вывод : утверждать, что в русских народных частушках чаще всего преобладают числа 3 и 7, нельзя.

1.8 Загадки, в которых встречаются числа

Есть три брата родные:

один ест – не наестся,

другой пьет – не напьется,

третий гуляет – не нагуляется.

В лесу на одной ножке выросла лепешка.

Стоит лепешка на одной ножке, кто мимо не пройдет, всяк поклонится.

Стоит Антошка на одной ножке, сам маленький, а шляпа большая.

Семьсот соловьят на подушках сидят.

Стоит хлевец на пять тысяч овец.

(Свинья с поросятами)

Четыре ходаста, два глазаста, один вертун – да и тот хвастун.

Горшочек умен, семь дырочек в нем.

Вывод: утверждать, что в русских народных загадках чаще всего преобладают числа 3 и 7, нельзя

1.9 Волшебные числа в русском народном творчестве

С числами, которые называют магическими, сталкивались все. В сказках, легендах, пословицах и поговорках, в календарях и на циферблатах, в ритуалах и культах мы встречаем Святую Троицу, три желания, семь дней недели, семерых козлят, 12 месяцев и часов, 12 апостолов, 12 присяжных и др. Вообще, цифровая “магия” была обнаружена еще в клинописных памятниках Ассиро-Вавилонии, распространена во всех цивилизациях Древнего мира, была значительно развита древними греками и вновь расцвела в средневековой Европе.

Уже тысячу лет назад никто на Руси не мог засвидетельствовать, с каких пор повелось петь былины и сказывать сказки. Они передавались от предков вместе с обычаями и обрядами, с теми навыками, без которых не срубишь избы, не добудешь мёда, не вырежешь ложки. Это были своего рода духовные заповеди, заветы, которые народ чтил.

Такова была сила поэтического сказания, сила сказочной выдумки. По этой же причине в текстах устного народного творчества встречаются определённые числа.

Русская народная духовная традиция пронизана числовой символикой, проявляющейся в сказках, былинах, христианских преданиях. Присутствие чисел в ней наблюдается очень часто, и почти всегда числа выступают как священные и глубоко символические.

Число 33 также является священным во многих духовных традициях, в том числе и русской: тридцать три богатыря, тридцать лет и три года. Возраст этот также считается священным, к нему у человека, который правильно развивается, раскрываются все духовные силы и возможности. Столько лет прожил Христос для того, чтобы выполнить свою миссию на Земле.

Пятёрка воспринималась как знак таинственного соединения земной церкви с Богом. Число пять постоянно присутствует в тексте Евангелия, например, в евангельской легенде о пяти хлебах, насытивших пять тысяч человек, в притчах о пяти мудрых и пяти неразумных девах и о слуге, умножившем данные ему пять талантов на другие пять. В богослужении Русской православной церкви можно наблюдать ритуал благословления пяти хлебов на литии во время всенощного бдения и употребление на проскомидии во время литургии пяти просфор. На российской земле часто строили храмы о пяти главах и создавали иконостасы в пять рядов.

Число шесть встречается в русской мифологии и традиции значительно реже пятерни. Его присутствие можно заметить не только в арифметическом, сколько в пространственно-геометрическом плане. Так, ученые говорят о «громовом знаке», посвященном древнеславянскому богу грозы (в качестве которого выступали как Перун, так и Роз) и представляющему собой как шестилучевую звезду, вписанную в окружность, так и знак в виде колеса с шестью спицами. Также число шесть считается дьявольским числом.

Число семь символизировало целостность мироздания и опиралась не только на языческую, но и на православную числовую символику. Число семь – символ святости, здоровья, разума. Символ тайны и тайного мистического знания. Семь дней недели, семь тонов музыкальной шкалы, семь добродетелей, семь смертных грехов. Чувственное выражение всеобщего порядка (семь цветов радуги и семь небес).

Число девять весьма часто встречается в русской народной культуре. Русская народная сказочная традиция украшала демонического змея тремя, но гораздо чаще трижды тремя, т.е. девятью, головами, которые должен срубить добрый молодец булатным мечом. Этот девятиглавый демонический змей, тождественный образу Чёрного Бога Земли, практически бессмертен, поскольку на месте срубленных одним махом трёх голов вырастают три другие. Лишь вмешательство высших сил и смекалка героя, правильно использующего острый меч (единицу), помогает победить непокорную перевёрнутую шестёрку и утвердить единство.

Число сорок в Священном Писании и христианской практике связано с молитвой, очищением (возможно, поэтому считается, что душа после смерти покидает землю на 40-й день).

Почему же в сказках, да и в других жанрах фольклора часто встречаются числа «3» и «7»? Обратимся к истории чисел.

Семёрка – это самое сакральное число у всех народов. Вавилонские мистики полагали, что оно содержит в себе тройку как символ неба и души и четвёрку как символ земли и тела, охватывая таким способом и духовный, и земной мир.

У древних греков семёрка считалась счастливым, магическим числом. Были известны семь чудес света: Египетские пирамиды, Висячие сады в Вавилоне, Храм Артемиды в Эфесе, Статуя Зевса в Олимпии, Мавзолей в Галикарнассе, Колосс Родосский, Фаросский маяк. До наших дней сохранились только египетские пирамиды.

И у мусульман семёрка также была в почёте. Согласно священной книге мусульман, Корану, Аллах сотворил семь небес и поместил их одно за другим.

Выражение «семь аятов» ( аят- буквально «чудо, знамение, знак», так называется каждый стих Корана ) означает совершенство. «Семь аятов красоты твоей» – так часто обращаются к женщине в мусульманском мире, желая подчеркнуть её красоту.

Источник

6 класс. Тесты по литературе. М.Ю. Лермонтов «Три пальмы»

6 класс. Тесты по литературе. М.Ю. Лермонтов «Три пальмы»

Вопросы

Задай свой вопрос по этому материалу!

Поделись с друзьями

Комментарии преподавателя

«Три пальмы» Михаил Лермонтов

В песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли.
Родник между ними из почвы бесплодной,
Журча, пробивался волною холодной,
Хранимый, под сенью зеленых листов,
От знойных лучей и летучих песков.

И многие годы неслышно прошли;
Но странник усталый из чуждой земли
Пылающей грудью ко влаге студеной
Еще не склонялся под кущей зеленой,
И стали уж сохнуть от знойных лучей
Роскошные листья и звучный ручей.

И стали три пальмы на бога роптать:
«На то ль мы родились, чтоб здесь увядать?
Без пользы в пустыне росли и цвели мы,
Колеблемы вихрем и зноем палимы,
Ничей благосклонный не радуя взор.
Не прав твой, о небо, святой приговор!»

И только замолкли — в дали голубой
Столбом уж крутился песок золотой,
Звонком раздавались нестройные звуки,
Пестрели коврами покрытые вьюки,
И шел, колыхаясь, как в море челнок,
Верблюд за верблюдом, взрывая песок.

Мотаясь, висели меж твердых горбов
Узорные полы походных шатров;
Их смуглые ручки порой подымали,
И черные очи оттуда сверкали…
И, стан худощавый к луке наклоня,
Араб горячил вороного коня.

И конь на дыбы подымался порой,
И прыгал, как барс, пораженный стрелой;
И белой одежды красивые складки
По плечам фариса вились в беспорядке;
И с криком и свистом несясь по песку,
Бросал и ловил он копье на скаку.

Вот к пальмам подходит, шумя, караван:
В тени их веселый раскинулся стан.
Кувшины звуча налилися водою,
И, гордо кивая махровой главою,
Приветствуют пальмы нежданных гостей,
И щедро их поит студеный ручей.

Но только что сумрак на землю упал,
По корням упругим топор застучал,
И пали без жизни питомцы столетий!
Одежду их сорвали малые дети,
Изрублены были тела их потом,
И медленно жгли до утра их огнем.

Когда же на запад умчался туман,
Урочный свой путь совершал караван;
И следом печальный на почве бесплодной
Виднелся лишь пепел седой и холодный;
И солнце остатки сухие дожгло,
А ветром их в степи потом разнесло.

И ныне все дико и пусто кругом —
Не шепчутся листья с гремучим ключом:
Напрасно пророка о тени он просит —
Его лишь песок раскаленный заносит
Да коршун хохлатый, степной нелюдим,
Добычу терзает и щиплет над ним.

Файлы

Нет дополнительных материалов для этого занятия.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *