чем пожертвовал данко ради людей
Образ Данко
сочинение по литературе 11 класса
Данко является одним из главных персонажей рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». О нём становится известно из легенды, которой Изергиль делится с рассказчиком в третьей части произведения. Данко можно назвать настоящим героем, который совершил подвиг во имя человечества, вот только спасённые им люди не оценили по достоинству его жертву.
Образ Данко
Образ Данко занял особенное место в мировой литературе. Это удивительный персонаж, поражающий своим умением самоотверженно любить и верить в других людей. Данко, прежде всего, переживал за судьбу и будущее окружающих, забывая о собственном благополучии. Он мечтал подарить свободу всем тем, кого любил, поэтому без раздумий отдал всего себя ради счастливой жизни для других. Он продолжал жертвовать собой даже тогда, когда все уже от него отвернулись. Истинное счастье для Данко заключалось в возможности жить для других.
Внешность и характер
Все люди племени отличались своей красотой и силой, а Данко был лучшим представителем своего народа. В его мужественном взгляде не гаснет живой огонь, а чистое сердце смогло осветить путь заблудившимся во тьме людям.
Характер у Данко был мужественным и неустрашимым. Данко не боялся погибнуть ради благополучия своего племени. Кроме того, он был очень отзывчивым и милосердным юношей, который оказался готовым взвалить на свои плечи тяжкое бремя ответственности и повести за собой людей. Он умеет убедить окружающих в своей правоте, именно поэтому они поверили и пошли за ним следом.
Подвиг
Чтобы осветить путь своему племени, Данко пожертвовал собственной жизнью. Он понял, что без его помощи, людям грозит неминуемая гибель. Поэтому пожертвовал ради их спасения самым дорогим, что у него было – своей жизнью. В порыве бескрайнего милосердия к ближнему Данко вырвал сердце из собственной груди, которое засияло ярче солнца и стало «факелом великой любви к людям». Сделав это, он обрёк себя на неминуемую гибель, и смог продолжить путь, только благодаря неукротимому желанию спасти остальных. Данко умирает счастливым, осознавая, что он смог спасти свой народ, выбравшись из непроглядного леса. Его самопожертвование – это настоящая победа, он смог добиться поставленной цели, выполнил данное другим обещание.
Благодарность за подвиг
Подвиг Данко принялся окружающими как должное. В тот момент, когда умирающий герой упал на землю, народ радовался и веселился, а храброе сердце было растоптано «осторожным» человеком. Во всём этом и заключается суровая правда жизни. Общее озлобление против Данко – это всего лишь пример трусливости низких людей, которые всегда обвиняют кого-то другого в своих несчастьях. А принёсший в жертву свою жизнь герой всегда очень быстро забывается теми, кого он спас.
Люди уважительно относились к Данко только до тех пор, пока им угрожала опасность. Как только они избавились от неё, их отношение резко изменилось. Никто не испытывал благодарности к смелому и решительному вожаку, который вывел своё племя из леса.
Данко представляет собой решительного и смелого человека, способного спасти в одиночку большое количество людей, даже если ради этого ему придётся пожертвовать своей жизнью. В его образе олицетворено революционное начало, характерное для России того времени. Под племенем М. Горький подразумевал крестьян, которых принудили находиться в непригодных для жизни условиях, а Данко – это луч света в их серых буднях, надежда на светлое будущее.
Сочинение: Подвиг Данко в рассказе «Старуха Изергиль» (М. Горький)
Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 09.04.2020 · Обновлено 09.04.2020
(438 слов) Рассказ М. Горького «Старуха Изергиль» печален, мелодичен и красив. Легенды о Ларре и Данко поражают воображение читателя. История о подвиге Данко печальна и светла. Данко принес в жертву себя, чтобы спасти остальных, не требуя ничего взамен. Горячее сердце юноши спасло целое племя. Его подвиг — это романтический идеал писателя, который проливает свет на истинное предназначение человека в мире.
Данко — это юный и самоотверженный романтический герой, который был не понят обществом, но не пошел против него, а напротив, помог ему. Он переживал не только за себя, но и за окружавших его людей. Захватчики вытеснили его племя в непроходимую чащу. Данко захотел вывести своих соплеменников из темного леса на простор. Он стал предводителем племени, ведь стремился выбрать пригодное для жизни людей место. Сначала попутчики уважали его и ценили. Кроме Данко, никто не хотел взять ответственность за их будущее. Однако блуждая в потемках, люди устали и озлобились. Никто не знал, куда дальше идти. Свет не проникал в чащу леса. Герои стали злиться и обвинять Данко в своих бедах. Они называли своего лидера «ничтожным и вредным» человеком. Против него восстало все окружение. Общество заурядных и напуганных людей хотело смерти того, кто был не таким как все, а значит, идеальной мишенью для ропота и упреков.
Данко не понимал, почему все люди ополчились против него, ведь он был единственным, у кого оказались смелость и мужество, чтобы повести соплеменников сквозь темный лес. Вместо ответного гнева и ярости, герой совершил самоотверженный подвиг. Данко разорвал себе грудь и вынул из нее свое сердце. Сердце загорелось и осветило непроглядную чащу леса. Данко нес высоко над головой горящее сердце и показывал путь другим. Этот поступок стал стимулом для окружающих, подал им надежду на избавление от невзгод. Двигаясь вслед за Данко, люди вышли из сумрака и увидели пригодное для жизни место. Но силы Данко иссякли. Он упал и не проронил ни слова упрека. Но никто не пришел ему на помощь. Наоборот, один из его спутников затоптал догорающее сердце.
Максим Горький в своем рассказе «Старуха Изергиль» затронул много важных тем, в том числе и тему настоящего подвига. По его мнению, он заключается в самопожертвовании во имя общей идеи и общего блага. Рассказывая о подвиге Данко, Горький хотел показать, что если у человека горящее сердце, то он вправе повести за собой людей. Жаль только, что окружающие не чествовали и не берегли своего героя.
Благодаря таким людям, как Данко, человечество не стоит на месте. Читая о жертвенном подвиге Данко, мы ощущаем сострадание и восхищение. Невольно наворачиваются слезы от осознания того, как часто человечество гонит своих спасителей. История про благородного избавителя Данко обостряет лучшие чувства у читателя. Поступок Данко, безусловно, можно назвать подвигом. То, что Данко ценой жизни вывел народ из «смрадного леса», заслуживает уважения.
Тема подвига и самопожертвования в «Легенде о Данко» из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль».
Сочинение. Почему осторожный человек наступил на сердце Данко, чего он боялся?
Данко-воплощение настоящего героя того времени и нынешнего. Он в первую очередь решил позаботиться о чужих жизнях, когда совершал благородный поступок, но по какой же причине, осторожный человек наступил? Это главный вопрос Горький оставил без ответа, для того чтобы читатели сами смогли найти ответы. Есть предположение, что этот человек боялся, того к чему могут привести перемены. К сожалению люди очень часто жалуются на свою судьбу, вместо того чтобы приложить все усилия для каких-либо изменений. Наступивший испугался дальнейших последствий в будущем.
Мысль, которую Горький хотел донести до людей, скорее было служение обществу. В наше время к сожалению очень много людей которые похожи по характеру на осторожного человека. Нельзя насильно требовать подвиги, не всем людям это свойственно, но если Каждый из нас начнёт с себя, постарается стать чуточку добрее, милосерднее и главное найдет в себе силы, чтобы не бояться перемен, то сердца, которые готовы указывать путь человечеству будут сиять для всех веками.
«Легенда о Данко» к уроку литературы
Урок литературы в 7-м классе по теме: «Легенда о Данко»
(по рассказу М.Горького «Старуха Изергиль»
Оборудование: презентация, рисунки учащихся к легенде о Данко
«Если только для себя, то зачем ты?»
1.Вступительная часть урока. Создание мотивации, эмоциональный настрой на анализ легенд.
Учитель. Одним из важнейших вопросов в творчестве М. Горького является вопрос: «Что есть человек?» В своих первых рассказах писатель внимательно присматривается к человеку, стремится понять его и в качестве заглавий для некоторых произведений берет имена героев-рассказчиков.
Рассказ А.М.Горького «Старуха Изергиль» был опубликован в 1895 году в «Самарской газете». С этого момента Горький заявил о себе как выразитель и носитель романтической эстетики, а рассказ стал шедевром раннего творчества писателя. Проблемой нашего урока будет вопрос: «Что есть человек по Горькому?»
2. Литературное чтение.
3.
Анализ легенды о Данко.
а) В основе легенды о Данко лежит библейская история о Моисее. Давайте вспомним ее и сопоставим с легендой М.Горького о Данко. И снова обратимся к мифологам.
Повелел Бог Моисею вывести еврейский народ из Египта. Сотни лет прожили евреи в Египте, и им очень грустно расставаться с насиженными местами. Составились обозы, и евреи тронулись в путь.
Вдруг египетский царь пожалел, что отпустил своих рабов. Случилось так, что евреи подошли к морю, когда увидели позади себя колесницы египетских войск. Взглянули евреи и ужаснулись: впереди море, а сзади вооруженное войско. Но милосердный Господь спас евреев от гибели. «И простер Моисей руку свою на море, и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь и сделал море сушею, и расступились воды. И пошли сыны Израилевы среди моря по суше: воды же были им стеною по правую и по левую сторону»
Далее евреи шли по пустыне, и Господь постоянно заботился о них. Господь велел Моисею ударить палкой по скале, и из нее хлынула холодная вода. Много милостей оказывал Господь евреям, но они не были признательны. За непослушание и неблагодарность Бог наказал евреев: сорок лет они блуждали в пустыне, никак не могли прийти в землю, обещанную Богом. Наконец, Господь сжалился над ними и приблизил их к этой земле. Но в это время вождь их Моисей умер.
б) – В чем сходство библейской истории и легенды о Данко
? (Моисей и Данко выводят людей из опасных для дальнейшего проживания мест. Путь оказывается трудным, а отношения Моисея и Данко с толпой осложняются, так как люди теряют веру во спасение).
– Чем сюжет легенды о Данко отличается от библейской истории?
(Моисей опирается на помощь Бога, так как исполняет его волю. Данко, испытывая любовь к людям, сам вызывается спасти их, ему никто не помогает.)
(Огромная любовь к людям, желание помочь им, готовность принести себя в жертву ради спасения других.)
(Данко совершает подвиг, спасая людей от врагов. Он выводит их из тьмы и хаоса к свету и гармонии.)
Работа с текстом. (Сначала люди «посмотрели и увидали, что он лучший из всех». [2:46]. Народ верит в то, что Данко сам преодолеет все трудности. Затем они «стали роптать на Данко» [2:46], так как путь оказался трудным, многие погибли в пути; теперь толпа разочаровалась в Данко. «Люди в гневе обрушились на Данко» потому что они устали, обессилели, но им стыдно в этом признаваться. Люди сравниваются с волками, зверями, так как вместо благодарности испытывают к Данко ненависть, готовы растерзать его. В сердце Данко «вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло».[2:47] Данко усмирил свою гордыню, так как его любовь к людям безгранична. Именно любовь к людям движет поступками Данко).
ВЫВОД: Данко – романтический идеал, но в основе отношений героя и толпы также лежит конфликт. Это одна из особенностей романтического произведения.
Он воспевает подвиг героя. Он восхищается силой, красотой, мужеством, отвагой Данко. Это торжество добра, любви, света над хаосом, гордыней, эгоизмом).
Написать образ Данко.
1) Отношение к людям
«Он любил людей и думал, что…без него они погибнут» [2:47]
«Дружно пошли все за ним – верили в него» «…в злобе и гневе обрушились на Данко… и стали упрекать его в неумении управлять ими…» [2:46]
3) Отличительная черта характера
4) Отношение к жизни
Кто ничего не делает, с тем ничего не станется.
— Какими вы видите людей этого племени? Могли ли они, на ваш взгляд, сделать что-то, чтобы чужие племена не сумели прогнать их в глубь леса?
— Люди были сильные, смелые, веселые. Такие, как они, должны идти до конца, ничего не бояться.
— Люди привыкли к веселой, беззаботной жизни, поэтому, когда возникла опасность, они и не смогли бороться с чужими племенами.
— Если это сильные и смелые люди, как пишет автор, то почему же они испугались “тяжелой поры” и даже не стали сопротивляться?
Там были болота и тьма, потому что лес был старый, и так густо переплелись его ветви, что сквозь них не видать было неба, и лучи солнца едва могли пробить себе дорогу до болот сквозь густую листву. Но когда его лучи падали на воду болот, то подымался смрад, и от него люди гибли один за другим. Тогда стали плакать жены и дети этого племени, а отцы задумались и впали в тоску.
— Как вы думаете, можно ли было как-то спасти племя от гибели?
(- Люди ушли в глубь старого леса, где были болота и тьма, они испугались за свою жизнь, но ничего не предпринимали. Думаю, они просто оказались слабыми.
— Вместо того чтобы искать выход, “отцы”, самые мудрые, я считаю, люди в племени, впали в тоску.
— Нужно было что-то делать, а не просто тосковать.)
— Что помешало людям бороться за свое племя? Оставалась ли еще надежда на спасение?
(- Горький описывает, как страшно людям было в лесу: великаны-деревья сдвигались вокруг людей по ночам, тьма словно собиралась раздавить людей, а ведь они привыкли к свободе, к простору степи. Страх помешал им действовать.
— Люди, хотя и оказались в дремучем лесу, все-таки еще думали пойти бороться с чужаками, но боялись погибнуть, ведь вместе с ними умерли бы и заветы.
— Но если люди останутся в лесу и будут дальше гибнуть от смрада болот, то все равно заветы будет некому передать, поэтому все-таки надо никогда не терять надежды на спасение… Все равно нужно было что-то делать…
— Я думаю, что надежда у них все-таки была, потому что это были сильные люди и они не переставали думать, как выбраться из леса, а значит, когда-нибудь все равно выход бы они нашли.)
— Какие краски являются главными в описании природы, окружающей людей?
(Краски тьмы: “там были болота и тьма… так густо переплелись ветви, что сквозь них не видать было неба, и лучи солнца едва могли пробить себе дорогу до болот сквозь густую тьму”.)
Но тут явился Данко и спас всех один. Данко — один из тех людей, молодой красавец. Красивые — всегда смелы. И вот он говорит им, своим товарищам:
— Не своротить камня с пути думою. Кто ничего не делает, с тем ничего не станется. Что мы тратим силы на думу да тоску? Вставайте, пойдем в лес и пройдем его сквозь, ведь имеет же он конец — все на свете имеет конец! Идемте! Ну! Гей.
Посмотрели на него и увидали, что он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня.
— Веди ты нас! — сказали они.
— Как восприняли люди предложение Данко? Почему они поверили ему?
(- Люди обрадовались, что нашелся кто-то, кто предложил выход.
— Человек всегда рад тому, кто решит за него, что делать.
— В такой ситуации люди всегда пойдут за лидером и будут ему благодарны за спасение.
— Люди увидели, что он лучший из всех, и поэтому пошли за Данко.
— “Красивые — всегда смелы”, — так пишет Горький. Данко лучший из всех людей, потому что в его очах светилось много силы и живого огня, поэтому люди и поверили ему и пошли за ним.)
— Какой момент следует считать кульминационным?
(- Когда Данко вырвал из груди свое сердце и осветил им путь людям.)
Какими средствами художественной выразительности изображается сердце героя?
(- Градация: “Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца”.
— Повторы: пылало, ярко, солнце, освещенный, факел.
— Перифраз: сердце – “факел великой любви к людям”, символ жертвенной любви.)
(- Да, предполагал, но надеялся, что люди окажутся добрее.
— Думал, что герои спасутся. Они и спаслись, но какой ценой…
— Наверное, нельзя строго судить людей, ведь не каждый человек способен на смелый поступок.
— Данко погиб. Его гибель не напрасна. Он спас целое племя от гибели. И может быть, сейчас люди и не думают о благодарности, но потом, я уверен, они поймут, что для них сделал Данко.)
4. Подведение итогов урока.
— Какова же тема легенды?
(Тема — подвиг Данко, жертвующего собой ради спасения людей.)
Что есть человек по Горькому?
— Можно ли назвать Данко героем?
(Дети говорят и о том, что подвиг Данко похож на подвиг Прометея, похитившего огонь для людей, но понесшего за это страшное наказание. И о том, что подвиг Данко должен служить напоминанием новым поколениям о том, каким должен быть настоящий человек.)
День победы Идут года, но кровоточат раны, Врагами нанесенные в бою, Спасибо, дорогие ветераны, За молодость беспечную мою! За то, что не стреляют автоматы, Что мины не взрывают тишину, Вы были молоды, ни в чем не виноваты, За что судьба вам уготовила войну?
Чтоб дать нам право жить на этом свете, Вы шли сражаться, грудью на врага, Вас ждали дома мамы, жены, дети… Храня тепло родного очага… За то, чтоб звезды в небе нам сияли, За то, чтоб на дворе цвела весна, Сражались вы, и «за ценой не постояли», Но непомерно высока цена…
И каждый год весной, в начале мая, Объединяет праздник всю страну, Смотря на вас, я всякий раз не понимаю, За что судьба вам уготовила войну. И слезы всякий раз встают туманом, Готовы ливнем грусти течь из глаз, Спасибо, дорогие ветераны, Вам всем! Отдельно каждому из вас…
Как кровь, сияют красные тюльпаны, Возложенные к «Вечному огню», Спасибо, дорогие ветераны, За молодость беспечную мою… Я никогда, поверьте, не устану, За ваши подвиги вас всех благодарить, Спасибо, дорогие ветераны, За этот шанс под мирным небом жить!
Гордость и беззаветная любовь к людям Ларры и Данко (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»)
Рассказ М. Горького «Старуха Изергиль» был написан в 1894 году. Это произведение принадлежит к раннему периоду творчества писателя. Рассказ строится на противопоставлении двух персонажей, являющихся носителями противоположных жизненных ценностей. Бескорыстная любовь Данко к людям и ничем не сдерживаемый эгоизм Ларры — проявление одного и того же чувства — любви. Бесспорно, Данко и Ларра — личности исключительные. Ларра сразу противопоставляет себя всем. Его гордыня всячески подчеркивается повествователем и в портрете: «Все…видели, что он ничем не лучше их, только глаза его были холодны и горды, как у царя птиц», и в отношении к старейшинам: «А когда пришли старейшины племени, он говорил с ними, как с равными себе». Племя жило по общим законам: «…За все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда — жизнью». Ларра же отвечал, что он «хочет сохранить себя целым», то есть брать от жизни все, ничего не давая взамен. Человек, который замкнулся только на своих эгоистических потребностях, вскоре становится чуждым и ненужным для других. В наказание Ларра обречен на бессмертие. Финал его судьбы — бестелесная тень, обреченная на скитания. Ларра осознал свое «лучшее» право стоять над людьми, он выбирает абсолютную свободу от каких бы то ни было обязательств перед людьми. Рассказывая о Ларре, Изергиль использует эпитеты, более подходящие для описания животного: ловок, хищен, силен, жесток. Данко изначально заявлен автором как «лучший из всех», исключительный человек. Несмотря на молодость, он повел людей через лес и даже в самые трудные минуты был бодр и ясен. Глядя на тех, ради кого он, рискуя жизнью, отправился в болото, Данко испытывает негодование, «но от жалости к людям оно погасло». Сердце героя вспыхнуло от желания спасти людей и вывести их на «легкий путь». Он был готов пожертвовать всем, чтобы помочь людям и ничего не требовал взамен. Таким образом, мы видим, насколько разное отношение Ларры и Данко к людям. Данко любил их и думал, что, может быть, без него они погибнут. У Ларры «не было ни племени, ни матери, ни скота, ни жены и он не хотел ничего этого». Гордость и эгоизм Ларры ярко показана в картине убийства девушки: «Она оттолкнула его да и пошла прочь, а он ударил ее и, когда она упала, встал ногой на ее грудь». Характеры Ларры и Данко не подвергаются изменениям на протяжении рассказа и трактуются однозначно. Главная и единственная черта характера Ларры — эгоизм, отрицание иного закона, кроме собственной воли. Данко же символизирует любовь к людям. Его духовная красота противопоставлена убогости и жалкости существования Ларры. Дарко и Ларра — два противоположных отношения к жизни, которые живут и противоборствуют и ныне: «Что я сделаю для людей?! — сильнее грома крикнул Данко». Это неумирающий вопрос, который каждый думающий молодой человек непременно задает себе. Не задав себе этого вопроса, нельзя жить осмысленно, нельзя поверить во что-либо и сознательно действовать в жизни.
Подвиг Данко — это следствие любви к людям? (“Старуха Изергиль” А.М. Горького)
Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:
«Пять бесед в Москве» — это первая наша встреча, это прекрасные наполненные любовью и блаженством вечера На сайте allrefs.net читайте: «пять бесед в москве» — это первая наша встреча, это прекрасные наполненные любовью и блаженством вечера…
Методология любой деятельности — это учение о структуре, логической организации, методах и средствах этой деятельности На сайте allrefs.net читайте: методология любой деятельности — это учение о структуре, логической организации, методах и средствах этой деятельности…
Механика – это раздел физики, изучающий закономерности механического движения и причины, вызывающие или изменяющие это движение Введение.. механика это раздел физики изучающий закономерности механического движения.. выполнение лабораторных работ по механике способствует развитию у студентов навыков самостоятельной работы и помогает..
Непротиворечивая система аксиом называется независимой, если никакая из аксиом этой системы не является следствием других аксиом этой системы При аксиоматическом построении теории по существу все утверж дения выводятся путем доказательства из аксиом поэтому к системе аксиом предъявляются.. система аксиом называется непротиворечивой если из нее нельзя логически.. если система аксиом не обладает этим свойством она не может быть пригодной для обоснования научной теории..
Моим родителям и детям — тому, без кого не было бы этой книги, так как не было бы любви, поддержки и ребенка На сайте allrefs.net читайте: моим родителям и детям — тому, без кого не было бы этой книги, так как не было бы любви, поддержки и ребенка.
Вера — это не Религия это — знание своих способностей и умение им пользоваться Вера это не религия это знание своих способностей и умение им.. вера это не религия это знание образное как пользоваться силой своих способностей..
Организация — это систематизирование, сознательное объединение действий людей, преследующее достижение определенных целей Цели и задачи менеджмента сущность управления основные понятия о менеджменте подходы к определению понятия менеджмент понятие об объекте и.. прежде чем начать изучать менеджмент необходимо сначала усвоить что такое.. организация это систематизирование сознательное объединение действий людей преследующее достижение определенных..
0.031
Почему осторожный человек наступил на пылающее сердце Данко?
История создания рассказа
Образ юнца, который смог спасти людей от когтистых лап деревьев и болот, появился у Горького, поскольку он был под впечатлением от странствий по Бессарабии и Румынии. Автор побывал там за четыре года до написания своего сочинения.
Имя главного героя, по предположениям Георгия Богача, позаимствовано из цыганского языка и означает «младший сын». Исследовательница творчества Максима Горького, Ирина Гуйс, думает, что предшественником персонажа был Прометей, который дал людям огонь.
Но вскоре сам писатель рассказал, что образ героя был списан с образом шведского литератора Августа Стриндберга.
Кроме того, одним из кумиров Максима Горького является болгарский поэт Пенчо Славейков, который в своих произведениях изображал сильных духом людей.
Сюжет произведения
Жило одно племя на земле, которое с четырёх сторон было окружено дремучим лесом, а с четвёртой — была бескрайняя степь. Народ этот был забавный, могучий, свободолюбивый и храбрый. Но однажды пришла к ним беда: откуда-то издалека прибыли враждебные племена и выгнали их в непроходимый лес.
В лесу были плохо пахнущие болота и темнота, поскольку ветки деревьев так переплелись, что едва ли лучик солнца мог пробиться сквозь них. Люди стали погибать друг за другом. Плакали женщины и дети, а мужчины задумались и погрустнели. Этот народ был силён, и могли они пойти сражаться до самого конца с захватчиками, но они хранили заветы, а если умрут люди, то умрут и заветы.
Поэтому они всё время сидели и думали, но ничего на ум не приходило. Только идти обратно и стать рабами врагов. Но вдруг появился Данко и сказал, что если сидеть и ничего не делать, то умрут все. Надо действовать. И повёл их юноша сквозь лес мрачный.
Шли по дороге долго и всё никак выйти не могли. Начали нападать на Данко и обвинили во всём произошедшем. Злые, голодные, павшие духом, говорили, что ничтожен и вреден он для народа и должен погибнуть. Не давая отступить, окружили, кричали и рычали, словно дикие звери. Это были не благородные люди, а беспощадные твари.
Но не злился на них юноша и не испугался, а только пожалел, ведь без него погибнут они. Негодование вскипело в душе. Тогда разорвал свою грудь и вырвал Данко сердце, подняв над головой. Оно светилось, словно солнце, и лес теперь был освещён.
Побежал Данко вперёд, и остальные ринулись за ним. Продолжили свой путь, и вдруг лес расступился и остался позади, а народ оказался в степи под открытым небом. Картина была поистине захватывающая.
Рассмеялся парень, и упало на землю бездыханное тело. Но племя не заметило его смерти и не видели, как горит храброе сердце рядом с трупом.
Лишь один из них увидел это и наступил на него. Рассыпалось, как пепел, и погасло сердце героя Данко.
Сопоставление двух героев
Литераторы утверждают, что главы о Ларре и Данко не зря были в одном произведении. Персонажи сочетаются друг с другом, как Инь и Янь. Про Ларру, сына орла, можно сказать следующее:
Данко — это воплощение любви и обаяния. Для Ларры нет наказания хуже, чем одиночество. Но и Данко был одиноким человеком.
Юноша был не понят и убит обществом, хотя вырывал ради них сердце и, можно сказать, отдал им.
Он сделал всё, что было в его силах, но они растоптали и не отнеслись с должным уважением к герою.
Смерть Данко
Данко видит все недостатки своего племени, не замечает злых слов в его сторону, не злится. Спасая других, он не думает о себе. Он герой, спасший жизнь своего народа, освободив от рабства и смерти, и является образцом для всех людей:
Данко буквально мог «чувствовать сердцем». Он подчинил своему сердцу волю, ум, рассудок. Его сочетание доброго сердца и благоразумия дали внутреннюю гармонию, и с её помощью юноша смог сотворить чудо. Герой готов принести себя в жертву любимым, не задумываясь, зачем он это делает и что может случиться вскоре с ним.
Этот поступок заканчивается несчастьем. Почему-то люди не заметили смерти Данко, только лишь один из них решил избавиться от пылающего сердца, раздавив его. Оно погасло, напомнив о храбром герое в последний раз.
Возможно, осторожный человек боялся пылающего сердца, думал, что народ вспомнит, кто именно спас их от смерти, и жизнь кардинально изменится. Ему хочется не менять свои приоритеты, а всего лишь спокойно существовать. Это ужасная безликость, эгоистичность, равнодушие людей, которые были неспособны понять героя.
Самопожертвование — это главная тема произведения. Таким образом, юноша получил вечную жизнь. Огонь пылающего сердца не испарился бесследно, он воссоединился со Вселенной.