чем померить толщину металла
Все, что вы хотели знать о ТОЛЩИНОМЕРЕ, но боялись спросить
На сегодняшнем уроке мы разберем работу толщиномера и узнаем, насколько интересно им везде тыкать.
Несмотря на легенды о чудодейственном свойстве этого приборчика, толщиномер не определяет смотанный пробег, не зажигает красную лампочку при приближении злобного перекупа и абсолютно никак не влияет на вашу тягу к алкоголю.
Он всего лишь измеряет толщину слоя лакокрасочного покрытия (ЛКП). Обычно с завода автомобиль сходит окрашенным в один слой. Для простоты пока будем считать, что толщина этого слоя близка к 100 мкм (это 0.1 мм), и разумеется на всем кузове она одинакова.
В проемах толщина заводского слоя в подавляющем большинстве случаев меньше: 50-70 мкм
При кузовном ремонте деталь рихтуют, «выводят» поврежденную поверхность нанесением специальных материалов (в простонародье шпаклевка), и повторно красят. Шпаклевка и повторный слой краски увеличивают общую толщину слоя (как правило, минимум вдвое), об этом и скажет толщиномер. Т.е., если деталь ремонтировали после ДТП – просто прикладываем толщиномер, а потом тыкаем им в нос (ну или еще куда) лукавому продавцу.
Однако, опыт каждодневных осмотров последних лет свидетельствует о том, что не только можно не расстраиваться, если вы забыли толщиномер дома, но и не париться, если у вас его вообще нет! Ибо значения выше нормы стали редкостью, хотя перекрасов и ремонтов после ДТП меньше не стало.
В простонародье этот феномен получил название «красить под толщиномер». Но обо всем по порядку.
Первое и самое главное – сколько должно быть?
Чтобы проще было запомнить — должно быть 100 микрон (плюс минус). Причем 100 мкм по всей машине куда не тыкни.
Для многих японцев характерны толщины около 80 мкм.
Как ни странно, эти же значения характерны и для Гелека,
Хотя для большинства немецких авто, ровно, как и для большинства металликов стандартными значениями являются 110-130 мкм.
Разумеется, есть локальные места, где еще на заводе слой может быть нанесен чуть больше (как правило на стойках лобового стекла значения выше на 10-30 мкм)
Но, повторюсь, это локальные места, и самый простой способ убедиться, что так и должно быть – проверить значения толщины с другой стороны.
Стандартная фраза продавца «в пределах допуска» — не более, чем лукавство. Все машины в пределах марки-модели окрашены одинаково. Поэтому, если три S класса имеют толщину на капоте 110 мкм, а четвертый вдруг 140 мкм – то нифига это не допуск.
Правда значения на разных толщиномерах могут быть разными, поэтому можно использовать универсальное правило: больше 160 мкм – подозрительно. Больше 180-200 мкм – плохо.
Есть редчайшие исключения, когда повышенные значения – это норма: двойной окрас, т.е. когда машина была отправлена на повторную окраску еще на заводе (характерен для VAG или Jaguar).
Но бывают и случаи посложнее
Мелкосерийные автомобили могут иметь вообще какую угодно толщину ЛКП
Ну и разумеется толщина лкп может быть любой на автомобилях, кузова которых собирают специфическим образом (всякий английский hand и assmade).
Как пользоваться толщиномером? Как-как, берешь, да тыкаешь! Главное, максимально перпендикулярно поверхности. Если толщиномер нужно калибровать – то место ему в политехническом музее. Если при измерении одной и той же точки толщиномер показывает разные значения – то это «игровухи», а не толщиномер.
Что измеряет и что не измеряет толщиномер? Не будем вдаваться в то, что все еще есть различные толщиномеры (есть те, что не видят алюминий, а еще есть те, кто слушает музыку в метро с кассетного плеера (наверное, есть)). Так что по умолчанию считаем, что применительно к автомобилям, толщиномер измеряет толщину краски любой НЕ пластиковой детали.
Пластик – это единственное, что сегодня не видит «стандартный» толщиномер (т.е. крылья Рено и БМВ, а также крышки багажников всяких быстрых машин).
Остальное ему пофиг – грязь, снег, дождь, вода, мороз, жара, севшие батарейки – значения всегда одинаковые. Главное, повторюсь, тыкайте ровно (игла должна быть максимально перпендикулярна поверхности).
Единственный нюанс, есть естественная выработка иглы, т.е. уменьшение ее длины – не уверен, но кажется это влияет на показания. Но можете не брать это в голову — чтобы сточить иглу, нужно работать в трейд-ине. Впрочем, у меня больше года толщик не живет, так что я этого точно не знаю (не ломаются, но разбиваются).
Можно ли поцарапать толщиномером машину? Можно, но нужно сильно стараться. Обычном замером толщины вы машину не поцарапаете. Но можно слегка задеть, если толщиномер «съедет» со скользкой поверхности (характерно для свежеотполированных авто), или когда приборчик выпадает из рук. А происходит это часто, ибо рука и запястье работают на полную (тут так приложить – тут эдак).
На этом скучная часть урока окончена. Переходим к прикладной толщиномерии.
Поскольку толщиномер не вчера появился и успел получить весьма широкую распространенность, то за последние года 2-3 те, кого прибор должен выводить на чистою воду, научились с ним работать. Переходим к самому вкусному.
Как обмануть толщиномер? В принципе – никак. Он просто показывает значение и все. Зато можно обмануть вас, т.е. интерпретатора этих значений.
Самый простой способ: после ДТП на детали будет один слой краски (т.е. значения «в допуске»), если… если эта деталь новая!
На сегодня это общее место, красить новую деталь с попаданием в заводские значения толщины умеют все. Сделать слой чуть меньше (скажем 80 вместо 120) или чуть больше (130-140) – признак рукожопия.
Можно ли это спалить? Глазами, как правило, да (об этом я расскажу в следующем посте). А вот толщиномер поможет, если значения будут в норме, но отличаться от соседних деталей (вся машина 110, а скажем капот 130), либо будут большие расхождения в пределах одной детали (перепады больше 30 мкм в пределах детали – это повод насторожиться). Но в большинстве случаев вам это не поможет, потому что…
Потому что разницу в толщине слоя лкп между деталями можно нивелировать полировкой, а точнее так называемой «керамикой». Способов уменьшить значения я не знаю (догадываюсь, но не встречал) зато есть ситуация, когда значения можно увеличить, и это не будет означать перекрас.
Это так называемая «керамика» (в первом приближении – эдакая продвинутая полировка). Т.е. имеем абсолютно целый автомобиль, наносим на него 4-5 слоев керамики и вместе с офигительным блеском и защитными свойствами получаем толщину ЛКП на 30-40 мкм выше
Да, керамика действительно увеличивает показания, причем при многократном нанесении весьма значительно. Стандартные 110 мкм можно довести и до 180. Другой вопрос, нафига (не дешево это, в конце концов)?
Но так или иначе обмануть толщиномер таким способом не трудно: т.е., к примеру, имеем несколько ДТП, заменили капот и на нем значения 130 мкм, потом заменили поврежденное крыло, на нем значение 80, потом поменяли дверь и на ней совсем неаккуратные 150. Все это, выражаясь языком официальных дилеров, «в пределах допуска», но все таки не нормально и подозрительно. Поэтому отгоняем наше перекрашенное чудо в грамотный детейлинг и получаем всю машину 170. Тем более, что без полировки такой разукрас не продать.
Все! Толщиномер бессилен, он покажет то, что и должен показать – одинаковые значения по всей машине.
Еще один распространенный способ скрытия перекрашенных деталей – пленка.
Однако завышены они будут ровно на толщину пленки (самая распространенная толщина пленки 100-150-200 мкм). Поэтому тут также может спасти принцип подобия. Если на одной стороне капота 240 мкм, а на другой 290, то значит и под пленкой толщина слоя расходится на 50 мкм, что невозможно при окрасе в заводских условиях. Также маловероятно, что на разные детали нанесли пленку разной толщины: поэтому ели на капоте показывает 210, а на крыльях 340 – скорее всего это косяк.
Ну и совсем трудный и редкий вариант – делать ремонт как надо. Т.е. заменять поврежденные элементы на новые, снимать старый слой краски, делать швы максимально аккуратными и в нужных местах (увы, такой подход характерен как раз для серьезных повреждений и тотала). Так, что не только толщиномер ничего не найдет, но и никакой эксперт ничего не найдет, потому что никаких следов и нет. К счастью, есть еще мастера, которые делают ремонт идеально. Мне такие попадались.
Но это такая редкость, что и рассматривать не стоит.
А самое главное: перекрашенное оперение – это в конце концов не страшно. Главное, чтобы были целыми проемы и стойки. Ведь именно их повреждения обычно тянут за собой изменение геометрии и прочие радости, вроде стреляных подушек и неработающих ремней.
Ну а в следующем посте попробуем прикинуть на практике, сколько денег поможет нам сэкономить толщиномер. И поможет ли…
Толщиномер. Назначение, виды и характеристики
В строительстве, судостроительстве, автомобильной промышленности, в быту, когда необходимо определить толщину материала или слоя его покрытия, применяют толщиномер.
Современные виды этого прибора способны проводить измерения неразрушающим методом, или проще говоря, без нарушения целостности исследуемых элементов, деталей, покрывающих защитных слоев.
Инструмент прост в использовании, и это явное преимущество, так как чтобы освоить методы его применения, необязательно быть профессионалом и иметь техническое образование.
Назначение и принцип действия
Толщиномер предназначен для высокоточного измерения толщины магнитных и немагнитных материалов, а также отдельно слоя какого-либо неметаллического соединения, покрывающего металл.
Если говорить о бытовом применении, инструмент активно используют для замера покрытия кузова автомобиля, что позволяет определить места, которые подвергались ремонту.
В этом случае толщина лакокрасочного покрытия либо не соответствует заводским значениям, либо и вовсе наносится на шпаклевку.
Другими словами, любой человек при наличии подходящего толщиномера может самостоятельно проверить эксплуатационное состояние кузова автомобиля, найти локальные места, подвергавшиеся ремонту, что особенно актуально при покупке б/у авто.
Прибор позволяет определить, битый ли автомобиль, а также предположить степень возможных в прошлом повреждений, которые вполне могут повлиять на геометрию кузова, что в итоге снижает безопасность водителя и пассажиров в случае ДТП.
В профессиональной сфере контроль покрасочных работ посредством толщиномеров выполняется оценщиками, малярами, полировщиками и слесарями-кузовщиками в автосервисах.
В сфере строительства толщиномеры применяют для определения толщины покрытий металлоконструкций, бетона, элементов трубопровода.
От принципа действия толщиномера полностью зависит сфера его использования:
Для измерения толщины бумаги и картона, других листовых материалов, вроде ткани и пластиковой пленки, применяют особые стационарные механические толщиномеры, по принципу работы схожие со стрелочными и цифровыми микрометрами.
Контроль толщины мокрого покрытия, например, при его нанесении на детали, осуществляется посредством специальных бесконтактных толщиномеров.
Их работа основывается на методе активного термического сдвига, что позволяет выполнять замеры на расстоянии до 50 см от поверхности покрытия.
Применяются для контроля толщины нанесенных термическим напылением, а также порошковых, полимерных, органических и лакокрасочных покрытий.
Устройство и характеристики
Современный толщиномер представляет собой компактное электронное устройство, состоящее из измерительного блока и датчика, который бывает встроенным и выносным.
Последний позволяет выполнять замеры в ограниченном пространстве или в неудобных точках.
Измерительный блок заключается в корпус, имеющий как классическую прямоугольную, так и с плавными изгибами форму, повышающую эргономичность.
Также портативные устройства со встроенным датчиком нередко имеют пистолетную форму.
Питание осуществляется посредством встроенного аккумулятора или сменных батареек.
На лицевой стороне прибора имеется дисплей, отображающий результаты замеров, а также информацию о настройках.
Управление осуществляется кнопками, обычно расположенными ниже дисплея.
Кроме портативных толщиномеров существуют и стационарные настольные приборы, обычно применяющиеся для контроля пленок и листовых материалов в пределах лаборатории.
Материал
Корпус толщиномера, как правило, изготавливается из ударопрочного пластика, который нередко оснащается прорезиненными вставками, предотвращающими выскальзывание прибора из рук.
Некоторые модели комплектуются съемными резиновыми чехлами, дающими дополнительную защиту от случайных падений и ударов.
Механические модели делают металлическими, а наконечники зонда – твердосплавными или керамическими.
Размеры и вес
Большая часть портативных толщиномеров обладает компактными размерами.
Их длина составляет порядка 100 — 370 мм, ширина около 50 – 250 мм, а весят подобные модели от 60 до 500 грамм, могут иметь горизонтальное и вертикальное позиционирование дисплея.
Вес некоторых приборов способен превысить 1,5 кг, в зависимости от размеров и функционала.
Что касается механических ручных вариантов исполнения, их длина составляет 225 – 425 мм.
Диапазон измерений
Диапазон измерений толщиномера напрямую зависит от его типа, исследуемого материала, может сильно изменятся от модели к модели.
Единицы измерения этого параметра в данном случае – микрометры, составляющие тысячную часть миллиметра, то есть 1 мкм = 0,001 мм.
Для портативных цифровых моделей максимальная измеряемая толщина не превышает 3000 мкм, чего вполне достаточно для проверки, например, ЛКП авто.
Что касается ручных механических приборов для труб и листовых материалов, их диапазон измерений зачастую составляет 0 – 10000 мкм (иногда до 20000 мкм).
Ультразвуковой же инструмент может обладать максимальным значением диапазона вплоть до 300000 мкм, в то время как минимальная отметка составляет 0,1 – 1000 мкм.
Время измерения в одиночном режиме обычно составляет 3 – 5 секунд.
Точность, погрешность и калибровка
Погрешность – один из основных параметров, на который необходимо обращать внимание при выборе толщиномера, зависит она в первую очередь от типа инструмента.
Для качественных ультразвуковых приборов это значение не превышает 1%, для других типов – до 3%, зависит от диапазона измерений.
Допустимое отклонение измерения у механических ручных моделей составляет в среднем 0,018 — 0,022 мм.
Калибровка толщиномеров, как правило, выполняется перед каждым их использованием.
Информация о том, как именно калибровать тот или иной прибор, находится в инструкции, а процедура включает в себя 2 этапа:
В комплекте с инструментом идут зачастую калибровочные шайбы известной толщины, имитирующие материалы, работу с которыми поддерживает толщиномер.
Это могут быть как цветные и черные металлы, так и варианты с имитацией лакокрасочного слоя автомобиля.
Современные профессиональные модели имеют автоматическую самокалибровку.
Дополнительные функции
Многие толщиномеры оснащаются дополнительным функционалом, который способен расширить возможности прибора и упростить работу с ним.
Широкое распространение получили следующие дополнения:
В зависимости от модели, прибор может оснащаться дополнительно звуковым оповещением, многоязычным интерфейсом, несколькими вариантами датчиков для работы с разными материалами.
Для индикаторных стенкомеров и толщиномеров с ценой деления 0,01 и 0,1 мм технические условия регламентированы действующим ГОСТ 11358-89, для ультразвуковых вариантов введен ГОСТ 28702-90, а для радиоизотопных приборов – ГОСТ 18061-90.
Некоторые толщиномеры внесены в Госреестр средств измерений, имеют соответствующие метрологические сертификаты.
Это значит, что для таких приборов установлены правила метрологической поверки и официальные технические нормативы.
Регистрация в Государственном реестре фактически подтверждает законность использования инструмента на территории РФ.
Для толщиномеров покрытий, внесенных в Госреестр СИ, поверка производится раз в год.
Виды толщиномеров, их цена
Отвечая на вопрос, какие бывают толщиномеры, необходимо сразу отметить, что для определения толщины покрытия материала без его повреждения используются только электронные приборы, которые могут иметь встроенные или выносные датчики.
В зависимости от способа отображения результатов измерений, инструмент бывает:
Стрелочный
Классический вариант с механическим стрелочным индикатором, представляющим собой круговую шкалу и, соответственно, подвижную стрелку.
Отсюда еще одно название – индикаторный толщиномер.
Цифровой
С цифровым отсчетным устройством (как аналог предыдущего варианта) или ЖК дисплеем различной диагонали.
В зависимости от целей использования, условно толщиномер можно отнести к одному из следующих классов:
Бытовой
Для любительского проведения диагностики, например, ЛКП при покупке автомобиля.
Может иметь довольно высокую погрешность, что отражается соответствующим образом на стоимости, доступен для широких масс потребителей.
Профессиональный
Многофункциональный высокоточный измерительный прибор, который может использоваться в профессиональной деятельности, например, для контроля толщины того же ЛКП автомобиля при малярных работах.
В зависимости от способа измерения толщиномер бывает:
По принципу работы толщиномер бывает:
Механический
Внешне напоминает микрометр, но имеет более массивную конструкцию с ручкой, устройством поднятия измерительного стержня.
Используется для измерения толщины листовых материалов, криволинейных изделий, а его роликовый подвид – для таких же материалов, но пребывающих в движении.
Оба варианта как раз относятся к индикаторным моделям, однако, механические еще включают так называемую гребенку – толщиномер мокрого слоя, предназначенный для оперативного определения толщины неотвердевшего ЛКП.
Цена от 5 до 50 тыс. рублей.
Электромагнитный
В конструкции есть мягкий ферромагнитный стержень с катушкой, создающий магнитное поле, и такой же для измерения плотности этого поля.
Стоимость колеблется в широких пределах, начиная от 4 тыс. рублей.
Электромагнитно-акустический
Для толщинометрии деталей из металлов и сплавов, оценки анизотропии прокатов, способен выполнять замеры с рабочим диапазоном, как правило, до 3 мм, но есть модели с показателем до 15 мм.
В конструкции применяется ЭМА-преобразователь.
Стоимость такого сложного прибора в пределах 260тыс.руб.
Ультразвуковой
Универсальный вариант, по принципу работы напоминающий сонар, применяется для замеров с одной стороны (как и предыдущий тип), прост в использовании.
На выполнение замера требуется 1 – 2 секунды, результат отображается посредством цифровой индикации.
Такой прибор по праву можно назвать наиболее универсальным, особенно учитывая, что он способен анализировать как общую толщину материала, так и послойно его покрытия.
Цена в среднем 11 – 40 тыс. рублей.
Магнитный
На основе постоянного магнита, а точнее его взаимодействия с магнитным основанием через немагнитное покрытие, толщину которого требуется измерить.
Производится в разных вариациях.
Одна из простых магнитных моделей известна как толщиномер-карандаш (из-за своей формы), причем в стандартном исполнении его можно смело отнести к механическим моделям, но встречаются и электронные «тестеры» со светодиодной индикацией весом всего 40 г.
Цена бытовых вариантов 2 – 5 тыс. рублей, профессиональные экземпляры достигают цены 55тыс.руб.
Вихретоковый
В конструкции имеет катушку, которая генерирует переменное магнитное поле, когда через нее проходит ток.
Цена от 10 тыс. рублей, нередко превышает отметку в 50 тыс.руб.
Комбинированный
Сочетает вихретоковый и магнитный принцип снятия показаний, потому такой толщиномер еще называется электромагнитновихретоковым.
Позволяет работать с основаниями из черных и цветных металлов.
Обойдется примерно в 10 тыс. рублей.
Перечисленные выше приборы зачастую представляют собой портативные переносные инструменты, однако, существуют исключительно стационарные варианты, которые используются как в составе автоматических производственных линий, так и в виде самостоятельного лабораторного оборудования.
К стационарным моделям относятся:
Существуют узкоспециализированные толщиномеры, сконструированные под работу с определенными материалами:
Толщиномер бетона
Для измерения толщины неметаллических пластин, в частности бетонных плит, железобетонных конструкций, камня и стекла.
Такие устройства внесены в госреестр, т.к. обладают всеми необходимыми характеристиками, соответствующими ГОСТ.
Стоимость этих приборов около 300тыс.руб.
Толщиномер бумаги и картона
Лабораторный настольный прибор, который может использоваться также для работы с другими листовыми материалами, вроде фольги, ламинирующей и пластиковой пленки.
Автомобильный толщиномер
Для определения слоя ЛКП на металлической поверхности, в частности, кузова авто.
Для любительских целей можно приобрести китайский прибор размером с брелок за 1 – 2 тыс. рублей.
Игольчатый толщиномер
Для работы с текстильными материалами, войлоком, стеклохолстом и различными тканями.
Что нужно знать о толщиномерах?
Толщиномером, предназначенным для работы с лакокрасочным покрытием, можно с успехом определять толщину других видов покрытий, вроде шпатлевки, грунтовки, естественно, без нарушения целостности и структуры материала.
Кроме того, при помощи этих приборов возможно измерить толщину стекла, пластмассы и даже ржавчины, а также обволакивающей металл оболочки из неметаллических соединений.