чем полируют кожу растительного дубления
Чем полируют кожу растительного дубления
Сообщение prezion » 24 янв 2011, 01:54
Re: Финишная отделка кожи растительного дубления
Сообщение inverto » 24 янв 2011, 17:07
shoemaker у него нужно поинтересоваться или глянуть на его работы-http://shoemaker.ya.ru/#y5__id39
Re: Финишная отделка кожи растительного дубления
Сообщение prezion » 24 янв 2011, 19:22
Re: Финишная отделка кожи растительного дубления
Сообщение Айс » 02 фев 2011, 21:08
Re: Финишная отделка кожи растительного дубления
Сообщение inverto » 04 фев 2011, 23:29
АППРЕТУРЫ ДЛЯ КОЖИ Общие указания
Жидкие аппретуры для кожи представляют собою окрашенные, омыленные водные растворы различных смол, которые наносятся на кожу при помощи губки или кисти и после высыхания дают хороший глянец. Правильно приготовленная аппретура, придавая коже блеск и эластичность, не должна бояться сырости.
Большей частью в аппретурах употребляется отбеленный, освобожденный от шеллакового воска, шеллак. Если употребляют обыкновенный шеллак, то полезно предварительно освободиться от шеллакового воска, который отрицательно влияет на блеск аппретуры. Для этой цели спиртовой раствор обыкновенного шеллака оставляют в закрытом котле в покое на несколько дней, чтобы отделился воск, после чего раствор с осадка осторожно сливают, а спирт удаляют перегонкой. Аппретуры для кожи
Посуда, в которой готовится аппретура, должна быть медная, хорошо вылуженная или эмалированная, но ни в коем случае нельзя применять железную посуду-Аппретуру нельзя хранить в жестяных банках, так как при соприкосновении с железом шеллак будет выделяться из раствора в виде хлопьев.
Для черных аппретур применяется также смесь из крови и молока, альбумина, желатина и других веществ, окрашенных соответствующими красителями или кампешевым экстрактом с железной солью. Для аппретур применяются анилиновые красители, не изменяющие своей окраски в щелочной среде.
Воду применять дождевую или дистиллированную, но ни в коем случае нельзя брать жесткую воду.
Для того чтобы водную аппретуру для кожи сделать устойчивой по отношению к морозу, прибавляют денатурированный спирт (приблизительно 10%) и соответственно уменьшают количество воды.
Аппретура для кожи
Терпентина 100 г
Шеллака 200 г
Винного спирта 840 г
Отвара кампешевого дерева 20 г
Двухромовокалиевой соли 6 г
Сернокислого индиго 10 г
Растворяют шеллак в винном спирте и прибавляют остальные вещества.
Аппретура для кожи, придающая сильный глянец
Шеллака 200 г
Нашатырного спирта 90 г
Воды 0.5 л
Анилиновой черни 25 г
Растворяют шеллак при слабом нагревании на водяной бане в растворе нашатырного спирта в воде. К полученному раствору прибавляют анилиновую чернь и хорошо перемешивают. В случае необходимости прибавляют еще воды.
Аппретура для цветной кожи
Карнаубского воска 100 г
Терпентинного масла 300 г
Высокосортного мыла 150 г
Воды 150 г
Растапливают воск и прибавляют при помешивании остальные части.
Аппретура для жесткой кожи и кожевенных товаров
Приготовление этой аппретуры производится следующим образом. На водяной бане постепенно нагревают 0.75 л 95° винного спирта и прибавляют 250% шеллака высшего сорта. Подогревание продолжают до окончательного растворения шеллака. Одновременно в другом сосуде в 250% винного спирта растворяют 5 г растворимого в спирту нигрозина или же (если имеется в виду цветная кожа) немного растворимой в спирту анилиновой краски и сливают оба раствора вместе. К полученной смеси прибавляют, помешивая, еще 50-100 г винного спирта и небольшое количество терпентина или стиракса; когда все растворится, дают охладиться. Во избежание сильного улетучивания винного спирта во время получения раствора жидкость помещают в закрывающийся жестяной сосуд и ставят или в теплую не кипящую воду, или же на солнце, причем сосуд накрывают неплотно сидящей крышкой. Готовые аппретуры хранят в плотно закрытом сосуде в прохладном месте и при употреблении наносят несколько раз равномерным слоем, посредством губки, причем кожа должна быть предварительно хорошо очищена.
Шеллаковая аппретура для черной кожи
Шеллака 1.8 кг
Буры 400 г
Нигрозина 200 г
Глицерина 120 г
Формалина или тимола 4 г
Воды 12 л
Шеллаковая аппретура для кожи №2
Шеллака 600 г
Сахара 800 г
Буры 250 г
Нигрозина, растворимого в воде 200 г
Глицерина 60 г
Формалина или тимола 6 г
Воды 4 л
Приготовление аппретуры по вышеуказанным рецептам производят следующим образом:
В эмалированной посуде в кипящей воде растворяют буру. Затем постепенно небольшими порциями прибавляют хорошо измельченный шеллак, причем новые порции шеллака добавляют только тогда, когда предыдущая порция растворилась. Это очень важно, так как, если прибавить сразу очень большое количество шеллака, то получатся комочки, которые потом трудно будет растворить.
Взамен выкипевшей воды добавляют столько же горячей воды. Когда весь шеллак растворится, то при употреблении неочищенного шеллака раствору дают охладиться и спустя несколько дней сливают раствор с выделившегося шеллакового воска. При употреблении же отбеленного шеллака горячему раствору дают охладиться до 70°.
Приготовив, таким образом, шеллаковый раствор с бурой, прибавляют остальные составные части при перемешивании.
Для сохранения аппретур необходимо прибавить формалин (или тимол). Готовую аппретуру полезно профильтровать и тогда разлить по флаконам.
Мыльная аппретура для кожи
Карнаубского воска 150 г
Белого мыла 150 г
Глицерина 45 г
Смесь варят до полного растворения в 2.5 л воды. Во время варки размешивают и добавляют воды взамен испарившейся, поддерживая объем в 2.5 л. Взбалтывают до получения однородной эмульсии.
Пчелиного воска 150 г
Поташа 30 г
Воды 9 л
Столярного клея 180 г
Аравийской камеди 180 г
Глицерина 28° по Бомэ 750 г
Сахара 180 г
Нигрозина, растворимого в воде 240 г
Нагревают при кипячении воск и поташ в 1.5 л воды до образования однообразного воскового молока, которое при стоянии не должно выделять на поверхности воск. Одновременно в другом сосуде растворяют все остальные части в 7.5 л воды.
При сильном перемешивании прибавляют восковое молоко ко 2-му раствору; смесь нагревают до тех пор, пока взятая проба при охлаждении не покажет полную однородность и капля пробы на белой бумаге после высыхания и растирания не даст сильный блеск.
Полезно прибавить к аппретуре 15 г формалина для предохранения от заплесневения.
Коричневая восковая аппретура для кож
Желтого воска 100 г
Рыбьего жира 100 г
Бензина 750 г
Жженой умбры 50 г
Мягкого мыла (калийного) 25 г
Растопить воск и при перемешивании прибавить остальные части. Черная восковая, аппретура.
Скипидара 100 г
Желтого воска 800 г
Жженой кости 200 г
Берлинской лазури 100 г
Копалового лака 25 г
Смешивают все части при слабом нагревании до получения однородной массы. По нанесении массы на кожу полируют мягкой щеткой.
Аппретуры из клея, казеина, молока, крови, сахара
Декстрина и растительной слизи относятся к более простым аппретурам. Вещества эти слабо противостоят влиянию погоды. Прибавляя к этим аппретурам смоляные вещества, можно повысить их качества и усилить блеск. Приводим несколько рецептов таких аппретур.
Кампешевого экстракта 150 г
Железного купороса 60 г
Молока 1 л
Крови 1.5 л
Воды 12 л
Кампешевый экстракт растворяют в небольшом количестве кипящей воды и разбавляют 5 л холодной воды. К раствору прибавляется купорос, растворенный предварительно в холодной воде. Наконец прибавляют молоко, кровь и остальную воду.
Аппретура для цветной кожи
Ниже мы приводим несколько рецептов такой аппретуры:
Яичного альбумина 60 г
Молока 650 см3
Разбавить водой до 7 л.
Казеина 300 г
Буры 15 г
Молока 1800 см3
Льняного семени 75 г
Молока 300 см3
Яичного альбумина 42 г
Воды 6.5 л
Измельченное льняное семя кипятят в продолжение получаса в 5 л воды. Потом процеживают сквозь фильтровальную бумагу и охлаждают. Альбумин растворяют в воде, после чего оба раствора смешивают, прибавляют молоко и воду.
Желтого воска 120 г
Скипидара 400 г
Смоляного мыла 50 г
Воды 400 г
Растапливают на водяной бане воск и прибавляют скипидар. Отдельно растворяют мыло в воде и смешивают оба раствора. Массу растирают в ступке до образования однородной пасты. Смесь подкрашивают в любой цвет анилиновой краской, растворенной в спирту (5 г краски на 25 г спирта).
Желтого воска 125 г
Скипидара 150 г
Обыкновенного мыла 10 г
Воды горячей 125 г
Краску прибавить, как указано выше.
Стеарина 10 г
Скипидара 150 г
Краски любого цвета 20 г
Спирта 10 г
Растопить стеарин и прибавить все остальные части. Краску отдельно растворить в спирту.
Защита и уход. Варим полироль для кожи сами.
Как сварить полироль для кожи
Много лет назад, когда я только начинал работать с кожей, я использовал коммерческие или частные смеси для финишной обработки кожи. Такие средства обработки кожи очень дороги и, мало того, действие из недолго, они быстро вымываются и, к тому же, содержат различные химические добавки, что выглядит противоречащим традиционному кожевенному ремеслу. Вот я и решил сделать свой собственный состав.
Мое первое средство было простым: парафин из свечей и минеральное масло грубого отжима. Такое средство хорошо работало, но, опять же, содержало химические соединения, что мне не нравилось. И я стал искать новую формулу. Сходил в библиотеку, нашел много полезной информации по кожевенному ремеслу. Начал я с просмотра рецептов 1000-летней давности, но в них не только не было точных частей ингредиентов, но и сами состаляющие перечислены не полностью. Интересно, что часто использовалась человеческая моча. Расстроившись, я отправился к местному пасечнику и купил у него натуральный пчелиный воск и снова начал экспериментировать.
Я хотел, чтобы моя полироль удовлетворяла следующим требованиям:
Сегодня я продаю средство, приготовленное по моей собственной формуле. В статье я расскажу как самому смешивать разные ингредиенты и готовить составы для финишной обработки кожи.
Внимание! Моя полироль работает не только на коже. Я применяю ее на дереве, искусственной коже, брезенте, даже на металлах, Но не на замше. Разумеется, перед тем, как покрывать свое изделие целиком самодельной полиролью, сначала следует проверить ее действие на небольшом кусочке такого же материала.
На фото в начале статьи изображена обувь до и после применения полироли. Для полировки обуви я использую старую ветошь, в частности старые футболки. И даже не смотря на то, что ветошь может оставлять ворсинки, полирует она очень хорошо.
Еще интересный факт – такую полироль можно использовать и как бальзам для губ, все дело в комбинации и соотношении ингредиентов, о чем я расскажу далее.
Инструменты и ингредиенты.
В кастрюльке нужно проделать отверстия для выхода пузырьков. Важная деталь, потому что стеклянная мерная чашка устанавливается сверху кастрюльки и перекрывает выход пара, без отверстий в кастрюльке пару выходить некуда. Затем наполним кастрюльку водой около 6мм и установим сверху стеклянную мерную чашку.
Все ингредиенты у нас делятся на три категории: твердые, полу-твердые и жидкие. Соответственно, их соотношение зависит от консистенции будущей полироли. Беспроигрышный вариант – 2 части жидкости, половина части полу-твердого и половина части твердого. Но вы можете изменять пропорции по своему предпочтению. Например, если хотите получить мягкую по консистенции полироль, следует взять 3 части жидких ингредиентов, а остальные оставить по половине части. Я, как правило, не беру жидкой части больше 4 частей, получается слишком жидкая консистенция полироли. Если взять 1 часть жидкой и по половине двух других, то получится консистенция как у бальзама для губ. Больше воска и кокосового масла – полироль тверже, больше жидких масел – полироль мягче по консистенции, это просто и на ваш выбор.
Аммиак\спирт
Когда используете полироль на старых вещах, жир и грязь на них будут втираться в изделие вместе с полиролью. Значит, сначала старую вещь необходимо почистить, но бывает трудно вычистить всю грязь. Чтобы такого избежать, я добавляю в полироль аммиак или спирт, они позволяют полироли впитаться в кожу для лучшей защиты. Аммиака или спирта нужно совсем немного, пару капель. Я пробовал добавлять и больше и меньше и пришел к выводу, 4-5 капель на мою чашку – в самый раз.
Внимание: если хотите получить бальзам для губ, не добавляйте аммиак\спирт.
Сначала
Добавьте в чашку воск и кокосовое масло. Для начала около 1\8 чашки и того и другого. Растопите как следует и перемешайте, затем добавьте аммиак\спирт.
Затем
Постоянно помешивая, добавляйте миндальное масло(около 1\4 чашки). Так как это масло холоднее, чем растопленное варево в чашке, то, если вылить его сразу все, в чашке могут образоваться комки. Чтобы такого не случилось, добавляйте миндальное масло тонкой струйкой и помешивайте. Миндальное масло немного гуще уже имеющегося в чашке варева, потому все вместе следует хорошенько перемешать до однородной консистенции.
Нагревайте получившуюся жидкость около 4-5 минут, но не доводите до кипения. Если от варева поднимается дымок, убавьте температуру конфорки.
Переливаем получившееся.
Подготовьте ваши металлические баночки, удалив с них этикетки. Наполняйте баночки, не доливая около 3 мм до верха.
Вот и все, ничего сложного. Все, что осталось сделать – это остудить. Аммиак оставляет пузырики в составе и плохо перемешивается, но это нормально. Эти пузырики останутся внутри состава и будут работать при применении.
Как я отмечал выше, этот состав можно применять на огромном количестве различных материалов. Экспериментируйте с пропорциями и никогда не покупайте коммерческие составы, они не рассчитаны на долгую службу, а лишь на выманивание у вас денег.
Химия для начинающих кожевников
— Я пользуюсь TOKONOLE…
— А я KENDA FARBEN ORLY…
— А я, а я… а я самодельной мастикой, сваренной своими руками по секретному рецепту дедушки Пихто…
Примерно такой диалог можно прочесть на форумах где обсуждают химию для натуральной кожи. Это интересно, забавно, но неинформативно для начинающего кожевника.
На самом деле все значительно проще. Химия для кожи делится всего на четыре основных группы, о коих местный автор с удовольствием вам и поведает, не останавливаясь на конкретных примерах и личных предпочтениях.
Финишные средства
Они же, финиши для кожи, они же аппретуры.
Это средства для окончательного, финального, заключительного покрытия изделий из кожи. Финишем может быть лак, эмульсия, крем, мастика, масло, и т д.
Основная задача финишных средств – улучшение внешнего вида натуральной кожи и защита от влаги и других неблагоприятных воздействий, которым подвергается кожаное изделие на этапе эксплуатации.
Следует учитывать, что у продавцов натуральной кожи большой выбор шкур уже имеющих финишное покрытие.
Средства для уреза
Основная задача средств для уреза кожи – это укрепление торцов кожи, полировка и покраска.
К идеальному урезу есть три главных требования.
Эстетичность. Урез должен выглядеть красиво.
Гидрофобность. Одна из функций обработанного уреза — это защита от влаги.
Эластичность. В процессе эксплуатации изделие из натуральной кожи подвергается многократным нагрузкам на изгиб. Обработанный урез с такой нагрузкой должен справляться.
Краска для натуральной кожи
Основные требование к краске для натуральной кожи – проникающая способность, насыщенный цвет, стойкость нанесения.
Краски для кожи существуют двух видов, поверхностные и проникающие.
Поверхностные краски годятся только для мелкой реставрации изделий из кожи, и, пожалуй, для создания рисунков на натуральной коже. Для окраски натуральной кожи используются проникающие краски. Думаю, что целесообразно под термином «краска для натуральной кожи», подразумевать именно проникающую краску.
Если очень хочется получить какой-то уникальный оттенок путем смешения различных красок, смешивайте однотипные краски, и желательно от одного производителя. Важно понимать, что существующий рынок красок для кожи довольно разнообразен. У различных красок может быть разная основа. Смешивать краски на разной основе – крайне не рекомендуется.
Поскольку тема химии для натуральной кожи адресована начинающим кожевникам, нелишним будет упомянуть, что красить натуральную кожу можно, если на ней нет финишного покрытия.
Клей для натуральной кожи
Основное требования к клею для кожи – эластичность. После полного высыхания клей должен оставаться эластичным и изгибаться вместе с кожей, подверженной в процессе эксплуатации активным деформационным нагрузкам.
Так же среди требований — влагостойкость, масложиростойкость и устойчивость к перепадам температуры окружающей среды.
Клеящие составы можно условно разделить на два класса. Клеи на водной основе и клеи на основе растворителей.
Грабли для начинающего кожевника
Покупая химию для натуральной кожи, обязательно уточняйте максимум информации о продукте — сроки годности, инструкция по применению, подходит ли та или иная химия для нужного вам типа натуральной кожи, нужна ли к выбранной химии дополнительная химия или инструменты для ее нанесения и т д.
Имейте ввиду, что большинство химии для натуральной кожи приходит в негодность при минусовых температурах. Если вы совершаете покупку в холодное время года, всегда есть риск несоблюдения продавцом или его поставщиком температурного режима хранения.
Не приобретайте незнакомую химию в больших объемах.
Финишное средство для кожи или самовар своими руками.
Многие новички, да и не только, задаются вопросом где взять финишное средство для кожи и это правильно. Ведь разновидностей финишных средств для кожи на рынке кожевников полно, начиная от Kenda Farben, Vlotho, Eco-Flo, Kezal и т.д. Но не лучше сделать своими руками финишное средство для кожи или в простонародье самовар. Вот несколько рецептов самовара для вашей кожи. Сразу хотелось сказать, что рецепты не мои, а взяты на просторе интернета, но они дали начало полета фантазии. Ведь с рецептами можно поиграться, добавляя тот или иной ингредиент и каждый может изменить рецепт под себя.
Рецепт финишное средство для кожи своими руками.
– Две части пчелиного воска, растопленного (можно приобрести на рынке).
– Одна часть масла семени льна (продается в любом продуктовом магазине).
– Одна часть терпентина (на английском называется turpentine) – скипидар.
Для понимания. Терпентин, липкая жидкость, которую добывают из хвойных деревьев. Содержит смолу и эфирное масло. Терпентиновое масло часто называют скипидаром. Его получают дистилляцией смолы и используют для разбавления красок, в олифах
Масло можно заменить на обычное оливковое (пожеланию, пробовал получилось неплохо).
Терпентин используется как размягчитель – помогает поддерживать пастообразную консистенцию.
Можно по желанию 1/3 пчелиного воска на карнаубский воск – он придаст больше блеска вашим изделиям. Но он также очень твердый (это самый твердый известный воск) – может поэтому паста совсем не паста, а более твердая масса.
Для понимания. Карнаубский воск (бразильский воск, пальмовый воск) — воск из листьев пальмы Copernicia cerifera, произрастающей в северо-восточных штатах Бразилии Пиауи, Сеара и Риу-Гранди-ду-Норти. Зарегистрирован в качестве пищевой добавки Е903.
Приготовление самовара для кожи.
Если воск свернулся, то после того как терпентин добавлен и перемешан можно поставить ещё на водяную баню до растворения и полного перемешивания. Потом снять все с огня и разлить по баночкам. Стеклянные закручивающиеся пойдут или алюминиевые из-под леденцов. Даже жестяные из-под кофе пойдут.
До полного остывания.
Если вы видите, что воск получается слишком твердый то, снова поставьте на водяную баню, растворите полностью и добавьте еще немного масла и терпентина (снять с огня!) Потом снова разлить по баночкам.
Если не переборщили с карнаубским воском (по рецепту он не предусмотрен, если вы добавили), то должна получится как вакса для обуви – довольно мягкая чтобы легко нанести и втереть. Наносить как на кожу, так и на брезентовые материалы и канвас – нанести, втереть и потом продуть горячим феном чтобы впиталось в ткань и высохло. Вода скатится как с гуся потом.
P.S: И тут пошел полет фантазии, вместо терпентина добавил пинен (Разбавитель предназначен для разведения и снижения вязкости художественных масляных, пента масляных и алкидных красок, рельефных паст) продается в любом магазине для художников. Получилось с пинен очень неплохо, также в этот состав добавлял немного детского крема «Дюймовочка» на этом варианте и остановился. Так что друзья пробуйте, но рекомендую с начало сделать как по рецепту, потом добавлять потихоньку ингредиенты.
Второй рецепт финишного средства.
Состав и вес материалов:
— натуральный пчелиный или карнаубский воск — 42гр.
— льняное масло — 42гр.
— мыло — 2гр. (пару кусочков на глаз)
Воск надо приготовить так: – в емкость налить натуральной олифы или льняного масла примерно70-80 гр., разогреть на закрытом огне и когда нагреется масло, то в него надо постепенно добавлять воск, примерно небольшую горсточку, обязательно помешивая. Весь воск растворится в масле, тогда мастику снять с огня. Когда раствор остынет должна получиться, масса. Консистенцией, как гуталин в баночке. Если Вам кажется, что масса очень густая, то можно добавить скипидар. Этого количества вам хватит надолго.
Наносится мастика тряпочкой на поверхность и разогревается техническим феном, разгоняется тряпочкой излишек мастики. Изделие отставляется надвое суток, по истечению которых изделие наполировывается ворсовкой или войлоком.
В мастику не надо добавлять канифоль, воск и так твердый.
Сделал по этому рецепту, применяю для торцов, очень хорошая штука, наполировывается великолепно и очень небольшой расход, правда грел строительным феном.
Способы обработки уреза
Сегодня я бы хотел обсудить такую важную тему, как обработка торца изделия.
Обработка края — важный этап в создании радующего глаз и руки изделия. Как гармонично подобранный цвет краски и аккуратная обработка могут значительно улучшить внешний вид вашей работы, так и небрежно обработанный край может свести на нет все ваши предыдущие старания и испортить общее впечатление от, в общем-то, качественно сделанной вещи.
Невозможно недооценить роль красивого торца, так как именно он, наряду с прошивкой, превращает несколько собранных вместе заготовок в законченное изделие.
В начале пути всегда возникает множество вопросов. Обрабатывать или нет, воск или химия, красить или прозрачный, грунтовать перед покраской или нет, покупать или обойтись подручными средствами?
Попробуем разобраться в этих и других вопросах, связанных с обработкой краёв изделия.
Для примера я буду использовать кожу краст толщиной 1,8-2 мм,склеенную вдвое.
Существует несколько способов обработки края:
• обработка химией. Ledafil, Tokonole и др.;
• обработка подручными средствами. Клей КМЦ, ПВА и др.;
• край без обработки, только наждачка;
• затирание водой. Подходит только для кожи растительного дубления.
Покраска
Перед покраской край необходимо выровнять «в плоскость», чтобы при взгляде на край с торца урез был похож на ровную букву «П» и не было перекосов в одну или другую сторону.
Добиться этого можно несколькими способами, руками с помощью наждачной бумаги разной зернистости, гравером с насадкой из наждачки, на наждаке, ну или, если вы счастливый обладатель ленточного гриндера, то для вас всё существенно проще)
Я использую гравёр с насадкой, при необходимости подравниваю руками. После выравнивая на торце образуется некрасивый наплыв кожи.
Его необходимо срезать кромкорезом. Работа кромкорезом происходит двумя руками, поэтому фотографировать и снимать фаску одновременно не получилось, но я думаю, как работать кромкорезом понятно, а если не понятно есть YouTube, примеров много.
Урез предварительно нужно загрунтовать. Можно этого не делать, но если вы хотите добиться идеально гладкого торца, то без грунта не обойтись. Для примера я буду красить два торца, один с грунтом, другой без. Грунт будем использовать Orlyss от Kenda Farben, нейтрального цвета (после высыхания становится прозрачным) наносить с помощью ролика для покраски края. Можно использовать специальную ванночку для покраски или подручные средства вроде ватной палочки, но с ванночкой возрастает расход, а ватные палочки быстро приходят в негодность и могут оставлять ворсинки.
Загрунтованный урез необходимо высушить около 10-15 мин. Если не хотите ждать, можно подсушить феном. Я использую строительный фен на температуре ниже среднего. Но можно использовать и обычный бытовой фен. Производитель рекомендует сушить грунт и краску при температуре не выше +70 С°.
Когда грунт высох, шлифуем мелкой наждачкой (P400, можно мельче или крупнее)до идеально гладкого состояния. Если остались ямки и неровности, то можно нанести еще слой и зашлифовать. Продолжать так можно пока не добьётесь необходимого результата. Чаще всего хватает 1-2 слоя. После шлифовки наш торец уже выглядит достаточно аккуратно, Orlyss можно использовать как самостоятельное средство. Помимо нейтрального, есть грунты черного, коричневого и темно-коричневого цветов.
Но мы будем красить.
Краска матовая, светло-коричневая. Наносим тем же роликом. Сохнет около 15 минут, но фен неплохо сокращает время ожидания 🙂
Затем, после высыхания первого слоя, наносим второй
Для наглядности, вторую сторону заготовки покрасим также в два слоя, но без грунтовки.
На мой взгляд, ответ на вопрос «Грунтовать ли урез?» очевиден.
На этом с покраской всё.
Обработка химией
Обрабатывать край можно с помощью различных средств, таких как Tokonole, Ledafil SUPER или грунт Orlyss из предыдущего примера с покраской.
Tokonole у меня, к сожалению, нет, как выглядит торец обработанный грунтом мы уже видели, будем использовать Ledafil SUPER от Кенды. Это эмульсия из синтетических смол, выравнивает и делает твердыми края изделий
Все как в примере с краской. Выравниваем торец, проходим кромкорезом, зашкуриваем при необходимости.
Все готово к нанесению. Сама эмульсия белого цвета, после высыхания (10-15 мин) становится прозрачной.
Можно сушить феном. Наносить будем всё тем же роликом. При необходимости, после высыхания, можно нанести второй слой. Чем мне нравится это средство, что не нужно его шлифовать или тереть сликером. Нанёс, высохло и готово.
Урез получается твердым, относительно ровным
Обработка воском
Для обработки края воском понадобятся фен, сликер и, собственно, воск.
Сначала, кусок воска необходимо немного нагреть феном, затем обильно натереть этим куском край. Дальше берём сликер и начинаем втирать, от трения воск плавится и впитывается в кожу.
Не забываем про углы, чтобы край не терял форму.
Остатки воска можно разогреть и удалить чистой мягкой тканью.
Этой же тканью торец необходимо немного отполировать.
В результате получается матовый, шелковистый на вид, с легким блеском край.
На мой взгляд, обработка уреза воском больше подходит для кожи растительного дубления, т.к. «растишка» впитывает воск довольно легко. С кожей же хромового дубления придётся повозиться подольше, но результат того стоит
Воск использую обычный пчелиный. Купить можно в любом магазине или на рынке где торгуют мёдом. Куска за 100 рублей хватит на долго.
При работе вкусно пахнет мёдом 🙂
Обработка подручными средствами. Клей КМЦ(СМС)
Клей КМЦ или клей СМС, как его еще называют, является ничем иным как карбоксиметилцеллюлозой 🙂
Попросту, обойный клей 🙂
Представляет собой мелкие белые хлопья.
Разводится в пропорции примерно 2-3 чайных ложки на 100 мл теплой воды. Раствор необходимо тщательно перемешать и оставить набухать. Через 1,5-2 часа раствор приобретёт консистенцию густого киселя, может чуть гуще, зависит от пропорций, но это несущественно.
Клей наносим на торец просто пальцем, размазываем по всей площади и начинаем затирать сликером.
Сликером затиралось не очень, опытным путем выяснил, что удобнее всего втирать клей небольшим кусочком кожи.
Так урез выглядел после окончания полировки.
А так после полного высыхания клея.
Часто вижу видео, где люди используют клей КМЦ для заглаживания бахтармы (внутренней части кожи). На мой взгляд, затея крайне сомнительная. Совершенно непонятно, как поведет себя бахтарма, обработанная таким способом, при контакте с водой. Так как состав получается на водной основе, смею предположить, что при контакте с водой, внутренняя сторона станет снова липкой, будто только что намазанной клеем. Не исключено, что и урез поведёт себя похожим образом. И если вы сделали сумку таким образом и клиент попал под дождь, положил что-то мокрое в сумку, или случайно открылась бутылка с водой, что ж, поздравляю 🙂
Я, конечно, тестов не проводил, т.к. способом этим не пользуюсь, но если будет время, обязательно займусь (нет).
Некоторые мастера после высыхания клея, обрабатывают бахтарму финишем, типа Appretto Mild, для дополнительной гладкости и возможно, защиты от влаги. Говорят, что кожа становится похожа на дабл фейс, я считаю, что кожа становится похожа на линолеум и кожу напоминает только отдаленно. Но, всё это лишь моё мнение, способ, конечно, имеет право на существование, на этом мы с ним и закончим.
Край без обработки. Только наждачка
Ничего сложного. Выравниваем край, обрабатываем кромкорезом, и начинаем зашкуривать.
Шкурки использую P100, P240, P480, P800. От меньшего к большему.
Из всех вариантов, край обработанный наждачной бумагой, самый приятный на ощупь, по ворсу гладкий и мягкий, против ворса слегка шершавый и все равно мягкий 🙂 По куску сделанному для примера пару минут сидел водил пальцем, такой классный 🙂
Затирание водой
Способ подходит только для кожи растительного дубления, т.к. кожа хромового дубления воду практически не впитывает
Тут также все просто. На подготовленный урез наносим немного водички и затираем сликером. При необходимости добавляем по чуть-чуть воды.
Результат мне не очень понравился, возможно, если полировать дольше, то внешний вид будет получше, но мы этого не узнаем 🙂
Итоги
Подводя итог, хотелось бы сказать, что все способы обладают своими достоинствами и недостатками. Я считаю, что выбирать способ обработки уреза необходимо исходя из того, какое изделие вы хотите сшить. Где-то уместнее будет смотреться краска, где-то воск, а где-то будет иметь смысл оставить урез открытым, поскольку бахтарма бывает достаточно красивого цвета и после обработки приятна на ощупь.
Мое мнение, что лучше всего смотрятся воск, краска и открытый край.
Для понимания того, какой способ подходит именно вам, проще всего будет самостоятельно поэкспериментировать, благо, все материалы доступны, а химия продается небольшими объемами за копейки.
В следующей статье посвящённой обработке торца, я буду рассматривать как обметать край декоративными швами и парочку нестандартных средств для обработки уреза.
Всем спасибо, кто дочитал, надеюсь материал был полезен