чем полезен утренний намаз
Секреты утреннего намаза, о которых знают не все
Жизнь верующего человека напитана постоянным поклонением, его часы и дни наполнены постоянными мыслями о Создателе. Любовь ко Всевышнему вытекает в такой прекрасный акт поклонения, как намаз.
Намаз предписан каждому верующему и является венцом всех актов поклонения, заключающий в себе абсолютно каждый аспект веры – смиренность, терпение, страх, покорность, упование.
Как прекрасна вера, которая заставляет верующего, оставив теплую уютную постель, встать рано утром, чтобы посвятить время своему Создателю.
Как прекрасно предрассветное время, в которое Всевышний вложил удивительные благословения и награды. И как прекрасен Всевышний, который сокрыл намаз, подобно жемчужине, в глубине утра, и одарит своей радостью лишь избранных.
Достоинства и значимость утреннего намаза
Утренний намаз, именуемый фаджр-намаз, – это первое поклонение нового дня, первая благодарность и первая молитва. В утренние часы Аллах Всевышний заложил особенные благословения, упускать которые, поистине, является большой неудачей.
В этот период времени ниспосылается милость Аллаха и распределяется его ризк. Мольбой нашего Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) были слова:
«О Аллах, благослови мою умму в утренние часы» (Ибн Маджа).
Ангелы, сопровождающие нас во время ночи, возвращаются к Всевышнему в предрассветное время и донесут до Него благую весть, если в это время мы будем в намазе.
В одном из хадисов сообщается:
«Находящиеся рядом с вами ночные и дневные ангелы, сменяют друг друга, и собираются вместе на утреннюю и предзакатную молитвы. Затем те, которые провели ночь вместе с вами, восходят, и Аллах спрашивает их, хотя Ему лучше знать об этом: «Что делали Мои рабы, когда вы покинули их?» Они отвечают: «Когда мы покинули их, они совершали намаз. Когда мы явились к ним, они тоже совершали намаз» (Бухари).
Утренний намаз таит в себе бесконечные награды и благословения для искренних и преданных рабов Аллаха, которые пару минутам сна предпочли поклонение Всевышнему.
Это предписание Аллаха и завещание нашего Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), который говорил, что утренний намаз отличает верующих от лицемеров, лучше чем весь мир, и наградой за него непременно станет Рай:
«Два ракаата сунны утреннего намаза лучше, чем этот мир и все, что есть в нем» (Муслим).
«Есть два прохладных намаза – утренний и послеполуденный. Кто их совершает, тот войдет в Рай» (Бухари).
«Совершающий намаз до восхода и до захода солнца не войдет в Ад» (Муслим).
Для каждого человека есть только два пути – два образа жизни: путь праведности и поклонения, путь Аллаха и путь шайтана. Усердствуя на одном, человек теряет позиции в другом.
Выбирая поклонения, прилагая усилия, бережно относясь к намазам, верующий отдаляется от шайтана, прислушиваясь наущениям шайтана – отдаляется от пути Аллаха.
«Как только вы засыпаете, шайтан вяжет три узелка на вашем затылке. Ударяя лапой по каждому узелку, он прошепчет: «Пусть эта ночь будет для тебя длинной! Спи спокойно!» Но стоит вам проснуться и помянуть Аллаха, как сразу развяжется один узелок. Если совершить омовение, развяжется второй, а после выполнения намаза– третий узелок. В результате этого мусульманин встретит рассвет умиротворенным и спокойным. В противном случае человек просыпается усталым и разбитым, хмурым и сердитым» (Бухари).
Хорошее настроение на протяжении всего дня, заряд энергии и чувство довольства собой станут наградой для совершившего утренний намаз вовремя, ведь он исполнил свой самый главный долг. Аллах Всевышний озарит его лицо, наделит его дела баракатом и определит самый лучший исход его дел. Будет он под защитой Аллаха на протяжении всего дня и защищен от бед.
Время совершения утреннего намаза
Время утреннего намаза наступает с момента рассвета, то есть когда вдоль горизонта на востоке появляется заря, и заканчивается с восходом солнца.
Нежелательно (макрух) совершать намаз во время восхода солнца, также после 20 минут после начала восхода солнца нежелательно совершать дополнительные намазы.
Как совершается утренний намаз
Утренний намаз состоит из 2 ракаатов сунны и 2 ракаатов фарда. Совершается намерение, в намазе произносится такбир, дуа «Субханака», сура «Фатиха», любая короткая сура из Корана.
Далее совершается такбир, поясной поклон, восхваление Аллаха. Выпрямившись, также произносятся восхваления Аллаху. Потом в такбире совершается земной поклон и произносятся слова восхваления Аллаху, повторяется земной поклон.
Второй ракаат совершается аналогично, после второго земного поклона совершаются дуа «Ат-тахият», салават, «Раббана атина». Завершается намаз салямом и дуа-истигфара.
После утреннего намаза особо вознаграждаемым деянием является поминание Аллаха. В хадисе сказано:
«Для того, кто совершил утреннюю молитву, после чего остался сидеть на месте и поминал Аллаха до тех пор, пока не взошло солнце, а затем совершил два ракаата молитвы, это станет для него наградой, как за совершение полноценного, полноценного, полноценного хаджа и умры» (Тирмизи).
Пусть Всевышний укрепит нас в своей вере и сделает из числа бережно оберегающих свои намазы.
6 достоинств утреннего намаза
Совершивший утренний намаз находится под защитой Аллаха
Некоторые из нас испытывают трудности при подъеме на утренний намаз, забывая о том, какие благословения и награды он в себе таит. В этой статье представлены несколько достоинств этой благословенной молитвы.
В Коране Аллах говорит: «Клянусь временем утреннего намаза» (89:1).
Утреннее время – это особенное время, когда лицемер отличается от верующего, когда проявляется истинность веры, любящий своего Господа, оставляя свои желания, встает, чтобы предстать перед Аллахом Всевышним. Это время, когда сердце особенно смиренно перед Создателем.
1. 2 сунна ракаата утреннего намаза лучше, чем весь мир.
Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Два ракаата, совершенные перед утренним намазом, лучше, чем весь этот мир и всё, что в нем есть».
Пророк Мухаммад (мир ему) из всех сунна-намазов выделял именно утренний, и сам никогда не пропускал утренний сунна-намаз, за исключением во время путешествий.
В хадисе сказано: «Совершивший утренний намаз находится под защитой Аллаха».
Того, кто прочитает утренний фард-намаз, Аллах будет оберегать и защищать от любого вида вреда на протяжении всего дня до наступления следующего фаджра.
3. Прочитавший утренний намаз подобен тому, кто читал намаз всю ночь.
Пророк Мухаммад (мир ему) сказал: «Совершивший утренний намаз коллективно подобен оживившему всю ночь!»
В хадисе сказано: «Не войдет в ад ни один совершивший намаз до восхода солнца и до его заката».
5. Чтение Корана утром.
Аллах сказал в Коране: «Совершай намаз с полудня до наступления ночного мрака и читай Коран на рассвете. Воистину, на рассвете Коран читают при свидетелях (ангелах)» (17:78).
В хадисах сказано: «Если человек завершает чтение Корана вечером, ангелы просят о прощении для него до утра; а если он завершает чтение Корана утром, то ангелы просят о прощении для него до вечера».
6. Поминание Аллаха после утреннего намаза дает награду подобную за совершение хаджа и умры.
«Для того, кто совершил утреннюю молитву в джамаате, после чего остался сидеть на месте и поминал Аллаха до тех пор, пока не взошло солнце, а затем совершил два раката молитвы, это станет для него наградой, как за совершение полноценного, полноценного, полноценного хаджа и умры».
Утренний намаз и время рассвета предоставляет верующему множество благословений и наград, само время намаза, время до него и после обладает добродетелью. К тому же: «Ангелы, уполномоченные над вашими деяниями, поочередно сменяют друг друга, одни следят ночью, а другие днем. Они встречаются во время утреннего намаза и во время послеобеденной молитвы, затем поднимаются, те которые следили ночью. Аллах спрашивает их: «Как вы оставили моих рабов?» И ангелы отвечают: «Мы их оставили совершающими намаз, и когда мы пришли, то также обнаружили их молящимися!»
Польза намаза для духовного и физического здоровья
Намаз имеет огромное значение не только в вечном мире, но и в этой жизни. Прилежность в исполнении молитвы предохраняет раба от порицаемого, увеличивает в нём приверженность добру, и, наконец, укрепляет веру в его сердце. Намаз, совершённый полноценно, оберегает человека от многих порицаемых и недостойных поступков, укрепляет его здоровье и ограждает от разных болезней. Всевышний сказал:
Смысл: «Воистину, намаз остерегает (человека) от мерзости и греховных деяний» (сура «аль-’Анкабут», 29:45).
В хадисе, переданном Муслимом, говорится:
«Пять намазов, и пятничный намаз (джума) до другого джума, и пост в месяце рамадан до следующего рамадана – есть искупление за совершённые между ними малые грехи и упущения, если человек остерегается больших грехов».
В хадисе Пророка (мир ему и благословение), переданном аль-Бухари, говорится:
«Человек, совершающий пятикратный намаз, подобен тому, кто купается пять раз в день в чистой реке, протекающей возле его дома. Как подобное купание обязательно очищает тело, так и намаз, исполненный надлежащим образом, с соблюдением его требований, также очищает душу человека от грехов».
Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) сказал: «Кто, совершив полноценное омовение, отправляется к месту совершения коллективного намаза, того считают находящимся в намазе, пока он направляется туда, и за каждый шаг ему записывается одно хорошее деяние и очищается от одного плохого. Когда один из вас слышит икамат (призыв к началу совершения коллективного намаза), ему не следует отвлекаться, дабы не опаздывать на коллективный намаз. Поистине, самое большое вознаграждение из вас получит самый далёкий от мечети, потому что он сделает больше шагов».
Пророк (мир ему и благословение), обращаясь к сподвижнику Абу Хурайре, сказал: «Скажи своим людям, чтобы они полноценно совершали намаз, поистине, Всевышний даст им пропитание, откуда они и не думали получить».
Абу Зарр рассказывает, что однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение) вышел из своего дома. Была осень, листопад. Он потряс две ветки дерева, отчего их листья посыпались. На это Пророк (мир ему и благословение) сказал: «О Абу Зарр, когда мусульманин совершает намаз ради Аллаха, его грехи спадают с него, как спадают эти листья» (Муслим).
Современная наука о намазе
Современной наукой доказано, что совершающий намаз получает большую пользу для своего физического и психического здоровья. Некоторые из полезных для здоровья аспектов, содержащихся в намазе, таковы:
1. Люди, совершающие намаз, ведут более здоровый образ жизни. Движения, совершаемые при намазе в течение различного времени суток, снимают утомляемость сердца и способствуют постоянной бодрости человека. Время совершения намазов наиболее соответствует времени обновления кровообращения и оживления дыхания человека.
2. В мозг того, кто склоняет голову к земле восемьдесят раз в день, ритмично и обильно притекает кровь. Поэтому у совершающих намаз благодаря хорошему питанию клеток мозга реже встречаются нарушения памяти личности.
3. Благодаря постоянным наклонам и подъемам, в глазах совершающих намаз кровообращение происходит более активно. Поэтому нормализуется внутриглазное давление, обеспечивается постоянный обмен влаги в передней части глаз. Это предостерегает от различных заболеваний, в том числе катаракты.
4. Изометрические движения в процессе намаза способствуют хорошему перевариванию пищи в желудке и нормальному выделению желчи, тем самым не допуская скопления желчи в желчном пузыре, способствуют нормальному функционированию поджелудочной железы и играют большую роль в предупреждении запоров, а встряска почек и путей испражнения предупреждает образование камней в почках и облегает мочеиспускание.
5. Ритмические телодвижения в процессе пятикратного намаза предупреждают артроз и известковые отложения в суставах, закупорку сосудов у людей, не занимающихся повседневным физическим трудом, приводя в действие сосуды и суставы.
6. Для телесного здоровья необходимо соблюдать чистоту. Омовение (малое и большое) – это и телесная, и духовная чистота. А намаз – воплощение чистоты. Без телесной и физической чистоты невозможен намаз. Омовение сохраняет телесную чистоту.
7. Намаз – важнейший элемент регулирования сна. Даже статическое электричество, накапливаемое в теле, удаляется из него посредством земных поклонов. Таким образом, тело снова обретает бодрость.
Следовательно, все физические движения намаза помогает поддержанию здоровья человека и профилактике заболеваний. Минимальная дневная норма верующего состоит из семнадцати молитвенных циклов – ракаатов, каждый из которых состоит из более семи отдельных поз. В день получается около 119 поз, в месяц – 3 570, в год – 42 840. За сорок лет (средняя продолжительность жизни) человек принимает 1 713 600 поз. Таким образом, эти движения предохраняют от множества заболеваний: сердечно-сосудистых, эмфиземы; артрита, проблем с мочевым пузырём, почками и кишечником; от вирусных и бактериальных инфекций; от болезней глаз; от потери памяти и от дряхлости; ишиаса; заболеваний позвоночника, и многих других заболеваний. Намаз выполним практически везде, не требует специального оборудования и каких-либо материальных затрат.
Проблемы, сопровождающие намаз, главным образом связаны с помехами как физической, так и психической природы. Человек часто не может сосредоточиться в молитве из-за разговоров других, уличного шума и т.п., поэтому необходимо отгородиться от источника помех. Если помогает, можно закрывать глаза, поскольку глаза – главный источник информации, а заодно и помех.
Второй источник помех – сам разум (сердце). Каждая мысль помогает зарождению других мыслей.
На заре Ислама к Абу Бакру (да будет доволен и Аллах), очень набожному мусульманину, пришёл погонщик верблюдов и сказал: «Я не верю, что ты можешь совершить два ракаата, не подумав при этом ни о чём, кроме Аллаха». Абу Бакр (да будет доволен и Аллах) же утверждал, что ему это удастся. И тогда погонщик сказал, что если он сможет совершить два ракаата, не допустив при этом ни единой посторонней мысли, то подарит ему одного из двух стоявших поблизости верблюдов – черного или коричневого.
Абу Бакр (да будет доволен и Аллах) начал свой намаз. Закончив намаз, он встретил тревожный взгляд погонщика верблюдов. Будучи скрупулёзно честным человеком, Абу Бакр (да будет доволен и Аллах), признался: «Ты был прав, у меня ничего не получилось. Я отвлёкся». Погонщику стало легче на душе: он не потерял дорогого верблюда. Переведя дух, он спросил: «Но что отвлекло тебя? О чём ты подумал?» Абу Бакр (да будет доволен и Аллах) ответил: «Я подумал, взять ли мне чёрного или коричневого верблюда?»
Искоренить из сердца отвлекающие мысли очень сложно. Наилучшим способом является сосредоточение на осмыслении читаемого текста.
Намаз – это одновременно первый и последний шаг истинно верующего. Это реальное средство объединить индивидуума со всем человечеством и с Всемогущим Аллахом.
Основные черты этого ритуала неизменны везде и всегда (и сохраняются вот уже более 1400 лет) и, таким образом, – намаз служит основой для более тонких духовных тренировок. Для любого человека, желающего обрести безупречное здоровье, гармонизировать свою физическую, умственную, эмоциональную и духовную жизнь, нет лучшего средства, чем молитва-намаз.
Насколько же безгранична милость Аллаха, давшего намаз, заключающий в себе столько полезного и для этого, и для того света. Если мы не в состоянии использовать милость, прощение и дары Аллаха, то, конечно, в убытке окажемся только мы сами.
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Утренний намаз
Важность утренней молитвы
Для правоверных мусульман соблюдение пяти намазов в течение дня является обязанностью, но их распорядок на протяжении дня составлен так, чтобы у каждого мусульманина была возможность и думать о Всевышнем Аллахе, и заниматься мирскими делами, то есть, благодаря такому продуманному графику дня каждый мусульманин может строить свою жизнь в соответствии с морально-этическими нормами Ислама.
Всевышний Аллах сказал о совершении молитвы в Священном Коране в суре «Паук»: «Читай то, что внушено тебе из Писания, и совершай намаз. Воистину, намаз оберегает от мерзости и предосудительного» (29:45).
Время совершения утреннего намаза
В аяте 103 суры под названием «Женщины» Священного Корана сказано, что «намаз предписан верующим в определенное время». Мусульмане должны совершать каждую молитву в то время, которое для нее предписано Аллахом: раньше положенного времени намаз совершать нельзя, а также не рекомендуется совершать молитву позже предписанного для нее времени. Важная информация для молящегося: если намаз сделан по ошибке раньше, чем наступило отведенное для него время, необходимо совершить молитву снова в то время, которое для неё отведено.
Можно также сказать, что начинается период, определенный для совершения утренней молитвы, когда истекает время для совершения ночной молитвы, а на небе появляются предрассветные сумерки. Оканчивается же период для совершения утреннего намаза в тот момент, когда на горизонте появляется солнечный диск.
Ложный и правильный рассвет
Ответ на вопрос о том, как правильно читать утреннюю молитву Аллаху и когда следует читать фаджр намаз, будет правильным начать с упоминания небольшого хадиса, в котором рассказывают о том, как Пророк Мухаммад ﷺ разъяснял мусульманам различие между правильным рассветом и ложным. На понятии «ложный рассвет» важно заострить внимание, поскольку этому понятию уделял внимание сам Пророк Аллаха ﷺ.
Ложным рассветом называют явление, при котором на небе появляется вертикальная светлая полоса, которая напоминает волчий хвост. Это явление исчезает быстро, после чего снова становится темным небо. Наука называет это явление «Зодиакальным светом», и при нем вертикально располагается в период восхода солнца полоса из звёздной пыли, которую не поглощает плотный воздух рядом с горизонтом, и свет видится сравнительно ярким, а пыль отражается в нем, и в результате люди могут наблюдать что-то, похожее на рассвет.
Такое явление как «ложный рассвет» не является основанием или сигналом к тому, чтобы начинать утреннюю молитву Аллаху. Появление ложного рассвета мусульманин должен воспринимать как сигнал к тому, что скоро начнется рассвет истинный, и наступит время для совершения утреннего намаза.
Истинный рассвет наступает тогда, когда на небе появляются горизонтальные светлые полоски – именно с этого момента и наступает время для совершения фаджр намаза.
В одном из хадисов Пророка Мухаммада ﷺ упоминается, что Посланник Аллаха ﷺ рассказывал о двух видах зари – при одном из них, для тех кто постится, кушать нельзя, но совершать молитву Аллаху можно, а при другом еще нельзя совершать молитву, но кушать разрешено. Это сказано в хадисе, переданном Аль-Хакимом и Аль-Байхаки. Также в другом хадисе Пророк Аллаха ﷺ сказал, что ложная заря подобна волчьему хвосту, и во время этой зари обязательная молитва фаджр не дозволяется, но не запрещена еда. А для молитвы Аллаху дозволено то время, когда заря «простирается вдоль горизонта», и в это время не дозволена еда. Это достоверный хадис, переданный аль-Хакимом и аль Байхаки.
По мнению имама Ибн Хузаймы, в этом хадисе приводятся доказательства того, что нельзя совершать обязательную молитв до того, как наступит время для нее. И читать утренний намаз нельзя, когда наступает ложная заря или ложный рассвет.
Когда нельзя читать фаджр намаз? Запрещенные времена утреннего намаза
Утренний намаз делать во время восхода солнца нельзя, это макрух, запрещено. На это есть прямое указание в хадисе, переданном Муслимом:
по словам Укба ибн Амира, Пророк Мухаммад ﷺ запрещал своим сподвижникам и последователям совершать молитвы и проводить похороны покойников в три временные категории – во время восхода солнца до тех пор, пока не поднимется оно над горизонтом, в полуденное время до тех пор, пока солнце не начнет двигаться к закату, и во время заката солнца до тех пор, пока солнце не зайдет за горизонт. Причина такой запрета уходит своими корнями в традиции язычников поклоняться солнцу как раз в перечисленные временные категории, то есть в словах Пророка Аллаха Мухаммада ﷺ содержится запрет мусульманам уподобляться язычникам и неверным в любом вопросе.
Когда читать утренний намаз в «белые ночи»
Относительно времени чтения фаджр намаза в тех местах, где трудно определить по солнцу временной период, существует указание, которое упоминается в некоторых хадисах: речь идет о таких местах, где солнца не бывает по полгода, либо день и ночь непропорциональны, то есть день длится больше двадцати часов, а ночь – всего два часа, то есть утро не совпадает с восходом солнца или рассвет не длится столько, сколько в остальных местах. Ученые ислама рекомендуют в таких местах, чтобы определить время намаза, ориентироваться на мекканское время. Есть же ученые, которые считают, что в таких ситуациях надо ориентироваться на то время восхода солнца и заката, которое соответствует началу и концу дня в тех ближайших к этим местам странах, где день и ночь сменяются традиционно. Шариат принимает обе позиции, но вторую считает предпочтительной.
Хадисы
Немало хадисов Посланника Аллаха ﷺ затрагивают тему времени, предназначенного для совершения утреннего намаза:
Ан-Навави в своем сборнике хадисов «Сады праведных» приводит такие слова Пророка Мухаммада ﷺ: «Никогда не войдёт в Огонь тот, кто станет молиться до восхода солнца и до его захода».
Если пропустил утренний намаз
Если же мусульманин пропустил утренний намаз, проспал его, то ему нужно совершить чтение утреннего намаза, как только он проснется или вспомнит об этом. В хадисе, переданном Муслимом, Посланник Аллаха ﷺ сказал, что тот, кто проспал молитву или забыл о ней, может искупить это только совершением этой молитвы, как только он о ней вспомнит, независимо от того, где будет находиться солнце в этот момент.
Более подробно читайте здесь, что делать если проспал утренний намаз?
Как читать утренний намаз?
О том, в каком порядке будет правильно делать утренний намаз и какова по своей структуре фаджр молитва, следует рассказать детально. В молитву фаджр включено два ракаата утренней сунны и два ракаата фарда. Правильно будет исполнять и те, и другие идентично, и исполнение их отличает только несколько моментов. В начале читается утрення сунна, а затем фард. Утренний намаз для женщин идентичен и ничем не отличается от намаза для мужчин.
На видео ниже представлен вариант совершения утреннего намаза по ханафитскому мазхабу.
Утренняя сунна
Суннат намаз состоит из двух ракаатов, он читается перед фардом. Читать суннат-намаз является важным делом для мусульманина, так как делать утренний суннат намаз призывал Посланник Аллаха ﷺ, который никогда не оставлял данную сунну, даже находясь в пути. Приводится множество хадисов о достоинствах утренней суннат молитвы и великой награде уготованной для совершающих ее верующих мусульман. Утренняя сунна читается про себя, индивидуально, все молитвенные ритуальные действия схожи с обязательным утренним намазом о котором пойдет речь ниже.
Первый ракаат
1. Сначала мусульманин должен сделать ният или намерение про себя, которое выполняют стоя, со следующим смыслом: «Намереваюсь совершить два ракаата или сунны утреннего фаджр намаза ради Всевышнего Аллаха».
Ният или намерение – это то, с чего всегда начинается молитва мусульманина. И именно по намерению будет оцениваться намаз мусульманина. В хадисе, переданном в сборниках Муслима и Аль-Бухари, приводятся слова Посланника Аллаха ﷺ о том, что дела оцениваются только по намерениям, поэтому важно, чтобы ният был искренним ради Аллаха.
2. Далее следует поднять вверх обе руки, раздвинуть пальцы, ладонями обратив в сторону Киблы, так, чтобы руки находились на уровне ушей или шеи. В женском варианте женщинам следует поднять руки так, чтобы они находились на уровне груди. Далее следует произнести такбир-тахрим «Аллаху акбар». После этого правую руку кладут на левую руку так, прижимая ладони к телу на уровне от пупка до груди, обхватив правой ладонью левую руку на запястье или немного далее.
Данная позиция называется кыям или киям, она различается у представителей разных мусульманских мазхабов: пальцами касаются мочек ушей маликиты и ханафиты, а шафииты и ханбалиты этого не делают. Как только молящийся занимает позицию кыям, с этого мгновения начинается его полноценный утренний намаз, и отвлекаться на что-то ему уже нельзя, нельзя говорить что-либо, что не относится к намазу, нельзя блуждать взглядом по окружающей обстановке. Весь период, сколько идет намаз, человек должен вести себя смирно, а взгляд его должен быть направлен туда, куда он будет совершать земной поклон.
3. Оставаясь в таком положении стоя, мусульмане читают дуа Сана, текст которого на арабском языке гласит: «Субхаанакя аллаахумма ва бихамдика, ва табааракясмука, ва тааляя джаддука, ва ляя иляяхэ гайрукь«.
Перевод текста с арабского языка гласит: «Хвала Тебе, Всевышний Творец! Твоё имя – Величайшее, ничто с Ним не сравнится. Никто не достоин быть равным Тебе. Никто не достоин того, чтобы поклоняться кому-либо, кроме Тебя».
4. После этого дуа следует прочитать: «Аузу билляхи минашшайтаанир-раджим»/«Прибегаю к Аллаху от проклятого шайтана», а также «Бисмилляхи р-рахмаани р-рахим»/ «С именем Аллаха Милостивого Милосердного».
5. После этого следует прочитать суру «Аль Фатиха».
Далее читают или длинный аят, или короткую суру – хорошим примером может стать сура «Аль Кяусар», текст которой: «Инна а‘тайнакя ль Кяусар. Фасалли ли Раббика уанхар. Инна шани акя хува ль-абтар».
6. Далее следует опустить руки и сказать такбир-тахрим «Аллаху акбар», а затем совершить земной поклон или руку. Находясь в поклоне, следует трижды сказать: «Субхана-Раббияль-азыйм»/«Преславен Величайший Господь».
7. Затем после совершения поклона следует выпрямить тело до вертикального положения, а затем говорят: «Сами‘аллаху-лимян-хамидах»/«Аллах слышит тех, которые хвалят Его», после чего произносят: «Раббана уа лякаль хамд»/«Господь наш хвала Тебе!» и говорят такбир-тахрим «Аллаху акбар». Затем выполняют земной поклон или сажда.
8. Для выполнения сажда, молящемуся следует опуститься на колени, опираясь на руки, а затем касаются носом и лбом того места, где совершает сажда. Находясь в поклоне, следует сказать трижды «Субхана-Раббияль-А‘ъля»/«Преславен Высочайший Господь», произносят такбир-тахрим «Аллаху акбар», поднимаясь в это время из поклона.
9. Мусульманину следует перейти в положение сидя и в этом положении выдержать две-три секунды.
10. Затем снова произносят слова такбира «Аллах акбар», после чего пускаются в сажда и говорят слова «Субхана-Раббияль-А‘ъля» трижды. Затем произносят снова такбир «Аллаху акбар», выходят из поклона и переходят ко второму ракаату.
Второй ракаат
11. Следует произнести: «Бисмилляхи р-рахмаани р-рахим», после чего прочитать суру «Аль Фатиха». После прочтения суры «Аль Фатиха» следует прочитать либо длинный аят, либо короткую суру, в качестве хорошего примера можно прочитать суру «Аль Ихляс».
12. Далее молящемуся следует опустить руку и сказать такбир, а затем совершить поясной поклон или руку. Пока молящийся находится в поклоне, ему следует сказать трижды «Субхана-Раббияль-азыйм», а затем выйти из поклона руку, чтобы тело находилось в вертикальном положении, во время выпрямления говорить: «Раббана уа лякаль хамд».
13. Затем снова произносят такбир во время выполнения земного поклона сажда: сначала следует опуститься на колени, затем опереться руками об пол и коснуться лбом и носом места сажда. Во время поклона произносят трижды «Субхана Раббияль А‘ъля».
14. Затем поднимаются из земного поклона со словами такбира и остаются в этом положении на несколько секунд.
15. Далее снова, произнося слова такбира, опускаются в земной поклон сажда, произнося трижды «Субхана Раббияль А‘ъля».
16. Далее со словами такбира нужно подняться из сажда, перейдя в положение сидя, и прочитать текст дуа «Аттахият».
17. Далее произносят салават «Аллахума салли ‘аля Мухаммад ва ‘аля али Мухаммад кяма ссаляйта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахима иннакя Хамидун-Маджид, аллахума барик ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин кяма баракьта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахима иннакя Хамидун Маджид».
18. Затем можно (по желанию) произнести дуа «Аллахумма инни залямту нафси зульман касийран ва ля йагфиру ззунуба илля Анта, фагъфирли магъфиратан мин ‘индика ва рхамни иннакя Анта Аль-Гафуру Ррахийм».
19. Далее произносят слова таслима «Ассаляму галейкум уа рахматуллах», поворачивая голову к правому плечу, потом – к левому плечу.
Чтобы совершить далее дуа «Аллахумма анта-с-саляму ва минка-с-салям! Табаракта йа за-ль-джаляли ва-ль-икрам», нужно поднять руки. По совершении этого дуа молитву можно считать завершенной.
Фард намаз Фаджр
После совершения утренней сунны намаза мусульманину необходимо совершить обязательный фард-намаз, состоящий из двух ракаатов. Эти ракааты не отличаются от предыдущих ракаатов суннат-намаза. Отличие этих намазов в намерении в том, что молящийся будет совершать фард намаз, вместо сунны. Также еще одно различие состоит в том, что мужчины и имамы должны при совершении молитвы читать такбиры и суры, а также некоторые зикры намаза вслух.
Крайне желательно совершить данную молитву коллективно в мечети, особенно, если мечеть находится недалеко от дома и нет препятствий, мешающих совершить коллективный джамаат-намаз.
Коллективный утренний намаз для женщин идентичен с мужским намазом, единственное отличие, что женщина имам читает молитвы не громким голосом. Также женщины могут присутствовать в качестве молящихся в мужском коллективном намазе заняв задние ряды в конце молитвенного зала, во многих мечетях предусмотрены балконы или закрытые перегородками пространства в которых женщины могут спокойно совершать утреннюю молитву за имамом-мужчиной. В случае совместной молитвы мужчин и женщин, мусульманкам не допускается читать громко вслух суры и говорить слова «Аминь» или «Раббана ва лякаль хамд«.
Первый ракаат
Второй ракаат
После таслима следует произнести: «Аллахумма анта с-саляму ва минка с-салям! Табаракта йа за ль-джаляли ва ль-икрам», а также другие дуа пришедшие из сунны Пророка Мухаммада ﷺ, а затем желательно прочитать утренние азкары.
Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)