чем покрыть масляную пастель
Лак фиксатив для пастели. Чем закрепить рисунок пастелью?
Рисунок пастелью крайне желательно закрепить (зафиксировать) на бумаге при помощи лака-аэрозоля, в противном случае пастель смажется при хранении, соприкасаясь с любой поверхностью. Для фиксации пастели более-менее подходит обычный лак для волос, самый дешовый, — стоит поэкспериментировать с разными лаками.
В ассортименте художественных товаров есть и специальные лаки-фиксативы для пастели.
Для пастельных портретов на заказ я использую, в зависимости от задачи, разные типы лаков, как художественные, так и лаки из парфюмерии. Для этого нужно знать физические свойства разных лаков и в нужной ситуации использовать по назначению.
Вашему вниманию результат теста фирменных лаков. На листе бумаги А3 я нарисовал горизонтальные полоски разных пастельных оттенков. Под трафарет распылил три вертикальных столбца. Распылял плотно, до полной фиксации. См. фото
Столбец 0. (нулевой столбец) Естественный цвет пастели без покрытия лаком.
Столбец 1. Лак Winsor Newton. — затемняет исходный цвет.
Столбец 2. Лак Ferrario — слишком сильно затемняет исходный цвет, — для пастели этот лак не годится (для фикасции карандаша и угля может и неплохо).
Столбец 3. Лак Sennelier. — по сравнению с другими аэрозолями он почти не меняет цвет, — у этого лака более мелкая дисперсия, но требуется несколько раз пройтись по рисунка лаком Sennelier, чтоб пастель не размазывалась. С плотным слоем пастели Schminke этот лак не справится.
Как в результате лакировки не нарушить тёплохолодность гаммы и сохранить благородную бархатистую поверхность — это отдельная тема. В технике лакировки пастели много ньюансов …
Как зафиксировать готовые пастельные работы
Закрепляем рисунок. Фиксативы и другие способы
Сохраните свои пастельные рисунки для потомков с помощью трёх вариантов фиксации, о которых рассказано в статье.
Когда вы фиксируете и обрамляете пастели под стекло, это самые постоянные из всех средств закрепления и сохранения: никогда не трескается, цвета не увядают. Но мы не можем поставить в рамы все свои работы. Их обычно слишком много. Так что нужно знать и другие способы сохранения рисунка. Здесь нам понадобятся фиксативы. Они нам понадобятся в любом случае, потому что даже те работы, что отправляются под стекло, нуждаются хотя бы в небольшом закреплении. Ведь пастель — очень «сыпучий» материал.
Само собой разумеется, что перед использованием любого фиксатива убедитесь, что вы находитесь в хорошо проветриваемом пространстве. Также разумно проверить в качестве теста на отдельном листе, как ваш бренд фиксатива работает с пастелью, которую вы используете. Для теста желательно использовать ту же бумагу, на которой вы рисовали. Здесь всё имеет значение.
Пастели имеют очень малое соотношение связующего и пигмента, поэтому при первом применении фиксатора можно увидеть, как рисунок темнеет. Выбранный вами бренд пастели и фиксатива определит, насколько темнее в итоге получится цвет, но по мере высыхания фиксатива цвета снова будут становиться светлее.
Лак фиксатив для художественно-живописных работ, Невская палитра. Лак для закрепления рисунков карандашом, углём и пастелью. Наносится на поверхность при помощи пульверизатора.
Фиксаж-спрей от Koh-I-Noor используется для закрепления рисунка углём или мелками/пастелью. Легко наносится и надёжно защищает рисунок.
серии ARTIST итальянской компании Ferrario. Применяется в качестве универсального защитного покрытия и декорирования художественных работ. Для красок и пастели.
Рисунки пастелью необходимо беречь от сотрясений, прикосновений, от влажного воздуха. Лучше всего — окантовать под стекло, это самый надёжный способ, причём стекло не должно касаться поверхности пастели.
Иногда художники используют лёгкий слой фиксатора, чтобы стабилизировать рисунок и «привязать» пастель к поверхности во время работы. Этот метод имеет тенденцию бороться с изменением цвета после итоговой фиксации, потому что цвет регулируется по мере продвижения в рисовании и добавления новых слоёв. Однако будьте осторожны, чтобы не переусердствовать, иначе исправления в работу будет внести уже невозможно. Закрепляйте только то, в чём вы на 100% уверены.
Пастель достаточно сложна для освоения и с точки зрения организации рабочего пространства, хорошие наборы стоят дорого, мелков надо много, твёрдых и мягких, желательно иметь и пастельные карандаши для деталей, специальную бумагу, растушёвки. Во время работы всё в пыли, так что нужно выделить место. Это непросто. Но многие всё же решаются попробовать, потому что это особенное искусство, подвластное далеко не каждому.
Три основных типа фиксатива для пастели (и не только): фиксатив с диффузором, аэрозоль и распылитель.
Диффузор
Диффузор известен художникам давно. Его использовали в художественных школах и много лет назад. Сегодня чаще используются спреи.
Здесь вам нужно дуть через отражатель, прикреплённую на петлях пробку с мундштуком – брызги создают очень точный фиксативный туман. Поместите один конец в бутылку и продуйте через конец мундштука, чтобы получить спрей. Перемещайте по рисунку равномерно.
Аэрозольные фиксативы
Аэрозольные фиксативы при нажатии производят постоянное мелкодисперсное распыление, что делает фиксацию довольно быстрым и лёгким процессом. Этот вариант — самый простой и удобный.
Держите банку аэрозоля на расстоянии около 25-30 см от работы и плавно и равномерно перемещайте спрей по своей работе. Фиксируйте работу от середины к краям.
Распылитель/пульверизатор
Если вы предпочитаете не использовать аэрозоль, распылитель-пульверизатор — отличная альтернатива. Каждый нажим даёт точный туман фиксатива. От аэрозоля отличается тем, что здесь вам нужно постоянно нажимать для получения очередной порции средства. Но зато вы можете работать точнее и экономнее.
Работа на велюре не обязательно нуждается в фиксации, поскольку пастели очень хорошо к ней прилипают, однако большинство мастеров по багету предпочитают фиксировать пастель и здесь. Закрепите рисунок, а затем, если нужно, добавьте светлые области, которые, как вам кажется, слишком сильно потемнели.
Фото из журнала Paint & Draw.
Лак для волос
Это самый экономичный и простой вариант, на котором многие в итоге останавливаются.
Многие используют не дорогостоящие фиксативы, а просто лак для волос сильной фиксации. Обрабатывать только на расстоянии, чтобы струя лака не сбивала контуры и не текла по пастели. Через некоторое время после первой обработки нужно провести вторую; одного раза мало. Можно нанести и больше двух слоёв, до 4-5, смотрите на общий вид работы.
Специальный закрепитель гораздо дороже лака, но и с ним пастель продолжает пачкаться, обращаться с рисунками в любом случае нужно очень осторожно, беречь рисунке в отдельной папке, иначе рисунок теряет меловый слой, а если слишком сильно его залачить, заметно изменится цвет.
В чём разница между фиксативом и лаком для волос?
Специализированный закрепитель дороже, а разницы между ним и обычным лаком для волос нет никакой (закрепляют одинаково). Так в чём же разница? В том, что лак для волос при долгосрочном хранении (годы и десятилетия) может пожелтеть и исказить цвета работы. Поскольку его назначение — не художественные работы, а волосы, никто не может сказать, как он себя поведёт через долгое время на бумаге. Фиксативы же — вещь проверенная. Поэтому профессиональным художникам, чьи работы уже обрели ценность, нужно уйти с лака для волос на профессиональный художественный закрепитель.
Но если вы рисуете для себя или учитесь, вам вполне достаточно лака для волос.
Рекомендуем попробовать лак GOT2B «Стальная хватка», запах у него вполне приятный и не слишком резкий. С ароматом зелёного яблока и лимона. Закрепляет даже соус, и так, что в папке рисунок ничего не пачкает работа не осыпается и не размазывается.
Ещё один давно проверенный вариант — лак Прелесть.
Обработка лаком для волос (в несколько слоёв, между обработками дать подсохнуть 2-3 минуты) держит работы в сохранности десятки лет, ничего не осыпается.
Другие способы
Есть и другие, на сегодняшний день довольно экстравагантные способы закрепить рисунок.
Бумагу покрыть раствором желатина, дать высохнуть и работать, стараясь делать пастель немногослойной и не очень пастозной. Затем всю бумагу держат обратной стороной над кипящей водой. Желатин при этом растворяется, приклеивая нижние слои пастели.
Способ закрепления от Лорио (18 век). Поставить работу, выполненную пастелью, вертикально и осаждать на её поверхность пары, насыщенные раствором рыбьего клея в смеси с уксусом или спиртом.
Растворить парафин в бензине, смешать с обезжиренным молоком и распылителем нанести на работу.
Можно закреплять раствором мыла.
Но помните: все закрепления, когда вы закрепляете рисунок сильно, убивают неповторимую прелесть сухой пастели. Так что не перестарайтесь. Если храните рисунки в папке, можно проложить их калькой, чтобы они точно друг друга не испачкали.
Матирующая добавка
Подскажите пожалуйста, какую матирующую добавку можно использовать, чтобы снизить блеск масла? Задача такая: ждать полгода-год, когда картина высохнет, чтобы покрыть ее сатиновым лаком очень долго, хочется просто добавить нечто матирующее в уплотненное масло и протереть им картину, тем самым убрать блеск и прожухлые места. Уплотненное и отбеленное на солнце масло само по себе очень достойный вариант, некое подобие лака, поэтому не вижу смысла покрывать картины лаком. Сейчас у меня стоит на солнце масло, которое хочу приготовить по старинной технологии. Вот только не знаю, что такого туда добавить, чтобы снизить блеск этого самого масла, мне совсем не нравятся блестящие картины.
Масло с лаком мешаю и скипидаром жидко довожу. Распыляю тоненько на горизонтальную поверхность на свежую картину. Жухлости и глянцы выравниваются. Надо тока следить чтоб от скипидара нижний не просохший слой масла не потёк случайно.
Распыляю краскопультом, что то небольшое с аэрографа.
Вариант может и не совсем по теме,но все-таки,попробуйте использовать воско-масляную темперу,ее конечно в масляный лак не добавишь,но с масляными красками она смешивается хорошо,получается приятная матовая поверхность,высыхает не быстро.
Всем спасибо за участие )
Забыла написать, что бутылку с восковым лаком рекомендуют нагреть в теплой воде перед нанесением лака.
Я не понимаю зачем тратить своё и чужое время когда все есть в интернете.
Если не знаете КАК сделать матовый или полуматовый лак-я давно отправил Вам ссылку на SATIN VARNISH. Ничего не надо делать-просто немного взболтать и покрыть картину. Не пойму-ЧТО ЕЩЕ НАДО ТО.
Сохнет очень быстро. Живого слоя не создает.
Блеск-полуматовый, отменный!
Константин, прочитайте, пожалуйста, первый пост темы. Я не хочу покрывать лаком, он мне не нужен для масла. Я не хочу ждать полгода-год.
И кроме воска есть еще разные добавки, вот и Зрительница про это упомянула. Я пропускаю через себя мегатонны информации, и если у меня есть вопросы, значит я не нашел ответа в инете. Хочу узнать, что помимо воска добавляют (про битое стекло понял).
Все о масляной пастели
На чем рисовать масляной пастелью? (часть 2)
Продолжаем наш обзор бумаги и других поверхностей для масляной пастели. В первой части мы уже обсудили множество видов бумаги, кроме одной – абразивной. Сегодня поговорим об этом интересном варианте (а еще о холсте, дереве), и бонусом – о грунтах и о том, нужна ли тонированная бумага.
Итак, #3 – наждачная и абразивная бумага. Даже дешевая масляная пастель интересно выглядит на наждачной бумаге. Темный цвет делает цвета ярче. Грубая фактура заставляет пастель смешиваться. В общем – просто находка!
Кстати, не стоит думать, что «наждачная» – обязательно очень грубая. Хотя она продается в строительном магазине, у наждачки есть градация зернистости. Цифра 200 означает довольно грубую поверхность. 400-600 – уже мелкое зерно, на котором приятно рисовать. 800 подходит для портретов.
Минус наждачной бумаги – недолговечность. Цвета на ней будут выгорать еще быстрее, а сама бумага, вероятно, не выдержит испытание временем. Но зато на ней можно классно экспериментировать – особенно, если у вас завалялся дешевый набор масляной пастели.
Вот моя работа «Сонетом» на наждачной бумаге. Желтые оттенки здорово «зеленили», пришлось пройтись сверху желтым цветным карандашом. Для обводки контуров тоже использовала цветные карандаши.
Окей, наждачка – для баловства, разобрались. Еще у нас есть абразивная бумага, и вот тут-то начинается веселье…
Их много разных! Названия, которые у всех на слуху – Pastelmat, Uart, Colorfix, Sennelier La Carte, Canson Mi-Teints Touch. И все они дорогие – в районе 600 рублей за лист 50 см на 70 см. К тому же, половина из них в России не продается. В зарубежных магазинах можно достать их дешевле – в этой статье будут ссылки на хорошие варианты.
Есть простой и доступный вариант – заценить их все в одном тестовом наборе от Jackson’s Art! Купить полноразмерный вариант 50 на 70 влетит в копеечку из-за доставки (габариты слишком большие), но в пробном наборе лежат четвертинки (примерно 25 на 35 см). Поэтому доставка обошлась мне в 300 рублей.
» data-medium-file=»https://oilpastelist.files.wordpress.com/2019/02/sanded-paper-sample-pack.jpg?w=300″ data-large-file=»https://oilpastelist.files.wordpress.com/2019/02/sanded-paper-sample-pack.jpg?w=720″ src=»https://oilpastelist.files.wordpress.com/2019/02/sanded-paper-sample-pack.jpg?w=1024″ alt=»» srcset=»https://oilpastelist.files.wordpress.com/2019/02/sanded-paper-sample-pack.jpg?w=1024 1024w, https://oilpastelist.files.wordpress.com/2019/02/sanded-paper-sample-pack.jpg?w=150 150w, https://oilpastelist.files.wordpress.com/2019/02/sanded-paper-sample-pack.jpg?w=300 300w, https://oilpastelist.files.wordpress.com/2019/02/sanded-paper-sample-pack.jpg?w=768 768w, https://oilpastelist.files.wordpress.com/2019/02/sanded-paper-sample-pack.jpg 1032w» sizes=»(max-width: 1024px) 100vw, 1024px» />
Вот он – Sanded Pastel Paper Sample Pack. В него входят 7 разных брендов абразивной бумаги:
Я еще не всех их опробовала, но расскажу все, что знаю, а потом дополню статью.
Самая мягкая и совершенно не абразивная из них – Hahnemuhle Velour, о ней я уже говорила в первой части. Кстати, она так же быстро поглощает ваши мелки, как и абразивная бумага! Теперь я понимаю, почему ее положили в этот набор…
» data-medium-file=»https://oilpastelist.files.wordpress.com/2019/04/d181d0b0d0bcd0bed0b7d0b0d182d0b0d187d0b8d0b2d0b0d18ed189d0b8d0b5d181d18f-d0bcd0b5d0bbd0bad0b8.jpg?w=300″ data-large-file=»https://oilpastelist.files.wordpress.com/2019/04/d181d0b0d0bcd0bed0b7d0b0d182d0b0d187d0b8d0b2d0b0d18ed189d0b8d0b5d181d18f-d0bcd0b5d0bbd0bad0b8.jpg?w=720″ src=»https://oilpastelist.files.wordpress.com/2019/04/d181d0b0d0bcd0bed0b7d0b0d182d0b0d187d0b8d0b2d0b0d18ed189d0b8d0b5d181d18f-d0bcd0b5d0bbd0bad0b8.jpg» alt=»» /> Мелки после недолгого рисования на абразивной бумаге
Самая интригующая и универсальная – Clairefontaine Pastelmat. Когда я впервые увидела ее, я подумала, что мне подсунули что-то не то. Она же гладкая! Где та абразивная поверхность, которая отлично удерживает слои пастели?
Оказалось, что у Pastelmat уникальная поверхность – гладкая и приятная на ощупь, словно невесомая замша, но при этом она удерживает много слоев не хуже других абразивных поверхностей! Одни бонусы без стирания пальцев!
» data-medium-file=»https://oilpastelist.files.wordpress.com/2019/04/pastelmat-surface-2-e1555704669463.jpg?w=300″ data-large-file=»https://oilpastelist.files.wordpress.com/2019/04/pastelmat-surface-2-e1555704669463.jpg?w=720″ src=»https://oilpastelist.files.wordpress.com/2019/04/pastelmat-surface-2-e1555704669463.jpg» alt=»» /> Clairefontaine Pastelmat
14 красивейших оттенков. Не боится воды – можно сделать акварельный подмалевок. Не боится разбавителей – можно красиво размыть масляную пастель или сделать цвет однородным. Можно без проблем стирать неудавшиеся слои клячкой.
Я использовала растворитель, но после этого оставила бумагу в вертикальном положении. Вероятно, этому она начала заворачиваться. Потом я «разогнула» ее, положила горизонтально – и все вернулось в норму.
Если будете использовать акварель как подмалевок, имейте в виду, что цвета на этой бумаге заметно бледнеют, когда бумага высыхает. Вместо акварели можно использовать гуашь или тушь.
Art Spectrum Colorfix – популярный австралийский бренд. Эта бумага покрыта грунтовкой Colorfix Primer, так что можно взять плотную акварельную бумагу и сделать себе home-made Colorfix 🙂 конечно, с помощью этого самого праймера – но о нем поговорим чуть ниже.
Примерно так выглядит поверхность после нанесения 1 слоя масляной пастели.
А после нанесения нескольких слоев мелки начинают затачиваться, как карандаши! Надо сказать, что после Пастельмата эта поверхность кажется очень грубой… Здесь уже нельзя растирать пальцами. Я пробовала после 3 или 4 слоев – можно содрать пальцы. После нанесения Sennelier Colorless Blender (прозрачный мелок-медиум) растирать стало возможно, но очень, ОЧЕНЬ аккуратно.
ArtSpectrum Colorfix тоже доступен в различных красивых цветах. Вот, например, отличный недорогой набор из 10 листов формата А3 (около 1800 рублей).
Sennelier La Carte (Soft Pastel Card) предназначена для сухой пастели, хотя некоторые бренды масляной пастели хорошо на ней держатся. Большая проблема этой бумаги в том, что она не переносит совершенно никаких жидкостей (вода, разбавители) ни в каких количествах. То есть на нее нельзя даже чихнуть – в буквальном смысле!
Я уже упоминала, что у Сеннелье есть специальная бумага для масляной пастели, которая моим знакомым oil pastelists совершенно не понравилась в использовании.
Sennelier La Carte хороша. Она очень плотная, не боишься ее помять. Я думаю, может выдержать довольно много слоев – в этой работе у меня было максимум 7-8, наверное, но легко можно было сделать больше:
Здесь я допустила один косяк: жалея свои Mungyo Gallery, решила сделать первые парочку слоев дешевой масляной пастелью: «Сонетом» и Пентелом (Pentel). Потом по ним рисовала Mungyo Gallery – в результате некоторые слои начали осыпаться! Слои неравномерно отваливались мелкими кусочками, обнажая первый слой. Следующие слои мягкой Мунгьо плохо накладывались.
Я подозреваю, что дело в сухости «Сонета». Mungyo плохо держалась на нем. Сама идея идти от твердой пастели (первые слои) к мягкой (верхние слои) прекрасно работает, но я нарушила правило: смешала некачественную пастель с хорошей. Смешивание ученических и профессиональных линеек может давать непредсказуемые результаты.
Sennelier La Carte выпускается в разных оттенках. По текстуре заметно грубее, чем Pastelmat, но не такая грубая, как Uart 400. Я думаю, если расположить эти варианты от самого мягкого и нежного до самого грубого, получится примерно такой порядок:
Hahnemuhle Velour (бархат!) – Pastelmat (коварный бархат – вроде мягкий, но не очень) – Canson Mi-Teints Touch – Sennelier La Carte – ArtSpectrum Colorfix – Tim Fisher 400 – Uart 400.
Uart 400 – самая грубая поверхность. Напоминает другую супер-абразивную бумагу – американский бренд Wallis, который, похоже, перестали выпускать.
Бумага Uart имеет градацию зернистости от 240 до 800 (от самой грубой до самой нежной, если так можно сказать про абразивную поверхность). На Jackson’s art есть 400, 500, 600 и 800.
Не боится воды. Доступна всего в двух оттенках – темный и нейтрально-бежевый.
Цветная бумага или белая?
» data-medium-file=»https://oilpastelist.files.wordpress.com/2019/04/20190118_190400.jpg?w=300″ data-large-file=»https://oilpastelist.files.wordpress.com/2019/04/20190118_190400.jpg?w=720″ src=»https://oilpastelist.files.wordpress.com/2019/04/20190118_190400.jpg» alt=»» />
Дело вкуса, и оба варианта имеют свои плюсы и минусы.
Белая поверхность удобна тем, что легко создать фон нужного цвета. Для заполнения больших областей цветом можно использовать акварель, гуашь, акрил и др. – или масляную пастель в комбинации с растворителем.
Также популярны нейтральные цвета, в первую очередь – светло-серый и серый средней насыщенности. На сером и светлые, и темные цвета выглядят одинаково хорошо. Другой вариант спокойного, нейтрального цвета – бежевый.
Чем же хороши более яркие цвета? Удачный тон бумаги может задать настроение всей картине. Скажем, скалистый пейзаж в солнечный день будет хорошо смотреться на бумаге теплых желто-оранжевых оттенков. Пейзаж, где много воды и неба – на бумаге голубых оттенков.
На одном из моих первых рисунков я хотела передать нежные оттенки неба сразу после заката. Я подобрала нужные цвета для неба и решила, что светлый желто-оранжеватый тон бумаги подойдет. Мол, цвет неба заиграет на фоне противоположного цвета.
Сразу же стало ясно, что это – неудачное решение. Желтый и оранжевый выбились вперед – а ведь они должны были выглядеть нежными!
» data-medium-file=»https://oilpastelist.files.wordpress.com/2019/04/20181125_121735.jpg?w=300″ data-large-file=»https://oilpastelist.files.wordpress.com/2019/04/20181125_121735.jpg?w=672″ src=»https://oilpastelist.files.wordpress.com/2019/04/20181125_121735.jpg» alt=»» /> Неудачный выбор
Пришлось оставить эту бумагу для другой работы, и начать заново – в этот раз на серо-голубой бумаге. Вот это другое дело:
» data-medium-file=»https://oilpastelist.files.wordpress.com/2019/04/d0b7d0b0d0bad0b0d182-d0b8d0b7-d0bed0bad0bdd0b0-2-e1555705739102.jpg?w=300″ data-large-file=»https://oilpastelist.files.wordpress.com/2019/04/d0b7d0b0d0bad0b0d182-d0b8d0b7-d0bed0bad0bdd0b0-2-e1555705739102.jpg?w=720″ src=»https://oilpastelist.files.wordpress.com/2019/04/d0b7d0b0d0bad0b0d182-d0b8d0b7-d0bed0bad0bdd0b0-2-e1555705739102.jpg» alt=»» />
Необязательно подбирать тон, совпадающий с основными цветами картины. Иногда лучшим вариантом будет комплементарный (противоположный) цвет. Здесь надо экспериментировать.
Яркий цвет может послужить основным фоном и сэкономить вам время и мелки 🙂 как и в случае сухой пастели, здесь тонированная бумага может проглядывать из-под тонкого слоя масляной пастели. Это может быть темный фон комнаты, который будет достаточно небрежно заштриховать оттенками синего и коричневого, например.
Могут быть и такие броские, интересные варианты:
By Li Ling F
Правда, у рисования на цветной бумаге есть свои нюансы. На черной бумаге светлые цвета выглядят особенно ярко и впечатляюще, но желтый «зеленит», а темные цвета могут казаться невыразительными.
Темные цвета могут оказаться неудачными для портретов: светлые и телесные оттенки часто бывают полупрозрачными, и когда сквозь них проглядывает темный фон, это некрасиво. Отчасти проблема снимается накладыванием слоев более укрывистых цветов.
Как-то я рисовала мелком телесного цвета (Salmon) на желтой бумаге, и у меня получился розоватый оттенок…
В общем, если вы выбираете тонированную бумагу, вас ждет множество открытий! 🙂
4) Холст – да, масляная пастель сочетается и с холстом! Удобнее всего, пожалуй, холст на картоне (всевозможные canvas boards) – потому что у него твердая поверхность. Если же вы рисуете на холсте на подрамнике, то рискуете продавить холст, когда нажимаете на мелок. Надо подкладывать что-то твердое и устойчивое прямо за натянутым холстом.
Некоторые художники рисуют на разложенном холсте, а потом уже натягивают его на подрамник. Это снова эксперименты, и это дорогостоящий вариант.
В целом холст едва ли идеальная поверхность для масляной пастели: фактура у него специфическая, будет проглядывать сквозь масляную пастель. Ну и, по слухам, мелки «ест» хорошо. Я сама еще не успела попробовать – у меня лежит холст на картоне и ждет удачной идеи 🙂
Холст может быть удачным решением, когда душа требует большого формата, и для удобства делается фон маслом. А еще грунтованный холст позволяет использовать растворитель.
Бонус от рисования на холсте: масляная пастель не требует фиксатива/закрепляющего лака! Поверхность холста надежно удерживает слои пастели, и они особо не смазываются.
Вообще фиксативы для масляной пастели – тема, требующая отдельной статьи (спойлер: не так уж они и нужны).
Пара слов о холсте на картоне. Плюс – цена и удобство (твердая, уже загрунтованная поверхность), минус – качество. Профи обычно невысокого мнения о холстах на картоне, потому что «берут они дешевые материалы и приклеивают к не пойми какому картону, это только для экспериментов годится, но продать такое покупателю я не могу. Проверку временем не выдержит!»
На всякий случай расскажу и про более дорогие и долговечные варианты 🙂
Некоторые холсты крепятся не к картону, а к оргалиту, к museum board (не знаю, как это будет по-русски) и др. Надпись Museum board автоматически означает высокое качество и долговечность.
Один из моих любимых художников, Рич Арриагада, рисует масляной пастелью на Da Vinci Pro Panels. Эти панели (?) сделаны из высококачественной древесины (новозеландская сосна), продаются в разных размерах и с двумя вариантами толщины, с несколькими вариантами поверхностей на выбор – от очень гладкой до весьма грубой. Для масляной пастели предпочтительна золотая середина – medium textured.
Если у вас эти прекрасные панели, то не придется заморачиваться с паспарту и рамой. Более того – боковые стороны панели можно покрасить под темное дерево, и смотреться будет еще шикарнее. Рич Арриагада утверждает, что масляная пастель идеально ложится на эту поверхность и с легкостью растушевывается. Минусы – высокая цена и то, что в России эти панели не продаются.
Еще один вариант из этой же ценовой категории (и категории крутости) – Ampersand Pastelbord. Что это за зверь такой? Это, так сказать, еще более крутой и дорогой вариант абразивной бумаги. Это панель из оргалита, покрытая глиной и грунтом (gesso) с мраморной крошкой. Это дает нам более грубую поверхность, чем многие абразивные бумаги (возможно, Uart может сравниться с Ampersand Pastelbord, но это только догадка).
Если вам важно создавать много-много слоев, вам обязательно понравится этот вариант. Другие плюсы Ampersand Pastelbord – долговечность. Качество уровня museum quality (подходит под требования музеев) и обещания в сохранности работы в течение 200 лет.
Эта поверхность подходит пастели (как сухой, так и масляной), масла, акрила и для смешанных техник. Ampersand Pastelboard тоже продается в разных размерах, а также в 4 разных цветах.
5) Дерево, оргалит и другие поверхности
Масляной пастелью можно рисовать и по нестандартным поверхностям: дерево, металл, стекло, пластик, МДФ, оргалит… Некоторые необычные поверхности требуют покрытия грунтом – например, дерево и металл.
Не каждая масляная пастель будет хорошо рисовать по таким поверхностям. Из профессиональных брендов лучше всего зарекомендовала себя Caran D’Ache Neopastel. Holbein гораздо лучше рисует по бумаге, Сеннелье – на слегка шероховатой бумаге или дорогом мелкозернистом льне, а вот на дереве и металле они показывают слабые результаты. Подсмотрела эти выводы здесь.
» data-medium-file=»https://oilpastelist.files.wordpress.com/2019/04/sennelier.jpg?w=300″ data-large-file=»https://oilpastelist.files.wordpress.com/2019/04/sennelier.jpg?w=720″ src=»https://oilpastelist.files.wordpress.com/2019/04/sennelier.jpg» alt=»» /> Sennelier
Сеннелье, кстати, хорошо рисует по стеклу. Хотя я себе слабо представляю, зачем кому-то тратить это дорогие конфетки на баловство на стекле. И что потом делать с этим стеклом? Если у кого-то есть идеи – делитесь 🙂
Какие бывают грунтовки
Я знаю тему грунтования пока только в теории, поэтому не воспринимайте мои слова на веру 100% – экспериментируйте, читайте и развивайте эту тему, если она вам близка.
Многие поверхности можно просто загрунтовать с использованием мраморной пыли (marble dust), толченой пемзы (pumice sand). Как вариант – покрыть тонким слоем акрила (вот вам и подмалевок) и насыпать той же мраморной пыли или подобной крошки (кто-то даже пробовал манную крупу), а когда высохнет – смахнуть излишки.
Обычно советуют покрывать грунтом (gesso в данном случае) обе стороны, чтобы поверхность/доска не покоробилась.
Грунты хороши не только тем, что защищают бумагу/другую поверхность. Они также позволяют создать желаемую фактуру, и сэкономить таким образом на крутых, но таких дорогих абразивных бумагах и панелях.
Некоторые художники сами изготавливают бумагу такого типа (и другие поверхности тоже). Это проще, чем кажется! Есть несколько вариантов:
1) Liquitex Clear Gesso. Этому средству можно придать оттенок с помощью почти любой краски на водной основе. Просто наносите его на основу (скажем, акварельную бумагу) в несколько слоев, и когда оно высохнет, у вас будет своя абразивная бумага.
Как вариант, можно делать скетч углем, закреплять его фиксативом, сверху наносить Liquitex Clear Gesso. Можно равномерно распределять его маленьким малярным валиком либо кистью (один слой – в одном направлении, второй слой – в противоположном направлении). Как видно по названию («clear»), это средство прозрачное.
2) Colourfix Primer. Если вам нравится абразивная бумага ArtSpectrum Colourfix, то этот праймер сэкономит вам немало денег. Вам потребуется любая акварельная бумага (для серьезных работ – качественная) и Colourfix Primer любимых цветов. Да-да, он еще и цветной бывает! Цветов 20 – те же самые, каких бывает эта бумага. Можно покрыть этим праймером дерево или оргалит – вот вам и самодельный почти museum board 🙂
3) Golden Acrylic Ground for Pastels. Компания Golden производит разные типы грунтов. Этот, как и Colourfix, создает достаточно грубую текстуру.
Кстати! Грунты не всегда создают очень грубую поверхность, да и не всем это нужно.
Если на банке написано gesso, не всегда очевидно, что подходящий грунт. Если это обычный акриловый gesso, то он даст слишком гладкую поверхность. Но можно исправить это добавлением песка, мраморной пыли, толченой пемзы, манки и кто на что горазд. «Рецепт» примерно такой: чашка воды, чашка gesso, 1-2 столовых ложки мраморной пыли.
Разумеется, есть и российские грунты – от Сонета, Таира… К сожалению, я мало про них слышала, поэтому почти ничего не могу рассказать. Грунты – это такая штука, которые надо пробовать и экспериментировать. Некоторые из них дают удачную фактуру, некоторые – не очень. Наверное, поэтому я пока до них не добралась: не хочется потратить деньги и понять, что это «не то».
Недавно узнала в чудесном арт-челлендже #апрель_масляная_пастель (в инстаграме), что для создания фактурной поверхности можно «загрунтовать» бумагу простой гуашью! Очень интересный, несложный и экономный способ поэкспериментировать с фактурой и тонированной основной. Пожалуй, с этого я и начну эксперименты 🙂
Подводим итоги
От вариантов бумаги и других поверхностей глаза разбегаются, верно? Как и в случае с выбором бренда масляной пастели, многое зависит от личных предпочтений, от стиля, а также от бюджета.
Лидер бюджетных вариантов – пожалуй, Canson Mi-Teints. В России также в ходу пастельная бумага от Palazzo (я ее все-таки попробовала – совсем неплохо!).
Попробовала пастельную бумагу Палаццо
Среди дорогих вариантов всеобщий любимчик – Clairefontaine Pastelmat. Высокие позиции также у других абразивных бумаг (ArtSpectrum Colourfix, Hahnemuhle Velour) и Arches Oil Paper.
А еще есть те, для кого пастельная бумага – это банальщина, но раскошеливаться на абразивные бумаги и панели не улыбается. Эти люди – большие экспериментаторы и выдумщики. Они берут дешевую бумагу от того же Палаццо или какой-нибудь кусок оргалита, покрывают все это доступным грунтом – и вуаля, новая интересная площадь для творчества готова 🙂
Желаю всем удачных поисков и интересных находок!