чем покрыть фанеру для влагостойкости в лодке
Применение обычной строительной фанеры вместо водостойкой в любительском судостроении, защита фанеры от влаги
Фанера – самый популярный материал в строительной сфере. Это обусловлено её невысокой стоимостью. Это как плюс, так и минус. Чем ниже цена, тем больше она подвержена воздействию влаги. Возникает вопрос: чем пропитать фанеру для влагостойкости и как повысить её прочность?
Строение фанеры
Фанера – это строительный материал, состоящий из нескольких шпоновых слоёв, соединённых друг с другом. Насколько она влагоустойчива, зависит от состава клея, связывающего слои. Высокоустойчивым к влаге является материал, при производстве которого используются бакелитовый лак или клей. Они способны выдержать прямое воздействие воды. Благодаря этому материал можно использовать для изготовления лодки и прочих плавательных средств, не выполняя дополнительных обработок. Существует единственное «но» – слишком высокая цена.
Другие материалы, оптимально подходящие для строительных работ и изготовления мебели, при повышенной влажности начинают расслаиваться и гнить. Повысить защиту фанеры от влаги можно путём пропитки специальными веществами. Следует отметить, что некоторые из них с достоинством справляются со своей задачей.
На видео: какая фанера лучше.
Лакирование фанеры
Одним из лучших способов защитить этот древесный материал от сырости, влаги и других агрессивных воздействий среды, является покрытие лаком. При этом важной задачей является не только соблюдение технологий процесса лакирования, но и правильный выбор лакокрасочного материала. С фанерой используя полиуретановые, спиртовые, нитроцеллюлозные лаки. Рассмотрим главные особенности этих составов:
Наиболее подходящие для использования с фанерными листами — нитроцеллюлозные и полиуретановые лаки отличаются по принципу образования защитного слоя на древесной поверхности. В первом случае покрытие образуется в результате выветривания растворителя, а во втором — благодаря поликонденсации и полимеризации, которые способствуют затвердеванию.
Процедура покрытия фанеры лаком
Инструкция по лакировке фанерных листов включает в себя следующие обязательные этапы:
По мнению профессиональных строителей и мебельщиков, красота и долговечность лакового покрытия прямо зависит от числа нанесенных слоев материала. Между повторными обработками нужно дождаться высыхания лака. В завершении процесса рекомендуется нанести на поверхность олифу. Такая комплексная обработка повысит эксплуатационные свойства отделочного материала и придаст красивый оттенок фанерной плите.
Последующая обработка фанеры для поддержания влагозащиты
Обработка фанеры от влаги: во время монтажа, эксплуатации листы фанеры могут потерять свои свойства защиты от влаги. Благодаря механическому, термическому и световому воздействию, специальное защитное покрытие может потрескаться и даже отслоиться. Как действовать в этом случае.
Необходимо обрабатывать места крепления фанеры к основанию. Также при появлении трещин следует незамедлительно приступить к восстановлению защитного покрытия.
Что для этого следует сделать? В первую очередь взять наждачную бумагу и снять те слои, которые уже слабо держатся, затем приступить к нанесению нового слоя защиты. Только в этом случае фанерный лист прослужит долго и оправдает средства сложенные на его защиту.
Лакирование и оклейка стеклотканью
Еще одним эффективным методом гидроизоляции фанеры, обеспечивающим долговечность, является нанесение специальной стеклоткани. Помимо самой стеклоткани допускается использовать обычную марлю. При этом лак также используется в этой обработке, так как выступает клеящей основой. Важно выбрать уместный лакокрасочный состав — в нем не должны отсутствовать полиэфиры и эпоксидные вещества.
Процедура наклеивания стеклоткани:
Когда фанера полностью высохнет во второй раз, ее можно использовать по назначению.
Способы обработки
Обработка фанеры и защита её от влаги может осуществляться несколькими способами. Вот некоторые из них (самые распространённые в обиходе):
Далее подробнее рассмотрим, чем лучше обработать фанеру и как это сделать правильно.
Защита фанеры от воздействия влаги и гниения с помощью шпаклёвочного состава ПВА имеет много преимуществ. Он надёжно защищает материал от множества негативных факторов. Приводим пошаговую инструкцию, как выполнить процесс защиты:
После того как работы завершены, плиту укладывают на ровную поверхность и дают ей просохнуть в естественных условиях. К минусам данного процесса относят довольно большие сроки обработки. Фанеру от влаги придётся защищать 3–4 дня.
Аналогичную пропитку можно выполнить, используя эпоксидную смолу. Но это довольно дорогое удовольствие и при этом не безвредно для здоровья человека. Листы, обработанные эпоксидной смолой, используют только для наружных работ.
Олифа
Олифа – это простейший способ пропитки фанерной плиты от воды. Реализуют обработку следующим способом:
Количество слоёв может быть различно. Прекращают обработку олифой только тогда, когда раствор перестаёт впитываться материалом (полного достижения водоотталкивающего эффекта).
После такой обработки на фанеру можно нанести краску или лак. Часто возникает вопрос о том, чем покрыть фанеру на полу. Этот способ идеально подходит для этой цели.
Стеклоткань
Защитить фанеру можно и стеклотканью, но для этого необходимо работать водостойкими лаками, не содержащими эпоксидных или полиэфирных смол. Технология защиты состоит из таких шагов:
Совет! При отсутствии стеклоткани можно использовать обычную марлю. После того как её покрасили лаком, она надёжно будет защищать материал.
Нитрокраска
Ещё один способ обработки фанеры от влаги – это нитрокраски. Особенно это актуально, когда материал непосредственно будет в контакте с водой, к примеру, при ремонте лодки или обустройстве сырого помещения.
Приведём инструкцию реализации работ своими руками:
Важно! Последний слой нитрокраски делается довольно тонким. В противном случае, понижается степень прочности.
Подготовка поверхности
Предназначенное для обработки дерево требуется предварительно просушить, очистить от жира, грязи, пыли. Занесенную с улицы фанеру следует выдержать в помещении не менее суток в горизонтальном положении. Для лучшей вентиляции листы располагают на расстоянии друг от друга. Сделать это можно с помощью деревянных брусков, которые прокладывают между панелями.
Если фанера ранее была окрашена, слой краски придется полностью удалить. Далее поверхность обрабатывают наждачной бумагой, чтобы снять тонкий глянцевый слой. Шероховатая поверхность будет лучше впитывать клей или олифу. Использовать слишком крупную наждачную бумагу не стоит – она оставит заусеницы.
Выбор способа пропитки зависит от места монтажа фанеры и способа эксплуатации. При использовании в жилых помещениях достаточно 2-3-кратной пропитки клеем ПВА. Если же материал планируется использовать в жестких уличных условиях, лучше обеспечить максимальную степень защиты, обработать его вначале олифой, а затем покрыть лаком и стеклотканью.
Ламинирование фанеры
Еще один очень эффективный метод защиты фанерных листов от агрессивной среды — ламинация. При этом можно как сразу приобрести соответствующий материал с защитной пленкой, так и нанести ее самостоятельно. Для чего нужно ламинирование:
Выполнение ламинирования в домашних условиях предполагает соблюдение ряда требований безопасности. Дело в том, что в составе многих пленок для ламинации имеются формальдегиды, которые становятся вредными для здоровья человека при нагреве. Процедура ламинирования предполагает нагрев, который и обеспечивает качественное приклеивание пленки к фанере. Именно поэтому для безопасной процедуры необходимо использовать респиратор, а также выполнять наклеивание в помещении с хорошей вентиляцией (или обеспечив проветривание).
Выбор пленки
Для обработки фанеры и прочих пиломатериалов используют такие виды пленок:
Процедура ламинации фанеры
Помимо пленки и фанерного листа для работы понадобится респиратор, ветошь и строительный фен. Последовательность ламинирования:
Как показывает практика, с точки зрения экономии времени и сил, лучше сразу покупать ламинированную фанеру, так как процедура самостоятельной ламинации довольно хлопотная и требует определенной сноровки и умений.
Обработка листов фанеры олифой
Обработка олифой считается наиболее доступным и простым решением, которая выполняется в определённой последовательности:
Для быстрого проникновение защитного состава в обрабатываемую поверхность необходимо предварительно разогреть олифу до t 50-600 С. В разогретом состоянии олифа обладает лучшей проникающей способностью.
Необходимо уделить особое внимание торцам фанеры и тщательно пропитать их олифой.
Процесс нанесения водоотталкивающего состава
Пропитав обе стороны материала олифой можно приступать к сушке. В данном случае допускается принудительный вариант с использованием промышленного фена.
Какую пропитку лучше использовать?
Сделать фанеру влагостойкой в домашних условиях поможет покрытие специальными составами:
Какой из методов более эффективен? Расскажем о каждом из них подробно.
Клей ПВА
Подобная пропитка для фанеры используется лишь при условии, что материал будет эксплуатироваться в помещениях. Ведь клей ПВА не способен длительно выдерживать воздействие влаги. Основными его плюсами является дешевизна и невысокая токсичность. Такая отделка идеально подойдет при укладке фанеры, к примеру, под линолеум или ламинат.
Эпоксидная смола способна обеспечить неплохую защиту даже от влаги на улице. В жилых помещениях из-за высокой токсичности ее использовать нежелательно. Несмотря на то, что стоимость пропитки достаточно высока, она боится воздействия солнечных лучей.
Раствор ПВА или эпоксидки наносится с обеих сторон листа и торцов. Каждый слой клея необходимо тщательно просушить. Обработка производится многократно, пока дерево не перестанет впитывать раствор.
Олифа
Защитить фанеру от влаги помогут специальные пленкообразующие составы на основе растительных масел. Для пропитки лучше использовать натуральную, к примеру, льняную олифу. Для увеличения впитывания ее следует предварительно разогреть градусов до 50. Сделать это можно на водяной бане. Учтите, что, хотя подобный способ пропитки весьма эффективен, сушить фанеру придется достаточно долго. Ускорить процесс поможет строительный фен.
Слоев олифы должно быть несколько – столько, сколько дерево сможет в себя вобрать. Понадобится как минимум 2-3 нанесения. Если материал будет эксплуатироваться во влажном помещении или на улице, количество слоев необходимо увеличить до 3-4.
При любом способе обработки фанеры от влаги не забывайте тщательно промазывать торцы. Получить максимальную защиту можно с помощью одновременной пропитки олифой и нитролаком. Усилить влагостойкость поможет предварительное покрытие антигрибковой грунтовкой.
Нитролак
Перед его нанесением поверхность предварительно обрабатывают олифой в 1-2 слоя. Для получения максимальной защиты потребуется не менее 5-6 тонких слоев лака. В отличие от олифы, сохнет он достаточно быстро.
Чтобы фанера хорошо пропиталась, слишком густой состав использовать не стоит. Лак необходимо развести пожиже. Обрабатывать им дерево лучше с помощью пульверизатора или валика.
Стеклоткань
Основой для покрытия будет являться та же олифа. Ею необходимо тщательно, в несколько слоев обработать поверхность.
Далее наносим слой лака. Укладывать стеклоткань начинаем после того, как он чуть загустеет. Промоченный скипидаром (он увеличит схватывание с поверхностью) материал следует хорошо распрямить и максимально плотно прижать к фанере.
Для увеличения влагостойкости покрыть фанеру можно дополнительным слоем масляной краски. Подобная тройная защита будет максимально эффективной.
Особенности обработки плит перед укладкой на пол
Для получения качественного результата при монтаже листов на горизонтальное основание необходимо учитывать некоторые нюансы нанесения защитного покрытия:
После укладки фанерного покрытия на пол, поверхность обязательно шлифуется и грунтуется, затем покрывается несколькими слоями защитного состава, чаще всего это воск или лак
Учитывается, что обработка осуществляется после раскроя продукции на нужные по размеру детали.
Применение дополнительных материалов
Применяются вспомогательные материалы:
Это были дополнительные советы при работе с фанерой.
Фанера — это материал, приготовленный из древесины, который может разрушаться от воздействия температуры и излишней влажности. Но при использовании тщательно подобранной изоляции он способен сохранять свои качества в течение длительного промежутка времени, радуя вас эстетикой и привлекательной ценой.
В конце понадобится пропитка фанеры, которая имеет основу алкидного или водно-дисперсного грунта.
Если на фанере образовались некоторые дефекты в виде трещин, то ее поверхность необходимо обновить. Если обновление провести сразу же без замедлений, то продлится эксплуатационный срок фанеры. Краской проблему не решить, в данном случае нужно использовать наждачную бумагу. После обработки, необходимо провести возобновление защитного покрытия.
Чем обработать ДСП или ДВП? Обрабатываемые материалы защищаются таким же способом.
Следуя инструкциям, поверхность вашего материала будет защищена. Фанера также защитится от возможного появления сырости и гниения.
Изоляция от внешнего воздействия
Для защиты фанеры специалисты рекомендуют использовать нитроэмалевую и нитроглифталевую краски.
Все-таки следует помнить, что разные способы обработки обычной строительной фанеры могут лишь улучшить ее способности к сопротивлению сырости, и размещать изготовленные из нее конструкции лучше под другими материалами, которые не позволят, чтобы влага попала на листы.
Если фанерой обшиты наружные стены строения, то лучшей защитой для них будут удлиненные свесы крыши. Самое эффективное сохранение панели на свежем воздухе обеспечит наличие над ней навеса.
Также желательно, чтобы при монтаже фанерных панелей на вертикальные поверхности, волокна внешнего слоя листа были ориентированы вертикально.
Тем не менее внутри помещений (но не в бане) обработанные пропитками и красками плиты из склеенного шпона будут служить очень долго.
Невзирая на все ухищрения, которые используют владельцы фанеры для ее влагозащиты, материал через некоторое время теряет приобретенные свойства. В результате механического, термического или светового воздействия покрытие стирается, растрескивается и т.п. Самыми уязвимыми местами на листах являются зоны их крепления гвоздями и саморезами. Обработке этих участков нужно уделять особое внимание еще при монтаже.
Как только на фанере появилась сетка из мелких трещин, можно констатировать, что ее «броня» обветшала и нуждается в обновлении. Если не затягивать с новой обработкой поверхности, то фанера еще послужит. Не стоит закрашивать трещины поверху. Придется вооружиться наждачкой, чем и снять все, что отслаивается. После этого восстановить защитное покрытие.
Чем пропитать фанеру для пола и как лучше защитить фанеру от появления плесени
Среди многообразия защитных средств пропитки для пола, можно выделить наиболее распространённые, и уже знакомые нам:
Существует одно негласное правило, которое существенно повышает шансы на защиту листов от влаги и плесени:
В дальнейшем нанесение слоёв и технология обработки поверхности выполняется поэтапно, как описано выше.
О технике безопасности при проведении работ
Многие забывают и/или пренебрегают элементарными нормами страховки, работая без соблюдения мер собственной безопасности, зря. Часть продуктов, используемых для обработки листов и защиты от влаги, являются токсичными. Оказывают отрицательное влияние на здоровье человека.
Поэтому, работая, необходимо использовать средства индивидуальной защиты, к которым относятся: перчатки, очки и респиратор. Особенно актуально стоит вопрос использования средств защиты при обработке листов фанеры монтируемой с внешней стороны помещения. Ведь в этом случае допускается применение эпоксидной смолы.
Применение обычной строительной фанеры
вместо водостойкой в любительском судостроении.
Если нет водостойкой фанеры.
Достоинства водостойкой фанеры как материала для любительской постройки малых судов общеизвестны. Однако, как показала практика, вполне удовлетворительные результаты можно получить, применяя и менее водостойкую фанеру — вплоть до обычной строительной, если принять определенные меры по защите ее от расслаивания. Естественно, что строительную фанеру целесообразно использовать лишь при постройке небольших судов — мотолодок, швертботов, тузиков, которые легко можно вытащить на берег для осмотра или ремонта, а главное — хранения в случае больших перерывов между выходами.
Следует иметь в виду, что очень часто расслаивание фанеры начинается не снаружи, а изнутри корпуса, поэтому во всех случаях наличие воды в лодке крайне нежелательно. Лучше, если лодка оборудована надежным тентом или легкой рубкой, но при этом необходимо обеспечить естественную циркуляцию воздуха в закрытом помещении. На лодке, изготовленной из строительной фанеры, не должно быть водонепроницаемых переборок и отсеков плавучести (для обеспечения непотопляемости применяется пенопласт). Слани, сиденья, зашивку следует делать решетчатыми, чтобы они не препятствовали доступу воздуха.
При постройке корпуса необходимо предусмотреть сеть водопротоков — шпигатов, расположенных таким образом, чтобы вся попадающая внутрь лодки вода свободно стекала в определенное место, откуда ее можно было бы легко удалять. При совершенно плоском днище добиться этого трудно, поэтому применять неводостойкую фанеру на лодках с углом килеватости днища меньше 4 — 5°, на мой взгляд, не стоит.
Такие детали, как соединительные кницы, флоры, брештуки, обделки (комингсы) кокпита, из-за сложности защиты их кромок от воды следует изготовлять из водостойкой фанеры, тонких досок или пластика (текстолит, гетинакс). В ряде случаев применяют и тонкий дюраль.
Фанеру, предназначенную для обшивки лодки, необходимо тщательно осмотреть. Листы, имеющие непроклеи или недостаточную прочность клеевых соединений (слои легко отделяются один от другого с помощью стамески), непригодны. Часто выпускается фанера, наружные слои которой состоят из полос шпона; по краям этих полос, соединяемых внахлестку, наружная кромка, как правило, не приклеена и ее необходимо аккуратно срезать стамеской.
Строительную фанеру необходимо пропитать натуральной олифой. Делается это так. Наносится слой олифы, после чего поверхность фанеры проглаживается утюгом, нагретым до температуры 150—200° С. Процедура повторяется до тех пор, пока фанера не перестанет впитывать олифу. При такой горячей пропитке олифа проникает глубоко, вплоть до клеевого слоя, который становится несколько более водоупорным. Внутреннюю сторону обшивки надо пропитывать до установки на набор, наружную — после.
Однако пропитки олифой и последующего нанесения масляной краски недостаточно. Через год-два краска покроется сетью микротрещин (особенно — у шляпок гвоздей и шурупов), по которым в фанеру начнет проникать вода. Попытки избавиться от этих трещин с помощью нанесения нового слоя краски будут безрезультатны, так как получившийся толстый слои краски окажется очень непрочным и быстро потрескается. Владельцу лодки придется каждый год удалять всю старую краску и заново красить лодку.
Прочность слоя краски можно значительно увеличить, если армировать его тканью. Наилучшую защиту строительной фанеры, пропитанной олифой, обеспечивает оклейка тонкой и редкой стеклотканью на лаке 6С или 6Т. Неплохие результаты получаются и при оклейке обычной марлей на том же лаке. Эпоксидные и полиэфирные смолы применять не следует, так как они обладают плохой адгезией к проолифленному дереву. В качестве заменителя можно применять лаки 4С, 4Т или различные лаки для пола.
Рекомендую такую последовательность работ. На пропитанную олифой фанеру наносится слой лака; через несколько часов, когда лак загустеет, накладывается ткань. Для более плотного прилегания ткань простукивают торцовочной кистью, периодически смачивая ее скипидаром. После нескольких дней сушки поверхность снова покрывают лаком, затем сушат, шпаклюют жидкой лаковой шпаклевкой и окрашивают масляными эмалями или масляной краской, разведенной на натуральной олифе либо на смеси натуральной олифы и лака 6С.
Кроме оклейки на лаке можно рекомендовать оклейку на нитроэмалевой или нитроглифталевой краске. В этом случае можно применять более плотные сорта материи, такие как бязь и миткаль. При пропитке олифой необходимо тщательно следить за тем, чтобы не оставалось подтеков, поскольку в таких местах нитрокраска ложится плохо. Порядок оклейки такой. Загрунтованная жидкой краской фанера после высыхания покрывается толстым слоем густой нитрокраски или разведенной растворителем нитрошпаклевки. Спустя несколько минут на фанеру укладывается слой ткани, который простукивается торцовочной кистью, смачиваемой в растворителе для нитрокрасок. После просушки поверхность шпаклюется жидкой нитрокраской. Следует особо предостеречь от злоупотребления шпаклевкой: чем толще ее слой, тем покрытие менее прочно.
Оклеивать строительную фанеру рекомендуется с обеих сторон; во всяком случае, для днища это условие обязательно. Внутренние поверхности оклеиваются до установки на набор. Армирование краски тканью повышает прочность покрытия, но, естественно, не делает его вечным. Со временем (два-три года) слой краски покрывается сетью мелких трещин и при ремонте его надо будет удалять при помощи крупнозернистой стеклянной шкурки, покрывая зачищенную поверхность новым тонким слоем краски.
Обязательные меры защиты кромок и стыкование фанеры при изготовлении корпуса из неводостойких ее сортов.
1 — фанера строительная; 2 — пластик или водоупорная фанера; 3 — оклейка фанеры (ткань, марля); 4 — прокладка, пропитанная эластичной подмазкой; 5 — заклепка; 6 — шуруп; 7 — буртик защитный (дуб, сосна); 8 — оковка (сталь); 9 — фальшкиль; 10 — скуловые накладки; 11 — детали продольного набора.
Стыкование листов строительной фанеры лучше всего производить «на ус» на водоупорном клее, но можно применить и более простой вариант со стыковой планкой шириной 100— 150 мм, выпиленной из водоупорной фанеры или пластика. Стыкуемые на планке листы должны быть предварительно оклеены с внутренней стороны; кроме того, между планкой и листами надо проложить ленту ткани или марли, пропитанную подмазкой.
Подмазку можно приготовить из густотертой краски с добавлением 10% антисептика (креозот или отработанное машинное масло) или по следующим рецептам: олифа — 50%, антисептик — 10%, канифоль — остальное; олифа — 20 %, антисептик — 10%, мел — остальное. Такие подмазки никогда полностью не высыхают, сохраняют высокую эластичность и надежно защищают стык от воды даже при значительной вибрации корпуса.
Такие же прокладки с эластичной подмазкой надо поставить и по набору перед креплением к нему обшивки.
Перед установкой гвоздей (шурупов) в предварительно просверленные отверстия при помощи старого шприца надо ввести немного олифы, а если крепеж не оцинкованный — свинцового сурика.
В наиболее уязвимых местах корпуса (киль, скула, привальный брус) необходимо защищать кромки фанеры от повреждений буртиками, накладками, фальшкилем, устанавливая их на прокладки и закрепляя минимальным числом шурупов при двукратном введении олифы в отверстия.
Значительно большей водостойкостью, чем строительная, обладает фанера декоративная. При использовании такой фанеры необходимо учитывать, что на декоративный слой не ложатся ни лак, ни смола, а если его не защищать, то под действием воды и солнца он быстро покроется сетью трещин. Поэтому обшивать корпус надо, укладывая фанеру декоративным слоем внутрь, а при эксплуатации особенно важно не допускать скопления воды внутри лодки.
При изготовлении корпуса из бакелизированной фанеры следует продумать защиту торцов от попадания влаги. Дело в том, что бакфанера интенсивно засасывает воду через торцы и, если не принять специальных мер, то в районе кромок может сгнить за два-три года. Торцы бакфанеры надо несколько раз пропитать лаком 6С, эпоксидной или полиэфирной смолой, а стыки (в том числе по скулам и килю) желательно оклеить стеклотканью на смоле или лаке. Оклеивать стыки марлей или бязью не рекомендуется, так как при резких колебаниях влажности такую ткань бакфанера рвет. Чтобы улучшить адгезию смолы и красок к бакфанере, необходимо со всей наружной поверхности удалить тонкий поверхностный слой весьма твердого лака. Лучше всего это делать, нагревая поверхность паяльной лампой и снимая размягченный поверхностный слой скребком, изготовленным из старой дисковой фрезы.
Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки: