чем покрасить керамическую массу
Художественная керамика
На примере фасадной керамики, применяемой на стройках Киева, можно наблюдать, как небольшие примеси даже малораспространенных элементов, а не только железа или марганца, придают ее окраске своеобразные оттенки. На окраску черепка влияет также и среда обжига (окислительная или восстановительная).
Если нужно изменить природную окраску массы, красители вводят или во всю шихту при ее смешивании и обработке, или окрашивают только поверхность изделия. К сожалению, дешевых и природных красителей не так уж много; в основном это марганцевая руда и хромистый железняк, используемые соответственно для придания керамике коричневатых и серых тонов. Для получения других цветов приходится окрашивать лишь поверхность изделий.
Тонкоизмельченный краситель вводят в суспензированном виде, смешивая его с частью или всей глинистой массой при мокром их измельчении. После этого массу обезвоживают.
При оформлении изделий методом литья к измельчаемому шамоту или другим отощающим материалам добавляют шликер, состоящий из глины и красителя, и все вместе перемешивают при мокром помоле. В некоторых случаях во время помола шихты добавляют 2—3% силикат-глыбы (силикат натрия, растворимое стекло).
Красители, особенно медные, при этом дают более определенные окраски, так как во время обжига происходит большее, чем обычно, офлюсовывание черепка.
При окрашивании лишь поверхности изделия его можно запульверизировать, когда оно находится в кожетвердом состоянии, применяя для этого не только красящие окислы, флюсы и руды, но и растворимые соли.
На сырое изделие можно нанести также и сухой порошкообразный краситель с помощью сжатого воздуха. При применении солей белый песок смачивают раствором красящей соли и высушивают. Такими порошками можно обсыпать смоченные водой деревянные формы, если требуется изготовить сложное изделие ручным методом. Подобные работы по окрашиванию фасадного силикатного кирпича (белого) механизированным способом с применением органических красителей ведутся ЛенЗНИИЭП.
Чем больше введено красителя, тем, естественно, выше интенсивность цвета. Но во многих случаях это сказывается на прочности сцепления верхнего слоя при обжиге, так как с вводом большого количества красителя изменяется температура спекания массы, а следовательно, и эксплуатационная прочность окрашенного слоя, зависящая от термической согласованности масс; особенно это относится к тугоплавким красителям, смешанным с песком.
Хорошим и дешевым осветлителем керамического черепка является известь (пушонка). Способность ее к осветлению связана не только с простым разбеливанием, но и с химическим взаимодействием железистых глин с известью, что дает соединения более светлого тона. Количество дешевого красителя в наносимом слое может доходить до 15—20%.
PLAY WITH CLAY!
Сообщество любителей лепить из глины и не только.
Немного о покраске самозастывающей глины
Привет! Меня зовут Илона и я тоже люблю глину)
Хочу поделиться своим, пока еще небольшим, опытом работы с самозастывающей глиной, в частности покраски.
Знакома я с застывайкой давно, но леплю от случая к случаю. Поэтому я не эксперт. Пробовала глины — keraplast, laDoll, laDoll premix, Das, и японскую не знаю как называется
Так как самозастывающие глины в своей основе имеют целлюлозу, в разной степени, то покраска ее похожа на покраску картона:) То есть, краска на ней хорошо держится, краски на водной основе отлично впитываются (акварель, акрил, гуашь, тушь), так же можно красить карандашами и сухой пастелью. Масло не пробовала! Скорее всего под масло нужен грунт так же как если бы вы решили писать маслом на картоне (его обычно грунтуют же да?).
В остальных случаях, на мой взгляд, грунтовать ее Не обязательно, кроме случаев когда вы преследуете определенные художественные цели.
У меня например была цель сделать фигурку негритянки, а глина была белая. Кроме того, я хотела что бы фигурка была очень гладкая(!), грунт позволяет скрыть всякие неровности. ненужную фактуру, царапинки и т.д. — особенно тот грунт который можно шлифовать — например автомобильный — я такой и использовала.
Итак, фигурка около 30 см, есть тонкие детали, а так же губы, глаза и ноздри которым бы желательно остаться после грунтовки:)) Поэтому подойдет только тонкий слой грунта. Из баллончика очень не удобно грунтовать что-либо кроме больших и примитивных форм. По-этому — в дело вступает аэрограф, с тонким соплом. Им можно аккуратно покрыть несколькими слоями (если надо) и даже в труднодоступных местах:)
Тоже самое и с краской — весь смак аэрографа в том что вы можете покрыть фигурку совершенно равномерно распыляя краску по слоям. И на верхних слоях делать плавнейшие переходы цвета. Там свои нюансы что бы не было разводов, подтеков, но это решается просто принаравливанием к самому аэрографу. А еще иногда использованием фена… Просто взять акрил и покрасить кисточкой по грунту гораздо сложнее, остаются следы от кисти, края переходов. Если вы разведенным акрилом красите то это вообще сложно — краска не цепляется, похоже на размазывание капель, нужно тогда брать густую краску, не разведенную, а это не для всех нужд подходит. Покрасить акрилом гладкий автомобильный грунт — еще сложнее. Разведенный акрил намного лучше ляжет совсем без грунта в этом случае.
Итак, вот что получилось с аэрографом
После того как набрался основной темно-шоколадный цвет, я высветлила какие-то участки, какие-то затемнила, какие-то покрыла тончайшим слоем разведенного красноватого оттенка. например на щеках, и фигурка стала еще объемнее визуально
В общем, гладкая, равномерная, бархатная даже, покраска. Однако занимает много времени И надо иметь доступ к аэрографу и компрессору
А еще есть минус! Пока хорошенько все лаком не закрепишь — это все очень не надежно и можно верхний слой стереть просто пальцами или поцарапать до грунта.
И еще мне все-таки нравится натуральная текстура застывайки, поэтому я поэксперементировала с акварелью, мне как раз нужен был довольно нежный цвет. Так же можно и акрилом красить, разведенным. Вот как это выглядит
Золотистые пуговки и белые детали — акрил.
У Этого способа тоже есть нюансы. Мокрая кисточка размачивает немного и саму глину, это надо учитывать. От этого конечно ничего не деформируется, но если глина ворсистая то от трения мокрой кисточкой могут появится небольшие катышки — как и на бумаге в общем-то если ложите второй слой на непросохшую бумагу. Цвет может стать немного бледнее от того что перемешается с цветом глины или от того что впитается:) хотя акварель и на бумаге себя так ведет, становится светлее при высыхании. При покрытии вторым слоем, надо соблюдать осторожность, вы же знаете что акварель имеет свойство смываться водой? Поэтому надо что б слой хорошо просох, и слишком сильно потом не плюхать мокрой краски для следующего слоя и не тереть
Кисточка нужна мягкая для этого дела, чем мягче тем лучше, а еще можно использовать спонж. для свина я использовала и то и другое, но в основном спонж, тут мне как раз абсолютная равномерность не нужна была.
Еще про роспись Акрилом, если надо что бы краски были яркими, не так сильно впитывались и не ворсилась глина, в качестве грунта просто можно использовать белую акриловую краску.
Каждая глина отличается, какую-то можно зашкурить до блеска и каменного состояния, а какая-то только сильнее ворсится от этого (как Das например). Поэтому и краска будет впитываться и наносится и засыхать по-разному. Я Всегда делаю пробы, в процессе работы раскатайте себе небольшую пластиночку глины с которой работаете и потом пробуйте на ней краску.
Вот, наверное пока и все:) Надеюсь кому-нибудь что-нибудь будет полезно
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Музыка
Как правильно работать с керамической массой
Керамическая масса выпускается двух цветов – белая и терракотовая. Она очень приятна в работе, изделия достаточно долговечны, высыхают в течение нескольких часов. Из керамической массы можно изготовить как панно, так и объёмную скульптуру. Работа с керапластом имеет некоторые особенности, но готовый результат оправдывает все усилия.
Керапласт продаётся в герметичных упаковках различного веса. Открытую упаковку желательно выработать сразу. Иначе керамическая масса засохнет и станет непригодной к работе. Если же вы не можете использовать всю массу сразу, то её нужно увлажнить и постараться тщательно упаковать, чтобы не допустить её высыхания.
Перед началом работы керамическую массу необходимо подготовить: немного увлажнить и хорошо размять. Воды нужно добавлять немножко, иначе масса будет расползаться, и слепить из неё ничего не получится. Разминать нужно очень тщательно, в противном случае изделие начнёт трескаться ещё в ходе работы.
Формировать изделия лучше на фольге для запекания. При высыхании на ней наша работа не будет деформироваться. После высыхания готовая работа легко отделяется от фольги.
Для выполнения объёмных работ желательно использовать проволочный каркас. Это придаст изделию дополнительную прочность и даст возможность выполнить очень тонкие элементы.
Если мы выполняем достаточно крупные работы, то в качестве каркаса можно использовать любые подручные материалы. Например, очень интересные скульптурки получаются при использовании маленьких бутылочек в виде женской фигуры. Стоит долепить голову и руки, красивое платье и мы получаем маленькую принцессу.
После того, как мы вылепили и высушили наше изделие, можно доработать его при помощи канцелярского ножа или различных резцов. Вышлифовать поверхность можно при помощи мелкозернистой наждачной бумаги.
Готовую работу можно расписать акриловыми или гуашевыми красками, покрыть лаком. При работе с гуашью лучше добавлять в неё клей ПВА.
Прекрасно выглядят изделия природного белого и терракотового цвета. При их изготовлении можно добиваться интересных эффектов совмещая белую и терракотовую керамическую массу. К примеру, можно сделать маленький подсвечник из белых и красных яблок или из белых цветов и терракотовых листьев – всё зависит от вашей задумки и фантазии.
Из керапласта можно делать очень много чудесных вещей, но нужно помнить, что он не должен соприкасаться с пищей и в изделия из него нельзя наливать воду.
Вдохновения вам и хороших работ.
Использованы фотографии работ замечательной художницы Наталии Курий.
Процитировано 7 раз
Понравилось: 3 пользователям
Как окрашивать и расписывать керамику
В создании этой статьи участвовала наша опытная команда редакторов и исследователей, которые проверили ее на точность и полноту.
Команда контент-менеджеров wikiHow тщательно следит за работой редакторов, чтобы гарантировать соответствие каждой статьи нашим высоким стандартам качества.
Количество источников, использованных в этой статье: 12. Вы найдете их список внизу страницы.
Количество просмотров этой статьи: 43 749.
Окрашивание керамических предметов – отличный недорогой способ обновить старый домашний декор, сделать особенный подарок или создать уникальное творение своими руками. Процесс окрашивания керамической плитки и росписи керамических тарелок или горшков, в целом, одинаков и имеет лишь небольшие отличия, связанные с размерами предметов. Покрасить керамику можно вручную или аэрозольной краской, кроме того, ее можно дополнительно украсить интересной росписью при помощи художественных кисточек. При этом в целях безопасности все работы по предварительной обработке поверхности керамики наждачной бумагой и последующему ее окрашиванию следует проводить только в хорошо проветриваемом помещении.
Совет: использовать латексную краску лучше всего на тех поверхностях, по которым никто не будет ходить, так как это более мягкий материал, который легко покрывается царапинами и скалывается.
Совет: если вы окрашиваете плитку на стенах в душе, поищите специальную грунтовку, предназначенную для сырых помещений, например, эпоксидную.
Примечание: не забудьте дать краске просохнуть в течение указанного в инструкции на банке времени.
Совет: убедитесь в том, что первый слой краски полностью высох, прежде чем приступать к работам с наждачной бумагой. Если краска будет все еще сырой, она может размазаться.
Примечание: этот метод можно использовать и для керамической плитки, и для гончарных изделий. Он позволяет добиться равномерного окрашивания поверхности прочным и визуально красивым покрытием.
Совет: также вам потребуется выждать 2–3 дня после нанесения на краску бесцветного лака, чтобы он тоже гарантированно застыл.
Пигменты для керамики, их характеристики и применение
Керамические пигменты широко используются в работе любого художника-керамиста. Как и любые другие пигменты, они служат для колеровки глиняной массы. Ни в одной литературе вы не найдете строгих указаний по применению пигмента, так как сочетание красок и их насыщенность – дело вкуса самого творца.
Спектр применения пигментов в керамике достаточно широк:
Как получают различные цвета
Большая часть пигментов встречается в виде высокодисперсных порошков, имеющих различные цветовые оттенки. Они достаточно устойчивы к воздействию внешних факторов и не растворяются в воде. Различают натуральные (природные) красители и синтетические (искусственные).
Состав пигмента определяет его цвет. Популярные красители, востребованные сегодня многими художниками, применяются для окраса в синий, фиолетовый, зеленый или коричневый цвет. Различной интенсивности и насыщенности мастер добивается не только количественным содержанием пигмента, но и температурным режимом прокаливания.
Температура обжига и температура прокаливания пигмента – два важнейших параметра при создании цветового оформления керамики. Несколько изменить тот или иной оттенок можно, увеличив или уменьшив время прокаливания. При проведении обжига происходит восстановительная химическая реакция. Восстановителем служит газовая среда печи. В результате этой реакции вещество приобретает зеленый цвет.
Желтые пигменты получают, благодаря добавлению борсодержащих элементов. Также оттенки желтого образуют оксиды цинка, свинца и урана. В реакции окисления при обжиге одни и те же элементы могут давать разные расцветки. Тона варьируются от зеленого до оранжевого.
Красные, розовые и фиолетовые цвета образуются при добавлении золота. Оттенки указанных цветов дает оксид свинца, оксид железа, а также соединения, содержащие кадмий и селен. Перечисленные химические элементы называют пурпуровыми, так как они «отвечают» за красный цвет пигмента. В составе коричневых пигментов может присутствовать никель, хром, марганец и железо. Черный цвет дает свинцовый флюс, а серый – олово или цирконий.
Повышать долю пигмента при изготовлении красок или ангобов не имеет смысла, так как видимое различие не наблюдается, а материал становится более сухим. Лишь оксиды можно добавлять в неограниченном количестве, так как они не влияют на влажность основного материала, а их насыщенность может дать интересные оттенки. Опытные мастера знают, какие пигменты образуют те или иные оттенки при смешивании с базовыми глазурями. Это необходимо учитывать, так как не все компоненты сочетаются друг с другом. Если необходимо получить пастельные оттенки, то используют белые глазури. Для получения ярких цветов – прозрачные.
При окрашивании глиняных масс необходимо знать максимально допустимое содержание пигмента. Чрезмерное количество порошка отощает глину.
Например, для фарфора максимальная доля красителя не должна превышать 20%, но для легкого подкрашивания вполне хватает и 5-8%.
С сухими и обезжиренными глинами становится тяжело работать. Существуют массы с высоким содержанием жирной глины. В них можно добавлять до 40% пигмента. Однако это целесообразно при получении золотистого цвета для инкрустаций и прочего эксклюзива.
Основные характеристики пигментов
Пигменты окрашивают материал своим непосредственным в нем присутствием. Чаще всего красители приходится добавлять в глазури, но пигментируют и керамические массы, и ангобы. Красящие порошки используются при самостоятельном изготовлении подглазурных красок. Если есть навык работы с флюсами для высоких температур, то можно получить и надглазурную краску.
Под красящими веществами подразумевают не только мелкодисперсные порошки, но и грануляты, а также отформованные в виде стержней пигменты. Зернистые частицы используют в тех случаях, когда необходимо получить эффект крапчатости покрытия.
К основным характеристикам пигментов относятся:
Химический состав
В данной характеристике перечисляются основные компоненты того или иного пигмента. К примеру, бирюзовый пигмент на основе циркония и ванадия описывается в виде химической системы — Zr-Si-V. Если производитель указывает именно такую химическую систему или химический состав, то при выполнении технологии внесения пигмента можно получить строго определенный оттенок, а также совместимость с глазурями и некоторые физические свойства окрашенных глазурей.
Химическая система – ключевое понятие в химическом составе. Этим термином пользуются все технологи. Инвариантность химических систем исключает необходимость использовать название красок или кодировать их номерами. Химическая система коренным образом может измениться лишь спустя несколько десятков лет.
Максимальная температура
Любой пигмент имеет предельную температуру, при которой он теряет все свои свойства, растворяясь в глазури. Минимальная температура, в отличие от максимальной, для красителей не определена.
Важно, чтобы максимальная температура для пигментов была сопоставима с температурой обжига глазури. Практика показывает, что при отсутствии интенсивного плавления глазури максимальная температура красителей гораздо выше.
Требуемая среда
Чтобы познакомиться с данной характеристикой, необходимо обратиться к курсу химии. Как известно, существуют окислительно-восстановительные реакции, в которых изменяется степень окисления одного из веществ. Когда керамика обжигается в печи, то происходит химическая реакция. В зависимости от того, а каком газе происходит обжиг, реакция может быть окислительной или восстановительной.
На первый взгляд художнику-керамисту такие тонкости знать необязательно. Однако от степени окисления зависит цвет пигмента. Таким образом, для каждого конкретного красителя необходимо подбирать подходящую среду. Подавляющее большинство пигментов требуют окислительной среды. Некоторые вещества (их крайне мало) не зависят от окислительно-восстановительного потенциала среды обжига.
Интенсивность
При одинаковом количестве того или иного пигмента разные цвета будут обладать различной интенсивностью. В связи с этим, одни компоненты должны присутствовать в массе в большем объеме, нежели другие.
Кобальсодержащие красители обладают высокой интенсивностью. Примеси, отвечающие за красный цвет и его оттенки, — низкой. Производитель обычно указывает в инструкции полное описание пигментного порошка, в том числе информацию об интенсивности. Указывается концентрация вещества, при которой можно получить максимальную интенсивность. Если такой информации нет, то мастеру придется делать пробные партии.
Состав окрашиваемой глазури
В связи с тем, что пигменты используются для окрашивания глиняных масс и приготовления ангобов, данная характеристика важна только при приготовлении глазурей. При повышении температуры мелкодисперсная фракция пигментов плавится и растворяется в глазурях. В итоге получается несколько иной оттенок, нежели цвет самого красящего вещества.
Итоговый цвет является результирующим из оттенков самого пигмента и растворившейся в глазури фракции. Задача мастера – подобрать подходящую по составу глазурь, чтобы максимально снизить долю растворенного в ней красителя. Зачастую достаточно только исключить из поливы какой-либо компонент, чтобы получить желаемый результат.
Здесь необходимо обладать достаточными знаниями о процессе растворения в глазури оксидов металлов. Такие знания можно почерпнуть из специальной литературы.
На первый взгляд кажется, что данная характеристика должна быть определяющей. Из вышеописанного становится ясно, что при воздействии второстепенных факторов после обжига получаются не совсем те оттенки, которых хотел достичь художник. Выполняя все рекомендации производителя, цвет глазури получится правильным.
Технология колеровки
В зависимости от того, как именно планируется использовать пигмент, а также в каком агрегатном состоянии находится краситель, следует выбирать определенную технологию для введения красящего вещества в основную массу. В среде керамистов принято выделять четыре технологические схемы работы с пигментами:
Введение пигмента в глазурь
Колеровать глазурь можно несколькими способами. Они отличаются по консистенции самого пигмента, а также по способу введения. Первый способ заключается в совместном помоле красящего порошка и шихты глазури. Вещества в нужной пропорции загружаются в мельницу одновременно. Цикл работы мельницы в среднем занимает около 10-30 часов.
Такая длительность подготовки состава обусловлена необходимостью получить однородную смесь, но если пигмент загрузить позже шихты, то есть за час до окончания помола, можно получить сочные цвета.
Второй способ представляет собой введение пигмента в заранее смолотую глазурь. На помол отводится около 1 часа времени. Заранее необходимо рассчитать требуемое количество готового вещества, так как компоненты добавляются в мельницу в полном объеме.
Данный способ считается достаточно качественным, так как измельчаются даже крупные частички. Чтобы приготовить 25 литров глазури желтого цвета, необходимо ввести 2 литра красящего вещества. Объем глазури составляет 25 литров. Из него отбирают 2 литра глазури и смешивают с 2 литрами пигмента. В порошок добавляют немного воды, а затем его засыпают в специальную мельницу. Получившуюся концентрированную смесь выливают к оставшимся 23 литрам глазури, перемешивают, а затем процеживают.
Третий способ считается самым простым. Порошок пигмента, находящийся в увлажненном состоянии, высыпается в жидкую глазурь. Смешивание компонентов производится с помощью обычного миксера. Перемешивать составы необходимо не менее 30 минут. Такой способ считается домашним, так как не требует наличия специальных устройств, однако он хорош для приготовления небольших партий глазури.
Другие варианты введения пигмента выглядят следующим образом: