чем плачут святые лики

Текст книги «Мироточащие иконы. О чем предупреждают нас лики святых»

чем плачут святые лики. Смотреть фото чем плачут святые лики. Смотреть картинку чем плачут святые лики. Картинка про чем плачут святые лики. Фото чем плачут святые лики

Автор книги: Вера Куликова

Жанр: Религиозные тексты, Религия

Текущая страница: 4 (всего у книги 12 страниц) [доступный отрывок для чтения: 5 страниц]

Богословское объяснение мироточения

Богословы смотрят на явление мироточения иначе, чем простые верующие.

Если в прошлом факты появления мира на иконах были большой редкостью, то теперь они стали настолько частыми и повсеместными, что приобрели огромное духовное значение. Мироточение – глас Божий, обращение Господа к людям, проявление внимания к нашему миру. К чему призывает этот знак, сказать точно невозможно, как невозможно и оставить его без внимания. В то же время современные богословы призывают верующих относиться к чудесам с осторожностью, и если человек столкнулся с таким знаком, ему стоит посоветоваться с духовным наставником.

Некоторые воспринимают мироточение на собственной домашней иконе как знак «угодности» своей молитвы. Относительно этого можно привести цитату из сборника изречений святых отцов «Духовная брань»: «Некоторым враг внушил мысль, что если они не сподобятся в сей жизни благодатных даров от Господа, то и не получат их в будущей жизни. Одному из таких враг показал лучи, исходящие от иконы, приказал ему открыть рот и глотать их как благодатные дары. Тот по неопытности сделал это и затем, повредившись, через неделю умер, не принимая пищи от страха. Другой усердно молился пред иконой. Лампадка закачалась. Он принял это за признак угодности его молитвы. Лишь только утвердился в этой мысли, тотчас упал в обморок, и затем обмороки эти стали с ним повторяться. Третьему явилась икона Богородицы, к которой он приложился, сделался бесноватым и скоро умер. Таковы последствия доверия своему мнению, мнимой своей святости и достоинству в собственных своих глазах».

Святые отцы предупреждают: не добивайтесь чуда, не стремитесь к нему! Но многие верующие не внемлют этому совету и отправляются на поиски Божественного чуда. Именно с этой целью начиная с 1999 года люди приезжают в Свято-Введенский монастырь Ивановской епархии, где в одной из келий начинают мироточить все иконы. Сначала в этой келье, где живут три монахини, замироточила икона Тихвинской Богоматери, затем мироточение стало массовым. Монахини обители оставляли в келье свои иконы на ночь, а утром на них появились капельки мира. Прослышав о чуде, в монастырь потянулись паломники. Уже к концу апреля 1999 года число мироточащих после пребывания в келье икон достигло 2,5 тысяч, а накануне 2000 года их уже было примерно 7000.

Церковь не дала своей оценки этому явлению. Священнослужители отнеслись к массовому мироточению и устремлению людей к местам, где оно происходит, по-разному. Одни восприняли это как благословение Божие, другие увидели в нем духовную опасность. Ведь, оставляя свои иконы в «чудотворной келье», их владельцы молятся не о спасении души, а о знамении.

Церковь благословляет молитвы верующих о чуде, если оно нужно для исцеления смертельно больного или направления на путь истинный человека, погрязшего в грехах. Однако для большинства людей, которые мечтают о том, чтобы их образки замироточили, чудо превращается в самоцель. Они едут в святую обитель не за святостью, а за чудом.

Плохо и то, что верующие, чьи иконы не замироточили, воспринимают это как знак своего недостоинства. Зато те, кому «посчастливилось», начинают обольщаться на свой счет. Люди, на образках которых появилось миро, сочли, что они почти праведники, а если и грешили, то Господь, послав им чудо, простил все их грехи.

Впрочем, существует и другое предположение: если икона «заплакала», значит, люди погрязли в грехах. Правда, этого мнения почему-то придерживается меньшинство верующих. А ведь мироточили и языческие статуи, «слезы» почему-то льются и с портретов Григория Распутина и Ивана Грозного, хотя они не были официально канонизированы Церковью. В Саратовской области в доме престарелых замироточила гипсовая статуэтка бородатого человека, имеющего отдаленное сходство с Христом, с надписью «Super Star».

Все эти факты призывают нас прислушаться к мнению современных богословов, утверждающих, что само по себе мироточение, а также слезоточение или кровоточение не являются доказательством святости изображения и того, кто на нем представлен.

Церковь не порицает обычай прикладывать образки к иконам, известным как чудотворные, или к ракам с мощами святых. Если образок освятили таким образом, он становится святыней, почитаемой в семье. Через эту святыню подаются Божия помощь и благодать. Однако традиция отдавать иконы «на мироточение» никогда не существовала, учителя Церкви никого на это не благословляли. Напротив, они убеждали верующих опасаться видений и чудес.

Отец Церкви, святой Исаак Сирин (2-я половина VII века), в одном из своих сочинений написал: «Господь во всякое время близкий заступник к святым Своим, но без нужды не являет силы Своей каким-либо явным делом и знамением чувственным, чтоб заступление Его не сделалось как бы обычным для нас. Дерзающий и молящий Бога о совершении чего-либо необычного, не будучи вынужден к тому необходимостью… искушается в уме своем от насмехающегося над ним диавола, оказывается тщеславным и недугующим совестию своею. Подобает в скорби просить помощи Божией; без нужды искушать Бога – бедственно. Поистине, неправеден тот, кто желает этого».

Для молитвы вовсе не нужна мироточивая икона. Если образ замироточил, это не значит, что он стал способен исцелять. Мироточение – чудо, однако само по себе оно не считается фактом, достаточным для того, чтобы икону начали считать чудотворной.

Какую именно икону сделать чудотворной или мироточивой, может решить только Бог, но никак не человек, несущий свой образок «на мироточение». Например, иконы Казанской, Иверской, Владимирской Богоматери в какой-то период русской истории были защитницами Отечества, а вот «Державная» в Москве долгое время лежала, забытая людьми. Но однажды Господь выбрал ее и явил через нее Свое знамение.

Не стоит также думать, что мироточащая икона лучше, чем какая-либо другая, оградит дом от бед, а его хозяина – от болезней. В погоне за чудом люди забывают истину: каждый православный образ свят, потому что обращает молитвы к прообразам – Спасителю, Богородице, святым угодникам. И возможно, мироточение – это лишь подтверждение святости иконы. Человек должен понять, что для него больше свято – миро, которое источает икона, или все-таки сама икона.

Через чудотворные и мироточивые иконы Господь посылает людям особые вести. Однако и другие иконы не должны быть менее чтимыми, так как на них запечатлен образ Божий.

Никто не может назвать точный смысл мироточения. Возможно, этот знак Господь посылает не для всех, а только для нескольких человек или вовсе для единственного из тех, кто стал свидетелем чуда. Никто не знает и того, как долго будет продолжаться знамение, даст ли оно какие-то результаты.

А пока иконы продолжают мироточить, и верующие не перестают задаваться вопросом: к добру это или к несчастью? Официальную позицию Русской православной церкви выразили представители Московской епархии, которые назвали веру людей в то, что «плачущие» иконы предвещают войны, стихийные катастрофы и прочие несчастья, суеверием. По мнению священнослужителей, мироточение означает только одно – с нами Бог!

Ученые обнаружили сильное биологическое излучение, идущее от мощей святых Киево-Печерской лавры. Был проведен эксперимент: семена пшеницы элитного сорта облучали в лаборатории 13 тысячами рентген, после чего их прикладывали к святым мощам и иконам, чтобы облучить Божественной энергией. Эти семена дали дружные всходы, а семена из контрольной группы которые не прикладывали к святыням, засохли, несмотря на хороший уход. И если исцеление безнадежных больных у икон и святых мощей еще можно объяснить эффектом самовнушения, то в отношении пшеницы такое объяснение невозможно.

Взгляд ученых

Массовое мироточение, начавшееся в начале 1990-х годов, к концу тысячелетия обрело такие масштабы, что Церкви пришлось учредить особую Комиссию по описанию чудесных явлений, происходящих в Русской православной церкви. В эту комиссию вошли и священнослужители, и ученые – физики, химики, палеонтологи и др. Руководит комиссией доктор геологии П. В. Флоренский, внук известного богослова и философа прошлого столетия П. А. Флоренского. Помимо явления мироточения, комиссия изучает другие вещественные чудеса (те, которые можно увидеть): обновление икон, отображение лика святого на стекле и т. д. Чудесами, которые не поддаются научному изучению и экспериментам, например исцелениями, видениями, прорицаниями, комиссия не занимается.

Предварительные исследования многочисленных церковных чудес (всего их описано более 400) позволили членам комиссии сделать вывод: в истории России и Православной церкви происходит нечто особенное.

Прежде чем признать икону мироточивой, ученые проводят тщательную проверку каждого случая.

Исследования показывают, что миро осаждается не как конденсат, никаких специально проделанных в иконе дырочек, через которые влага просачивается наружу, нет. Для ученых мироточение – пограничное явление. Миро образуется из ничего, и в этом случае подходит сравнение с ядерным превращением, когда при взрыве ядерной бомбы вещество превращается в энергию. В теории возможно и обратное: энергия превращается в вещество, в данном случае – в миро.

Вот что сообщает о явлении мироточения В. Павлов, доктор физико-математических наук, ведущий научный сотрудник Математического института им. В. А. Стеклова РАН: «Мироточащая икона, на которой из ничего образуется священное миро, нарушает классическое научное представление о Вселенной. Ведь что происходит при этом? «Из ничего» образуется материя – миро, слезы, капли крови на иконах. Для ученого это потрясающее открытие! С позиции современной науки, такое может происходить только путем превращения энергии в вещество – процесс, обратный тому, в ходе которого на атомной электростанции вещество превращается в энергию. Проще усомниться и посчитать себя обманутым. Я думаю, что мироточение – это одно из подтверждений корпускулярно-волновой теории, что единая материя может проявлять себя как волна, энергия и как материя, частица. Возможно. Надо только помнить: не все знания в мире получены научным путем. Есть знание, про которое мы вообще не можем сказать, откуда оно. Мы просто знаем, что это так. Но есть в проявлениях чудес и такие аспекты, которые можно изучать в рамках науки. Например, химический состав мира. Наша экспертиза показала, что в Клину на иконах выступает органическое масло, по составу близкое к подсолнечному. Но, разумеется, знание его химического состава ничуть не приближает нас к разгадке самого феномена».

Выводы ученых подтверждает мнение богословов, считающих, что в явлении мироточения Бог демонстрирует людям свою власть над материей, которую Он сотворил и подчинил установленным Им законам. Чудо мироточения являет Силу Божию, способную преодолеть эти законы.

Члены комиссии обратили внимание на тот факт, что «плачут» обычно новые иконы, а также те, которые находятся в частных домах. В то же время самые почитаемые и признанные образа никогда не мироточили. И этот факт подтверждает мнение, высказанное богословами: если образ действительно мироточит, это чудо, но оно не означает, что эта икона чудотворна и способна исцелять и защищать.

Подлинное и мнимое мироточение

Со времен Петра I и до революции 1917 года существовала сложная процедура, позволявшая установить подлинность мироточения. Если обнаруживался факт истечения мира из иконы, первыми к изучению чуда приступали эксперты из полицейского участка. Они исследовали икону, чтобы проверить, нет ли в ней каких-либо механизмов, имитирующих процесс мироточения. Затем комиссия из местной епархии внимательно осматривала образ, место его расположения и условия хранения. После того как члены комиссии приходили к выводу о подлинности мироточения, священнослужители, собрав свидетельства очевидцев, отсылали рапорт митрополиту. Собиралась еще одна комиссия, выяснявшая, не появились ли масляные пятна на иконе естественным путем. Например, на образ могли попадать капли масла из висевшей над ним лампады. Если ничего подобного не обнаруживалось, икону помещали в киот под стекло и опечатывали. Очень часто рядом выставляли охрану. Если и после этого масляные пятна продолжали проступать на иконе, ее объявляли мироточивой. Такая сложная процедура возникла, вероятно, из-за множества случаев, когда за Божественное миро принимались пятна случайного происхождения. Например, на икону проливали масло из лампады или кто-то прикладывался к ней после помазания на полиелее.

Опечатать киот и дежурить возле иконы (в храме или в доме владельца образа) в течение нескольких дней членам комиссии не позволяют. Им даже не всегда разрешают протереть изображение тряпкой, чтобы проверить, появятся ли капли мира вновь.

Невозможность провести исследование факта мироточения так, как это делалось в прошлом, привела к тому, что появилось множество мироточивых икон, которые на самом деле таковыми не являются. Не только частные лица, но и некоторые служители Церкви жаждут чуда. «Почему у всех иконы мироточат, а у нас нет? Мы ведь исправно молимся», – огорчаются они и начинают исследовать свои образа в поисках масляных следов. Очень часто такие следы обнаруживаются и без участия всяких комиссий сразу же объявляются чудом.

На самом деле причиной «мироточения» может быть полиелейная служба, на которой верующие, приняв елеопомазание, прикладываются к иконам – отсюда и следы растительного масла. Особенно часто такое происходит в новых или восстанавливающихся храмах, где работают неопытные священнослужители, а иконы еще не помещены под стекло. Из-за недостатка средств во многих вновь открывшихся церквях образа не писанные, а печатные, из бумаги. Бумага легко впитывает масло и долго его удерживает. В результате за мироточение принимают то, что имеет вполне естественное объяснение.

Стоит задуматься: почему не мироточат иконы, которые висят под стеклом, в киотах или так высоко, что люди не могут до них дотянуться, в то время как образа, находящиеся в пределах досягаемости, становятся мироточивыми? Если бы все эти «чудесные» случаи исследовала строгая комиссия, вероятно, такого бы обилия мироточащих икон в нашей стране не было.

Мнимые мироточения от икон случаются не только в России. Так, в 1996 году в Канаде, в городе Торонто, мироточивой была объявлена икона Богородицы, к которой сразу же потянулись паломники. Однако представитель американского Общества скептиков по приглашению журналистов внимательно осмотрел икону и пришел к выводу, что «виновницей» всеобщего переполоха стала лампада, висевшая перед иконой, от которой на образ попадали капельки масла.

Далеко не все священнослужители считают мнимое мироточение аморальным и разрушительным для души. Они уверены, что это «ложь во благо», так как способствует пробуждению в людях благочестия и веры. Однако Господь не приемлет лжи, и «всякий, не делающий правды, не есть от Бога» (1 Иоан. 3, 10).

Если мироточение настоящее, должны быть соблюдены следующие условия. Во-первых, источение мира не может быть связано с определенным местом. Мироточивый образ остается таковым не только в одном месте, но и везде, куда его можно поместить. Во-вторых, подлинное мироточение не связано с конкретным человеком, в присутствии которого на иконе появляется миро. И в-третьих, если мироточение прекратилось после того, как икону перенесли в храм, его подлинность вызывает большие сомнения.

Как уже говорилось, причиной мнимого мироточения может стать случайное попадание на икону масла или прикладывание к ней верующих в ходе полиелея. Иногда за мироточение принимают влагу, которая появляется на иконе из-за неподходящих условий хранения.

К подобным уловкам прибегают и в наше время, если нужно добиться определенной цели. Так, во время недавнего посещения папой римским Греции в стране появились слухи, что одна из икон «заплакала» кровавыми слезами, печалясь о том, что на православную греческую землю скоро ступит нога человека, представляющего католическую конфессию. Однако и это мнимое мироточение было разоблачено: анализ «кровавых слез» показал, что они изготовлены из красноватого сока дикой вишни.

В Италии кровавыми слезами долго плакала статуя падре Пио – одного из самых чтимых святых. Сделав анализ «слез» святого, эксперты пришли к выводу, что кровь принадлежит женщине Даму, сфальсифицировавшую чудесное явление, не нашли, но представители итальянского духовенства полагают, что это сделала ревностная прихожанка, которой очень хотелось чуда. В последнее столетие Ватикан объявил чудесами лишь 12 необычных явлений случившихся не только в Италии, но и во всем католическом мире все остальные 284 случая были признаны фальсификацией.

Существует немало способов имитации мироточения. Достаточно слегка процарапать изображение наждачной бумагой, а потом разбрызгать растительное масло с помощью пульверизатора, и верующие подумают, что происходит чудо.

Мироточащие иконы: о чем плачут лики святых

Все канонические иконы считаются священными благодаря своему смыслу и духовному содержанию. При этом не имеет значения, находятся ли они в храмах или в обычных домах. Но некоторые из них Господь выбирает для особых знамений, что проявляется с помощью благоухания, мироточения, свечения. Все эти явления – знаки Царства Божия.

Уже в древности некоторые образа источали слезы, миро, кровь. Истечение крови чаще всего происходило в результате повреждения образа, нанесения ему раны. Таким способом Бог пытался вразумить людей, которые оскорбили святыню. Примеров тому множество: это иконы Пресвятой Богородицы «Закланная», «Долисская», «Ченстоховская», «Иверская», «Кипрская», «Пахромская», «Нечаянная радость». Слезы, истекавшие из очей Богоматери («Плачущая», «Тихвинская-Афонская», «Ильинская-Черниговская», «Пряжевская», «Рядитенская», «Казанская-Высочиновская», «Казанская-Каргопольская», «Новгородская Умиление», «Каплуновская», «Мирожская», «Новгородская Знамение», «Корсунская-Изборская» и др.), обычно воспринимались как свидетельство скорби Божией Матери о грехах человеческих, а в некоторых случаях как знак милосердия Царицы Небесной, плачущей о своих чадах.

Согласно церковному преданию, в древности иконы источали не только слезы и кровь, но и небесное миро. Например, в VI веке на Писидийской иконе люди видели елей, струями истекавший от рук Пресвятой Богородицы. В дальнейшем это чудо было официально утверждено в своей истинности на VII Вселенском соборе.

Одно из самых известных чудес мироточения случилось в ХIII веке, когда после усердной молитвы блаженного Прокопия Устюжского и горожан о спасении Великого Устюга от каменного града икона Благовещение начала источать миро. Это было воспринято как знамение милосердия Богоматери, защитившей город и его обитателей от гибели.

В 1392 году миро появилось от десницы Богородицы на Толгской иконе. А в 1592 году икона под названием «Похвалы Пресвятой Богородицы» была украдена разбойниками из обители на святой горе Афон. Однако, когда ее покрыло миро, грабители раскаялись и вернули святыню в монастырь. Существуют и другие иконы, которые в старину источали миро, например «Владимиро-Оранская» и «Споручница грешных».

В прошлом мироточение само по себе не являлось событием, на основании которого икону объявляли чудотворной. Мироточение лишь указывало на избранность данной иконы, исцеляющая ее сила обнаруживалась по молитвам перед ней или после помазания небесным миром. Миро от икон, как и миро от мощей святых угодников, собиралось и использовалось для исцеления душевных и телесных недугов. Об этом свойстве мира можно узнать из «Полного церковнославянского словаря», составленного Г. Дьяченко, где сказано: «Мироточивый – источающий чудотворное миро во исцеление болезней».

Источник

«Безумные» Христа ради – самый сложный лик святости

Юродивые Христа ради, как отмечает открытая православная энциклопедия «Древо», это «подвижники, избравшие подвиг внешнего изображения безумия с целью достижения внутреннего смирения».

Греческое слово «салос» и его славянская калька «юродивый, уродивый, юрод, урод» – происходит от греческого же глагола «салео» – «колебаться, качаться». В классическом понимании, «салос» или «юродивый» – это не просто тот, кто ведёт себя несколько необычно и говорит странные слова. Как правило, это человек крайне опасный – глупый, безумный, помешанный и даже буйный.

В Евангелии в таком значении слово «юродивый» упоминается в Притче о десяти девах:

«Тогдá уподóбися цáрствiе небéсное десятимъ дѣвамъ, яже прiяша свѣтилники своя и изыдóша въ срѣтенiе женихý: пять же бѣ от нихъ мудры и пять юрóдивы»

Смысл юродства ради Христа

Но подвиг юродства ради Христа диаметрально отличается от простого юродства. Далеко не все юродивые Христа ради вели себя буйно и занимались обличением людских пороков. Главной чертой их подвига было, при абсолютно здравом уме и глубокой внутренней целостности, принятие на себя мнимого безумия и, нередко, презрения и поношения со стороны окружающих, ради победы над тщеславием.

Тщеславие, гордость – считается опаснейшим из всех грехов. Борьбы с гордостью не выдержал даже высший ангел света Денница, который в итоге восстал против Создателя, пал и теперь известен нам, как Сатана.

В битве с тщеславием погибали многие великие подвижники благочестия. Вот, как об этом писал преподобный Иоанн Синайский в своей знаменитой «Лествице»:

чем плачут святые лики. Смотреть фото чем плачут святые лики. Смотреть картинку чем плачут святые лики. Картинка про чем плачут святые лики. Фото чем плачут святые лики«Падший ангел», 1868 г. Кабанель, Александр

«Всем без различия сияет солнце: а тщеславие радуется о всех добродетелях. Например: тщеславлюсь, когда пощусь; но когда разрешаю пост, чтобы скрыть от людей свое воздержание, опять тщеславлюсь, считая себя мудрым. Побеждаюсь тщеславием, одевшись в хорошие одежды; но и в худые одеваясь, также тщеславлюсь. Стану говорить, побеждаюсь тщеславием; замолчу, и опять им же победился. Как ни брось сей троерожник, все один рог станет вверх».

И духовная гениальность подвига юродства ради Христа состоит как раз в том, что он больше всего направлен как раз против принятия подвижника, вступившего на этот путь, окружающим миром. Он для мира – чужой. Его жизнь с точки зрения земной мудрости – глупость. Благодаря такому отношению к себе, юродивый ради Христа мог с успехом побороть гордость. А следом за нею и остальные грехи.

«Юродство предполагает очень высокую степень духовной жизни и принимается совершенно сознательно. Для соблюдения этих двух условий, по меньшей мере, надо обладать здравым умом и трезвой памятью. Согласно святоотеческой аскетике, принять такой подвиг мог человек не просто здоровый психически и духовно, но и достигший бесстрастия, то есть состояния, когда, как говорили отцы, «умолкнут чувства» и человек перестает поступать в зависимости от них, а руководствуется в своем поведении духовным разумом. И вот эту высоту жизни подвижник скрывает за юродством, как за ширмой, чтобы послужить Богу втайне», –

поясняет иерей Владимир Новицкий, клирик храма Святых бессребреников Космы и Дамиана в селе Космодемьянском (Москва), руководитель службы «Благое дело» и врач-психиатр.

Священник Евгений Ильин, клирик Преображенского кафедрального собора города Бердска Новосибирской области, добавляет:

«Важное отличие юродства от других христианских подвигов заключается в том, что это подвиг не тех, кто стремится к святости, а тех, кто ее уже достиг. То есть, юродство не путь достижения святости. Если человек является юродивым ради Христа, то значит он и святой. Если говорить о целях юродства и церковном опыте, то этот подвиг есть воплощение в деле слов апостола Павла «Никто не обольщай самого себя: если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтоб быть мудрым. Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их»

(1 Кор. 3, 18-19), и «Мы безумны Христа ради» (1 Кор. 4, 10)

Корни юродства восходят к ветхозаветным пророкам, среди которых многие прибегали к этому способу проповеди. Совершая какие-либо странные поступки они, через это, показывали миру его безумие. Например, пророк Осия женился на блуднице и назвал первенца «Изреелем», чтобы показать, в какое сильное беззаконие впал народ Израильский. Позднее, некоторые святые также принимали на себя подвиг юродства ради Христа, но частично или временно. Из подвижников последних лет элементами юродства известен святитель Иоанн (Максимович), архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский (1896-1966).

Особенности и отличия подвига юродства

Родиной юродства ради Христа является Сирия. Жители этой страны, как и жители России, славились тягой к горению духа, предельному напряжению всех своих сил в служении Богу. Отсюда и возникновение многих экстремальных форм подвижничества: сидения в ящике (преподобный Варадат), столпничества, юродства ради Христа и т.п.

Юродство ради Христа – это «штучный товар». За 2000 лет своей истории, Церковь причислила к лику юродивых ради Христа около 60 человек по всему миру. Из них, большая часть – около 35 подвижников, была прославлена в Русской Церкви.

Одной из первых юродивых в мире была монахиня Исидора Тавенская (Египетская), жившая в IV веке. Первым русским юродивым считается преподобный Исаакий Печерский (IX век) – насельник Киево-Печерского монастыря.

Как вид подвига, юродство может возникать только в обществе, выросшем из христианской парадигмы. Когда людям известны нормы христианской морали, но они перестали претворять их в жизнь, обличения юродивого возвращают их на путь добродетели. Своим подвигом он подчёркивает противоречия между истиной во Христе и мирским «здравым смыслом», часто оказывающимся совсем не здравым.

Вот как об этом говорит отец Евгений Ильин:

«Опыт Церкви говорит о том, что юродивые это некая истинная закваска для всего Православия, особенно в те времена, когда в Церкви начинает господствовать формально-обрядовое восприятие христианства. Появляется в храме юродивый и закидывает всех навозом или просто при огромном стечении народа на патриаршей литургии сообщает, что сегодня за богослужением было всего два человека».

Интересно, что на Руси XV-XVII века юродивых даже почитали и воспринимали как людей Божиих. Это представление было распространено и в простом народе, и во власти было представление. Обидеть юродивого, нищего или больного считалось не только грехом, но и опасным делом: ведь за них сам Бог мог вступиться. Это нашло отражение даже в русских народных сказках, где, зачастую, главный герой юродствует.

Например, Иван-дурак скрывает свои подвиги, прикидываясь никчемным, глупым – это спасает его от тщеславия и гордыни, которые губят старших братьев.

Распознать настоящего юродивого крайне непросто. Это могут сделать только люди, сами живущие высокой духовной жизнью. Ведь человек может принимать вид безумного по самым разным причинам. Например, царь и пророк Давид, будучи схвачен язычниками, притворился безумным перед одним из правителей филистимлян, чтобы избежать казни.

чем плачут святые лики. Смотреть фото чем плачут святые лики. Смотреть картинку чем плачут святые лики. Картинка про чем плачут святые лики. Фото чем плачут святые лики

Другие люди, известные как «кликуши» (лже-юродивые) стремятся сыграть на авторитете юродивых ради Христа (среди христиан) или на суеверных страхах людей перед разнообразными «ясновидящими» и «оракулами», и принимают вид безумцев ради получения духовного авторитета и материальной выгоды.

Кроме того, человек действительно может быть душевно или умственно болен, но в лёгкой форме. Таких людей, которых принято называть «странненькими», «блаженненькими», можно во множестве встретить при храмах, так как здесь к ним относятся наиболее снисходительно. У «блаженненьких» бывает снижен интеллект, зато компенсаторно развита интуиция. Поэтому, будучи верующими, они могут высказывать какие-то интересные соображения. Но это будут просто их счастливые догадки, а не подлинная духовная мудрость или дар прозорливости юродивого ради Христа, данные ему Богом.

Иногда в христианской литературе можно встреть именование юродивых ради Христа «блаженными». Это обусловлено католическим влиянием, где признание блаженным, беатификация, является первым этапом канонизации подвижника. Среди древних святых под титулом «блаженный» нам известны преподобный Иероним Стридонский и святитель Августин Иппонский.

Самые известные юродивые Христа ради

чем плачут святые лики. Смотреть фото чем плачут святые лики. Смотреть картинку чем плачут святые лики. Картинка про чем плачут святые лики. Фото чем плачут святые лики

Святой Симеон Юродивый (VI век)

29 лет прожил он в аскетических трудах в Святой Земле, после чего решил пойти в город Эмессу «чтобы смеяться над миром». Подвиг юродства он начал от городских ворот, откуда с дохлой собакой на привязи направился к храму. В храме Симеон тушил орехами свечи, после чего закидал им прихожанок и был избит за это мужчинами, после чего весь город стал презирать его.

Юродивый прозревал духом нужду окружающих и старался помочь. Однажды заметили, что Симеон вошел в дом распутной женщины и, заперев дверь, остался с нею наедине. Потом он отворил дверь и поспешно вышел, озираясь по всем сторонам, не смотрит ли кто. Когда же видевшие это позвали к себе женщину и спросили, зачем у нее был Симеон, она рассказала, что уже третий день ничего не ела. А Симеон принес ей мяса, хлеба и вина и, заперев дверь, предложил трапезу.

При этом, оставаясь наедине с другим подвижником, преподобным Иоанном, святой Симеон «никогда не показывал себя юродивым, но говорил с ним – разумно и со смирением».

чем плачут святые лики. Смотреть фото чем плачут святые лики. Смотреть картинку чем плачут святые лики. Картинка про чем плачут святые лики. Фото чем плачут святые лики

Прокопий Устюжский (XIV век)

С юных лет был он богатым купцом в прусских землях. Прибыв с товарами в Новгород, он познал истинную веру «в церковном украшении», иконах, звоне и пении, принимает православие, раздал свое богатство горожанам и стал юродствовать. Позже он удалился из Новгорода в Великий Устюг, избранный им также за «церковное украшение».

Не имея кровли над головой, спал он «на гноище» нагой. На паперти соборной церкви он просил подаяние, а по ночам тайно молился за город и людей.

Однажды Прокопий, войдя в церковь, стал призывать к покаянию, предрекая, что иначе погибнут горожане «огнем и водою». Никто его не слушал и целыми днями он один плакал на паперти, скорбя о предстоящих жертвах. Только когда страшная туча нашла на город, и земля затряслась, все побежали в церковь. Молитвы перед иконой Богородицы отвратили Божий гнев, и каменный град разразился в 20 верстах от Устюга.

чем плачут святые лики. Смотреть фото чем плачут святые лики. Смотреть картинку чем плачут святые лики. Картинка про чем плачут святые лики. Фото чем плачут святые лики

Василий Блаженный (XVI век)

Блаженный жил в Москве, где предавался юродству с 16 лет. Зимой и летом он ходил по улицам города обнажённым и босым. Однажды он получил от царя богатую милостыню золотом. И отдал эти деньги не нищим, а купцу в чистой одежде, который потерял все свое состояние и, голодая, всё же не решается просить милостыню.

Однажды он разбил камнем чудотворный образ Божией Матери у Варварских ворот и выяснилось, что на доске под святым образом была намалёвана дьявольская рожа.

Один купец задумал построить в Москве каменную церковь, но трижды своды ее обрушивались. Купец обратился за советом к Василию, а тот направил его в Киев: “Найди там убогого Иоанна, он даст тебе совет, как достроить церковь”. Приехав в Киев, купец разыскал Иоанна, который сидел в бедной хате и качал пустую люльку. “Кого ты качаешь?” – спросил купец. “Родную матушку, плачу неоплатный долг за рождение и воспитание”. Тогда только вспомнил купец свою мать, которую выгнал из дома, и ему стало ясно, почему он никак не может достроить церковь. Вернувшись в Москву, он разыскал свою мать, покаялся и упросил вернуться домой, после чего успешно достроил храм.

Ксения Петербургская (XVIII-XIX век)

Ксения была женой Андрея Федоровича Петрова, придворного певчего императрицы Елизаветы Петровны. Оставшись в 26 лет вдовою, Ксения раздала все свое имущество бедным, надела на себя одежду мужа и под его именем странствовала 45 лет, нигде не имея постоянного жилища. Главным местом ее пребывания служила петербургская сторона, приход святого апостола Матфея. В любое время года на ночь святая уходила в поле где, в коленопреклоненной молитве, простаивала до самого рассвета.

Однажды рабочие, производившие постройку новой каменной церкви на Смоленском кладбище, стали замечать, что ночью, во время их отсутствия с постройки, кто-то натаскивает на верх строящейся церкви целые горы кирпича. Невидимым помощником оказалась святая Ксения.

Горожане считали за счастье, если юродивая ради Христа посещала их дом. При жизни ее особо почитали извозчики, которые заметили, что Бог благословляет их работой за то, что они подвозят святую.

Может ли юродство существовать в наше время?

Вероятнее всего, нет. Настоящее юродство требует внутренней целостности и святости жизни, чем в наше время могут похвастаться немногие. Кром того, христианские ценности сегодня базовыми являются отнюдь не для всех.

Несмотря на 30 лет возрождения духовной жизни, сейчас общество по-прежнему нуждается в повторной христианизации через примеры более понятного для людей благочестия – примера праведных, святителей, преподобных, а не юродивых.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *