человек верящий в приметы как называется
Приметы: почему так много людей в них верит, а православные – против?
Приблизительное время чтения: 12 мин.
На сайте журнала «Фома» уже долгое время существует постоянная рубрика «Вопрос священнику». Каждый читатель может задать свой вопрос, чтобы получить личный ответ священника. Некоторые вопросы встречаются особенно часто:
«Приехали в церковь крестить младенца в назначенное нам время, а там идет полным ходом отпевание покойника. Нас попросили погулять часок, пока унесут покойника и помоют пол. Руководствуясь тем, что нельзя переносить крестины, все-таки решились покрестить в этот день. Правильно ли мы поступили? И не навредит ли это ребенку?»
«Когда-то давно моя бабушка и мама принесли с кладбища старые лампадки, какое-то время они стояли у нас дома, потом их выкинули. Слышала, что с кладбища ничего приносить домой нельзя. Могут ли эти вещи нести какой-то негатив?»
«Моя мама смертельно больна. Недавно она купила в церкви серебряный крестик с цепочкой, но потом стала носить крестик на шнурке, а цепочку отдала мне. Я слышала, что чужой крестик нельзя надевать… Тем более умирающего человека. А цепочку, на которой висел крестик?»
«Можно фотографии умерших ставить рядом с фотографиями живых?»
«У меня умер родной брат. Жил вместе с родителями в частном доме, без воды. Могу ли я провести им воду, или нужно ждать год после смерти?»
Подобные вопросы ежедневно приходят на почту «Фомы». Общее в них — суеверные представления и чувство страха и бессилия перед судьбой.
Мы попросили ответить психолога Александра Ткаченко, что на самом деле стоит за суевериями и в чем причина того, что даже многие христиане верят в приметы.
Разговор о суевериях проще всего было бы начать с того, что есть вера истинная и есть вера суетная — напрасная и ни на чем не основанная. Далее можно было бы объяснить читателю, в чем заключается вера православных христиан и чем она отличается от суеверия. И закончить рассказ победным выводом о том, что люди верующие поклоняются истинному Богу, а люди суеверные — нелепым выдумкам и пустым приметам. Но, к сожалению, эта простая и понятная концепция вдребезги разбивается об один невеселый факт: среди верующих людей также бытует множество самых разнообразных суеверий, примет и обычаев, ничего общего не имеющих с христианством. Увы, суеверия — отнюдь не редкость и среди христиан.
Откуда же появляется в людях эта суетная вера? Что заставляет человека бояться каких-то нелепых совпадений и надеяться на них же, вопреки доводам здравого смысла?
Пристально разглядываемая бездна, по словам Фридриха Ницше, имеет обыкновение столь же бдительно присматриваться к ее легкомысленному созерцателю. Наш разум не терпит бессмыслицы и пустоты. Из хаотичного переплетения ночных теней на стене комнаты он с легкостью выделяет фигуры клыкастых чудовищ, а в абстрактном наборе цветовых пятен на обоях появляется зловещий профиль Мефистофеля. Наше воображение проецирует на окружающий мир наши же потаенные страхи, словно луч киноаппарата, рисующий на белом экране леденящие кровь картины мистического триллера. Там, где человек напряженно вглядывается в пустоту, она вдруг начинает приобретать вполне конкретные формы его тревожных ожиданий. И тогда перебежавший дорогу симпатичный черный котик становится объяснением всех последующих неудач этого дня, а случайно рассыпанная за завтраком соль — грозным предвестником семейной ссоры.
Жить в столь непредсказуемом и опасном мире неуютно и даже страшно. Чем же можно обезопасить себя от таких выдуманных опасностей? Ну конечно, такими же выдуманными средствами защиты! И вот уже на запястье появляется красная шерстяная ниточка, к двери прибивается заветная подкова, ну а с черной кошкой на улице и вовсе никаких проблем: достаточно лишь пропустить перед собой какого-нибудь незадачливого бедолагу и можно следовать далее со спокойной уверенностью, что все чернокошечные напасти сегодня обрушатся уже не на вашу, а на его голову. Приблизительно так работает психологический механизм формирования суеверий у неверующих людей.
Будучи разумным, человек прекрасно понимает, что в этом мире он не самое могущественное существо, постоянно подвергающееся множеству различных опасностей. И пытается защититься от них такими вот наивными мероприятиями, поскольку ничего другого ему просто не остается, ведь других защитников у него в этом мире бездушной материи просто нет. Ну разве что, по ироничному совету Иосифа Бродского, вообще не выходить из комнаты, сведя жизнь к унылому физиологическому минимуму:
…Слейся лицом с обоями. Запрись и забаррикадируйся
Шкафом от хроноса, космоса, эроса, расы, вируса.
В мире, где для человека нет Бога, приметы становятся вешками, обозначающими безопасный маршрут среди бурлящего потока событий.
Но почему же тогда суевериям подвержены бывают и христиане? Ведь для них мир отнюдь не метафизическая пустыня.
Бог христиан создал этот мир и ни на мгновение не оставлял его без Своего внимания и попечения. Люди, уверовавшие во Христа, получили от Него прямое уверение в том, что они бесконечно дороги Богу: Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены; не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц (Мф 10:29–31).
Понятно, что суеверия эти идут вразрез с христианской верой и что подвержены им в Церкви далеко не все. Однако явление это не такое уж и редкое. И чтобы разобраться в его причинах, нужно сделать краткий экскурс в самый ранний период жизни человека.
Психологическая основа для будущих суеверий формируется именно в младенчестве. Новорожденный ребенок — очень слабое и абсолютно беспомощное существо. Без заботы взрослых он очень быстро погибнет, не имея малейшей возможности самостоятельно найти себе пищу и воду или укрыться от холода. Все жизненно важные потребности младенца удовлетворяет мама, с которой он провел в теснейшем единении первый этап своей жизни. Будучи с ней девять месяцев одной плотью, чувствуя ее настроение, слыша биение ее сердца, ее голос, младенец и после родов не воспринимает маму как нечто внешнее по отношению к себе. И в то же время он еще не знает, что вокруг него есть огромный мир. Для него весь этот мир воспринимается лишь как ласковые мамины руки, запах вкусного молока из маминой груди, колыбельные песни, которые мама поет над его кроваткой.
Таким образом, на самых первых этапах жизни у ребенка существует двойственное восприятие мамы. С одной стороны, она еще не воспринимается младенцем как отдельное от него существо. С другой — представляется маленькому человеку всей полнотой окружающего мира. И этот мир-мама оказывается способным реагировать на его желания и нужды. Если ребенку стало холодно и неуютно в мокрых пеленках, мир вымоет его в теплой водичке, перепеленает, поцелует и довольного положит обратно в кроватку. Если он проголодается, мир даст ему молока или каши. Если у него заболит животик, мир бережно прижмет его к себе, пожалеет, сделает массаж. Ведь этот мир в представлении младенца — продолжение его самого. Поэтому любое его желание тут же становится известно миру, и мир заботится о его исполнении.
Потом ребенок растет, познает окружающую его реальность, приобретает новые знания и навыки. На смену первоначальному чувству полного слияния с мамой-миром приходит понимание того, что мама — это другой человек, а мир огромен и наполнен множеством интересных вещей и событий. Но, как отголосок самого раннего опыта, у ребенка остается представление о мире как о своем продолжении, способном слышать и исполнять желания. Эти младенческие чувства частично находят свое выражение в любви детей к сказкам про заклинания, волшебную палочку или цветик-семицветик, способные вернуть миру былую послушность и отзывчивость.
Отсюда же и детский эгоцентризм, болезненное стремление видеть себя центром и причиной всего происходящего вокруг.
Родители поссорились, папа наорал на маму, мама расплакалась и ушла к себе в комнату. И тогда, чтобы искупить свою «вину», он начинает с удвоенной энергией делать уроки или драить тарелки на кухне, надеясь таким образом помирить рассорившихся родителей.
Схема «я совершаю какое-то действие, и мир вокруг меня на это реагирует» воспроизводит ранний детский опыт, когда младенцу достаточно было заплакать, чтобы получить еду, тепло и материнскую ласку.
Со временем понимание причинно-следственных связей у человека становится осознанным, и вера в мир как в продолжение себя потихоньку растворяется в новом, уже взрослом опыте жизни.
Но если эмоциональное взросление человека было нарушено (например, психологической травмой), эта детская форма отношения к миру сохраняется в нем на долгие годы и даже десятилетия.
Человек заканчивает школу, женится или выходит замуж, растит детей, работает. Но в глубине души продолжает верить, что способен влиять на мир через какие-то ритуальные действия, подобные детскому мытью посуды или сделанным урокам, которые необъяснимым образом должны помирить папу с мамой.
С такими остатками младенческого восприятия мира у взрослых людей часто имеют дело психологи. Один клиент во время приема рассказывал, что всю жизнь специально заставлял себя усиленно тревожиться каждый раз, когда поднимался на борт самолета, потому что эта тревожность служила своеобразной «страховкой». Когда психолог спросил его, что именно он имеет в виду, тот ответил: «Ну, если я не буду тревожиться, я начну искушать судьбу, и тогда самолет может разбиться!» На уровне чувств он был уверен в том, что его тревожность каким-то образом удерживает самолет в воздухе и позволяет предотвратить катастрофу. Это был совсем не глупый человек с высшим техническим образованием. И умом он прекрасно понимал, что никакой разумно объяснимой связи между его искусственно вызванной тревогой и безопасностью полета нет и быть не может. Но в его субъективном опыте этот принцип работал безотказно: ведь ни один из самолетов, где он так старательно тревожился, ни разу не упал.
Другой случай. Женщина впадает в сильную тревогу, если у нее на глазах случайно наступят на ногу другому человеку. А уж если она сама это сделает, то непременно требует, чтобы в ответ наступили на ногу ей. Когда такого «обмена» не происходит, она может впасть в затяжную депрессию. В процессе терапии выяснилось, что когда-то в детстве подружка, которой она наступила на ногу, сказала: «Дай теперь я тебе наступлю, а то у тебя мама умрет». Девочка отказалась. А когда пришла домой из школы, узнала, что умерла ее бабушка. С тех пор она живет с чувством вины за свой «проступок» и пытается его «искупить», тщательно соблюдая нелепый детский ритуал, который много лет назад случайно совпал со смертью ее родственницы.
Суеверия церковных людей также часто не являются их сознательными убеждениями, это всего лишь отголоски детского чувства, что именно ты являешься смысловым центром Вселенной и все вокруг зависит от правильности или неправильности совершаемых тобою действий.
Отсюда — тревога за свечку, которую ты передал не той рукой или не через то плечо. Отсюда — страх перед вещами умерших людей, боязнь найденных нательных крестиков, занавешивание зеркал после смерти близкого и еще великое множество самых разнообразных тревог. Такие люди пытаются преодолеть свой детский страх через ритуальные действия, позволяющие им снизить уровень тревожности. Например, передавать свечку только через правое плечо и ни в коем случае не через левое.
Как ни странно, убежденность в силе подобных ритуалов вполне органично может совмещаться у них с искренней и горячей верой во всемогущего Бога Вседержителя, в Евангелие, в церковные таинства.
И любые упреки в стиле «да ты ж христианин, как ты можешь верить в такую чушь» вряд ли что-либо изменят. Здесь требуется долгий и доверительный разговор со священником, возможно, не один, или серьезная работа с психологом.
Травмы развития не лечатся обесцениванием чужих чувств, насмешками и укорами. Исцелить их можно лишь любовью и бережным отношением к чужой боли.
Детскую природу суеверий более чем полтора тысячелетия назад блестяще описал в одной из своих проповедей Иоанн Златоуст. Правда, говорит он здесь главным образом не о христианах, а об эллинах (так в Византии называли язычников, веривших в римских и греческих богов). Но мысль о том, что суеверие — плод незрелого, детского восприятия мира, в этом тексте настолько очевидна, что не нуждается в какой-то специальной расшифровке или комментарии:
«Подобно тому, как дети, находясь на руках у своих кормилиц, неразумно протягивают руки к огню и смело порываются к зажженному светильнику, а между тем боятся человека в одежде из козьей шерсти, так и эти эллины — настоящие младенцы, как и сказал о них некто: “эллины — всегда дети”.
Того, что не составляет греха, они боятся, как-то: телесной неопрятности, похорон, катафалков, тяжелых дней и тому подобного. А того, что составляет настоящий грех, как-то: сладострастной любви к отрокам, прелюбодеяния, блуда, — они и не думают считать за грех.
Ты можешь видеть, как (язычник) обмывается после мертвеца, но от мертвых дел он не омывается никогда. Он много прилагает старания о приобретении денег и в то же время думает, что одно пение петуха может разрешить всякое (недоумение).
Так они помрачены разумом. Душа их преисполнена множества примет. Например, такой-то, говорят, первый встретился со мной, когда я выходил из дому: непременно случится тысяча неприятностей для меня. Сегодня ненавистный слуга, подавая мне обувь, поднес наперед левую: быть большим бедам и напастям. Сам я, выходя из дому, ступил за порог левой ногой: и это предвещает несчастья. Это — домашние неудачи. Когда же я вышел из дому, у меня правый глаз мигнул: быть слезам. Закричит ли осел, или петух, чихнет ли кто, и вообще, что бы ни случилось, все их тревожит, так что они, — как я сказал, — точно скованы тысячами уз, точно находятся во мраке, во всем подозревают (худое) и гораздо больше порабощены, чем тысячи невольников.
Но не будем мы такими; напротив, осмеявши все такие (суеверия), — как живущие в свете, как небесные граждане, не имеющие ничего общего с землей, — будем считать для себя страшным один только грех и оскорбление Бога. Если все это пустяки, то и посмеемся над этим, равно как и над первым виновником этого — дьяволом».
Такова оценка святителя Иоанна Златоуста, вынесенная им языческим суевериям: «эллины — всегда дети».
Однако уже в те далекие времена и среди христиан тоже находились люди с таким синдромом затянувшегося психологического детства. И о них Златоуст здесь тоже говорит, но — отнюдь не в уничижительном тоне, а словами, исполненными бережной любви и сочувствия. Наверное, эти его слова и по сей день остаются лучшей рекомендацией для всех христиан, возмущенных или введенных в недоумение суеверными поступками своих единоверцев:
«…Возблагодарим Бога и будем стараться, чтобы нам самим никогда не впасть в такое рабство, а если кто из наших друзей будет пленен, разорвем его узы, освободим его от этого несносного и постыдного заключения, сделаем его способным для восхождения к небу, выпрямим его опустившиеся крылья и научим его любомудрию касательно жизни и веры. Возблагодарим Бога за все и будем умолять Его, чтобы нам не оказаться недостойными врученного нам дара; с тем вместе, позаботимся и о том, что от нас зависит, именно, чтобы нам поучать других не только словами, но и делами».
Как называется человек который верит в приметы, гадания и гороскопы(СМ)?
Есть, например, «неверующий Фома», а есть люди, которые верят в приметы, гадания и даже в Астрологию. и как квинтэссенция некоторые верят в ГОРОСКОПЫ. это забавно!
Таких людей называют суеверными. Причем у впечатлительных людей (а таких среди суеверных подавляющее большинство) довольно часто предсказания, приметы и астрологические прогнозы в плане неприятностей сбываются. И объясняется это не каким-то чудесным стечением обстоятельств, а простым самонастроем и особенностями психологии. Например, увидит человек тетку с пустым ведром и ждет неприятностей, весь погружен в мрачные мысли и предчувствия, а внимание от этого падает. Вероятность того, что в таком состоянии он оступится, упадет в канаву, или выйдет на дорогу под колеса возрастает в разы. Вот вам и оправдание примете.
Дурачок, вот так называется этот человек.
Я лично к этому отношусь нейтрально ведь в этом всем что-то есть.То-есть иногда это может просто как совпадение,а иногда просто не поддаётся логике.Если это всё отнести как к предположению то вполне может быть ведь нам не известно что за рамками нашего сознания.
Вот как-то был случай стоял в очереди в банке на оплату коммунальных услуг.
Тут зашла бабуля «Х» заняла очередь и ждала своей очереди и тут не помню из-за чего начался спор у другой бабули «У» с кассиршей.Тут За бабулю «У» вступается бабуля «Х» и начинает реально грузить кассиршу при чем не просто лепет какой-то, а вполне адекватной и обоснованной претензией и в конце добавила что кассирша ведьма.
На вид вся толпа была удивлена что мол бабка правильно речь толкала, а потом выдала.
Кассирша молча продолжила работу.
А бабуля «Х» отойдя продолжила дискуссию мол зря вы мне не верите что она ведьма ведь я знаю как их распознать даже показывала какой-то амулет при этом рассказывая что она 20 лет проработала в спец службах и типа видела всякие чудеса.
Что я хочу этим сказать верить приметам,гороскопам и тому подобное не хочется и выглядит глупо но иногда случаются такие вещи которые просто необъяснимы.
Иногда человек не верит в странности до тех пор пока не увидит своими глазами или не ощутит или что-то подобное.
Суеверными их можно назвать. То есть верящими всуе, зря. Я в это не то что не верю, я про это даже не знаю и не думаю, мне это просто ни к чему, но и верящих не считаю дурачками. Ну надо людям во что-то верить, чем-то гордиться (гордятся фактом рождения под таким-то знаком!))), оправдывать чем-то свои неудачи или отрицательные черты характера. Смешно, конечно, но их дело. Просто зря это все, суета сует и всяческая суета.
Искренне посочувствовать можно таким людям. Верить в приметы, во всем искать какие-то тайные знаки, подсказки, скрытый смысл — это же с ума сойти можно. Тем не менее, людей, которые верят в приметы, достаточно много. Чем больше примет знаешь, тем сложнее с этим жить, если в них верить. Таких людей называют суеверными.
Опишу случай, что произошёл со мной, именно голубь упал на голову, очень испугал меня. Только много позже я сумела понять это явление, нашла собственное объяснение ему.
Была осень, не самая поздняя, но шли дожди двое суток, что неестественно для моего региона, не было солнца и создавалось впечатление, что конца дождю не будет. Повсюду потоки воды, она не успевала убегать, а земля больше не впитывала.
Я живу в 9-этажке на 5 этаже. В выходные вертелась на кухне и постоянно смотрела в окно, потоки воды бежали направленно к дому, они переливались через бордюр. Я решила посмотреть, много ли воды у стены дома, возможно заливает подвал, для этого перегнулась через оконную раму, в этот момент (кроме ливня, естественно) мне на голову что-то упало и я резко выпрямилась и это «нечто» оказалось на полу. Это был голубь со сложенными крыльями, я схватила его полотенцем и выбросила наружу, на улицу.
Когда прошёл испуг и я стала анализировать причину случившегося, пришла к выводу, что, очевидно, он прятался от дождя на чужом закрытом окне и увидев меня, просто бросился за помощью, возможно был голоден и устал.
Это не примета, а обыкновенный случай.
Хочется отметить, что на арабском языке гадание на песке носит своё название и это рамл (некоторые произносят и пишут как рамль).
Подробнее ознакомиться с этим гадание можно здесь.
Есть ещё и китайская разновидность такого гадания, которая называется Фудзи. При нём участвуют трое детей или стариков, а затем один из них
Зависит от региона. В основном гадают в деревнях, так как там больше сохранились традиции. Хотя, это не показатель. Живу в городе, и то, многие подружки и знакомые гадают, все же хотят узнать, кто будет их половинкой). Во все времена,самым популярным гаданием является «гадание об имени жениха». У моей тети в свое время так исполнилось гадание. Главное верить в чудо. Даже если гадания не сбываются, не расстраивайтесь. Как по мне, весело проведенное время с друзьями стоит того. Обязательно попробуйте
Точно не стоит болтать про идеи с теми, у кого непруха в жизни, завистливому, жадному.
Книга перемен-это древняя восточная книга, гадала на монетах, определяешь: «орёл», или «решка». Составляешь пиктограмму и читаешь значение пиктограммы. Книга содержит и много интересной информации по восточной философии.
Вера в приметы
Функции, которые выполняют суеверия
1. Защита и безопасность
В древности люди жили в мире, полном неведомых им сил, как злых, так и добрых. Поэтому в каждой культуре разрабатывались и распространялись ритуалы и правила взаимодействия с неизведанным. Человеку хотелось, чтобы силы оберегали его и помогали.
В основе суеверных представлений лежат разнообразные страхи, часто иррациональные, необъяснимые. А суеверным поведением человека движет желание избавиться от довлеющих над ним аффективных переживаний. Следуя приметам, человек стремится защитить самосознание и эмоциональную сферу от вызывающих дискомфорт чувств. Суеверия дают человеку, испытывающему страх или тревогу, ощущение безопасности и защищенности.
2. Воспитательная
Если просто сказать ребенку не качать ногой или не оставлять недоеденным хлеб, то, как говорится, «в одно ухо влетит, в другое вылетит». А если добавить, что на ноге леший качается, а оставленный кусочек будет всю ночь бегать за ним, то шансов добиться от ребенка желаемого намного больше.
Таким образом, примета стала запретом, а по сути своей способствовала развитию определенных правил поведения. В широком смысле суеверия могут считаться регулятором общественных отношений, поведения в группе, носителем морали.
3. Предотвращение возможных негативных последствий
«Вернулся за чем-то домой – посмотрись в зеркало», игнорирование цифры «13» и встречи с черной кошкой – все это и многое другое попытка предотвратить неудачу. В таких случаях у человека возникает чувство, что если он проделал тот или иной ритуал, его жизнь под контролем.
Если подойти к вопросу логически, то возвращение домой за забытой вещью говорит о том, что вы сегодня необычно рассеяны, а это чревато неприятностями. Поэтому посмотреть в зеркало – это некая возможность собрать себя в кучу и настроиться на лучшее.
4. Приманивание удачи
Об этом лучше всего знают студенты, а также жители домов, расположенных рядом с общежитиями, которые каждую летнюю и зимнюю сессию ложатся спать далеко за полночь. А все потому, что ровно в 00:00 часов с криками: «Халява, ловись!», десятки рук с зачетками тянутся из окон к небесам.
Пятак под пятку и немытая перед экзаменом голова – это уже классика жанра. У спасателей есть примета никогда не чистить обувь в начале смены, чтобы не уехать на вызов, делается это в конце. Что-то с обувью не так, раз всякие обрушения с наводнениями происходят.
5. Желание заглянуть в будущее
На это направлены всевозможные рождественские гадания и приметы. Кинула башмачок через забор и направление его носка должно указать, откуда придет жених. Гадания были разнообразными, но всегда несли один и тот же символ – замужество.
Например, становились спиной к поленнице дров и, зажмурясь, вытаскивали какое-нибудь полено. Ощупывали его и, обнаружив гладкую поверхность, радовались: жених будет красивый. Или если у ЗАГСа жених споткнулся, значит, он не уверен в своем выборе, утверждает молва. А на деле оказывается, что у него просто развязался шнурок. Человек склонен к тому, чтобы искать «знаки», которые намекнут на будущее, помогут подготовиться к нему.
6. Защита от дурного глаза
Неприятности случаются со всеми. Кто-то анализирует происходящее и ищет причины в мыслях и поведении, но ведь гораздо проще считать, что день не задался потому, что Марьванна из соседней квартиры не так посмотрела с утра, а муж ушел к другой не потому, что вы его пилили, а потому что злая разлучница сделала приворот. Вера в «дурной» глаз существует абсолютно во всех странах мира уже на протяжении многих столетий и выражается в достаточно яркой форме.
Она находит проявление не только в совершении различных защитных ритуалов, но и в огромном количестве обращений к «профессионалам» в области снятия сглаза. Астрологов, хиромантов, колдунов и экстрасенсов в современной России насчитывается около 300 тысяч. Для сравнения – профессиональных ученых около 400 тысяч, причем последних становится все меньше, а колдунов, по исследованию ВЦИОМ, все больше.
7. Контроль и неизменность
Многие приметы направлены на то, что если что-то будет сделано определенным образом, то все останется на своих местах и ничего плохого не произойдет. Обычно некие ритуалы соблюдают люди с обсессивно-компульсивным расстройством. Они старательно перешагивают трещины на асфальте, не наступают на крышки колодцев, считают количество освещенных окон в доме напротив, садятся за стол определенным образом, моют руки раз в полчаса, чтобы снять тревогу.
Прекрасный пример – герой Джека Николсона из фильма «Лучше не бывает». Мелвин каждый день обедает в одном и том же ресторане, за одним и тем же столом и использует при этом одноразовую посуду, которую принес с собой из-за патологической боязни микробов. И все это только потому, чтобы его миропорядок оставался неизменным.
Хорошая новость для логиков
Психологическая специфика исключительной устойчивости суеверий связана с тем, что случаи их подтверждения прочно фиксируются, а факты явной ошибочности вытесняются. Бихевиористы (те, кто изучает поведение) рассматривают суеверия как естественное следствие неспособности понять причинно-следственные связи между собственным поведением и последующими событиями. Суеверие возникает и поддерживается в результате случайного подтверждения.
Хорошая новость для интуитов
Суеверие дарит человеку необходимую уверенность в своих силах и чувство безопасности. По мнению ученых, суеверия обладают своего рода успокоительным эффектом, если человек верит в то, что эта вещь или действие ему поможет, то это обязательно помогает. Вера имеет невероятную силу воздействия на людей. Но если результаты того или иного мероприятия во многом зависят от удачи, то вера и суеверия тут не влияют ни на что.
Хорошая новость для всех
На каждое возражение убежденного противника любых предрассудков найдется множество примеров того, как «срабатывали» приметы, сбывались пророчества, приходил успех в самых безнадежных делах. Другое дело, что только от вас самих зависит, будете ли вы опираться на своем пути к успеху на приметы и суеверия или станете рассчитывать исключительно только на себя, на свои силы и способности. Решать вам.
Как называется человек который верит в приметы, гадания и гороскопы(СМ)?
Я лично к этому отношусь нейтрально ведь в этом всем что-то есть.То-есть иногда это может просто как совпадение,а иногда просто не поддаётся логике.Если это всё отнести как к предположению то вполне может быть ведь нам не известно что за рамками нашего сознания.
Вот как-то был случай стоял в очереди в банке на оплату коммунальных услуг.
Тут зашла бабуля «Х» заняла очередь и ждала своей очереди и тут не помню из-за чего начался спор у другой бабули «У» с кассиршей.Тут За бабулю «У» вступается бабуля «Х» и начинает реально грузить кассиршу при чем не просто лепет какой-то, а вполне адекватной и обоснованной претензией и в конце добавила что кассирша ведьма.
На вид вся толпа была удивлена что мол бабка правильно речь толкала, а потом выдала.
Кассирша молча продолжила работу.
А бабуля «Х» отойдя продолжила дискуссию мол зря вы мне не верите что она ведьма ведь я знаю как их распознать даже показывала какой-то амулет при этом рассказывая что она 20 лет проработала в спец службах и типа видела всякие чудеса.
Что я хочу этим сказать верить приметам,гороскопам и тому подобное не хочется и выглядит глупо но иногда случаются такие вещи которые просто необъяснимы.
Иногда человек не верит в странности до тех пор пока не увидит своими глазами или не ощутит или что-то подобное.
История возникновения примет
Различные знаки судьбы и суеверия берут свое начало с древних времен. Люди еще не знали, как устроена природа, законов физики и чем обусловлены те или иные явления, что порой очень их пугало. Поэтому они искали объяснения другими способами: наблюдали, что предшествует определенному природному явлению. Таким образом, люди предугадывали некоторые погодные условия. Например, если птицы низко летают – к дождю, ясный закат – к солнечной погоде и т.д.
Со временем приметы стали носить не только природный, но и социальный характер. С их помощью начали предугадывать определенное поведение людей или конкретные жизненные ситуации. Например, рассыпать соль – к ссоре, разбить зеркала – к несчастью.
Все это когда-то имело реальный прямой смысл. Из-за соли люди ругались, так как это был очень дорогой и редкий продукт, и если его рассыпать, то это означало потерпеть большие убытки. Аналогично и с зеркалами. Они были не только дорогими, но еще и хрупкими. Поэтому хозяева убеждали своих слуг, и членов семьи обращаться с ними аккуратно.
Вера в приметы настолько прочно укоренилась в сознаниях, что в современном мире науки и техники люди часто продолжают предугадывать некоторые явления посредством предрассудков. Случается так, что они сбываются, но это больше связано с настроем людей. Последние начинают искать подтверждение приметам. Например, если человек рассыпал соль, он сам того не осознавая, начинает своим поведением провоцировать конфликт. Если же человек столкнулся с благоприятным знаком судьбы, он выискивает именно приятные моменты в любой ситуации, не замечая другие.
Влияние суеверий на человека
Все суеверия обладают тем или иным влиянием на человека. Давайте разберемся, как именно суеверия влияют на жизнь человека.
Создание иллюзии безопасности
«Плохой знак» заставляет человека быть более бдительным и внимательным.
Ощущение ясности
Иногда люди не могут установить причинно-следственные связи. Им проще списать сложившуюся ситуацию на «знак свыше».
Ощущение близости
Вера в приметы позволяет человеку почувствовать себя частью общества и культуры.
Ощущение свободы
Очень часто перекладывают ответственность с себя на внешние факторы (черную кошку, женщину с пустым ведром и т.д.). Это позволяет не чувствовать себя виноватым.
Иллюзия управления
Следуя ритуалам, человек чувствует себя хозяином ситуации. Исходя из этого, он контролирует себя и свой день.
Иллюзия сказки
Иногда хочется уйти от повседневных забот и поверить в чудо.
Иллюзия соответствия
В случае неудачи человек все списывает на приметы, а в случае успеха – на собственные усилия, знания и умения. Это позволяет не снижать самооценку.
Таким образом, приметы – часть нашей истории и культуры общества. Ведь вера в них сложилась еще в глубокой древности. Иногда они действительно помогают человеку избежать неприятностей и верить в лучшее. Но во всем должен быть предел. Не нужно всегда ссылаться на знаки судьбы и помнить: всему есть логическое объяснение.
Понравилась статья — поделитесь с друзьями
Помощь проекту
Почему люди суеверны?
Julia Danilushkina 6441 3 года назад … Пользователю можно задать вопрос
Суеверия — это некий набор знаний о том, как надо поступать в той или иной ситуации во избежание определённых проблем. Источником суеверий являются случайные совпадения. Совпадения по месту и времени двух различных, ничем не связанных событий дали в прошлом начало многим поверьям. Это одна из причин их живучести и сегодня.
Люди суеверные потому, что их психология такова, что причинами своих успехов они считают собственные усилия, а когда случаются неудачи — сваливают всё на внешние негативные факторы. Ведь так легко оправдаться перед другими и самим собой, что день прошёл неудачно из-за того, что дорогу перешёл чёрный кот.
Суеверия настолько прочно вошли в повседневную жизнь многих людей, передаваясь из поколения в поколение, что люди уже стали заложниками этих вековых предрассудков. Если плохая примета сбывается, то человек об этом начинается трещать всем своим знакомым и они тоже начинают верить. Типа: «Блин, представляешь, я не сдал экзамен, но это не я виноват, а чёрная кошка, которая попалась на пути по дороге в университет.»
А может кто-то просто не выучил экзаменационные вопросы?
А если примета не сбывается, то о «несостыковочке» просто забывают и об этом уже никому не говорят. Вот и создается ложное представление о том, что приметы всегда сбываются.
Расскажу вам один случай из моей жизни. У меня была назначена встреча, и я ждала одного опаздывающего на неё человека, стоя около книжного магазина. Я увидела, как мимо его входа пробежал чёрный кот и в это время какая-то женщина с ребёнком как раз хотели туда войти. Но, увидев произошедшее, она на несколько секунд остановилась и замерла, взяв девочку за руку, её лицо было напуганным. Женщина решила изменить свой курс и сказала: «Пойдём, доча, в другой магазин». Она ещё долго оглядывалась на этого безобидного кота, который ей так не угодил. Я была в недоумении, учитывая ещё то, что другой ближайший книжный магазин находится офигеть как далеко и переться туда из-за кота — это, мягко говоря, неразумно.
Не трудно догадаться, что такие родители потом научат своих детей всем этим «полезным» знаниям или же сам ребёнок, смотря на взрослых, будет поступать так же, как они.
Суеверие — это убеждение, обычно порожденное страхом, которое противоречит соображениям разума и не может быть подтверждено опытом.
Это в принципе всё, что я хотела написать. Спасибо вам за вопрос! 🙂
Julia Danilushkinaотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии 20 0